Jump to content



Leaderboard

Popular Content

Showing content with the highest reputation since 05/25/22 in all areas

  1. https://voxpopuli.kz/kazahstan-glazami-drevnih-kartografov/
    2 points
  2. Жетиру думаю к середине июня будут
    2 points
  3. Давно уж не заходил в форум, как то времени не стало хватит у меня ... старею и темп времени стал очень быстрым и практически не успею. И пропустил значит свое обещание. :shame На картинке я написал "Форум-ун танил та бүхүн нөхүд-тү-бэн хамуг-ун сайин сайихан бүхүн-йи хүсүн ирүгэй-э" - Друзъям ознакомившихся из форума пожелаю всего наилучшего. Приветствую всех форумчан с приближающим нашим монгольским национальным праздником "Наадам"-ом.
    1 point
  4. Перевод письма на русский, сохранившийся в российских архивах: ⠀ 8 сентября 1730 г. ⠀ Послание в Петербург ее величеству. ⠀ Величайшей, благородной, богатой и умной обладательнице многих земель, ее величеству государыне императрице ежедневно, ежемесячно и ежегодно желаем божией милостью благополучного государствования. Наше заявление Вашему величеству состоит в том, что с подданным Вам башкирским народом, который находится за Уралом, у нас близких отношений не было. Желая быть совершенно подвластным Вашему величеству, я посылаю своего посланника вместе с Вашим подданным Алдарбаем. Этот Алдарбай требовал посланника от нас к Вашему величеству, и поэтому мы, Абулхаир-хан с подвластным мне многочисленным казахским народом Среднего и Малого жузов, все преклоняемся перед Вами, являемся Вашими слугами и все вместе в простым народом желаем Вашего покровительства и ожидаем Вашей помощи, чтобы с подданным Вам башкирским народом, находящимся за Уралом, жить в согласии. Желаем Вам всякого благополучия и будем Вашими подданными. (Передали): Сеиткул. Главный посланник Куттумбет с товарищами. Правильный перевод: Величия и милости высокой, государства превыше, правящей [всеми] землями ее величеству белой великой императрице обращаемся с обыденным намерением. Изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год государство [Ваше] да пребывает в здравии и приумножается. Наше заявление Вашему величеству следующее. С народом Вашего величества уральскими ештек-башкортами меж нами нет согласия. Теперь, желая получить под покровом Вашего императорского величества защиту и спокойствие, посылаю, присоединив к лесной дороги уральскому ештеку подданному Вашему Алдарбаю, своего посла. Поскольку этот Алдарбай просил посла к Вашему императорскому величию, мы, Абулхаир-хан, сорок санов казахов, Средний и Младший жузы со всеми подвластными мне караша склоняем голову. Ярлык: с Вашими слугами уральскими ештеками хотим достичь согласия. С Вашим ярлыком да будем в согласии. Посланный посол Сеиткул во главе с Кутлыметом с товарищи. к.и.н. Исин А.И.
    1 point
  5. Торгут -древный этноним. Торгуты на самом деле не ойраты.
    1 point
  6. Ну куманский язык (кыпчакский проще говоря) относится к тюркским языкам именно поэтому и похож. Простите в лингвистике не силен, но однозначно куманский и казахские языки очень сильно похожи.
    1 point
  7. В этом что-то есть. Вот напр. Дулати пишет: МИРЗА МУХАММАД ХАЙДАР ТА'РИХ-И РАШИДИ КНИГА ВТОРАЯ ГЛАВА 35. Итак, область Кашгар (Добавлено по Л2 163б; Л3 139а) была завоевана Чингиз ханом... ...При этом надел дуглатов достался Чагатай хану. Чагатай хан вверил дуглатам Манглай Субе. Манглай Субе означает “местность, обращенная к солнцу”. Она граничит с Шашем, Чалишем, Иссик Кулем, Сариг-Уйгуром. В пределах этих четырех сторон расположены Кашгар и Хотан. Первым, кто из дуглатов утвердился в тех владениях, был эмир Байдаган. От эмира Байдагана [это владение] из рода в род, из века в век, от сына к сыну перешло по наследству к упомянутому выше Мирза Аба Бакру. Но ведь именно этот период хорошо описан и известны племена, которые были рядом с Чагатаем. Ни в каких других источниках (ранних) не подтверждаются сведения М. Дулати о выделении Чагатаем в пользу дулатов каких-то земель в Чагатайском улусе.
