Перейти к содержанию
Гость Урал

Башкорты-Башкиры

Рекомендуемые сообщения

10 минут назад, Mirage сказал:

А так это другое сражение уже башкиры не вместе, а против Абулхаира? 

Хотя Таймасов пишет, что это одно и то же сражение, просто башкирские челобитчики по другому преподнесли события:

Остановимся подробнее на сражении, предопределившем дальнейший
 ход событий. 16 ноября 1707 г. Аристов отправил на Ногайскую
дорогу полк под командой казанского дворянина Петра Хохлова,
состоящий из 1300 человек при 5 пушках. Следом он направил прибывшего
из Казанской дороги Кусюма-батыра Тюлекеева с 5 тысячами
башкир. 4 декабря около горы Куш-тау (севернее современного
г. Стерлитамака) Хохлов был остановлен 3 тысячами джигитов
Алдара и повернул назад. Но около горы Юрак-тау он был окружен
объединенными силами башкир. По сведениям историка Б.А. Азна-
баева, в ходе сражения на сторону башкир перешли даже некоторые
уфимские дворяне. Построив оборону, Хохлов отбивался 10 дней, и,
потеряв около тысячи человек, артиллерию и обоз, бежал в Соловарный
городок. В это время из Уфы подошли полки Сидора Аристова и
немецкого офицера Ивана Рыддера. Они также потерпели неудачу и
укрылись в городке

Путешественник XVIII в. И. Лепехин пишет, что «Кош-тау» (гора
стана) так называется, потому-что «станом или кошевьем служило
обитавшему кубанскому хану»31. Не связано ли название известного
стерлитамакского шихана с описываемыми событиями?
Новые архивные документы позволяют нам дополнить картину
событий трехсотлетней давности важными деталями. Оказывается

в стане башкир находилось одновременно несколько чингизидов: кроме
каракалпакского Султан-Мурата были два казахских правителя. Об
этом свидетельствует челобитная Арслана Аккулова с товарищами
от 3 июня 1722 г. Петру I: «. . . в прошлых же годех, как приходили ис
киргиз-казачьей орды два хана Зангир да Оболгаир с воинскими людьми
под Уфу город и многие жилища наши и русских людей вырубили,
а коней и животы побрали ... под Юряктавом горою с ними бились и
на том бое Оболгаир ранен ушел, а из войска ево поймали двух человек:
постельника да трубача.. .»32. Башкирские челобитчики, по вполне
 понятным причинам, передают вышеописанные события в ином свете.
После этого сражения поднялся весь Башкортостан, в начале 1708 г.
число одних башкирских повстанцев достигло около 30 тысяч 33. К
башкирам присоединились татары, мишари, чуваши, мари, удмурты
Приуралья и Поволжья. Это движение вошло в историю как «Алдар-
Кусюмовская война», или «Алдаровщина».

 
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Возможно таким образом восставшие башкиры выгораживали себя от репрессий. Но Зянгир и Абулхаир упомянуты только в этом документе.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Раз идет обсуждение восстаний, вставлю свои пять копеек

КАЗАХСКО-КАЛМЫЦКИЕ ОТНОШЕНИЯ В 1700-1715 ГОДАХ//СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ТЮРКО-ТАТАРСКИЕ ГОСУДАРСТВА. №6. 2014 С.122-126

https://www.academia.edu/11916246/КАЗАХСКО-КАЛМЫЦКИЕ_ОТНОШЕНИЯ_В_1700-1715_ГОДАХ_СРЕДНЕВЕКОВЫЕ_ТЮРКО-ТАТАРСКИЕ_ГОСУДАРСТВА._6._2014_С.122-126

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кучумовичи в Восточном Дешти-Кипчаке в середине XVII - начале XIX веков. История, Экономика и Культура Средневековых Тюрко-Татарских государств Западной Сибири. Материалы Второй Международной Конференции (Курган, 17-18 апреля 2014 г.). Курган. 2014. С. 88-91.

https://www.academia.edu/10243819/Кучумовичи_в_Восточном_Дешти-Кипчаке_в_середине_XVII_-_начале_XIX_веков._История_Экономика_и_Культура_Средневековых_Тюрко-Татарских_государств_Западной_Сибири._Материалы_Второй_Международной_Конференции_Курган_17-18_апреля_2014_г._._Курган._2014._С._88-91

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

12 минут назад, asan-kaygy сказал:

Раз идет обсуждение восстаний, вставлю свои пять копеек

 

 

Можете дать сведения о генеалогии Каип-хана казахского и другого Каип-хана из каракалпаков, а также Джангир-султана, который был с Абулхаиром при Юруктау?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Только что, Mirage сказал:

У каракалпаков был свой Каип хан, но Каип-Мухаммед-батыр-хан - казах.

