Перейти к содержанию
Гость Эльтебер

О северокавказских тюрках...

Рекомендуемые сообщения

Гость Эльтебер
Слово дост конечно тюркское, но тут вы уже начинаете путаться - его в карачаево-балкарском вообще нету, а есть ещё слово нёгер "сподвижник, соратник".
В тюркских языках слово дост считается заимствованным из персидского.
Насчет дост. Это слово у нас звучить дос, применяется редко, но существует. Другое дело, могло не быть и перенято во время ссылки в Среднию Азию.
Возможно так оно и есть. По-кыргызски также будет дос, а не дост.
Я полагаю, что уважаемые участники обсуждения имеют в виду предположение хакасской фольклористки В.Е. Майногашевой. По-моему, я уже писал, что мне представляется это умозаключение недостоверным. Есть такой жанр фольклора у хакасов - героический эпос - "алыптыг нымах", букв. "богатырское сказание". Это, как правило, грандиозные по объему тексты, наподобие "Манаса" или "Кобланды батыра", которые сказители исполняли горловым пением порой несколько дней под аккопманимент чатхана (род лютни). "Нымах" здесь, полагаю, от перс. "нымак/намык". В хакасских диалектах встречается б-м переход: батыр-мадыр, балты-малы, пиджак-минжак. :) Особенно регулярно у сагайцев. Поэтому считаю, что нартпах (?) - это слово связанное с "нымах". Обязательно переговорю с филологами.

Небольшая цитата в дополнение:

В фольклоре шорцев сохранились сюжеты, которые перекликаются с сюжетами осетинского нартского эпоса: богатыри, называемые аланами (алынами, алан-кижи), "молотки перекидывали через гору" Тойнаг-Айгине. В языке сагайцев, выходцев из Шории сохранился термин нартпак ("богатырская сказка"), в котором усматривается осетинское (ретросп. аланское) нарт ("богатырь") и шор. пак ("хвала, слава"). Согласно шорскому фольклору, аланы одеты в железные панцири, вооружены мечами, копьями, луками. Пасут огромные табуны коней. Живут в подземных жилищах, куда ведет коридор с тремя или семью ступенями. Аланы хоронили покойников в глубоких могилах, выбитых в скалах. Рядом клали боевого коня.

http://liber.rsuh.ru/Conf/Istochnik_man/maloletko.htm

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Керим-хан

Астамур пишет:

- Астамур! Эти слова относятся к Вам и Вам подобным, как к никому другому. (И вообще почему вы носите наше аланское имя Железный Ас?)

- Ты действительно откудато сбежал (как -ты развязвлся от усмирительной рубашки) или прикидывешься? :(

- Мизиев И.М. учёный мирового уровня, а Ваши и Вам подобных "моськины лаяния" ничего не стоят.

- Это тоже относится к Вам.

- Просто врун!. :P

Уважаемый Тахир, давайте соблюдать принятые на форуме нормы вежливости. Всё таки это не карачайз, где вы можете писать что угодно и кому угодно. Несмотря на то, что Рустам Абдуманапович уехал в командировку это не значит, что форум остался немодерируемым. Относитесь с уважением к оппоненту, если хотите, чтобы он вас уважал.

В тюркских языках слово дост считается заимствованным из персидского. Возможно так оно и есть. По-кыргызски также будет дос, а не дост.

Небольшая цитата в дополнение:

Уважаемый Эльтебер, спасибо за дополнение о персидской этимологиислова дос, впрочем она мне известна. :) Слова дос нет в литературном запасе карачаево-балкарского. Так же как слово друхум (мой друг) оно является иноязычным словом, употребляемым вперемешку с карачаевскими.

Указанная цитата была приведена выше и именно она и вызвала вопрос обращённый к Стасу.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Небольшая цитата в дополнение:

Из цитированной Зльтебером статьи A.M. Малолеткo "АЛАНЫ В СИБИРИ":

http://liber.rsuh.ru/Conf/Istochnik_man/maloletko.htm

В языке тувинцев, хакасов, шорцев, алтайцев имеются лексемы аланского происхождения, из которых наиболее показательны дигор. alacq, шор., алт. алычык ("шалаш"); алан, zonug, телеут. чанак, шор. шанак ("сани"); осет. игар, йегар, куманд. игир, эгир, эгер ("охотничья собака").

Эта , якобы иранского происхождения, охотничья собака ИГАР, ЭГЕР и т.д., кочует с сайта на сайт как доказательство иранства аланов. С версией Старостина о тюркском происхождении этого слова и его родственности монгольскому НОХАЙ, НОКАЙ , т.е. короче НОГАЙ :D , можно ознакомиться здесь:

http://www.kyrgyz.ru/forum/index.php?showt...420entry18656

Теперь, как видно, к ЕГЕРУ добавился и "иранский" ШАЛАШ:

Word: шала/ш,

Near etymology: род. п. -а/, укр. шала/ш. Заимств. из тюрк., ср. тур. sаlаs^, азерб. s^аlаs^ "шалаш, палатка" (Радлов 4, 352); Мi. ЕW 287; ТЕl. 2, 150; Горяев, ЭС 418; Преобр., Труды I, 85; Локоч 143.

Trubachev's comments: [Сюда же польск. sal/asz, слвц. sаlаs^, которые, по мнению Якобсона (IJSLP, 1/2, 1959, стр. 276), восходят к разным тюрк. диал. вариантам. -- Т.]

Pages: 4,397

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Астамур

-

Мизиев И.М. - учёный мирового уровня, а Ваши и Вам подобных "моськины лаяния" ничего не стоят. (см. Крылов И.А. "Басни")

Это все, что вы могли возразить?

И кто же, кроме вас, уважаемый Тахир, назвал Мизиева "ученым мирового уровня"?

Что ж, давайте посмотрим несколько, самых мягких, на мой взгляд, отзывов о трудах И.Мизиева:

"Примечательно, что И.М. Мизиев, цитируя Диодора Сицилийского, убирает из текста сообщение о савроматах и создает у читателя впечатление, что позднее Скифию опустошили переселенцы в Малую Азию. Таким образом, автор совершает источниковедческий подлог. Далее он приводит ряд возражений, по его мнению, полностью сводящие на нет всякую историческую ценность труда Мровели". СОБРАНИЕ ТРУДОВ ЮЖНОРОССИЙСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ | 2004 г.

