Jump to content



Leaderboard

Popular Content

Showing content with the highest reputation on 03/09/20 in all areas

  1. Так где все таки географический центр Евразийского континента? Спрашиваю я, спрашивают все. На вскидку существующие версии: - с. Романово, Алтайский край РФ. - Урочище Жидебай в Абайском районе Восточно-Казахстанской области (бывшая Семипалатинская область) РК. Попытался прочертить линии, чтобы определить место их пересечения. А как по другому? Вроде бы никак... Честное слово не хотел, но выгляжу куликом, расхваливающим свое болото, центр пришелся точно в окрестности нашего Баянаула. А что, земля Баянаула действительно благодатна, как своей природой, так и своими знаменитостями!
    1 point
  2. Если хочешь оспаривать АКБ - делай это культурно и без перехода на казахов, тюрков или среднеазиатов. Если вам не нравятся исторические данные которые идут "на пользу" казахам и не нравятся вам - находите в себе мужество говорить по факту и обосновывать свои мнения. Проще говоря отвечай за слова если мужик, без всяких выражений типа "дер*мо" и т.д. Много раз в наших спорах я ставил вас в тупик, потому что я опираюсь на источники а вы на хотелки. Не хорошо соглашаться со мной чтобы потом все забыть и продолжать нести бред годами в темах касающихся казахов. Также нелепо опираться на труды Asan kaygy чтобы делать на их основе свои фрические версии, и засорять ими весь форум. Я больше заинтересован в благе для вашего народа чем вы сами. О какой не дипломатичности вы говорите? Вы здесь нагнетаете обстановку говоря про врагов своего народа, что вас окружают тюрки и прочий бред. Я всегда призываю вести спор исключительно между юзерами, и не втягивать нации. Вот это и есть дипломатия. Вы жалуетесь на отсутствие дипломатии с моей стороны к вам, но именно дипломатией я занимаюсь, ставя вас на место. Потому что ваша проблема в вас самих. Но вы по старой привычке будете конечно обвинять кого-то со стороны.
    1 point
  3. ну вот, калмыки могут облегченно вздохнуть, а буряты напрячься! К сожалению для Вас, судя по известным мне данным, большая часть моих генов из северо-западных и северо-восточных регионов, т.е. бурята в эти места разве что Садко мог привезти. Женская часть моих предков в местах проживания бурятов не бывала даже в командировках, т.е. "случайные" буряты тоже практически исключены. Возможно, на этапе миграции из Африки наши предки были попутчиками Так что, единственное. что вам остается, это поверить, как буддисты, в реинкарнацию. По крайней мере, я не буду иметь возможности Вам возразить
    1 point
  4. Например в Ляо-Ши известный кереитский хан Маркуз (Мо-гу-сы) указан именно как предводитель татар.
    1 point
  5. уточню: это энгэры (квадратный борт) только хоринских бурят.
    1 point
  6. Сакиз (сегиз) — древний этноним племени найман, встречающийся в орхонской надписи, а также у Джувейни, Шарафеддина Иазди и др. Найманского Кучлук хана Джувейни называет Кучлук ас-сакизи. Для отражения значения племени ираноязычные авторы употребляли флексию «иан»: кипчак — кипчакиан, сакиз — сакизиан, мангыт -мангытиан и т.д
    1 point
  7. Буба-суба, прошу избавьте нас и эту ветку от своих постов.
    1 point
  8. что такое бир-туган? Неделю назад имела возможность наблюдать большое количество калмыков одновременно... вывод, никто вас не проглотит, потрясающее чувство единства, может, потому что вдали от Родины. И, в отличие от прошлогоднего мероприятия на Цаган Сар, почти все было на калмыцком (к сожалению для меня, даже перевод был редко). Примечание для ув. АКБ... я - не калмычка!
    1 point
  9. Может вы не будете зосорять тему спорах о казахах, маньчжурах, монголах и так далее? Тема «О Прародине Тюрок»!