    1 point
  8. В принципе даже очень похожи, за исключением некоторых деталей.
    1 point
  9. [1-2] Tenrini sövgil barcˆa üstündä! [1-2] Tanirdi barshadan artyq sui (jaqsy kor)! [12] Люби Бога превыше всего! [3] Tenrinin atïn bile ant icˆmägil! [3] Tanirdin atymen ant ishpe! [3] Не клянись именем Бога! [4] Ulukünni avurlagïl! [4] Uly kundi qurmette! [4] Чти святой день! [5] Atannï, anannï hörmätlägil! [5] Atandy, anandy qurmette! [5] Почитай отца твоего и мать твою! [6] Kisˆini öldürmägil! [6] Kisini oltirme! [6] Не убивай человека! [8] Ogur bolmagïl! [8] Ury bolma! [8] Не будь вором! [7] Ersek bolmagïl! [7] Ersek bolma! [7] Не будь похотливой! [9] Yalgan tanïxlïq bermägil! [9] Jalgan kualik berme! [9] Не давай ложного свидетельства! [10] Özgä kisˆinin nemäsi suxlanmagïl! [10] Ozge kisinin nemesin(zatyn, menshigin) qalama! [10] Не пожелай ничего, что принадлежит другому человеку! [+] Sevgil senin qarïndasˆïn, senin kibi! [+] Sui senin inindi(qaryndasyndy) ozindi suigendei! [+] Люби ближнего своего, как себя!
    1 point
  10. Подозреваю этот ареол тёмно-оранжевый на территории Средней Азии и Сибири G1 являются именно казахами из рода Аргын.
    1 point
  11. Sövüncˆlü bolgïl, Maria, soyurgamax bile Suiinshili boldyn, Maria, qut-berekege Радуйся, Мария, исполненная благодати! tolusen! Bey Tenri senin bile; barcˆa qatunlar tolysyn! Uly Tanir senimen; barsha qatyndar (aielder) Господь с Тобою; благословенна Ты между arasïnda algïsˆlïsen, dagï algïsˆlï yemisˆ senin arasynda algystysyn, tagy algysty uryq senin всеми женами, и благословен Плод во чреве köksünde, Yesus Kristus. Amen. jatyrynda, Iisus Masih.Amin. Твоем, Иисус Христос. Аминь.
    1 point
  12. 1 point
  13. Atamïz, kim köktäsen! algïsˆlï bolsun senin Atamyz, kim koktesin! Algysty bolsyn senin Отче наш, сущий на небе! да благословит atïn! Kelsin senin xanlïxïn, bolsun senin tile- atyn! Kelsin senin xandygyn, bolsyn senin tile- ся имя Твое! Да придет Царствие Твое, да бу megin necˆik kim köktä, alley yerdä! genin kim kokte , alde jerde! дет воля Твоя, как на небе, так на земле! Kündegi ötmäkimizni bizgä bügün bergil. Kundegi nanymyzdy bizge bugin bere gor. Хлеб наш насущный дай нам сегодня. Dagï yazuqlarmïznï bizgä bosˆatqïl, necˆik Tagy jazyqtarymyzdy bisge bosata gor, qalai И прости нам грехи наши, как мы про biz bosˆatïrbiz bizgä yaman etkenlergä. Dagï biz bosatarmyz bizge jaman etkenderge. Tagy щаем злоделателям нашим. И не введи нас в yeknin sïnamaqïna bizni küvürmägil, basa bar- shaitannyn azgyrtuynan bizdi saqtai gor, basqa barsha искушение диавола, но избавь нас от всего cˆa yamandan bizni qutxargïl. Amen. jamannan bizdi qutqara gor. Amin. злого. Аминь.
