Jump to content



Guest Урал

Башкорты-Башкиры

Recommended Posts

Хорошая статья!

  • Одобряю 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Сабитов Ж.М. Казахские естеки/иштяки//Иштяки: приуральско-сибирское пограничье. Казань, 2019. С. 114-120.
https://www.academia.edu/42049212/Сабитов_Ж.М._Казахские_естеки_иштяки_Иштяки_приуральско-сибирское_пограничье._Казань_2019._С._114-120

Share this post


Link to post
Share on other sites

Как башкир из рудокопов превращали в "кочевников".

Такие древние башкордские города как Миньяр, Оско-Катай, Куса, Сим, Кунгур, Бакал, Сатка, Кыштым, Карабаш, где башкорды с древних времен добывали и плавили металл, к 18-му веку оказались отделены от Башкурдистана. Вот, что по этому поводу писал П. Бажов: "Про башкир тоже забывать не след. Эти и вовсе задолго наших в здешних местах поселились. Народ, конечно, не богатый, а конь да булат у них такой случались, что век не забудешь. Иной раз такой узор старинного мастерства на ноже либо сабле покажут, что по ночам тот узор тебе долго снится.

Больше сотни лет прошло с той поры, как в нашем городе сварили такую булатную сталь, перед которой все тогдашние в полном конфузе оказались. В те года на заводе в начальстве и мастерах еще много немцев сидело. Им, понятно, охота было такую штуку присвоить: мы, мол, придумали и русских рабочих обучили. Только инженер Аносов этого не допустил. Он в книжках напечатал, что сталь сварили без немцев. Те еще плели: по нашим составам. Аносов и на это отворот полный дал и к тому подвел, что златоустовская булатная сталь и рядом с немецкими не лежала. Да еще добавил: коли непременно родню надо искать златоустовскому булату, так она в тех старинных ножнах и саблях, кои иной раз попадаются у башкир''...

``"И закалка такая же, нисколь она на немецкую не подходит. Немцы видят, сорвалась их выдумка, за другое принялись; подхватили разговор о старинном оружии и давай в ту сторону дудеть. Им, видишь, всего дороже было, чтоб и думки такой не завелось, будто русские мастера сами могут что путное сделать. Вот немцы и старались. Да и у наших к той поре еще мода не прошла верить, будто все, что позанятнее, принесли к нам из какой-нибудь чужой стороны. Вот и пошел разговор, что Аносов много лет по разным кибиточным кузнецам (башкордам) ходил да ездил и у одного такого и научился булат варить, будто Аносов у того кибиточного кузнеца сколько-то годов в подручных жил и не то собирался, не то женился на его дочери. Тем будто и взял мастера и тайность с булатом разведал''.

Добавим, что Аносов выучился в Горном корпусе, построенном башкордом Исмагилом Тасимовым. И ранее П.Бажов писал буквально следующее: ``Если эту ниточку до конца размотать, так, пожалуй, дойдешь до старого сказу. Не знаю только, башкирский он или русский''.

11 февраля 1763 года указом царского правительства башкордам запрещалось иметь кузницы в своих деревнях, а имеющиеся уничтожить. ``По нашим местам в этом деле - и верно - смешицы много. Бывает, что в русской семье поминают бабку фатиму, а в башкордской, глядишь, какая-нибудь, Маша- Наташа затесалась. Известно, с давних годов башкиры с русскими при одном деле на заводах стояли, на рудниках и приисках рядом друг с другом колотились. При таком положении не мудрено, что люди и песней, и сказкой, да и кровями перепутались. Не сразу разберешь, что откуда пришло. Привычны у нас к этому. Никто за диво не считает''
Вот так,научившись у башкир рудному делу,отобрав все рудники себе.запретив заниматься кузнечным делом превратили башкир в "кочевников".
9 декабрь 2015 год.

