Перейти к содержанию
Гость Урал

Башкорты-Башкиры

Рекомендуемые сообщения

large.31143979_1823206851307056_250972368082567168_n.jpg.a6a3e902d73a651638cd7d3442bf6068.jpg

Усман Гумеров – командир 11-го Башкирского полка, обращающийся к брату Абдулле, подъехавшему к нему на коне.
Имя Усмана Гумерова известно в связи с его общением с великим немецким мыслителем и поэтом И.В. Гёте. Встреча Гёте с башкирами произошла в январе 1814 г., когда команда 11-го полка проходила через Веймар. Гёте его письмо другу Генриху фон Требра от 5 января 1814 г., в котором он подробно рассказывает о встрече с башкирами. Судя по письму, они попросили разрешения провести намаз в помещении протестантской школы и благодаря поддержке Гёте, увлекавшегося мотивами Востока и ислама, оно было дано. Сам поэт присутствовал на молебне, а затем пригласил к себе в гости башкирского командира. Гёте указывал, что звали его Гусман Гумеров, а башкиры называли его «принцем», т.е. князем. Гёте пригласил Усмана вечером в театр, где выступил с приветствием к башкирам. В письме Гёте сообщал, что ему башкиры «подарили в знак особой благосклонности... лук и стрелы, которые я на долгую память повешу над моим камином, как только Бог даст этим добрым гостям счастливое возвращение». Впоследствии Гёте описал подарок: «...он весь покрыт тонким слоем березовой кожуры, дерево видно лишь на изогнутых концах. К тому же оно потемнело от времени, и не разберешь, что это такое, то ли молодой дуб, то ли орех...»

Дальнейшая судьба башкирского командира и его брата сложилась удачно. Выписка из ревизской сказки 1816г. д.Мечетлино показывает, что Усман Гумеров был юртовым старшиной (территориально-административная единица), с ним же жил его брат Абдулл, на самом деле имевший полное имя Габдулхалик. Усману было 53 года (родился в 1763 г.), а Габдулхалику 38 (родился в 1778 г.). У него был еще один брат – Габдулгазиз, родившийся в 1783 г. У Усмана были три сына: Исламгул, Исмагил, Габдулнасир. Ревизия 1834 г. показала, что в д. Дуван-Мечетлино проживал 71-летний отставной старшина Гусман Гумеров Кылызбаев и его сыновья зауряд-хорунжии: юртовой старшина Исламгул и Исмагил. В это время там жили братья Усмана – Габдулхалик и Габдулгазиз с сыновьями. Усман взял в качестве фамилии имя своего деда Кылысбая («богатый саблей человек») и стал Кылызбаев. Один из его потомков Шакирзян Габдулнафикович Клызбаев в 1917 г.был кандидатом в члены Учредительного собрания от «башкир-федералистов». Его отец Габдулнафик, зауряд-хорунжий, юртовой старшина 17-й юрты, приходился внуком Усману, сам Шакирзян был одним из девяти сыновей Габдулнафика.
На сегодняшний день в Башкирии, в с. Большеустьикинское, живут прямые потомки от старшего сына Усмана Гумерова, дети Ханжара Ганиева (взял в качестве фамилии имя своего деда Габдулгани) – Радик, Раиль и Рафиль Ганиевы. В Уфе здравствует праправнук еще одного персонажа, изображенного на акварели, Габдулхалика Гумерова – Фархитов Рафит Амурович. В самом с.Дуван-Мечетлино на старом кладбище, где был похоронен Усман Гумеров, в 1965–1966 гг. проводилась электрификация, один столб был установлен посреди кладбища, все захоронения разровняли и убрали могильные камни. Поэтому обнаружить в настоящее время захоронение башкира, встречавшегося с Гёте и смотревшего представление театра в Веймаре в январе 1814г., пока не удалось. Остались потомки, осталась память и акварель неизвестного художника, посвященная этим далеким событиям. Авторы Р.Н. Рахимов, Е.П. Ковредова