    1 point
  14. Kim yazuxsuz kerti könül bile Tenirnin Kim jazyqsyz shyn konilimen Tanirdin Кто без греха и с искренним сердцем при yetesin alsa, ana bolgay kökdägi tügenmes tirilik. tanin qabyldasa, onda bolgai koktegi tugenbes tirlik. мет Плоть Божью, обретет жизнь вечную на небесах. Paulus: Pavel: Павел: Kim yazux bile dagï arïqsuz könül bile Tenir- Kim jazyqty bola tura tagy aram jurekpen Tanirdin “Кто принимает Плоть Божью в грехе и с nin yetesin alsa, ol sagïnïr: “Emdi men arïmen”. tanin qabyldasa, ol oilar: "Endi men tazamyn" (dep) нечистым сердцем, думает: “Теперь я чист”. Ol bilmes, kim tamuxnun otun aldï dagï tügen- Ol bilmes, tozaqtyn otyn alganyn, tagy tugenbes Он не ведает, что принял огонь ада и обрел mes ölümün aldï. Anïn ücˆün yaqsˆï kenesˆiniz kön- olimin alganyn. Sol ushin jureginizben jaqsy kenesiniz, смерть вечную. Посему посоветуйтесь с серд lümiz bile, eger dagï barïsï yazuxunuz. Aytïnïz, eger tagy bar bolsa jazygynyz. Aitynyz, цем своим, все ли это ваши грехи. Скажите, не yasˆïrmanïz! Kim, bilip bir yazuxun, Tenirnin ye- jasyrmanyz! Kim bilip bir jazygyn, Tanirdin tanin утаивайте! Кто, зная за собой какойто грех, tesin alsa, ana yaqsˆïrax-tur yïlan alsa kensi agï- qabyldasa, ogan jaqsyraq auzyna jylandy algany: примет Плоть Божью, было бы лучше, если бы zïna: ol yïlan boyïna yamanlïa etse, dzhanïna ete ol jylan boiyna jamandyq etse de, janyna ete он взял в рот змею: хотя змея и причинит вред almas, basa Tenri yetesi boyïn, dzhanïn öldürür. almas, Tanir tani bolsa one boiynda , janyn da oltirer. телу, она не сможет повредить душе, а Плоть Божья убьет и тело его, и душу его”.
    1 point
  15. Вряд ли. узбеки-мангыты, не каракалпакские. ханом каракалпак возможно, но не сам. А также башкир и казахов. Башкиры-табынцы до конца были с Кучумовичами. Вот именно, это версия Дулати. Полагаю общество казахов было и до Керея и Жанибека. Первое общество это как писал Валиханов и вроде Тынышбаев, были казахи Амета и Самета в Каракумах, завоеванный Аксак Темиром. Барак-хан жил в Казак-йайлагы. Есть легенды про три сотни Амета и Самета, есть Жетыру (Карт-Казаки). не было такого. Были моменты в составе Ногайской Орды, возможно Бухарского ханства. Каракалпаки серьезной силы не представляли. Скорее они были союзниками казахов. Тем более с появлением калмыков междоусобицы между тюрками переключились в основном на борьбу с первыми. участие не значит подчинение. Тем более тогда уже участвовал султан Абулхаир со своими поддаными. возможно связано с "нашим" Алашом или ногайским мирзой Алашем либо Алашем "калантаром большого аймака" у которого жил юный шибанид Абулхаир. Наш Алаш возможно связан с двумя последними Алашами. У них судя по фольклору и эпосам Алаш это казахи. не было такого. участие в набеге не значит подчинение. Тем более султан Абулхаир участвовал вэтих набегах со своими поддаными. В это время они были союзники каракалпаки и казахи. Нижние каракалпаки попали под власть хана Абулхаира позже.
    1 point
  16. Скорее всего имеется период примерно второй половины 15 века. Под Могул-улусом в Ташкенте имеется в виду правление могульского Йунус-хана https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Йунус-хан. Он погребен в Ташкенте.
    1 point
  17. Вы специально людей не путайте. Кучум-хан был шибанидом, каракалпаком его не называли и называть так его неправильно. Узбакан-и -шибан и узбакан-и-казак, т.е. узбеки-шибаны и узбеки-казахи назывались так по имени властвующей над ними чингизидской династии. Именно самих казахских ханов в первую очередь прозвали казаками (причина - сепаратизм, т.е. "казакование" этих джучидов), поэтому и подвластные им узбеки стали называться казаками. А не наоборот. Такова была версия Дулати. То же самое и с узбеками-шибанами. Это название является производным от шибанидской династии.