СКИФЫ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА ПО ДАННЫМ ПИСЬМЕННЫХ ИСТОЧНИКОВ.

Тахир, вы знаете, что означают слова "источниковедческий подлог"? Человек, претендующий даже не на "мировой", а на хоть какой-нибудь уровень, республиканский например, не может заниматься подлогом.

Кроме того, впервые в истории книгоиздательского дала на Кавказе, возможно, и во всей России, в категорической форме один из рецензентов (их было всего трое) публично заявил о своей непричастности к рецензированию этой работы И.Мизиева "Народы Кабардино-Балкарии

в ХIII - ХVIII вв." (Нальчик, изд. «Эльбрус» 1995).

Лично я, кроме карачаево-балкарских естественно, не слышал хвалебных, или, хотя-бы, заслуживающих внимания высказываний авторитетных исследователей относительно "творений" И.Мизиева.

Но, уважаемый Тахир, не отчаивайтесь, - я, не претендуя на "истину в последней инстанции", хвалю И.Мизиева только лишь за одно его высказывание, где он пишет:«антропология свидетельствует об автохтонном происхождении предков восточных адыгов (кабардинцев), и в том плане появление в Х11-Х1У вв. адыгов в центральном Предкавказье, вероятно, следует рассматривать как вторичное явление в их этнической истории. Этому не противоречат и данные археологии».

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемый ЗКЧА!

Я так понимаю, разговор должен идти о традициях, а не о построике или достроике одной караульной башни. Таких традиций у адыгов небыло, это может подтвердить ваш кумир Керим-хан.

По поводу И.Мизиева Тахир прав. Мизиев-историк мирового уровня. "Многих и многих поиск истины не интересовал никогда-просто им хотелось осадить Мизиева, как возмутителя спокойствия, внушить читателям, что его работы никакой ценности не представляют, а вопрос о том, прав он или нет(в каждом конкретном случае) и какова прочность его аргументации, никакого значения для них не имел(и не имеет). Но у многих читателей, слава богу, в том числе и квалифицированных, создалось, в конце концов, иное мнение.

"Материалы, приведенные в работе, свежи и интересны. С основными выводами автора мы должны согласиться, так как сделаны они на основе скрупулезного анализа различных источников..."

Б.П. Алексеева.д.и.н.

"Актуальность темы, ее хронологические рамки, научная новизна не вызывают сомнений не только в силу слабой изученности этого периода, но прежде всего по причине той важности, которую занимает данный этап в этнической истории северокавказских народов, в их социально-экономическом и культурном развитии." А.А.Кудрявцев д.и.н.

"...Следует отметить, что имя И.М. Мизиева как ученного хорошо известно: его многочисленные труды-монографии, статьи и т.п.-раскрывающие самые различные аспекты этнической истории карачаевцев и балкарцев в широком хронологическом диапазоне, получили положительную оценку научной общественности." Х.А. Артынбаев д.и.н.(Казахстан)

Таких высказываний по работам И. Мизиева множество.

"В отличие от множества придворных ученых, готовых за хорошую плату и должность тут же за несколько месяцев, а то и недель, не выходя из собственного кабинета, "высосать из пальца" любую "историю" и для любого народа, при этом не пользуясь более чем Большой советской энциклопедией, Исмаил был неутомимым исследователем-археологом, признающим в качестве доказательства только бесспорные научные факты, в т.ч. и собственными руками."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Эта , якобы иранского происхождения, охотничья собака ИГАР, ЭГЕР и т.д., кочует с сайта на сайт как доказательство иранства аланов. С версией Старостина о тюркском происхождении этого слова и его родственности монгольскому НОХАЙ, НОКАЙ , т.е. короче НОГАЙ :D , можно ознакомиться здесь:

Теперь, как видно, к ЕГЕРУ добавился и "иранский" ШАЛАШ:

Уважаемый Ар.

Я ознакомился.

Не так давно Вы давали этимологию слова уздень. Признаться я по-началу был удовлетворен и легко поверил в тюркское происхождение этого термина. В дальнейшем оказалось, что это все же осетинское, или точнее, иранское по происхождению слово. Как ни странно, но в осетинском языке оказалось несколько слов с корнем уаз (соответствует ли ему тюркское ёз?). Вам стоит все же проверять приводимые здесь пространные этимологические пассажи с точки зрения и современных лингвистов. Или у Вас нет других под рукой?.

Если Вы заметили, то в ссылке приведенной Эльтебером, еще несколько ираноязычных топонимов и слов. Как быть с ними?

Добавлю, есть в осетинском егер - охотничья собака, а не игар и эгер, куыз и куй просто собака.

Эльтеберу большой респект за такую интересную ссылку. На мой взгляд не там ли стоит искать прародину аланов??

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я ознакомился.

Не так давно Вы давали этимологию слова уздень. Признаться я по-началу был удовлетворен и легко поверил в тюркское происхождение этого термина. В дальнейшем оказалось, что это все же осетинское, или точнее, иранское по происхождению слово.

Ну, флаг вам в руки - приведите эту осетинскую этимологию

Вам стоит все же проверять приводимые здесь пространные этимологические пассажи с точки зрения и современных лингвистов. Или у Вас нет других под рукой?.

А вам стоит научиться внимательно читать предложенные вам материалы.

Этимология слова УЗДЕНЬ приведенная мной была процитирована из словаря Фасмера. Этимология слова ОЗI, как и эимология слова ЕГЕР - "охотничья собака", заимствованного в осетинский язык из тюркских языков , была приведена из этимологического словаря Старостина.

Вам, повторяю, вместо того чтобы попусту писать сообщения, вроде того что мол "в дальнейшем оказалось ...", осталось взять то что у вас находится под рукой, будь то этимологические словари или

что-то еще , и привести альтернативную версию.

