Jump to content



Leaderboard

Popular Content

Showing content with the highest reputation since 01/06/23 in all areas

  1. Исследованы 3 представителя Таштыкской археологической культуры. https://www.researchsquare.com/article/rs-1993191/v1 По сообщению В. Волкова близкими им оказались кыргызы и хакасы. Однако не основная линия.
    3 points
  2. https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0960982222018929 Middle Holocene Siberian genomes reveal highly connected gene pools throughout North Asia https://doi.org/10.1016/j.cub.2022.11.062 Highlights • A distinctive Middle Holocene Siberian ancestry is found in Altai hunter-gatherers • It results from a mixture of paleo-Siberian and ancient North Eurasian ancestries • A contemporaneous Altai individual carries ancient Northeast Asian ancestry • Northeastern Siberians experienced a prolonged Native American-related geneflow Summary The peopling history of North Asia remains largely unexplored due to the limited number of ancient genomes analyzed from this region. Here, we report genome-wide data of ten individuals dated to as early as 7,500 years before present from three regions in North Asia, namely Altai-Sayan, Russian Far East, and the Kamchatka Peninsula. Our analysis reveals a previously undescribed Middle Holocene Siberian gene pool in Neolithic Altai-Sayan hunter-gatherers as a genetic mixture between paleo-Siberian and ancient North Eurasian (ANE) ancestries. This distinctive gene pool represents an optimal source for the inferred ANE-related population that contributed to Bronze Age groups from North and Inner Asia, such as Lake Baikal hunter-gatherers, Okunevo-associated pastoralists, and possibly Tarim Basin populations. We find the presence of ancient Northeast Asian (ANA) ancestry—initially described in Neolithic groups from the Russian Far East—in another Neolithic Altai-Sayan individual associated with different cultural features, revealing the spread of ANA ancestry ∼1,500 km further to the west than previously observed. In the Russian Far East, we identify 7,000-year-old individuals that carry Jomon-associated ancestry indicating genetic links with hunter-gatherers in the Japanese archipelago. We also report multiple phases of Native American-related gene flow into northeastern Asia over the past 5,000 years, reaching the Kamchatka Peninsula and central Siberia. Our findings highlight largely interconnected population dynamics throughout North Asia from the Early Holocene onward. Основные моменты - У алтайских охотников-собирателей обнаружено характерное среднеголоценовое сибирское происхождение - Она является результатом смешения палеосибирских и древних североевразийских предков. - Современный алтайский индивид имеет древних северо-восточных азиатских предков - Северо-восточные сибиряки пережили длительный приток генов, связанных с коренными американцами Резюме История заселения Северной Азии остается практически неизученной из-за ограниченного числа проанализированных древних геномов из этого региона. Здесь мы приводим геномные данные десяти индивидуумов, датированные 7 500 лет до настоящего времени, из трех регионов Северной Азии, а именно Алтае-Саян, Дальнего Востока России и полуострова Камчатка. Наш анализ выявил ранее не описанный сибирский генофонд среднего голоцена у неолитических алтае-саянских охотников-собирателей, представляющий собой генетическую смесь палеосибирских и древних североевразийских (ANE) предков. Этот отличительный генофонд представляет собой оптимальный источник для предполагаемого населения, связанного с ANE, которое внесло свой вклад в группы бронзового века из Северной и Внутренней Азии, такие как охотники-собиратели озера Байкал, скотоводы, связанные с Окунево, и, возможно, население Таримского бассейна. Мы обнаружили присутствие древних предков из Северо-Восточной Азии (АНА), первоначально описанных в неолитических группах с Дальнего Востока России, у другого неолитического алтае-саянского