    1 point
  10. Что за глупость? Чамаг хальмг гиж кен медв. Чи эврян ганцаран би хальмг гиж орсар хяякрч йовнач. Если Вы действительно калмык за которого себя выдаете вряд ли не писали бы таких несуразностей. Насчет близости калмыцкого к языку ССМ, тут в Монголии и вообще везде где живут монголы каждый тянет одеяло на себя утверждая что ССМ как будто написано на его родном диалекте. Что это говорит? Это говорит что тот язык ССМ и теперь каждому монголу во всех уголках мира понятен. К примеру хамниганский диалект. Ононские ханиганы живут по реке Онон в РФ и Монголии. Байан кан гэдэг уула койар нэрэтаи гэджи дуулаба гү та? Байан кану ару таладу Бурканту гэдэг дзүүн коеши карасан уула би. Коету талаар ни Киркун, уриду талаар ни Балджи, дзүүн талаар ни Бүкүн Киркун койар урусун ниилэсэн уула. Дзүүн коету таладаан күн йабуку эркэ үгэй адка чилуу болосан уула. Чинггис уриду цагту тэндэ коргададжи йабусан гэджи эбүгэд кэлэлцэдэк асан. Тэрэ йамар тухайду коргададжи йабусан кэрэк бэ? // Ринчен. Монгол ард улсын хамниган аялгуу. Улаанбаатар. 1969 с.93
    1 point
  11. Большая орда 1 Тулатовский род имеет четыре отделения: тулатовское, янышское, зыкымское, чимарское, которые состоят из 40 000 кибиток, или семейств. Управляет оным родом Адиль-султан под именем хана. Главные кочевья их располагаются к китайской границе в окрестностях города Кулчжи и в Зюнгории, некоторые простираются к Кашкару и Кукану, имея летние свои кочевья около рек Талас, Ангерен, Чирчик и в горах Актау и Чингиз-Чаган. Торгуют на китайской границе и в городах Кукане и Кашкаре. 2 Сергамский имеет пять отделений: сергамское, сиыкем, албан-суанское, калынское и чины-чилынское. В них до 20 000 семей. Начальником султан Ирали Букеев. Кочуют летом от Туркестана вниз по течению реки Сыр до перевоза Акмечеть, где отделяется проток Куван от реки Сыр, и к северу от сих мест около озера Алакуль-Анаумаз. Зимою – при реках Сарасу и Караче. Торг производят в Бухарии и Ташкении. 3 Сары-узюн-чжалагарский имеет два отделения: сары-узюн, или зюн, и джалагарское, в коих до 7000 семей. Управляет Сары-батыр. Кочуют около Туркестана. 4 Канглы-чанктынский – два отделения: укой и канклы. Семей до 3000. Управляет Аджимамет-батыр. Кочевья их близ вершины реки Сыр и около гор в Ташкении. Сии два рода подвластны Ташкении, где и торг свой производят. А всего в 13 отделениях Большой орды 70 000 семей. [407]
    -1 points
  12. Средняя орда 1 Найманский состоит из шести отделений, до 35 000 семей в себе заключающих. Управляет оным султан Канбаба, носящий на себя китайское звание ван и получает от тамошнего двора жалованье. Кочевья около китайской границы против крепостей Кужан-Кайнан и города Чирчик. По реке Иртышу, начиная от ее источника из озера Зайсан, и в горах Тарбагатай. Торговлю производят по российской границе в крепостях Усть-Каменогорске, Бухтарме и Семиполатинске, и по китайской линии. 2 Главный аргынский род состоит из пяти отделений: чард, чжиде, тюртюулы, караулы, каракисяк. В них до 30 000 семей. Начальники султаны Букей и Бупа и частные старшины, особенно почетнные в народе: Тлянча-бий, Чун-бий и Байдала-бий. Кочевья: зимою – в горах Баянулы, Кызылтау, Далбатау, Укойкозлык, Чингизчаган, в вершинах реки Тургая и при горах Улутау; летние – при горах Эрейман и по речкам Нура и Чжидису. Торгуют в Кашкарии, Ташкении и Бухарии, а иногда пригоняют скот свой и в крепость Святого Петра, что на реке Ишиме, откуда препровождают в азиатские провинции купеческие товары. 3 Тарактинский имеет два отделения, в коих до 4000 семей. Управляет Байгуза-батыр. Кочуют летом в вершинах речки Иселя и по реке Сарасу, зимою – в песках Ичкунгур и по реке Цуй. Торгуют в Бухарии и Ташкении. 4 Найман-кундравинский заключает в себе 12 отделений, в коих до 15 000 семей. Главные в оном Кулян-бий, Талкан-батыр, Чжанбай-бий и султан Айчувак, сын Ишима, бывшего хана Меньшей орды. Кочевья: летом – при реках Толагае, Коксу, Каратале и при горах Актуартау, зимою – удаляются к Туркестану и Ташкении, в которой и торг свой производят. [408] 5 Аргинский малый имеет два отделения: алтай, или алутай, и тараклы. В них до 9000 семей. Начальники Байкул-бий и Караменда. Кочуют летом и зимою по реке Иртышу. Торгуют в городе Семиполатинске. 6 Чжидеруу-шак-кирейской – три отделения, до 8000 семей. Управляют Дусумбек-бий, Умур и Баянбет. Кочевья: летние – по реке Исель и в окрестностях озера Жаилма, или Аккуль, зимние – при реке Иртыше. Торгуют в крепостях Семиполатинской, Ямышевской, форпосте Коряковском и других местах, по Иртышу лежащих. 7 Аргинский малый в двух отделениях: алтай-тараклы и кулчан, до 11 000 семей. Главным правителем оных Средней орды хан Валий, или Уали, Аблаев и частные старейшины Кулбек, Байжигит, Акан-бий и Чавекиль-батыр. Кочевья по рекам Ишиму, Иселю, в горах Кокчатау и Мукчатау и в урочищах Учькундак, Учьбульдык и Кылчакты. Оная часть киргизцев, как и две последующие за сим, торгуют в крепостях Омской, Святого Петра и в прочих российских пограничных местах, между сими крепостями лежащих. 