Jump to content



Коралас

Пользователи
  • Posts

    833
  • Joined

  • Last visited

  • Days Won

    10

Коралас last won the day on August 4 2021

Коралас had the most liked content!

1 Follower

Старые поля

  • Страна
    Қазақстан

Информация

  • Пол
    Мужчина
  • Город
    Павлодар
  • Интересы
    История

Recent Profile Visitors

7097 profile views

Коралас's Achievements

Старожил форума

Старожил форума (4/5)

49

Reputation

  1. Извините , но Ляо это государство Каракитаев/Каракиданей остатки которых пришли под предводительством Елуй (Елеу) Тайшы в Семиречье. Примечательно, что по донесениям летописцев Каракитай говорили на тюркском языке. Когда государство Каракитаев было разгромлено ЧХ, то остатки их вошли в состав Найманов, где есть до сих пор есть подрод Китай, а часть слилась с Коныратами Мавераннахра, которые также говорили на тюркском. Родство с Найманами каракитаев подтверждается тем, что найманский принц Кучлук, бежавший от ЧХ стал их Гурханом. Это означает одно, что найманы и каракитай родственники. Чужаков не подпускают к трону. Найманы это часть Каракитаи, только христианской религии в отличии от язычников каракитаев. Найманы стали христианами при Уйгурском каганате, где Каракитаи составляли народ Тогуз Огуз.Они выделились из их среды. На персидском Нехман (найман) означает 9 родов
  2. Здравствуйте уважаемые! У Кашкари и других летописцев в оригинале пишется не монгол, а МоҒол или МуҒул . Вот это никогда не забывайте и не надо суваться в средние века со своими представлениями 20-21 века. Термин Монгол появился в 19 век когда И.Бичурин и Кафаров посетили Китай и извлекли оттуда в историюграфию мира термин Монгол, который является искаженной китайцами формой термина МоҒол. Обратите внимание Кашкари перечисляет народы, среди которых нет этнонима Халха, основного компонента современных Монголов
  3. Приветствую всех! Согласен, что ЧХ не жил в поймах Иртыша, тем более в Керекужар (ныне Павлодар) Он родился и вырос у истоков реки Или (Ұлу т.е. великий дракон) который ранее назывался Нән (Великий дракон ) Отсюда китайская транскрипция Онон. Долина реки Или до сих пор является бассейном 10 рек и они как по описанию Рубрука и Плано Карпини так и текут с востока на запад и с севера на юг. Когда едешь с Алматы в сторону Жаркента то создается ощущение, но оно так и есть, что земля возвышается с каждым километром. Впрочем об этой странности в долине 10 рек упоминали и Рубрук и Карпини в своих отчетах. Что касается развалин Каракорума в Монголии, то они больше похожи на бывший буддийский храм, да и нет рядом снежных высоких гор и 10 рек, описываемых в отчетах послов и летописцев. Надо учитывать, что есть сведения, что столица Моголов Каракорум был расположен рядом с развалинам столицы Уйгурского каганата, который также назывался Каракорым. Известно, что центр Уйгурского каганата располагался в Семиречье и Синцзяне, но никак на территории современной Монголии
  4. Я не вижу никакой разницы в языках. Древний пласт одинаковый. Древний общий пласт это главные слова применяемые в языке касательно быта, родственных отношении и т.д. Здесь я вижу разницу в произношениях слов, это даже не диалектовая разница. На произношение могли оказать влияние как соседи, а также инородный религиозный языковой субстрат через священные книги.