индивида, связанного с различными культурными особенностями, что свидетельствует о распространении предков АНА на 1500 км дальше на запад, чем наблюдалось ранее. На Дальнем Востоке России мы выявили 7000-летних индивидов, которые несут предков, связанных с Джомоном, что указывает на генетические связи с охотниками-собирателями на Японском архипелаге. Мы также сообщаем о нескольких фазах потока генов, связанных с коренными американцами, в северо-восточную Азию за последние 5 000 лет, достигших полуострова Камчатка и центральной Сибири. Наши результаты свидетельствуют о значительной взаимосвязи динамики численности населения Северной Азии, начиная с раннего голоцена и далее. Переведено с помощью www.DeepL.com/Translator (бесплатная версия) Genetic label Individual Date (95% CI) direct date Sex 1240k SNPs Y chr haplogroup mtDNA haplogroup mtDNA contam. (%) X chr contam. (%) Altai_7500BP FRS001 5,478–5,390 cal BCE M 73,258 CT U2e1b 1 ± 1 2.8 ± 6.1 FRS002 5,479–5,390 cal BCE M 653,871 Q1a1 C 2 ± 1 1.1 ± 0.3 Altai_6500BP NVR001 4,325–4,180 cal BCE M 428,365 Q1a1 D4j 2 ± 1 2.8 ± 0.8 Altai_5500BP TZB001 3,487–3,359 cal BCE M 659,140 C2b1 C4+152 2 ± 1 1.9 ± 0.4 TZB002 3,973–3,818 cal BCE M 281,236 C2b R1b 3 ± 1 5.8 ± 1.5 Nizhnetytkesken_6500BP NIZ001 4,445–4,337 cal BCE M 732,200 C2b1a1 A 1 ± 1 0.4 ± 0.1 LetuchayaMysh_7000BP Letuchaya Mysh.pmd 4,935–4,729 cal BCE M 242,242 C2b D4b1a2a – 4.7 ± 1.8 Kamchatka_ 500uncalBP KMT001 1,646 ± 68 14C years F 258,456 – G1b 1 ± 1 – KMT002 1,578 ± 52 14C years M 372,840 Q1a1 G1b 1 ± 1 1.1 ± 0.4 KMT003 1,118 ± 31 14C years M 320,342 Q1a1 G1b 1 ± 1 1.1 ± 0.7
    3 points
  3. 13-е. 18-го числа пришел ко мне киргизец той же Большой орды усинской же волости имянием Хонгор (который по-калмыцки умел говорить), которого я чрез переводчика спрашивал: [105] усинский род состоит ли в подданстве Галдан-Черена? На что он сказал, что: «Мы прежде были у него в подданстве, токмо года с три назад мы от него отошли, не хотя платить ему дани, и кочуем около Средней орды». Которому я сказал, ежели они желают быть верноподданными е. и. в., то их всемилостивейшая государыня будет защищать, как протчих подданных киргизцов. Таких родов явно было много. https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/M.Asien/XVIII/1740-1760/Miller_K/text1.htm
    2 points
  4. Насколько я помню султаны Ср. жуза отдали аманатов по итогу этой войны, т.е. откупились. Возможно какие то формальные вассальные отношения оформили. Абылай оказался в плену. Возможно сыграло и то что Средний и Младший жуз были уже "подданными" РИ. Но нужно признать что Средний жуз в одиночку достойно бился с ДХ в целом в те годы Есть записки русских переселенцев с линии к северу от казахов (Зауралье) 17-18 в.в. о набегах казахов и каракалпаков, причем не раз. Но например Сабитов считает что так казахи обманывали русских что не они а каракалпаки нападают чтобы не было санкции. Спорно
    2 points
  5. Осторожнее надо быть с такими заявлениями По мужской линии мне, киргизу, некоторые хазарейцы ближе большинства киргизов: https://www.yfull.com/tree/C-Y4541/
    2 points
  6. Чушь написали. В казахском перчатки - қолғап (қол - рука, қап - мешок, покрывало). Ни в литературном, разговорной речи «быялай» не используется. Малакай говорят русские, у нас будет тымақ либо бөрік. Лучше бы нормально интернетом пользовались, стыдоба в форуме с 2002
    2 points
  7. Это значит, что они могли разойтись при движении пра-ИЕ племен на запад. Эти ушли на юго-восток, предки кыргызов ушли на северо-запад в Сибирь. Вот инфа с Вики: Культура Ямная. Занятая площадь около 3000 г. до н. э. Занятая площадь около 2000 года до нашей эры. Индоевропейские диалекты стали более дифференцированными и начинают становиться протоязыками. Площадь культуры Тувбекера более или менее совпадает с северными диалектами. Диалект индоевропейского верхнего слоя Митанни нигде не показан и не может быть результатом распада индо-иранской языковой семьи в этот период.
