Перейти к содержанию

Лидеры

  1. Rust

    Rust

    Admin


    • Баллы

      145

    • Постов

      18814


  2. asan-kaygy

    asan-kaygy

    Admin


    • Баллы

      131

    • Постов

      28374


  3. Zake

    Zake

    Пользователи


    • Баллы

      116

    • Постов

      16916


  4. Bir bala

    Bir bala

    Пользователи


    • Баллы

      87

    • Постов

      2924


Популярный контент

Показан контент с высокой репутацией за 04/19/23 в Сообщения

  1. Постер с конференции, про исследование палеогенетики тюрков: https://twitter.com/DanTabin/status/1719933938355834981 Среди авторов исследования - Леонид Вязов и Дэвид Райх. Основной вывод - практически у всех тюркоязычных народов обнаруживается генетический компонент булан-кобинской культуры(Алтай, II вв. до н. э. — V в. н. э.). По нему можно отличить тюрков от монголов - у тюрков булан-кобинский компонент больше хуннского, у монголов - наоборот.
    6 баллов
  2. Я казашка которая родилась в Монголии в Баян Ульгей, но сейчас проживаю в Казахстане. У них нет шежире, они не понимают что это такое вообще. Монголы в Монголии не знают свою принадлежность к племени/роду/субэтносу. И я просто шокирована сколько вранья здесь в форуме пишут от их имени калмыки и буряты. Видимо думают что казахи из Монголии в этот форум не зайдут и можно сколько угодно сочинять про них. Какие хэрээды? Какие хатагины? какие жалайры залайыри? Какие вообще хонгирады? Почему казахи в Монголии о них ничего не знают? Почему мы про их существование узнаем не от монголов в Монголии, а от форумов всяких и от постов на фейсбуке? Если такие есть в Монголии и если, калмыки и буряты этого форума, знаете их то скиньте им приглашение на этот форум. Я хочу с ними поговорить и узнать где именно они проживают в Монголии, какой именно они подрод хэрээдов, хатагинов и хонгиратов они. Скиньте им ссылку на этот форум давайте поговорим с ними если такие вообще в мире реально существуют.
    4 балла
  3. Мне тоже кажется что перемешивание и переформатирование племен Чингисханом это миф. В Золотой Орде все племена так и продолжали существовать. Легче предположить что Чингизиды создали организованную армию в которой не учитывались племена, НО ВНЕ АРМИИ племена продолжали существовать, и потом люди все равно возвращались в свое племя. То есть племена как были до Чингисхана, так и остались после. ЧХ перекроил политическую карту Степи, переместил племена, одних возвысил над другими, но не пытался уничтожить племена как явление или переформатировать их как-то. Интересно было бы узнать мнение @asan-kaygy об этом.
    3 балла
  4. Спасибо за вашу оценку! Я, конечно же, польщен, но казахские коллеги сделали вид, что ничего необычного. Книгу в Казахстане не заметили почему-то, несмотря на то, что там много чего нового.
    3 балла
  5. Здравствуйте форумчане! Случайно забрел на сайт, не заходил очень долгое время, а тут такая заваруха Времени нет на полемику, но все таки решил оставить ответ, так как меня очень задели высказывания некоторых участников в мой адрес, которые бросают тень на весь мой труд в целом и на его перевод в частности. Начнем с того, что ко всем знакам типа {}, <> и тд. в критическом тексте конечно же есть пояснения. Темой вашего обсуждения является только одно предложение, о котором я в примечании написал, что "дословно оно должно переводиться следующим образом:"(Некто по имени) Фетке Нуакрат, пришедши, разрушил область Джанибек-хана". Извините конечно, но как видите, никакой фальцификации с моей стороны или же "как хочу так и строчу" здесь нет. Более того, я написал, что вопрос трактовки данного предложения остается открытым. Я же в свою очередь предпочел вариант предложенный Ж. Сабитовым. Мне его трактовка показалась более убедительной, нежели то, что в свое время предлагал М. Усманов, который и сам сомневался в своей интерпретации. Вот и все. Буду рад, услышать ваши замечания и отзывы по книге в целом. Всем удачи! P.S. Электронный вариант книги обещали в новом году, но если кому интересно, то пишите, пришлю ее пилотный вариант.
    3 балла