PS. То же самое относится и к вопросу об изображении половцев в книге Гамсахурдия. Будьте внимательны и во всяком случае следите за своими словами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну, флаг вам в руки - приведите эту осетинскую этимологию

А вам стоит научиться внимательно читать предложенные вам материалы.

Этимология слова УЗДЕНЬ приведенная мной была процитирована из словаря Фасмера. Этимология слова ОЗI, как и эимология слова ЕГЕР - "охотничья собака", заимствованного в осетинский язык из тюркских языков , была приведена из этимологического словаря Старостина.

Вам, повторяю, вместо того чтобы попусту писать сообщения, вроде того что мол "в дальнейшем оказалось ...", осталось взять то что у вас находится под рукой, будь то этимологические словари или

что-то еще , и привести альтернативную версию.

PS. То же самое относится и к вопросу об изображении половцев в книге Гамсахурдия. Будьте внимательны и во всяком случае следите за своими словами.

Абаев указывает, что данный термин известен только тем тю. языкам, которые сейчас или исторически имеют контакты с осетинским, и что на собственно тюркском материале он никак не объясняется. Предложенная им взамен собственно иранская этимология фонетически корректна, но предполагает переосмысление семантики (‘жирный’ ~ ‘упитанный’ ~ ‘мощный телом’ ~ ‘сильный’ ~ ‘прочный, крепкий’). Т.е. уздени (будем говорить так, хотя в руском языке эта форма – из тюркских) изначально – это ‘могучие, крепкие мужи’.

Вот несколько осетинских слов с корнем уаз:

уаззау - тяжелый, обратите внимание на корень уаз.

уазбын - пышный, так же корень уаз.

Единожды солгав - кто же тебе поверит. Знаете такую пословицу?

А про следите за своими словами, это Вы о чем? В чем моя некорректность проявилась? Или Вы по примеру Бёрюкъана тоже собираетесь начать грозить кулаком за тысячу километров?

Книгу Гамсахурдия я в отличие от Вас читал. Я думаю Вы даже не знаете в какой книге этого романа находится эпизод найма половецкого войска.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Или Вы по примеру Бёрюкъана тоже собираетесь начать грозить кулаком за тысячу километров?

И где же он вам угрожает кулаком? Если есть, что говорить, говорите пожалуйста по теме.

Узден искаженное от ёзден. Любому тюркоязычному человеку ясно без пояснений. Ёз-сам +аффикс ден,т.е. человек зависящий от самого себя, свободный человек. Таким же образом: Сизден-от вас, бизден-от нас и т.д.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Единожды солгав - кто же тебе поверит. Знаете такую пословицу?

А про следите за своими словами, это Вы о чем? В чем моя некорректность проявилась?

...

Книгу Гамсахурдия я в отличие от Вас читал. Я думаю Вы даже не знаете в какой книге этого романа находится эпизод найма половецкого войска.

У вас проблемы с русским языком? Вы не в состоянии осознать смысл сказанного вами же?

Как говорится: "не указывайте кому-либо что надо делать, и вы не узнаете куда вам стоит пройти".

Ваша некорректность проявилась в вашем назидательном тоне - "Вам стоит все же ... " и далее по тексту, с упоминанием "современных" словарей. Думаю ваше знание русского позволит вам понять о чем идет речь. Как впрочем оценить и ваше умение произносить пословицы не к месту.

Чем вам не угодили Фасмер и Старостин? Что, они не так современны как Абаев? (Кстати, говоря об этимологии, имеет смысл привести не просто осетинские слова с УАЗ, но и родственные этому корню слова в других индоиранских языках, если они есть, конечно. Про осетинскую этимлогию слова ЕГЕР тоже не забудьте.)

Про пословицы: Что, кто-то вам солгал? Где и в чем вам солгали? Что, я где-то писал о том, что я читал книгу Гамсахурдия? Опять у вас проблемы с внимательностью.

Про описание половцев у Гамсахурдия, приведенное у Сулейменова, я слышал и от других людей. И думаю, что ни Сулейменов, ни они не лгут. Так что тут ваше слово против сулейменовского.

Что вы будете говорить, если на форум выложат сканы из книги с этим текстом?

Давайте так, что бы потом не было никаких неясностей. Фиксируйте свою позицию - либо вы берете свои слова и пословицы назад, либо говорите о своей абсолютной уверенности. И дальше, уже без всяких скидок на то что вас неправильно поняли, просто ждете.

Как дойдут руки я найду эту книжку и , если Сулейменов прав, выложу сканы из нее, если до меня это не сделают другие участники форума (тут на форуме вроде грузины обретаются - книга у них точно должна быть). И уж тогда потом без обид.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемый ЗКЧА!

Я так понимаю, разговор должен идти о традициях, а не о построике или достроике одной караульной башни. Таких традиций у адыгов небыло, это может подтвердить ваш кумир Керим-хан.

По поводу И.Мизиева Тахир прав. Мизиев-историк мирового уровня. "Многих и многих поиск истины не интересовал никогда-просто им хотелось осадить Мизиева, как возмутителя спокойствия, внушить читателям, что его работы никакой ценности не представляют, а вопрос о том, прав он или нет(в каждом конкретном случае) и какова прочность его аргументации, никакого значения для них не имел(и не имеет). Но у многих читателей, слава богу, в том числе и квалифицированных, создалось, в конце концов, иное мнение.

"Материалы, приведенные в работе, свежи и интересны. С основными выводами автора мы должны согласиться, так как сделаны они на основе скрупулезного анализа различных источников..."

Б.П. Алексеева.д.и.н.

"Актуальность темы, ее хронологические рамки, научная новизна не вызывают сомнений не только в силу слабой изученности этого периода, но прежде всего по причине той важности, которую занимает данный этап в этнической истории северокавказских народов, в их социально-экономическом и культурном развитии." А.А.Кудрявцев д.и.н.

"...Следует отметить, что имя И.М. Мизиева как ученного хорошо известно: его многочисленные труды-монографии, статьи и т.п.-раскрывающие самые различные аспекты этнической истории карачаевцев и балкарцев в широком хронологическом диапазоне, получили положительную оценку научной общественности." Х.А. Артынбаев д.и.н.(Казахстан)

Таких высказываний по работам И. Мизиева множество.

