Jump to content



Guest Урал

Башкорты-Башкиры

Recommended Posts

надо отличать модернизацию и ассимиляцию

хотя, например, евразийцы считают модернизацию англо-саксонской ассимиляцией

так, если башкир пьет водку с отцом и закусывает салом то это влияние русской культуры - русская ассимиляция.

если носит пиджак и пользуется ноутбуком - это эффект модернизации.

Link to post
Share on other sites
Guest Б у л а т

Ассимиляция, в данном случае русская, не только достигается через браки.

В первую очередь через сознание. И уж русская ассимиляция это далеко не водка и сало, а больше явление культуры. Русские, ведущие здоровый образ жизни знают, что жирное мясо и водка вредны, так что про русского, который пьёт водку и закусывает салом это чистой воды стереотип.

Русская ассимиляция это культурное явление, русские сказки, фильмы, литература, наука и т.д. К примеру с 13 марта этого года (в понедельник) по 1 каналу после программы Время, возобновится показ сериала "Две судьбы". Рекомендую посмотреть. Мне этот сериал очень нравится. Там, кстати, про потомка рода Юсуповых есть сюжетная линия...

Смена темы:

А вот наша уральская природа.

image002.jpg

Link to post
Share on other sites
Guest Мёд

А как можно перевести имя "Абит"? И есть ли какой-нибудь аналог среди женских имен?

И вот еще о названиях. Уфа. Одна из этимологий - гидроним, возникший в языке скифо-сарматских племен, обиташих на Южном Урале, образован из иранского "ап" ="вода". А другая гипотеза - от башк.родоплеменного наименования "упай". Где-нибудь еще встречается это "упай" в названиях?

О названии "Урал". Прочитала, что оно образовано из тюрк. "арал" = "остров", "островок леса в степи", "возвышенность". А собственно "урал" или "уралтау" - булгаризованная форма, и название стало употребляться с ХVII в.

OFF. Водка с салом у русских? Явное влияние горилки с салом у украинцев. А у русских медовуха изначально, а затем водка, но с разнообразным закусочным столом. О советском периоде, когда все национальное стиралось, не говорю.

Link to post
Share on other sites
Guest Б у л а т
А как можно перевести имя "Абит"? И есть ли какой-нибудь аналог среди женских имен?

И вот еще о названиях. Уфа. Одна из этимологий - гидроним, возникший в языке скифо-сарматских племен, обиташих на Южном Урале, образован из иранского "ап" ="вода". А другая гипотеза - от башк.родоплеменного наименования "упай". Где-нибудь еще встречается это "упай" в названиях?

О названии "Урал". Прочитала, что оно образовано из тюрк. "арал" = "остров", "островок леса в степи", "возвышенность". А собственно "урал" или "уралтау" - булгаризованная форма, и название стало употребляться с ХVII в.

OFF. Водка с салом у русских?  Явное влияние горилки с салом у украинцев. А у русских медовуха изначально, а затем водка, но с разнообразным закусочным столом. О советском периоде, когда все национальное стиралось, не говорю.

Происхождением и толкованием башкирских имён в Башкирии занимается Тансылу Кусимова. Не знаю, что значит имя Абит, и не знаю этимологию и параллели этого имени.

Всё правильно вы пишите, Мёд, Уфа идёт с иранского 'ап' в значении 'вода, река', так об этом я писал выше, когда говорил, что Уфа с туранских языков значит 'река'. Туранцы это кочевые арийцы: сарматы и аланы, и ещё + к этому скифы-прототюрки.

Насчёт Упай.

Упей это название одного из башкирских племён, угорского происхождения. Упейцы как раз жили около реки Уфа, на их диалекте башкирского языка 'Уфа' значит 'тёмная вода'. Примечательно, что второе название реки Уфа у башкир это Караидель, что значит также 'тёмная река'.

Упейцы получили название своего племени от гидронима Уфа.

Уфа это древний туранизм (читай: иранизм уральских корней) или слово угорского проиcхождения.

Привести библиографию?

Link to post
Share on other sites

Все русские пьют водку, все грузины носят большие кепки.