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Цитата

22.04.2018 в 16:22, Абитаев Руслан сказал:
Происхождение названия Уфы
http://www.proza.ru/avtor/ruslabit

Цитата

24   В абхазский открывается имя бога Аффа - название Громовержеца и тоже покровитель, защитник, охранитель домашного очага, аналогический аланского Сафа. Абаев объясняет имя Сафа, через народной этимологии - из названия св. Сава. Конечно это очень поздное явление. Така что имя бога было Аффа и его принесли из Центральной Азии, сарматы или аланы на Квказе, откудо попало у абхазов. Происхождения слово тохарского, или алтайского. В тох.(а) ap, тох. (б) appo - отец, в тунгусо-маньчжурском abuga, abka, apka - отец, в монг., бурят. abu, aba, халха-монг. av, aаv, калмык. awa, монгурский ba, awa, ордоский монг. awagъa - отец, в ТМ яз.: орокенский epi, негидальский apa - дед, негидальский epo, маньчжур. efu - старший в возрасте, дядя, монг. ebuge, халха-монг. ovog - прародитель, корейский abi, abadzi - отец, abai - предцы, венгерский apa - баща. У осетинов встречаются именам Афай, Афахъо, Афгай, Афа, связанные с этого бога. Есть и такое староболгарское слово известно только из надписей Мурфатлара ефе (афа) - отец, бог-отец! символизирует солнце. (62) Как солярный символ олицетворяет жар, блеск и силу полуденного солнца. Конный бог - это Сйявуш, его символ петуха и лев подчинаятся Сйявуша.

Войников Ж. Болгары в осетинские предания, Нартского эпоса и венгерский генеалогический миф. http://www.bulgari-istoria-2010.com/booksRu/BG_Nartskiy_epos.pdf

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Иранская версия происхождения другого этнонима башкир "истяк". Трепавлов В.В. считает, что истяками называли северо-западных и северо-восточных башкир. Вместе в тем удмуртов русские называли "отяки", "вотяки". Если между этнонимом отяк и истяк есть родство, то... Напольских В.В. и Белых С.К. здесь http://www.udmurt.info/library/belykh/udmetn.htm  пишут, что "удмурт" означает odo-mort "человек odo", а "отяк" как раз происходит от "odo". Наиболее правдивой они считают этимологию этого слова из иранского языка в значении "украинец, житель окраины". Т.е. если отяк и истяк одно и тоже, то "истяк" имеет иранское происхождение. Согласно генетическим данным северо-западные и северо-восточные башкиры происходят от древних иранских племен (кластер майкыбиевичей). Другой исследователь - Юсупов Р.М., исходя из формы "хэдшдек", писал: 

Цитата

Отсюда можно допустить, что «иштяк» является в своей основе тюркизированной формой названия потомков древних племен Южного Урала - «хешдеков» или «хешдаков». В этом случае «хещдак» или «хешдах» будет переводиться с иранского как родственник, потомок, родня великих, могучих дахов, даков, где «хеш» — родня, потомок, а «дах», «дак», «дау» - великий (иран.)

(Юсупов Р.М. Древние этапы этно- и расогенеза башкир и происхождение этнонимов Башкорт и Иштяк)

Если первая версия верна, то значение слова "остяки", "отяки", "истяки" - это не варвары или язычники, а украинцы, окраинные жители.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 минут назад, Kilo сказал:

Иранская версия происхождения другого этнонима башкир "истяк". Трепавлов В.В. считает, что истяками называли северо-западных и северо-восточных башкир. Вместе в тем удмуртов русские называли "отяки", "вотяки". Если между этнонимом отяк и истяк есть родство, то... Напольских В.В. и Белых С.К. здесь http://www.udmurt.info/library/belykh/udmetn.htm  пишут, что "удмурт" означает odo-mort "человек odo", а "отяк" как раз происходит от "odo". Наиболее правдивой они считают этимологию этого слова из иранского языка в значении "украинец, житель окраины". Т.е. если отяк и истяк одно и тоже, то "истяк" имеет иранское происхождение. Согласно генетическим данным северо-западные и северо-восточные башкиры происходят от древних иранских племен (кластер майкыбиевичей). Другой исследователь - Юсупов Р.М., исходя из формы "хэдшдек", писал: 

Если первая версия верна, то значение слова "остяки", "отяки", "истяки" - это не варвары или язычники, а украинцы, окраинные жители.

