Перейти к содержанию
Гость sanj

История Монголии XX-й век

Рекомендуемые сообщения

так небольшой материал в тему

http://top.rbc.ru/index.shtml?/news/incide...91045_bod.shtml

Опасаясь СССР, японцы возвели укрепления длиной 1700 км

В годы II мировой войны и в предшествующий ей период на северо-восточных границах Китая с Советским Союзом и Монголией японские оккупационные войска возвели оборонительные укрепления протяженностью 1700 км. К такому выводу пришли китайские ученые по результатам раскопок, продолжавшихся 10 лет, передает "Синьхуа".

Согласно исследованию, проведенному Музеем памяти героев антияпонского сопротивления вместе с заинтересованными лицами с японской стороны, с 1934г. Квантунская армия Японии на границах Китая с СССР и Монголией соорудила 14 военных оборонных комплексов. Как сообщает газета "Хэйлунцзян жибао", в этих комплексах находились казармы, почты, школы, станции снабжения и даже пункты по трудоустройству демобилизованных. Все работы по строительству комплексов были завершены в принудительном порядке китайскими рабочими и военнопленными.

Как подчеркнул директор музея Лю Цзялян, тысячекилометровая линия обороны служит историческим свидетельством того, что японские милитаристы планировали обосноваться в Северо-Восточном Китае навсегда, а также оккупировать территорию бывшего СССР.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Наверное там переувеличивали масштаб этого укрепления.

Самой большой и мощный укреп.район японцев был возле железно дорожной станций Халуун Рашаан в Внутренной Монголий ( вблизу восточный границы Монголий ).

Монголия сейчас планирует соединить город Чойбалсан с Халуун Рашаан железным дорогам.

1945 году Советское войска вместе с монгольскими войсками разгромили японцов в этом направлений. Тогда все монголы думали что наконец то внутренное монголия будет присоединяться. Но усатый брат Сталин недал согласие .Так как они с Мао давным давно делили монгольские наследие.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Да, было бы здорово, если бы Халха и Чохар объединились в одно государство. Но ведь даже суверинет МНР был признан еще воюющим Китаем как милостивый отказ от вассальной территории.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

вот еще из недавней истории хальмгин "ээ:жин дун", http://www.mongolica.mn/mp3/tsagaa_zam.mp3 (один земляк откопал недавно) правда исторический там только видеоряд, а сама песня вполне душевная, говорят в каких то музыкальных чартах в монголии заняла первое место.

но это так, лирика..

у меня есть вопрос к жителям монголии я слышал что во время последней войны 41-45 гг. монгольское правительство обращалось к правительству ссср с предложением забрать всех калмыков на свою территорию. кто-нибудь знает что-нибудь об этом? или хотя бы слышал?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Незнаю. Даже неслышал об этом. Но Чойбалсан по-моему хотел обьединить всех Монголов. Когда руководитель Тувы товарищ Тогоо больше стремился к СССР, Чойбалсан во-время разговора ударил его и после этого Тува присоединилься к СССР. Там наверное шел речь о статусе Тувы.

Но, есть горькая история о бурятов.До 50-х годов в Монголий под прямым руководством русских комиссаров очень много бурятов расстреляли. Говорят что тогда на некоторых местах где кочевали буряты неостались взрослых мужчин.Бурятов считали посторонниками пан-монголизма и шпионами японских империй. Так как очень много буряты воевали под флагом атамана Семенова и барона Унгерна.

И родственники многих бурятов жили во Внутренной Монголий и служили в Японской армий.

До войны Монголия много специалистов готовил в Германий и Франций. Их и других интелгентов тоже растреляли.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

А зачем нужно было бить представителя братского тувинского народа? Так и распугали всех. Кстати, тувинцы полагают, что имеются какие-то территориальные уступки МНР в районе южных озер. И чень сердятся на товарища Току за это. Как полагают монголы?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Территориальные уступки наверное был. Но это самое больное место.

Кто и кому?

Так как последние несколько сот лет Монголия все время потерял и уступил земли соседям. На счет тувинцов тоже.До 1921 года Тува был частью Монголий и назвался Урианхайский край.

Там был монгольские солдаты и защищали тувинцов от белых и красных. Тувинцы участвовали в боях за город Ховда на Западной Монголий вместе с Монгольской армий против китайцов.Когда в монголий шел борьба за власть в 1921 году тува с помощью красных провозгасили независимую республику.

Последний 50 лет Монголия отдал много землю Тувинцам.

Даже место где родился Цэдэнбал сейчас на территорий Тува.

Судьба слабого страна горько. 1939 году монгольское пограничники воевали с японцами за Халхын сум и Хулд уул. В 1949 году монголы тоже воевали с китайцами на Западной Монголий на горах Байтаг.

