Jump to content



Leaderboard

Popular Content

Showing content with the highest reputation since 05/18/22 in all areas

  1. У казахов есть легенда, что с одним из каракалпакских ханов Тауке даже вел войну, что как раз таки перекликается со сведениями о войне Тауке хана с кытай-кипчаками. По документам 1742 года, кытай-кипчаки указываются подданными Шайбак хана, который жил в месте отцовском (то есть в бывшей резиденции Ишим Мухаммед хана). То, что Кучумовичи и Казахские ханы периодически взаимодействовали можно только предположить по некоторым совместным боевым действиям, но о законном подчинении одного другому нигде не указывается. Думаю, предположение советских историков об отсутствии у каракалпаков ханской власти (причем, почему именно в середине 18 века???), скорее всего связано с политическими мотивами узбекских и казахских историков того советского периода. Других объяснений не вижу.
    1 point
  2. Данное шежире было опубликовано ещё 2009 год при поддержке широкого круга отечественных историков. Но как знаю, что оно не понравилось узбекским властям. Шежире запрещалось предавать всеобщей огласке. По некоторым данным, все кто участвовал в разработке данного шежире были допрашены сотрудниками правохранительных органов РУз. Например, в доме ученого-профессора, доктора филологических наук Камала Мамбетова прошли обыски, были конфискованы его рукописи и материалы по истории и шежире каракалпаков. Также начались обыски дома Амирлана Сейдина. Даже говорится, что против него завели уголовное дело.
    1 point
  3. Амирлан Сейдин (он же Табыскан Канаатов) — исследователь каракалпакского языка и литературы, фольклорист, старший научный сотрудник института языка и литературы имени Н. Давкараева г. Нукус, член союза писателей Республики Каракалпакстан. Родом из Канимехского района Навоинской области РУз. Занимается изучением шежире каракалпаков на протяжении уже более 20 лет. Имеет тесные контакты каракалпаками за пределами Хорезма, в частности каракалпаками Казахстана (Шымкентские, Алматинские, Туркестанские и др.), Узбекистана (Канимехские, Тамдынские, Ташкентские, Ферганские и др.), Афганистана, Пакистана и др. Совсем недавно, под его руководством начало свою деятельность научно-исследовательский центр "Шежире" при Каракалпакском отделении Академии Наук РУз.
    1 point
  4. Здравствуйте! Да, эту тему создавал лично, для удобства, так как, данные по родо-племенному составу форумчане часто просят. К сожалению, сейчас возможности работать на стационаре и размещать ссылки нет. Раннее Шежере взято из книги Амирлана Сейдина через юзера Хакана, можете у него попросить, а позднее Шежере обнародовано из одноименной поэмы классика 19 века Бердаха "Шежере" (родословная), есть множество его вариантов - списочное перечисление, схемы, таблицы и т.д., в общем, это родословная всех нынешних каракалпаков ККР начиная с 19 века. Доступно в интернете.
    1 point
  5. Бурятское адаг (конец) родственно якутскому атах (нога). Вот, из словаря Пекарского: Атах - 1) нога, стопа, лапа; ножка; козлы 2) у долган: бакари детские 3) конец, нижний конец чего-л (противопол. бас, с которым часто соединяется); атах диэки өттүбэр в ногах у постели моей 4) последний, худший сорт. В общем понимать надо так: один конец кровати называется "бас", а противоположный конец кровати - "атах". Бас - голова, начало. Атах - нога, конец. Современные якуты слово атах в значениях конец или последний почти не употребляют. Также, слово бас мало используется в значении начало. Ещё вот, тоже из словаря Пекарского: Атыллаа (ср. атах и тюрк. атла) - широко шагать; переступать (порог), перешагивать. В санскрите есть слова похожие на атах (нога) и атыллаа (широко шагать): атака, “ходьба; воробей”. атана, “скитание; бродячий; ходьба”. атати, “скитаться, бродить, ходить” К сожалению у меня не получилось вставить сюда санскритские слова санскритскими буквами. Показывает: "запрещенные знаки". Поэтому, если хотите проверить откройте сайт wiktionary.org и выберите язык english, затем с помощью поиска найдите слово annus. Там в описании происхождения слова annus есть примерно такое предложение: For the root, compare Sanskrit (atati, “he wanders, goes”). Перевод: атати, "он бродит, ходит". Еще в поиск wiktionary.org скопируйте эту строку: Reconstruction:Proto-Indo-Iranian/gatas На этой странице внизу списка есть примерно такое: Khotanese: (āta, “come”). Перевод: ата, "ходить". Похожее слово есть у чувашей: ута, утни (ходьба). Это говорит, что слово "атах" могло произойти от слова ата (ходить). Ата + ах (суффикс). То есть, атах, это конечность предназначенная для ходьбы. Примеры словообразования: Тутаах (ручка) = тут (держать) + ах (суффикс). Быһах (нож) = быс (резать) + ах (суффикс). Еще в якутском языке есть такие слова: Хаам - идти, ходить; ступать, шагать. Хамсаа - двигаться. Похожие слова есть и в санскрите: гам, "ходить, двигаться". Это "родственник" английского слова come. Вот еще слова из санскрита: йати, "идти, ехать". йани, "ехать, путешествовать". Похож на якутский "айаннаа (ехать)". айана, "путь, дорога; круговорот". Похож на якутский "айан (ср. кирг. аjаҥ) путешествие, путь (самая езда), дальняя дорога, поездка (из словаря Пекарского). Смотрите, айан (ср. кирг. аjаҥ), если слово "айан" было в средневековом кыргызском, значит, это слово было и в других тюркских языках. И нога называлась adaq. Но, в современных тюркских языках "айан" заменено на арабский "саякат", а "adaq" стал "аяк". Слово аяк (нога), возможно, прошел такой эволюционный путь: ата - атах - адак - аяк. Корень: ата (ходить). Найдите через поисковики информацию: скифо-сибирский мир. До нашей эры скифский мир простирался до территорий нынешних Прибайкалья, Монголии и Китая. Также в Сибири жили андроновцы и другие европеиды. Скифский-сака язык был индоиранский. Значит был похож на санскрит. Еще должно быть имел арабские, древнегреческие, италийские (латинские) заимствованные слова. А язык андроновцев, выходцев из Восточной Европы, конечно, был протоиндоевропейским. Европеиды Сибири были малочисленны и растворились среди алтае-язычных монголоидов. Их древние индоевропейские языки исчезли, но некоторые слова сохранились до наших дней в языках алтайской группы. Можно предположить, что эти древние европеиды постепенно ассимилировали соседних монголоидов. Из-за этого их язык превратился в суржик из смеси праиндоевропейских и прамонгольских слов. Потом, по мере рождения подобных слов как "атах, тутаах, быһах", этот суржик постепенно превратился в первичный пра-пратюркский, сибирский язык. Кстати, оказывается можно воссоздать пра-пратюркский язык. Не пратюркский, а именно первичный пра-пратюркский как смесь протоиндоевропейского, скифского и протомонгольских языков.
    1 point
  6. Понял так, что не все книги можно скачать. Может настройки не те. Постараюсь разобраться
    1 point
  7. В этой же ветке на стр. 4 есть тема "Родоплеменной состав каракалпаков, шежере". Там есть более расширенное раннее Шежере и позднее Бердахское Шежере, где указаны все племена и рода, в том числе и кипчаки. Обратил внимание, что в раннем шежере, среди кипчаков кроме рода Жагалтай есть ещё род Жагал, только незнаю, есть ли связь между ними, так как последний входит в другое отделение кипчаков?!
    1 point
  8. в южных регионах дуал - стена
    1 point
  9. Непонятно когда произошло заимствование этой легенды и было ли оно. Но то, что в этом обвиняют Машхур Жусупа - это вообще бред сивой кобылы. Пусть еще скажут что и легенду о Коркуте Машхур Жусуп где-то вычитал и приписал казахам) Эти легенды "гуляли" среди кочевых народов Евразии испокон веков. По Даравадари (14 век) монголы и кипчаки не расставались с Огуз-намэ. Юдин писал же, что чингисизм победил огузизм, поэтому всё что связано с Чингизом объективно затмевало всё остальное. Казахский фольклорный материал об Уызе несколько отличается от туркменской легенды. У Потанина тоже зафиксировано предание, что корень казахов уузского рода, т.е. огуз. Имена у кочевых народов давалось ситуативно. Огуз на казахском "Уыз" и означает "молозиво". Писали, что раньше у казахов был праздник молозива, Уыз мейрамы. Прямая связь с "молозивом" Уыз и имянаречением Огуз-Уыз прослеживается в узбекском предании об Огузе, зафиксированном в Кунгратском районе Узбекистана... Подробнее в этой теме https://forum-eurasica.ru/topic/6369-огуз-уыз-ууз/
    1 point
  10. Вы распространяли теорию о равенстве терминов каракалпак и каракалмак, где последние якобы не приняли ислам, потому их так и назвали, но потом будто бы историки ошиблись с буквами м/к, и каракалмак превратился в каракалпак. Теперь у Вас прямо противоположная теория. Вас постоянно кидает с одного края на другой, пора бы уже попытаться двигаться к более приемлемой, так называемой Золотой середине, авось дойдете и до общепринятой теории, и начнёте изучать по-серьезному (если вдруг заинтересует, конечно).
    1 point
  11. @asan-kaygyблин Короче косяк не в рукописи а в переводе. Татары криво перевели. Оригинал :Мансур бек был из ветви дочери Урус хана, и Барак хан был его братом по матери. Перевод татаров: Матерью Мансур бека была сама дочь Урус хана, Барак хан был его родным дядей. В факсимиле используется "нагашы ага", что обозначает брат по материнской линии.
    1 point
  12. В Чингиз наме ошибочно написано , что Мансур би приходился Барак хану племянником, когда на самом деле они были братьями по линии Урус хана. Никто не в курсе какую из дочерей Урус хана Едиге взял в жены и родился Мансур? 1.Менгли бек. 2.Шакар. 3.Суди бек. 4.Иран бек. 5.Менгли Туркан
    1 point
  13. Не глупо если я вижу что человек заимствовал прямой текст, нет никаких сомнений что сведения об Огуз кагане Копеев черпал из родословной туркмен. Мимо. Уйгурский текст отличается оригинальностью изложения.
    -1 points
×
×
  • Create New...