Jump to content



Leaderboard

Popular Content

Showing content with the highest reputation since 09/19/21 in all areas

  1. Юзер АКБ - вы недавно спрашивали про исторический термин "сарт", а сами используете его с негативным оттенком. Отправить в отпуск на месяц для профилактики?
    4 points
  2. вероятность гомоплазии всегда высока особенно между близкими субкладами и при малом количестве СТР
    3 points
  3. Шалбар шаровары Этимология Из среднеперсидского ( šlw'l / Salwar / , « брюки » ) , из прото-иранского * šarawāra , в конечном счете , от прото-индоевропейского * skelo- ( « бедренная кость » ) + * wero- ( « на обложке » ) . В первой части сравнения شل ( SAL , « бедро » ) и древнеармянские շար-աւանդ ( Sar-awand ) , иранское заимствование; для второй части сравните древнеармянский վարտիք ( vartikʿ ) , также иранское заимствование. Сравните иранские заимствования: древнегреческий σαράβαρα ( sarábara , « Скифские шаровары » ) , σαράβαλλα ( saráballa ) , латинский sarabala , sarabāra , библейский арамейский (Даниил) и еврейская вавилонский арамейский סַרְבָּלָא ( sarbālā , « брюки, типа верхней одежды » ) , классический сирийский ܫܪܒܠܐ ( šarbālā , « брюки» ) , ܫܪܘܠܐ дю ( šarwālē , „ лосины “ ) , Классическая Мандайские ࡔࡀࡓࡅࡀࡋࡀ ( šaruala , „ брюки “ ) , арабский سروال ( sirwāl ) , سربال ( sirbāl ) , شروال ( širwāl ) ( диалектные ) , شروال ( шарвал ) ( Современный ) , سرول ( sirwal ) , سرويل ( sirwīl ) .
    3 points
  4. Генетика ничего такого не подтверждала. Одно из главных аргументов в пользу принадлежности древних скотоводов степной полосы к индо-европейцам - это огромный пласт индо-европейских и, в т.ч., индо-иранских заимствований в финно-угорских языках
    2 points
  5. 1. Генетика этого не подтверждает 2. Те кого мы в советское время называли скифами это конгломерат разных народов. На Алтае, в центральном Казахстане скифов по источникам не было. Это уже археологи всех со звериным стилем в скифы записали
    2 points
  6. Скифы говорили на иранских языках.
    2 points
  7. Мое мнение, что найманы были тюрками, родным языком которых был тюркский, это подтверждается различными фактами, ув. Tima_2109. Дело в том, что большинство разделяет те племена строго на монголов с монгольским языком и на тюрков с тюркским языком, на два противоположных и чуждых друг другу мира, наверно отталкиваясь из сегодняшних реалий. Хотя бытовавший у них реальный билингвизм свидетельствует скорее о другой языковой ситуации, о существовании у них двух языков - родного языка (и вероятно разговорного?) и языка культурного сюзерена (письменного точно и возможно даже в некоторых случаях разговорного). Под культурным агрессором в отношении татарских племен я имею в виду киданей с их монгольским языком. По крайней мере по смыслу источников и по текстам письменных памятников отображается именно такая картина. Отдаленное сравнение - это казахи 20 века, родным языком которых является тюркский, но письменным и частично разговорным был русский язык, язык культурного сюзерена.
    2 points
  8. В казахском языке есть слово ұра в значении яма картоп сақтайтын ұра → картофельная яма 2) западня; яма (ловушка для зверей) ұраға жығылу → упасть в яму https://sozdik.kz/kk/dictionary/translate/kk/ru/ұра/ https://sozdik.kz/kk/dictionary/translate/kk/ru/ұра/https://sozdik.kz/kk/dictionary/translate/kk/ru/ұра/ұра
    2 points
  9. Эргуне+Кан=Эргэнэкон. Оттуда все они покочевали вниз по течению реки Эргуне и совершили обряд возведения Чжамухи в Гур-ханы на вершине поросшей лесом горы при впадении в Эргуне реки Кан-мурен https://ru.wikipedia.org/wiki/Гэньхэ_(река)
    2 points
  10. В первой половине 18 века самым великим ханом был Абулхаир-хан. Во второй половине это Абылай-хан. Противопоставлять их друг другу неправильно.