Все эти земля сейчас на территорий Китай.Получается те пограничники воевали и погибли ни за что.

Сейчас тоже обстановка на границах с Тува напряженная.Раньше там небыл пограничники.Последнтй 5 лет монголия тратит миллионы денег чтобы создать там заставы и армейских частей размещает вблизи границ. Погибает монгольские пограничники. Тувинцы сейчас живут за счет монгольских пастух.

Приграничных территориях уже люди неживут.Опасно.Ночью приходят банда с территорий Тува. Вроде бы российский пограничники есть.Но они ничего невидит.Конечно им какое дело если там два братский народ убивают друг друга.Русские интересованы чтобы Монголия и Тува враждавали.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Зря я наверное затронул вечную тему территриальных потерь. Енисейские кыргызы тоже вон от Иртыша до Байкала жили. И в Монголии Кыргыз-нур осталось.:))

У меня есть приятель Ботохтог - начальник улангомского таможенного поста - наш студент-заочник. Передавайте ему привет при случае, хотя он чаще у нас, по моему, бывает, чем в Улан-Баторе. Он очень расстроился, когда я ему рассказал, как телеграммой Сталина в 1945 г. задержали монгольскую армию по просьбе Мао Цзе Дуна у Великой Стены и монголы в очередной раз не захватили Пекин:). А вы не могли бы подсказать про действия монгольской кавалерии в Китае в 1945 г.?

Счет по угонам скота, кажется, пока равный? Как и должно быть. Посмотрите в юмористическом плане - перед нами последнее место на Земле, где кочевники ходят в ночные наезднические походы через границу, угоняют скот. Ведь, когда Путин был в Монголии - договорились не применять оружие по нарушителям? Кстати, а проект перегона скота на продажу через высокогорья Тывы, Горного Алтая в Казахстан реализован?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

вот кой чего об американских калмыках

How a Group of Mongols came to America

by Sanj Altan

I would like to thank my good friend Burenscharaw for giving me this opportunity to share my thoughts with the readership of this journal, by writing this article about how the first community of Mongols, the Kalmyk-Mongols, arrived in the United States and then to say a few words about later Mongol arrivals.

In the early part of the 17th century, under the leadership of their Khan Kho-Őrlők, a mostly Torguud group of some 30,000 families wandered westward out of Zungaria and found grazing lands in the Volga region of Southern Russia. They would be joined by Dőrbőd and Khoshut groups later. Almost immediately, a long history of accommodation and wars with their Russian and Turkic neighbors began which saw increasingly greater linkage to the Russians. Ayuka Khan (1670-1724) was named a “Protector of Russia’s Eastern Border’ in 1697 by Peter I and during his reign, the Kalmyks achieved the zenith of their political and military powers. However, Ayuka’s successors could not resist Russian domination. In 1771, this increasing Russian interference caused a majority of these people (30,000 families) under Ubashi Khan to begin a long trek back to their ancestral grazing grounds in Central Asia. Slightly more than 50% survived the odyssey, a story little known in the West. They were accepted back by the Manchu emperor Chien-lung to lands which were formerly occupied by their kinsmen, the Zungarians, who had a mere decade and a half earlier been annihilated by the Ching army in 1757. The descendants of those who returned still occupy the lands along the Altai Mountains today and speak a dialect indistinguishable from that spoken today by the descendants of the remaining people in Russia. My ancestors were among those of the 10,000 or so families who remained behind in Russia. It’s this group and their descendants who are commonly referred to as ‘Kalmyk’ as opposed to their original name, Torguud or Dőrbőd, There is not a clear understanding among scholars of the derivation of the name ‘Kalmyk’.

Over the next century and a half, the Kalmyks maintained their distinct Mongolian dialect and their strong Buddhist faith. They adopted Zaya Pandita’s ‘Todo’ script along with other Western Mongols and they continued also a strong tradition of shamanism, celebrating the Spring Oboo ritual, the fire ceremony and the yearly homage to the ‘Delkhiin Tsagaan Ubugen (White Old Man)’. They continued to maintain contact with their Mongol brethren in Asia despite the separation and the Ching Emperors fancifully referenced them to point to the western reaches of their dominion.

Two groups evolved with slightly different traditions. The more traditional, nomadic group nomadized the Astrakhan region, and the second group became part of the Don Cossack Host and consequently gave up their nomadic traditions and became known as the ‘Buzawa Kalmyks’.

During the Russian Revolution my father and his parents fled Russia since my grandfather was a member of the Czar’s Cossack troops and part of the army of the White Guard. My mother was swept up in the turmoil and escaped as an orphaned girl and was later found and raised by relatives. They made their way across the Black Sea, through Turkey and Eastern Europe. They along with others eventually formed a small but active Kalmyk community of several hundred in Serbia that thrived through the late 20s and 30s into the Second World War. Through the generous donation of a wealthy Serb, Milos Yachimovic, a Buddhist Temple was established in June 1931 in Belgrade and formed the center of Kalmyk life in Serbia.

