Перейти к содержанию

Кошщи

Пользователи
  • Постов

    118
  • Зарегистрирован

  • Посещение

Информация о Кошщи

  • День рождения 03/26/1968

Старые поля

  • Страна
    Казахстан

Информация

  • Пол
    Мужчина
  • Город
    Астана
  • Интересы
    История тюркских народов

Посетители профиля

5586 просмотров профиля

Достижения Кошщи

Опытный пользователь

Опытный пользователь (3/5)

0

Репутация

  1. На днях он выступая перед СМИ, сообщил.что отец Фриске обратился за возможностью взяться за лечение Жанны,которая,как известно больна раком мозга. Народ начал поносить казахстанскую медицину, и обвинять ученого в пиаре руководимого им лечебного учреждения, да и отец Фриске,как он говорит оказывается не обращался. Кому верить?.
  2. Канатжан Байзакович Алибеков (в США известен как Кен Алибек или Кеннет Алибек, род. 1950, п. Каучук, Казахская ССР) — учёный-микробиолог, специалист в области инфекционных заболеваний и иммунологии, доктор биологических наук, полковник Советской Армии в отставке.Казах. В 1975 году окончил военный факультет Томского медицинского института по специальности «инфекционные заболевания и эпидемиология». С 1975 года работал в «Биопрепарате» при Совете Министров СССР, занимавшегося разработкой и испытаниями биологического оружия; с 1988 по 1992 гг. занимал должность первого заместителя начальника Главного управления «Биопрепарат». Являлся научным руководителем программ по разработке биологического оружия и биозащиты. Специалист в области иммунологии, биотехнологии, биохимического синтеза, а также острых и хронических инфекционных заболеваний. В 1990 году подготовил и направил Президенту СССР М. Горбачёву записку с предложением закрытия программы биологического оружия в СССР. После получения согласия руководил ликвидацией этой программы в СССР (1990—1991 гг.). В конце 1991 года являлся одним из руководителей комиссии, инспектировавшей биологические объекты США. Инспекция показала, что Соединённые Штаты прекратили военные биологические разработки в начале 70-х годов. В начале 1992 года Кен Алибек уволился из управления в связи с несогласием продолжать военно-биологические разработки (разработка и применение биологического оружия запрещены во всём мире как самое аморальное оружие). В конце 1992 года, после работы в московском коммерческом банке, эмигрировал в США. В 1999 году опубликовал книгу под названием «Biohazard» (соавтор — широко известный в Северной Америке журналист Стивен Хендельман). Книга опубликована на многих языках мира, а российское издание «Biohazard» вышло в 2003 году под названием «Осторожно! Биологическое оружие!». Вокруг личности Кена Алибека продолжаются постоянные дискуссии: в США и в Европе его считают одним из самых выдающихся людей, остановивших гонку биологических вооружений (с 2000 по 2006 годы он был в списке выдающихся исторических личностей по версии ВВС), а в военных кругах СССР — считали предателем, раскрывшим подготовку СССР к биологической войне. Является одним из самых активных противников использования микроорганизмов как методов ведения войн. Кен Алибек являлся одним из разработчиков концепции защиты США от биологического оружия и биологического терроризма. Опубликовал в США несколько книг и руководств для врачей по медицинской защите от биологического оружия и природных эпидемий. Консультирует Конгресс США по вопросам медицинской и технической защиты от естественных и «рукотворных» эпидемий. За уменьшение угрозы биологической войны и биологического терроризма в мире награждён медалью Конгресса США «За выдающийся вклад в достижение мира». Разработал и опубликовал в США концепцию неспецифической иммунной защиты во время эпидемий, а также принципы «обратной вакцинологии» для создания синтетических вакцин с использованием