Cтереотипное мышление - одна из главных ошибок аргументации. И среди какого сброда вы живете? Неудивительно, что некоторые тут годами засиделись на этапе кросс-культурного сравнения с соседями.;)

Link to post
Share on other sites
Guest Б у л а т

Скорее всего имя Абит у башкир известно в форме Габит. Но Габит (Габидулла) это мужское имя, мусульманское.

У башкир перед гласным А идёт звук Gh, к примеру, Абдулла у башкир Габдулла, Исса у башкир Гайса и т.д. ...

Link to post
Share on other sites

Русский шовинизм в ярких красках.

Булат, вот специально для тебя дискуссия с самого популряного уфимского форума Фарит.ру, где обычные уфимцы (васи, пети и прочие) дискутируют на тему "как вы боритесь с национализмом"

вот некоторые их высказывания:

"Я просто не покупаю товаров, на которых есть надписи по-башкирски."

"Я прошу не разговаривать на башкирском языке в моем присутствии своих одногруппников и др. знакомых!!! Бывает соглашаются, некоторые нет.. сразу же начинается нытье типа "Мой родной язык ни ни****".Им, 6ля невдомек, что это просто неприлично, сцуко бесит наx, по пуле в голову каждому!!! Никто ж не запрещает разговаривать на своем языке! Если не соглашаются - демонстративно отхожу на неск-ко метров."

"Или хотя бы не ездить в общественном транспорте. Ведь там объявляют остановки и указан маршрут по-башкирски"

И это в Уфе - столице Башкортостана! А как думают, например, в Воронеже или Новгороде?

Link to post
Share on other sites
  • Admin

Здесь обсуждаются вопросы истории башкиров, а не современное состояние или национальные проблемы. Аскер Вы хотите спровоцировать скандал на этом форуме? Еще раз напишите что-либо подобное - получите официальное предупреждение.

Link to post
Share on other sites

Из истории так из истории:

В архивах Свердловской области сохранились документы о казни 60-летней насильно крещенной башкирки Кисябики Байрясовой, которая, несмотря ни на что, до конца минут своей жизни осталась верна Исламу. В начале XVIII века жизнь на Урале круто изменилась. В крае была создана так называемая «горная власть» во главе с известным государственным деятелем, главным командиром Уральского горного управления, основателем Екатеринбурга, автором «Истории Российской» Василием Татищевым.

В ведении нового органа находились теперь все уральские заводы и рудники, началось активное освоение новых месторождений. Между тем, отъём земель вызвало весной 1736 года восстание местного башкирского населения. На бунт «горная власть» ответила карательными походами.

Вот как, к примеру, сообщается о походе на аул Манчаж: «...А убито мужеска полу 40 человек, баб 15. Да с собой привезли малых робят от 10-и лет парней 19, молодых баб 14, девок 18 человек».

В результате, повстанцев крестили насильно, а женщин и детей продавали в крепостные. Мужчины же становились «служивыми».

Плененная башкирка Катайской волости Кисябика Байрясова была привезена в Екатеринбург и отдана в крепостные писателю и переводчику Кириаку Кондратовичу. Крестила ее жена местного протопопа, а после крещения нарекли Кисябику Катериной.

Конечно, Кисябика была не единственной невольницей, мечтающей о свободе. В первый раз она бежала «с девкою-татаркою полонянкою», жившей у Татищева. Но старую женщину поймали и высекли плетьми. Это не остановило ее.

Если к первому побегу Кисябику подговорила «девка-полонянка», то инициатором второго побега стала она сама. Вместе с ней на этот раз бежала из Екатеринбурга «дворовая женка» секретаря «горной власти» Ивана Зорина. Кисябику поймали и на этот раз высекли уже кнутом.

Между тем, в апреле 1738 года в Екатеринбурге был сожжен Тойгильдя Жуляков, один из новокрещен, «за то, что, крестясь, принял паки махометанский Закон». Его сожгли на костре на глазах своих детей в назидание другим новокрещенам, но и страх перед жестокой казнью не остановил Кисябику. В сентябре того же года, ночью, она бежала в третий раз.