"В отличие от множества придворных ученых, готовых за хорошую плату и должность тут же за несколько месяцев, а то и недель, не выходя из собственного кабинета, "высосать из пальца" любую "историю" и для любого народа, при этом не пользуясь более чем Большой советской энциклопедией, Исмаил был неутомимым исследователем-археологом, признающим в качестве доказательства только бесспорные научные факты, в т.ч. и собственными руками."

Разговор не должен идти, он уже идет. Манчуг возразил мне по поводу башни Адиюх (видмо не разобравшись по сути), что мол это аланская башня и т.п. Никто и не отрицает ее "аланочность", тем более, я прекрасно знаю когда аланы стали строить каменные укрепления (во всяком случае те которые с ними связывают) об границах и т.д. благодаря В.Н. Каминскому и другим исследователям. которые занимались непосредствнено этим делом.

Че вы привязались ко мне и к Керим-Хану :D ? вы слышали такую поговорку: Не создай себе кумира! Вдумайтесь сами в нее, я ее уже придерживаюсь лично. Керим-Хан по истине уважаемый человек, много знающий, а главное, максимально непредвзятый. В этом советую вам "поучиться" у него.

По сравнению с Будаем и Закиевым Мезиев безусловно выделяется.

По сути дела, знаете, мне лично все равно с мировым он именем или нет, неважно кто он, карачаевец, грузин, чеченец или адыг, для меня главное что он пишет. А пишет он далеко не все соответсвующее реалиями истории и археологии. Впрочем, ваше дело считать как вы хотите.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Из Мизиева:

1)Журнал ,,Минги-тау,,1995год:,,Возраст наших населённых пунктов Верхняя Балкария -3400 лет,Чегем-3500,Былым-5000,Нальчик-не менее5000-6000лет,,---Афины,Самарканд,Рим отдыхают :D

2),,История и духовная культура КБ,,1994г:,,Кипчаки на СК не зафиксированы ни письменными документами,ни археологическими памятниками,,--- грузинская летопись Муть,каменные бабы--новодел :o

3),,История КБ народа,,--Ас-Алан 1998г:,,Древнейшие предки тюрских народов проживали на СК уже более 5000лет тому назад,,---- и как их там остальные кавказцы незаметили,Мровели и др :D

,,Одним из ведущих и почётных подразделений алан были асы,именовавшиеся ,,ДАГСАС,,,те ,,Горный Ас,,--- конечно мощно,то ,,9 асов,,,то ,,горный ас,,(с вариантом таулу-ас,дагс – таулу(очень близко),скорее ,,дагестанский ас,,),сплошной подлог слова ДАХСАС… ;)

И такое везде и всегда,…остаётся вопрос,КТО И КОГДА НАЧАЛ эту ПАРАНАУКУ после всесоюзная научной сессии по КБ 1959 года, сейчас идёт сплошное зомбирование и оболванивание населения (в основном молодёжи)—это прискорбно. :(

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Керим-хан
У вас проблемы с русским языком? Вы не в состоянии осознать смысл сказанного вами же?

Как говорится: "не указывайте кому-либо что надо делать, и вы не узнаете куда вам стоит пройти".

Ваша некорректность проявилась в вашем назидательном тоне - "Вам стоит все же ... " и далее по тексту, с упоминанием "современных" словарей. Думаю ваше знание русского позволит вам понять о чем идет речь. Как впрочем оценить и ваше умение произносить пословицы не к месту.

Чем вам не угодили Фасмер и Старостин? Что, они не так современны как Абаев? (Кстати, говоря об этимологии, имеет смысл привести не просто осетинские слова с УАЗ, но и родственные этому корню слова в других индоиранских языках, если они есть, конечно. Про осетинскую этимлогию слова ЕГЕР тоже не забудьте.)

Ар_, во-первых перестаньте хамить пока не вмешались модераторы.

Во-вторых, ответьте на вопрос. Тот, кто даёт ссылку на этимологию слова должен проследить случаи его употребления в средневековых текстах. Вы даёте ссылку на Фасмера:

Vasmer's dictionary :

Word: узде/нь

Near etymology: м. "горский дворянин на Кавказе" (см. Горяев, ЭС 386). Заимств. из тюрк., ср. кыпч. o"zden "свободный, благородный" (Гре'нбек, Kom. Wb. 186).

Pages: 4,153

Фасмер в свою очередь отсылает нас к Гре'нбеку, Kom. Wb. 186

Приведите текст Грен'бека - в каких кыпчакских текстах используется ср. кыпч. o"zden "свободный, благородный"?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Астамур
По сравнению с Будаем и Закиевым Мезиев безусловно выделяется.

По сути дела, знаете, мне лично все равно с мировым он именем или нет, неважно кто он, карачаевец, грузин, чеченец или адыг, для меня главное что он пишет. А пишет он далеко не все соответсвующее реалиями истории и археологии. Впрочем, ваше дело считать как вы хотите.

Уважаемый ЗКЧА.

Ну чем выделяется Мизиев? Как можно вообще относиться к человеку, который только и занимался источниковедческим подлогом?

А за Будая вообще не хочется говорить. Это больной человек. Чтобы не быть голословным, несколько цитат из его "бесценных" опусов:

1. Адыги присвоили карачаевскую породу овец, кабардинцы переименовали карачаевскую породу лошадей в кабардинскую. Карачаевские породы овец и лошадей были выведены 40 тысяч лет тому назад;

2. Черкесы сотрудничали с немецкими властями в деле уничтожения 3-х тысяч коммунистов и евреев в г. Баталпашинске, однако они преуспели в клевете на карачаевцев, перекинув все свои преступления на них. И исходя из этих причин переселили карачаевцев в Среднюю Азию. А кабардинцы выслали балкарцев;

3. Предки карачаевцев: они изысканно одеты, чистоплотны, мягки нравом, верны своему слову.