компьютерного моделирования. Является президентом американской компании, разрабатывающей системы защиты от биологического оружия, профессор Университета Джорджа Мейсона (George Mason University), руководитель Национального Центра Биологической Обороны США\National Center for Biodefense. Кроме того, занимается разработкой методов лечения поздних стадий онкологических заболеваний и преподавательской деятельностью. Опубликовал серию концептуальных статей о роли хронических инфекций в развитии онкологических заболеваний и других хронических патологий. В 2010 году переехал в Астану, столицу Казахстана. В настоящее время возглавляет кафедру химии и биологии в Школе наук и технологий «Назарбаев университета», где, в том числе, занят разработками противораковых препаратов и лекарств по продлению жизни, а также является председателем правления Республиканского научного центра неотложной медицинской помощи. Сохранил гражданство США. 28 декабря 2004 в номинации «Наука, Технологии и Образование», «Технология и образование» Кен Алибек\Ken Alibek (Канатжан Алибеков) занял второе место по итогам второго ежегодного рейтинга наиболее влиятельных в США выходцев из бывшего СССР от Washington Profile. Президент Казахской ССР в 1990 году отменил ядерные испытания, затем отказался от ядерного оружия и призвал весь мир так же поступить, а Канатжан Алибеков выступил с инициативой отказаться от биологического оружия.
  3. Вот что мне удалось найти на сайте www.mitropolia.kz: По моему получилось очень хорошо: Епископ Каскеленский Геннадий, в течение 15 лет возглавлявший Костромскую духовную семинарию ныне викарий Казахстанской Митрополии, ректор Алматинской Духовной семинарии , прибыв к новому месту служения, в Казахстан, предпринимает попытку пересказать в стихах прозаическую поэму Абая "Слова назидания", что до него никто не делал Первое Слово Немало мною пройдено дорог, И многое в пути я испытал: Я уклониться от борьбы не мог, Судил неправо, спорил, ревновал. Но скоро станет близок мой конец Я обессилел и устал душой, И убедился, что до злых сердец Не достигают благость и покой. Бесплоден я: не видно смысла мне В занятиях моих на склоне дней. Не встану с молодыми наравне, Пылая страстью изменить людей. Неблагодарен бедный мой народ, Не облегчить мне тягостей его! Он своего вождя лишь проклянет, Не принимая блага от него. Я не желаю умножать стада. Воров ли, попрошаек мне кормить? Пускай мой сын несет ярмо труда, Коль среди них богатым хочет слыть. Продолжить изучение наук? Но как смешон торговец некий был, Что полный драгоценностей сундук В нехоженой пустыне разложил! Никто не ищет знаний у меня. В молитве ль ныне душу изолью? Но нет покоя - на исходе дня, Молитвой я души не исцелю. Заняться воспитанием детей? Но что им нынче надобно узнать? Я не пойму их мыслей и путей И не смогу на пользу воспитать. И рассудив о горестях как мог, Я попросил бумаги и чернил, Чтобы простой и безыскусный слог Мои Слова навеки сохранил. Быть может, кто-то перепишет их, Чтобы оставить в памяти людской, А если нет - богатство слов моих Сойдет в могилу навсегда со мной. Второе слово Я слышал в детстве ядовитый смех - В селе казах узбека осмеял: «Трусливым сартом» обозвал при всех, А речь узбека «трескотней» назвал. Другой казах шутил, когда при нем Ногай-татарин оседлал коня. Смеялся над пришельцем каждый дом, И шутки их забавили меня. Когда казахи, собираясь в круг, Развеселившись, пили до утра, Я слышал, что и русский мне не друг - Ведь дружба с рыжим не несет добра. Как мой народ прекрасен, знаменит! - Я по утрам с молитвой восклицал. Как жалок чужеземцев странный вид! И я с восторгом Бога прославлял. Но шли года. И детский мой восторг Сменился чередой упрямых дум: А опыт право оценить помог Узбеков благочестие и ум. Я ужаснулся