    2 points
  11. Все что является аргументом для этой версии на самом деле лишь не совсем понятные моменты из его биографии, на которых можно лишь предположить что-то, но не утверждать. При жизни Абылая не было известно о каких-либо сомнениях в его происхождении со стороны окружающих.
    2 points
  12. Абылай не правил Киши Жузом, поэтому называть его главным ханом казахов не правильно.
    2 points
  13. Предложение ув. админу Рустаму. Можно ли наделить авторов тем модераторскими опциями, хотя бы минимальными? Было бы полезно для форума.
    2 points
  14. Хорошая тема. Хорошее предложение.
    2 points
  15. Напишите тут днк потомков Чингисхана , у каких потомков от каких детей , гаплогруппы , субсклады итд . И потом доказывайте что , кто и почему ...
    2 points
  16. Ваш харвин больше похоже на карын , а не на шарбы .
    2 points
  17. Вероятнее отделяли бывших соплеменников (племенных) от оседлых узбеков. Казахи,ногайцы,каракалпаки сами выходцы из ордынского узбекского ядра и никак не могли не знать этноним "узбек".
    2 points
  18. Угу, всемирный заговор против тюрков и Щелк-Щелкового пути.
    2 points
  19. Я так понял все современные тюркские слова все исконные. Например дни недели в казахском?
    2 points
  20. Ну, короче. Третий том будет по монгольски "гутгаар дэвтэр", а чётвертый том - "дөтгөөр дэвтэр". Здесь "гу" и "дө" и плюс "дугаар" в виде "-тгаар". Вполне нормально третий - гутгаар, и чётвертый - дөтгөөр. И ещё нет такого казахского "кунан, дөнэн", а есть монгольское "гунан, дөнөн".
    2 points
  21. Ув Камал. Так ведь племенной состав черных клобуков более менее известен: торки, берендеи и т.д.. Нет же соответствия с родоплеменным составом каракалпаков, ну если только кай-оба не привязать к киятам. Хотя по мне это очень спорно.
    2 points
  22. В нижнем левом углу указано Аблай от него Касым, от Касыма Кенесары и Саржан. По данной таблице у Asan-kaygy хотел уточнить по результатам потомков Хана Букея. NG-57указан с гаплогруппой О3. Данный результат в моем понимании указывает на потомка сына Букея. В архивах имеется информация об усыновленном сыне, которого он усыновил от супруги взятой во время набега на неприятеля. Во время набега она была в положении.
    2 points
  23. пока, кроме собственно слов, вижу разницу в том, что в казахском мы жокаем и у нас есть сингармонизм согласных интересно, что частичка dir сейчас есть в балкарском (как-то слушал их новости, чтобы сравнить с казахским), у нас есть частичка -ды но она используется только с глаголами, а у исторических кыпчаков видимо с существительными тоже. такое ощущение,что у крымских татар, и возможно, у казанских язык будет ближе к оригинальному кыпчакскому, но я не лингвист, здесь нужно мнение спеца.
    1 point
  24. Не думаю, что можно найти такую статью. Советую к прочтению Ерофееву, она в монографии Абулхаира и других своих работах описывала политическую ситуацию 18 века. Сейчас также считается, что старшие и младшие ханы были чуть ли не всегда, и это началось ещё со времён Керея и Жанибека.
    1 point
  25. На ноябрь запись перенесли
    1 point
  26. На монгольском насчёт КРС-та будет: гуна(н) - трехлетный самец гунж(ин) - трехлетняя самка дөнө(н) - 4-х сетний самец дөнж(ин) - 4-х летняя самка А в предложении будет гунан, дөнөн - 3-х и 4-х летние самцы, и гунжин, дөнжин - 3-х и 4-х летние самки соответственно. И здесь появляется монгольская скрытная конечная буква "н" в словах.