 

То что указанный Каип-хан был каракалпакским ханом, есть источники указывающие на это. 

В опубликованном в «Материалах по истории Башкирской АССР» (Т. 1. С. 265) в виде отрывка под заголовком: «Письмо Каип-Мухамет-хана , подписанное также семью башкирскими беями, отправленное в 1708 году российским властям»: «молюся ему, единому богу, сотворившего всего света небо и землю, и всем пророкам, и угодникам ево от отлученного ево лукавого врага зла и молю бога за них, которые веруют единому богу и пророкам, и угодникам ево, после того было бы им ведомо. Который к вам приехал хан Хозей и князья по совету семи юртов, согласясь с совету послан из 700 ООО подей, покамест мы приедем верных и иноверных разберите, а верные особо живите, а будет вам так не жить, сами себе на свой грех пеняйте. И после того ведомо было: Казань был ІІІигалея юрт, а Уфа была Гарея-хана юрт, оба мусульманские юрты были, и вы, иноверцы, из мусульманского юрта подите вон и вы мусульманскую веру веруйте, а буде в мусульманскую веру не пойдете, давайте нам дани. А будет чего на себя не принимайте, дайте поля и скажите место и силы себе соберите, мы в то место будем готовы, и не мстите*, что того не быть; имянно которые мусюльманья к иноверцам пристанут и вспоможения учинят, и их, написав, пришлите к нам, буде бог велит сами
* Так в тексте. Может быть, мните? (А. Ю.) приедем и в грехах их не простим, и прежнею вашу вину простили, а ныне прощать не будем. Сей, который к вам приехал, сын мой и что слов и старших, которые с ним приехали, буде ослушны учинитесь, отнюдь прощения не будет. А буде кто единому богу верует и пророком ево и мусюльманскому царю не покоритца, и те мусюльманья будут такие же иноверцы и на втором пришествии в вечной муке»*. 

На письме хана поставили свои печати еще семь беев. На печати самого хана ясно написано Гаип-Маммет Богатырь-хан (Гаип-Мухаммет Бахадыр-хан), Так привезенный от каракалпаков хан Хозей назван сыном, хотя возможно это слово указывает на зависимость.  Что касается упоминаемого в документе «Гарей-хана», то это свидетельствует о что Уфа шибанидский юрт, т.к. сибирские шибаниды как и крымские ханы добавляли приставку Гирей (Гарей).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 минуту назад, Вахит 999 сказал:

То что указанный Каип-хан был каракалпакским ханом, есть источники указывающие на это. 

В опубликованном в «Материалах по истории Башкирской АССР» (Т. 1. С. 265) в виде отрывка под заголовком: «Письмо Каип-Мухамет-хана , подписанное также семью башкирскими беями, отправленное в 1708 году российским властям»: «молюся ему, единому богу, сотворившего всего света небо и землю, и всем пророкам, и угодникам ево от отлученного ево лукавого врага зла и молю бога за них, которые веруют единому богу и пророкам, и угодникам ево, после того было бы им ведомо. Который к вам приехал хан Хозей и князья по совету семи юртов, согласясь с совету послан из 700 ООО подей, покамест мы приедем верных и иноверных разберите, а верные особо живите, а будет вам так не жить, сами себе на свой грех пеняйте. И после того ведомо было: Казань был ІІІигалея юрт, а Уфа была Гарея-хана юрт, оба мусульманские юрты были, и вы, иноверцы, из мусульманского юрта подите вон и вы мусульманскую веру веруйте, а буде в мусульманскую веру не пойдете, давайте нам дани. А будет чего на себя не принимайте, дайте поля и скажите место и силы себе соберите, мы в то место будем готовы, и не мстите*, что того не быть; имянно которые мусюльманья к иноверцам пристанут и вспоможения учинят, и их, написав, пришлите к нам, буде бог велит сами
* Так в тексте. Может быть, мните? (А. Ю.) приедем и в грехах их не простим, и прежнею вашу вину простили, а ныне прощать не будем. Сей, который к вам приехал, сын мой и что слов и старших, которые с ним приехали, буде ослушны учинитесь, отнюдь прощения не будет. А буде кто единому богу верует и пророком ево и мусюльманскому царю не покоритца, и те мусюльманья будут такие же иноверцы и на втором пришествии в вечной муке»*. 