    1 point
  18. https://cyberleninka.ru/article/n/shibany-nesostoyavshiysya-etnonim/viewer
    1 point
  19. 1549 Года 209 Ноября 26 дня к Государю царю ИВАНУ Васильевичу в село Троецкое Скнештино тож из Нагайской земли приехали служилые татаре Кадыш Кудинов да Енгарай Янсубин, которые сказывали: что они были у Юсуфа Князя две недели; а как он, Князы их отпустил, из за Яика с Каредувана, тому шесть недель по Ноября 26 число. И Царевич Дервиш с Юсуфом же кочует, а Юнус мирза Юсуфов сын кочует в верх по Яйку, повыше отца день пять или шесть, другой же Юсуфов сын Али мирза кочует на речке Аликалее, от Карадувана днища с два, а Шихмамаевы дети Касай мирза с братьею кочуют на реке Сыре к Казацкой орде, ибо к Волге реке их Юсуф Князь кочевать не перепустил. Исмаил же мирза да Кочумовы дети Белек Булак мирза с братьею кочуют за Волгою против Астрахани. А Ченеш мирза с братьею Асановы дети кочуют поверх Астрахани на своем зимовищи на Макатове. На сей же стороне Волги Нагайских мирз нет [202] никого. Еще оные Татаре доносили, 1) что при них пришел в Нагайскую землю к Юсуф Князю из Казани посол Изелгура Азей а с ним шесть человек, и у Юсуфа при них Казанской посол не бывал, а с чем тот посол из Казани пришел, того незнают. Но Юсуф Князь с Казанцами в великой брани за то, что они в прошлом году у сына его, Юнус мирзы, как к Казани приходил, многих людей убили, 2) с Крымским Царем Нагайцы не в миру; однакож сей зимы походу им на Крым не будет, а 3) При них прибежал в Нагайскую землю из Крыму Али мирзин человек с известием, что в Крым приходили Казанские послы, Царевича просить на Казань. Но Царь их из Крыма отпустил, а Царевичь им недал, потому что со царем и великим Князем и с Нагайцами в недружбе. https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Russ/XVI/1540-1560/Posol_kniga_nog_orda_1548_1549/text2.phtml
    1 point
  20. Такжн его версия об аварах как вархунитах терпит фиаско. версия об аварах как жужанях более достоверная оказывается
    1 point
  21. https://nplus1.ru/news/2022/05/26/huns-avars-hungarians?fbclid=IwAR3m0RFmHIvlFiEg_V9VKSP5PfqzbYlp73thVWcGzk0LAauveqGDihzNG30
    1 point
  22. https://nplus1.ru/news/2022/05/26/huns-avars-hungarians?fbclid=IwAR3m0RFmHIvlFiEg_V9VKSP5PfqzbYlp73thVWcGzk0LAauveqGDihzNG30
    1 point
  23. 1. нет 2. по шежире дулат это имя человека потомка Майкы бия
    1 point
  24. Тут просто логика. Если наши дулаты это дуглаты то они должны отличаться от уйсунов остальных по субкладу и не быть внутри него Если дулаты часть уйсунов то они должны в одном субкладе сидеть. Все
    1 point
  25. Жараған темір кигендер - Одетые в железные доспехи Ахметжан Калиолла - казахский художник и исследователь казахского вооружения. Книга на казахском языке, скачивается в ПДФ формате: http://nblib.library.kz/elib/Sait/Sovrem-e knigi/01-07-2017/Zharagan temir kigender/files/assets/basic-html/page-1.html
    1 point
  26. Данное шежире было опубликовано ещё 2009 год при поддержке широкого круга отечественных историков. Но как знаю, что оно не понравилось узбекским властям. Шежире запрещалось предавать всеобщей огласке. По некоторым данным, все кто участвовал в разработке данного шежире были допрашены сотрудниками правохранительных органов РУз. Например, в доме ученого-профессора, доктора филологических наук Камала Мамбетова прошли обыски, были конфискованы его рукописи и материалы по истории и шежире каракалпаков. Также начались обыски дома Амирлана Сейдина. Даже говорится, что против него завели уголовное дело.
