Тенгри - Вера 21го века.
Тенгрианство принципиально отличается от вероучений оседлых рабовладельческих народов. ТанРэ значит Начало, Источник всего. Все прочие Духи есть его порождения. Также в Тенгрианстве отсутствует биполярность добро-зло. Тенгри есть Единство света и тени. Светлым, освещенным считается реализованное. Нереализованное остается в тени, во тьме. Очевидно Тенгрианство есть учение об актуализации. Тюрки считали зазорным пройти по жизни незаметно.
Тенгрианство отличается диаметральным отношением к страху. Страх указывается как единственный враг. Именно за победу над страхом даруется Небом Кут - удача-успех. Образ бесстрашных людей запечатлен в народной памяти кочевников легендами о Батырах. Надо понимать что Тенгри был Верой людей с раскрытым инстинктом власти.
Как известно хозяйственный уклад кочевников - сезонно-кочевое скотоводство - оставался неизменным от начала известной истории и до последних времен. При таком методе хозяйствования технически невозможно использовать подневольный труд, поэтому рабовладельческие общества у кочевников не возникали. Как одно из следствий в психике тюрков отсутствует архетип раба/рабовладельца. Главенствующую роль в социальной организации кочевников играет родо-племенная организация, кровно-родственно-семейные отношения. Слагаясь эти два фактора породили отношение кочевника с Всевышним, как отношения сын-отец, а не как у оседлых раб-рабовладелец. Кочевник не испытывает страха перед Тенгри, не уничижается перед ним в бессилии, а напротив вызывает его внимание к своим свершениям. Обращение Тюрка к Небу "А-Кудай!" это не мольба-просьба, а по сути вызов "обрати внимание на мои деяния", что значит активную жизненную позицию. Без отсыла на чьюбы то нибыло волю и ответственность.
Веру Тенгри отличает пребывание здесь-и-сейчас, а не грезы о вымышленных мирах. Суть терпимого отношения тюрков к инородным вероучениям лежит именно в восприятии их как очередных порождений Тенгри, а объектов их поклонения как новых Духов порожденных Тенгри.
Тенгрианство есть более чем монотеизм. Например семитские религии раскалывают мироздание на добро-зло, это биполярность восприятия реальности. В тюркской вере такого раскола нет. Тенгри есть ЕДИНСТВО света и тени - Единство реализованного и потенциального. Если необходимо всеже както обозначить "более чем монотеизм" в первом приближении можно назвать "моно-едино-теизм". Это имеет очень существенные экзистенциальные последствия: оседлые рабовладельческие религии провозглашают полем активности борьбу с дьяволом на стороне Бога, попутно объявляя иноверцев последователями дьявола, и сулят награду/наказание в вымышленных мирах. Вера свободных кочевников провозглашает полем активности победу над своим страхом, и самореализацию здесь-и-сейчас.
Если видеть степняков глазами греко-иудейской цивилизации выходит заблуждение "Тенгрианцы поклоняются разным божествам трёх миров (верхний, средний и нижний) - Богов по их верованию много". Но Тенгри не представляет собой чистое добро - что в греко-иудейском понимании Бог, а Эрлик например не представляет собой чистое зло - что в греко-иудейском понимании дьявол. Умай и Жер-Су также не представляют из себя добро либо зло, и не являются богами или дьяволами - они Духи - говоря современным языком Идеи - автор собственно Тенгри. Образно говоря видимые оппозиции, например Тенгри - Эрлик, следует понимать аналогично Бетховен - Лунная соната, а Тенгри - Умай, как Бетховен - к Элизе.
Говоря о Вечном Синем Небе тюрки имели в виду не физическое небо, а вневременное пространство иного порядка. Говоря научным языком мир людей есть подсистема мира духов/идей порожденных Тенгри, который в свою очередь есть подсистема самого Тенгри, источника начала всего.
С середины прошлого века глобальное сообщество вошло в информационную эру. Закономерности информационного сообщества практически идентичны закономерностям былого Степного. Информационное поле неограничено даже в большей степени чем Степное пространство. Информационные хозяйства/бизнесы еще более мобильны чем хозяйства кочевников.
Однако новые номады уступают прежним в уровне осознания и главное духовного понимания своей ситуации. Тем не менее становятся правящим сообществом.
Переосмысление на современном уровне духовного наследия Степи способно создать гуманную глобальную систему сообществ. Подобно былой гегемонии кочевников, не отнимавших у народов права жить так как они сами считают нужным.
Мади Мауленов
maditay.narod.ru/tanerel
facebook.com/groups/turkic