Перейти к содержанию
Aryslan

Уйгуры

Рекомендуемые сообщения

Вся новейшая история уйгуров - это бесконечные войны за независимость и крупные восстания:

«После джангирского восстания обнаружилась вся слабость китайцев, которые до тех пор для азиатцев казались непобедимыми. Кашгарские патриоты ожили духом и получили новую и сильную надежду к возвращению самостоятельности своего Отечества» Ч. Валиханов.

  • 1830 — восстание брата Джангир-Ходжи, Юсуф-ходжи. Взятие восставшими Кашгара, Янгиссара.
  • 1847 — восстание семи ходжей, взятие восставшими Кашгара, Янгигиссара.
  • 1855—1856 — восстание во главе с Валихан-Тюря. Взятие Кашгара.
  • 1864 — Кучарское восстание во главе с лидером каратаглыков Рашиддин-ходжой. Восстания в Кашгаре, Яркенде, Хотане. Восстание перекинулось на север, выступление в Илийском крае, Чугучаке. Уничтожение власти цинской империи на территории Восточного Туркестана (Уйгурстана). Принятие Рашиддин-ходжой титула Хан-ходжи. Образование трех государств: ЙеттишарИлийский султанатДунганский эмират.
  • 1871 — присоединение к Российской империи Илийского края.
  • 1878—1879 — карательная операция 80 тыс. цинской армии, вооружённой европейским оружием, во главе с генералом Цзо Цзунтаном. Падение Йеттишара.
  • 1881 — возврат русскими Илийского краяЦинской империи. Переселение уйгур в Семиречье.
  • 1884 — образование провинции Синьцзянс административным центром в Урумчи.

Первая половина XX века:

  • 1912—1913 — восстание кумульских уйгур под предводительством Тимура Халпы.
  • 1931—1934 — восстание кумульских уйгур во главе с Ходжа Нияз-хаджимом.
  • 1932 — Турфанское восстание под предводительством семьи Мухити. Объединение сил кумульских и турфанских повстанцев.
  • 1933 — начало восстания в Хотане, под предводительством семьи Богра. Освобождение Яркента и Кашгара. Провозглашение Тюркской Исламской Республики Восточный Туркестан (ТИРВТ) в Кашгаре, президентом объявляется Ходжа Ниязпремьер-министром Сабит Абдулбаки Дамулла.
  • 1934 — ТИРВТ уничтожается объединенными силами дунган во главе с Ма Чжунином, китайцев, и специально созданной алтайской армией СССР.
  • 1937 — восстание 6-й уйгурской дивизии (бывшая дивизия Махмута Мухити), по руководством Абдуниязбек Камала. Подавление восстания объединенными китайско-советскими воинскими частями. Казнь Ходжи Нияз-хаджима.
  • 1943 — илийское восстание мусульманских народов.
  • 1944 — провозглашение Восточно-Туркестанской Республики (ВТР), формирование правительства во главе с Алихан Тура Сагуний.
  • 1946 — похищение советскими спецслужбами президента ВТР Алихан тура, формирование нового правительства во главе с Ахметжаном Касыми.
  • 1949 — вхождение Синьцзяна в состав КНР.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

внешние монголы все же смогли создать независимое гос-во. но там им советы помогали. да и Халха стратегически менее интересна чем В.Туркестан вот китайцы за нее воевали до последнего

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Just now, Ашина Шэни said:

СТЕПНОЙ ОБЫЧАЙ БРАТСТВА В ИМПЕРИИ ТАН И ПАРАЛЛЕЛИ МЕЖДУ СОЧИНЕНИЕМ ХАНЬ ЮЯ И УЙГУРСКОЙ РУНИЧЕСКОЙ НАДПИСЬЮ

Может быть, не слишком удивительно то, что сильное степное культурное влияние была отражено в таких учреждениях, как императорский дом Тан, и в великих деятелях культуры, таких как Бай Цзюй-И - и те, и другие были четко задокументированного не-ханьского происхождения. Но пример «размытой границы поколений» можно также найти даже в жизни такого стандартного носителя ханьской культуры и стража ортодоксального конфуцианства, как писателя Хань Юя 韓愈. Он написал очень горькое сочинение Цзи шиэрлан вэнь 祭十二郎文, оплакивая преждевременную смерть любимого племянника, который на самом деле был не намного младше его самого. 