    1 point
  27. Амирлан Сейдин (он же Табыскан Канаатов) — исследователь каракалпакского языка и литературы, фольклорист, старший научный сотрудник института языка и литературы имени Н. Давкараева г. Нукус, член союза писателей Республики Каракалпакстан. Родом из Канимехского района Навоинской области РУз. Занимается изучением шежире каракалпаков на протяжении уже более 20 лет. Имеет тесные контакты каракалпаками за пределами Хорезма, в частности каракалпаками Казахстана (Шымкентские, Алматинские, Туркестанские и др.), Узбекистана (Канимехские, Тамдынские, Ташкентские, Ферганские и др.), Афганистана, Пакистана и др. Совсем недавно, под его руководством начало свою деятельность научно-исследовательский центр "Шежире" при Каракалпакском отделении Академии Наук РУз.
    1 point
  28. в южных регионах дуал - стена
    1 point
  29. то, что казахи более русскоязычные чем другие среднеазиатские народы это правда но то, что 60-70% стеснялись родного языка и праздновали православные праздники это бред ну или дайте ссылку на источник
    1 point
  30. Я думаю казахские юрты на телегах прошлых веков (котерме) тоже имели такой же трубчатый дымоход, который отгинался назад, потому что обычная привычная нам всем конструкция юрты при движении телеги затрудняла бы выходить дыму наружу и те, кто был бы внутри задохнулись бы от дыма или как минимум прокоптились бы как лучшая конина. ))
    1 point
  31. @boranbai_bi а че дизлайкаете то меня? Докажите, что казачество западное и казаклык южное это одно и то же. Напишите монографию или статью, потому что я ничего не нашел. Или вы не согласны с тем, что я отбросил интерпретацию самих казахов 19 века?
    1 point
  32. @boranbai_bi да плевать, что сами казахи говорили в 19 веке. Казахи на тот момент уже забыли изначальный смысл своего этнонима. Казаклык и казачество (украинско-русское) не одно и то же. Казачество возникло на почве Батыевского туленгутства т.е кочевники , который были на службе хана так же, как и туленгуты в Казахском ханстве. А Казаклык возникло на юге Казахстана и обозначало кочевание. В глазах у персидских летописцев и самого Шейбани, кочевание монарха было занятием низкое для аристократа. Отсюда и казакование (кочевание) Тохтамыша, Абулхаира и других исторических лиц.
    1 point
  33. http://publisher.bscnet.ru/wp-content/uploads/2018/12/Иркутские-буряты...-4.pdf
    1 point
  34. Битик Улу Мухаммеда к Мураду II. Транслитерация: 1 Хак тʾаля инаятийле Мухаммад пейгамбер муджизатийле 2 Мухаммеддин гази Мурадка 3 Селям бурунгы хан агаларымыз [бирле] сизниŋ Рум вилаетиниŋ султан аталарыŋыз 4 агала(р)ыŋыз бирле илчи келечи ийишип(?) бёлек селям алышып базиргян ортак 5 юрюшуп яхшы барыш килиш кылурлар ирмиш ирдюк соŋра хан агамыз 6 Токтамыш хан сизниŋ улу бабаŋыз гази Баязид Бик бирле бурунги яхшы йосунджа илчи келечи ийишип 7 бёлек селям алышып икиси таки достлук яхшылык озе Т(еŋри) рахметинге б(а)рдылар 8 Б(а)са хак Тʾаля й(а)рлыгап бурунги хан агаларымызныŋ улуг орунны бирип турганда оз ара 9 турамыз (тюремиз?) талашып соŋрагы з(а)манада очур булуп тахт Барак колуна тюшуп турур ирди бурунгы йыл 10 Худайныŋ инаяти бирле ч(е)рик юрюп б(а)рып Б(а)рак бирле Мансурны к(а)чурдук тахтны мюлкни бизге бирди олар 11 таки анджу (?) оз иллерин ала к(а)чып юрию б(а)рдылар би- рер икишер ел Озю кышлалы тип кёчюп к(и)лип т(у)рурбыз б(а)са сизге киши 12 ийсек Улак ашурмагай тип ыймадук б(а)са сиздин су бирле киши к(и)лгей билдюк н(и)чюк булды к(и)лмеди сизниŋ й(а)хшы 13 ат(ы)ŋызны исен тюгелликни Хаджи Ибад (?) … дин билдюк имди ..