домыслам своим, Когда расстался с ними невзначай: Ведь кто еще под небом голубым Трудолюбив, вынослив как ногай? Я посылаю, братья, вам поклон За то, что с вами этот мир познал. И в старости я сам себе смешон За то, что русских в детстве осмеял. Четвертое слово Давно сказали слово нам отцы, Что смех пустой сознание пьянит. Бегут от глупых шуток мудрецы, И труженик от пьяницы бежит. В веселости беспечной скрыт порок - Она ведет к растлению ума. Бездельника в нужде оставит Бог, Ему грозят бесчестье и сума. Достаток в этом мире потеряв, Презрен своей зажиточной родней, Могиле дань последнюю отдав, И после смерти будет он изгой. Но тот, кто может бодрый дух собрать И пребывает в разуме своем - Уныние умеет побеждать Не смехотворством, а святым трудом. Не убиваться горем вас учу, В плену печали потерявши вид, Доверьтесь милосердному врачу - Вас труд от всех печалей исцелит. Но тихий смех моих коснется уст, Когда увижу добрые дела, И не умолкнет, отгоняя грусть, Чтобы душа от радости цвела. Не радуйтесь поступкам подлеца - Притворный смех противен будет вам. И, чтобы не прогневать вам Творца, Не ссорьтесь никогда по пустякам. Пятое слово Когда теснит печаль ночами грудь, И тело изнывает от тоски, Не в силах будет человек вздохнуть, И дух его как будто взят в тиски. Тогда бессильно дни свои влачит Иль мечется, не находя приют, И по лицу, теряющему вид, Так часто слезы горькие текут. Но отчего, скажи, твоя печаль? Ты изнемог под бременем забот? Иль алчному чужих сокровищ жаль, Что в собственном дому не достает? Напрасно Богу будешь досаждать Молитвою о безмятежных днях. Не лучше ли желания унять? И обрести душою Божий страх? Себя в личину скромности облечь, Потупив в землю лицемерный взгляд, Ты можешь, но свою не скроешь речь - Твои слова тебя изобличат. Сильна привычка наживать добро Нечестным и неправедным путем. А коль падет на голову позор, Драть ворот брату, стоя на своем. Пускай ты много в жизни преуспел: Достиг почета, превознес себя. Но дети, что плохих стыдятся дел, Угодны Богу более тебя. Шестое слово Любой казах в порыве лучших чувств Пословицей перед тобой блеснет О том, что единенье - верх искусств, И общность стада сохранит их род. Но если племя завладеет всем, От каждого забрав плоды трудов, То разве не наступит вместе с тем В нем рай для тунеядцев и воров? Я свой совет хочу казахам дать: Род не спасает общее добро. Единство мыслей нужно вам стяжать, А не в одном подвале серебро! В ауле каждый аксакал умен, На все готова мудрость у него: Существованье почитает он Основою достатка своего. Мы целый день, как овцы, смотрим вниз, Достаток, насыщение любя, Служенью плоти посвящая жизнь, Скотам мы уподобили себя. К словам Абая обращая слух, Узнай же правду бедный мой народ О том, что плотью править должен дух - И труд искусством каждый назовет. Лишь записной бездельник и нахал К дармовой пище тянется, спеша. И как бы видом он не восхищал, Смердит его бесстыдная душа. Седьмое слово Во всем послушен зову естества, От голода младенец ищет мать. С природой связан узами родства, Он Божий мир стремится познавать. Вот два стремленья: тела и души - В нас вложены с рождения Творцом. Нам счастие себе не заслужить, Коль мы одним из них пренебрежем. Ребенок тянет ручки ко всему, Внимает пенью, музыке, стихам. И пищу любопытству своему Со временем уже находит сам. Но почему так быстро повзрослев, К природе мы теряем интерес? Погаснет взор, в тоске отяжелев, Померкнет мир открытий и чудес. Мы приземлили души, мы сочли За жизнь - аульных распрей череду. Мы книгу мирозданья не прочли, А погрузились в мелкую вражду. На все готов бессмысленный ответ: "Пусть каждый лишь своим умом живет!" И мудрого доверчивый совет Напыщенный невежда отметет. Не видят люди в знаниях добра Не смотрят дальше носа своего. И