Предки черкесов: они безобразны на лицо, ленивы, грязны и неверны, отвратительно пахнут, самый вероломный народ в мире;

4. Адыги поселились на на земле карачаевцев и балкарцев. Это последние племена, которые обосновались на Кавказе. До этого они были кочевыми племенами, которых коренные жители Кавказа изгоняли с одного места на другое;

5. Дума Северной Осетии провозгласила Осетию "Аланией". Таким образом, наши алчные и изобретательные соседи в области лжи и воры не насытившись тем, что они уже украли у карачаевцев песни, танцы, Родину и т.д., замахнулись на имя наших предков;

Ну а о том, как они одним ударом ноги убивают медведя, лошадь, о том. что придумали ушу, корриду, каратэ... здесь конечно отдыхают всякие там испанцы, китайцы, японцы ...

Все это он пишет в "Эльбрус между адыгами и карачаевцами".

Самое интересное, до сих пор не нашлось ни одного человека среди карачаевцев, который, пусть даже в очень мягкой форме, осудил бы этого зарвавшегося хама.

А меня здесь обвиняют в национализме, оскорблении карачаевского народа...

Господа, опомнитесь.

А перед остальными участниками приношу свои извинения, потому что некоторые из этих цитат Будашки я уже цитировал в этом форуме.

Что еще характерно, - во всех карачаево-балкарских форумах только и делают, что изо-дня в день приводят цитаты Будая, более того, и сюда их притаскивают, тот же Тахир например. Не удивлюсь, если Тахир назовет Будая "величайшим историком" 20-го столетия.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемый Астамур, выделяться можно по-разному... :D

По поводу Будая, если честно, я это не читал, что вы привели (слава Богу), и если это так, то он уже противоречит сам себе. В одной из прежних своих публикаций, он возводил кабардинцев к тюркам ссылаясь на их "поголовно" тюркские имена, и т.д., а здесь, в породе лошадей он уже явно противопоставляет кабардинцев тюркам-карачаевцам. Одним словом, противоречит сам себе.

Из того, что вы привели, действительно создается впечатление поехавшего по фазе человека с фамилией Будай.

По поводу выведенных 40 тыс. лет назад лошадей :P , вообще без комментариев. Видимо карачаевцы были настолько башковитыми, что приучили лошадей и стали разводить уже свою породу за долго от всего остального мира. А то что лошадь была приручена гораздо позже Будай об этом видимо просто не знает.

2. Великолепно, слова человека, явно знающего истинную правду. Это из серии когда вор кричит "Держите вора" показывая пальцем на кого-то лишь бы не на себя. По поводу переселявших балкарцев кабардинцев, я так живо себе и представил, стоят одни кабардинцы с автоматами наперевес в цепочку и пропускают через строй бедных балкарцев крича им "Шнеля! Шнеля!! Ахтунг! Ахтунг!" (не путайте с местным Ахтунгом, это не ник, это обращение, и даже не тюркское :P ).

3. Астамур, вы это от себя приводите своими словами или же дословно слова Будая?...

4. Так и представил как какой-нибудь карачаевец гоняет группу кабардинцев с одного места на другое, а вечером приходит платить им дань. Таким образом, кабардинцы давали карачаевцам отдушину, чтобы не слишком злились :D

5. Осетины, вы просто негодяи! Ну как же вы могли "отнять" у несчастных будайчиков и ему подобных (т.к. отняли только у них) песни, танцы, Родину?! Не знает будай видимо истории, не знает, не знает ни кто выселял карачаевцев и балкарцев, ни за что их выселяли, ни того,. что помимо них выселили еще массу других народов. А скорее всгео знает, но правдой сыт не будешь ведь. Надо молодым умам вбить, что все подонки. козлы, никчемные народишки, все обижают бедных карачаевцев. Сидит маниакальный Будай в своей норе и катает первое, что в голову всбредет. А я еще читал о нем что он бодибилдингом занимался :P . Но не может так сильный человек вести себя. Либо у него действительно с головой не все впорядке.

Да судя по Будаю, отдыхают не только киатйцы и японцы с испанцами, но и весь мир. Если прочитать полностью все его "труды" то завтра ты будешь смотреть на все народы как на потомков карачаевцев и на то, что они оказываются отняли у карачаевцев весь их мир, всю планету. Кажется он уже добрался и до Америки. Че-то с Австралией задерживается, непорядок. Пора бы уже в Косомс выходить на орбиту. Завтра он может выведит новую гипотезу, о том, как карачаевцы задолго до американцев и русских покоряли Космос. Первый человек высадившийся на луне был карачаевец-махаджир! ит.д. и т.п.

Да нет, недавно разговаривал с одним балкарцем (среди них много нормальных людей), он слышал и кое-что читал даже о Будае. Так он мне сказал, что это не исследователь, а позор на наши (КБ) народы. Хотя это конечно было озвученно не в литературе, а из народа, но тем не менее. Кстати, я не знаю, вообще у него есть печатные издания? или он только в Инете упрожняеться в разделе: "Завтра напиши еще тупее"?

Астамур, мой вам совет, Будай это такое существо, на которое нельзя обращать такое серьезное внимание. С ним и так все ясно. ;)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Приведите текст Грен'бека - в каких кыпчакских текстах используется ср. кыпч. o"zden "свободный, благородный"?

:D:D Ну что тут сказать, кроме классического: "Мальчик, может тебе еще и ключ дать от квартиры, где деньги лежат?".

Разве что только посоветовать сходить на одесский рынок и купить курицу.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Астамур
3. Астамур, вы это от себя приводите своими словами или же дословно слова Будая?...

Уважаемый ЗКЧА.

Все это написано в брошюре "Эльбрус между адыгами и карачаевцами".