Мнение Радика Вахитова: У Московского государства Ивана Грозного до присоединения Башкортостана не было ни одного рудного месторождения железа. Это была деревянная лапотная страна, не признаваемая европейской цивилизацией. До основания Горного института башкиром Исмаилом Тасимовым в России не было специалистов по металлургии, кроме самоучек-башкир. Так "младший брат" вытащил "старшего брата" из темноты и отсталости.

https://m.vk.com/wall-73560001_28944

  • Одобряю 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
5 минут назад, башгирд сказал:

Как башкир из рудокопов превращали в "кочевников".

Такие древние башкордские города как Миньяр, Оско-Катай, Куса, Сим, Кунгур, Бакал, Сатка, Кыштым, Карабаш, где башкорды с древних времен добывали и плавили металл, к 18-му веку оказались отделены от Башкурдистана. Вот, что по этому поводу писал П. Бажов: "Про башкир тоже забывать не след. Эти и вовсе задолго наших в здешних местах поселились. Народ, конечно, не богатый, а конь да булат у них такой случались, что век не забудешь. Иной раз такой узор старинного мастерства на ноже либо сабле покажут, что по ночам тот узор тебе долго снится.

Больше сотни лет прошло с той поры, как в нашем городе сварили такую булатную сталь, перед которой все тогдашние в полном конфузе оказались. В те года на заводе в начальстве и мастерах еще много немцев сидело. Им, понятно, охота было такую штуку присвоить: мы, мол, придумали и русских рабочих обучили. Только инженер Аносов этого не допустил. Он в книжках напечатал, что сталь сварили без немцев. Те еще плели: по нашим составам. Аносов и на это отворот полный дал и к тому подвел, что златоустовская булатная сталь и рядом с немецкими не лежала. Да еще добавил: коли непременно родню надо искать златоустовскому булату, так она в тех старинных ножнах и саблях, кои иной раз попадаются у башкир''...

``"И закалка такая же, нисколь она на немецкую не подходит. Немцы видят, сорвалась их выдумка, за другое принялись; подхватили разговор о старинном оружии и давай в ту сторону дудеть. Им, видишь, всего дороже было, чтоб и думки такой не завелось, будто русские мастера сами могут что путное сделать. Вот немцы и старались. Да и у наших к той поре еще мода не прошла верить, будто все, что позанятнее, принесли к нам из какой-нибудь чужой стороны. Вот и пошел разговор, что Аносов много лет по разным кибиточным кузнецам (башкордам) ходил да ездил и у одного такого и научился булат варить, будто Аносов у того кибиточного кузнеца сколько-то годов в подручных жил и не то собирался, не то женился на его дочери. Тем будто и взял мастера и тайность с булатом разведал''.

Добавим, что Аносов выучился в Горном корпусе, построенном башкордом Исмагилом Тасимовым. И ранее П.Бажов писал буквально следующее: ``Если эту ниточку до конца размотать, так, пожалуй, дойдешь до старого сказу. Не знаю только, башкирский он или русский''.

11 февраля 1763 года указом царского правительства башкордам запрещалось иметь кузницы в своих деревнях, а имеющиеся уничтожить. ``По нашим местам в этом деле - и верно - смешицы много. Бывает, что в русской семье поминают бабку фатиму, а в башкордской, глядишь, какая-нибудь, Маша- Наташа затесалась. Известно, с давних годов башкиры с русскими при одном деле на заводах стояли, на рудниках и приисках рядом друг с другом колотились. При таком положении не мудрено, что люди и песней, и сказкой, да и кровями перепутались. Не сразу разберешь, что откуда пришло. Привычны у нас к этому. Никто за диво не считает''
Вот так,научившись у башкир рудному делу,отобрав все рудники себе.запретив заниматься кузнечным делом превратили башкир в "кочевников".
9 декабрь 2015 год.