  5. Приветствую форумчан! Хочу вставит свои медовые копеечки в ваш совместный благородный труд. Из истории мы знаем, что многие народы получают в качестве этнонима соционимы; проше говоря соционим превращается в этноним либо этноним превращается в соционим. Примеры, например самоназвание немцев"дойче" т.е люди. Хотя их соседи назвали немцами, неметчиной, германцами, швабами, бошами и т.д. Кстати все это социальные клички. Или другой при мер как этноним "козак" ( это правильное звучание, а не казак, во всяком случае они сами себя называли козаками) в Российской империи превратился в социальный слой-сословие, прослойка общества, выполнявщее силовую работу в империи. Очевидно к расшифровке названия триба Қоңырат можно применит вышеуказанный метод. У современных казахов Қонырат объясняется просто и незатейливо как Қоныр ат - коричневая лощадь, но казахи прежние название такой расцветка масти лошади не применяли, они применяли слово Құба-бурая, каурая. Кстати в русском языке нет выражения коричневая лощадь, есть бурая лощадь. Какое отношение имеет бурая лощадь Қоңыратам неизвестна, возможно тотемное имя? Такое однако у них не наблюдался. Но если внимательно посмотреть на слово Қоңырат, то можно увидит что оно состоит из двух частей Қоң и Арат. Первое слово Қоң - у тюрков озночало- жир у домашних животных, в частности у овец. В переносном смысле сильный, крепкий, многочисленный, богатый. Например у казахов говорят жұрт ҚОҢайып қалды- народ стал крепнуть. О многочисленности и могущественности Қоңыратов ходили легенды. До сих пор они один из многочисленных племен в составе казахов. А слово Арат - кочевник, пастух и т.д. известен среди алтайских тюркских народов и у монголов, впрочем последние переняли у тюрков все слова скотоводства и кочевничества. род. Таким образомс, Конырат означает богатый, могущественный, многочисленный, крепкий род, племя, кочевник, пастух В начале 20 го века во время голомодора и репрессий в 1920-1938 годах часть коныратов вынуждены были откочевать в Узбекистан и за пределы. Значительное число откочевало в Узбекистан. После обретения независимости в рамках государственной программы репатриации этнических казахов, большая часть коныратов вернулись на историческую родину и сегодня компактно проживают в Туркестанской области, и в Шымкенте, проживают также в Астане и Алматы (приблизительная численность коныратов 250-300 тыс). Но современным данным их численность доходит до 700 тыс человек / Коныраты присутствует среди узбеков как сказано выше, также и среди ногайцев и каракалпаков (самое многочисленное племя среди каракалпаков). По мнению лингвистов диалект узбекских коныратов принадлежит к кипчакским говорам. И исследователи утверждают, что в Кашкадарье и Сурхандарье до нападения дештикипчакских узбеков коныратов не было. По данным исследователя, старожилы Сурхандарьи утверждают, что коныраты переселились из Казахстана: узб. «Арқа журтдан келгенмиз» (каз. Арқа-Жұрт - Сары-Арка). А предки части хорезмских коныратов жили в Хорезме еще до расселения там основной массы узбекских коныратов. Удивительный факт, казахский, и каракалпакский, и узбекский варианты эпоса "Алпамыс" (эпос, рассказывающий про героического батыра из племени конырат) имеет очень схожие сюжетные линии, одни и те же персонажи. То есть, легенды племени конырат у казахов, каракалпаков и у узбеков - одинаковые. В Таджикистане в переписях 2000 и 2010 годов почитали коныратов отдельным от узбеков этносом. И по данным переписи населения Таджикистана 2010 года численность коныратов в стране составила 38 078 человек. Но ни один Конырат не сказал, что когда-то их предки жили в Монголии, даже в легендах, мифах и шежире и пришли оттуда с ЧХ. Следовательно они испоконь веков жили в Казахстане рядом с традиционным до сих пор брачным партнером племенем Дулат ( Моголы), которые основали Моголистан или Манлай субе (означает главное лобное государство) на месте бывшего Чагатаева улуса т.е. в Семиречья, Кыргызстана и Синцзянь. Моголов в Китае называли с прононсом Монгол, которым потом по поручению большевиков Турар Рыскулов назвал Восточный Туркестан территорию современной Монголии, а это название перевели на Кашкарию или Синцзян. До этого эти местности так не назывались