    1 point
  27. потому что тюрки к этому времени имели шестивековую историю разных государств и точно не продолжали бы писать на киданьском или среднемонгольском после завоевания Дешт-и-Кипчак и Мавреннахра. + есть ли какие либо серьезные источники прямо говорящие, что Чингисхан говорил на тюркском языке? Я такого еще не встречал. младший сын Чингисхана вернулся в Монголию и продолжал правление и если бы он был тюрком, то были бы письменные источники указывающие на переход с тюркского на монгольский местного населения но таких нет. + есть письменный источник прямо утверждающий, что завоеватели с монгольского языка перешли на кипчакский в Улусе Джучи. единственное, что я встречал это то, что Джебе и Субэдэй говорили кипчакам, что они каким-то образом родственны, но что за родственность там была непонятна. я понимаю у нас, казахов, есть восприятие Чингисхана как протоказахского хана, но факты > домыслы и поэтому Чингисхан говорил на среднемонгольском.
    1 point
  28. Если хотите что то откопать, то найдите работу Долгих , думаю найдете что ищете
    1 point
  29. Соглашусь с вами, ув. Kamal, таких примеров немало, те же кыргызы "дотатарские-домонгольские" и кыргызы нынешние не одного состава.
    1 point
  30. Казахские юзеры Кенан и АКБ насмотрелись в детстве фильмов про рыцарей, турниры, королей в замках и теперь считают, что на фото конца 19 века казакпайские королевские одежды. Тошно на вас смотреть. Как можно настолько быть оторванными от своего народа? Ханская корона из Астрахани Ханская корона из Казахского ханства
    1 point
  31. Река Кем - это Енисей. Снег высотой в копье это Саяны, т.е. Когмен.
    1 point
  32. Еще одна 3-струнная домбра восточного типа из наследия рода Кунанбаевых - Восточный Казахстан:
    1 point
  33. Домбры Абая Кунанбаева - Восточный Казахстан. Явно все они восточного типа, с коротким и утолщенным грифом, с малым количеством лад и соответственно с коротким диапозоном, поэтому предназначена не для энергичных мелодий без слов (күй), а для аккомпанемента к песням (өлең). Две 3-струнные (на первых двух фото и на третьем слева): И одна 2-струнная (справа):
    1 point
  34. Какие еще тюркские руны? Музыкальный инструмент записан в монгольские, а значит на текст никто не хочет обращать внимания.
    1 point
  35. Что написано на нем единой точки нет, есть несколько вариантов чтения, об этом в начале темы. Лично мое мнение, что наиболее близкой к оригинальному смыслу наверняка должен быть тот вариант чтения, которое по смыслу согласуется с версией о ритуальном назначении инструмента - "мертвый инструмент для мертвого хозяина"! Я предполагаю, что не погнули, а заранее для погребения изготовили инструмент неестественной формы: - гриф изогнутым; - подставку развернутой; - со звуковым отверстием с обратной стороны; - без струн и колок на головке грифа. Древние тюрки, те, кто хоронил умершего молодого человека, и те, кто изготавливал музыкальный инструмент подлежащий захоронению с умершим, по моему, всё сделали добросовестно и добились своей ритуальной цели, чтобы на нем никто больше никогда не смог играть! Нашедшие его через почти через 1400 монгольские специалисты скорее всего не знали об этом и даже не догадались что кроется в нем, а потому не смогли его использовать по его прямому назначению. А изготовленный монголами музыкальный инструмент "алтай ятга" является совершенно другим инструментом и к находке отношения не имеет!