8 Аргын-канчжагальский состоит из одного отделения, до 2000 семей. Начальник оного султан Каипханов. Кочуют при реках, впадающих с запада в Ишим и при урочище Бикчентей. 9 Кипчацкий – одно отделение, в нем до 1000 семей. Предводитель оного Тюлаган-батыр. Кочуют около рек Исель, Убаган и в урочищах Чжасын и Багар. Все сии 9 частей, или родов, Средней киргизской орды состоят, кроме подчиненных китайцам, под управлением сибирского пограничного начальства. Они составляют между собою союз, или [409] как бы особою орду, отделяясь чрез сие от сообщества всех прочих киргизских родов. 10 Киргизский, или киряевский – два отделения, до 1000 семей. Начальники: старейшины Мунгача и Бикбулат Букбаев. Кочуют: летом – по рекам Ую и Тогузаку, зимою – при российской границе от Верхне-Уральского городка до крепости Степной и в степи противу оных. 11 Кипчацкий-карабалык – 4 отделения, до 3000 семей. Начальствуют старшины Маметек и Ишбулат. 12 Кипчацкий-танабуга – 6 отделений, до 2000 семей. Начальники: старейшины Чалпан, Казыбай и Тюляган. 13 Кипчацкий-кунделян – 4 отделения, до 2000 семей. Главные между ими Тайтемир и Кунакбай. Сии три особые части кипчацкого рода кочуют летом по рекам Тоболу и Аяту, и по источникам сей последней от вершины до самого ее устья; зимою – близ линии, начиная от крепости Степной до города Троицка и против сих мест в степи. Всеми частями управляют султаны Чжегангир и Баба Каипхановы. Торг производят в городе Троицке. 14 Кирейский, или увак-гирейский, имеет 4 отделения и до 4000 семей. Начальники: султан Истяк Рустанов и старшины Балык и Даин. Кочуют летом по восточной стороне реки Убагана и по степи до реки Ишима; зимою, – начиная от устья реки Уй вверх по течению Тобола и на восток от оного близ границы до Пресногорьковской крепости. Торгуют в городе Троицке и по границе до Пресногорьковской крепости. [410] 15 Аргинского главного рода часть, называемая аржытым, имеет 12 уделов, в коих до 8000 семей. Начальники: Барак-батыр, Саксенбай, Айтуар и титулярный советник Учжан Бараков. Кочуют летом по рекам Тургаю, Тоболу и по впадающим в них источникам со степной стороны; зимою – по реке Убагану, к вершине оной и при урочище Каракиюккуп. 16 Аргинского рода часть, называемая чакчаки, или верхние чиктынцы, состоят из 5 отделений, в них до 6000 семей. Главными: Муса-батыр, Минлибай и Чжарабас. Кочуют: летом, – начиная от города Троицка по степной стороне до берегов реки Тобола и вверх по оной до устья реки Аята, зимою – при реках Тургае и Сарыбутаке до соединения ее с рекою Улкояком, а также при урочище Сарыкупе, в камышах около устья Улкояка и в окрестности озер Кызылкуль, Куржун, Тюбаккуль и Бишкуль и в песках Тузункуль. Обе сии части киргизцев признают над собою главным султана Чжуму Худаймендина 115. Торгуют в городе Троицке, а зимою частью в Звериноголовске. 17 Кипчацкого рода часть, называемая муры-аягыр, имеет 4 отделения, в них до 3500 семей. Начальники: Исерган-бий, Казыбай, Киикбай-батыр и султан Усян Каипов. Кочевья: летние – к северу в урочищах Аманкарагай, Чжабелес и около озера Эбелея, зимние – при речках Улкояке и Тургае и частью при озере Аксакалбарбий, простираясь к полудню до средины песков Каракум. 18 Кипчацкого рода часть узун – 6 отделений, до 2000 семей. Их старшины Мянгдай-батыр и Дербиш. Кочевья: летние – по речкам, текущим в Улутургаю, Муюнле и Дямме, при вершинах реки Убагана и в урочищах Юдасу и Тирякле, зимние – от вершин речки Сарыбутак до Тургая и на восток от оной до течения речки Каиндаташ. [411] Обе сии части кипчатского рода торг свой призводят в городе Троицке. 19 Баганали-найманский – одно отделение, до 900 семей. Начальник над оным Байназар-бий. Кочевья: летние – близ вершин Ишима, зимние – около реки Тургая и к югу при озере Аккуль до окончания реки Чжеланчик. Сия и следующая за оным часть киргизцев торговлю производят большею частью в Бухарии и изредка в Троицке, они участвуют также в извозе и препровождении купеческих караванов. 20 Баганали-найманский – 12 отделений, до 6000 семей. Управляют старшины Трухменбай-бий, Тулак-батыр и султан Токтамыш Батырханов. 21 Балтали-найманский – 4 отделения, до 4000 семей. Начальствуют дети Утямыш-батыря. Торговлю сей и следующие за ним части производят в Бухарии. 22 Аргинского рода часть, называемая тюбекли, состоит из двух отделений и до 2000 семей. Начальники Маман-бий, Чжабай-бий и султан Ксаарив Батырханов. Все сии три рода, или части, киргизцев кочевье свое располагают совокупно летом – около вершин рек Тургая и Ишима, в горах Улутау, Кичиктау и в урочищах Мурункарагай, Аксайдак, или Асайкудук, и Каскан. Тюбеклинцы же распространяются иногда в песках Каракум по восточной части оных при урочище Осьузяк; зимою располагаются в южной части песков Каракум, по течению речки Караузяк до реки Сыр, и по сей реке около кладбищ Карабадал, Атакармакчи, и за оными близ протока Кувана при урочищах Суксавель, или Суксеуль, до разделения реки Чжана от Кувана. Всего в Средней орде полагают 99 отделений, а в них 169 400 семей. [412]