Мнение Радика Вахитова: У Московского государства Ивана Грозного до присоединения Башкортостана не было ни одного рудного месторождения железа. Это была деревянная лапотная страна, не признаваемая европейской цивилизацией. До основания Горного института башкиром Исмаилом Тасимовым в России не было специалистов по металлургии, кроме самоучек-башкир. Так "младший брат" вытащил "старшего брата" из темноты и отсталости.

https://m.vk.com/wall-73560001_28944

У "чудским копям" на Урале башкиры скорее всего имели отношение.

Как считаете?

Share this post


Link to post
Share on other sites

то, что языки казанских татар и башкир так близки друг с другом, может говорить об общей генетической и политической основе этих двух совр. этносов? т.е. может дело не только в модной золотоордынской основе, а в чем то менее масштабном и размазанном

Share this post


Link to post
Share on other sites

Какие-то линии могут пересекаться, как-никак соседние народы. Но генофонды в целом не могут быть однородны. По-моему  однородность генофондов вообще не возможна по сути ни у кого. Это как в рулетке.

Share this post


Link to post
Share on other sites
7 часов назад, Zake сказал:

У "чудским копям" на Урале башкиры скорее всего имели отношение.

Как считаете?

Таких копей более тысячи семисот штук!  (Минусинская котловина, Западная Сибирь, Урал)

Возраст чудских копей достигает 4 тысяч лет, какой-то народ на Урале вел интенсивную добычу полезных ископаемых. Кто были сами рудокопы, до сегодняшнего дня точно неизвестно, они оставили о себе весьма скудные свидетельства. Несколько плохо сохранившихся поселений, орудия труда и приспособления для работы в шахтах. Не имея других догадок относительно народа, который в глубокой древности добывал полезные ископаемые на Урале, народная молва «приписала» все мифическому народу — белоглазой чуди.
 Копали разные народы на этой территории, а не один. Авторских прав не существовало, но существовал "узун кылак".

Share this post


Link to post
Share on other sites

Когда впервые были записаны башкирские шежире?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Неужели никто не знает?

Share this post


Link to post
Share on other sites
02.06.2020 в 17:47, Le_Raffine сказал:

Когда впервые были записаны башкирские шежире?

У нас не шежире, а  «шежере»  (шəжəрə)
Ответ
Кузеев РГ Башкирские шежере

Например, "Юрматинское шежере стало записываться с середины XVII века".
Борис Хайретдинов Шежере башкир и народные песни... https://proza.ru/2017/09/08/1428

  • Одобряю 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
8 minutes ago, башгирд said:

У нас не шежире, а  «шежере»  (шəжəрə)
Ответ
Кузеев РГ Башкирские шежере

Скорее всего люди хотят знать истину одного Шежере, где упоминаются кыргызы, башкиры, туркмены, калмыки, каракалпаки, а все остальные будто бы происходят от этих народов. Просто забыл название этого Шежере, но имена упоминаемых народов запомнил. 

Share this post


Link to post
Share on other sites
8 минут назад, Kamal сказал:

Скорее всего люди хотят знать истину одного Шежере, где упоминаются кыргызы, башкиры, туркмены, калмыки, каракалпаки, а все остальные будто бы происходят от этих народов. Просто забыл название этого Шежере, но имена упоминаемых народов запомнил. 

Такое мне неизвестно. Известное шежере о самых древних временах - Урал-батыр

Наибольшее распространение шежере имеет среди башкир, татар, казахов и киргизов.

Share this post


Link to post
Share on other sites
39 минут назад, башгирд сказал:

У нас не шежире, а  «шежере»  (шəжəрə)
Ответ
Кузеев РГ Башкирские шежере

Например, "Юрматинское шежере стало записываться с середины XVII века".
Борис Хайретдинов Шежере башкир и народные песни... https://proza.ru/2017/09/08/1428

Cпасибо.

Share this post


Link to post
Share on other sites
15 minutes ago, башгирд said:

Такое мне неизвестно. Известное шежере о самых древних временах - Урал-батыр

Наибольшее распространение шежере имеет среди башкир, татар, казахов и киргизов.