Как следует из допроса в Канцелярии Главного правления заводов, беглянка, перебравшись через реку Исеть и обходя стороной деревни, добралась до родного аула Сакаова Катайской волости. Тут она прожила пять дней у знакомых. Здесь же в Сакаово жил ее сын Бекчейтей. (Бекчентай – авт.), но Кисябика не рассказала о встрече с ним на допросе, вероятно, опасаясь за его судьбу.

Далее путь ее лежал за «Урал-камень». Кисябика больше месяца прожила у «верного» башкирского старшины Мандара. «Верными» называли служивых башкир. Повстанцы в свою очередь именовались «ворами». Узнав, что она была крещена и сбежала, Мандар посоветовал ей вернуться в Екатеринбург, и, дав сопроводительное письмо, отправил подальше от себя.

Добравшись до Дуванской волости, Кисябика два дня ночевала у родного брата Разге Байрясова. Здесь ее и задержал абыз Махмут Мемеделин, и под конвоем других «верных» башкир отправил в Екатеринбург.

Кисябика обвинялась «горной властью» в том, что она «живучи в Башкире, питалась от них, башкирцев, и ела все с ними вместе, и Богу молилась по их Закону, а не по христианскому». А также изорвала то самое сопроводительное письмо «верного» Мандара, не показав его абызу.

В приговоре от 8 февраля 1739 года говорится: «...оной татарке за три побега и что она, будучи в бегах, крещеная обасурманилась, учинить смертную казнь – сожечь».

14 марта того же года генерал Соймонов подписал конфирмацию по делу: «Пойманную башкирку, которая была крещена и дано ей имя Катерина, за три в Башкирию побега и что она, оставя Закон Христианский, обасурманилась, за оное извольте приказать на страх другим казнить смертию – сжечь, дабы впредь, на то смотря, другие казнились» (ГАСО. Ф. 24. Оп. 1. Д. 818. С. 243)

30 апреля 1739 года в Екатеринбурге вновь запылал костер. Отважная женщина разделила участь башкирского казака Романа Исаева, русского стрелецкого головы Смирного Маматова и других погибших на костре мучеников Ислама.

Я видел, как люди не могли сдержать слез во время просмотра фильма «Зулейха», созданного татарской киностудией «Рамай» о трагической судьбе татарской женщины, насильно крещенной и отданной против ее воли замуж. Еще долго после просмотра зрители оставались под гнетущим впечатлением, переживая за судьбу героини фильма.

Трагическая судьба башкирки Кисябики также заслуживает экранизации. Особенно сейчас, когда страну тихой сапой подталкивают на старые грабли.

Как говорится, история ничему не учит, но жестко наказывает за незнание ее уроков. Память о сотнях замученных «еретиков», «обасурманенных», «ведуний», «раскольников» не исчезнет только тогда, когда о них будут говорить открыто и без ретуши.

Ибрагим Бек

Link to post
Share on other sites
Guest Б у л а т
Библиография интересует.

Сейчас я в длительной командировке.

По памяти:

Есть неплохая книга Хисаметдиновой Ф.Г. по топонимике Башкортостана.

2) Также по упейцам и реке Уфа см. Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. М., Наука, 1974.

Link to post
Share on other sites
Guest Мёд
Сейчас я в длительной командировке.

По памяти:

Есть неплохая книга Хисаметдиновой Ф.Г. по топонимике Башкортостана.

2) Также по упейцам и реке Уфа см. Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. М., Наука, 1974.

Булат, спасибо большое! :) Книги поищу.

Link to post
Share on other sites
Guest Heshdek Burjan
....О названии "Урал". Прочитала, что оно образовано из тюрк. "арал" = "остров", "островок леса в степи", "возвышенность". А собственно "урал" или "уралтау" - булгаризованная форма, и название стало употребляться с ХVII в...

Хм, почему то забывают что Урал в прямом переводе будет пояс, точнее, то что вьется, гляньте с Гугла сверху и сразу понятно что и где вьется.