    2 points
  8. Личное мое мнение, что нам из Казахстана просто не надо вмешиваться. Как учит история, старая и новая, проблемы в местах проживания диаспор всегда появляются с появлением посланцев из этнического центра. Казахи и монголы сами все прекрасно решат и будут жить в дружбе и согласии как это было до сих пор на протяжении многих десятилетий.
    2 points
  9. Пока Азбаяр в отпуске разрешите мне за него прокомментировать вопрос. ) Любой казах Монголии, включая стариков и включая жителей обособленных казахских населенных пунктов, где они абсолютное большинство, все идеально владеют государственным халха-монгольским языком. Ситуация схожая с нашей, ведь практически все казахи свободно владеют русским языком. Например, я встречал казахскую молодежь, которая тусуется только в монголоязычных пабликах, их конечно мало и все они в основном жители столицы Улан-Батора, но все таки такие есть и предполагаю, что их число с каждым днем увеличивается. Монгольское культурное влияние на них естественно огромное. А если ты учишься или работаешь среди монголов, так еще труднее удачно сбалансировать между казахским и монгольским, культурой, языком и менталитетом. Есть знаменитые казахские молодые композиторы и артисты, пишущие и исполняющие песни на монгольском языке. Некоторых я заливал в разделе форума "Видео по народам Евразии". Кстати несмотря на все отрицания совместные браки есть и даже казашек с монголами. И опять таки в столице.
    2 points
  10. Почему бы и нет? Слово "аскер" у арабов же мы заимствовали.
    2 points
  11. Очевидно данный юзер, он же Радик Сафин, смотрит на все языки мира с позиции башкирского языка. У него во всех языках мира чудесным образом находятся башкирские слова. Чего только стоит его "анализ" слова document.
    2 points
  12. Я так и думал, что это историк проводит какую-то активную пиар-кампанию. Не знаю для чего, однако уровень его рассуждений, ИМХО, не очень далек. Он в очередной раз "открыл Америку" Кому интересно неизвестно, что джунгары поселили ен. кыргызов на реке Или в своей ставке. Это и есть Джунгарский (!) Ала-Тау, там рядом и Тянь-Шань - хребет Боро-Хоро. У меня кстати почему-то отключены комментарии на Фейсе у этой "великого историка"
    2 points
  13. Чулымским языком сейчас активно занимается замечательная девушка (окончила бишкекский университет "Манас") — Лемская Валерия Михайловна https://www.tspu.edu.ru/fia/kaf-ppv/persons/6060-lemskaya-valeriya-mikhajlovna… Именно она фиксировала язык у последних носителей например южночулымского говора. Вот ее статьи по чулымскому языку: https://portal.tpu.ru/SHARED/l/LEMSKAYA/eng/Publications?p=1
    2 points
  14. Не надо быть лингвистом чтобы узнать в тексте знакомые слова.
    2 points
  15. Это скан какой книги? Валиханова или Махмуда бен Вели? Уйгуры были отдельным от моголов народом, об этом пишет Мухаммед Хайдар:
    2 points
  16. В ДТС лингвисты указывают, что это слово санскритское по происхождению, от кшатрика. Древнетюркский термин "войско" - "сю/су", отсюда термин сюбаши - т.е. военачальник.