Если бы я знал, что Вы получите такое "удовольствие" от трудов Будая, привел бы их еще больше. Вот они (стилистика сохранена):

- Самый красивый народ мира - карачаевцы, у них очень пропорциональные тела, тонкие черты лица, большие черные глаза и белые лица;

- Самый культурный народ Кавказа - карачаевцы, они обладают культурой более высокой, чем черкесы;

- Хваленая Грузия и славная Кабарда - не достойны изумительных народных обычаев Карачаев;

- Карачаевцы относятся к числу наиболее цивилизованных народов Кавказа;

- Самое вкусное молоко в мире - карачаевское;

- Карачаево-балкарский язык - прародитель языков цивилизации;

- Самая сильная, выносливая лошадь в мире - карачаевская;

- Эльбрус - это селение барса. А барсами были карачаево-балкары, отсюда Эльбрус в переводе - Родина карачаво-балкарского народа;

- Вид спорта метание ядра - был рожден у карачаевцев;

- Метание диска - тоже придумали карачаевцы;

- Борьба "Дзюдо" - это карачаевский вид спорта;

- Борьба "Каратэ" - считается китайской, но они переняли у карачаевцев ее. "Ушу" тоже придумали карачаевцы;

- Древние карачаевцы приглашались во многие страны для обучения искусству борьбы;

- Карачаевцы голыми руками убивали леопарда;

- "Коррида" - придумали не испанцы, а карачаевцы;

- Вид борьбы с хищником был введен в древний Рим карачаевцами с войском Энея;

- Великий Рим не единственный, кто перенял искусство карачаевской национальной борьбы. Во всем мире на сегодня сохранились и действуют только два вида борьбы: Римская и карачаевская национальная "Къарачай тутуш". Все виды борьбы во всем мире берут начало с карачаевских видов борьбы, включая и бой ногами;

- Карачаевцы одним ударом ноги убивали лошадь или медведя. Японец по имени Аяма перенял у карачаевцев этот вид борьбы. Позже он открыл школу в Японии;

- Бурку и одежду "черкеска" адыги присвоили себе в 18 веке. Это одежда карачаевская;

- По зрачкам карачаевской породы овец карачаевцы определяют с точностью время суток;

- Осетины присвоили себе имя "Алан", а это имя предков карачаево-балкарского народа;

- Черкесы ходят полуголые, каждый человек здесь враг по отношению к остальным людям. Черкесские обычаи: убийство гостя, убийство своих стариков, чтобы избавиться от их бремени, обычай братоубийства, продажа своих детей, особенно продажа своих дочерей в гаремы султанов, унижение и презрение по отношению к женщинам;

- Адыги приобрели свой нынешний образ путем смешения с карачаево-балкарским народом, народом не только красивым, но и самым красивым народом в мире;

- Россию не устраивало, что бескультурное адыгское племя в силу цивилизующего влияния на него карачаевцев, стала резко и ощутимо формироваться как нация. Стали появляться обычаи и воспитание, которые им прививали карачаевцы. Поэтому Россия издала указ в 1882 году, запрещающий кабардинцам отдавать своих детей на воспитание карачаевцам;

- Черкесы украли у карачаевцев танец "Кафа";

- Всемирно известные карачаевские обычаи стали называться "Адыге Хабзе", нартские эпосы стали адыгскими сказками.

Другие гадости, которые этот Мудай пишет, мне просто стыдно приводить здесь.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Эльтебер

Убедительная просьба ко всем участникам этого треда не переходить на личности и не оскорблять друг друга. Особенно это касается Керим-хана и Ара. Думаю можно обойтись без обращений Фантомас и Мальчик в дискуссиях.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Из Мизиева:

1)Журнал ,,Минги-тау,,1995год:,,Возраст наших населённых пунктов Верхняя Балкария -3400 лет,Чегем-3500,Былым-5000,Нальчик-не менее5000-6000лет,,---Афины,Самарканд,Рим отдыхают :D

2),,История и духовная культура КБ,,1994г:,,Кипчаки на СК не зафиксированы ни письменными документами,ни археологическими памятниками,,--- грузинская летопись Муть,каменные бабы--новодел :o

3),,История КБ народа,,--Ас-Алан 1998г:,,Древнейшие предки тюрских народов проживали на СК уже более 5000лет тому назад,,---- и как их там остальные кавказцы незаметили,Мровели и др :D

,,Одним из ведущих и почётных подразделений алан были асы,именовавшиеся ,,ДАГСАС,,,те ,,Горный Ас,,--- конечно мощно,то ,,9 асов,,,то ,,горный ас,,(с вариантом таулу-ас,дагс – таулу(очень близко),скорее ,,дагестанский ас,,),сплошной подлог слова ДАХСАС… ;)

И такое везде и всегда,…остаётся вопрос,КТО И КОГДА НАЧАЛ эту ПАРАНАУКУ после всесоюзная научной сессии по КБ 1959 года, сейчас идёт сплошное зомбирование и оболванивание населения (в основном молодёжи)—это прискорбно. :(

Не скорби брат! Мизиев в отличие от "комнатных" историков был археологом и знал что писал. Выводы свои он делал на основе археологических находок. Какая у вас уверенность в том, что 3-4-5 тыс. лет назад на Кавказе не жили люди? И если археолог Ковалевская подтверждает, что тип жителей "кобанской" культуры", а это более 3000 лет, соответствует карачаевскому типу, так в чем дело?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1."Шнеля! Шнеля!! Ахтунг! Ахтунг!" (не путайте с местным Ахтунгом, это не ник, это обращение, и даже не тюркское :P ).

2. Так и представил как какой-нибудь карачаевец гоняет группу кабардинцев с одного места на другое, а вечером приходит платить им дань.

3.Астамур, мой вам совет, Будай это такое существо, на которое нельзя обращать такое серьезное внимание. С ним и так все ясно. ;)

Уважаемый ЗКЧА!

1.Не надо острить, у вас это не получается. Объясните еще людям, если Ахтунг не тюркское, то какое слово и ЗКЧА не забудь-это они точно не знают.

2.Уважаемый админ! Прошу обратить внимание! Опять начинается... Иначе я начну писать как адыги платили нам "позорную дань".