к…ур…эфле…нда биз икегюге бир асыр (?) …ша 14 девлет бирди ирсе б(и)з таки Т(еŋри)ниŋ ярысы бирле бурун- гы й(а)хшыларымыз йосун(у)нджа й(а)хшы б(а)рышалы арамыз(да) илчи келечи ийишип селям 15 бёлеклеримиз й(и)тишип базиргян ортакларымыз юрюшсе кичер буй? калур менгу атка й(а)хшысы ол булгайму ирне б(а)са 16 арамызда бу б(и)р кисек Улак кяфирни китерюрге ничюк маслахат итип истегин (?) курудын судын базиргян ортак 17.юрюп й(а)рлы? мискин тирлигин кылсунлар б(а)са с(и)зниŋ исен тюгеллик(ни) кюрюп к(и)лсюн тип Хаджи Ибад … (?) дин б(и)тик селям ыйддук (?) … ни(?) 18 кёз (кёб?) кёрезе киши Ибарны (?) озюŋюз билюрс(и)з тип б(и)тик селям ыйддук(?) йыл бичин Орда Озю й(а)касында ирюрде б(и)тилди 19 Филйевм-ис-сабиʾи вел ишрин шехрю Джюмаделуля сенетю ихда ве селясун ве семанимие сене 831. Перевод: [1] М и л о с т ь ю г о с п о д а б о г а и ч у д е с а м и п р о р о к а М у х а м м е д а [2] От Мухаммеда к гази Мураду [3] Приветствие; наши прежние с т а р ш и е б р а т ь я-х а н ы и Ваши о т ц ы и с т а р ш и е б р а т ь я-султаны румского вилайета [4] посылая друг к другу послов, обмениваясь дарами и приветствиями, [ведя торговые отношения посредством] купцов и компаньонов, [5] [которые] ходили друг к другу, были в хороших отношениях между собой. Потом н а ш с т а р ш и й б р а т –х а н [6] Т о к т а м ы ш х а н с Вашим дедом г а з и Б а я з и д б е е м, согласно старому доб- рому обычаю, посылая друг к другу послов, [7] обмениваясь дарами и приветствиями, оба пребывали в мире и согласии и так достигли божьего прощения. После этого, когда В с е в ы ш н и й соблаголив, высокое место наших прежних с т а р ш и х б р а т ь е в-х а н о в да- ровал нам, в это время у нас между собой [9] велась борьба [наши знатные люди поссорились?]. В последующие года произошли (важ- ные) события и троном завладел Барак. В прошлом году [10] с мило- стью В с е в ы ш н е г о мы войском пошли, заставили бежать Барака и Мансура, (Всевышний) трон и царство отдал н а м; они (?) [11] только (?) своих людей (свои племена) взяв убежали. Вот уже несколько лет мы для зимовки прикочевываем (к берегам) Днепра, но к Вам человека [12] не посылали из-за опасения, что Улахи не пропус- тят. Нам было известно, что от Вас должен был прибыть по воде че- ловек, почему же он не прибыл? Ваше доброе [13] имя и то, что вы пребываете в благополучии, стало известно нам через Хаджи Ибада … (?) Теперь ... мы оба одно столетие (?) .... [14] если дал власть, то мы с божьей помощью, по обычаю наших добрых предков, установим хорошие отношения между нами, будем посылать друг к другу по- сланников, приветствиями [15] (и) дарами обмениваться, купцы и компаньоны будут ходить друг к другу, (если так будет,) то (всё) пройдет, (а) это останется на века, бесспорно, так будет лучше всего. [16] Тогда для того, чтобы устранить этих немногочисленных невер- ных Улахов, какое об этом примем решение между собой, спросите (дайте знать?). По суше и по воде купцы и компаньоны [17] пусть хо- дят друг к другу [и таким образом] несчастные бедняки пусть достиг- нут благоденствия. А также мы отправили Вам послание (и) привет- ствие с Хаджи Ибадом ... (?), чтобы он проведал о Вашем благополу- чии. ... [18] Думая, что Вы сами знаете о всеведущем Ибаре (?) отпра- вили послание (и) приветствие. Писано в году обезьяны в бытность Орды на берегу Днепра. [19] двадцать седьмого дня месяца джумада аль-уля в восемьсот тридцать первом году (14 Март 1428).
