Jump to content



Sign in to follow this  
Guest Эльтебер

Социалистическая Туранская Партия

Recommended Posts

Guest Эльтебер

Третий Путь в Киргизии

Историческая справка

Летом 1931 года во Фрунзе (прим. нынешний Бишкек) небольшой группой нарождающейся киргизской интеллигенции и партийных деятелей была основана альтернативная коммунистическим партструктурам неофициальная организация под названием "Социалистическая Туранская партия". Главной причиной, побудившей к ее созданию, послужило недовольство ее основателей фактической реализацией социалистического строительства в Киргизии: перегибами в проведении аграрной коллективизации, неграмотностью в решении вопросов национальной политики. Идеологическая база организации представляла собой синтез марксистско-ленинского учения и почвенических идей пантюркистского движения Алаш-орда, существовавшего в первые годы после распада Российской империи и ставившего целью создание "Туранского государства" на территории Средней Азии.

Весной 1932 года на квартире у одного из руководителей организации была принята программа Социалистической Туранской партии - руководство к действию по корректировке проводимого советской властью политико-экономического курса и исправлению недостатков национальной политики. В конечной перспективе планировалось создание единого тюркского государства на социалистических началах.

Однако спустя год, в мае 1933 года все участники СТП были арестованы по обвинению в контрреволюционной деятельности. Как оказалось, организация попала в поле зрения ГПУ практически с момента своего создания - в число ее членов проник предатель. В документах следствия партия проходила под именем "Социал-Туранская": чтобы не компрометировать идею социализма, в следственных органах отсекли конечную часть первого слова названия, соединив его со вторым дефисом.

Арестованным вменялись в вину "антисоветская агитация и срыв ряда сельскохозяйственных политкампаний", а также организация "контрреволюционной группы до 250 человек, подготовленных к вооруженному выступлению летом 1933 года". В целом же обвинения носили фиктивный характер, иначе исход судебного процесса не был бы сравнительно мягким: из 23 человек, проходивших по делу Социал-Туранской партии, один был приговорен к расстрелу, один освобожден, остальным дали различные сроки лагерного заключения от 3-х до 10 лет. Так, не успев проявить себя какими-либо практическими акциями, Социалистическая Туранская партия прекратила свое существование.

Несколько слов в заключение. Поверхностным и совершенно необоснованным выглядит трактовка СТП как исключительно националистического движения, прикрывающегося фразеологией туранства и социализма. Это не так, ни о какой узконациональной ограниченности говорить тут невозможно. Стоит отметить, что программа Социалистической Туранской партии была написана на русском языке, что автоматически подразумевало наднациональный характер пропаганды заложенных в ней идей. Кроме того, один из лидеров партии, Аджиман Шабданов (расстрелянный по приговору суда), являлся потомком знаменитого иссык-кульского манапа и скобелевского офицера Шабдана Джантаева, выступавшего в XIX веке активным проводником российского влияния в Киргизии.

Как видим, все не так однозначно, как хотелось бы. Быть может, наиболее адекватным тут будет иной, весьма непривычный подход к феномену Социал-Туранской партии, который помещает ее в контекст универсальной парадигмы Третьего Пути, сочетающей традиционные устои "крови и почвы" (в данном случае, туранство) с сугубо левыми общественно-преобразовательскими установками (социализм). И не имеет значения, что Социалистической Туранской партии не удалось в полной мере реализовать свою политическую миссию. Сущность, в данном случае, важнее осуществления.

Идеология Третьего Пути вовсе не является, как иногда пытаются представить, эклектическим, зависящим лишь от конъюнктуры исторического момента соединением левых и правых идеологем. Нет, это самостоятельный и целостный мировоззренческий вектор, который в большей или меньшей степени может быть обнаружен в социально-политическом пространстве каждой конкретной культуры. Вышеследующий исторический пример призван, с одной стороны, послужить доказательством универсального характера идеологии Третьего Пути, а, с другой, - внести дополнительное измерение в интерпретационную схему социо-политических процессов Киргизии советского периода.

http://www.arctur.elcat.kg/dos.htm

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
Sign in to follow this  

×
×
  • Create New...