Jump to content



Hadji-Murat

Пользователи
  • Content Count

    462
  • Joined

  • Last visited

  • Days Won

    2

Hadji-Murat last won the day on August 7 2010

Hadji-Murat had the most liked content!

Community Reputation

-5 Плохой

1 Follower

About Hadji-Murat

  • Rank
    Старожил форума
  • Birthday 12/26/1956

Старые поля

  • Страна
    Казахстан

Информация

  • Пол
    Мужчина
  • Город
    Семей
  • Интересы
    Лингвистика, история, мифология, этнография и этнология, краеведение

Recent Profile Visitors

The recent visitors block is disabled and is not being shown to other users.

  1. Уважаемого Eger'a поздравляю с Днем рождения! Желаю крепкого здоровья, долгих лет счастливой жизни, сопряженной с семейным благополучием и неиссякаемым интересом к проблемам топонимики! С искренними поздравлениями, Ваш друг Хаджи-Мурат.
  2. Моя мать как-то рассказывала о том, что видела в детстве: на обочинах дорог лежали трупы умерших от голода казахов. У коренного населения, проживавшего в сельской местности, отнимали скот, взамен давали обесцененные денежные знаки. Мясо вагонами везли в Россию. Недавно один пожилой собеседник (местный русский) рассказал о чудовищном факте намеренного уничтожения детей. Его отец - житель Семипалатинска - видел события своими глазами. На площадь привозили полевую кухню и намеренно до отвала кормили кашей беспризорных детей-казачат, которые многие дни голодали. Сильное чувство голода заставляло
  3. Уважаемый Урянхаец, Ваше предположение, по-моему, не лишено разумных оснований, но требует некоторого уточнения: греческое basileus может, действительно, оказаться киммерийским или скифским, т.е. древнетюркским словом, которое сохранилось доныне во многих тюркских языках, в т.ч. и якутском (başlıq ~ bastıq ~ basılıq 'главарь, предводитель, начальник' < baş ~ bas 'голова'). Дело в том, что в тюркских языках, носители которых живут на западе (кроме галицкого диалекта караимского языка и ногайского), в исходе слова baş находится шипящий звук. Известно, что в консонантизме древнегреческого
  4. Это не так, они вошли в состав азербайджанцев и известны как теркеме, говорят на кайтагском (!) диалекте азербайджанского языка. К югу от Уллу-Чая (Баш-Бувам по-нашему) очень мало. Это теркемейская земля. Есть, кстати, и кайтагский диалект горско-еврейского языка. Вы правы, здесь я дал маху (хотя и сомневался, так как закавказскими тюрками или закавказскими татарами в недавнем прошлом именовали именно азербайджанцев). Но с панталыку был сбит сходством этнонима aq qaytaq и названием одного из диалектов кумыкского языка. Действительно, тюрки Дербента = терекеме (или карапапахи) причисляют себ
  5. У древних тюркских народов (в частности, у уйгуров) сутки делились на 12 частей, каждая из которых равнялась двум современным часам и называлась çağ (казахск. şaq, башкирск. saq), букв. “пора, время” (кроме того, в древнетюркском языке значение “время” передавалось словами öd и oğur). Слово çaq “пора” в кумыкском языке приобрело новое значение “погода”. Этимологически близкими являются слова çaq- “ударив расколоть; разрубить; ужалить”, çaq ~ çağ “время, пора; час, 120-минутный промежуток” (первоначально “зарубка, отмечающая минувший отрезок времени”), çaq “мера времени, количества, объема
  6. В прежние времена в тюркских, в том числе казахском, языках возраст человека определялся разными способами: через указание на количество достигнутых периодов müşel, посредством называния числа прожитых лет, с помощью фразеологизмов, характеризующих возрастные этапы, либо через лексемы, непосредственно обозначающие отнесенность лица к определенной возрастной категории. Всего исчисляют 10 возрастных периодов мучаль, т.е. предполагается естественная длительность жизни в 120 лет (Jalpı 10 müşel – üş qırıq bolıp tabiyğiy ömir yesebine kiredi). Интересно отметить, что в первой книге Моисея «Бытие
  7. Bravo, Enhd! Наконец-то Вы привели серьезный контраргумент, но прошу не торопиться с выводами. Скажу прямо, в ходе чтения поста мелькнула мысль: может быть на самом деле рассматриваемое имя - монголизм. И уже был готов вручить Вам виртуальный диплом "Заслуженный оппонент начала 1-го полугодия" да спохватился, потому что вспомнил, что и в наших языках имеются аналогичные имена: Qaratay < qara 'черный' + tay - аффикс со значением ласкательности (вспомним литературного персонажа - Платона Каратаева и этнографическую группу мордвы - каратаи); Sartay < sarı 'желтый' + tay 'жеребенок' (