During the Second World War, some émigré Kalmyks fought on the German side in opposition to the Communists. My father had just graduated from the University of Belgrade Veterinary School when the war broke out and was inducted into the German army as a member of the German Veterinary Corps tending to the horses used by the cavalry. Following the end of World War II, several hundred Kalmyks found their way to the American sector in Germany, and were joined by several hundred others who had fled their homeland during the German occupation of Southern Russia. Stalin ordered the remaining Kalmyks liquidated in 1943 and exiled to Siberia on the grounds that they were ‘collaborationists’ of the Nazis. A significant proportion of the Kalmyk population died during this horrific period of exile which lasted for 13 years, amounting to nothing less than ethnic genocide.

The Kalmyk community in Germany during this period had to await a Congressional Act to declare them non-Asians in order to get around the immigration bar applied to Asians. The argument was made that during the prior 3 centuries, they had resided in Southern Russia, considered geographically part of Europe. This was enough to convince Congress to convert the Kalmyk-Mongols’ racial classification to ‘European’ and hence non-Asian. Consequently, several hundred Kalmyk families were allowed into the United States beginning in 1951 establishing the first Mongol-American community. They were not the first Mongols in the United States, but they were the first who were large enough to form communities of a sort. My parents, with 4 children in tow arrived on the shores of the United States, in New York harbor on December 26, 1951. My mother was destined to have her youngest child, my brother Mukhali, in the United States several years later.

Over the next half a century, the Kalmyks in the US integrated into American society. They established a number of Buddhist temples, the first Lamaist-Buddhist temples in the United States. Through the 50s, 60s and 70s they continued to practice many of their traditional rituals, the Oboo ceremony, the fire ceremony, the usual Buddhist sutras at weddings and funerals and of course the ‘Tsagaan Sar’ was the biggest holiday, with a night long recitation of sutras on ‘duleen’ or ‘bituun’ night. Several graduate students of anthropology investigated the Kalmyk community and wrote their dissertations on different aspects of the community. Various attempts were made to form Kalmyk language schools and Buddhist instructions but none were long lasting.

They formed various cultural associations, most of them now long defunct. The Mongol-American Cultural Association was founded relatively recently in 1988 by John Gombojab Hangin, Cheojey Lama and their students, including the author of these lines. Beginning in the 80s, signs of absorption were abundant. The younger generations increasingly lost their facility with the Kalmyk dialect and what little Kalmyk intellectual life existed more or less vanished during the 80s and 90s.

This period was also characterized by an inability to form cohesive social and political units. The age-old specter of tribalism dominated much of Kalmyk affairs, as it has in other Mongol groups, and no compelling leadership emerged to overcome this social dynamic. Some favored the role of Taiwan in opposing communism and made yearly treks to the double ten celebrations, which was touted by the Taiwan government for their own propaganda purposes. This interference served to divide people’s sense of connection even more.

When the Kalmyks first came to the United States in the 1950s, there were many Buddhist priests among them. Much to their surprise and joy, the late Dilowa Khutugtu had already arrived in the United States at the invitation of an academic program headed by Owen Lattimore at Johns Hopkins University. The Dilowa became a major spiritual figure among the Buddhist clergy of that period and as a small boy, I remember his presence at religious services. In the late 50s and early 60s, more Kalmyk and Mongol priests came from India. The Kalmyk priests from India had left their Russian homeland in the 20s as young novitiate lamas on a journey to study the Dharma in Tibet, hoping to one day return to their lands to spread Buddhism. They never dreamed that their land would be permanently closed to them because of communism, that they would remain in Tibet to join the flood of Tibetan emigrants to India following the Chinese Communist invasion of Tibet in the 50s, and they would rejoin their people but in the United States. These Buddhist priests formed the core of Kalmyk society in the United States, but with each passing decade, their numbers dwindled. The last one died in the late ‘70s and with his passing, Kalmyk society in the US entered a new phase of moribund absorption into the larger American society.

In the late 80s and into the 90s, recent émigrés from Kalmykia have come to the United States, either through marriage, as students or tourists. In addition, individuals from other Mongol groups have found their way to the United States, from Inner Mongolia and Mongolia. Thus today, there are concentrations of Mongols in the United States in New York, Washington DC, Chicago, Denver, San Francisco, Philadelphia and New Jersey. The actual count of Mongol-Americans is probably in the neighborhood of 4-5,000, with few formal connections going across all groups. But with the Internet, it’s possible to find some sort of connections between them, and there has sprung up a Mongol Internet group, whose subscribers engage in all sorts of discussions that invite viewpoints from members of virtually all Mongol groups. The Pan-Mongol movement has found a voice through the wonders of the Internet.