    -1 points
  13. Меньшая орда 1 Отделившиеся от Меньшой орды в сообщество к Средней разные уделы, заключающие до 6000 семей. Ими начальствуют Будбай-бий и Вадрян-батыр. Кочевья их разделены, они располагаются по реке Цуй, или Чу, в песках Ареметей, в вершинах речки Иселя и около рек Сарысу и Сарыкингиру. Торгуют в Бухарии и Ташкении. 2 Чжидерууского рода часть, называемая чумичли-табынская, состоит из одного отделения, в коем до 1100 семей. Главою оного старшина Куянчачагай. Кочуют и производят торг соединенно с последнею частью Средней орды. 3 Байулинского рода часть, называемая алачин, имеет два отделения, до 1200 семей. Начальники: Кулжан-батыр и Уразбай-бий. Кочевья: летние – в песках Каракум по западной стороне урочища Юсьузак и около Билтюбяс; зимние – по реке Сыр в местах, называемых Аегыртау и Суккан, и при реке Куван, в урочищах Касобалы и Мужаклы. Торгуют в Бухарии. 4 Байулинского рода часть, называемая чжупбасцы, имеет 6 отделений, в них до 7200 семей. Управляют старшины: Кубек, Нурбай-бий, Аксакал, Байсакал и султан Сеитгали Нуралиев с 8 братьями. Кочевья летние по северной стороне реки Сыр, в песках Каракум, по реке Тургаю и против города Троицка, около реки Тобола при урочище Учьаяты; зимние – по реке Сыр, в местах, именуемых Куркут-ата и Куват, по реке Куван и за оною в урочищах Тайкаткан, Сабын-юл, при реке Чжане, в окрестностях урочища Каки и у развалин Чжаныкала. Торгуют в Троицке и Бухарии и особенно славны по препровождению купеческих караванов. [413] 5 Чжидерууского рода часть, называемая табынцы, состоит из одного отделения, в коем до 300 семей. Главным оного старшина Аккуз-батыр. Кочуют и производят торговлю соединено с чжаббасцами. 6 Байулы-алтынский, имеет 4 отделения, в них до 5000 семей. Начальники: старшины Барка-батыр и Туганю-бий. 7 Байулы-тазларский – 2 отделения, до 800 семей. Начальник Ирняк-мурза. 8 Чжидеруу-телеу – 4 отделения, до 2800 семей. Начальники Байгюр-бий и Ирывбай. Сии три рода, или части, кочевья свои располагают соединено: зимние – по левой стороне реки Сыр, начиная от урочища Тушарлика, за рекою Куван и проходя чрез брод Кияукичува, достигают до протоки Чжаны, а некоторые остаются при устье реки Иргиза, в урочище Тюгошкан; летом – к северу от реки Тургая по речке Карасай и вокруг озер Ургач-Кинделикуль. Торг производят частью в Бухарии, и частью в Троицке. От рода чжидеруу-телеу происходит удел теля-тайляк, кочующий безвыходно около реки Сыр, на острове Арыкбалык, под управлением Нурлюбай-бия, Бурамбай-бия и проч. Они торгуют с хивинцами и в народных делах соединены с кишкеня-чиктынцами. 9 Чжидеруу-кираит – 12 отделений, до 4000 семей. Управляют оными Манак-бий и Кушкулак-бий, или Коскулак. Кочевье их зимнее за рекой Сыр, в окрестностях урочищ Бельтюбесе, около Кувана и за оным в местах Кызылчалы, Башыактюбя, до самой реки Чжаны; летние – в северной стороне песков Каракум, в урочище Бельтюбесе, и, перейдя Иргиз, распространяются даже до горы Карачетау. Торгуют в Бухарии и участвуют в препровождении купеческих караванов. [414] Описанные выше последние 22 части Средней орды и 9 Меньшей составляют ныне как бы одну особую орду, признавая в советах первый голос султана Чжуму Худаймендина. Они больших раздоров между собою не имеют и по делам пограничным с Россиею сносятся всегда в городе Троицке. 10 Алимулы-карасакал – 4 отделения, до 1700 семей. Старейшины Сююндук-бий и Айтуар. Кочевья зимние по реке Сыр и к югу оной, начиная от урочища Кимясалган до реки Кувана, за сею рекою в местах Сулкундак и по реке Чжане, в окрестностях Томартюбя; летние – к северу реки Сыр в песках Каракум, около урочищ Тюгускан, Конуртюбя, Каржун, Тюбякуль, до самой речки Алдыкарасай. Торгуют в Бухарии и грабят российские караваны. 11 Алимулы-каракитинцы – 3 отделения, до 2500 семей. Главные в оных Чилтик-бий и Кунгурбаш. Кочевья: зимние – за рекой Сыр в местах Кургутата, по реке Кувану и с левой стороны оной в урочище Батман, не доходя несколько реки Чжаны; летние – в песках Каракум при урочищах Бильтюбясе и Ювантюбя и по реке Иргизу при Бугултяке. Алимулы-чумякейского отделения главные части 12 1. Чумекей-елдар имеет 4 удела, до 6000 семей. Управляют Китябай-бий, Курян-батыр, Актляш-мурза и Ярмухаммет. 13 2. Чумекей-каратамор – 2 удела, в них до 2500 семей. Управляют Айтимбет и мурза Юсуф. 14 3. Чумекей-тукин – 2 удела, до 2500 семей. Управляет Самет-батыр. [415] 15 4. Чумекей-куит и аюс-сырым – 4 удела, до 5000 семей. Управляют Сердали-бий и Рак-бий. 16 5. Чумекей-куняк и сары-кашкеня – 4 удела, до 4000 кибиток. Управляет Чжулеук-бий, Байгунды и Кужак. Над сими пятью чумекейскими частями признается главным султан Булякей Нуралиев. Исключая елбяровской части, которая много раз препровождала купеческие караваны, все прочие, а особливо две последние, всегда грабили оные и торг свой производят в Бухарии. Кочевья их зимою – по реке Сыр, в урочищах Таскичу и Байгузе и по реке Кувану, в местах Айтимбет и Ачжыркуль; летние – пройдя пески Каракум и урочища Тюгушкан, распространяются по реке Иргизу и по степи до горы Карачетау и речке Баксайты. 