  8. Ветхозаветный Яхве (Иегова, тетраграмматон YHWH), как он изображен в главе 3 книги пророка Аввакума, обнаруживает свою близость к образу небесного охотника-громовержца: “Разве на реки воспылал, Господи, гнев твой? Разве на реки – негодование твое, или на море – ярость твоя, что ты вошел на коней твоих, на колесницы твои спасительные?” [3:8], “Ты обнажил лук твой по клятвенному обетованию, данную коленам. Ты потоками рассек землю” [3:9], “Солнце и луна остановились на месте своем пред светом летающих стрел твоих, пред сиянием сверкающих копьев твоих” [3:11], “Ты с конями твоими проложил путь по
  9. Сheroki, прочитайте внимательно предыдущие посты в данной теме. Культурная (материальная и духовная) преемственность древних жителей Казахстана, средневековых тюрок и казахов в виде этнографической близости; единая территория обитания; общие мифологические, в т.ч. космогонические, сюжеты (отраженные в петроглифах и сохраненные в памяти народа); близость фольклора (напр., произведение "Козы-Корпеш и Баян-слу"); результаты антропологических исследований О. Исмагулова и др. (свидетельствующие о том, что основой казахского этноса были андроновцы); древнейшие тюркизмы в языке эллинов и населения Бл
  10. Вот трансформировавшиеся, умноженные и утратившие мифологическое значение, образы оленей. Уже не божественное Солнце, но иной персонаж мчится по небу. Пример контаминации солярного мифа и сказки о Дед-Морозе. В сказке "Акканийди - дочь Луны" (фольклор саамов) говорится о способе передвижения антропоморфного дневного светила: "Свершает Солнце неизменный свой путь по небу: утром едет на медведе, днем - на олене-быке, вечером - на оленихе-важенке".
  11. Eхcuse me, но в теме "Тюркская Украина" (которая, к сожалению, замерла) Вы вели диалог по существу. Признаюсь, стало интересно общаться. Но благоприобретенная на "тонущем корабле" (ином форуме) манера выражаться - не вполне адекватная, на мой взгляд, обсуждаемой теме, сбивает с толку. И вызывает подозрение, что Вы являетесь клоном упомянутой Вами юзериссы. Кстати, информация для затравки: в музейном экземпляре Казакско-русского словаря 1925 г., подготовленного для курсов военнослужащих Р.К.К.А., которым предстояло служить в Туркестане, встретил глагол qımta- со значением 'укутывать; подоткнут
  12. Формулировка вопроса не вполне корректная. Поэтому ответы могут иметь варианты, например: 1. Скифы стали тюрками в четверг, когда выпали кратковременные атмосферные осадки в виде дождичка - ближе к полудню или во время идиллического five-o'clock, когда номады безмятежно пили чай (некоторые из них беззаботно ковырялись в носу, глядя на многочисленные стада, пасущиеся вдали на сочных пастбищах). 2. Этнодемографический процесс, выражаясь незатейливо, имеет перманентный, секвенциальный и дискретный характер: каждый скиф, как ни странно, становился завзятым тюрком в первые минуты своего рождении
  13. Эти женские штучки-дрючки, конечно же, биологически обусловлены и хороши для достижения искомого результата, но - my dear! - не при обсуждении интересующей многих темы, связанной с происхождением имени Tengri. Советую давать волю инстинкту демонстрации себя для привлечения чьего-либо внимания в иной, более интимной обстановке. Будь я уверен, что Вы - незрелый парубок, т.е. вьюноша (от слова "вьюн"), а не юная особа, выдернул бы хворостину из Вашего nick-name и "прописал педагогическую ижицу", при этом молвя: "Впредь не засоряй тему благоглупостями!" А вот пример биологического па
  14. Очевидно, что словами müçäl и müçä прежде всего называли отдельный год в составе цикла. В этом значении казахское слово müşe выступает, например, в предложении Türkiy halıqtarı’nıng jıl sanawı’ndağı on yeki müşe’ning biri – barıs “В летоисчислении тюркских народов среди 12 членов есть год тигра”. Позже, в результате метонимического переноса значения, лексема müçäl ~ müşel стала обозначать 12-летний период – очередной этап в возрасте человека (13, 25, 37… лет), а затем и всю систему летоисчисления. Считалось, что тело человека и животного состоит из 12 основных частей (Астрологи считают, чт
  15. Ув. Enhd, Вы - уникальное явление! :rolleyes: Несомненное чудо природы и, безусловно, очень ценный объект изучения для антропологов, психологов, лингвистов и множества других научных специалистов, ибо Я уже писал в теме об albastı, что реликтовых гоминид казахи в прежние времена называли kisi-giyik, а ныне - модным словом big foot. Неандертальцы умели даже говорить, но современные их особи, как видим, могут ловко пользоваться Интернетом и слегка оппонировать. Они, видимо, твердо верили в магию слов, а их потомки до сих считают, что если много раз повторять: "Когалтай - это просто калька с
×
×
  • Create New...