Jump to content



Uran55

Пользователи
  • Posts

    192
  • Joined

  • Last visited

Старые поля

  • Страна
    RF

Recent Profile Visitors

The recent visitors block is disabled and is not being shown to other users.

Uran55's Achievements

Опытный пользователь

Опытный пользователь (3/5)

4

Reputation

  1. В якутском не 2500 а...По подсчетам В.В. Радлова (всего им проанализи- ровано 1748 основ), в якутском языке 32,5 % тюркских элементов, 25,9 % — монгольских, 41,6 % —«элементов неизвестного происхождения». Причем в последней группе часть слов представляет собой заимствования, предположительно, из тунгусских,самодийских, кетского (Jenisseiostjakisch) или юкагирского языков, однако значительное количество слов имеет монгольское происхождение, на что указывают монгольские словообразовательные аффиксы; при этом В.В. Радлов по причине недостаточности имеющихся у него монгольских материалов не берет на себя смелость утверждать, что это именно монгольские слова [Radloff, 1908, S. 2]. Естественным образом встает вопрос: на какой территории контактировали тюркоязычные предки якутов с народом, говорившим на неизвестном науке языке? Можно предположить, что это было на средней Лене, однако такая версия является чисто умозрительной, не подкрепленной никакими фактами. По всей вероятности, еще в Прибайкалье предки якутов интенсивно контактировали с монголоязыч- ным населением. Эти контакты возобновились на новой родине предков якутов — на средней Лене (ко времени прихода туда тюркоязычного населения там уже, вероятно, жили монголы). Е.И. Убрятова полагала, что якутское диалектное «аканье», а также «установление гармонии гласных в якутских словах по первому слогу слова» свидетельствуют о монголоязычном прошлом якутского населения, жившего на территории современных Усть-Алданского и Намского улусов (см. «Схематическую карту центральных районов ЯАССР» [Убрятова, 1960б, с. 42–43])
  2. « Оҕус буолан аан дойдуга айаатаабыт ураанхай-сахалар бу бийиги бу баарбыт» П.А.Ойунский перевёл: как «те самые ураанхай-саха, которые в образе быка на весь мир орали, это мы и есть» Ранние якутские шапки дьабака ( Бокка )были снабжены рожками из беличьих и лисьих ушек. К середине XIX века ушки исчезли, вместо них появилась раздвоенная фигура из сукна, нашиваемая на затылочной части навершия «чопчуур» или «чеччэх» (символ женского начала) и вышитое разноцветным бисером, цветными нитками. Исследователи считают, что этот декор и есть стилизованные рожки и ушки. Чопчуур, украшение дьабака, ещё называют туоһахта/туһахта, что означает «нашитая спереди на верхушке женской шапки большая серебряная (көмүс туһахта) или вообще металлическая круглая бляха, служащая украшением».
  3. А зачем кого то искать...Ураанхай сахалар Айыы айма5а (Якуты родственники Айыы) Имя одного из родственника Tuemadschin он же Чингисхан он же Могол Тойон. « Оҕус буолан аан дойдуга айаатаабыт ураанхай-сахалар бу бийиги бу баарбыт» П.А.Ойунский перевёл: как «те самые ураанхай-саха, которые в образе быка на весь мир орали, это мы и есть»
  4. Белые татары — кочевники, живущие южнее пустыни Гоби вдоль Великой Китайской стены. Большую часть их составляли онгуты. Они находились под влиянием китайской культуры, а в политическом отношении подчинялись киданям, позднее — чжурчженям.
  5. Перевод этого имени следует искать там, откуда оно попало в язык якутов. Из истории нам известно что это имя носил белый татарин. Татарами в те времена именовали тунгусов, пришедших в Халху(см. карту) с Маньчжурии. Следовательно носитель этого имени чжурчжэнь. Цзинь оттеснили из Татарии(Халха) якутов в Забайкалье и далее на север к монголам. Вспоминаем...первыми оседлыми скотоводами Якутии...были монголы. Монголы обитали от Нюньчженей к северу. При династии Тхон они составляли поколение Мын-гу; назывались также Мын-гу-сы. Это были люди сильные, мужественные, искусные в боях; могли видеть в темноте ночи (полярная ночь); брони делали из моржовой кожи, непроницаемой для стрел. Вспоминаем берцовую кость с Янской стоянки.
  6. Какой смысл, когда все близкородственные народы перечислены. Эллэй - Ляонин (Китай),Улан-Батор и в Северной Монголии. Омогой - в г. Чифень(провинции Гирин, Китай) Неизвестный - в Монголии, Китае и Южной Корее. Северной Монголии (среди по - пуляции халк, дархад и урянхай), Улан-Баторе(халк) и в провинции Цзилинь, Китай (китаец).
  7. Почему бы нет...Божедонова Алла Евгеньевна Монгольские заимствования в наименованиях мастей лошади якутского языка. Особое значение имеет изучение наименований мастей лошади в якутском и монгольском языках, т.к. лошадь в национальной картине мира двух народов имеет ключевое значение, и большая часть якутской животноводческой лексики была заимствована из монгольского языка. http://www.spsl.nsc.ru/FullText/konfe/CравнТюркМонгЯз2018.pdf