3. Советуете Астамуру, сами не менее его "острите" по Будаю. С чего вы перескочили с Хотко на Будая? У вас есть кого обсуждать, займитесь ими.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не скорби брат! Мизиев в отличие от "комнатных" историков был археологом и знал что писал. Выводы свои он делал на основе археологических находок. Какая у вас уверенность в том, что 3-4-5 тыс. лет назад на Кавказе не жили люди? И если археолог Ковалевская подтверждает, что тип жителей "кобанской" культуры", а это более 3000 лет, соответствует карачаевскому типу, так в чем дело?
Скорблю очень :P ,родные ж басиани,а так заплутали.Ваш ,,полевой,,археолог на 100% в своё время поменял взгляды (по аланам например).Люди на Кавказе 3тыс. лет назад жили :D ,но где уверенность,что 5000!!!лет назад они были тюрки.С кобанского типа,до вас 2-3смены языка :az1:
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Господа, опомнитесь.

А перед остальными участниками приношу свои извинения, потому что некоторые из этих цитат Будашки я уже цитировал в этом форуме.

Что еще характерно, - во всех карачаево-балкарских форумах только и делают, что изо-дня в день приводят цитаты Будая, более того, и сюда их притаскивают, тот же Тахир например. Не удивлюсь, если Тахир назовет Будая "величайшим историком" 20-го столетия.

Господин! Сколько можно визжать. Уже уши заложило. Хватило ли у Вас смелости, уважаемый, назвать Будая Будашкой рядом с ним? Если да я могу устроить ВАМ очную встречу с ним. Если нет, имейте культуру(элементарную) и ведите себя нормально.

За Тахира не волнуйтесь, он уже считает величайшим историком мира Астамура! И как до сих пор вас не приняли во всемирную(слово то какое) адыгскую академию?

Скорблю очень :P ,родные ж басиани,а так заплутали.Ваш ,,полевой,,археолог на 100% в своё время поменял взгляды (по аланам например).Люди на Кавказе 3тыс. лет назад жили :D ,но где уверенность,что 5000!!!лет назад они были тюрки.С кобанского типа,до вас 2-3смены языка :az1:

Уважаемый Болат!

Я считаю, что Вы, в отличие от некоторых, человек адекватный. Разговор идет не о языках, а о типе населения проживавшего в прошлом. Про язык, однозначно, еще никто не говорил(имею ввиду специалистов) и нам лучше молчать. Нет уверенности и в том, что они небыли тюрками.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Керим-хан
Убедительная просьба ко всем участникам этого треда не переходить на личности и не оскорблять друг друга. Особенно это касается Керим-хана и Ара. Думаю можно обойтись без обращений Фантомас и Мальчик в дискуссиях.

Уважаемый Эльтебер, Вы неправы в данном случае, обращая упрёк ко мне. Товарищ Бёрюкъан тут выражал неудовольствие по поводу того, что на одном форуме я Керим-хан, а на другом Чёрный барс. Сам же он по его словам всегда использует один и тот же ник. Однако как же быть с ником Фантомас, которым он периодически пользуется на сайте Эльбрусоид? Какие ко мне могут быть упрёки?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Керим-хан
:D:D Ну что тут сказать, кроме классического: "Мальчик, может тебе еще и ключ дать от квартиры, где деньги лежат?".

Разве что только посоветовать сходить на одесский рынок и купить курицу.

Ар_, я конечно ничего другого кроме хамства и грубости от вас не ожидал. Что ж расшифрую для других ваши слова. Фасмер сослался на кыпчакское (под которым надо понимать карачаево-балкаро-кумыкское) ёзден, предложенное ему Гре'нбеком. В памятниках кыпчакского языка средневековья разумеется такое слово не зарегистрировано, иначе оно было бы знакомо всем нам и употреблялось бы в других кыпчакских языках (не уверен даже есть ли слово ёзден в языке кавказских ногайцев - в кумыкских княжествах например ногайцы занимали особый статус ниже ёзденского). Начало же оно упоминаться в 16 веке в языке северокавказских тюрков. Саму социальную стратификацию, состоящую из четырёх обществ и отсутствующую у других тюркских народов, включая ближайших к ним крымских татар, карачаево-балкарцы и кумыки позаимствовали у местных кавказских народов (предположительно у осетин у которых название этого сословия уаздан). У адыгов название сословия другое - уорк. У вайнахов, находившихся в целом на другом уровне общественного развития (что-то вроде военной демократии) все были равны, узденами считались все. А у абхазов и грузин названия всех сословий были другие. То есть для кыпчакских языков это слово в целом чуждо (в то время как во всех диалектах осетинского оно есть. Далее вы привели народную этимологию слова ёзден, приведённую в 19-м веке Бестужевым-Марлинским и Леонтовичем.

уздень — слово татарское, сложенное из двух uz и den, что значит: сам от себя зависящий, независимый» (Марлинский А. А. Мулла-Нур // Б-ка для чтения. 1836. Т. 17. Отд. 1. С. 158). А. Л. Зиссерман подтверждает эту этимологию (см.: Зиссерман А. Л. Двадцать пять лет на Кавказе. Ч. 2. СПб., 1879. С. 435).
(слово «уздень» на чеченском языке произносится «ёзюдан» и происходит от слов: ёзю — от и дан — себя)» (Леонтович Ф. И. Адаты Кавказских горцев. Вып. 2. Одесса, 1883. С. 258; ср.: Дурылин, с. 190).

И в самом деле ёз по тюркски "сам" (впрочем по карачаево-балкарски кес). Естественно, что если пытаться дословно объяснить слово с тюркского (не обращая внимания на то, насколько грубо и бессмысленно это звучит для тонкого уха носителя языка), то получится именно "от себя", сочетание не имеющее смысла. Чтобы подкрепить выдутую из пузыря этимологию, принятую на веру возможно и Гре'нбеком, текст которого вы естественно не знаете и поэтому привести не можете, вы приводите этимологию слова ёз (сам) в тюркских языках. Но она, увы, но не имеет отношения к слову ёзден, так как созвучие только кажущееся. Можно сравнить это с примером приведённым уважаемым Ильяс Хан Астраханским - этимология слова напильник кажется очевидной, но тут нам встречается немецкое надфиль. Ар_ приводит и слово оздiк из казахского, означающее "личный, свой, собственный", но увы это слово образовано с помощью соответствующего суффикса дающего ясное значение, в отличии от ёзден дающего бессмысленное для карачаево-балкарского словосочетание "от себя". Казахское озi-нен вряд ли может быть здесь мерилом. Так что при всём том, что осетинскую этимологию надо критично исследовать, выглядит она всё-же в целом более реальной, чем предложенная тюркская этимология.