  6. Уважаемый Заке! под Моголами имели ввиду чисто дарлекинов и нирунов. Остальных т.е. найманов, кереев, аргынов и прочих не считали. Знаете я соглашаюсь, что жалаиры в основном попали в Казахское ханство через улус Шагатая. Но при ЧХ жалаиры выполняли роль судей в империи и поэтому какая-то часть могла быть в улусе Жаушы, не среди воинов и поэтому не попали в военные сводки
  7. Привествую Вас уважаемый шеф Рад Вас слышать! Поздравляю с выходом монографии об участии кыпчаков в этногенезе кыргызов! В том то и дело, что Шагатай получил кореной юрт ЧХ с центром Алмалык ( по гипотезе гор. Алматы) А Тулиды получили всю империю с центром в Каракоруме (недалеко от гор. Жаркента) пока их главенство не лишил Хубилай, который получил или присвоил должность кагана. Кстати он в истории считается последним каганом. После него эта должгность ушла в небытие среди тюрков. Тулиды закрепились в Иране. Сторонников этой теории, о том,что юрт ЧХ находился в Семиречье становится все больше и больше. Я один из них. Впрочем все мы имеем право на предположения и гипотезы.
  8. Империя Хубилая не коренной юрт. Им являтся улус Чагатая, который располагался в Семиречье где и дор сих пор живут Жалаиры. Они могли оказатся в улусе Джучи среди 4000 моголов, полученных им в наследство
  9. Вы считаете, что жалаиры попали казахам через Улус Жаушы? Но Моголистан бывший улус Шагатая тоже вошел в состав Казахского ханства, где Жалаиры играли не последнюю роль
  10. А политическое легендирование генеалогии Кагана Вселенной с целью легитимизации его власти над народами Евразии привело к тому, что племя Жалаир стало традиционно доминировать по принципу "аға-іні" в иерархии межплеменных взаимоотношений в казахском Ұлы жүзе. Надо помнит, что казахские ханы как потомки ЧХ свято соблюдали обычаи имперского двора Екі Моғол ұлыса (государства двух Моголов) К тому же надо отметить, что после смерти Есугея мать Чингисзхана Болган (кит Оэлун) вышла замуж за Менлеке из рода Жалайыр. Кстати дети Менлеке принимали деятельное участи в строительстве империи Моголов. Старший сын Менлеке Кокеш (Кокечу в ССМ) был Тэб Тенгри т.е. патриархом всех шаманов империи, который кстати хотел сделать переворот в империи с целью превращения его в теократическое государство во главе сЖалайырами. Кокеш не был поддержан соплеменниками и затем был убит по приказу Чингисхана Позже Жалаиры входили в состав Ак-Орды и составляла ядро армии Урус-хана, В XV—XVII вв. жалайыры играли заметную роль в жизни Казахского ханства. Ярким представителем жалайыров в кон. XVI — нач. XVII в. был Кадыргали Косымулы, советник (караши) Ораз-Мухаммада, племянника казахского хана Тауекеля. Попав в русский плен, он написал известное историческое сочинение «Джами ат-таварих» (сокращённый вариант одноимённого труда Рашид ад-Дина), посвященное истории Дашт-и Кыпчака и Казахского ханства. В середине XVIII в. жалайыры заняли кочевья в Копальском уезде (Жетысу). Другие части, не вошедшие в состав казахов, участвовали в образовании узбекского, киргизского и каракалпакского народов
  11. Почему? жал — Подгривное отложение жира у лошади, из которого в казахской кулинарии приготавливают изделие горячего копчения того же наименования.
  12. Согласен. Но этот род никуда не исчез. Как и потомки Чингисхана, которые средим казахов составляют целый род