  8. Зеңг - Сүҥ Дьааhын - Чжэнь ( 震 - чен - гром) - ☳ - расположенная на востоке. Этой триграмме соответствует стихия Дерево (большое дерево). Усиливающей, питающей дерево является стихия воды. Среди мифологических моделей мира в культурах кочевых скотоводческих народов Евразии только в народных верованиях якутов сохранилось доминантное значение востока в широком понимании этого направления. Восток считался местопребыванием трех главных божеств якутского пантеона,олицетворявших небо (Тангара) — Аар Тойон, Юрюнг Тойон и Сюгэ Тойон, на северо-востоке на священном алаасе произрастало Аал Луук Мас (Мировое древо), а на юго-востоке находился Хомпоруун Хотой Айыы (Божество Орел). Ведущую роль он играет и в архитектонике основного в культуре якутов летне-весеннего праздника Ысыах, посвященного возрождению природы и чествованию небесных божеств айыы [Эргис, 1974, с. 68;Алексеев Н.А., 1975, с. 80–81; Романова, 1994].
  9. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41240693
  10. Почему Мынг уусы именовались не Саха а Мынг уус можно узнать у Я. Линденау. По утверждению якутов, прежде они имели обыкновение принимать название рода по их матери.стр.18 На северо-востоке располагается область Inaksit Tangara 15. Там находится семья божеств, являющихся покровителями рогатого скота: отец Tümadschin Tojon имеет в своем ведении быков, Mung 16 Adschin Katun (его жена) отвечает за коров Mung — происходит от «муң (ср. тюрк. Муң -труд, печаль, забота, страдание) — мука, мучение, стра- дание»
  11. У якутов имя звучит несколько иначе...Сюгэ тойон (др. имя Аан Дьаасын, Дьаа Буурай, Орой Буурай, Буурай Дохсун, Уордаах Дьасыбыл, Сюнг Дьаасын, Сюрдээх Кэлтээх Сюгэ Буурай Тойон) (якут. Сүгэ Тойон, Аан Дьааhын, Дьаа Буурай, Орой Буурай, Буурай Дохсун, Уордаах Дьаhыбыл, Сүҥ Дьааhын, Сүрдээх Кэлтээх Сүгэ Буурай Тойон) — бог грома и молнии. Иногда его называют третьим именем в триаде верховного творца. Гром представляется стуком копыт его коня, а молнии — его топором, которым он разит нечистые силы. Кроме того, он покровительствует скоту, посылает людям детей, жеребят и телят.
  12. А если так...Зенги- Ченги баба то уже как бы и не. Зиму издревле якуты ассоциируют c образом Быка холода, олицетворяющего силу, неотвратимую стихию, бушующую несколько месяцев в году. По поверьям якутов, мороз, холод и зима — стихии, рождающиеся из воды. Быка холода рождает океан, расположенный на севере, он же забирает его обратно. По мере изучения мифов и легенд якутов и других народов Сибири родилось предположение, что прототипом Быка Холода, возможно, был...МОРЖ Могол Тойон Монголы обитали от Нюньчженей 6 к северу. При династии Тхон они составляли поколение Мын-гу; назывались также Мын-гу-сы. Это были люди сильные, мужественные, искусные в боях; могли видеть [89] в темноте ночи; брони делали из моржовой кожи, непроницаемой для стрел.
  13. Хотелось бы поинтересоваться откуда у монголов...моржи.
  14. Tümadschin - Ынахсыт - Могол Тойон - Чингисхан. Вся терминология связанная с содержанием стойлового скота у якутов монгольская. Корни уходят в эти времена. Дом Гинь объявил войну Монголам. Монголы обитали от Нюньчженей 6 к северу. При династии Тхон они составляли поколение Мын-гу; назывались также Мын-гу-сы. Это были люди сильные, мужественные, искусные в боях; могли видеть [89] в темноте ночи; брони делали из моржовой кожи, непроницаемой для стрел. Государь Дома Гинь предписал темнику Хишаху идти с войском на них». «В семнадцатое лето правления Шао-хин Дом Гинь и Монголы заключили мир. В прошлое время, как казнили Даланя, то сын его с подданными отца отложился от Нючженей и вступил в союз с Монголами. Сие обстоятельство наипаче усилило Монголов. Нючженский полководец Учжу, посланный для усмирения их, в продолжение нескольких лет не мог покорить их, почему заключил с ними мир, по которому уступлены были Монголам 27 укрепленных селений на северной стороне реки Си-пьхин-хэ, и положено ежегодно доставлять им (Монголам) большое количество рогатого скота
  15. Имеет еще как имеет...Y-STR, похожие на гаплотипы исходной линии Эллэй, были обнаружены на Западе: в Афганистане и на Северном Кипре, а также на Востоке: в провинции Ляонин (Китай),Улан-Баторе и в Северной Монголии. В случае доминирующей линии Омогой в г. Чифень(провинции Гирин, Китай) были найдены очень близкие гаплотипы, отличающиеся одним мутационным шагом. Для якутского гаплотипа Неизвестный был обнаружен самый широкий спектр подобных гаплотипов: в Монголии, Китае и Южной Корее. Например, гаплотипы, раз-личающиеся только на один шаг мутации, были обнаружены в Северной Монголии (среди по - пуляции халк, дархад и урянхай), Улан-Баторе(халк) и в провинции Цзилинь, Китай (китаец).
×
×
  • Create New...