Jump to content



Leaderboard

Popular Content

Showing content with the highest reputation on 10/13/21 in all areas

  1. Чару: Санскрит Пун [NO char + u] [V charvya] 1. Еда, приготовленная для жертвоприношения Гавана или Ягья. потрясающий. Гаванна. 2. Емкость, в которой готовится указанная еда. 3. Яджна. 4. Рис без кожуры. 5. Место выпаса животных. Чари. пастбище. 6. Налог, взимаемый с земли за выпас животных. Шаруа — категория зависимых скотоводов (кедей) и земледельцев (жатаки) в казахском феодальном обществе. Шаруа юридически не были закрепощены. Они должны были вносить продуктовую ренту в различных формах и выполнять всевозможные отработки. При усилении эксплуатации между шаруа и феодалами возникали конфликты, при которых шаруа откочёвывали, угоняли скот, принимали участие в вооружённых стычках и так далее. https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Шаруа#:~:text=Шаруа — категория зависимых скотоводов (кедей,формах и выполнять всевозможные отработки. «Шаруа» по БСЭ: Шаруа - категория зависимых крестьян - скотоводов и земледельцев в казахском феодальном обществе. Ш. юридически не были закрепощены. Они выполняли отработки и несли натуральные повинности. http://tolkslovar.ru/sh6371.html Шаруа Основное население Казахстана составляли крестьяне—шаруа. Беднейшая часть крестьян называлась кедеи и байгуши. Кедеи имели свой скот, но его было недостаточно для того, чтобы1 прокормить семью. Байгуши совсем не имели скота и вели нищенскую жизнь. Все лучшие пастбища были в руках феодалов, они же владели большим количеством скота. «Все существовавшее тогда движимое имущество, естественно, следовало за земельной собственностью и все больше собиралось в тех руках, что и последнее.» Наиболее распространенной формой эксплуатации были отработки в пользу феодала. Феодалы давали беднякам (консам) скот во временное пользование, за что те должны были на них работать. Консы кочевали с феодалами, пасли их лошадей, жены бедняков доили коров и кобылиц, работали в домашнем хозяйстве феодала. В земледельческих районах султаны регулярно собирали налог (ушур) — одну десятую часть урожая. Со скотоводов взимали зякет — одну двадцатую часть скота. Зякет платили один раз в год (весной), когда казахи переходили на летние пастбища. Кроме того, согласно родовым обычаям крестьяне должны были делать приношения феодальной знати: зимой скотом (согым), весной — вареным мясом (сыбага). Это тоже был своего рода налог. Крестьяне находились в полной зависимости от феодалов. Кочуя на земле феодалов, они не могли самовольно покинуть своего хозяина. За малейшую провинность крестьян подвергали штрафу и отбирали у них скот. О ханах и биях в народе говорили: «Не ходи к хану, — он сам придет за стадом, не ходи к бию, — он сам придет за недоимкой». Мусульманская религия (ислам) всячески оправдывала угнетение крестьян, а муллы проповедовали безропотную покорность феодалам. Тяжелая жизнь крестьян толкала их на борьбу против угнетателей. Одной из распространенных форм борьбы была самовольная откочевка (уход) крестьян от «своих» феодалов в другие места, где, казалось им, нет ханской власти и угнетателей. http://bibliotekar.kz/istorija-kazahskoi-ssr-e-bakmahanov/politicheskii-stroi.html
    1 point
  2. Чара князя Владимира:
    1 point
  3. Интересно, наши предки до полного принятия Ислама также легко относились к оголению взрослыми некоторых частей тела? Мой батя даже в жаркую погоду не одевал шорты, хотя он мусульманином был не совсем ярым.
    1 point
  4. Узбекский "отов" означает семья, и никакого отношения к монгольскому "товь" не имеет... меньше фантазировать и больше здравья желаю... Да, ув. Арсен. Узбекское "отов", казахское "отау" и другие все связаны с очагом "от", отау - вновь изготовленная, новая юрта для молодоженов - новая семья, новый очаг в роду. Имхо, праформа "ot-äb" (очаг-дом). На халхаском "төв гэр" или "төвийн гэр" букв. (имхо) центр дома, центр юрты, по-тюркски это "oshaq / ochaq".
    1 point
  5. Вы не правы, это слово исконно тюркское. См: Древнетюркский словарь, Л., 1969, с. 282.
    1 point
  6. Да, но до них наверняка обитали тюрки, раз буряты приняли чужое название озера, Байкал, Тенгиз.
    1 point
  7. Классно, а то я корячусь зачем то, ведь действительно легче писать как слышишь и читаешь. Вон и Хоокер удачна высказалса. Палучаеца неба, ну куда вазвратилса Стас, эта форум, то исть он исбран форумам, а я та думал.
    1 point
  8. Современные монгольские, халхаский "эсгий" и калмыцкий "ишкя", имхо, от тюркского (казахского в т.ч.) глагола "езу - езгілеу" и "есу - ескілеу" со значением мять, давить, вить, сучить, что есть прямой процесс изготовления войлока, кошмы из овечьей шерсти. Думаю фонетические варианты на кыргызском, каракалпакском, ногайском или ином тюркском могут быть еще ближе к истине.