детских дней далекая пора Мне кажется прекраснее всего. Восьмое слово Кто внемлет ныне гласу мудрецов, И рад учиться истинам святым? - Начальник глух. Надменное лицо Он обращает равнодушно к ним. Ведь власти добивается лишь тот, Кто любит сам с восторгом поучать И бий проходит, выпятив живот, Он, как пророк, готов для нас вещать. Быть может, ищет знаний богатей, Желая их ко злату приложить? - Но деньги для него всего нужней, Он даже Бога хочет подкупить. Святую веру, родину, народ, Отвагу и решительность в глазах Все заменяет богатею скот: Он день и ночь печется о стадах. Злодей и вор, как камень, будет глух Меж ним и словом истины - стена. Он словно потерял однажды слух И совесть в нем, как будто, сожжена. Мудрец для сильных мира, как чужой, Он досаждает биям и князьям. И лишь бедняк останется со мной Внимать правдивым и святым словам. Но как ему я стану досаждать Рассказами о славе прошлых дней И тяжесть поучений возлагать На плечи, что поникли от скорбей? Девятое слово По своему рождению казах, Я ныне странно к братьям отношусь: К ним больше нет любви в моих очах, И в неприязни к ним не признаюсь. Как не любить народа своего? Я восхищаться б им не уставал Коль, сердцем зная все черты его, Нашел средь них достойные похвал. А, если б презирал я свой народ, Я не общался б с ними никогда И не открыл бы пред глупцами рот, Молчанием спасаясь от стыда. Но, братья, - я не мог оставить вас! И, не питая призрачных надежд, Я с вами встречу свой последний час, Непонятый в собрании невежд. В досаде стал я хмур и нелюдим, Здоровый телом – духом омертвел. Пока еще кажусь жильцом земным, Но мрак могильный сердцем овладел. Сержусь - но гнева мне недостает Смеюсь - но сердце мертвое молчит. И речь моя, едва открою рот, Как бы чужая, тихо прозвучит. Чего я жду на стороне родной? Ее покинуть старцу силы нет. Но может, чудо сотворят со мной Мои казахи из грядущих лет? Десятое слово С надеждой робкой счет ведя годам, Семья казаха молится и ждет Когда же Бог опору старикам - Им сына и наследника пошлет? И лишь отца придется схоронить И мать окончит тягостные дни За них молитвы будет возносить Наследник их достатка и любви. Но кто в семье поручится всерьез Что Бог им сына доброго подаст? Они прольют, быть может, море слез И проклянут его рожденья час. И кто из них подумал иногда, Что груз своих ошибок и грехов, Не ведая сомнений и стыда На плечи сына возложить готов? Зачем тебе молитвы сыновей? Твое добро века переживет А коль твоя душа угля черней И сын тебя добром не помянет. Лелея детство сына своего Какой ты подаешь ему пример? Усердно учишь грамоте его И злобою питаешь, лицемер! Неправедно богатством завладев Ты не найдешь покоя для себя Наследник твой, в науках преуспев, С позором отречется от тебя. Одиннадцатое слово Две грозные беды в степях живут, Коварно проникая в каждый дом: Одно из бедствий воровством зовут, Второе - подстрекательством зовем. Крадут воры у богатея скот Но, подкупив расчетливых судей, "С привесом" у обидчика берет Свое добро обратно богатей. Гадюкой в дом пролезет вдруг смутьян Чтоб к тяжбам в нем хозяина склонить, Набив деньгами собственный карман - Ему же власть и почесть посулить. А те, кому от Бога власть дана, Не ведают про бескорыстный труд Лишь выгода начальникам нужна Они ее из воздуха возьмут. Готовы без сомнений и стыда Втянуть соседей в споры меж собой И тут же на соседские стада Наводят алчно взор несытый свой. И лишь в степи обидит брата брат Как родичи из мести за него Оружие без страха обнажат, Чтоб кровь пролить у брата своего. Опутаны постыдным воровством Плодят смутьянов богачи в степях. О, как мы для своих людей вернем Законы дружбы, совесть, Божий страх?