На письме хана поставили свои печати еще семь беев. На печати самого хана ясно написано Гаип-Маммет Богатырь-хан (Гаип-Мухаммет Бахадыр-хан), Так привезенный от каракалпаков хан Хозей назван сыном, хотя возможно это слово указывает на зависимость.  Что касается упоминаемого в документе «Гарей-хана», то это свидетельствует о что Уфа шибанидский юрт, т.к. сибирские шибаниды как и крымские ханы добавляли приставку Гирей (Гарей).

Надо тогда посмотреть, как подписывал свои письма казахский Каип-хан. Возможно ли что они с каракалпакским были полными тезками интересно?  Либо этот Каип все таки казахский хан.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, Вахит 999 сказал:

То что указанный Каип-хан был каракалпакским ханом, есть источники указывающие на это. 

В опубликованном в «Материалах по истории Башкирской АССР» (Т. 1. С. 265) в виде отрывка под заголовком: «Письмо Каип-Мухамет-хана , подписанное также семью башкирскими беями, отправленное в 1708 году российским властям»: «молюся ему, единому богу, сотворившего всего света небо и землю, и всем пророкам, и угодникам ево от отлученного ево лукавого врага зла и молю бога за них, которые веруют единому богу и пророкам, и угодникам ево, после того было бы им ведомо. Который к вам приехал хан Хозей и князья по совету семи юртов, согласясь с совету послан из 700 ООО подей, покамест мы приедем верных и иноверных разберите, а верные особо живите, а будет вам так не жить, сами себе на свой грех пеняйте. И после того ведомо было: Казань был ІІІигалея юрт, а Уфа была Гарея-хана юрт, оба мусульманские юрты были, и вы, иноверцы, из мусульманского юрта подите вон и вы мусульманскую веру веруйте, а буде в мусульманскую веру не пойдете, давайте нам дани. А будет чего на себя не принимайте, дайте поля и скажите место и силы себе соберите, мы в то место будем готовы, и не мстите*, что того не быть; имянно которые мусюльманья к иноверцам пристанут и вспоможения учинят, и их, написав, пришлите к нам, буде бог велит сами
* Так в тексте. Может быть, мните? (А. Ю.) приедем и в грехах их не простим, и прежнею вашу вину простили, а ныне прощать не будем. Сей, который к вам приехал, сын мой и что слов и старших, которые с ним приехали, буде ослушны учинитесь, отнюдь прощения не будет. А буде кто единому богу верует и пророком ево и мусюльманскому царю не покоритца, и те мусюльманья будут такие же иноверцы и на втором пришествии в вечной муке»*. 

На письме хана поставили свои печати еще семь беев. На печати самого хана ясно написано Гаип-Маммет Богатырь-хан (Гаип-Мухаммет Бахадыр-хан), Так привезенный от каракалпаков хан Хозей назван сыном, хотя возможно это слово указывает на зависимость.  Что касается упоминаемого в документе «Гарей-хана», то это свидетельствует о что Уфа шибанидский юрт, т.к. сибирские шибаниды как и крымские ханы добавляли приставку Гирей (Гарей).

Извините, возможно вопрос не к месту, но всё-таки спрошу ,какого роста современные башкирские лошади ? Просто помню ВДНХ из детства, там были именно башкирские лошади , по табличке, они были маленькие и лохматые ,один в один с современными монголками. Возможно это были татарские -Бахматы? Удивляюсь как татары умудрились сохранить монгольскую лошадь? Возможно из-за изолированности сёл? У калмыков то лошади перемешались.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В среднем рост 138—145 см. Просходит из местных пород.

В селах распространен  примерно такой тип. Зимой обрастают шерстью.

BASH_LOSHAD.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 минуту назад, Вахит 999 сказал:

В среднем рост 138—145 см. Просходит из местных пород.

В селах распространен  примерно такой тип. Зимой обрастают шерстью.

BASH_LOSHAD.jpg

Не, там были другие, возможно табличку неправильно повесили? Ваши покрупнее Бахматов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 минуты назад, Вахит 999 сказал:

В среднем рост 138—145 см. Просходит из местных пород.

В селах распространен  примерно такой тип. Зимой обрастают шерстью.