    1 point
  35. Абулгази. https://www.vostlit.info/Texts/rus6/Abulgazi_2/text1.htm Турк 18 был человек великого разума, которой изобрел много наипотребнейших выгод к жизни. Он поделал себе кибитки и выбрал для пребывания одно место, которое ныне называется Изахкол. Родил четырех сынов; 1, Таунак; 2, Чакале; 3, Берсачар; 4, Амлак. [43] Определил умирая наследником сына своего Таунака, которой был владетель весьма искусный, и весьма богатый, Автор многих преизрядных изобретений. Случилося некогда, что Таунак был на охоте, и убивши множество дичины, велел себе из тоя нечто одно изжарить; но когда он кусок нес к устам, чтоб съесть, то случаем уронил на землю. Подняв, и положив в уста, почувствовал вкус приятнее, потому что соли попало. От чево он познал, что та земля была солистая, и для того начал прилежать совершенно сего изобретения, да и стал быть первый изобретатель употребления соли, потому что прежде его никто не знал, что бы то была за вещь, и как бы то ею можно было приправлять кушанье. В тож самое время жил с ним владелец в земле Иран, именем Каюмарс. Таюнак жил 240 лет; а при смерти оставил свое наследие сыну Элча-Хану, которой жил много лет, и учинил при животе своем наследником сына своего Диббакуи-Хана. Диббакуи-Хан так же жил долго, и определил свое наследство, еще при животе, сыну своему Каюк-Хану, которой [44] государствовал чрез долгое время, и оставил сына Аланча-Хана наследником по смерти своей. Старшая ветвь потомков Турка. Аланча-Хан имел двух сынов близнецов, из которых один назывался Татар 19, а другой Могул, или лучше сказать, Мунгл, которым он разделил свои земли, когда себя увидел при кончине своей жизни 20 Старший род Турка делится на 2 равносильные по правам ветви. На татар и монголов. Это те татары, у которых есть свой язык (по Кашгари), основатели Жужаньского каганата. 18. Все Татары говорят, что они произошли от Турка большого сына Иафетова. И как они думают, что Иафет прежде своей смерти определил его быть главным над всею своею фамилиею, что ему и надлежало некоторым способом как большому сыну; того ради величают они себя благороднейшими, нежели других народов соседных, про которых думают, что они произошли от других сынов Иафетовых. По крайней мере, сие есть подлинно, что они всегда назывались Турками, и несли сие имя по самое то время, как Чингис-Хан подверг все поколения сего народа под свою державу; тогда нечувствительно имя Турков пропало у них, и стали они называться Татарами, под которым именем и мы их знаем ныне. 19. От сего то владельца Татарское поколение взяло свое имя, а не от реки называемые Тата, как многие Истории говорят: понеже совершенно ведомо есть ныне, что нет реки во всем Азийском Норде, которая бы так называлась. 20. Могуллское поколение, которое потом подвергло под свои ноги все поколения Турецкого народа, имеет свое имя от сего владельца по Татарским преданиям; а великой Могол Индийской славится тем ныне, что носит имя Могулл, для того что как происшедший от Тамерлана, они сказывает себя быть от сего поколения.
    1 point
  36. По личному опыту могу сказать очень похожие. Наши казахи больше похожи на Енисеид, чем Аралид я думаю.
    1 point
  37. Потому что в учебниках материал не менялся 30 лет, там по советским лекалам написано.