  4. Многие наши земляки воевавшие на полях Отечественной войны не были удостоены звания Героя СССР,но при этом в народе и среди сослуживцев их знают и помнят как героев. Один из них легендарный кавалерист полполковник Абулхаир Баймульдин. Баймульдин Абулхаир (1909 год – 4 января 1944 года), военачальник, политкомиссар, гвардии подполковник. А.Баймульдин родился в 1909 году в селе Такыр на территории современного Лебяжинского района Павлодарской области. В 1928 году окончил Семипалатинскую советско-партийную школу. 1928-1931гг. комсомольский работник в городе Павлодаре. С 1931 года на военной службе. Участвовал в боях с басмачами в Средней Азии. В 1938 году с японскими войсками на Дальнем Востоке. В 1941 году окончил Военно-политическую академию им. В.И. Ленина. С 1941 года на фронте. Четырежды был ранен. Служил командиром и политкомиссаром 51-го кавалерийского полка гвардейской дивизии генерала Л.М. Доватора, участвовал в боях под Москвой и в освобождении западных районов СССР. Под Псковом воевал в должности заместителя командира 100-й стрелковой бригады, сформированной в Алма-Ате. После освобождения Невеля стал комендантом города. Погиб 4 января 1944 года в бою под Невелем. Награждён орденами Красного Знамени, Красной Звезды, медалями. Именем А. Баймульдина были названы село в Лебяжинском районе (бывший совхоз «Восточный»), улица в городе Павлодаре.
  5. Абдулла Жармухамедов(Ярмухамедов) Трижды кавалер Ордена Красного Знамени. Родился 13 ноября 1896 г. в Чимкентской области, селе Джетысай, казах. В 1906г. его отдали в РТШ вместо сына хозяина. В РТШ не доучился, и был определен в городское училище в Самарканде, которое окончил в 1913 г. В 1914 переписчик в уездном управлении, затем переводчик. В октябре 1917г. избран Советом солдатских и рабочих депутатов начальником уездной милиции в Катта-Кургане(Узбекистан). В феврале 1918г. направлен в управление Митакской районной милиции. В 1919г. был принят в партию большевиков, стал секретарем, а затем председателем уездной милиции в г.Катта-Кургане. В декабре 1919г. стал членом коллегии ЧК г.Катта-Курган. В 1920г. Председатель ЧК г. Катта-Курган, затем председатель Уездного исполкома г.Катта-Курган, позже уполномоченный по борьбе с басмачеством в г.Катта-Курган. В 1921г. председатель облисполкома в Самарканде. В 1923г. заместитель Ревкома Ферганского фронта. С марта 1923г. - заместитель председателя НКВД Туркестанской автономной Республики. В декабре 1924г. назначен наркомом НКВД Туркестанской Автономной Республики. Член ТуркЦИКа с 1924. В 1924г. Комиссар Кызылкумской экспедиции. В марте 1926 г. Среднеазиатским бюро утвержден Народным Комиссаром Внутренних Дел Таджикской АССР. Вернувшись на родину, А. Жармухамедов работал вначале заместителем народного комиссара по торговле, затем председателем исполнительных комитетов Семипалатинского, Актюбинского районных, Алма-Атинского городского Советов. В 1932-1934гг. 1-й секретарь Актюбинского обкома КП(б) Казахстана. С 9 ноября 1933 г. - комиссар юстиции. 1934 г. А. Жармухамедов организовал Краевой совет работников юстиции. Благодаря его настойчивости было одобрено предложение об открытии при Алма-Атинском институте советского строительства юридического отделения. В 1935-1940 гг. А. Жармухамедов - председатель исполкома Аулиеатинского района г. Уральска. Трижды был награжден орденом Красного Знамени. В 1923г. За ликвидацию басмачества в Алайской долине. Прик.РВСР № 2430: 1923 г. В 1924г. приказ №267 от 04.09.1924. В 1928г. № 91 приказ №211/56 от 03.04.1928 Награжден револьвером Маузер и золотыми часами за ликвидацию басмачества. За ликвидацию басмачества в Западной Бухаре награжден Бухарским орденом Красной звезды 2 степени. В советское время школа №118 г. Ташкента была названа его именем. 21 сентября 1940 г. А. Жармухамедов ушел из жизни. Этот человек жил и служил в далеких 20-х,но заслуга его немалая. Конечно,не Герой СССР или Хадык Кахарманы,но,в то время и до появления звания Героя СССР орден Красного Знамени был самой высшей наградой за воинскую доблесть,тем более он трижды награжден. Да, были кавалеры даже и 6,и 8 орденов Красного Знамени,но и служили те люди дольше нашего земляка. Кстати,А.Жармухамедова тоже до 80-х писали узбеком...
