Jump to content



башгирд

Пользователи
  • Content Count

    1069
  • Joined

  • Last visited

  • Days Won

    2

башгирд last won the day on March 9 2019

башгирд had the most liked content!

Community Reputation

61 Очень хороший

About башгирд

  • Rank
    Старожил форума

Старые поля

  • Страна
    Беларусь

Recent Profile Visitors

The recent visitors block is disabled and is not being shown to other users.

  1. Интересуют термины, в цитате подчеркнуто. Как sap-ir превращается в савир? По законам эквилибристики, лингвистики? Интересно Савиры - это племя, а болгар также племя, -гар. Как Савиры - племенное объединение, может стать частью племени? Нонсенс!
  2. сабир ... столкнули с места угорские племена сарагуров, оногуров и урогов... Существуют другие мнения. Например. Так савир - племя или социум? Если они угры и болгары, хунну и сюнну и т.д.
  3. термин савир употребляется в следующих видах: асавира, сабар, сабир, савар, савардия, савор, савур,сапеир, сапир, саур,севера, севери, севея, севордия, сибир, суар, суваз, сувар, сувори, а также по смыслу: орс, аорс, алан, рус/рос. Савир – сражающийся (мужчина), воин (подразумевается конный воин). «этноним ‘сабир’ (савир) происходит от туранских языков и означает ‘всадник’, народом всадников называли себя предки сабиров — одно из туранских племен — савроматы, впервые упоминаемые древнегреческим Геродом около Рифейских (Уральских) гор6. Слово ‘савромат’ (sauramat) означает — ‘Saura — всадник; mat — земля, народ’, т.е. ‘Всадников земля, народ’ (туранские языки), т.е. точно также как у парфян к концу 1 в. н.э. назывались земли сабиров, потомков савроматов — Деште Саваран.» Муратов Б. А. О происхождении названий ‘сибирь’, ‘волга’ и о народе сабир//БЭИП «Суюн»; Том.7 Февраль 2020, №2 [1,2]. Наиболее вероятно происхождение термина по словарю Радлова В. В. 1саваш — битва, сражение - саваш jäрi — поле битвы - саваш äтмäк — сражаться 2саwаш = саваш 3саваш 1) — драться, сражаться 2) — стараться Указатель к «Опыт словаря тюркских наречий» В. В. Радлова Возможно саваш от 5саw = сав — удалять (?) или ударять. В древнетюркском словаре SAVAS- ссориться, препираться и SAV UR- см. sav, где UR- 1. бить, ударять. Савир – ударяющий мужчина, боец Другие этимологии «Основной военной силой племенного объединения болгар оставались савиры, называвшиеся в этих условиях и в этой среде «черными болгарами» (от иранского «sav» - «черный»; «aric» - «человек», «воин»), что согласно армянским летописным источникам обозначало «черные сыны», «черные воины».22» 22 Уманець О.М., Шевченко Ю.Ю. Проблема культурогенезу давньорусьоi «севери» з центром у Чернiговi // Проблемы юторичного i географiчного краезнавства Чершпвщини. Чершпв, 1993. Вип.2. С. 3-13. Ю.Ю. Шевченко. Еще раз о Готской митрополии// Материалы по археологии и истории античного и средневекового Крыма. 2012 Вып. IV, с. 112 Иранское происхождение слов и понятий стараются применить к любому термину, при этом обязательно избегая туранского происхождения, откуда значение слова возможно и попало в иранский язык. В данном случае интереснее применение термина «aric» - «человек», «воин», что стыкуется с арус, арыс или арсия, аорс или (х)орс, также имеющие значения с военной тематикой. Хазарская гвардия (лариссия=арсия) почитали бога Солнца Хорса (Орса-Арса?) О. Б. Бу6енок, Д. Л. Радивилов. Народ ал-арсийа в Хазарии Слово «черный» может означать не только цвет, но иметь