17 Алимулы-тюрткара – 12 отделений, называемые куламан, мазын и проч., состоят вообще из 11 000 семей. Оными управляют тархан Каракубек-бий, Башкара, Караалтай, Сараалтай, Яныш, Актюбя, Тикмишюсь, Алтай и зять Каракубека султан Ширгазы. Кочевья зимние по реке Сыр, в местах, называемых Майлыбаем и Кинтюс и, продолжаясь к полудню, располагаются также на реке Куван, в урочищах Уткаль, Акчиганак и около перевоза Табын, а на реке Чжане – у древней крепостцы Нуртай и при кладбище Сырлытам; летние – в песках Каракумах около урочища Калмас, по реке Иргизу, начиная от озер Кулакачибарбий до кладбища Баксайты, и по реке Улуиргизу до вершины оной. Торг производят с хивинцами и частью с бухарцами, по степи с товаром разъезжающими, а упражняются наиболее в грабеже купеческих караванов. 18 Алимулы-кишкеня-чикты – состоят из 6 уделов: чжиеня, жолчора, асан-усень, курман и куттук, в коих до 8000 семей. [416] Главные в сем роде Чжаназар-бий, Чжанзак, Хочжаберган, Утюгун и называвшийся самопроизвольно ханом султан Абулгазы. Кочуют зимою по реке Сыр, близ устья оной в местах Каратун, или Каратюбе, Чжингат и Дынтау, по реке Кувану, при урочищах Сорарыка, Чалбир и Бисарал; летние – к северу от реки Сыр, около Аральского моря, в песках Каракум, при урочищах Чиганак, Кокдумбак, при озерах Большой Барсук и распространяются даже до вершины реки Эмбы. Некоторые из них ныне к северу за реку Сыр не переходят и располагаются всегда при Чжингиттау, или Чжингизкала, Чжаксыкостам, Каратюбя и проч. По совершенной бедности и недостатку в скоте соделались они главнейшими грабителями караванов, чем самым и получают себе пропитание, торгуя с хивинцами. 19 Алимулы-каракисяк – 4 отделения, до 3500 семей. Начальники в оных старшины Айдарбек и Тукман. Кочевание свое имеют смешанно между кичкеня-чиктынскими аулами, с которыми состоят в тесном союзе. 20 Алимулы-улькон, или билюкчура-чикты, имеет 4 удела: телеу, кабан, нагар и чурень-чикты, в коих до 8000 семей. Главные: Мусульман-бий и Чунгай-бий. Кочевья: зимние – по реке Эмбе, в песках Барсуккум и по западной стороне Аральского моря до города Конрата; летние – к северу от реки Эмбы, по реке Темиру и в вершинах рек Сагыза, Уила, Хобды и Илека. Торг производят частью в Оренбурге, а больше в Хиве. 21 Алимулинского рода, чумякейского отделения часть, называемая ак-китын, имеет 9 уделов, в коих до 2000 семей. Управляет оными старшина Тукбай-бий. [417] 22 Того же рода и отделения часть, именуемая учжарай. Она имеет 5 уделов и до 1500 семей. Главные в оной старшины Барку-бий и Тика. Кочевья их располагаются соединенно с улькон-чиктынцами, иногда же на зимнее время несколько из их аулов уходят в урочище Отравы, что близ Каспийского моря. 23 Чжидерууского рода, табынского отделения часть, называемая чумичли, состоит из 9 уделов, в коих до 4000 семей. Ими управляет Барак-батыр. Кочевье зимнее между Аральским и Каспийским морями, в урочищах Кульмавир, Шамматай, в песках Сыиг и при кладбищах Чуруккушчи; летом переходят они от сих мест к северу чрез пески и горы, называемые Чинга и Учканот до реки Эмбы. Торгуют летом частью в Оренбурге, а более – в Хиве. Последние 14 частей Меньшей орды есть собственно та часть киргизцев, которая, как видно было в историческом известии, вступила в союз каракисяцкий. Они и ныне в главных до общества касающихся делах между собою имеют некоторый вид согласия и составляют как бы особую орду, отпадшую от повиновения избираемых Россиею ханов. Байулинского рода главные отделения 24 1. Адаевское – состоит из 12 уделов, в коих до 10 000 семей. Начальники Гумер-батыр, Курмантай-бий, Исяк и Пиряли-хан трухменский, который в прямом смысле составляет только правителя сей части и других небольших партий, от байулинского рода к нему присоединившихся. Кочевья их располагаются в горах Мангистау, или, собственно, Мангишлак, и около Аральского моря в связи с прочими киргизскими родами. Торгуют в Хиве и по Нижнеуральской линии. [418] 25 2. Черкеское – имеет 8 уделов, в коих до 8000 семей. Их старшины Байчиркас, Кушутбек, начальник бывшей расправы Бекмаметь и главный – султан Каратай 116. 26 3. Берическое – имеет 7 уделов и до 5000 семей. Управляют оными старшины Исян-бий, Сатакай, Чжабал и Бегали-султан. 27 4. Танинское – имеет 6 уделов и до 5000 семей. Главные в оном Базарбай, Акберда и Исянгилды-бий. 28 5. Байбактинское – в 8 уделах, содержит до 6000 семей. Во оном старшины Адель-мурза и батыры Ирсали и Барган. 29 6. Алачинское – в 7 уделах, 5600 семей. Их начальники Муса, Алдыяр, Хубаяр и Икзали-султан. 30 7. Сыкларское – в 6 уделах, до 5000 семей. Старшины их Султанбек, Исенгали и Чурман-султан. 