Jump to content



Zake

Пользователи
  • Posts

    13080
  • Joined

  • Days Won

    97

Zake last won the day on May 10

Zake had the most liked content!

4 Followers

Старые поля

  • Страна
    Казахстан

Recent Profile Visitors

27350 profile views

Zake's Achievements

Супераксакал

Супераксакал (5/5)

860

Reputation

  1. Zake

    Аргын

    Да, Асан Кайгы ставит достоверность Уложения Тимура под сомнение. Понятно по какой причине. Все эти "ордынцы" Тохтамыш, Едиге, Коирчак и т.д. были и "тимуровцами") Видимо, такими же "тимуровцами" вынуждены были стать и аргыны (часть) Время такое было. Судьбы целых регионов Евразии зависели от Тимура. https://www.vostlit.info/Texts/rus5/Ulozenie/frametext4.htm Повелел, чтобы из сорока подвластных мне племен 79 нижеперечисленные двенадцать — барлас, тархан 80, аргын, [109] джалаир, тулкичи, дульдай, могол, сулдус, тугай, кипчак, арлат и татар — были отмечены оттиском моей тамги 81 и служили мне в качестве личных нукеров... ...Таш-ходжу из племени аргын возвеличил в сан восьмого эмира и еще двадцать человек из этого племени назначил тысячниками, сотниками и десятниками.
  2. Дулати тоже называл казахского хана Касыма падишахом (правителем) Дешта https://www.vostlit.info/Texts/rus14/Tarich_Rashidi_II/frametext.htm В продолжение времени до девятьсот сорокового года 35 казахи всецело владычествовали в большей части Узбекистана. После Кирай-хана был ханом Бурундук. [Затем] был ханом сын Джанибек-хана Касим; он распространил свою власть над Дашт-и Кипчаком. В его армии (лашкар) было более миллиона человек. После Джучи-хана в этом юрте не было [хана] более могущественного, чем он... ..С наступлением весны [Султан Са'ид-] хан пошел к Касим-хану, который был правителем (падишах) Дашт-и Кипчака. В то время в его [Касим-хана] войске насчитывалось триста тысяч человек. Касим[-хан] оказал [Султан Са'ид-]хану такой почет и уважение, что он впоследствии в течение многих лет вспоминал об этом. Когда хан возвратился оттуда, он отличил меня — среди равных мне, — сделав меня своим зятем. Это описано во второй книге...
  3. Кого из ханов с именем Касим в начале 16 века могли называть падишахом Дешта и ханом-келаном (главным, верховным)? Это казахский Касым-хан. Других вариантов нет. https://www.vostlit.info/Texts/rus10/Sefewi/frametext.htm ...[Далее описывается поход Исмаила на Мавереннахр и выступление против него узбекских ханов, обратившихся за помощью к казахскому хану Касиму]... ...Абулхайр-хан, поразмыслив, [118] пришел к выводу, что сначала необходимо отправить посредника с письмом и уговорить [шаха]. В [отправленном] письме [было] написано: «Да станет известно шаху Исмаилу-бахадур-хану, что прибыл благовоспитанный султан — сын Касим-хана, падишаха Дешта. Вы поступили храбро, выйдя за территорию границ своих владений. Вы уже несколько раз выгоняли из Туркестана [людей], назначенных Ханом келаном 115. Хан послал меня, чтобы схватить вас, но я ценю смелых людей /с.439/ и не хочу, чтобы отец повесил вас вверх ногами. Вы тоже цените [свою] жизнь и [поэтому] освободите [сей] край и передайте его [узбекским ханам], а сами возвращайтесь в Иран, а не то обрушу на ваши головы землю и всю вселенную. Пощади свою молодость и отстранись от бессмысленной жертвы. Это мой совет, а ты [там] как хочешь [так и поступай]». 115 Хан келан *** — имеется в виду Касим-хан.
  4. А зачем земледельческому населению родоплеменное деление? Отдельные субэтносы (лобнорцы и т.д.) не имею в виду.
  5. Писали же что они типичные алшыны. Я думаю, что эта легенда говорит о более глубокой связи этой группы алимулы с Ногайской Ордой.
  6. Обратите внимание на эту статью https://cyberleninka.ru/article/n/sedentarizatsiya-srednevekovyh-kochevnikov-vostochnoy-evropy-ponimanie-i-proyavlenie/viewer В качестве резюме пишется, что надо отказаться от мысли, что эволюционным развитием номадизма является оседлость. В ареалах номадизма к оседлости привлекались кочевники насильственным путем.
  7. У Кашгари ятуки (жатаки) - это вообще лентяи. https://www.vostlit.info/Texts/rus17/Machmud_Kasgar/text1.htm |III, 11| Ятуг ненг – заброшенная, забытая вещь. Отсюда лентяй называется «ятук киши». Вид (джинс) гузов, который живет в их городах, не переезжает в другие места и не воюет, называется ятук, то есть заброшенные ленивцы. (По-видимому, речь идет о переставших кочевать туркменах на Сыр-дарье; как видно из предыдущего (стр. 311), Махмуд Кашгарский называет «городами гузов» поселения в районе Сугнака)
  8. В целом все кочевники противились оседанию. Мы видим это на примере ногайцев, моголов и т.д. Предлагаю обратить внимание на запись Герберштейна: https://www.vostlit.info/Texts/rus8/Gerberstein_3/frametext4.htm ...Они не остаются долго на одном месте, считая за сильное несчастие долго пребывать на одном и том же месте. Поэтому иногда, рассердившись на детей и призывая на них тяжкое несчастие, они обычно говорят им: «Чтоб тебе, как Христианину, оставаться всегда на одном [144] месте и нюхать собственную вонь». Поэтому, стравив пастбища в одном месте, они переселяются в другое со стадами, женами и детьми, которых везут с собой на повозках. ..
  9. Скажите пож-та название "чакарские" связано с каким-то именем (напр Чокур тайши) или есть другое объяснение?
  10. Zake