    1 point
  36. Я не разделяю как вы на то, какой именно современный тюркский народ наследник этого древнего музыкального инструмента. По моему убеждению это общее достояние тюркского мира (а что, поводку можно, а нам нельзя оперировать термином "мир"? ). Но если подходить исторически, хронологически, территориально и культурно более точно к рассматриваемой находке, то конечно же это более узкий список современных народов наследниц. О примерных кандидатах на эту роль я упоминал в своем более раннем посте: Enhd, как у вас быстро однако меняются взгляды - типа куда монгольская политика, туда и вы. У вас этот инструмент одновременно является 3-мя видами разных инструментов! Сейчас вы поддерживаете монгольский фейк, что артефакт это арфа-ятга-жетыген. А раньше вы считали его сперва домброй-топшуром: И даже смычковым кобыз-моринхуром:
    1 point
  37. Мода на суперноводел в Монголии вошла в такую массовую стадию, что уже наладили массовое конвейерное производство не только самого инструмента (удивляюсь откуда столько рогов диких животных берется? ), но и даже футляра к нему:
    1 point
  38. Он не наш, а прежде всего уроженец и гражданин Монголии (я специально не пишу "ваш", потому что вы не из Монголии). Зачем искажаете его слова, для чего? Я лично читал его статью и в ней нет ни единого слова, что это казахи или что-то в этом духе. Он пишет о тюрках! С его доводами про музыкальный инструмент я знаком, считаю их аргументированными и обоснованными. А вот по поводу его версии чтения тюркской рунической надписи на музыкальном инструменте я не совсем согласен, есть более аргументированные варианты чтения. Вы в своем уме? У меня и мысли такой не было, я лишь привел монгольский текст, из-за которого я и ошибся в написании. Чем обсуждать ненужные мелочи лучше бы дали ответы на мои вопросы.
    1 point
  39. Монгольский новодел: А это оригинал находки в музее (для сравнения): Задать вопрос авторам этого фантастического превращения я конечно не могу, но зато могу задать свои вопросы и сомнения нашим друзьям из Монголии, Enhd'у и другим: 1) На грифе находки отчетливо присутствуют 9 ладов, если же это ятгаа, т.е. арфа, то зачем их мастерил древний мастер? 2) В пещере рядом с находкой не было обнаружено ничего, кроме самого инструмента - не было там ни смычка (если это топшур как считал Enhd), ни струн, ни роговой или деревянной подставки, ни рогов, а как известно, рога и струны из конского волоса не подвержены гниению, если даже дерево хорошо сохранилось. Кто и на основании чего решил что инструмент в оригинале имел рога, подставку и расположение струн именно в таком виде? 3) Почему нарочито укоротили гриф и корпус? 4) Почему на конце грифа голова, похожая голову лося/оленя/лошади отождествлена с головой козла? 5) Если на грифе инструмента имеется тюркский рунический текст, то почему инструмент принят за монгольский?
    1 point
  40. И при таких очевидных вещах кто-то еще пытается доказать нам, что тюрки заимствовали юрту у монголоязычных народов! Если бы имело место такое заимствование в действительности, то название самой юрты и ее деталей в тюркских языках передвались бы монгольскими словами. Но как видите ситуация прямо противоположная, что прямо свидетельствует о заимствовании традиции войлочной юрты предками монголоязычных народов, сменивших лесной быт Приамурья на степное кочевое скотоводство, у кочевых тюркских племен ибо юрта непременный атрибут степняка кочевника!!!
    1 point
  41. А вот бурятский тип юрты: (деревянная юрта как у лесных тюрков - хакасов, алтайцев, что свидетельствует, что буриаты имели аналогичный хозяйственный уклад) Источник: http://tradkulzab.narod.ru/MKBuryat_Bit_Zhil.html
    1 point
  42. Вы совершенно правы, это два проблемных места. Но по-моему обе они небесспорны, т.к. и та и другая могут быть следствием деформации. Если с грифом легче, то с местом соединения грифа с корпусом сложнее. Если инструмент выдолблен из цельного куска древесины, то это "проблемное место" однозначно свидетельствует, что перед нами смычковый инструмент и что гриф специально изготовлен изогнутым. Но если инструмент собран из грифа и корпуса как раздельных деталей, то вполне возможна деформация как грифа, так и места соединения! По фото разобраться в таких вопросах трудно. Хотя цветовые оттенки грифа и корпуса разные, граница проходит между ними. Вы верно сказали, вот если бы подержать его в руках и осомтреть воочию хотя-бы минуты две, тогда другое дело. Например посмотреть бы не только это, но и расположение колок по отношению к грифу, чтобы установить направление струн к подставке!