Что отношения дяди и племянника на самом деле были сродни естественному братству не ускользнуло от внимания китайцев пост-танского периода. Это было прокомментировано цинскими составителями прозаической антологии Гувэнь гуаньчжи 古文觀止. С учетом всего этого не должно казаться удивительными близкие параллели между заключительными словами в сочинении Хань Юя о сыновьях и дочерях и аналогичном пассаже в древней надгробно рунической надписи, оставленной уйгурами.

Канадско-китайский синолог Саньпин Чэнь

[Chen, Sanping. A-gan Revisited — The Tuoba's Cultural and Political Heritage //Journal of Asian History 30.1 (1996) - p.66]

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

9 минут назад, Kenan сказал:

Словом "хотон" монголоязычные называли мусульман? 

да... а не ,,сарт,, как считают некоторые

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 минуты назад, Kenan сказал:

Словом "хотон" монголоязычные называли мусульман? 

Вроде так называли европеоидных тюрков. Слово 'хотон' производное от Хотан - древнего города в Восточном Туркестане. До уйгуров его населяли хотано-сакцы (скифы).

Кстати, ваш 'иссыкский человек' как раз из саков. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

59 минут назад, Uighur сказал:

Вроде так называли европеоидных тюрков. Слово 'хотон' производное от Хотан - древнего города в Восточном Туркестане. До уйгуров его населяли хотано-сакцы (скифы).

Кстати, ваш 'иссыкский человек' как раз из саков. 

Хотон у нас просто село, город балhсн

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

15 минут назад, mechenosec сказал:

Хотон у нас просто село, город балhсн

Думаю, надо брать по письм.-монг., где "кота-н" - городской; от "кота" (город).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

On 11/13/2017 at 6:58 AM, Uighur said:

Вроде так называли европеоидных тюрков. Слово 'хотон' производное от Хотан - древнего города в Восточном Туркестане. До уйгуров его населяли хотано-сакцы (скифы).

Кстати, ваш 'иссыкский человек' как раз из саков. 

Скифы/саки в Хотане не жили. Доказательств сему нет. Самоназвания «саки» в хотанских текстах нет, жители везде зовутся просто Hvatana - хотанцы, а государство звалось Ратна Джанапада - санскрит. «Страна яшмы».

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 15/11/2017 в 03:34, Ашина Шэни сказал:

Скифы/саки в Хотане не жили. Доказательств сему нет. Самоназвания «саки» в хотанских текстах нет, жители везде зовутся просто Hvatana - хотанцы, а государство звалось Ратна Джанапада - санскрит. «Страна яшмы».

Странно, друг. А почему тогда их называют хотано-сакцами? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 hours ago, Uighur said:

Странно, друг. А почему тогда их называют хотано-сакцами? 

Потому что парочка немецких путешественников в Тарим в начале 20 века активно искала «ариев». Вот и нашла - в Хотане, и решили окрестить «саками», типо саки осели в Хотане когда мигрировали на запад откуда-то из Ганьсу (?).

А китайцы всего-то и говорят, что юэчжи напали на неких «сай» 塞, и те бежали куда-то далеко на юг. Как там именно это звучало во время Хань один Тенгри знает - но в среднекитайском по Пуллиблэнку он оставался «сай». То есть «сак» там по меньшей мере сомнительно. Где именно бежали и главное откуда бежали - тоже неясно. Боровкова считает, что из Илийской долины. Никаких данных, что сай пошли в Юйтянь/Хотан, у нас просто нет.