    2 points
  17. Хотя с опозданием, поздравляю всех форумчан с новым 2023 годом! ================ XVII жарны "Үзэсгэлэн болгогч" хэмээх харагчин /усан/ туулай жилийн Хаврын тэргүүн бар сарын шинийн 1-ний өдөр нь 2023 оны хоёрдугаар сарын 21-нд тохиож байна. У нас в Монголии новый год - "цагаан сар" т.е. Чёрного кролика (харагчин - чёрная, т.е. женского рода) из водяного элемента или стихия (усан махбод) из шестидесятилтней эпохи XVII-ой будет стартовать в 21-го февраля 2023 года. У других азиятских стран как КНР будет новый год в январе. И мой циклический год придет, так что мне надо принимать некоторые меры...
    2 points
  18. При всем уважении к Ярославу, я бы не стал сравнивать его с Юдиным или Акимушкиным. Вам просто понравилось, что он называет Моголистан уйгурским государством, хотя тот же Мухаммед Хайдар упоминает уйгуров отдельно от моголов.
    2 points
  19. Это полная пурга. Выражение " беля кость" у русских никакого отношения к алтайцам не имеет.
    2 points
  20. Bir bala мне так и не ответил каких рудокопов он видит в своей версии, кентауских, джезказганских или алтайских? Версия конечно трэш, но немного получше, чем гусь белый.
    1 point
  21. @Nurbek Для "У" можно было бы использовать и "W". Вместо турецкого "Ш" можно было бы и "C" использовать. Прописной і должно быть I, а не увеличенная строчная і. Не знаю, столько версии выпустили, а недостатков все равно хоть отбавляй.
    1 point
  22. Привет всем! Ознакомился с вашей перепиской, ув. Bir bala, с ув. Zake и склоняюсь больше к его версии. Общесемантические слова с аналогичной вариацией инициального звука "қ ~ а" все же есть. И это не только архаическое: азақ - қазақ но и современные: аза (оплакивать умершего, траур) – қаза (смерть) азап (страдание) – қазап (страдание)
    1 point
  23. Бред. Какая еще нерукапожатность. Манкурты так считают
    1 point
  24. Ув Админ. Дулати и тем более Бен Вали жили намного позднее этих событий. Вот под рукой у историков есть данные минских источников. По ним потомки Барака упоминаются в Могулистане уже в 1447 и 1453 гг. Почему на это не обратить пристальное внимание? Ведь эти минские источники как раз и отражают события тех времен. Если Барака убили в Могулистане, а сам он проиграл борьбу за престол в Деште, то зачем его последователям возвращаться туда , откуда ушел, проиграв их предводитель? Тем более в Деште как раз был джут, засуха и чума с 1428 г до 1430 г. (Макризи) Конечно они остались в западном Могулистане и ничего Есен-Буга им не передавал - эти владения достались им от Барака.
    1 point
  25. Культура плиточных могил не уникальна, есть параллели с автохтонными из бегазы-дандыбая и карасукской культур. Это точно не протомонгольская культура.
    1 point
  26. Нашел! Из фондов музея МАЭ РАН (Кунсткамера), СПб, РФ. Фото С.М. Дудина. 1899 год. Саумал-коль (это север Каркаралинского района Карагандинской области на границе с Баянаульским районом Павлодарской области, там село Жайма, я там был)). Подпись: "Мужской костюм - у левой фигуры на голове кульпара, верхн. одежда .... (не ясно)". Выходит на северо-востоке этот головной убор назывался күлпара (а не күләпара, далбай).
    1 point
  27. Далбай - легкий головной убор похожий на тымак для защиты от солнца и гнуса. Регионализм, ориентировочно юго-западный Казахстан: У соседей казахов юго-запада, у каракалпаков "далбай" - большая лисья шапка.