    1 point
  43. Домбра, однозначно домбра. Причем прекрасно сохранившаяся. К этому я еще вернусь, а пока, кроме перечисленных ранее доводов в пользу того, что это домбра и которые я еще выложу позже, скажу лишь, что как человек играющий с детства на домбре я шестым чувством чую что это домбра. Если же поверить казаховеду Энхдбаяру что это смычковый инстурмент кобуз или хуур, то получается, что смычок припрятал монгольский археолог Ц.Тöрбат, чтобы потом удачно перепродать его как раритет. Теперь про чтение надписи. Я же говорил, что сколько тюркологов, столько и вариантов чтения. Например, в приведенной нашим казаховедом Энхдом статье на казахском языке написано (перевожу), что исследователь из Германии некто Питер Зимен прочитал 12 рунических знаков на грифе домбры как: Транскрипция: y(e)p(.)z čör ant (e)td(i)m(i)z - Y(e)p(.)z and čör we swore an oath (Lit, we made an oath ) На казахском это будет: Йепіз және Чөр, біз ант еттік. Перевожу на русский: Йепыз и Чёр, мы поклялись (совершили обряд "ант"). Такой вариант чтения схож с надписью на Иссыкской чаше в прочтении УЛЬТРААСЛАНА, где тоже написано о ритуале "ант". Н.Базылхан предлагает в той статье свой вариант чтения: Транскрипция: Yinčüre bitidimiz На древнетюркском: yinčür -, yinčürü — сыйыну, табыну, бас ию, құлдық ұру [ДТС 1969: 262] yinčgele - сыйлау, құрметтеу, табыну [DLT: III.411] Если это так, то надпись несет смысл: аспаптың музыкалық құдыретіне сыйынып, аспаптың иесіне бас иіп ырым-жосындық тұрғыдан жазылған болу керек Перевожу на русский: yinčür -, yinčürü — поклоняться, веровать, почитать, склонять голову [ДТС 1969: 262] yinčgele - одаривать, нагрждать, почитать, преклоняться [DLT: III.411] Если это так, то надпись несет смысл, связанный с почитанием музыкальной души инструмента, его духа Таким образом: Yipinčöre bitidimiz - Йіпінчөр-ге жаздық деп оқып, «қыл жіпті чөр-ге ( ертекші-ге// аспап иесі+не) (арнап) жаздық» деп те қарастыруға болар еді. Перевожу на русский: Написана (надпись) нами Йыпын чёру, т.е. волосянно-струнному хозяину муз. инструмента. И вот почему: yip — жіп (нитка, бечевка, шпагат), арқан (веревка), қыл (волос, щетина, струна) [ДТС 1969: 267; Радлов ОСТН. III-1: 530 «нитка, веревка») čöre - čörčök > чөрчөк - ертегі, әпсене, čörčök > чөрчөк - 1.ертегі, әпсене, (былина) 2. сөзшең, мылжың (сказитель, оратор, разговорчивый) [Радлов ОСТН. III-2: 2042], čörčöktö- > чөрчөктө- ертегі айту (рассказывать былины) [Будагов ССТТН. I: 493 ], чөре- чөр- 1. жүру (ходить), 2. өмір сүру (жить), 3. қызмет ету, чөчөк- қысқа ертегі (служить; краткая быль) [Бутанаев 1999: 222-223] сөздері кездеседі. Демек, қазақша čerter (// čörter?) > үш ішекті шертер музыкалық аспабының атауы аталмыш сөздермен бір желілес (например название казахского трехструнной щипковой домбры "шертер/чертер"), тіпт čör — прото түрік тұлғасы болса керек. Раскопавший пещеру монгольский археолог Ц.Төрбат стал сближать инструмент с morin quγur (морин хуром)[Törbat т.