Насчет зеленого островка леса-арала, навряд ли. Вы можете посмотреть карты, лет на 100 старые и увидете, что леса продолжаются далеко до Волги, так же, как они сейчас продолжаются в сторону Сибири.

Хуш килдем эй!

Башкорттар, кем Эулийе Челебенынг йазмаларын укыганы бар? Унда Хеждектер тураhында апарук йазылган тигендер ине. Табыусы булhа булешейек. Башка миллеттен ангдаусы булhа йарзамыгыз осон баштан рехмет!

Link to post
Share on other sites
Guest Б у л а т
Книги поищу.

Точные библиографические данные:

Хисамитдинова Ф.Г. Географические названия Башкортостана. Башкортостан, Уфа, БГПУ, АН РБ, ИИЯЛ УНЦ РАН, 1994, С. 94-95

Link to post
Share on other sites

К значению имени Абит. Можно считать формой арабского Габит.

Но и с древнетюркского Абыт переводится "радуйся"

Link to post
Share on other sites
Хуш килдем эй!

Башкорттар, кем Эулийе Челебенынг йазмаларын укыганы бар? Унда Хеждектер тураhында апарук йазылган тигендер ине. Табыусы булhа булешейек. Башка миллеттен ангдаусы булhа йарзамыгыз осон баштан рехмет!

Читал я Челеби. Информации о хешдеках много но все очень запутанно. Дело в том что он действительно был у хешдеков но севернее Яика его не было. Его путешествие в Казань, по прикамским регионам и Западной Сибири - домыслы. Если с учетом этого перечитать, то в принципе многое встанет на свои места.

Абдулкадир Инан считает что под хешдеками подразумеваются башкиры. Его доказательством было что хешдек это иштяк, а последнее второй этноним башкир.

То что хешдеки это башкиры подтверждается и другими источниками. Так голландский путишественник Избранд Индес в конце 17 века проехал по северным районам исторического Башкортостана. В районе р. Чусовой, Тобольска видел башкир. И так же он сообщает что близ Астрахани кочует две башкирские орды неподверженные Москве (у эвлии так же фигурируют два хешдекских князя). И что они часто соединяются с калмыками против ногаев. Адам Олеарий побывавший в Астрахани говорит о булгарских татарах которые так же как и калмыки часто нападают на ногаев. То что Олеарий и Индес говорили об одном народе не вызывает сомнений. На карте 17 века Ортелиуса(или Меркатора) на нижней Волге севернее ногаев рассположенны "Esashda". Скорее всего это есть искаженное иштяк (есшда - исшдак - иштак). Кроме того у башкир есть предания о наличии древних кочевок на Нижней Волге. И что они (бурзян-башкиры) там пребывали до прихода немцев. Родопелменной состав башкир самых крайних юго-западных районов с башкирским населением смешанный. Там есть бурзянцы, юрматинцы, табынцы, кипчаки и тд. Скорее всего именно представители этих племен и являлись хешедеками Эвлии.

Думаю есть все основания под хешдеками Эвлия Челеби подразумевать башкир. Это и объясняет то что Эвлия хорошо знал географию северных регионов и некоторые события проишедшие в Тобольске. Эту информацию он мог получить от башкир которые были связаны с этими районами

Появление башкир на Нижней Волге связаннно с русской экспансией на Южный Урал.

Башкиры разных родов не принявшие подданства южнее основных башкирских территорий соединились в некий военно-политический союз. Но судя по всему на протяжении всего 17 века связи с историчекой родиной не прекращались.

Вообщем тема для исследователя многообещающая. Думаю источников для этого достаточно. Нужно пересмотреть Астраханские, ногайские и бухарские дела посольского приказа.

Хм, почему то забывают что Урал в прямом переводе будет пояс, точнее, то что вьется, гляньте с Гугла сверху и сразу понятно что и где вьется.

Насчет зеленого островка леса-арала, навряд ли. Вы можете посмотреть карты, лет на 100 старые и увидете, что леса продолжаются далеко до Волги, так же, как они сейчас продолжаются в сторону Сибири.