множество других значений. Подробности в статье А. И. Кононова «Семантика цветообозначения в тюркских языках», у В. В. Радлова «Опыт словаря тюркских наречий» Например, черный – кара в тохарском означает «khara (Yapa) - народ, племя, люди, в тох. А kar, тох. В kare, пратох, kare- ранг, сан, знатный, принадлежащий к высшему классу, касте, группе». Войников Ж. Происхождения и значения названии „уногундуры“ – тохарский ключ к решения древнеболгарского происхождения. Поэтому savir может иметь значение знатный муж – воин, где ir- тюркское мужчина, муж. Рассматривать savir как «sav» - «черный»; «aric» - «человек», «воин» проблематично, трудно преобразовать aric в ir, хотя по смыслу совпадает. В древнетюркском «sav» - слово, речь, ir мужчина, savir – человек слова или человек, давший слово, присягнувший, и также относится к военной тематике, как и знатный муж - витязь. Значение «присягнувший» совпадет со значение термина «ант» - клятва. ант — клятва, присяга, - ант урсўн — ей Богу. Радлов В.В. Опыт словаря тюркских наречий Версии этимологии термина савир, где ir- тюркское мужчина, муж.это: - ударяющий мужчина, боец – воин, -знатный муж – воин или витязь, - присягнувший муж – воин. Уточнение военного значения термина «савир» прводится в следующей цитате: «Сабиры (или савиры) на поле боя выступали как тяжеловооруженные конные воины - именно так идентифицирует их Агафий ...» Дмитриев В. А. «Всадники в сверкающей броне»: Военное дело сасанидского Ирана и история римско-персидских войн.— СПб.: Петербургское Востоковедение, 2008.—368 с. (Серия «Militaria Antiqua», XII). Синонимы «...реальной является только ротацированная форма сувар, восходящая к более ранней форме сабир, о чём свидетельствуют все исторические источники (за исключением Ибн Фадлана), ср.: Птолемей (II в.) — савар; Приск Паннийский (V в.) — сабир; Захария Ритор (V в.) — сабир; Прокопий Кесарийский (VI в.) — сабир; Мовсес Хоренаци (VI в.) — савир; Менандр Протектор (VI в.) — сабир; Иордан (VI в.) — савир, сабир; Феофилакт Симокатта (VI—VII вв.) — сабир; Константин Багрянородный (X в.) — сабар асфал — «белые сабиры»; Ибн Хордадбех (IX в.) — сувар; аль-Масуди (IX—X вв.) — савардия; эль-Балхи (X в.) — сувар; Ахмед ибн Фадлан (X в.) — суваз; аль-Истакри (X в.) — сувар; ал-Мукадесси (X в.) — сувар; Иосиф, хазарский каган (X в.) — сувар; Худуд аль-Алам (X в.) — сувар; Ибн Хаукаль (X в.) — сувар; Махмуд Кашгари (XI в.) — сувар; аль-Гарнати (XII в.) —сувар; ал-Идриси (XII в.) — сувар; Якут (XIII в.) — сувар; булгарская эпитафия (XIV в.) — сувар; карта Фра Мауро (1459 г.) — веда суар.» Егоров Н. И. Примечания // Хрестоматия по культуре Чувашского края: дореволюционный период. — Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2001. — С. 59. С учетом «Этноним «севордии» имеет сходство с этнонимом «савир-ы» («сабир-ы», «савар-ы») … «Савир-ы» известны по источникам II—X веков (Птоломей, Иордан, Прокопий, Агафий, Захария Ретор, Симоката, Малала, Ибн Хордадбех, Масуди)». 