Jump to content



Мустафа

Пользователи
  • Content Count

    84
  • Joined

Community Reputation

5 Обычный

About Мустафа

  • Rank
    Пользователь

Старые поля

  • Страна
    Китай

Recent Profile Visitors

199 profile views
  1. Посмотрите более поздний "переработанный" вариант Батур Убаши Тюменя. https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Сказание_о_дербен-ойратах_(Батур-Убаши_Тюмень) "Сочинение было написано в 1819 году калмыцким нойоном Батур-Убаши Тюменем. Основной целью написания книги было обоснование владельческих прав Батур-Убаши Тюменя и создание истории его рода. Сочинение является компиляцией, что характерно для произведений исторического характера калмыцких средневековых авторов. Батур-Убаши Тюмень также повторяет в некоторой степени содержание одноимённого сочинения Габан Шараба первой половины XVIII века. Чтобы доказать древность своего рода и якобы его происхождение от Чингис-хана, Батур-Убаши Тюмень отбирал устные и письменные источники, сознательно подвергая их своей обработке в выгодной для себя редакции."
  2. Из Википедии: "Существуют различные теории происхождения этнонима «кыргыз». По одной из наиболее распространённых версий, этноним «кыргыз» означает «сорок» (тюрк. «кырк») и относится к сорока родам[34], которые объединил Манас, герой одноимённого киргизского эпоса. " Здесь с "кырык" (сорок) всё понятно, остается выяснить откуда аффикс "ыз". Полагаю, что "ыз" это и есть уыз/ууз в кипчакских языках. Получается кырык (сорок) + уыз/ууз (в нарицательном значении "племя") = кырк+уыз=кыргыз. Т.е. кыргыз (сорокоплеменные), сегизогуз (восьмиплеменные), тогузогуз (девятиплеменные), учогуз (три племени) - всё это древнейшие тюркские политонимы с "молочной" первоосновой уыз/ууз/огуз.
  3. Два варианта: 1. Вблиз Или показан другой, "новый" Отукен 2. Карта Кашгари ошибочно составлена. Потому что как (справедливо) отметили в данной теме, что древнетюрк. Отукен был связан с "йыш". Это очень густой лес, гуще чем тайга.
  4. Исходя из сообщ. Рашид Ад Дина про смуглых сыновей царя кераитов: Кераит. Рассказывают, что в древние времена был один царь; он имел семь [восемь] сыновей, и все они [были] смуглые. По этой причине их называли кераитами. Предлагаю еще один вариант. В тюркских языках ( напр. в казахском, кыргызском языках) https://sozdik.kz/ru/dictionary/translate/kk/ru/кер ат/ https://sahifa.tj/kirgizsko_russkij.aspx Слово "кер" используют для описания масти лошади со значением "карий", "гнедой" (караковый и т.д.) Исходя из этого можно допустить что прошлом слово "кер/кере" могло иметь значение "смуглый".
  5. КеріӨзен Река текущая вспять.
  6. Вернее у озера располагался город Н.дху, от которого до столицы четыре коротких перехода. Исходя из средневековых текстов Вэссьер считает, что в радиусе 50-100 км от столицы тогуз-огузов располагалось озеро. По его мнению этим озером было Огии-нуур.
  7. Относительно недалеко от Каракорума было озеро?
  8. Да, олен - это осока, растет вдоль рек, водоемов. Отсюда Өлең может может выступать как синоним Өзен
  9. Каскелен это скорее всего каска+олен, тоесть "лысая" река
  10. Далай же хан подтверждает, что Ван хан был с Чингисом одного поколения. http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Mongol/Lunnij_svet/text4.phtml?id=12298 ПОКОЛÉНИЕ Средний род 1. Родственники одной степени родства по отношению к общему предку. "Из поколения в п. передаётся что-н. по наследству от отца к детям, от старших к младшим" 2. Одновременно живущие люди близкого возраста. "Современное молодое п." Источник определений: "Oxford Languages
  11. Интересно, автор пишет о черных татарах: "Рассказывал мне хорасанский факих, прибывший из Багдада, известный как Бурхан, сказал: “Был мой брат с ним, Хорезмшах очень доверял ему, при- близился к нему [брату] и расссказывал: «Хорезмшах терял разум при словах “Кара татар келди”, значащее “Черные татары пришли”."
  12. Гипотеза о возможном родстве языков сиу и дакота с тюркскими языками появилась в 19 веке