Вообще хотанцы это просто типичные оседлые иранцы были. С кучей заимствованных слов из санскрита и пракритов. Явно просто прибыли откуда-то из Пакистана. Ровно как и согдийцы медленно, но верно дотопали до Ганьсу к 3 веку, и там обосновались как торговцы^_^

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уйгуры считают, что их род появился и умножился на берегах реки Оркон2, берущей свое начало на горе Каракорум5; город, построенный Кааном в нынешнем веке, также назван в честь этой горы. Тридцать рек берут на ней свое начало; на каждой реке жил особый народ; уйгуры на Орконе составляли две группы.
Когда их число увеличилось, он и по прим еру [40] других народов выбрали из своего числа вождя и стали ему подчиняться.
И так продолжалось в течение пятисот лет, до появления Буку-хана4. И говорят, что Буку-хан был Афрасиаб 5; и на холме недалеко от горы Каракорум находятся развалины колодца и еще огромный камень, и говорят, что это темница Бизхана 6.
На берегах реки также можно увидеть развалины дворца и города, называемого Ордубалык7, хотя сегодня он называется Маубалык8.

 

 

karakorum.png

%D0%A2%D0%B0%D0%BC%D0%B8%D1%80%20%D0%B3%

 

%D0%A2%D0%B0%D0%B9%D1%85%D0%B0%D1%80%20%

14109939355_3001854f34_b.jpg

 

thumb__9001472793954627979356fcc28420f39

105764914.jpg

ТАЙХАР ЧУЛУУ


Если проехать через Цэцэрлэг, объехать гору Булган с левой сторны, то попадете на дорогу через перевал Цагаан-даваа, ведущая на запад в сторону озера Цагаан-Нуур. Участок этой дороги длиной 20 километров заасфальтирован, и перед перевалом находится блок-пост по взиманию платы за проезд по этому шоссе. Через 20 километров находится центр сума Их Тамир, где расположена заметная природная достопримечательность - стоящее посреди поля отдельное скальное образование Тайхар Чулуу. Об этой скале у монголов ходит множество легенд.
 

Одна из легенд о камне Тайхар. Когда-то над этим благодатным краем нависла страшная угроза. Из под темных гор и дремлющих вулканов повадился прилетать дракон. Он был таким большим, что когда его голова и лапы были в деревне, туловище тянулось через всю долину, а хвост обвивал горы. От дыхания чудовища вокруг все превращалось в пепел, оставляя после себя голую выжженную землю. И тогда появился юноша по имени Арелан, который вызвался сразиться с драконом. Он поднял огромный камень и так метко швырнул дракону в голову, что та раскололась на множество кусков. Деревня была спасена. А камень, убивший дракона, так и остался стоять посреди долины. Вокруг него до сих пор можно найти редкий драгоценный камень оливин, который называют вечным изумрудом. Согласно легенде - это глаза дракона.
 

Было установлено, что на одной только каменной стеле Тайхар-Чулуу имеется около 30 древнетюркских надписей. Этот камень, похоже, выполнял роль протокольной регистрации всех важнейших событий в жизни тюрков. На правом берегу реки Тамир находится 20-метровая каменная глыба, юго-западная, южная, восточная стороны которой испещрены хрониками на древнетюркском языке, повествующими о жизни и судьбе древних тюрков. Древнетюркские письменные знаки на памятниках наносились различными способами: золотой и серебряной чеканкой, высечением по камню специальным острым резцом или многоцветной зарисовкой на скалах. 
 

К сожалению, в 1960-1990 годы туристы, побывавшие у этой скалы, древнетюркские надписи исписали разноцветной (масляной) краской. В результате бесценные письмена оказались утерянными навсегда. В настоящее время при визуальном поиске невозможно обнаружить древние надписи.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 часов назад, Peacemaker сказал:

К сожалению, в 1960-1990 годы туристы, побывавшие у этой скалы, древнетюркские надписи исписали разноцветной (масляной) краской

Точно туристы, а не монголы? :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

9 часов назад, Ашина Шэни сказал:

 

Вообще хотанцы это просто типичные оседлые иранцы были. С кучей заимствованных слов из санскрита и пракритов. Явно просто прибыли откуда-то из Пакистана. Ровно как и согдийцы медленно, но верно дотопали до Ганьсу к 3 веку, и там обосновались как торговцы^_^