    1 point
  28. Мы как-то обсуждали этот вопрос с ув Админом https://forum-eurasica.ru/topic/6424-этимология-кем-кемджиут-усы-ханьхэна-солонкай-и-прочих-владений-и-топонимов-связанных-со-средневековыми-кыргызами/?do=findComment&comment=415900
    1 point
  29. 1. Аффиксальный показатель "т" в прошлом активно использовали и в тюркских языках. Имеет значение не только множественности, но и собирательности, предметности. Например: алп- алпаут (алпагут, алпавут), ер - ерат, бай-байаут, қыр - қырат, су-суат, jul - julat (сточные воды) и т.д. С этим аффиксом лингвисты связывают и құрт (кисломолочн. продукт), киіт (подарки сватов в виде одежды), үміт (надежда), бұлт (облако), жасыт (ровесник) и т.д. На эту тему было много обсуждений на форуме, отнесение этого аффикса к сугубо монгольским является неверным. 2.Ошибаетесь, "й", а вернее уменьшительно-ласкательные аффиксы "ей", "ай" имеют смысл: https://monographies.ru/ru/book/section?id=6673 ...Что касается характеристики второго компонента уменьшительно-ласкательного аффикса казахского языка, а именно элементов -й/-ай/-ей, то и они являются многофункциональными аффиксами. Ср.: 1) в уменьшительно-ласкательном значении: әке-й от әке «отец», шеше-й от шеше «мать», ата-й от ата «дед», әже-й от әже «бабушка», баба-й от баба «прадед, дед», жеңге-й от жеңге «сноха» и др., тув.: авай «мать», ачай «отец» < ача «отец»; 2) в словообразовательной функции: көм-ей «глотка», көк-ей «внутренний мир», көп-ей «младший из детей», құн-ай «детеныш бобра», өг-ей «сирота», сам-ай «висок», оң-ай «легко», бақай «бабка (игральная кость)», топай «бабка (игральная кость)»; 3) в функции словоизменительного форманта со значением усиления: енепай (диал.) «много», дөкей < дөк «грубый, тупой, дикий»... Т.е. даже в рамках вашей версии с воронами к основе "кере" технически мог добавиться уменьшит-ласкат. аффикс "ай", "ей"=керай/керей, как в случаях с апа-апай, шеше-шешей, женге-женгей и т.д. Если действит-но хотите разобраться с этимологией кереитов то посмотрите как объяснял это Рашидаддин: название кереит с семантикой "смуглый" имело отношение к царской династии, представителем которого был и Ван-хан. Причем эта династия владела бывшей столицей Уйгурского каганата.
    1 point
  30. 1. Вам же написали что карышкыр - это кыргызское название волка. Есть и ногайское - карыскыр https://nog_rus_new.academic.ru/3632/%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%8B%D1%81%D0%BA%D1%8B%D1%80 карыскыр ТолкованиеПеревод карыскыр (qarïsqïr; qarsïq) шакал; волк Ногайско-русский словарь (тематический). составитель Атуов Р. К.. 2005. 2. Я должен за вас копаться в книжках по тюркологии? Проблемы ведь у вас с пониманием очевидного.
    1 point
  31. 1 point
  32. 1 point
  33. Тартары Касачьей Орды живут в восточной части страны Каптшак между реками Джемба и Сырт, или Сыр. Они очень похожи на калмыков, своих соседей. Они среднего роста, но очень широкоплечие и приземистые, лицо широкое и плоское, цвет лица очень смуглый, маленькие черные глаза очень блестящие, разрез глаз напоминает калмыцкий. Они коротко, в четыре пальца длиной, стригут свои иссиня черные жесткие волосы и носят круглые шапки из грубого сукна или войлока черного цвета с меховой опушкой. Их одежда состоит из хлопковой (полотняной) рубашки, коротких штанов из шкуры барана и стеганой куртки на подкладке из хлопка, которую русские называют китайка. Зимой они надевают поверх своих курток длинный халат из овечьих шкур, который летом им служит матрасом. Они носят тяжелые сапоги из конской кожи, сшитые кустарно, так как каждый их шьет сам для себя. Их оружие — это сабля, лук и копье. Огнестрельное оружие до последнего времени ими почти не использовалось. Большинство