3. И. Ямпольский (Баку). Об этнониме «севордии», с. 84. Получим следующие формы: сабар/сабир/савар/савардия/севордия/суваз/сувар Сабар — Константин Багрянородный (X в.) сабар асфал, «белые сабиры»; сабир — Приск Паннийский (V в.), Захария Ритор (V в.), Прокопий Кесарийский (VI в.), Менандр Протектор (VI в.), Феофилакт Симокатта (VI - VII вв.), Иордан (VI в.); савар — Птолемей (II в.); савардия — аль-Масуди (IX - X вв.); савир — Мовсес Хоренаци (VI в.), Иордан (VI в.); суваз — Ахмед ибн Фадлан (X в.); сувар — Ибн Хордадбех (IX в.), эль-Балхи (X в.); аль-Истархи (X в.), ал-Мукадесси (X в.), Иосиф, хазарский каган (X в.), Худуд аль-Алам (X в.), Ибн Хаукаль (X в.), Махмуд Кашгари (XI в.), ал-Идриси (XII в.), Якут (XIII в.), булгарская эпитафия (XIV в.), аль-Гарнати (XII в.). А также на карте Фра Мауро (1459 г.) — веда суар, «Seweia» (Севея) на гербе «Северной страны» (Северское княжество). Самое раннее упоминание термина Сибирь в форме Деште Саваран — ‘Земля Всадников’ можно найти в парфянских хрониках 1 в. до н.э, когда в эпоху раннего железа топоним Саваран первоначально относился сугубо к савроматским землям1, восточная граница которых захватывала и среднее течение реки Иртыш. Муратов Б. А. О происхождении названий ‘сибирь’, ‘волга’ и о народе сабир//БЭИП «Суюн»; Том.7 Февраль 2020, №2 [1,2]. Формы суар/севея/сибир сапир/сапеир/савар/сабир/сувар/асавира Первое известие о сапирах/сапеирах (Σάπειρες) пришло из первой половины III в. до н.э. от Аполлония Родосского и о савирах (греч. Σαύαροι) оставлено Птолемеем (II в. нэ) в трактате «География» (кн. 3, гл. 5, 22), который помещал их в списке народов Сарматии после аорсов возле Рипейских гор. То есть они были известны наряду аорсами с времен сарматов, считающихся ираноизычными. «Этимон слова сапир/савар/савир/сабир/сувар восходит к персидскому sävar — «всадник», «наездник», «умелый» [Миллер 1953: 294], на кл. перс. sävār. В османском диалекте слово приняло форму сӳвар [Радлов 1905: 851]. В сасанидском войске имелись привилегированные корпуса асавира (asawȋra, в новоперсид. — sawâr/suwâr, asâwira», Салмин А. К. История чувашского народа: анализ основных версий. — СПб.: Нестор-История, 2017. А.К. Салмин. Сапиры/савиры/сувары в истории Кавказа// Научная мысль Кавказа № 1, 2016 год Sävar, sävār/sawâr/suwâr, asâwira севера, севери «вервианы (древляне), севери (северяне), друговиты (дреговичи), кривичи, и прочих славян, которые являются пактиотами росов». Константин Багрянородный «Об управлении империей» (Текст, перевод, комментарий), 54–55 Северская земля получила свое название от племени савиров, сыгравших значительную роль в образовании Хазарского каганата. Гумилев Хазары Данный факт указывали Татищев_T_2-6; Бескровный Древнерусские княжества X-XIII4 Пилипчук Я.В., Бабенко А.А. Чернигово-Северская земля и татары (литовский период) // Parabellum novum. № 10 (43) И итог многолетнему изучению истории Северской земли подвела работа известного археолога А.В. Григорьева. А. В. Григорьев Северская земля в VIII - начале XI века по археологическим данным. 1саваш относится к военной тематике как и савар= савир = 3сувар =сувори * — всадник, воин. К этому перечню добавляются саур, савур, савор. Известная "Саур Могила" на укр. Савур Могила, сравниваемый с "Саур Могила", савор — (сувор) 1. верховой, всадник. Таджикско-русский словарь. 2011. academic.ru Жирным обозначены понятия из Радлов В.В. Опыт словаря тюркских наречий савар= савир = 3сувар =сувори, саур, савур, савор Савир~ аорс, по смыслу. Орс/аорс /алан/рус/рос Нередко считают орсов савирами. (см. Происхождение Хунз и орсы. https://tsortv.ru/huns/) Орс, аорс это формы орос/рос – богатырь, воин в тюркском языке. Акопов Г.