  6. тоже как и бир бала страдаете жиырманшизмом? эти суффиксы уже прочно вошли в грамматику казахского языка и используются в письменном и разговорном языке не менее 50 лет, а то и больше. Морфологиялық стилистика. Морфологиялық (emirsaba.org) устройтесь на работу в НИИ изучения казахского языка, попроситесь в написание книги по новому стандарту грамматики казахского языка и вот там меняйте правила официального языка. тогда этот разговор будет иметь содержательное наполнение контент на казахском не создаете, книги не пишите, статьи не пишите. лишь килобайты траффика тратите ни на что, лучше бы переводом источников занимались меня больше на эту тему не тэгайте, пожалуйста
    3 балла
  7. Даже если это и гидроним, то какой смысл писать рядом с татарским названием реки русский вариант? В источниках обычно писали на вроде "в таком то языке так называется...", а тут даже и в помине нет. Это все равно, что писать "Біз Еділ Волгаға барып шомылдық". https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Вятка_(река)
    3 балла
  8. Супер, в хазарское время монголоиды с R1А, R1B, G и европеоиды с С.
    3 балла
  9. в конце 1917 -начале 1918 г. в степях Атбасарского уезда Акмолинской области было объявлено об образовании Киргизского ханства, объединявшего несколько волостей. Ханство просуществовало, по крайней мере, до начала 1919 г. О нем в 1919 г. писала омская ка- детская газета «Сибирская речь». Первым ханом был Хассен-Хож-Бек-Ходжин, один из влиятельных киргиз Атбасарского уезда и кандидат в Учредительное собрание от «Киргизской коммунистической партии Уш Жуз», господствовавшей в степи во времена большевиков. Показательно, что богатый влиятельный киргиз Хассен-Хож-Бек-Ходжин, не нашедший себе достойного места среди членов Алаш-Орды, по сообщению газеты, «был командирован Омским совдепом для агитации в степи, для объединения всех киргиз Атба-сарского уезда, чтобы приобщить их к «святейшей совдепии», по его выражению. И, так как киргизам не чуждо слово «ханство», то большевистский посол пришел к несколько неожиданному заключению, назвать его объединение ханством, а себя провозгласить ханом». Первый хан, по сообщению газеты, со временем был свергнут, а на его место был избран более влиятельный и богатый [9]. В итоге нашел только два источника: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhrodovaya-borba-kazahskoy-kirgizskoy-intelligentsii-v-gody-revolyutsii-i-grazhdanskoy-voyny-v-rossii раз, и архив https://ia-centr.ru/publications/neizvestnoe-kazakhskoe-khanstvo-1918-20-gg-k-istorii-grazhdanskoy-voyny-v-turkestane-arkhiv/ два. Тема очень интересная, а ссылок нема, есть какая-то информация по этому поводу?
    3 балла
  10. Не считаю это бредом. Я нахожу мало отличий между литературным казахским и северо-восточным говором. В плане грамматики особенно.
    3 балла
  11. Казахи Ирана
    3 балла
  12. Аккуратнее следует относиться к подобным статьям. Часто там сплошная мифологизация. Как пример, в приведённой статье есть такие строки: "русский поэт — знаменитый партизан генерал-лейтенант Денис Давыдов о казахских воинах отзывался так: «Росту они невысокого, сухощавые, цвету лица бронзового, волосу черного, как крыло ворона, взора орлиного. Характер ярый, запальчивый и неукротимый, предприимчивости беспредельной, сметливости и решимости мгновенных. <… > Судьбоносные старые времена… свидетельствуют, что этот народ богат живительными силами, что он проснулся и после татарского ига с новыми силами и славой" Тут аж двойная ложь! Первая часть фрагмента - описание Д. В. Давыдовым своего офицера-партизана, черкеса родом из Чечни, не казаха и уж тем более не воинов во множественном числе, а вторая часть фрагмента - это письмо литовского православного архиепископа Иоанна Поммера, обращенное к жителям советской России из Латвии в начале 30-х гг. 20 века. Как после такой наглой лжи верить этой статье?
    3 балла
  13. Татарские племена были противниками монголов, они убили Есугея и потом вырезались Чх. Читайте РАДа про татар, которые точно не монголы. Экзоэтноним "татар", которым китайцы именовали монголов это не самоназвание.
    3 балла