женщин Касачьей орды высокие и стройные; несмотря на то, что у них круглые и плоские лица, они не выглядят некрасивыми. Их манера одеваться примерно такая же, как у калмычек, за исключением шапок, — они у их высокие и заостренные, загнутые с правой стороны, обуты они в грубые туфли без задников. Они занимают очень хорошие земли вдоль реки Джембы и у подножья гор, которые отделяют их территорию от калмыцкой, но они не умеют их использовать, так как все они воры. Они выращивают на земле лишь то, что им необходимо для существования, а это совсем немного, особенно учитывая тот факт, что скотоводство и охота являются их основными источниками пищи, а хлеб они практически не употребляют. Они почти постоянно верхом на лошадях; если они не совершают набегов, то охотятся, оставляя женщинам и немногочисленным рабам заботу о стадах и домашнем хозяйстве. Их лошади не отличаются экстерьером, но они очень сильные и самые быстрые из всех, что имеются у тартаров к востоку от Каспийского моря. Эти народы кочуют с места на место, укрываясь в палатках или хижинах, не слишком отдаляясь от границы с калмыками и реки Джембы, чтобы всегда иметь возможность украсть. Они находятся в состоянии постоянной войны со всеми своими соседями. Узбекские тартары, которые, как и они, являются магометанами, единственные, с кем они обычно находятся в добрососедских отношениях, потому что их вынуждают к этому обстоятельства. Зимой они воруют со стороны калмыков, подданных контайжи, которые заходят туда в поисках границ Большой Бухарии и других южных территорий, а [76] с другой стороны, они доставляют немало неудобств казакам Жайыка, ногайским тартарам и калмыцким ордам, возглавляемым Аюка-ханом. Летом они часто переходят через Орлиные горы, направляясь к водам Жайыка, и совершают набеги в глубь Сибири, к западу от реки Иртыш. Поскольку эти земли возделаны лучше всех остальных в Сибири, жители вынуждены все лето выставлять охрану в деревнях и поселках вдоль рек Тобол, Ишим и Тебенда для того, чтобы суметь защититься от них в случае набега. И хотя они подвергаются часто жестокому обращению во время набегов и вполне могли бы лучше использовать свои очень плодородные земли, их неудержимо тянет разбойничать, а такой стиль жизни всегда сопровождается усталостью и опасностями. Они приводят рабов, которых продают потом в Хорезме или Большой Бухарии, где они всегда находят покупателей среди персидских, армянских, а иногда и индийских торговцев. В основном, исходя из заинтересованности в выгодной продаже, эти тартары заботятся о благосостоянии узбеков; они оставляют себе лишь необходимое их количество для ухода за скотом, а также оставляют всех русских молодых женщин и девушек, которых им удается поймать в Сибири, если только нужда не заставит их продать. Эти тартары исповедуют магометанство, хотя у них нет ни Корана, ни мулл, ни мечетей. У них есть хан, который обычно проводит зиму в городе Ташкунте, а лето — на берегах реки Сырт и у границ с калмыками, но при этом у них есть собственные мирзы, которые пользуются реальной властью и оставляют хану весьма небольшие полномочия. Эти тартары могут собрать войско с максимальной численностью в 30 000 человек, а с каракалпаками — в 50 000 человек. Каракалпаки, или манкаты, которые живут в западной части страны Туркестан ближе к берегам Каспийского моря, являются верными союзниками тартаров Касачьей орды и обычно вместе с ними участвуют в крупных набегах. https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/M.Asien/XVIII/1740-1760/de_Guignes/text4.phtml
    1 point
  34. Это парамонгольский язык, т.е. родственный монгольскому, но не монгольский. Не помню такого, повторите?
    1 point
  35. В списке Гандзакеци много тюркских слов.