Today as the new millennium begins, the ethnic fabric of the United States certainly has some Mongolian threads, threads from many parts of the Mongolia’s. It will be an interesting story to see if these disparate groups of Mongols, the new and the old from all areas can manage to find a balance with the pressures of absorption, overcome tribalism, maintain some Mongol traditions and language, practice Buddhism and identify as Mongolians? There are some hopeful signs but it is still too early to tell.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

это сообщения об источнике из другого форума

Romane | 20-12-2001 15:38:12 |

Сообщение: V etom proekte mojet uchastvovat' lyuboy zhelayushiy, mojete zaiti na glavnuyu stranitsu i podpisat'sya na regulyarniye soobsheniya kasayushiesya etogo svoeobraznogo foruma sozdannogo Professorom Shorkowitzom. Pravda etot proekt na angliyskom i uchastvuyut tam lyudi s raznyh tochek mira.

NA DANNYi moment ob'yavlyaetsya konferentsii kotorye budut prohodit' v Ulaanbaatare i Ulaan-Yde, na kotoroy mozhet prinyat' uchastie lyuboy u kogo est' kakoy-libo proekt(Paper), rabota, tezis kasayushiysya etoy temy.

Romane | 20-12-2001 15:42:09 |

Ответ: Schorkowitz@t-online.de

To:Dzhangar-Geser@yahoogroups.com, "Dr. Elena Khamaganova" , "Dr. Giovanni Stary" , "Dr. John R. Krueger" , "Dr. Junko Miyawaki" , "Dr. Klaus Sagaster" , "Dr. Nikolay N. Kradin" , "Dr. Wolfgang Holzwarth"

TEMSA: [Dzhangar-Geser] FW: CONF./CFP- World Congress of Mongolists, Ulaanbaatar, 5-12 August 2002]

-----Original Message-----

From: owner-centralasia-l@fas.harvard.edu [mailto:owner-centralasia-l@fas.harvard.edu] On

Behalf Of Tsedendamba Batbayar

Sent: Friday, October 19, 2001 11:48 PM

To: CentralAsia-L@fas.harvard.edu

Subject: CONF./CFP- World Congress of Mongolists, Ulaanbaatar, 5-12 August 2002

A distribution of: CentralAsia-L - Announcement List for Central Asian Studies

CONF./CFP- World Congress of Mongolists, Ulaanbaatar, 5-12 August 2002

The Eighth International Congress of Mongolists

August 5-12, 2002

Ulaanbaatar, Mongolia

The International Association for Mongol Studies

Ulaanbaatar 11, P.O. 20A

Sukhbaatar Sq. 3

Soyolin Töv Örgöö

Mongolia

Fax: +976 (11) 321328

E-mail: iams@magicnet.mn ..

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Зря я наверное затронул вечную тему территриальных потерь. Енисейские кыргызы тоже вон от Иртыша до Байкала жили. И в Монголии Кыргыз-нур осталось.:))

У меня есть приятель Ботохтог - начальник улангомского таможенного поста - наш студент-заочник. Передавайте ему привет при случае, хотя он чаще у нас, по моему, бывает, чем в Улан-Баторе. Он очень расстроился, когда я ему рассказал, как телеграммой Сталина в 1945 г. задержали монгольскую армию по просьбе Мао Цзе Дуна у Великой Стены и монголы в очередной раз не захватили Пекин:). А вы не могли бы подсказать про действия монгольской кавалерии в Китае в 1945 г.?

Счет по угонам скота, кажется, пока равный? Как и должно быть. Посмотрите в юмористическом плане - перед нами последнее место на Земле, где кочевники ходят в ночные наезднические походы через границу, угоняют скот. Ведь, когда Путин был в Монголии - договорились не применять оружие по нарушителям? Кстати, а проект перегона скота на продажу через высокогорья Тывы, Горного Алтая в Казахстан реализован?

По-моему проект перегона скота на продажу через высокогорья Тывы, Горного Алтая в Казахстан пока невыгодно для Монголий.Поэтому наши неочень спешит в этом плане.

Да, уже нет в мире таких мест кроме Монголий где кочевники ходят в ночные наезднические походы через границу, угоняют скот. :)

Наша кавалерия участвовала под командованием генерала Плиева и самой большой битва был за перевал Жанчхуу в Внутренной Монголий.

Пекин освободили китайцы-партизаны Мао.

Нам надо было взять Пекин. Но надеюсь в будущем мы будем взять и Пекин и др. :)

Такой тотилаторная страна в один прекрасной день навернека рухнеть.Тогда в нашей улице будет большой праздник. :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это был я.Забыл регистр.