Как быстро, по вашему, иранские и прочие автохтоны ВТ перешли на тюркские языки? Если судить по письм источникам?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

10 часов назад, Ашина Шэни сказал:

А китайцы всего-то и говорят, что юэчжи напали на неких «сай» 塞, и те бежали куда-то далеко на юг. Как там именно это звучало во время Хань один Тенгри знает - но в среднекитайском по Пуллиблэнку он оставался «сай». То есть «сак» там по меньшей мере сомнительно. 

Так ведь все прекрасно показывается, там действительно "sаk" было:

Character: 
Modern (Beijing) reading: sài
Preclassic Old Chinese: sǝ̄k
Classic Old Chinese: sǝ̄k
Western Han Chinese: sǝ̄k
Eastern Han Chinese: sǝ̄k
Early Postclassic Chinese: sǝ̄k
Middle Postclassic Chinese: sǝ̄k
Late Postclassic Chinese: sǝ̄k
Middle Chinese: sʌk
English meaning : to block
============================
Number: 1593
Chinese etymology: Chinese etymology
plus-8.png
Character: 
MC description : A: 曾開一入德心; B: 蟹開一去代心
ZIHUI: A: 1049 1082; B: 1049 1084
Guangzhou: A: šak 41; B: čhɔi 31
Xiamen: A: sîk 41 (lit.); sueʔ 41; that 41; B: sai 31
Chaozhou: A: sak 41; B: sai 31
 
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 hours ago, Uighur said:

Точно туристы, а не монголы? :D

АКБ говорит,что уйгуров на монгольском  Орхоне никогда не были и советские историки  тащили  камень Бизхана  из Синьдзяна.

:D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

11 hours ago, Ермолаев said:

Так ведь все прекрасно показывается, там действительно "sаk" было:

Character: 
Modern (Beijing) reading: sài
Preclassic Old Chinese: sǝ̄k
Classic Old Chinese: sǝ̄k
Western Han Chinese: sǝ̄k
Eastern Han Chinese: sǝ̄k
Early Postclassic Chinese: sǝ̄k
Middle Postclassic Chinese: sǝ̄k
Late Postclassic Chinese: sǝ̄k
Middle Chinese: sʌk
English meaning : to block

latest?cb=20160911003100

Ермолаев, вам надо научиться выходить за пределы реконструкций Старостина и его коллег:) К слову, на Западе по тому же среднекитайскому никто вообще Старостиным особо и не пользуется. Главный авторитет там - канадский синолог Эдвин Пуллиблэнк. И для этого знака у него дан вовсе не «сак», а именно «сай»:

d533f33a55dc.jpg

Причем сай там дан для обеих стадий среднекитайского - и ранней (6-7 века), и поздней (8-9 века). L. это поздний среднекитайский, E. это ранний среднекитайский. Y. это юаньское произношение - его у Старостина нет вообще:P

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

13 hours ago, Zake said:

Как быстро, по вашему, иранские и прочие автохтоны ВТ перешли на тюркские языки? Если судить по письм источникам?

Интересный вопрос. Последние тохарские тексты это 8 век. Тексты согдийцев и «хотано-саков» заканчиваются после 10 века. Персов и бактрийцев в ВТ было ничтожно мало. Условно здесь выходит где-то 300-400 лет ассимиляции.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

7 часов назад, Ашина Шэни сказал:

Интересный вопрос. Последние тохарские тексты это 8 век. Тексты согдийцев и «хотано-саков» заканчиваются после 10 века. Персов и бактрийцев в ВТ было ничтожно мало. Условно здесь выходит где-то 300-400 лет ассимиляции.

ВТ - это тер-я большая и персы скорее всего восточнее Кашгара не распространялись.

Скажите, отличия напр между согдийцами и "хотано-саками" большие были в культурном плане? Вроде два оседлых вост иранских народа. Языки тоже совсем разные были, что друг друга не понимали?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...