    Уйгуры

    Непонятно когда произошло заимствование этой легенды и было ли оно. Но то, что в этом обвиняют Машхур Жусупа - это вообще бред сивой кобылы. Пусть еще скажут что и легенду о Коркуте Машхур Жусуп где-то вычитал и приписал казахам) Эти легенды "гуляли" среди кочевых народов Евразии испокон веков. По Даравадари (14 век) монголы и кипчаки не расставались с Огуз-намэ. Юдин писал же, что чингисизм победил огузизм, поэтому всё что связано с Чингизом объективно затмевало всё остальное. Казахский фольклорный материал об Уызе несколько отличается от туркменской легенды. У Потанина тоже зафиксировано предание, что корень казахов уузского рода, т.е. огуз. Имена у кочевых народов давалось ситуативно. Огуз на казахском "Уыз" и означает "молозиво". Писали, что раньше у казахов был праздник молозива, Уыз мейрамы. Прямая связь с "молозивом" Уыз и имянаречением Огуз-Уыз прослеживается в узбекском предании об Огузе, зафиксированном в Кунгратском районе Узбекистана... Подробнее в этой теме https://forum-eurasica.ru/topic/6369-огуз-уыз-ууз/
  11. То что Майкы би был хромым (так и написано "аксак") зафиксировано в предании у Потанина. В общем у Майкы би были проблемы с ногами и поэтому он передвигался на телеге. Я думаю, что Енхд прав и "Майкы" - это монгольское "Майга" (древнетюркское "Майгук"), т.е. "кривоногий", "косолапый".
  12. Zake

    Уйгуры

    Согласно казахскому фольклору Огуз (Уыз) - один из предков казахов.
  13. Zake

    Уйгуры

    1. Это вы не хотите понять очевидное: значит недостаточно было просто вбивать подковные гвозди в головы (Мухамед хан), если Дулати пишет такое о могулах. 2. Репрессии к нежелающим принимать ислам кочевникам применялись при Узбек хане, Тимуре, Едиге и т.д. В источниках это хорошо описано. При этом нужно понимать, что внедрение ислама среди кочевников и оседлого населения шло разными темпами. Казахи (узбеки) - это уже был мусульманский народ.
  14. Тут ссылаясь на К. Халида вообще пишут что Кипчак=Уйгурат. Откуда у К.Халида это? https://biologo.ru/obshie-istoki-v-istorii-i-kuleture-kazahov-i-saha-annotaciya/index8.html ...От Среднего жуза происходят шесть сыновей: Аргын, Найман, Конырат, Кыпшак, Уак, Керей, последние двое от второй жены. Некоторые вместо кыпшаков говорят- Уйгурат, потому что, обидевшись на своих родственников, смешались с туркменами, а другие говорят, что кипчаки откочевали к Семи рекам. Говорят, что в этой местности зима короткая, а лето длинное. Говорят, что эта местность где то внутри Китая, туда они (кария-носители исторических знании, знатоки шежире -Ж.А.) указывают руками.В этих краях побывал только Асан Кайгы. Асан Кайгы– внук в шестом поколении сверстника Чингиз хана- Майкы бия. В Старшем жузе также есть Майкы би, но они, говорят, разные люди. Асан кайгы очень известен в казахской среде, здесь помнят его пословицы и поговорки. Он великий предводитель своего народа. Он противостоял ханам защищая свой народ» [Халид, 1992, с. 92-93].
  15. https://kharjaubay.wordpress.com/объединенный-каганат-тюрков/ "...Основоположники тюркологии И.Я.Бичурин, В.В.Радлов и др. путем анализа широкого круга источников дали первое толкование термина «уйгур» и причин возникновения на исторической арене Уйгурского каганата. В частности, В.В.Радлов доказал, что термин «уйгур» в VIII-IX вв. означал «объединенный, соединенный». В памятнике Тэс, обнаруженном в 1976 г. в Монголии, есть слово «ujgurmys» (Тэс.ІІ.2), употребляемое для обозначения понятия «объединенный». Здесь корень слова – «ujgur», а «mys» глагол рошедшего времени. Слово «ujgurmys» в контексте надписи переводится как «объединившиеся», «соединившиеся», «сотрудничащие». Далее в памятнике речь идет об организации Уйгурского каганата..."
×
×
  • Create New...