Кластеру маикыбиевичеи какие башк.племена относят ?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 минуты назад, Курсант сказал:

Кластеру маикыбиевичеи какие башк.племена относят ?

Статья называется Ю.М. Юсупов, Р.А. Схаляхо, А.Т. Агджоян и др. Родовые объединения северо-восточных башкир в свете данных геногеографии )по полиморфизму Y-хромосомы). Вестник Академии наук РБ, 2016, том 21, № а4 (84), с. 16-25.

Ссылка на ее пересказ: http://xn--c1acc6aafa1c.xn--p1ai/?page_id=15849 

О кластере майкыбиевичей также написано в многотомной "История башкирских родов", например в томе про клан Табын. К этому кластеру относятся кланы Табын, Айле, Катай, Танып, Салджиут, Кудей, Кошсо, Ирякте, Балыкчи, Казанчи, Дуван, Уран.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

17 минут назад, Kilo сказал:

Статья называется Ю.М. Юсупов, Р.А. Схаляхо, А.Т. Агджоян и др. Родовые объединения северо-восточных башкир в свете данных геногеографии )по полиморфизму Y-хромосомы). Вестник Академии наук РБ, 2016, том 21, № а4 (84), с. 16-25.

Ссылка на ее пересказ: http://xn--c1acc6aafa1c.xn--p1ai/?page_id=15849 

О кластере майкыбиевичей также написано в многотомной "История башкирских родов", например в томе про клан Табын. К этому кластеру относятся кланы Табын, Айле, Катай, Танып, Салджиут, Кудей, Кошсо, Ирякте, Балыкчи, Казанчи, Дуван, Уран.

Выводы поспешные , если катаицы иранцами стали :D

Откого  у башкир горловое пение , от иранцев или от украинцев?

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 минуту назад, Курсант сказал:

Выводы поспешные , если катаицы иранцами стали :D

Откуда у башкир горловое пение , от иранцев или от украинцев?

 

Генетика прямо с культурой и религией не связана, генетика меняется медленно, а культура, религия и язык легко заимствуются.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 минуты назад, Kilo сказал:

Генетика прямо с культурой и религией не связана, генетика меняется медленно, а культура, религия и язык легко заимствуются.

Ну хорошо от кого они заимствовали горловое пение ? к примеру у казахов это нет в народном фольклоре 

У татар , чуваш , удмурт есть горловое пение?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 минуты назад, Курсант сказал:

Ну хорошо от кого они заимствовали горловое пение ? к примеру у казахов это нет в народном фольклоре 

У татар , чуваш , удмурт есть горловое пение?

Не в курсе. По-любому заимствовали от алтайских тюрков и тюркизированных монгольских племен. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 минуты назад, Kilo сказал:

Не в курсе. По-любому заимствовали от алтайских тюрков и тюркизированных монгольских племен. 

Если вы считаете к примеру казахов тюркизированными монголами , то горловое пение почему то у них нет

А вы  знаете из захоронении монголов  Таван Толгоя , их R1a близка таджикам и населению европеискои части России 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

13 минут назад, Курсант сказал:

Ну хорошо от кого они заимствовали горловое пение ? к примеру у казахов это нет в народном фольклоре 

У татар , чуваш , удмурт есть горловое пение?