31 8. Маскарское – в 6 уделах, до 3000 семей. Главами оного старшина Кузак, Агизбай, Азибай и Аблай-султан. Все сии отделения торг свой производят летом в городе Оренбурге и зимою – в городе Уральске и по всей Нижнеуральской линии. 32 9. Тазларское – в 6 уделах, имеет до 3000 семей под начальством старшин Сигизбая и Букана. [419] 33 10. Кызылкуртское – в 5 уделах, до 3000 семей под управлением Айтугана и Уразали. Оба сии отделения препровождают в Оренбург хивинские караваны и торгуют в Оренбурге и Хиве. 34 11. Исентемирское – в 4 уделах, до 3000 семей под ведением Мимбай-батыря. 35 12. Япбаское – в 2 уделах, до 1000 семей под начальством Бабаса. Сказанные байулинского рода 12 отделений, живут в довольно между собою союзе и, кроме первого, предпочитают главным над собою султана Каратая, сына Нурали-хана. Кочевья их летние по степи между реками и Эмбою1(1 Так в тексте.) и при речках Кулдугайты, Булдурты, Учжанкаты, Чжусаль, Чубгарлау, Анкаты, Чипкаты до реки Хобды и Илека; зимние располагают всегда к югу до гор Мангышлакских, при устье Эмбы, в островах и заливах по берегу Каспийского моря и при самой реке Урале, начиная от Гурьева-городка до Сорочиковской крепости и далее. 36 Часть, отделившаяся от Средней орды увакского рода содержит 8 отделений, в коих до 2500 семей. Начальники оного Сапан и Иштякбай. Кочевья летние и зимние по реке Уилу и Куилу в камышах. Чжидерууского, или семиродского, рода главные отделения 37 1. Главное табынское, собственно называемая тактулы-табын, состоит из 11 уделов, в коих до 6500 семей. Управляют оными Сагыр-батыр, Кучукбай, Чжабенбай и Илекбай. [420] 38 2. Кердаринское – из 5 уделов, до 3500 семей. Их старшины Чжабан и Битик-мурза. 39 3. Тамынское – из 6 уделов, до 2000 семей под руководством старшин Сыгыра, Улана и Тюкубая. Кочевья сих трех отделений располагаются зимою при реке Урале, начиная от Уральского городка и распространяясь вверх по течению до Красногорской крепости и по реке Илеку; летом – в степи по речкам Канлыку, Тяратали, Донгузу, Айгузу, Юсали, Хобде и Илеку. Торг производят летом в Оренбурге и зимою – в крепостях по границе. 40 Алимулинского рода, чумекейского отделения часть, называемая каракиты, имеет 3 удела, до 2200 семей. Оными управляют султан Турдали, сын Дусалин, и старшина Бурзак. Кочевья зимние от Красногорской крепости вверх по реке Уралу до Верхнеозерной крепости и по реке Илеку, в окрестностях урочища Бистамак; летом – при вершинах реки Илека и в местах Маодактали, простираясь до вершин Ори. Торгуют в Оренбурге и по границе до крепости Орской. 41 Чжидеруу-чжигалбайулинцы имеют 12 отделений, в них до 7000 семей. Ими управляют Калюбай, Кутарбаш, Беккет, Алчинбай, Буранбай и Асау. Кочевье зимнее от Верхнеозерной крепости по реке Уралу, с левой ее стороны до города Верхнеуральска. 42 Чжидеруу-рамадан – в 2 уделах, до 300 семей. Они кочуют смешанно с другими аулами и подчиняются старшинам оных. Сии последние 6 частей Меньшей орды главным над собою предпочитают избранного ныне на место Айчувак-хана Чжантюрю, которого власть далее сего не простирается. Всего в 219 отделениях Меньшей орды считается до 169 500 семей, во всех же трех ордах до 408 900. [421]
    -1 points
  14. Под названием семьи, или кибитки, разуметь должно здешнее общество, соединенное узами крови под отеческим правлением старшего из них. В таковом семействе бывает иногда до 20 и более душ одних мужчин. Следовательно, приняв среднее число, видеть всех киргизцев до трех миллионов. Кочевые места каждая часть сего народа присваивает себе в непосредственную собственность. Занятие оных киргизцами иного отделения производит между ними часто великие несогласия. Сие право владения ведут они из давних времен: «На сем месте кочевали деды наши, – говорят киргизцы, – как мог тот аул разбить на оном свои кибитки». Таковые их обитания составляют вообще как бы особые полосы земли, тянувшиеся от севера к полудню, сообразно расположению зимних и летних местокочеваний. Во время перекочевки аулов весною, в юге обитавших, к северу, а северных – к югу и осенью обратно, киргизцы строго наблюдают между собою порядок, служащий к сбережению паств для каждого времени года. Все части орды тянутся тогда обыкновенно в приличном расстоянии между собою и почти параллельно; аулы же одного рода или отделения следуют всегда друг за другом, переходя по временам задние вперед, а сии, оставаясь сзади, дабы выгодами привольных мест пользоваться могли все попеременно. Но сии правила не удерживают, однако же, киргизцев от частых между собою смешений, отчего совершенных пределов киргизским кочеваниям определить невозможно. Случается даже, что многие партии, совокупясь с другими народами, устремляются совсем за пределы своей степи, как, например, с туркоманами – в Персию, с каракалпаками и узбеками – в Бухарию, а с куканами и зюнгорцами – в Кашкарию и до индейских границ, чрез что они совершенно изменяются в виде и нравах.