BASH_LOSHAD.jpg

Ну да, тогда вроде зима или осень были, те башкирки были лохматые, и чёрного цвета, точь в точь монголки.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

17 минут назад, Вахит 999 сказал:

Из фото начала 19 в. Двое башкир из моего племени-рода

large.31143979_1823206851307056_25097236

Воин сидит точно на бахмате или монгольской лошади, впрочем татарский бахмат и монгольская лошадь это одно и то же.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

28 минут назад, Вахит 999 сказал:

В среднем рост 138—145 см. Просходит из местных пород.

В селах распространен  примерно такой тип. Зимой обрастают шерстью.

BASH_LOSHAD.jpg

Толстая шея, большая голова, вам ни о чём не говорит? :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Врядли был массовый завоз монгольских лошадей. Башкирская лошадь происходит из смешения лесной и степной пород лошадей.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Только что, Вахит 999 сказал:

У современных татар насколько я помню такой породы лошади нет.

Точно есть, и по телевизору показывали, и здесь на форуме вроде Писмэйкер выкладывал про бахматов, сам удивляюсь, как татары умудрились сохранить? Это только в одном или двух местах Татарстана, думаю это  из-за изолированности. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Несколько десятков лошадей башкирской породы были проданы фермером Идиятуллиным в Татарстан, в свою очередь он их приобрел в зауральских районах Башкортостана

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 минуту назад, Вахит 999 сказал:

Врядли был массовый завоз монгольских лошадей. Башкирская лошадь происходит из смешения лесной и степной пород лошадей.

Думаю именно массовый завоз лошадей и был, это ведь не европейские пешие армии в основном. Монгольское войско было полностью конным, причём со сменными лошадьми. Да есть даже цитата про осаду Киева : "... от рева верблюдов не было слышно человеческого голоса...' представляете сколько было верблюдов? Ну а лошадей то конечно больше было.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кварцитовая скульптурка лошади найденная в Абзелиловском районе Республики Башкортостан местной жительницей. Хранится в фондах музея "Народы и технологии Урала" г. Челябинска. Предварительно датируется III-II тыс. до н.э.
Ничего не напоминает?

jpeg&tknv=v2&size=1163x785

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 минут назад, Вахит 999 сказал:

Кварцитовая скульптурка лошади найденная в Абзелиловском районе Республики Башкортостан местной жительницей. Хранится в фондах музея "Народы и технологии Урала" г. Челябинска. Предварительно датируется III-II тыс. до н.э.
Ничего не напоминает?

jpeg&tknv=v2&size=1163x785

Напоминает, монгольскую и башкирскую лошадку, с крупной головой, и толстой шеей.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 hours ago, Вахит 999 said:

Возможно таким образом восставшие башкиры выгораживали себя от репрессий. Но Зянгир и Абулхаир упомянуты только в этом документе.

Получается, что это второе упоминание о Зянгир (Жангир) хане. В первом упоминании каракалпаки выпросили у Аюки хана Ишим Мухаммеда на место умершего Жангир хана. Думаю, что всех подводит название "казахские степи", откуда приходят прошеные и не прошеные "гости". Возможно, события развивались таким образом, что Абулхаир будучи в то время рядовым полководцем служил каракалпакскому хану Жангиру (кучумовичу). В том бою Абулхаир был ранен, а Жангир скорее всего погиб. И вообще, отношение Абулхаира к каракалпакам были не из вежливых, когда он стал ханом Младшего жуза, то он хотя и пользовался военной помощью каракалпаков, но холодные отношения друг-другу сохранялись. Пока неясно, Нижние каракалпаки подчинялись ли ему в период 1725-30 гг, но совместные походы каракалпаков и казахов упоминаются, что можно предположить, какая-то часть каракалпаков была подвластна ему. Но помимо ханской власти, в этот период у Нижних каракалпаков образовывается "Совет 1000 батыров", так как, хан Ишим Мухаммед погиб в 1725 году, а Мурат шейх не мог принять титул хана. Поэтому, если предположить, что Нижние каракалпаки были подвластны Абулхаиру как единой ханской власти, то параллельное функционирование "Совета 1000 батыров" выглядит абсурдным. Короче, взаимные недружелюбные отношения Абулхаира и каракалпаков в 1743 году дошли до критической точки. Может быть, Абулхаиру было тягостно вспоминать службу к каракалпакским ханам? К тому же и Ишим Мухаммед задевал его самолюбие, пригрозив идти войной, если тот не прекратить свои шалости в отношении русских послов, идущих к каракалпакам. Короче, отчитал как ребенка.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Одна из причин почему Абулхаир хан разгромил каракалпаков, была в том, что каракалпаки убили его брата Булгаир султана.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...