  6. В недавнем прошлом,лет 20-25 назад в меню ресторанов напрочь отсутствовали казахские блюда. Пытались это объяснить разными причинами. Думаю,согласятся все,что казахи никогда пищу не готовили для продажи, а ставили на стол только для угощения. И везде замечаю, что бешбармак,куырдак и т.д. никогда не получаются у представителей других народов,во всяком случае не дотягивают до приготовленных самими казахами. Кроме всего, тот же бешбармак надо готовить положив в казан все части(муше),которые должы быть в составе блюда. Не положишь шужык или казы,или какой-нибудь жилик,все! вкус не такой,какой должен быть. То что готовят в ресторанах - это преступный заговор против нашей кухни, и обман клиентов! А то как делают колбасные цеха "КАЗЫ"! Затолкают в кишку(при этом не в конскую!) остатки кусков мяса и жира! Человек,один раз попробовавший такой шедевр, потом всю жизнь будет думать,что казахи вообще не имеют кулинарного вкуса!
  7. Не знаю,что Вам Ваша фантазия подсказывает... А про канглы и их повозку говорят и пишут в разных источниках. Это же не я придумал, а легенда есть!
  8. Может из-за того,что он крестился в православного или это мама его называла так,она же немка?
  9. Спасибо,буду знать. Но,звания Героя больше к лицу воинам,и если дают за воинскую доблесть и героизм, тем более нашему земляку второй раз дали посмертно.
  10. Да,спасибо,SHON за подсказку, и я уже отредактировал текст. Я хотел сказать,что Тохтар Аубакиров единственный Герой СССР,РК и Австрии(два Золотых креста-дважды Герой) в одном лице. А Каирболат Майданов действительно единственный Герой Советского Союза и Герой России во всем мире! Даже русских нету,Героя СССР и Героя России. Бейсекбаев Герой России и Халык кахарманы,Талгат Мусабаев тоже. Да,Вы наверное имели в виду Юрия Маленченко, но он тоже Терой России и Халык Кахарманы! Но,не Герой Советского Союза.
  11. Снесли все-таки! Зато памятник Тимуру, который больше всех принес страдания и больше всех навредил тюркским народам,что привело в зависимость от соседей всех нас стоит! Метростанцию в Алматы,хорошая идея!Но когда его запустят? МИДу надо было действовать раньше(позор нашему послу в Узбекистане! Тьфу на него!): предложить узбекам хорошую цену и купить памятник у них, они бы продали... Перенести и поставить в Астане,во было бы здорово! Поставили же "батыру" Карасаю, непонятно за какие заслуги, а тут полководец прославленный! Всеми признанный и бесспорно! Потратили же огромные деньги на реконструкцию в Дамаске и строительство памятника Бейбарсу(казаху?) в Атырау! Сбор средств должны организовать или инициировать казахи, живущие в Узбекистане, и обратиться к главе нашего государства - Президенту. Он-то рожденный до войны, очень сильно на тему ВОВ внимание обращает. Молодцы наш посол и его команда в РФ, вон какие школы Бауржана Момышулы,Алии Молдагуловой и памятники подо Ржевом 100 и 101 стрелковым бригадам, в Невеле Абылхаиру Баймульдину - зам.командира дивизии, снайперу Ибрагиму Сулейменову памятные доски поставили! Не они, но они инициировали и двигали! Им КОП РАХМЕТ!