    -1 points
  15. В отличий от тебя я привел свидетельства реальных служивых того времени. Ты же пишешь отсебятину и карту еще разукрасил не по детски.
    -1 points
  16. Мне не нравятся утверждения АКБ, и то что он спорит до последнего за свои бредовые тезисы. Но он имеет свое точное мнение, пусть и в корне неверное, но он его хоть как-то выстраивает. В дискуссии с ним ты знаешь на чем он стоит и он не боится критики. А есть юзеры которые не имеют никакой четкой позиции и просто спорят по ситуации. Свою позицию озвучить не хотят т.к. боятся критики. А цель их настоящая просто спорить для самоутверждения в сети - весьма недостойное и жалкое занятие. Я считаю что люди воспитанные ценностями коммунизма и либерализма не поймут что в этом плохого. Но если бы каждый имел достойную цель искать правду а не выплескивать негатив в сети, и имел бы свое мнение - ваша жизнь была бы проще.
    -1 points
  17. Не знаю кто и что высасывает, но в тексте Рузбихана, который вы залили, ничего определенного и конкретного я не увидел, в нем нет указания родо-племен, маршрутов, расстояний и дальности кочевок, о чем собственно и идет речь в данной теме. Если вы хотите быть моим оппонентом в данной теме и отстаивать общепринятую версию, что все казахские родо-племена сезонно кочевали по маршруту и на расстояния "ЮГ - СЕВЕР" (от южных предгорий и пустынь зимой до северных степей и лесостепей летом), то прошу вас для начала дать ответы на поставленные мной вопросы Arсену.
    -1 points
  18. Не мною это придумано. Все так считают. Далеко и ходить не надо, например, все мои оппоненты в данной теме. Могу дать и ссылки на литературу, но это как будет свободное время. Всем своим оппонентам в этой теме я предлагал дать ответы всего на 3 вопроса, чтобы доказать обратное моим аргументам: 1) Покажите конкретные направления маршрутов (с географическими ориентирами), с конкретными расстояниями и конкретных родо-племен. 2) Покажите исторические сведения хотя бы о том, что одни роды из какого-либо одного географическо-родо-племенного региона (по моей карте выше) кочевали по землям других родо-племен. 3) Или чтобы родо-племена южных регионов фиксировались бы в летнее время на севере Казахстана, а северные родо-племена в зимнее время на юге страны. Но пока что никто на них не ответил. А вы можете их показать?
    -1 points
  19. Ничего искать не надо, он был и есть. И даже на своем законном анатомическом месте, всегда впереди всадника. Надо гордиться мужским седлом, а не подключать ложный стыд. Если в вопросах истории вы для меня сильны и интересны, то в этнографии нет, к сожалению, но тем не менее вы делаете кому-то упреки и пишите неуместные жалобы внося раздрай среди земляков и потакая искусственно создаваемым склокам провокаторами Arсеном с Almaty-Тирионом.
    -1 points
  20. Начну с самих юзеров из Казахстана. Вот какую билиберду писал, к примеру, ваш единомышленник Arсен в теме Казахи 02.01.2018 г.: "... Кылышбай, вы хорошо знаете сезонные миграции казахов того времени? Вы думаете, что раньше казахи Центрального и Северного Казахстана оставались зимовать с многотысячными отарами и табунами в "омбы кар"? Это сейчас можно прокормить малочисленные отары в кыстау с сеном в кыстау и аулах. Казахи Среднего Джуза в основном зимовали на берегах реки Сырдария, северного побережья Прибалхашья, в Мойынкумах. Весной возвращались. Летние кочевья казахов среднего и младшего жузов находились в лесостепной и степной зоне Сары-Арки, зимние — в поймах Сырдарьи, низовьях Чу, у подножий Каратау, в Приаралье, на Мангышлаке. Казахи со своими стадами могли беспрепятственно переходить в Самарканд. Или вы думаете зимой скот можно с легкостью пасти в Сибири?" И вот что ему солидарно отвечал кылышбай: "... Так ведь АКБ говорит... вы правы. поэтому в Сибири не жили кочевники (как бы не пытался приписать себя к сибирякам АКБ): толщина снегового покрова и морозы затруднят кочевое животноводство." Оба на полном серьезе верят в существующий миф, что казахские родо-племена сезонно кочевали по маршруту и на расстояния "ЮГ - СЕВЕР" (от южных предгорий и пустынь на зиму до северных степей и лесостепей на лето и обратно).
    -1 points
  21. Есть много исторических свидетельств про маршруты кочевок казахских родо-племен сугубо внутри родовых территорий, которые полностью согласуются с направленностью моей темы, с изложенными мной доводами и картами. Примеров много, приведу пожалуй пару-тройку. Вот, например, касательно родо-племен с родины кылышбая, Arсена и Zake, ибо они мои главные оппоненты в данной теме. Сыргелинцы кочевали по реке Чу, в низовьях Таласа и в предгорьях Каратау. Дулаты кочевали в широтном направлении, от среднего течения Или на востоке до Чу, Таласа, предгорий Каратау и кыргызского Ачартау, а также среднего течения Сырдарьи на западе, в меридиональном направлении от западных отрогов Тянь-Шаня на юге до среднего течения Чу, песков Моюнкумов и южной оконечности Балхаша на севере. Албаны, суаны, шапрашты, ысты, ошакты, джалаиры кочевали по речным долинам Или и Заилийского Алатау до Хоргоса (Текес, Чарын, Алтын-эмель, Кок-Терек). А теперь покажите мне свидетельства, чтобы эти же родо-племена юга на лето откочевывали бы в северо-казахстанские степи и лесостепи.