Я иногда думаю о нас монголов и удивлюсь в том что несмотря все эти границы и тому подобные наши и сегодняшний день кочуют по всему миру. Есть неофициальная цифра где то 100000 гражданы Монголий сейчас живут за границе. Самый большой землячество в Корея и Германий. В корея живут 20000.В Америке тоже немало. С прошлого года нашим выдает американский виз с сроком 10 лет.

Когда я был в Киеве там жили наши челноки.Они летом работали в Польше, а зимой в Украине.

Некоторые туристы неверит в том что монгольское население 2,5 миллион.Потому что наши везде как цыганы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А зачем нужно было бить представителя братского тувинского народа? Так и распугали всех.

До 1921 года тувинцы были в Монголии, как пишет здесь Зоригоо. С 1921 года оны были независимы, называлась Тувинская Народная Республика. Поэтому формально они могли быть и с нами и с СССР. Но Сталин решил присоединить их к себе, и это известие привез Председатель Тувы Чойбалсану. Тот же был так этим взбешен, что не удержался от оплеухи- формально я так думаю был какое то обращение от тувинцев к Сталину с просьбой о присоединении.

Сейчас на границе там обстановка плохая. Началось с того, что у тувинцев за многие годы колхозов осталось очень мало собственного скота. Так что как границы стали менее охраняемыми после 1991 года, начались побеги тувинских скотоводов для кражи скота. Наши скотоводы ответили тем же. Сейчас там бои чуть ли не каждый день, скотоводы стреляют по ворам, воры по скотоводам, пограничники по ворам, воры по скотоводам и пограничникам. После того как погибли наши пограничники, арестовавшие воров, они начали стрелять . Кстати, стреляют и по русским пограничникам тоже.

Это безобразие конечно, надо останавливать. А так, формально, связи расширяются. Председатель Тувы недавно посетил Монголию.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

[

Тема: для Санжи: о калмаках в Киргизии

Насколько я знаю. Калмаки (а не калмыки) живут на Иссык-Куле компактно близ областного центра Каракол. Кстати, название это монгольское, так я прочла в Атласе Кыргызской Республики. Кол - это "гоол" или "коол", что означает впадина или долина.

Согласно легенде местный бий усыновил калмакского отрока, отставшего от обоза, следовавшего со стороны Кокчетава. Другой исторической информации нет. Связи с другими представителями калмаков также нет.

Язык и самосознание кыргызские. Хотя отличаются от обычных кыргызов упертостью и крутостью характера. Религия - мусульмане-сунниты. Из рода вышло много достойных и уважаемых людей. Также представлены в эшелонах исполнительной власти.

:)  :!:

ya znakom s odnim kyrgyzom u kotorogo mama kalmychka iz Yssyk-Kulya. Vot shto on mne rasskazal: kalmykov tam hvataet, po off.dannym ne menee 10 tysyach. Govorya o religiii oni ispoveduyut islam, t.e. perenyali ego u kyrgyzov. Yazyk kyrgyzstanskie kalmyki zabyvayut, molodej' govorit ili na russkom ili na kyrgyzskom. Mnenie chto svoego yazyka u nih ne ostalos' ne sovsem pravil'no. Buduchi men'shinstvom ini predstavlyayli sebya psevdokyrgyzami, kyrgyzy ne lyubyat kogda oni govoryat na svoem yazyke, eli i razgovarivayut to tol'ko mejdu soboi. Moi drug etot toje rasskazyval shto babushka i dedushka mejdu soboi rugalis' tol'ko na kalmytskom i v derevnyah inogda peli pesni na kalmytskom yazyke, vot ded nachent bormotat', a u nego sprashivayut ty kto, otvet: Ya Kyrgyz. Pro bytovoe nedolyublivanie kalmyki tam nazyvayut kyrgyzov : Noha Buruut-(noxai buruutan) :lol: - mongologovoryashie! eto vam chto-nibud' daet.

Kak to i Kirsan navedyvalsya na Issyk-Kul' zval v Kalmykiyu, obehsalsya i zemlyu dat' i rabotu, no po-vidimomu mestnye kalmaki vstretili eto bez osobogo entuziazma, prijilis' uje, kuda tam ehat'. :wink:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

нада же кирсан и киргизских калмыков звал! видимо он много чего делал о чем источники пока молчат. пока из репатриантов у нас живет потомок зайсанга балзанова, он уже старый мать его татарка - сам он тренер по боксу, с собой из таджикистана он вытащил ученика раимкуля малахбекова - он таджик, несколько раз выигрывал чемпионаты мира и олимпийские игры, сейчас защищает честь калмыцкого спорта :lol: , потом пока у нас был суверенитет и калмыкия по статусу 2 года была наравне с союзными республиками, мы имели право давать гражданство. в это время приехало около 100 человек из синьцзяна (тамошние ойраты), многие из них получили гражданство, также знаю, что некоторые тибетцы получили российское гражданство у нас. правда синьцзяньцы посмотрели на эту нищету и большинство их уехало, тибетцев много тож не видать, слышал кто то из них вместе с американскими тибетцами тут в москве держит рестораны (в москве 3 тиб. кухни), по крайней мере про один на охотном ряду я знаю точно..