Название Урал относилось только к Южному Уралу. Поэтому на пояс он не тенул.

Версия Арал-Урал наиболее правдоподобна. По Кузееву именно в приаралье сформировалась древнебашкирская общность. Отуда башкиры и могли перенести название на свое новое местообитание.

Link to post
Share on other sites

термин "Татар", в понимании европейцев синоним слова "тюрк".

Как римляне называли все не римские племена "Barbar" (говорящие не непонятном языке "вар-вар") также и все тюркские и монгольские племена европейцы в свои картах называли "Tartar" (говорящие на тюркском "тар-тар".

Уважаемый Тимур Локман, я хотел бы вас поправить насчет варваров у римлян "вар-вар" ето не непонятный язык, а как уже давно известно происходит от латинского BARBA что значит Борода, так как галлы и германцы не брили бороду в отличие от римлян и греков отсюда же Barber на английском, то есть брадобрей, все бородатые европейцы были варварами, а насчет Тартар, это Ад в в древней греко-римской мифологии, а так как издревле были пророчества о адской армии уничтожающей все живое на земле и набеги кочевников были известны со времен Ыспакая, то они отожествляли всех азиатских всадников со всадниками из Тартара, так же и кентавры в греческой мифологии далеко не самые хорошие персонажи, лишь некоторые из них предстают как обучающие военному делу менторы героев, так как греки брали скифских воинов для обучения стрельбы из лука....

и насчет башкирских девушек, они очень красивы, но я не понимаю некоторые посты о европеоидности башкир, посмотрите фото или в зеркало, они также европеоидны как северные казахи или татары и узбеки, я считаю что есть определенный тип среднеазиатского и тюркского лица который не спутаешь с китайским или европейским, нельзя загонять себя в рамки тюрки всегда были разнообразны с учетом того образа жизни который они вели и тех постоянных вливаний в тюркоязычную среду, я считаю некомпетентным говорить о каком то одном типе лица, слава Аллаху что мы разные, а то бы выродились уже :D

термин "Татар", в понимании европейцев синоним слова "тюрк".

Как римляне называли все не римские племена "Barbar" (говорящие не непонятном языке "вар-вар") также и все тюркские и монгольские племена европейцы в свои картах называли "Tartar" (говорящие на тюркском "тар-тар".

Уважаемый Тимур Локман, я хотел бы вас поправить насчет варваров у римлян "вар-вар" ето не непонятный язык, а как уже давно известно происходит от латинского BARBA что значит Борода, так как галлы и германцы не брили бороду в отличие от римлян и греков отсюда же Barber на английском, то есть брадобрей, все бородатые европейцы были варварами, а насчет Тартар, это Ад в в древней греко-римской мифологии, а так как издревле были пророчества о адской армии уничтожающей все живое на земле и набеги кочевников были известны со времен Ыспакая, то они отожествляли всех азиатских всадников со всадниками из Тартара, так же и кентавры в греческой мифологии далеко не самые хорошие персонажи, лишь некоторые из них предстают как обучающие военному делу менторы героев, так как греки брали скифских воинов для обучения стрельбы из лука....

и насчет башкирских девушек, они очень красивы, но я не понимаю некоторые посты о европеоидности башкир, посмотрите фото или в зеркало, они также европеоидны как северные казахи или татары и узбеки, я считаю что есть определенный тип среднеазиатского и тюркского лица который не спутаешь с китайским или европейским, нельзя загонять себя в рамки тюрки всегда были разнообразны с учетом того образа жизни который они вели и тех постоянных вливаний в тюркоязычную среду, я считаю некомпетентным говорить о каком то одном типе лица, слава Аллаху что мы разные, а то бы выродились уже :D

термин "Татар", в понимании европейцев синоним слова "тюрк".

Как римляне называли все не римские племена "Barbar" (говорящие не непонятном языке "вар-вар") также и все тюркские и монгольские племена европейцы в свои картах называли "Tartar" (говорящие на тюркском "тар-тар".