    -1 points
  22. Ok. Давайте за временной и географический ориентир возьмем такой феномен казахского прошлого как 3 джуза еще более раннего периода истории казахов, потому что время их возникновения спорно, но в любом случае это промежуток времени приблизительно 16 - 17 веков. Вопрос - совместимы ли между собой существование трех джузов и возможность смешанного, совместного кочевания всех казахских родо-племен по маршруту "ЮГ - СЕВЕР" (от южных предгорий и пустынь на зиму до северных степей и лесостепей на лето и обратно)? Я, к примеру, считаю, что нет. Считаю, что это противоречит самой природе существования отдельных трех джузов.
    -1 points
  23. Это практически невозможно и противоречит самой природе кочевого скотоводаства. Чтобы преодолеть такие чудовищные расстояния со своим многочисленным скотом родам, аулам пришлось бы не пасти скот на летних пастбищах в полном смысле этого слова чтобы он нагуливал жир, а люди заготоваливали бы кумыс, масло, жир и другие молочные продукты и сменять пастбища лишь в случае их оскудения и перехода к свежим. А пришлось бы чуть ли не каждый день сниматься с места и перекочевывать на новые стоянки, и так постоянно. В результате люди просто выдохлись бы, а скот бы истощал. Такие спешные кочевки были бы не праздником, каким процесс кочевания на летние пастбища всегда был для казахов великим и радостным праздником и беззаботным периодом жизни, а были бы спешным переходом, рейдом, форсированием рек и степей. 1500 км. это примерно от меня до Алматы. Живо представил такую перекочевку со скотом, скарбом, детьми и стариками. Нет, даже в уме такое невозможно. Я уже молчу, что такие маршруты и расстояния не возможны были по той простой причине, что они непременно затронули бы или пересекли бы чужие кочевые маршруты, кочевки других родо-племен, а это было недопустимо в наших исконных традициях, это вызвало бы войну между родами. Так что Arсен как обычно решил быть писателем фантастом.
    -1 points
  24. Хунну как протогосударство зарождались в Маньчжурии. Северный Китай = Маньчжурия. В китайской историографии хунну появляются не ранее V века до н. э., когда их набеги на оседлое население Северного Китая побудили китайцев начать строительство отдельных укреплений, которые впоследствии были объединены в Великую китайскую стену. Угроза со стороны хунну усилилась в III веке до н. э., когда кочевники образовали мощный племенной союз во главе с правителем-шаньюем. Хуннская держава покрывала значительную часть Монголии и Южной Сибири, простираясь от Маньчжурии на востоке до Памира на западе. В дальнейшем завоеванные саки и скифы были включены в западную часть империи, считай - украина империи хунну. Археология: Кяхта, Иволга, Селенга... Хуннских городищ навалом... до н.э. Поздние завоевания считать истоком империи - ???
    -1 points
  25. "В 2007 году генетик из Фуданьского университета (КНР) Ли Цзинь (Li Jin) после анализа ДНК показал, что генетические маркеры указывают на происхождение таримских мумий из Восточной Азии. Но уже в 2010 году все та же группа китайских ученых д-ра Чжоу из Цзилиньского университета представила первые данные собственных генетических анализов этих мумий (результаты опубликованы в журнале BMC Biology). В ДНК человеческих остатков, раскопанных в Таримской впадине, они проанализировали тип Y-хромосом (передающиеся по мужской линии) и митохондриальных ДНК (mtDNA, передающиеся по женской линии). Полученные данные позволяют судить о том, что происхождение таримских мумий — смешанное: европейское и сибирское. У всех проанализированных мужчин Y-хромосомы оказались характерны для жителей Восточной Европы, Центральной Азии и Сибири, при этом они очень редко встречаются в Китае (гаплогруппа R1a1a). Митохондриальные ДНК у женщин также указывают на восточно- и западноевроазиатское происхождение (гаплогруппы С, H и K). Группа доктора Чжоу пришла к выводу, что смешанное население заселяло Таримский бассейн уже в раннем бронзовом веке (для этого региона период 2000–1400 лет до н. э.), то есть что восточные (сибирские) и западные племена, заселившие Таримский бассейн, успели объединиться до своего появления в этих пустынных местах. Генетические маркеры могут указывать, к примеру, на древнее смешение индоевропейских племен с населением Сибири где-нибудь в районе Алтая, откуда те уже могли прийти в Такла-Макан."https://pikabu.ru/story/tarimskie_mumii__unikalnaya_arkheologicheskaya_nakhodka_5706834 "Анализ древнейших мумий, проведенный в Пекинском университете (КНР), показал возраст 3980 лет. Можно также напомнить, что именно здесь немецкими археологами в прошлом году были найдены древнейшие сохранившиеся штаны, — возрастом более 3000 лет, " "Наиболее ранние мумии могут быть датированы XVIII веком до н. э., наиболее поздние — II веком н. э. Их отличают длинные, заплетённые в косы волосы рыжего либо светло-русого оттенка."
    -1 points
×
×
  • Create New...