Jump to content



enhd

Пользователи
  • Content Count

    6449
  • Joined

  • Last visited

  • Days Won

    58

Posts posted by enhd


  1. Это мне по душе чем разные бохвальства окипчакизирвонных-халха монголов "казахов" и просто чисто халха-монголов. :D

    Не принимайте в душу - просто кидал "жыда" - копье чтоб раздрязнять.

    Честно говоря я очень люблю цыганские песни и музыки - они очень душевные и мне мне дают успокойствие.

    .

    • Не согласен! 1

  2. Всем моим друзъям из солнечного или  "НУР"-ского Казахстана объявляю что наши с вами история переплетены как раз очень сложно именно на монгольском основе, и казахам советую не надо брезгливо относиться своим предкам далеким родственникам монголов и тем более чистых монголов как халха.  :asker13mt:

    Казахи - это не тюрки а окипчакизированные халха-монголы как я думаю. :az1:

    • Не согласен! 2

  3. On 6/15/2019 at 4:27 PM, АксКерБорж said:

    ....

    ... Еще в 19 веке акын Суюнбай из древнего хуннского рода екей пел: "Бөрі басы ұраным, бөрілі менің байрағым", что переводится как "Волчья голова мой боевой клич, волчья голова мое боевое знамя". 

     

    [Сборник «Мир казаха». А: 1997. Петроглифы с тотемом волка. Тотем племени шапырашты.]

    ....

    "Бөрі басы ұраным, бөрілі менің байрағым" я бы перевел как есть правильное - Уран мой как "вольчье голово", и знамя моя с волком. То есть говорит о флаге с изображением волка т.е. там нет слово что голово волка.


  4. On 1/22/2020 at 2:20 PM, кылышбай said:

    единственный источник, кот. говорит о присутствии Бату в войне с Цзинь, это Абулгази, живший в 17 веке:

    Некоторые из государей, имевших свои владения в Китайском государстве, возмутились. Каан [Угедей] должен был предпринять поход в ту страну. Он дал повеление, чтобы и Бату-хан был вместе с ним в этом походе. Бату-хан с пятью младшими братьями участвовал в этом походе. Каан, поразив и разорив все те царства, возвратился в Кара-корум.

    имхо, даже если Батый и был участником китайских походов, то как рядовой царевич (их там много было), но не как военачальник. да и молод он еще был 

     

    Интересно вроде я не читал эти истории у Абулгази, обязательно ищу и прочитаю может даст хорошую основу для вывода и интересования.

    Ну вполне и может быть, в то время правления Угэдэй хагана монголы жили и были расположены более близки что ли то есть около кореннего монгольского улуса. И ещё дети царевичей имели привычку жить у великого хагана. Вполне может быть Бату некоторое время жил в дворе хагана и участвовал в походе. Просто обучение молодых поколении во войне и мужестве. 


  5. 42 minutes ago, Таймас-2 said:

     

    Почему вы использовали халха-монгольский язык? Почему яблочное пирожное? :)

    Например, на вашем родном тувинском языке есть более серьезное объяснение "албаты" (алматы) - "подданные" от тюркского "албан - алман" (дань, ясак, повинность), "ал - алу" (брать, забирать, взимать, облагать). Вы же постоянно пишите, что казахи были поддаными? В таком случае столица подданых разве не могла называться Поданные? :P

     

    На тюркском нет слова "албан - алман" как дань или налог.

    Это монгольское слово "алба, албан" - служба, и слово "албат" - служащий или подданные.


  6. 20 minutes ago, Таймас-2 said:

     

    Я присоединяюсь к Enhd и тоже поддерживаю, потому что согласно исследованиям ученых (Викторова Л.Л. Мураяма, Кадырбаев А.Ш. и мн. др.) язык найманов и керейтов был очевидно тюркским.

    Во времена господства китаев (киданей) тюрки найманы, керейты и другие татарские племена ощутили на себе культурное влияние, которое принято называть монгольским. Отсюда в тот период мы видим тюрко-монгольский временный симбиоз в культуре и временный тюрко-монгольский суржик в языке.

    По ходу ССМ продукт того смешанного тюрко-киданьского темного по источникам времени.

     

    ССМ написано на чисто монгольском языке. И соответственно язык найманов и керейтов был монгольским.


  7. 3 hours ago, Таймас-2 said:

    Лингвофричество. Осталось написать монографию о топонимике Казахстана. :D

    Чё же вам рассуждать и заявлять то, Вы же ведь по монгольски "түг жок, жалгызты де билмес". :lol:

    И ещё насчёт монгольских топонимов в Казахстане имеются труды казахских исследователей. Можете читат.


  8. 7 minutes ago, Kamal said:

    На верхнем фото показано убранство каракалпакской юрты, а на нижнем явно не каракалпакская юрта и не каракалпаки запечатлены. И Чагтагу, что бы это ни значило, я никогда не видел. Единственная тонкая лента, которая поднимает и опускает Тунлук, находится с наружной стороны юрты.