  13. ОГУЗ-ХАН, Огуз-каган, в мифоло­гии огузов герой-прародитель. Образ О.-х. имеет черты культурного героя. Наиболее древние представления об О.-х. зафиксированы в уйгурской руко­писи 15 в. «Огуз-наме» [содержит карлукско-уйгурскую (13—14 вв.) версию мифа]. В ней говорится, что О.-х. был зачат матерью от лучей света (извест­ный мифологический мотив чудесного рождения) и уже родился богатырём ("Из груди своей матери этот ребёнок вкусил молоко и больше не пил. Мяса сырого, пищи, вина хотел... и загово­рил. Через сорок дней он вырос, ходил и играл"). Умке в юности О.-х. побе­дил страшное чудовище — пожиравшего табуны единорога. Внешность О.-х. отражает тотемистические пред­ставления древних тюрок: «ноги его... подобны ногам быка, поясница — по­яснице волка, плечи — подобны пле­чам соболя, а грудь — груди медведя». Чудесный помощник О.-х., указываю­щий дорогу его войску и приносящий ему победу, — говорящий человече­ским языком сивый волк. Проявив себя как богатырь, О.-х. вступает в брак с небесной девой, спустившейся к нему в лучах света. От неё у него рождают­ся три старших сына — Кун (солнце), Ай (луна) и Юлдуз (звезда). От другой жены — земной красавицы — три младших сына — Кок (небо), Таг (гора) и Тениз (море). Объявив себя каганом, О. совершает завоевательные походы против соседей. Завершив за­воевания, он устраивает великий пир и распределяет свои владения между старшими и младшими сыновьями. Это разделение связывается с чудесными дарами богов: золотым луком и тремя серебряными стрелами, ниспосланны­ми О.-х, небом, 0.-х, отдаёт лук, раз­ломив его на три части, трём старшим сыновьям, а стрелы — трём младшим. Племена, которые произойдут от стар­ших сыновей, он повелевает назвать «бозук» (что значит «ломать на ча­сти»), а от трёх младших — «учук» («три стрелы»). Так объясняется разделение огузов на два крыла. С принятием Ислама возникают но­вые варианты мифа об О.-х. (отра­жённые в сочинениях Рашидаддина, Абулгази, Языджыоглу Али). О. пред­ставляется в них потомком Яфеса [библейского Яфета (у Языджыоглу и Абулгази)] и правоверным мусульма­нином. Согласно Абулгази, О. принял материнскую грудь только после того, как мать уверовала в Аллаха. Научившись говорить, он всё время повторя­ет: «Аллах! Аллах!». От своих невест О. как условие брака требует принять Ислам, воюет со своими дядьями и двоюродными братьями, отказавши­мися перейти в Ислам, и т. д. Образ О. как героя-прародителя во­шёл и в мифологии многих современ­ных тюркоязычных народов: турок, азербайджанцев, туркмен, узбеков, каракалпаков и др. (с конца 19 в. сохраняется главным образом как ли­тературный персонаж). Лит.: Короглы X., Огузский героический эпос, М., 1976, с. 38—74; Щербак А, М„ Огуз-наме — Мухаббат-наме, М., 1959; Коно­нов А. Н.. «Родословная туркмен». Сочинение Абу-л-Гази, хана Хивинского, М.—Л., 1958. В. Н. Басилов
  14. Диван Лугат Ат Турк Стр 92 166. Агуж - молозиво , с "ж" между двумя артикуляционными позициями. Может произноситься и с обычным "з" [т.е. агуз].
  15. http://e-history.kz/media/upload/55/2013/11/14/153a98314cc9f051e401501cc99e933a.pdf "...Следующий источник можно также отнести к источнику устной историологии, что называется «ескі сөз» – это рукописный текст, принадлежащий аксакалу М.Ахметулы, написанный им в 1930-е годы. В нем приводится следующая схожая версия: “Сын Могола Каракан, от него – Уыз хан родился, и не было в те времена ни книг, ни единого пророка. Когда Уыз хан повзрослел, он стал великим правителем, распространив свое влияние на мир, покорил многие страны и народы и обратил их в мусульманство. У Уыз хана было шесть сыновей, имена их – Айхан, Кунхан, Таухан, Тенгизхан и другие. До этого никто не называл такими именами своих детей, и Уыз хан первый из тех, кто сделал юрту (кииз уй). И организовал он по этому поводу большое торжество – той, забив девятьсот лошадей, девять тысяч овец, велел сшить девяносто девять кожаных саба, в девяносто из них залили кумыс, а девять – вино. Поэтому достоверно, что наш предок далекий Уыз (Огыз). Он по причине того, что со времен Тюрка продолжилась беспрерывно ханская власть на протяжении девяти колен, счел “девять” за приметное число и распорядился о святости числа “девять”, и с того времени повелось дарить дары с уважением на торжества – девять верблюдов, девять лошадей и прочего, а на усопшего сыпать девять горсточек земли. Другой довод о происхождении в прошлом наших казахов от Уыз хана известен даже с того, что и в наше время дети казахов называются именами Турик, Тутик, Койбай, Сырбай, Уызхан, Уызбай, Уызымнан и другими т.п.”
×
×
  • Create New...