жаль конечно, что от этого права кирсан отказался и добровольно отдал его :cry:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

небольшая публикация о первом после войны 41-45 года руководителе нашей республики, практически воссоздавшим ее после депортации 1943-56 гг.:

80 лет назад в Крыму

Бойцы любили Басана Городовикова и называли его «батей»

Что мы знаем об участии Героя Советского Союза, генерала Басана Бадминовича Городовикова в боевых действиях в тылу вpaга в Крыму в тяжелейший для нашей страны начальный период войны? Почти ничего...

Автор этих строк, решив пролить свет на эту малоизвестную страницу BOB, побывал в Симферополе еще до распада Союза, где встретился и побеседовал с бывшими партизанами Эммауилом Грабовецкнм, Леонидом Митлером, Владимиром и Раисой Паркиными. Все они в один голос характеризовали Басана Бадьминовича как человека исключительной отваги и воли незаурядных способностей и большой души.

Самый боевой отряд

Басан ГОРОДОВИКОВ командовал 71-м кавалерийским полком 48-й Отдельной кавдивизии в октябре 1941 года в Крыму, под Перекопом, на ишуньских позициях. Его конники проявили большую стойкость и самоотверженность в боях с превосходящими силами противника, отбивая по нескольку яростных атак в день.

Дав последний бой в районе Алушты, Б. Городовиков увел остатки полка с примкнувшими к нему пограничниками и моряками в район горы Средней, в Карасубазарские леса, и принял решение перейти на партизанскую тактику борьбы с фашистами в их тылу.

-Партизанский отряд 30-летнего подполковника Городовикова был самым боевым в крымских лесах, рассказывали мне ветераны. Он первым на полуострове начал активные действия против врага. Слава о нем гремела по всему Крыму, командующий II немецкой армией Манштейн вынужден был сообщить в своем донесении Гитлеру, что немецким войскам ни днем, ни ночью не дают покоя в Лесах остатки 48-й кавдивизии, которыми командует офицер монгольского происхождения.

Действительно, Городовиков, уведя бойцов в горы, сразу разделил отряд на пять групп, поочередно посылал их на задания. Другие же в это время операции не проводили: присматривались, обживались в своих шалашах. К слову, жилища наши были "капитальными". Под скалами рыли котлованы, покрывали их деревьями и листьями, засыпали землей, ставили примитивные печки. Раздобыли овец и картошку у татар.

Стрелять буду я!

Городовиков участвовал во всех боях. Воодушевлял нас личным примером. Был всегда впереди.

5-го ноября сорок первого мы столкнулись с карателями в черных шинелях.

-Беречь патроны! - дал команду Городовиков. - Стрелять буду я!

Из снайперской винтовки он уложил одного за другим шестерых гитлеровцев, спокойно приговаривая: "Целик-прицелик!". Каратели повернули назад.

31 декабря, под новый, 1942 год, он первым ворвался в горное селение и снял румынского офицера. Причем, молниеносно. Офицер упал как подкошенный.

Румыны с криком: "Городовиков, Городовиков!" бросились в паническое бегство.

- Они страшно боятся вашего усатого командира - монгола, - говорили нам местные жители.

Да, во всех операциях Басан Бадьминович участвовал наравне со всеми. А боев было много. Из своей снайперской винтовки он лично уничтожил десятки врагов.

Был строг, но справедлив

Басан Городовиков был для всех нас эталоном мужества, стойкости, храбрости, героизма. Поддерживал в отряде армейскую дисциплину. Требовал безусловного выполнения приказов.

Был строг, но справедлив. Ел из одного котла с нами. Под новый, 1942 год, поровну разделил часть имевшегося спирта. Всем, в том числе и ему, досталось по 25 граммов.

Он лично опекал раненых. Отдавал им лучшее из трофейного обмундирования. Делил между ними последние остатки муки и соли.

Городовиков сам проверял бойцов, уходивших на выполнение заданий. Как-то во время очередной проверки он снял с себя безрукавку и протянул партизану:

-Надевай, ты почти раздет.

-Товарищ командир! А вы?

- Бери. Это приказ. А приказы свои я не отменяю. Бойцы любили своего командира. Меж собой называли "батей", несмотря на его молодость. Смело шли за мим, как говорится, "в огонь и воду". Верили, что с Городовиковым выйдут из любого положения. Считали, что для нашего командира: безвыходных ситуаций не существует.