    Вопрос - откуда Вы взяли, что это Чагтага каракалпакской юрты? Что-то вечно путают, где-то написали, что каракалпаки пьют чай с солью, но такой традиции у нас нет. Но мой кыргызский армейский друг любил чай с молоком и солью, и говорил, что у них пьют такой чай (ув. Руст может подтвердить или опровергнуть), предложил и мне, но я только попробовал, было непривычно.

    Ну, этот"чагтага" - это не веревка которая открывает и закрывает Тунлук вне юрта. Такая веревка у всех юртов.

    А этот "чагтага" внутри юрта и обычно со середины "шанырак" привязенными будет.


  9. 15 minutes ago, Steppe Man said:

    Выше хэрээ тоже местность?

     

    " ... эдгээр муж отог улс болбай. "

    И ясно сказано муж - провинция, местность,  и отог - род  ... в смысле владениями отца Чагадая и сыновей были и провинции и рода.

    Надо рассматривать слово "хэрээ" как написано на классик-монгольском?, и согласно или соответсвенно по написанию различается обозначение.


  10. 10 minutes ago, Steppe Man said:

    Когда то  читал в монгольских источниках о роде Ачайл среди каракитаев.

    А как будет по тюркски?  Айырмайлы?

     

    Image result for Хэрээ ачайлы

    На вашем примере Ачайл - это видимо местность или регион какой-то. Или "хроник" просто запутал всё смешал из-за мало-осведимительности и недостачи информации.

    Не думал насчёт "айырмайлы", интересно на самом деле есть ли род "айырмайлы" где нибудь?


  11. 8 minutes ago, Steppe Man said:

    Ашамайлы чисто монгольское слово?

    Здесь "аша" - ац.  Можно сказать монголизм.

    "Ашамай" - здесь чисто казахский словооборот с суффиксом "-май" и этот суффикс очень популярен в казахском языке.

    И потом суффикс "-лы" который сопоставляется с монгольскоим "-ту, -т".

    Так что "ашамайлы" = "ашамайт" на монгольском где "ашамай" взял без всякого разъяснения в двух языках.

    Так что "ашамайлы" == "ашамайт" и далее "ашамайлылар" == "ашамайтууд".  :asker28it:


  12. 10 minutes ago, Steppe Man said:

     Вроде название рода нашего мунгулистанского черного  татарина АКБ  связано с юртой?

    :lol:

    Монгольский ац = аша на казахском.  На классик монгольском пишется как "ача".

    Но в тюркском монгольский ац = адыр, айыр.

    И мне интересно что в казахском языке очень много монголизмов используется как основное слово.


  13. 4 minutes ago, Steppe Man said:

     

    Форма багана одинаковая у юрты центральных халхов.

    images?q=tbn:ANd9GcTusLGtvwLLAHiG_TNwm1p

    Ну, тогда - это другое. "Багана" как у халха-монголов массивное но устанавливается только один, значит.

    У нас "багана" - это просто длинняя жердь на конце "раздваиванием" (ац) чтобы надежно втолкнул "тооно - цагариг".  И применялся только если надо то есть если как то скренился "тооно" чтобы подпорить и т.п.


  14. 7 minutes ago, Steppe Man said:

    Вдетстве в наших краях была только такая юрта. И багана только одна.

    2.png

     

    Багана - это длинняя жердь с "вил"-ой (ац - аша) на верхнем конце?  И используют по усмотрению, т.е. если "тооно - цагариг" в какую-то сторону наклонился то туда же воткнут чтобы остановиить наклонение? :D

    У нас тоже был обязательно один такой "багана" - универсальная. :lol:


  15. 5 minutes ago, Steppe Man said:

    a-peek-into-a-kazakh-yurt-in-western-mon

    У юрты казахов чагтага видимо нет.Поэтому их юрты очень не устойчивые.

    Поскольку я знаю у юртов наших монгольских казахов тоже есть чагтага, и впрочем это думаю у всех юртов есть такое приспособление.


  16. 29 minutes ago, Steppe Man said:

    0e9aa6391848.jpg

     

    Это обычная монгольская юрта сделанная из ивы, грубое и легкое и без вяких излишеств и монументальности. Юрта простого народа. Деревянный каркас сделается из ивы, прочные и легкие - поэтому не требуется массивных подпорок как у халха-монгольских юртов сделанных из сосны.


  17. 26 minutes ago, Steppe Man said:

    Yurts-2011-313.jpg

     

    Это юрта дерево сделанная из сосны, массивные и изящние - центральная халха-монголия. Видимо что они жили в довольстве и удовольствии в центре Монголии и разработали дерявенный каркас юрта как изящное искусство...


  18. 5 minutes ago, Steppe Man said:

    ec6876a86342.jpg

    чагтага у юрты каракалпаков.