    1 point
  38. Из слов назидания Абая: "Ол күнде Наурыз деген бір жазғытұрым мейрамы болып, наурыздама қыламыз деп, той-тамаша қылады екен. Сол күнін „ұлыстың ұлы күні" дейді екен. Бұл күнде бұл сөз құрбан айтына айтылады, ол уақытта жаңа дінге кірген соң енді бір Бұхардан басқа шәһарлардыңда, жер-сулардың да, халықтың да бұрынғы аттарын бұзыпты. Сондықтан да болғанғаұқсайды. Әйтеуір сонан соң қазақ аталыпты" В те времена был весенний праздник Наурыз, который праздновали. Тот день (праздника) называли «Великий день народа». Сегодня, эти слова мы произносим на курбан айт (праздник жертвоприношения). После того как пришел ислам из Бухары и т.д. произошло изменение названий мест и рек, народа. После этого стали зваться казахами.
    1 point
  39. Вообще-то спор идет не о том чей это праздник был изначально. Прошу вас более внимательнее прочитать мою аргументацию. А о том, что до 90-х годов 20 века казахи знать не знали про этот праздник. И что (по утверждению АКБ в его же духе) этот праздник распространили после 1990 года казахи "южане". Почему-то казахи Монголии и Китая, Алтая знают про этот праздник. И если внимательно посмотрите мои видео, они отмечают очень давно и без участия мифических "южан".
    1 point
  40. Хех, теперь уже и кереиты, найманы и меркиты стали "древними казахскими племенами"?
    1 point
  41. Это в южном говоре во вторых слогах везде "ы", "і" и "е". У нас в северо-восточном говоре в аулах вокализм гласных сохранен и близок к кыргызскому языку - произносят: бүкүл, жұлдұз, жүгөн, жүрөк, көтөк, ууқ, ууз, қууршақ, қуурдақ, шұжұқ и т.д. вместо литературного языка на основе южного говора - бүкіл, жұлдыз, жүген, жүрек, көтек, уық, уыз, қуыршақ, қуырдақ, шұжық.
    1 point
  42. Бывший президент Франции Жак Ширак - Зажги свечу.
    1 point
  43. Вообще само словосочетание если уж на то пошло, что "Чингис-хан казах или не казах" выглядит жутко глупо и нелепо. Наверняка весь этот набор слов состряпали на потных коленках ваши новые фолькисторики. Казахи естественно не монголы, но монголы приняли активное участие в этногенезе племён Дешт-и-кипчака которые впоследствии стали казахами. Насчёт найманов и джалаиров не будьте столь самоуверены, никто ещё не доказал что они тюрки.
    1 point
  44. Из монголов Моголистана? Почему вы думаете что они оттуда? Как можно быть "монголоязычным" по происхождению? Потому что они из той местности - Или, Тарбагатай - земля моголов. И они не дербеты, не торгуты, не хошуты и не хойты, и не урианхайцы. И "өөлет"-ы были монголоязычными. А насчет "урианхай"-цев и "хойт"-ов я могу сказать или уверен что часть их были тюркоязычными, но насчет "өөлет"-ов только монголоязычны. И ещё "өөлет"-ы различаются от остальных монголов внешностью похожим на среднеазиятам - бывают много людей больше(горбо)-носым, и обычно "өөлет"-ы бывают волосатые, т.е. более выраженными чем у монголов. Например многие из них "бакенбардисты" , в теле много волосов и пр.
    1 point
  45. Кюй называется "Балбырауын". Говорят, что оно происходит от слов "Бал" и "Браун" (Бал Брауна или бал в честь Брауна). Что кюйши Курмангазы по просьбе генерал-губернатора Перовского В.А. сочинил этот кюй в честь гостя из столицы барона фон Брауна и сыграл его на на званом балу в Оренбурге.
    1 point
  46. хех, Шаке, а я пока не повзрослел не знал ничего ни о калмыках ни о джунгарах. Я хотел только сказать, что большинство современных казахов мало знают народные предания и легенды и поэтому образ калмыка не вызывает у них особых эмоций, в отличие от джунгар, известных по школьным учебникам. По крайней мере на у нас на севере так.
    1 point
  47. Бредовая статья потомка пленных калмыков. У казахов есть похожие работы от потомков чингизидов , потомков кожа и т.д.
    1 point
×
×
  • Create New...