Смекалка, находчивость

В самые трудные, критические моменты Городовиков сохранив самообладание, выдержку, ясный ум. Он был прирожденным военным. И как таковой быстро освоил тактику партизанской борьбы. Применял внезапные удары с тыла. Совершал дерзкие ночные вылазки.

Оккупанты люто ненавидели его, наш отряд. Истошно вопили через усилители: Городовиковцы, мы уничтожим вас. Вы окружены!".

Мы отвечали им огнем. Бывало, попадали в окружение. Но не впадали в панику, уверенные в том, что Городовиков примет неожиданное для противника решение, предпримет неординарный шаг, найдет выход, спасет отряд.

Однажды он вывел нас из кольца мелкими группами под самым носом карателей, зажегших вокруг костры. В другой раз, придя на помощь джанкойскому отряду и приняв общее командование, перехитрил немцев.

А первого мая сорок второго года в тяжелейшем бою на горе, названной нами "Москвой", мы, выполняя приказ своего командира, продержались до темноты. А затем под крики "Городовиковцы, попались! Теперь не уйдете!" по горной тропинке покинули гору, ведомые проводником из местных жителей. Тогда, правда, девять человек сорвались в пропасть.

Городовиковцы

Весной 42-го Басан Бадьминович был назначен командиром 1-гo партизаннского района Крыма. А в июне вывезен на самолете на "Большую землю".

И после его отлета мы гордо называли себя городовиковцами. Это был престижно. Мы и сейчас называем себя городовиковцами.

Басан Бадьминович всегда поздравлял нас с праздниками. Интересовался, как мы живем. Никогда никому не отказывал в помощи. К примеру, добился улучшения жилищных условий летчику, вывозившему наших раненых на "Большую землю",

В 43-м Городовиков написал нам письмо в Крым с фронта. Вот оно, храним до сих пор. Прочитайте. Обратите внимание, сколько фамилий партизан им перечислено: более сорока! Какая память и какое уважение к бывшим своим однополчанам!

Да, мы до конца своих дней будем гордиться тем, что сражались с врагом в партизанском отряде Басана Бадьминовича Городовикова, говорили в беседе со мной ветераны.

В этой публикации изложена лишь часть того, что поведали мне они в Симферополе.

Первый

Городовиков первым из крымских партизан начал 1941 году со своим отрядом боевые действия в тылу врага. Участвовал в первом успешном летнем натуплении войск 31 Западного фронта в августе 1942 года, 251-й стрелковой дивизией. Первым со своей 184-й Краснознаменной Духовщинской дивизией подошел к государственной границе Советского Союза. Именно его старший лейтенант Зайцев с4-й ротой передового 2-го батальона капитана Губкина в 7.30 утра 17 августа 1944 года пересек эту границу. И генерал Городовиков принял первый парад советских войск на территории фашистской Германии, в городе Ширвиндте. В 1944 году.

А через год, уже на Востоке, в Маньчжурии, в августе 1945 года первым применил тактику внезапной нешаблонной атаки на прорыв укрепленного рубежа японцев без артиллерийской подготовки, увенчавшейся полным успехом.

Басан Бадьминович Городовиков первым из генералов Советской Армии перешел на партийную работу в 1961 г. и в течение 18-ти лет был главой республики.

Наран Илишкин.

Известия Калмыкии, 25 мая 2002 года

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

если кто то имеет информацию, то поделитесь пожалуйста. все что есть у меня об этом событии - это свидетельство синьцзяньского джунгара - менкебайн менкеделгра (интервью с ним опубликовано в книжке: Илишкин Н.У. Сородичи с разных континентов. Ойрат-калмыцкое зарубежье. Элиста, АПП "Джангар")

это было в синьцзяне. эпидемия эта началась в 43 закончилась в 44-м, казахов и киргизов живших неподалеку она не коснулась. ойраты гили от какой то странной болезни: желтели пухли. из трех выжил только 1.

кое-что из этой книжки можно почитать по адресу

http://www.kalmykia.narod.ru/welcome-rus.html в разделе диаспора

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1.Kogda Salchak Toka priehal v Mongoliyu, Choibalsan posadil za stol ego daleko pochti u dverei (za to chto prisoedenilsya k ussr) eto bilo bolshoe oskorblenie i Toka poshel i pojalovalsya emu v otvet Choibalsan skazal emu chot mesto dlya satelitov kak raz tam i dal opleuhu.Toka uehal v totje den'