  12. Гвардии лейтенант Нургажинова Алтыншаш Ускенбаевна. 1924-1944гг. Гвардии лейтенант Нургажинова Алтыншаш Ускенбаевна родилась в 1924 году в городе Москве. В Красной Армии с августа 1941 года. Призвана Сталинским райвоенкоматом города Москвы. Окончила шестимесячные курсы комсоргов. Воевала на Центральном, Воронежском и Украинском фронтах. Вначале была комсоргом 1-го батальона 235-го стрелкового полка 8-й гвардейской дивизии. В декабре 1942 года была ранена и попала в госпиталь. Затем служила старшей медсестрой в санчасти 24-й отдельной механизированной бригады 1-й танковой армии, но в ноябре 1943 года вновь тяжелое ранение. С марта 1944 года, после госпиталя, – комсорг 1-го батальона 835-го стрелкового полка 237-й стрелковой дивизии. И вновь госпиталь после тяжелого ранения. И вот, наконец, с июля 1944 года – комсорг 2-го батальона 207-го стрелкового полка 70-й стрелковой дивизии. Уму непостижимо – каждый раз после очередного ранения вновь бросаться в самое горнило войны. В картотеке архива Министерства обороны СССР(ныне ЦАМО РФ) г.Подольск записано: «Погибла 2 октября 1944 года. Захоронена на северо-западной окраине населенного пункта Гуто-Полянска Лукмянского района Краковского воеводства в Польше. Посмертно награждена орденом Красной Звезды». Как это произошло: Группа солдат и офицеров Красной Армии попала в окруженние фашистов под Катовицами, Польша. Положение было аховое. И вот тогда маленькая казахская девушка Алтыншаш Нургажинова вышла вперед и организовала оборону, лично подбила два вражеских танка и ценой своей жизни спасла раненых бойцов. Группа пробилась из окружения, но Алтыншаш поплатилась за это жизнью. Посмертно она была представлена к званию Героя Советского Союза. Позже однополчане были в Москве, на Большой Полянке, в доме № 19, в квартире 13, где до войны жила Алтыншаш, нашли там ее родителей, вручили им это стихотворение: Дивизионная газета 4-го Украинского фронта «Патриот Родины» в 1944 году опубликовала стихи поэта Михаила Левченко,написанного по горячим следам подвига Алтыншаш Нургажиновой, непосредственным очевидцем которого был он сам: Я родом сам с цветущей Украины… И дороги мне берега Днепра. Там с песней на пшеничные равнины Нисходят голубые вечера. Но кажется, что в знойном Казахстане, Я, как она, родился, жил и рос… Я вижу рядом, в дымчатом тумане, Ее глаза, улыбку, прядь волос. Седой акын по вечерам в ауле Под звуки домбры песню пропоет, Как шла она под вражеские пули И в смертный час сказала нам: – Вперед! Спокойны будут горные долины, И в прошлое уйдет войны гроза. Сквозь листья, падающие с вершины, Нам улыбаются ее глаза… Это четвертая казашка, которая была представлена к званию Героя Советского Союза, однако это звание ей и Хиуаз Доспановой не было присвоено. Алие Молдагуловой и Маншук Маметовой звание Героя Советского Союза было присвоено посмертно. Вот такие казашки...
  13. Все равно больно,когда видишь на улицах российских и прибалтийских городов молодых людей со свастикой и выкрикивающих фашистские лозунги. По моему ПОБЕДУ,которую завоевали наши деды с кровью, мы отдали без боя... Даже тех же "бородатых" не можем на место поставить. Я казах,который родился в стране граничащей с тремя религиями. Но, мусульманин по умме. А этих козлов с бородами и женщин(казашек между прочим) в хиджабе не воспринимаю на дух, я их ненавижу. Казашки самые свободные из женщин Азии, и те,кто заставил их носить хиджаб, хотят превратить казахов в послушных малов(казахи поймут). Это вызов нам. Что прошло, уже в прошлом,давайте не испортим будущее,теперь наше время биться. Слава отцам и дедам!