    1 point
  9. Да, ув. Қамал, Ақ үй назывались белоснежные просторные юрты из белого войлока или побеленные, с узорами - жилище богатых. Қара үй (қарүй или по-узбекски - қора үй) назывались прокопченные юрты с рванным войлоком черного и коричневого цвета - жилище бедняков. Так не только у казахов, так у кыргызов тоже: http://foto.kg/galereya/page,1,138,1388-boz-uy-kirgizskaya-yurta.html
    1 point
  10. Уважаемый Евгений, все зависит от типа юрты, тюркский или монгольский. Первый с высоким сферическим куполом (как на фото ув. MEN'a), второй с низким коническим куполом. Обо всем этом много написано, как в этой теме, так и в других, Вам надо воспользоваться функцией поиска в верхнем правом углу главной страницы форума ("искать"), где по ключевым словам, к примеру, "купол", "сферический", "уык", "жерди", "канат" и другим можете найти для себя нужное.
    1 point
  11. Сыма Цянь "Ши цзи" (исторические записки). Гл.110 "Сюнну ле чжуань" (повествование о хунну, 3-1 вв. до н.э.):Цюнлу — куполообразная юрта, стойки которой делались из ивовых стволов и покрывались войлоком. В "Хань шу" этот термин в примечании дополнительно поясняется словосочетанием чжань-чжан («с войлочным покрытием») [ХШ, кн. 11, гл. 94, с. 3761]. Еще свидетельство о древности войлочной юрты у тюрко (в ответ на утверждение Стаса, что тюрки переняли юрты у монголоязычных народов): Махмуд Кашгари "Диван Лугат ат-Турк" (12 век): "ýѓ" - в русском переводе пояснено как "один из шество в верхней части шатра" (в казахском это "уық")
    1 point
  12. Пржевальский Н.М. Путь по Джунгарии (Из полевого дневника): 27 сентября 1877 года. В два приёма сделали 27 вёрст. По дороге сплошь киргизские кочевья (АКБ: казахские), которые располагаются обыкновенно кучами по нескольку десятков юрт вместе; не то, что монголы, которые кочуют обыкновенно врассыпную. Огромнейшие стада баранов и лошадей везде паслись по степи, которая довольно плодородна; поросла, главным образом, копцом. Те места, с которых укочевали киргизы, выедены словно саранчою. Ручьи бегут довольно часто с соседних гор Джаир; берега этих ручьёв обрастают высоким тальником, который также объеден киргизскими верблюдами. Это население состояло из двух народностей: киргизов и тургоутов [т. е. казахов и торгоутов]. Первые встречены были нами в долине р. Боро-талы, где они подведомственны Кульджинскому району, и в долине р. Ушаты, где эти кочевники ведаются уже китайским правительством. В обеих местностях, т. е. на Боро-тале и на Ушаты, киргизов много. Живут они, противоположно монголам, скученно, аулами, в которых обыкновенно десятка два, три и более юрт. В обеих названных местностях киргизы живут зажиточно, занимаясь, главным образом, скотоводством, отчасти и хлебопашеством. Последнее, впрочем, только на Боро-тале. Зато у тех киргизов, которых мы видели в долине р. Ушаты, очень много скота — в особенности баранов и лошадей. По своей наружности киргизы плотного коренастого сложения и роста большей частью высокого. Лицо квадратное, плоское и лоснящееся, словно вымазано салом. Глаза небольшие, волосы чёрные, голова бритая (Так у илийских и джунгарских киргизов; у семипалатинских лицо, сколько кажется, приближается к татарскому типу [приписка на полях дневника]). Все магометане. Кумыс — любимейший напиток; баранина, молоко и чай — первые кушанья. Склонны к тучности. Противоположно киргизам, торгоуты, обыкновенно, тонкие, сухопарые; роста среднего или часто небольшого. Вид изнурённый, в особенности у женщин. Женщины тургоутов все вообще малорослые, крайне непривлекательные по наружности.
    1 point
  13. Зачем для юрт нужны были лесные народы? Не строевой ведь кругляк или подтоварник нужен был как сейчас китайцы возят вагонами из Сибири. Юрты изготавливали не каждый день, очень редко (для молодоженов, при разрушении используемых и пр.). Я специально привел Сюй-Тина, описавшего юрты татар (т.е. наши юрты), чтобы доказать Вам, что про сосны и листценицы для юрты - это Ваша фантазия (не знаю, может быть чумы или яранги из них изготовляли?). Для гнутых решетчатых стен и гнутых купольных жердей юрты использовалась исключительно ива, как чрезвычайно гибкий и легкий материал, а ее было вдоволь в местностях, где кочевали степняки-скотоводы, вдоль рек и озер. Высушенная ива не гниет. Второй материал для светодымовых обручей (шангырак) и дверей, которые должны были быть покрепче использовалась береза, также в обилии произрастаемая у кочевников.
    1 point
×
×
  • Create New...