  14. Может быть тему нужно переименовать в "Фольк-хистори в Монголии 21 века"?
    3 балла
  15. У казахов-южан или переняли гос. праздник РК, так же навязанный казахам Павлодара
    2 балла
  16. У Zake отдельная тема есть, там много информации приведено касательно этих моментов
    2 балла
  17. Как вы думаете какова вероятность того, что русский князь Урусов совпал по снп с каракалпакскими мангытами? А еще учесть надо то, что Урусовы ак мангыты, а те другие разные мангыты, в том числе и кара мангыт
    2 балла
  18. В кыргызских легендах монголы, ЧХ не описываются в отрицательном ключе. Нет такой легенды где 40 племен обьединяются против Чингисхана. Тем более халха монголов и даже джунгар. В эпосе Манас врагом является — “Кытай” и их приспешники “калмаки”. Но “калмаки” в эпосе необязательно калмыки или монголоязычные народы, они по сути кыргызы или родственны кыргызам, но не мусульмане по вере.
    2 балла
  19. Статья про кара-татар еще не вышла, так что "делать вид, что не читали этот форум" не будем, упомянем как юзера с форума.
    2 балла
  20. Вышла моя статья по алшинам. Критикую версию о ногайском происхождении https://www.academia.edu/111693148/Каратаев_А_А_Касательно_версии_о_ногайском_происхождении_племени_Алшин_
    2 балла
  21. В одном этнографическом документе говорилось, что сперва имя, отчество и все. Племенная принадлежность не произносилось на вроде Қанжығалы Бөгенбай и т.д. Это видимо просто поэтический стиль, которая приелась уже в сознание. Племенную принадлежность спрашивали потом. А при представлении было просто Имя+Отчество. Я уже не помню, что за документ был, но вроде 19 века.
    2 балла
  22. Темиргалиев Р.Д., КАЗАХСКО-ШИБАНИДСКОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ В НАЧАЛЕ XVI В. https://www.academia.edu/108266822/Қ_Ж_К_ТОҚАЕВТЫҢ_ТӘУЕЛСІЗДІК_БӘРІНЕН_ҚЫМБАТ_МАҚАЛАСЫН_ІС_ЖҮЗІНДЕ_ЖҮЗЕГЕ_АСЫРУ_АЯСЫНДА_ШЕТЕЛДІК_АУДИТОРИЯ_ҮШІН_ҚАЗАҚСТАННЫҢ_ҚЫСҚАША_ТАРИХЫН_ӘЗІРЛЕУДІҢ_НЕГІЗГІ_НӘТИЖЕЛЕРІ_атты_Халықаралық_ғылыми_практикалық_конференция_материалдарының_жинағы
    2 балла
  23. Речь в теме о танце. Вы же переводите тему на какой-то малоизвестный и очень сомнительный обряд, где нет никакого упоминания танца. Мы говорим про танец мужиков, когда они плечами делают характерные движения. Что общего у кара жорга и описываемого вами обряда?
    2 балла
  24. Proto-Mongolian: *merge-n Altaic etymology: Altaic etymology Meaning: sharp-shooter Russian meaning: хороший стрелок Written Mongolian: mergen (L 537) Middle Mongolian: mergan (HY 37, SH) Khalkha: mergen Buriat: merge(n) Kalmuck: mergṇ Ordos: mergen Dongxian: merɣen (Тод. Дн.) Dagur: mergen (Тод. Даг. 154), meregen (MD 190) Monguor: mergen (SM 236), murgen Comments: KW 261-262, MGCD 485. A later semantic development is 'sharp-shooter' > 'skilled, wise', although Doerfer (TMN 1, 498) suggests rather 'skilled' > 'skilled in shooting'. If he is correct, the Mong. word should be removed from the Altaic etymology. In any case, Mong. > Manchu mergen 'a very good hunter or fisherman; outstanding, wise, worthy, skilled', Evk. mergen 'mind, reason' etc. (see ТМС 1, 571, Doerfer MT 80,Rozycki 158), Вы совершенно правы, и это тоже монголизм
    2 балла
  25. Читал я "Аз и Я" Сулейменова. Типичное лингвофричество. Он там находит родство языка Майя и тюркских, при этом не зная языка Майя. И много других сомнительных идей в книге.
    2 балла
  26. Информации по численности и расселению казахских родо-племен в КНР и Монголии мало, даже в казахоязычной части интернета. Что удалось наскрести в прошлые годы. ИКАО КНР: Округ Алтай (районы Чингиль, Коктогай, Бурултогай, Жеменей, Каба, Буыршын, Сарсумбей): - Керей (роды меркит, каракас, жантекей, жадык, шерушы, шубарайгыр, ители, молкы, сарбас) - Найман (один род кожамбет) - Уак Округ Тарбагатай (районы Имиль, Чагантогай, Костологай, Чугучак, Сауан, Шихуэй/Усу): - Керей - Найман - Уак Округ Или (районы Кульджа, Коргас/Хоргос/Суйдин, Тогызтарау, Теке, Шапшал, Кунес, Нылкы, Арасан, Боратала, Цзин): - Албан - Суан - Найман - Керей Округ Урумчи (районы Сулай/Манас, Мори, Санжи, Кутыбыи, Жемсары, Чонжин, Фукуань, Мишуань): - Керей - Найман А также небольшие группы Дулатов, Джалаиров, Торе, Толенгутов. Ганьсу КНР (уезд Баркуль): - Керей - Найман Западные аймаки Монголии (Баян-Өлгий и Ховд): - Керей (роды меркит, каракас, жантекей, жадык, шерушы, шубарайгыр, ители, молкы, сарбас, шимоин) - Найман (род бура в небольшом количестве) - Уак (в небольшом количестве)