    1 point
  36. красивые девушки
    1 point
  37. Осенью 1913 года, когда Унгерн во время своего первого путешествия в Монголию жил в Кобдо, на западе Халхи шла борьба между монголами и алтайским казахами, приходившими из китайской провинции Шара-Сумэ. Они нападали на кочевья, угоняли скот. В постоянных стычках самое деятельное участие принимал отряд Джа-ламы. Его приближенные рассказывали Бурдукову следующий эпизод: «После боя киргизы (казахи. — Л. Ю.)разбежались, оставив несколько человек раненых. Один, очевидно тяжело раненный, статный и красивый молодой киргиз сидел гордо, опершись спиной о камень, и спокойно смотрел на скачущих к нему монголов, раскрыв грудь от одежды. Первый из подъехавших всадников пронзил его копьем. Киргиз немного наклонился вперед, но не застонал. Джа-лама приказал другому сойти с коня и пронзить его саблей. И это не вызвало у него стона. Джа-лама велел распластать киргизу грудь, вырвать сердце и поднести к его же глазам. Киргиз и тут не потерял угасающей воли, глаза отвел в сторону и, не взглянув на свое сердце, не издав ни звука, тихо свалился». Джа-лама распорядился целиком снять с мертвого кожу и засолить ее для сохранения. Позднее, при его аресте, эту кожу нашли, сфотографировали и будто бы даже увезли в Россию как свидетельство варварской, преступной жестокости Джа-ламы. Его свирепость не подлежит сомнению, однако в данном случае она ни при чем. Даже люди, ненавидевшие Джа-ламу, признавали сугубо религиозные мотивы этого поступка. Они говорили Бурдукову, что при совершении некоторых обрядов в храмах расстилается белое полотно, вырезанное в виде человеческой кожи и символизирующее злого духа — мангыса. В старину для таких обрядов использовались натуральные кожи настоящих мангысов, но теперь они имеются только в Лхассе, больше их нигде нет, сам Богдо-гэген вынужден довольствоваться имитациями. Как считали собеседники Бурдукова, беспримерная сила духа, проявленная молодым казахом перед лицом смерти, выдавала в нем великого батыра, но батыра, который связан с темным, демоническим началом мира, т. е. мангыса. Следовательно, его кожа годилась для богослужений. Помимо прочего, она могла стать дополнительным аргументом в пользу Джа-ламы, соперничавшего с Богдо-гогэном за духовную власть над Халхой.
    1 point
  38. 17 век вряд ли вообще известно где эта граница была
    1 point
  39. Понятно, что речь идет о трех разных местностях, связанных с монголами.
    1 point
  40. Doug Lally (left), pictured with Devin Byrne, says the Bankhar are laid back, but very tough dogs.(105.7 ABC Darwin: Emilia Terzon) Дуг Лалли (слева) на снимке с Девином Бирном говорит, что банхары спокойные, но очень выносливые собаки (105.7 ABC Darwin: Emilia Terzon)
    1 point
  41. Кадыргали бек жил в конце 16 в.
    1 point
  42. Думаю Биг У700 им не делали
    1 point
  43. Копипаст https://forum.molgen.org/index.php/topic,70.msg548884/topicseen.html#msg548884 [quote]https://www.nature.com/articles/s41586-022-04800-3 The source of the Black Death in fourteenth-century central Eurasia Maria A. Spyrou, Lyazzat Musralina, Guido A. Gnecchi Ruscone, Arthur Kocher, Pier-Giorgio Borbone, Valeri I. Khartanovich, Alexandra Buzhilova, Leyla Djansugurova, Kirsten I. Bos, Denise Kühnert, Wolfgang Haak, Philip Slavin & Johannes Krause Nature (2022)Cite this article Metrics details Abstract The origin of the medieval Black Death pandemic (ad 1346–1353) has been a topic of continuous investigation because of the pandemic’s extensive demographic impact and long-lasting consequences1,2. Until now, the most debated archaeological evidence potentially associated with the pandemic’s initiation derives from cemeteries located near Lake Issyk-Kul of modern-day Kyrgyzstan1,3,4,5,6,7,8,9. These sites are thought to have housed victims of a fourteenth-century epidemic as tombstone inscriptions directly dated to 1338–1339 state ‘pestilence’ as the cause of death for the buried individuals9. Here we report ancient DNA data from seven individuals exhumed from two of these cemeteries, Kara-Djigach