2.Choibalsan bil bolshim panmongolistom mechtal Tuvu, Jungariya i inner Mongoliyu obedenit'. Vot poetomu on otdal chasti teritirii Tuve po logike chto oni brat'ya i vseravno obedenimsya, no russkie postoralis ( Salchak Toka poluchil 6 ordenov Lenina), potom Choibalsan poderjal vostanie kazaha Osmana v Sintsyane mnogo orujiya dal istruktorov poslal no toje nepoluchilos' , mnogo kazakov k nam bejali prishlos daje spetsialnii aimak sozdavat Bayan Ulgei, a doetogo v inner Mongolii bili vsego 2 shagah ot obedineniya, no Stalinu bilo nujno ne malenkaya Mongoliya a bolshaya krasnaya China a tam i vsya Asia, i Mao obeshal Stalinu krasnii Vostok v obmen na territoriyu, on skazal cho krasnaya armiya kitaya imeet bazu tolko v manjurii i inner mongolii. Posle etih provalov choibalsan russkim stal otnositsya prohladno, mojet oni i pomogli emu otpravitsya pobistree k predkam

3. Kstati netolko konnitsa MNR uchastvovala v boyah protiv Japon, no i konnitsa inner mongolii, ona zdalas krasnoi armii, i na vopros mojno li na hih polojitsya MNR dala polojitelnii otvet

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

про восстание в синьцзяне мне рассказывали, только тот человек не знал цели. теперь ясно. он тож говорил, что оружие шло из монголии много оружия, были поддержаны казахи. но поскольку они были не армия, а просто бандиты они грабили все что попадалось на пути, в том числе и монгольские поселения. в результате они были уничтожены монгольскими регулярными частями, на территории синьцзяна. вот такую ошибку допустил чойбалсан.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Чойбалсан нетолько помогал достать оружие казахам Оспана.Еще он отправил вместе с казахами 100 солдат с пулеметами.

Мой дядя участвовал в этом поездки.Он был наводчиком.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1. russkim nenravilos mongolskaya intsiativa v Vostochnom turkestane, poetomu kogda Mao 49 godu priglasil rukovoditelei Vos Turkestana v Pekin ,russkie potrebovali chtobi delegatsiya litela cherez USSR i kogda bolshie rukovoditeli viliteli iz Irkutska samolet ruhnul v Baikal, tam pogib mongolskii kazah deputat Vel Nar Hurala otpravleni v Sintsyan kak rukovoditel Vos Turkestana vmesto Ospana kotori nemog rukovodit svoimi banditami. tam sluzil takoi izvestni mongolskii general Dorj , 7 let tam rabotal

2. Hochu sprosit u Sanja pravda chto Gorodovikov eto iskajenoe Hardaag, russkie nesmogli vigovorit Hardaag i skazali budesh zvatsya Gorodovikov

3. Slishal chto koreitsi Ussr kogdato napisali prosbu mongolskomu pravitelstvu o obedinenii s mongolami kak etnicheskimi i religioznimi bratyami, kajetsya eto bili koreitsi uzbekistana

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

да хар дааг - переводится как черный годовик, поэтому в казачьих списках он был записан как городовиков. ока городовиков - он воевал за красных и в основном при его деятельном участии была в 20-м году установлена советская власть в калмыкии. он был родом из донских калмыков бузавов, станица платовская - по калмыцки ики буурла :аамг (аймак). большинство бузавов воевали за белого царя и сейчас составляют диаспоры по всему миру (в начале ойратского раздела перечислены страны и численность), городовиков был одним из немногих, кто воевал против. а статья сверху про его племянника. вообще мои дед и бабка со стороны отца и со стороны матери как раз из того же самого ики буурла :аамг, и городовиковы даже приходятся нам родственниками, но некровными.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

esti li seichas jivie uchastniki kalmiki , uchasvovavshie v boevih deistviyah na territorii mongolii 20-h godah. Togda v mongolii bilo mnogo krasnoi kalmitskoi konnitsi pomogavshih revolyutsii, govoryat prislali spetsialno po prikazu Stalina netolko dlya pomoshi no i dlya karatelnih deistvii esli mongoli nezahotyat podderjati krasnih. potom kogda oni uehali ih rastrelyali v ussr chtobi nebilo svidetelei politiki krasnih. do sih por ot etih kalmikov ostalas moda na prichesku HAL'MAG nazivaetsya , krotkaya stijka togda mongoli nosili kak izvestno kosichki i eto strijka kalmikov bila strannoi dlya nas

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

если сейчас и есть, то очень старые. но думаю большинство их умерло уже. в калмыкии были эти люди говорят они работали то ли на нквд то ли каккую то другую секретную службу, но то что часть их работала в монголии точно. помогали там делать регулярные монгольские части красной армии. сейчас есть в элисте улицы имени канукова, городовикова и нескольких др. но в отличие от городовикова их фамилии ненастоящие, они были изменены и под ними они и остались в истории.

когда после начала перестройки в ссср в90 г. американские и европейские калмыки смогли приехать к нам. в культурную программу было включено посещение памятника городовикову, но тут случился конфуз, т.к. все старые калмыки отказались идти к нему, говорят даже плевались, потому что их родители воевали против.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...