  14. Токатаев Рахимжан - наводчик орудия 1672-го истребительно-противотанкового артиллерийского полка 38-й армии и 4-го Украинского фронта, сержант. Родился 5 января 1923 года в селе Кара-Кемир Энбекшиказахского района, ныне Алма-Атинской области, в крестьянской семье. Казах. Член ВКП(б)/КПСС с 1945 года. Окончил 10 классов. Работал учителем в родном селе. В Красной Армии с 1942 года. В действующей армии с августа 1943 года. Наводчик орудия 1672-го истребительно-противотанкового артиллерийского полка (38-я армия, 4-й Украинский фронт) сержант Рахимжан Токатаев отличился в боях в Карпатах. 9 апреля 1945 года на подступах к чехословацкому городу Моравска Острава в районе населённого пункта Бук отважный сын казахского народа первым из батареи вступил в бой. Огнём прямой наводкой сержант Токатаев В ЭТОМ БОЮ уничтожил ДЕВЯТЬ ТАНКОВ И ЧЕТЫРЕ БРОНЕТРАНСПОРТЕРА, а также большое количество живой силы противника. При этом он остался один против превосходящих сил противника, так как других из их расчета убило или ранило. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года за образцовое выполнение боевого задания командования в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм сержанту Токатаеву Рахимжану присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 8865). В 1946 году мужественный воин-артиллерист демобилизован. Вернулся на родину. Окончил Алма-Атинский педагогический институт. Жил в городе Иссык Алма-Атинской области Казахстана. Работал в школе-интернате. С 2007 года живет в городе Алматы. Награждён орденом Ленина, орденами Отечественной войны 1-й степени, Славы 3-й степени, медалями. Именем Героя названа улица в родном селе. В нашем селе Кара кемир, он мой земляк. Ныне здравствует и радуется жизни Рахимжан ага В АЛМАТЫ.
  15. Доспанова Хиуаз Каировна — единственная летчица-казашка, штурман-стрелок. Героиня Республики Казахстан (Халык Кахарманы). Родилась 15 мая 1922 года в селе Ганюшкино Гурьевской области. В 1940 году окончила с золотой медалью среднюю школу № 1 города Уральска, а вместе с аттестатом получила удостоверение пилота запаса местного аэроклуба. Круглая отличница, одна из лучших активисток — пионервожатая, секретарь комсомольской организации школы — летом 1940 года она успешно оканчивает и десятый класс, и аэроклуб, после чегоедет в Москву и подаёт документы на поступление в Военно-воздушную академию им. Жуковского. После отказа подала заявление в Первый московский медицинский институт, приняли её без экзаменов. Менее, чем через год началась война. Хиуаз Доспанова была зачислена штурманом-стрелком в легендарный 588-й ночной бомбардировочный авиаполк. Боевые задания выполняла на Южном фронте, Северном Кавказе, в Закавказье, Украине и Белоруссии. С войны Хиуаз Доспанова вернулась инвалидом II группы, со сросшимися переломами обеих ног, но, несмотря на это, активно участвовала в общественной жизни. В последние месяцы войны девушка обдумывала планы возвращения в медицинский институт, но в итоге пошла по другому пути — по стезе общественной деятельности. Первый секретарь Западно-Казахстанского обкома партии Минайдар Салин в беседе с только что вернувшейся с фронта коммунисткой Хиуаз Доспановой предложил ей поработать на партийно-политической работе, и она была утверждена инструктором обкома партии. Через год Хиуаз отправилась в высшую партийную школу в Алма-Ате. Хиуаз прошла путь от инструктора райкома партии в родном Западном Казахстане до секретаря ЦК ЛКСМ Казахстана. В 1951 году была избрана депутатом Верховного Совета Казахской ССР и на первой же сессии — секретарём Президиума. До выхода на пенсию Хиуаз Каировна была секретарем Алма-Атинского горкома партии, проявляя деятельное участие в жизни столицы.За храбрость и отвагу Хиуаз Доспанова была награждена орденами Красной Звезды, Отечественной войны 2 степени, Красного Знамени, многими медалями. В конце 1950-х годов дали знать о себе последствия фронтовых ранений и контузий. Здоровье Хиуаз заметно ухудшилось. Не достигнув даже сорока лет, она в 1959 году вынуждена была уйти на пенсию. Скончалась 20 мая 2008 года. Дворцу спорта в Атырау было присвоено имя легендарной летчицы Великой Отечественной войны Хыйуаз Доспановой. В Атырау открыли памятник в честь летчицы-казашки Хыйуаз Доспановой. Она тоже из младшего жуза.
×
×
  • Создать...