    Вот эта верёвка кажется у нас тувинцев тоже называется "чагтага"?? Не вспоминаю.

    Во время сильного ветра обычно туда связывали большую тяжесть мешок муки например :D,  когда я был маленьким во время большого случайнего ветра когда в юрте не были взрослые (ушли по своим делам) однажды мы со своим братом на всю силу натягивали веревку "чагтага" и висели как могли. Думаю что ветер может быть не так сильным выбросить юрту, но дети на самом деле боялись и честно боролись чтобы ветер юрту не снесло. :asker13mt:


  19. 18 minutes ago, Таймас-2 said:

    Ей богу не понимаю зачем вы набиваетесь в монголы. Всю тему заоффтопили со своей азбукой. Считайте себя монголом, но зачем это внушать другим? Допустим я категорически не согласен с вами.

    Поэтому хочется вернуться к теме про Алматы и привести уважаемому Rust примеры казахских топонимов прилагательных, в которых суффикс "ты" имеет место после корня, заканчивающегося на гласные.

    Здесь уже приводились топонимы - Карагайты, Каргаты, Арганаты, Ыргайты, Аршаты, Бугуты, Бакаты, Тобылгыты, Баганаты, Эбейты и другие.

    Хочу дополнить их - Ногайты, Окпеты.

     

    Ха, ха...  Эти топонимы всё чисто монгольские ведь!

    Харгайт, Харгат, Арганат, Яргайт, Арцат, Бугат, Бахат, Тавилганат, Баганат,  и   Эбэйт - здесь слово "эбэй" не монгольское словарь дает что то подпорка у водоподьемного колеса явно земледельческий термин.

    И ещё:  НохойтУушигт - здесь монгольское "уушиг" = "өкпе".  Видимо казахи перевели монгольский топоним Уушигт на Өкпеты, и при этом только перевели корень но использовали монгольский суффикс "-ты, -т" брали как нормальное для других монгольских топонимов.

    Суффикс на классик монгольском "-ту" сегодня на кириллик монгольском пишется просто "-т" по новой грамматике. И произносится как "-т(ы)" если слушать, и таким образом что казахи переняли и пишут как "-ты" - это правильно с точки зрения произношения и слуху.


  20. 13 minutes ago, Таймас-2 said:

     

    Вы рассуждаете очень узко и местечково. Алтай ведь разнообразен в плане ландшафта. Поэтому испокон веков его населяли разные по хозяйственному укладу тюркские и монгольские народы, охотники промысловики и собиратели - таежные высокогорные районы гор, скотоводы кочевники - равнины и предгорья, богатын пастбищами и водопоями.

    Казахские племена, а равно их предковые одноименные племена до них, кочевали по равнинам Алтая очень, очень давно. Тогда как таежные районы Алтая населяли лесные племена. 

    Эта картина не изменилась до наших дней, это казахи, торгуты и хошуты с одной стороны, и алтайцы, телеуты и урянхайцы с другой.

    И даже сейчас казахи населяют все четыре стороны Алтая - русский Горный Алтай, монгольский Алтай, китайский Большой Алтай и собственно казахский Рудный Алтай.

    Если в два первых района они действительно вынужденно пришли только в 19 веке, в таежный Горный Алтай и в равнинный монгольский Алтай, то все западные предгорные равнины Алтая (казахский и китайский) это исторические места казахских племен.

    Вы правы поэтому только отчасти.

    Всё неправда! Вокруг Алтая казахи начали переселиться только после полного уничтожения ойротов Джунгарии. Никакого "казахского и китайского" Алтая не было, а было только ойротский Алтай.

    Казахи жили и казахские земли исконные это западнее озера Балхаш и региона Джеты-су - Долоон усун.  И всё.

    • Не согласен! 2

  21. 18 minutes ago, Д.Я. Уткин г. Алма-Ата said:

    ....

    На Алтае издавна кочуют разные казахские роды. Казахи не оседлый, а исконно кочевой народ номадов пастухов, поэтому неправильно называть их по местностям, надо всегда дописывать из какого рода или племени тот или иной род на Алтае.

    На Алтае казахов не было и не жили!  Нынешние казахи на Алтае - они поздние иммигранты которые начали переселиться с конца XVIII века и абсолютное большинство от них, казахов, являются переселенцами убежавших после победы "Великой октябрьской революции" и эры "коллективизации".

    • Не согласен! 2

  22. large.wagon.jpg.d47622a0564a15cc23994644

    Сентябре прошлого, 2019, года в Уланбаторе на вокзале видел такие поезда, когда случайна там бродил я.

    А они оказались из Узбекистона. :blink:

    А каким боком у нас эти узбекские вагоны?? думал. Оказывается туристические они.

    large_suld.jpg.70d9f841760f13782b0c29fc8

    И,

    large.labels.jpg.a50147ce065b1a5e54392a6

    И эмблемы на боку вагонов.

×
×
  • Create New...