б. 2009: 376]. Однако смычок (ысқыш) обнаружен не был. Названия музыкальных инструментов у тюркских народов порой меняют друг друга в отношении смычкового и щипкового: Например: Казахский смычковй "қыл қобыз" у алтайцев называется "икили", у хакасов "ыых", у тыва "игил"; Казахский щипковая трехструнная домбра "шертер/чертер" у хакасов это двуструнный "хомыс" (Бутанаев), у алтайцев "топшуур", у тыва "допшулур чанзы", у саха "кырымпа"; Казахский варган "шаң қобыз" у алтайцев "комус", у хакасов и тыва "темір хомыс, демир хомус" [Сарыбаев]; У Махмұда Қашғари (Диуани лұғат-т түрік): qobuz > қобұз, қобыз, qobza-, qobzal-, qobzaš-, qobzat- > қобыз тарту, қобыздау, қобызбен ойнасу, қобыздату (играть на кобузе) [DLT: I.19; III.173]. На языке сары уйгуров: qonïs> қоныс - ішекті күй аспабы (струнный инструмент)[ Малов 1957: 58]. На монгольских языках: qoγur > хур - қобызша, ыспа қобыз (қыл ішекті күй аспабы), атбас қобызша (смычковый инструмент с головкой в форме конской головы) аman quγur > аман хуур, сырнай (свирель), kele quγur > хэл хуур, үшкірік, қамыс сырнай (камышовая свирель) [Цэвэл 1966: 738; Базылхан 1984: 541] dörben čikitei quγur > төрт құлақты қобызша (смычковый инструмент с квадратной головкой) qobis > «ятга» секілді күй аспабы, төрт ішекті келеді, шанағы жылан терісінен жасалады (четырехструнный дека покрывается змеиной шкурой)) Таким образом, названия qobis // qobur // quγur - имеют один корень [sečenčoγtu 1988: 1122-1123] А в тунгусо-маньчжурских языках: kuur > куур «музыкалық аспап» тұлғасында кездеседі (музыкальный инструмент) [ССТМЯ-1: 434-435 ].
    1 point
  44. 1. Покопайтесь в теме, о том, что тюркский тип юрты более удобен и выразителен внешне, чем могольский тип, я привел немало фактов. 2. Вряд ли разные типы юрт это результат того, что халха отдыхали, а тюрки пахали на окраинах. Скорее это результат позднего перехода первых к кочевому хозяйству и заимствование юрты у вторых (как известно, заимствованное всегда уступает по качеству от оригинала). 3. Вы ошибаетесь, из сосны невозможно делать жерди, они очень хрупкие.
    1 point
  45. Половецкие загадки про юрту: (CODEX CUMANICUS) Кеčе barïr qara ulaχ, erte kelir qara ulaχ]. ([Ol], tüŋlik). ------------------------ Вечером черный козлёнок приходит, утром черный козлёнок уходит (Это тюнлик [ночник-кошма, которой прикрывают дымовое отверстие вверху юрты, обычно на ночь]). Bir uču qïš qïšlar, bir uču yay yaylar. (Ol, sïrïχ). ------------------------ Один его конец зиму зимует (на зимовье), другой его конец лето летует (на летовье). (Это сырык [рогуля, шест с развилкой, центральная вертикальная подпорка юрты, устанавливаемая во время сильного ветра, снегопада, ливня, когда кровля чрезмерно тяжелеет]). Кстати там часто употребляются слова тумен (10 000), улус (страна, народ), ант (клятва), калкан (щит)и др., тюрская природа которых оспаривается монголами...
    1 point
  46. Хорошая статья о казахской традиции украшать юрты, кереге серебром: http://www.sanat.orexca.com/rus/archive/1-04/history_art3.shtml
    1 point
  47. Как можно видеть на рисунке войлок, Хукер? Не представляю себе. Но зато чётко видны: 1. веревки, обвязывающие войлочные покрытия юты; 2. двустворчатые двери; 3. чёткое разграничение купольной части и створчатых стен; 4. а также, самое главное в юрте, светодымовой обруч наверху и дым в придачу. Чего нет у зулусцев в Буркино-Фасо. Про войлок на фино-угорском, если честно, ни бельмеса я.
    1 point
  48. Спасибо друг, Вы лишний раз подтвердили - раз юрта у татаро-монголов была высокой, то значит она была тюркской. Выводы делайте сами.
    1 point
×
×
  • Create New...