  13. По РАД Жалайыры делились на такие подроды : Жәйіт, Қоң-қауыт, Оят, Көркін, Торы, Тоқырауыт, Құмсауыт, Нілкін, Төлеңгіт, Саңғыт. 10 подродов. С.Амандолов утверждает, что Жаит это ныне казахские рода дойт и жуйда (малый жуз) и кыргызские шайтейт. Конкаут это канлы, Сангыт это сангылы. Торы это торгулы алтайский род. от Токырауыт (река Токырауын) , кумсауыт (кемжиут?) и нилки (приток Или)остались названия местностей и рек на территории Казахстана. С Туленгитом очевидно. Кстати казахский род Туленгут имеет одинаковый с Жалайырами тамгу "Тарак" . Остается неизвестным Оят, но и здесь можно увидит сходство Баяут/баят/баян. Также схожа название с родом буйдас, который позже вошел в подрод Ботпай (Дулат) Здесь нет удивительного , например древнетюркский Олган-" был" сейчас казахи говорят как Болган.
  14. Почему? тюрки имели связи с персами и до исл ама. Даже была общая религия огнепоклонества как маздаизм. В Уйгурском каганате огромное влияние имели персидские религии как манихейство, маздакизм и маздаизм. Кроме того Яглак-ар и Ягла-кар по смыслу одно и то же т.е. ар и кар указывает на специфику человека Қалай дегенде де Ұлы жүз руларының ішінде Жалайыр ноқта ағасы, ең үлкені, құрметтісі және жауынгері болып есептеледі. Жалайырлардың жауынгерлігі жайында көптен бері қалыптасқан «Әзірейіл барда жаным бар деме, Жалайыр барда малым бар деме» деген қазақтың халық мәтелі де растайды. Жалайыр руы өкілдерінің ағалығы мен құрметтелетінін Н. Гродеков та қуаттайды. Ол: «Жалайырлар қазір жоқта ағасы болып есептеледі. Жиын-тойда, табақ тартқанда рулардың үлкені Жалайыр бар ма деп сұрайды. Жалайырлар жоқ болса, құрметке Ошақты руы ие болады» деп жазды. Ойнет жаңалықтар сайты: https://www.oinet.kz/e/action/ShowInfo.php?classid=36&id=29540 © Oinet.kz
  15. Здравствуйте! Конечно занятно выводит Яглакар- Жалайыр от слова Ягу- мазать там маслом или жиром губы верблюда. Так никто и не сказал, почему надо мазать губы верблюда жиром и с чем связан данный обычай. А давать есть верблюду жир это вообще жест. Кочевник этого не сделает. Может мазать губы верблюда кагана означает какое-то аллегорие например означает давать советы кагану. Не зря у казахов жалайыры считались нокта агасы т.е. старшие советники, ведущие. Даже Чингисхан сажал представителей жалайыров на правую почетную сторону, оказывая им честь и советовался с ними по некоторым вопросам касающихся традиции и религии. Это было также в обычаях казахских ханов позже. Что касается по тому, что Яглакар/Жалайыр это от слова Знаменоносцы, то вызывает сомнение, что Яглакары как знаменоносцы могли быть правитиелями Уйгурского каганата и советниками у Чингисхана, позже у казахских ханов. Это конечно почетная должность, но не до того, чтобы занимать место монархической династии или им давать советы. А вот если представить, что Яглакары/ Жалайыры были из жреческой касты тюркской империи, например как потомки Аарона в Израиле, наследственные жрецы то все становится на места. До прихода ислама тюрки были огнепоклонниками. А это предполагало жреческое сословие поддерживающее вечный огонь и осуществления обряда огнепоклонства. Потом многие исламские мечети и мазары строились на местах храмов огнепоклонников. Так вот одно из значений слова Ягу/Ягла (мазать, знамя, яйлау и т.д.) является жечь, поджигать, зажигать", в данном случае "поддерживать огонь". Ягла -поджигать к Кар/Гер - человек, занимающийся чем-то, специалист. Например Зер- гер- ювелир, сауда-гер -торговец, Калам-гер- писатель и т.д. Формант Кар/ Гар существует со времен шумеров и означает человека специализирующегося на чем-то. И тут мы понимаем, что род Яглакар/Жалайыр был жреческим родом во времена огнепоклонства тюрков. Тогда они могли давать советы монархом и в случаях пресечения рода монархов или неопределенности династии могли сесть на трон. Уйгурский каганат образованный Яглакарами или возглавленный ими отличался от прежнего Тюркского каганата, наследником которого он был, своим чересчур теократическим устроиством. Наверно это был отпечаток специфики рода Яглакар/Жалайыр
×
×
  • Create New...