Считается же история этнонима, самого народа, его культуры, языка, религии имеют разную историю. Наличие одного и того же этнонима у разных народов не говорит ещё об их родстве.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 минуты назад, Курсант сказал:

Если вы считаете к примеру казахов тюркизированными монголами , то горловое пение почему то у них нет

А вы  знаете из захоронении монголов  Таван Толгоя , их R1a близка таджикам и населению европеискои части России 

Понял к чему вы клоните))). Монголы - потомки иранцев, горловое пение  - реликт иранской культуры. Угадал?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

11 минут назад, Kilo сказал:

Понял к чему вы клоните))). Монголы - потомки иранцев, горловое пение  - реликт иранской культуры. Угадал?

Не угадали,  горловое пение это традиция монголов 

Учитывая молодои возраст веток R1a у башкир , то думаю это т.н монгольскии след 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Только что, Курсант сказал:

Не угадали,  горловое это традиция монголов 

Учитывая молодои возраст веток R1a у башкир , то думаю это т.н монгольскии след 

Основная гаплогруппа монголов С, есть даже его особый кластер чингизидов. Возраст башкирских R1a - бронзовый век.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 минуты назад, Kilo сказал:

Основная гаплогруппа монголов С, есть даже его особый кластер чингизидов. Возраст башкирских R1a - бронзовый век.

А возраст монгольских веток С знаете ? 

Скинутои вашеи ссылке возраст 400-900 лет 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

7 минут назад, Kilo сказал:

Основная гаплогруппа монголов С, есть даже его особый кластер чингизидов. Возраст башкирских R1a - бронзовый век.

Почему вход башк.юрту с юга как у монголов Чх,  также как решетки из ивы ?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 минуты назад, Курсант сказал:

А возраст монгольских веток С знаете ? 

Скинутои вашеи ссылке возраст 400-900 лет 

Это я перепутал с другой статьей, читал где-то обзорную, статью Ю.М.Юсупова про роль генетике в изучении происхождения народов, там он связывал R1a башкир с бронзовым веком. Только не помню как она называется сам её тоже искал пока не нашел. Там он писал, что северо-западные, северо-восточные, юго-восточные башкиры происходят от местных автохтонных племен иранцев, финно-угров, а на юго-западе обнаружено влияние степняков.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 минут назад, Курсант сказал:

Почему вход башк.юрту с юга как у монголов Чх,  также как решетки из ивы ?

Вот как раз про гаплогруппу R1b из Таван Толгоя http://xn--c1acc6aafa1c.xn--p1ai/?page_id=9633

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

10 минут назад, Курсант сказал:

Почему вход башк.юрту с юга как у монголов Чх,  также как решетки из ивы ?

Я в культуре не особо разбираюсь, меня не интересует этнография: религия, питание, одежда, жилище, музыка. Я больше интересуюсь этногенезом, политической историей. А сравнение материала решетки и количества ее жердей, количества нитей в одежде и ворсинок на ковре у разных народов, и определение у кого округленее котел скучновато))) Тем более если всё это заимствуется, так можно и до иранцев дойти. Сказать смотрите скотоводческие термины, жилище питание у тюрков и монголов заимствованы от иранцев, всё это (кочевничество, скотоводство, кочевые жилища, тип питания, инвентарь, одежду) придумали иранцы. Вы приведите ссылки на научные работы по сравнению устройства жилища, материала жердей башкир и монголов и я почитаю.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

29 минут назад, Kilo сказал:

Основная гаплогруппа монголов С, есть даже его особый кластер чингизидов.

если вы о старкластере , то по базе семаргла татары по носителям вторые идут после казахов , 3и 4 места разделяют венгры и монголы 

мое мнение пока такое , что носители старкластерта у татар и занесли вам тюрскии язык , который вам стал родным 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 минуты назад, Курсант сказал:

потомки т.н пленников(иранцы и прочие) которые бежали  от казахов к башкирам , они племенные или не входят рода ?

Что вы от меня хотите? Не понимаю что за наезд. В составе монгольских народов тоже есть потомки русских, таджиков, тюркских народов

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...