and Burana. Our synthesis of archaeological, historical and ancient genomic data shows a clear involvement of the plague bacterium Yersinia pestis in this epidemic event. Two reconstructed ancient Y. pestis genomes represent a single strain and are identified as the most recent common ancestor of a major diversification commonly associated with the pandemic’s emergence, here dated to the first half of the fourteenth century. Comparisons with present-day diversity from Y. pestis reservoirs in the extended Tian Shan region support a local emergence of the recovered ancient strain. Through multiple lines of evidence, our data support an early fourteenth-century source of the second plague pandemic in central Eurasia. Источник Черной смерти в центральной Евразии XIV века Мария А. Спиру, Ляззат Мусралина, Гидо А. Гнекки Русконе, Артур Кочер, Пьер-Джорджио Борбоне, Валерий И. Хартанович, Александра Бужилова, Лейла Джансугурова, Кирстен И. Бос, Дениз Кюнерт, Вольфганг Хаак, Филипп Славин и Йоханнес Краузе Nature (2022)Цитировать эту статью Детали метрики Аннотация Происхождение средневековой пандемии Черной смерти (1346-1353 гг.) является предметом постоянных исследований из-за ее обширного демографического воздействия и длительных последствий1,2. До сих пор наиболее обсуждаемые археологические данные, потенциально связанные с началом пандемии, относятся к кладбищам, расположенным вблизи озера Иссык-Куль на территории современного Кыргызстана1,3,4,5,6,7,8,9. Считается, что в этих местах находились жертвы эпидемии XIV века, поскольку в надгробных надписях, датированных 1338-1339 годами, причиной смерти погребенных указана "моровая язва "9. Здесь мы приводим данные древней ДНК семи человек, эксгумированных с двух из этих кладбищ, Кара-Джигач и Бурана. Наш синтез археологических, исторических и древних геномных данных показывает явное участие бактерии чумы Yersinia pestis в этом эпидемическом событии. Два реконструированных древних генома Y. pestis представляют собой один штамм и идентифицируются как самый последний общий предок крупной диверсификации, обычно ассоциируемой с возникновением пандемии, датируемой здесь первой половиной XIV века. Сравнение с современным разнообразием Y. pestis из резервуаров в расширенном регионе Тянь-Шаня подтверждает местное возникновение найденного древнего штамма. Благодаря многочисленным доказательствам, наши данные подтверждают, что источник второй пандемии чумы в центральной Евразии возник в начале XIV века. Переведено с помощью www.DeepL.com/Translator (бесплатная версия) Исследована ДНК 7 людей: Sample Name MT DNA haplogroup (final) Y-chromosome haplogroup BSK001.A0101 HV2a2 NA BSK002.A0101 T1a1b1 Q1a2a1c(Q-L334,Q-L330) BSK003.A0101 B4c1a2 NA BSK004.A0101 NA R1b1a2(R-PF6475,R-M269) BSK005.A0101 NA NA BSK006.A0101 NA NA BSK007.A0101 NA NA Генетически они где-то близки к таджикам и туркменам, при этом по религии - христиане Церкви Востока.[/quote]
    1 point
  44. Здесь не поймешь кто из них маньчжуры (цин), а кто халхасцы, потому что национальные костюмы, внешности и музыкальные инструменты схожие, попробуй разберись без пузыря.
    1 point
  45. Выводят от -Боро- в значения цвета. На русском будет наверное серенький. Имя вообще то, уменьшительно ласкательное.
    1 point
  46. Интересный образец : 650221 Husein, Kolany/Togay (Siyazan), 19 century Azerbaijan R-YP1506 https://www.yfull.com/tree/R-YP1506/ Из приближенцев срубник из Сам.области. Из современников пакистанец , Кемеровская область и Республика Алтай. Как говориться : где Азербайджан и где Алтай ?
    1 point
  47. По источникам следует, что термин борджигин имеет в своей основе корень бор, который переводится как "серый". Серые глаза это аналог "синеокости".
    1 point
  48. я свои выводы публикую в высоко рейтинговых журналах с двойным слепым реценизрованием, а вы пишите свои "мысли" на форуме. В этом вся разница. Продолжайте свои мантры здесь публиковать так как нормальный научный журнал этот поток сознания публиковать не будет
    1 point
×
×
  • Create New...