А шежере Муйтен бия (усерганы) более позднее? И вообще, есть ли параллели с шежере Муйтен бия и племенем Муйтен среди каракалпаков. Кузеевские сведения читал, но возможно есть и более свежие данные?!

Share this post


Link to post
Share on other sites
1 минуту назад, Kamal сказал:

А шежере Муйтен бия (усерганы) более позднее? И вообще, есть ли параллели с шежере Муйтен бия и племенем Муйтен среди каракалпаков. Кузеевские сведения читал, но возможно есть и более свежие данные?!

Не спец по шежере

Share this post


Link to post
Share on other sites
1 minute ago, башгирд said:

Не спец по шежере

Жаль. В списке более важных тюрко-татарских племен 17 века Муйтены числятся. В 16 веке они были даже отдельным Арысом, но нынче являются отдельным племенем в составе каракалпакских конратов. По линии мамы (по их преданиям) они пришли из Южной стороны, хотя каракалпаки считаются переселенцами с Севера. В этой связи очень интересны легенды Усерганов, якобы происходящих от Муйтенов. 

Share this post


Link to post
Share on other sites
10 часов назад, Kamal сказал:

легенды Усерганов, якобы происходящих от Муйтенов

У нас есть те и другие.
Известные личности у нас: "Майкы-бей (род Табын), Муйтен-бей (род Усерген)". Хамидуллин Бурджаны в истории Евразии

Share this post


Link to post
Share on other sites
On 6/4/2020 at 9:43 AM, башгирд said:

У нас есть те и другие.
Известные личности у нас: "Майкы-бей (род Табын), Муйтен-бей (род Усерген)". Хамидуллин Бурджаны в истории Евразии

А я был в Уфе, очень красивый город, но растянутый - слева Белая, справа Уфа. У меня фото перед Салаватом со мной оказался, правда с прежней семьей. Пару лет назад  новую семью повел туда, им тоже понравилось, жили три недели за Уфой в городе Дема с вьетнамским базаром, помню, теплые воспоминания. 

Мне интересно, Шежере Муйтен бия (Усерганов) написано поэтически, в стихах. А у нас Муйтены считаются хорошими певцами. А самое главное, что наше Шежере 19 века также написано в стихах, автор Бердах шайыр из рода Колдаулы. А больше я не знаю среди тюркских народов, чтоб Шежере звучало поэтически. Как думаете, наши Муйтены могли остаться среди нынешних башкир?

Share this post


Link to post
Share on other sites
4 часа назад, Kamal сказал:

наши Муйтены могли остаться среди нынешних башкир?

Может и наоборот.

В давние времена нужно было знать всех родственников до 7 колена. А теперь только помню, что есть в ваших краях родственники уже в 6- 8 колене.

Share this post


Link to post
Share on other sites
13 hours ago, башгирд said:

1. Может и наоборот.

2. В давние времена нужно было знать всех родственников до 7 колена. А теперь только помню, что есть в ваших краях родственники уже в 6- 8 колене.

1. Все возможно, по крайней мере бухарские муйтены называли себя ногайцами, то есть выходцами из Ногайской орды.

2. А какие именно рода?

Share this post


Link to post
Share on other sites
40 минут назад, Kamal сказал:

1. Все возможно, по крайней мере бухарские муйтены называли себя ногайцами, то есть выходцами из Ногайской орды.

2. А какие именно рода?

1. Раньше с национальностью особо не заморачивались. ИМХО

2. ???

Share this post


Link to post
Share on other sites
23 minutes ago, башгирд said:

1. Раньше с национальностью особо не заморачивались. ИМХО

2. ???

Видимо, кое-где национальность имела значение

 b82800645766.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites
2 часа назад, Kamal сказал:

Видимо, кое-где национальность имела значение

 b82800645766.jpg

Ногай от имени хана. Так кто же они: митаны, ногаи или каракалпаки? Были ли они на тот момент этносом. Кстати, понятию этнос только сотня лет. Имело значение принадлежность к какой-то группе, желательно престижной.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now

×
×
  • Create New...