Перейти к содержанию

Baburi

Новички
  • Постов

    5
  • Зарегистрирован

  • Посещение

Старые поля

  • Страна
    Кыргызстан

Достижения Baburi

Новичок

Новичок (1/5)

0

Репутация

  1. Не исключено - крестообразный мотив действительно наличествует, но вижу также, что он соединен с наймановской тамгой багана (Сэнэк). Поскольку, как указывается в лит-ре, род найман есть у караев (кереев), можно предположить, что символика имеет отношение именно к ним - ?
  2. Приветствую. Не подскажите ли, что за тамга изображена на вот этом перстне (происхождение - Казахстан)?
  3. Востоковед Louis Hambis тоже так считает.
  4. 1. Кидани-тунгусы? Действительно, большинство учёных, особенно, в СССР, считает, что кидани были монголоязычны и генетически близки монголам (Н. Я. Бичурин, О. Ковалевский, Р. Тории, В. С. Стариков, В. С. Таскин, С. А. Токарев, Л. Р. Кызласов, Е. М. Залкинд и многие другие). Их тюркское происхождение серьезными учёными рассматривается редко (правда, Сюэ Цзюй-чжэну относит киданей к потомкам хунну). Однако, есть и другая версия - тунгусского происхождения киданьского языка и самих киданией. Язык киданей до конца не расшифрован, в нем попадаются то монгольские слова, то тунгусские. Возможно кидани - ближайшие сородичи своих врагов - чурдженей? Советский этнограф Г. М. Василевич в этой связи обращает внимание на слово "сигун" - "солнце" (значимый и древний термин у всех народов), одно и тоже для киданей и различных тунгусских племён. За полностью тунгусоязычную версию происхождения киданьского языка были Оуян Сю, А. Ремюза, Г. Клапрот, К. Риттер, В. П. Васильев, Е. В. Бретшнейдер, Е. Паркер. За смешанное монголо-тунгусское происхождение киданей Г. Хауорс, Г. Е. Грумм-Гржимайло и авторитетнейший В. В. Бартольд. Прошу заметить, что киданей тунгусами считал современник всех событий учёнейший человек, сунский реформатор и великий литератор Оуян Сю, также известный по прозвищам «Старый пьяница» и «Отшельник Лю-и». Вслед за Сю многие китайские историки считают Ляо преимущественно тунгусским государством, разумеется, с колоссальным влиянием собственно китайской культуры. Французский ученый Абель Ремюза в 1820 г. заявил, что "дунху" является китайской транскрипцией слова "тунгус". Есть, кстати, и четвертая версия о киданьском языке, гласящая, что он был искусственной коммуникативной системой для межплеменного общения, потому в нем так много разных странных и загадочных для естесственного языка явлений. Если киданьский язык теоретически мог быть искусственным, то сами кидане - конечно, нет. Где же их генетические корни? Многие называют киданей протомонголами. Возможно, их кони нужно искать в некоем очень древнем протоэтоносе, который связан как с тунгусами, так и с монголами? Тибетский манускрипт Национальной Парижской библиотеки № 246 сообщает о киданях: "Там на севере есть те, кто называется Ге-тан. Король их - это хаган Ге-тан. Их пища и законы такие же, как и у А-жа. Скот их преимущественно телята, овцы и лошади. Язык их в большой степени соответствует языку А-жа. Они то ссорятся, то вступают в союз с уйгурами"[74]. Нужно установить, кто такие А-жа? 2.Несколько вопросов к участникам дискуссии - Есть ли у кого-то сведения о месте захоронения Елюя Даши? - Есть ли тамга у кыргызского рода кытай и башкирского рода с похожим названием? Было бы любопытно их сравнить. - Каковы были государственные символы Ляо и Западного Ляо? - Еще интересно, что во времена Западного Ляо было на месте Бишкека? ))
  5. Очерк об остатках шаманистской традиции в современном Кыргызстане. "...Камлания, в том виде, в каком оно сохранилось у якутов, алтайцев или монголов, в Средней Азии, вероятно, уже нет. Правда, бубен (доолбас или добулбас) в отдаленных районах все еще применяется. Самого слова «камлание» тоже нет. Его заменил термин «бата» – благословление. Через своих служителей духи (арбактар, периштер) дают благословение, включающее рекомендации, требования и пророчества. Также, как у бурятов и халха-монголов, смотреть на бакшы, через которого вещают духовные существа, нельзя. Монгольские шаманы в отличие от тюркских ещё и покрывают лицо специальной накидкой, на который вышиты глаза духа. Сначала бакшы молится, затем объявляет, какой дух пришел. Все присутствующие встают и с поклоном приветствуют его, а затем снова садятся и слушают, что скажет этот дух через бакшы. Лучше всего, если будет присутствовать помощник, записывающий или запоминающий послание духа: бакшы по выходу из транса не всегда способны припомнить произнесенное. Практикуется сейчас и запись на диктофон...". Автор также пишет о метафизике понятия "Родина", гипертекстуальном нонсенсе хроноса, в котором обитают духи, о скорости и движении как таковом, о бакшы, бюбю и дубана - представителях традиции кыргызчылык, в основе своей шаманистской, о национальном центре "Манас-Ордо" и суфизме. "...Арабский ученый и придворный врач сельджукского султана (XI-XII вв.) Шараф аз-Заман Тахир ал-Марвази оставил самое ранее в мире письменное свидетельство шаманского экстаза. Примечательно, что касается оно кыргызских шаманов, называемых в то время согдийским словом «фагунун»: «Среди кыргызов есть человек незнатного происхождения, именуемый faghīnūn, которого они вызывают в установленный день каждый год; для него там собирают певцов и игроков и т.д., и они начинают пить и веселиться. Когда празднество в самом разгаре, этот человек теряет сознание и падает как будто в припадке; его спрашивают относительно всех событий, которые случатся в наступающем году, и он говорит, будет ли урожай обильным или скудным, будет ли погода дождливая или засушливая и т.д., и они полагают, что все изрекаемое им истинно» (Sharaf al-Zamān Ṭāhir Marvazī, 1942, p.30, перевод В. Минорского)..". Текст ОЧЕРКА опубликован на сайте "Новая литература Кыргызстана"
×
×
  • Создать...