    2 балла
  27. @boranbai_bi полную транскрипцию можете тут скачать https://www.twirpx.com/file/2434173/ По моему К.Жалаири все правильно написал. И мы действительно не знаем полные контрнаступления русских князей из Новгорода.
    2 балла
  28. Мутация, которая условно названа старкластером, возникла 2,700 лет назад. Ближе всего к этой ветке т.н. даурская ветка, встречающаяся в Вост. Монголии и Маньчжурии. Авторы строят гипотезу откуда возник старкластер и даурская клада подсказывает что в Вост. Азии, вероятнгов бассейне Амура. Это подтверждается источниками: оттуда и вышли монголоязычные племена. По мне статья не противоречит версии что часть старкластера это потомки Бодончара (нируны). Просто у Бодончара были генетические родичи. В результате монгольской экспансии расселились не только старкластер нирунов но и общий старлкластер.
    2 балла
  29. Чтобы другие юзеры не запутались в фейковой информации других юзеров, просто напишу, как обстоят дела на самом деле. 1. Амантай Исин в 1988 году выпускает статью, где пишет, что в грамотах князя к Ногайским биям допущена якобы ошибка в тексте. 2. Вот как написано в оригинале 3. Никакой опечатки не было, так как в других местах казахи точно обозначаются, как казацкие люди. Поход Ногайцев на Казань считают якобы походом на казахов, что является ошибочным мнением. Тут либо имеется ввиду Науруз Ахмад, и он как то был связан с Казанью в те года, либо же Ногайцы воспринимали территорию Казани, как владением бывшего Золотоордынского Барак хана (х-1428).
    2 балла
  30. 20 - јирме. Двадцатый - јирмезинчи
    2 балла
  31. Возможно это от татар-кимаков? Ведь 3 татарских рода ушли на запад, смешались с кыпчаками. На родине остались 6 родов: тутуклйут, алчи ....
    2 балла
  32. Большинство поединков перед битвами у русских связаны с тюрками. При этом, следуя русским же летописям, на поединок русских вызывали именно тюрки. Начиная со времен Владимира Крестителя и Переяславля (отсюда и название города). Так что не бьёт Ваша теория. У казахов батыры постоянно участвовали в поединках перед битвами. Можно посмотреть, скажем, про Богенбая-батыра. Свое мнение измените.
    2 балла
  33. https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/X/Van_Pu/frametext.htm Лошади [племени] гу-ли-гань 1 по обычаю тамг не имеют, а вместо клейма отличаются по ушам и морде. На гу-ли-гань’ских лошадей похожи лошади [племени] цзе-гу 2; разница в малом. Тамга [цзе-гус’ких лошадей]. Лошади [племени] си-ми 3 похожи на цзе-гус’ких. Отличие в небольшом. Тамга - [пропуск]. Лошади [племени] гэ-ло-лу 4 одной породы с си-ми’скими; находятся на западе от Цзинь-шань 5. Тамга - [пропуск]. Вышеназванные племена общего родства. Лошади [племени] чжан-и-гу 6 одной породы с лошадьми [племени] гу-ли-гань. На крупе множество черных пятен; они пеги и по раскраске подобны леопардам. Находятся от Хань-хай 7 на юге, от гор Ю-лин-[шань] 8 на востоке, в долине реки Чжан-и-гу 9. 6. Чжан-и-гу. Здесь «чжан» стоит вместо сходного с ним по написанию «ба». Надо: ба-и-гу, обычно отождествляемое с байырку; одно из уйгурских племен, упоминаемое в орхонских рунических надписях (Малая надпись памятника в честь Кюль-Тегина, строки 4, 34). У баргутов пегие лошади. Сравните: "долина Бангу" с пегими лошадьми. Никак не Югра.
    2 балла
  34. Если девушка скажет мне құрсағым ашты, то возможно я пойму ее по другому
    2 балла
  35. А кто сказал, что не по скелету? Саки были европеоидами и золотой человек был сак.
    2 балла
  36. Можно, например, сказать учителю мынау балаға білім беру керек. И это будет правильно)) Я был свидетелем одного случая, когда один молодой русский парень доказывал другому русскому человеку, что говорить ходить по грибы по ягоды неправильно. Тут тоже такой случай, отклонение от учебников и словарей воспринимается со скрипом в мозгах))