Уважаемый Тимур Локман, я хотел бы вас поправить насчет варваров у римлян "вар-вар" ето не непонятный язык, а как уже давно известно происходит от латинского BARBA что значит Борода, так как галлы и германцы не брили бороду в отличие от римлян и греков отсюда же Barber на английском, то есть брадобрей, все бородатые европейцы были варварами, а насчет Тартар, это Ад в в древней греко-римской мифологии, а так как издревле были пророчества о адской армии уничтожающей все живое на земле и набеги кочевников были известны со времен Ыспакая, то они отожествляли всех азиатских всадников со всадниками из Тартара, так же и кентавры в греческой мифологии далеко не самые хорошие персонажи, лишь некоторые из них предстают как обучающие военному делу менторы героев, так как греки брали скифских воинов для обучения стрельбы из лука....

и насчет башкирских девушек, они очень красивы, но я не понимаю некоторые посты о европеоидности башкир, посмотрите фото или в зеркало, они также европеоидны как северные казахи или татары и узбеки, я считаю что есть определенный тип среднеазиатского и тюркского лица который не спутаешь с китайским или европейским, нельзя загонять себя в рамки тюрки всегда были разнообразны с учетом того образа жизни который они вели и тех постоянных вливаний в тюркоязычную среду, я считаю некомпетентным говорить о каком то одном типе лица, слава Аллаху что мы разные, а то бы выродились уже :D

Link to post
Share on other sites
я хотел бы вас поправить насчет варваров у римлян "вар-вар" ето не непонятный язык, а как уже давно известно происходит от латинского BARBA что значит Борода, так как галлы и германцы не брили бороду

Ерунда. Термин "варвар" изначально греческий (barbaroi), и является чистым звукоподражанием чужой речи. Борода же по гречески - "pogon". Да и у самих греков бороды были отнюдь не редкость. Причем у греков термин "варвар" существовал задолго до основания Рима. Римляне же просто заимствовали это слово у греков.

Link to post
Share on other sites
Guest Б у л а т

Самым сильным человеком в 2003 в России был объявлен башкир Эльбрус Нигматуллин.

А вот про сильную девушку: :) Башкирка из Курска, Олеся Коваленко

04-sumo.jpg

Сама себе сумотори

Самой сильной девушкой не только России, но и всей планеты можно назвать сумотори Олесю Коваленко. Очаровательная чемпионка мира и пятикратная чемпионка Европы по борьбе сумо весит более 100 килограммов и может побороть любого парня. :)

- Олеся, ты раньше не выступала за сборную Украины?

- Намекаете на мое имя и фамилию? Но к Украине я не имею никакого отношения. Я родилась в Уфе, в Республике Башкортостан, и по национальности башкирочка. Мама была чемпионкой Башкирии по лыжным гонкам, папа занимался тяжелой атлетикой

P.S. Правда вот имя и фамилия у неё не башкирские. По отцу наверное украинка...

http://www.marusia.ru/style2004/04-01.html

Link to post
Share on other sites
Guest Timur LOQMAN

История со стрелой, пущенной башкирским воином в башню церкви, произошла в маленьком городке Шварц. Принц Карл Гюнтер выразил сомнение в эффективности башкирского оружия, тогда один из башкир и решил таким образом прдемонстрировать свое искусство. Немцы заменили ее на железную, а настоящая стрела бережно хранится в совете церковного прихода города Шварц, где ее могут увидеть посетители.

Гете же лук и стрелы подарил башкирский сотник, когда российские войска проходили через город Веймар, где и жил немецкий писатель. Об этот событии написал личный биограф Гете Эккерман. Когда Гете предложил ему попробовать силы в стрельбе из лука, они сначала просто стреляли в воздух, затем Эккерман попытался попасть в ставню кабинета Гете, но стрела воткнулась в дерево, где и осталась торчать.

http://www.bashvest.ru/showinf.php?id=7298

Оба события произошли в 1814 году.

bashkirarrow1.jpg

(Башкирский воин показывает на улице Берлина искусство стрельбы из лука.

(Старинная немецкая гравюра). 14 апреля 1814 года

bashkirarrow3.jpg

bashkirarrow2.jpg

Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now




×
×
  • Create New...