Б. «Этимология названия "рус" в свете теории этнической консолидации» М. Уралов. Заметка о термине «рус/рос». https://m-uralov.livejournal.com/2692.html Тюркские воины это обычно конники. Таким образом аорс и савир синонимы и имеют значения «конный воин» или всадник. «Около нашей эры в Прикаспии жило большое сарматское племя Аорсов, известное китайцам под именем яньцай; по китайским же известиям, это племя в начале нашей эры переименовалось в аланья, т. е. в алан». «Аланы занимали центральную часть Северного Кавказа, асы же, вероятно, совпадают с носителями салтовской культуры, известной в лесостепной полосе между Донцом и Средним Доном, там, где русская летопись знает ясов в 1116 г.» М. И. Артамонов История хазар. 19. Хазары и аланы "Алан" - Мужественные и крепкие берутся в чжегэ, что в переводе на язык Срединного государства значит: строевой ратник». Вики То есть алан имеет значение с военной тематикой близкое к «воин»/ «войско», как и рус/рос, хун/гунн, … хун/гунн, Хун это сокращение от хунгар – правофланговые, ударная часть войска или просто войско. Итого: термин савир употребляется в следующих видах: асавира, сабар, сабир, савар, савардия, савор, савур,сапеир, сапир, саур,севера, севери, севея, севордия, сибир, суар, суваз, сувар, сувори, а также по смыслу: орс, аорс, алан, рус/рос.
  4. точнее так 1, Да, Урал - горная местность или горы есть каменный пояс в северной Евразии. 2. Урал как Таш , Тас Орал.
  5. Олжас Сулейменов Аз и Я. Книга благонамеренного читателя Шумерские Тюркские 43 КУР гора. КУР воздвигай (общетюркск.) Вариант слова: УР. КЫР горный хребет; горное плато (общетюркск.) КУРА (КОРА) стена; пространство, обнесенное стеной. КŸР (КÖР) могильный холм. 44 КИР земля. КИР грязь; глина (общетюркск.) ЙИР (ЙЕР, ПАР, ЖЕР, ДЖЕР, ЗЕР, ДЬЕР) земля. Итого Урал - горная местность
  6. Тоже самое от asan-kaygy
  7. Корешок калмыцкий есть.
  8. Почему и нет! Но это не значит, что во всех случаях именно так, учитывая множество значений термина "Ак", а их побольше чем термина "кара".
  9. Раз не ведаешь, то и выводы нельзя делать! Сам придумал али идиот кой-то попросил? Из названия делать выводы.... мммм-да! Так очень далеко нелегкая может занести..., но похоже уже занесла!... гуд бай!
  10. Изучайте матчасть, прежде чем изыски публиковать. По термину рос М. Уралов. Заметка о термине «рус/рос» https://m-uralov.livejournal.com/2692.html
  11. Внимательно читайте и не вычеркивайте слова Для психа именно так, а нормальному известно, что каган=император! В каком народе предводителя группы называли император? В палате №6?
  12. Нет такого в БА, есть употребление терминов "каган" и "народ рос", последнее означает хунгар - народ воин. см. М. Уралов. Венгры до Арпада
  13. Панцири и шлемы не были широко распространены среди рядовых кочевников, но степная знать была не плохо укомплектована этим видом вооружения. На голове киргизского сотника войлочная шапка («калпак») одетая поверх кольчужной миссюрки и подшлемника. Корпус воина от клинкового удара предохраняет усиленный небольшим зерцалом и наплечниками стеганный войлочный кафтан «чопкут» с коротким подолом, и кольчужная рубашка. Ноги воина предохраняют «дызлык- бутлук» с длинным нижним сегментом. Л.А. Бобров Тяжеловооруженные воины Средней Азии и сопредельных территорий XVI – XVII вв. Кара кроме известного - черный, имеет значение усиления (А. И. Кононов Семантика цветообозначения в тюркских языках////Тюркологический сборник 1975, с. 170) свойства последующего слова. Поэтому каракалпак уже не черный головной убор – шляпа, нечто усиленное, типа железный колпак, шлем.
×
×
  • Create New...