    2 балла
  37. Наверно обиделись за правду о вашей ошибке с немере, раз пошел крутой переход на мою личность? У вас почему-то казахские глаголы обязательно завязаны на 2-м лице множ. числа будущего времени: "нам [надо] ____" - "____ымыз/іміз [керек]". Я не филолог и казаховед, как вы Jagalbay'ем )), но на мой взгляд казахский язык вполне допускает глаголы неопределенной формы, инфинитивы, и это никакая не калька с русского языка. Неужели я не могу сказать "Bir bala'ны сою керек" (надо поколотить Бир балу) и я должен говорить "Bir bala'ны союымыз керек" (нам надо вместе поколотить Бир балу))? Пусть рассудят нас другие, кто владеет вопросом.
    2 балла
  38. В живой речи все это используется. Говорить, например, адам на человека, особенно если он не молодой и тем более, когда он стоит рядом не очень вежливо. Кісі или үлкен кісі
    2 балла
  39. собрали 30 кердери на 23 стр маркера
    2 балла
  40. Оспех никогда не находился на Амуре, а находился в Якутии. Оспех, на якутском пишется Өспөх. Сегодня, Өспөх - название наслега в Усть-Алданском улусе Якутии. К приходу русских первопроходцев наслег Өспөх был в составе улуса Дүпсүн, там же в Якутии. У древних якутов улус это территориальная община (вождество). Улус делится на мелкие территории - наслеги. Существование территориальных общин говорит об отмирании родоплеменного строя. Якуты не кочевники. Но, к сожалению, многие современные "исследователи" считают якутов кочевниками. Ошибочно считают - якуты кочевали племенами. А на самом деле, еще древние якуты от родоплеменного строя перешли к территориальной общине (вождество). В царские времена каждый якут был христианином и почти не помнил о древних племенах. В советские времена никто понятия не имел о племенах. То есть, родоплеменной строй полностью исчез. Забылся. После развала СССР почему то у якутов началось воссоздаваться уже забытый родоплеменной строй (трайбализм).
    2 балла
  41. Это не от региона зависит и никаких сдвигов не было. Повторюсь, что это разнообразие и богатство казахского языка. Опять же выражение "краснее, чем ..." можно сказать по-разному - қызылрақ, қызылдау. А вы, как точно подметил ув. s_kair, всегда заморачиваетесь избирательно на одной из форм, а другие отрицаете.
    2 балла
  42. Что тут вникать, көкШЕ -синеватый, сарША - желтоватый и тд. Следите за своей хамской речью. Оборот речи сарша тамыз не образовано от какого-то левого слова, исходное слово - сары. Осы құбылыстарға байланысты бұл айды кейде "сарша-тамыз" деп қосарлап айтады. Яғни "сарша" сөзінің арғы тегі - "сары шақ", ежелгі түркі сөзі.
    2 балла
  43. Использование умных фраз типа "судя по смыслу совокупности письменных источников" не делает ваш лжеисторический бред про тюркоязычность монголов и навязанность им киданьского языка более правдоподбным
    2 балла
  44. У тяньшанских кыргызов не было ойратской знати. Есть данные, что в состав кыргызов вошли представители енисейских кыргызов и телеутов, возможно их бии были в составе кыргызской элиты. Однако это единицы. Своеобразная "боязнь" калмак-кыргызов (три-четыре села на Иссык-Куле) — это обычное для людей предвзятое мнение об "удачливости, работоспособности" соседей. Выходцы из сарт-калмаков считаются предприимчивыми и способными, типа они заняли много "хороших" должностей. Говорить о какой-то ойратской знати у кыргызов это бред.
    2 балла
  45. Вы сначала сравните все версии этого эпоса, вы похоже только по одной версии эпоса делаете свои гипотезы. Во вторых, пока неизвестно когда оформился союз жетыру , самая сильная версия что во время Тауке-хана. В третьих, например, тама были в ЗО во время Узбека и Жанибек ханов. В четвертых, ваша гипотеза больше походит к ногаям (караногаям), у которых зафиксирована легенда об их переселении с Мавераннахра. Если у каракалпаков нету, значит скорее он возник позже, уже после того как они вышли из ногаев, и сформировались в каракалпаки. У последних многих эпосов которые есть у нас нету, судя по их Бабалар сози.
    2 балла
×
×
  • Создать...