Кстати любопытно, что когда человек не знает или некомпетентен в каком-то вопросе, то сразу переходит на грубость и хамство.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемый ЗКЧА.

Все это написано в брошюре "Эльбрус между адыгами и карачаевцами".

Если бы я знал, что Вы получите такое "удовольствие" от трудов Будая, привел бы их еще больше. Вот они (стилистика сохранена):

- Самый красивый народ мира - карачаевцы, у них очень пропорциональные тела, тонкие черты лица, большие черные глаза и белые лица;

- Самый культурный народ Кавказа - карачаевцы, они обладают культурой более высокой, чем черкесы;

- Хваленая Грузия и славная Кабарда - не достойны изумительных народных обычаев Карачаев;

- Карачаевцы относятся к числу наиболее цивилизованных народов Кавказа;

- Самое вкусное молоко в мире - карачаевское;

- Карачаево-балкарский язык - прародитель языков цивилизации;

- Самая сильная, выносливая лошадь в мире - карачаевская;

- Эльбрус - это селение барса. А барсами были карачаево-балкары, отсюда Эльбрус в переводе - Родина карачаво-балкарского народа;

- Вид спорта метание ядра - был рожден у карачаевцев;

- Метание диска - тоже придумали карачаевцы;

- Борьба "Дзюдо" - это карачаевский вид спорта;

- Борьба "Каратэ" - считается китайской, но они переняли у карачаевцев ее. "Ушу" тоже придумали карачаевцы;

- Древние карачаевцы приглашались во многие страны для обучения искусству борьбы;

- Карачаевцы голыми руками убивали леопарда;

- "Коррида" - придумали не испанцы, а карачаевцы;

- Вид борьбы с хищником был введен в древний Рим карачаевцами с войском Энея;

- Великий Рим не единственный, кто перенял искусство карачаевской национальной борьбы. Во всем мире на сегодня сохранились и действуют только два вида борьбы: Римская и карачаевская национальная "Къарачай тутуш". Все виды борьбы во всем мире берут начало с карачаевских видов борьбы, включая и бой ногами;

- Карачаевцы одним ударом ноги убивали лошадь или медведя. Японец по имени Аяма перенял у карачаевцев этот вид борьбы. Позже он открыл школу в Японии;

- Бурку и одежду "черкеска" адыги присвоили себе в 18 веке. Это одежда карачаевская;

- По зрачкам карачаевской породы овец карачаевцы определяют с точностью время суток;

- Осетины присвоили себе имя "Алан", а это имя предков карачаево-балкарского народа;

- Черкесы ходят полуголые, каждый человек здесь враг по отношению к остальным людям. Черкесские обычаи: убийство гостя, убийство своих стариков, чтобы избавиться от их бремени, обычай братоубийства, продажа своих детей, особенно продажа своих дочерей в гаремы султанов, унижение и презрение по отношению к женщинам;

- Адыги приобрели свой нынешний образ путем смешения с карачаево-балкарским народом, народом не только красивым, но и самым красивым народом в мире;

- Россию не устраивало, что бескультурное адыгское племя в силу цивилизующего влияния на него карачаевцев, стала резко и ощутимо формироваться как нация. Стали появляться обычаи и воспитание, которые им прививали карачаевцы. Поэтому Россия издала указ в 1882 году, запрещающий кабардинцам отдавать своих детей на воспитание карачаевцам;

- Черкесы украли у карачаевцев танец "Кафа";

- Всемирно известные карачаевские обычаи стали называться "Адыге Хабзе", нартские эпосы стали адыгскими сказками.

Другие гадости, которые этот Мудай пишет, мне просто стыдно приводить здесь.

А здесь есть раздел типа "Юмор нашего портала"? :D ... Откуда в человеке столько дибилизма и ненависти? Если честно, по тем "трудам" Будая, что я раньше читал, я видел что он несет бред полный, но здесь этот бред уже на уровне маразма, если он так и пишет. Я даже комментировать не могу это (точнее могу, но не хочу, т.к. это уже не поддается критике :P ).

Achtung

Уважаемый ЗКЧА!

1.Не надо острить, у вас это не получается. Объясните еще людям, если Ахтунг не тюркское, то какое слово и ЗКЧА не забудь-это они точно не знают.

2.Уважаемый админ! Прошу обратить внимание! Опять начинается... Иначе я начну писать как адыги платили нам "позорную дань".

3. Советуете Астамуру, сами не менее его "острите" по Будаю. С чего вы перескочили с Хотко на Будая? У вас есть кого обсуждать, займитесь ими.

Конечно, для вас не получается, т.к. вы серьезно веритие во всю это ПОЛНУЮ БРЕХНЮ!!!

ЗКЧА - не поддается переводу, это кодовая защита от таких как вы, у которых из-за нехватки аргументов появляется острое желание переходить на личности, и коверкать ники. По поводу слова "Ахтунг" обратитесь к русско-немецкому словарю.

2. Причем тут какая-то "позорная дань" и бред Будая? Если дань иногда и платили то Крымскому ханству, но отнюдь не карачаевцам и балкарцам. Я думаю, адыги "отыгрывались" на последних из-за того, что первые никак не могли успокоиться, чтобы не совершать набеги на адыгов ;)

3. Да Хотко по сравнению с Будаем просто "авторитетный профессор" :D . У Хотко можно хоть что-то комментировать, у Будая - уже просто нечего. Опять же, кто вам сказал, что мы переключились с Хотко? Мы еще с ним не закончили, нои Будая никто не "отменял" :D Будай - это вечное. Можно даже назвать его именем новую умственную болезнь "будаизм" (не путайте с прекрасной религией Буддизма). Без смеха его "труды" читать не возможно, так что Ахтунг, не сердчайте, в конце концов у всех бывает, как говориться "в семье не без урода".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...