Перейти к содержанию

Лидеры

  1. Rust

    Rust

    Admin


    • Баллы

      148

    • Постов

      18812


  2. asan-kaygy

    asan-kaygy

    Admin


    • Баллы

      130

    • Постов

      28361


  3. Zake

    Zake

    Пользователи


    • Баллы

      121

    • Постов

      16896


  4. Bir bala

    Bir bala

    Пользователи


    • Баллы

      95

    • Постов

      2924


Популярный контент

Показан контент с высокой репутацией за 04/16/23 во всех областях

  1. Постер с конференции, про исследование палеогенетики тюрков: https://twitter.com/DanTabin/status/1719933938355834981 Среди авторов исследования - Леонид Вязов и Дэвид Райх. Основной вывод - практически у всех тюркоязычных народов обнаруживается генетический компонент булан-кобинской культуры(Алтай, II вв. до н. э. — V в. н. э.). По нему можно отличить тюрков от монголов - у тюрков булан-кобинский компонент больше хуннского, у монголов - наоборот.
    6 баллов
  2. Я казашка которая родилась в Монголии в Баян Ульгей, но сейчас проживаю в Казахстане. У них нет шежире, они не понимают что это такое вообще. Монголы в Монголии не знают свою принадлежность к племени/роду/субэтносу. И я просто шокирована сколько вранья здесь в форуме пишут от их имени калмыки и буряты. Видимо думают что казахи из Монголии в этот форум не зайдут и можно сколько угодно сочинять про них. Какие хэрээды? Какие хатагины? какие жалайры залайыри? Какие вообще хонгирады? Почему казахи в Монголии о них ничего не знают? Почему мы про их существование узнаем не от монголов в Монголии, а от форумов всяких и от постов на фейсбуке? Если такие есть в Монголии и если, калмыки и буряты этого форума, знаете их то скиньте им приглашение на этот форум. Я хочу с ними поговорить и узнать где именно они проживают в Монголии, какой именно они подрод хэрээдов, хатагинов и хонгиратов они. Скиньте им ссылку на этот форум давайте поговорим с ними если такие вообще в мире реально существуют.
    4 балла
  3. Мне тоже кажется что перемешивание и переформатирование племен Чингисханом это миф. В Золотой Орде все племена так и продолжали существовать. Легче предположить что Чингизиды создали организованную армию в которой не учитывались племена, НО ВНЕ АРМИИ племена продолжали существовать, и потом люди все равно возвращались в свое племя. То есть племена как были до Чингисхана, так и остались после. ЧХ перекроил политическую карту Степи, переместил племена, одних возвысил над другими, но не пытался уничтожить племена как явление или переформатировать их как-то. Интересно было бы узнать мнение @asan-kaygy об этом.
    3 балла
  4. Спасибо за вашу оценку! Я, конечно же, польщен, но казахские коллеги сделали вид, что ничего необычного. Книгу в Казахстане не заметили почему-то, несмотря на то, что там много чего нового.
    3 балла
  5. Здравствуйте форумчане! Случайно забрел на сайт, не заходил очень долгое время, а тут такая заваруха Времени нет на полемику, но все таки решил оставить ответ, так как меня очень задели высказывания некоторых участников в мой адрес, которые бросают тень на весь мой труд в целом и на его перевод в частности. Начнем с того, что ко всем знакам типа {}, <> и тд. в критическом тексте конечно же есть пояснения. Темой вашего обсуждения является только одно предложение, о котором я в примечании написал, что "дословно оно должно переводиться следующим образом:"(Некто по имени) Фетке Нуакрат, пришедши, разрушил область Джанибек-хана". Извините конечно, но как видите, никакой фальцификации с моей стороны или же "как хочу так и строчу" здесь нет. Более того, я написал, что вопрос трактовки данного предложения остается открытым. Я же в свою очередь предпочел вариант предложенный Ж. Сабитовым. Мне его трактовка показалась более убедительной, нежели то, что в свое время предлагал М. Усманов, который и сам сомневался в своей интерпретации. Вот и все. Буду рад, услышать ваши замечания и отзывы по книге в целом. Всем удачи! P.S. Электронный вариант книги обещали в новом году, но если кому интересно, то пишите, пришлю ее пилотный вариант.
    3 балла
  6. тоже как и бир бала страдаете жиырманшизмом? эти суффиксы уже прочно вошли в грамматику казахского языка и используются в письменном и разговорном языке не менее 50 лет, а то и больше. Морфологиялық стилистика. Морфологиялық (emirsaba.org) устройтесь на работу в НИИ изучения казахского языка, попроситесь в написание книги по новому стандарту грамматики казахского языка и вот там меняйте правила официального языка. тогда этот разговор будет иметь содержательное наполнение контент на казахском не создаете, книги не пишите, статьи не пишите. лишь килобайты траффика тратите ни на что, лучше бы переводом источников занимались меня больше на эту тему не тэгайте, пожалуйста
    3 балла
  7. Даже если это и гидроним, то какой смысл писать рядом с татарским названием реки русский вариант? В источниках обычно писали на вроде "в таком то языке так называется...", а тут даже и в помине нет. Это все равно, что писать "Біз Еділ Волгаға барып шомылдық". https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Вятка_(река)
    3 балла
  8. Супер, в хазарское время монголоиды с R1А, R1B, G и европеоиды с С.
    3 балла
  9. в конце 1917 -начале 1918 г. в степях Атбасарского уезда Акмолинской области было объявлено об образовании Киргизского ханства, объединявшего несколько волостей. Ханство просуществовало, по крайней мере, до начала 1919 г. О нем в 1919 г. писала омская ка- детская газета «Сибирская речь». Первым ханом был Хассен-Хож-Бек-Ходжин, один из влиятельных киргиз Атбасарского уезда и кандидат в Учредительное собрание от «Киргизской коммунистической партии Уш Жуз», господствовавшей в степи во времена большевиков. Показательно, что богатый влиятельный киргиз Хассен-Хож-Бек-Ходжин, не нашедший себе достойного места среди членов Алаш-Орды, по сообщению газеты, «был командирован Омским совдепом для агитации в степи, для объединения всех киргиз Атба-сарского уезда, чтобы приобщить их к «святейшей совдепии», по его выражению. И, так как киргизам не чуждо слово «ханство», то большевистский посол пришел к несколько неожиданному заключению, назвать его объединение ханством, а себя провозгласить ханом». Первый хан, по сообщению газеты, со временем был свергнут, а на его место был избран более влиятельный и богатый [9]. В итоге нашел только два источника: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhrodovaya-borba-kazahskoy-kirgizskoy-intelligentsii-v-gody-revolyutsii-i-grazhdanskoy-voyny-v-rossii раз, и архив https://ia-centr.ru/publications/neizvestnoe-kazakhskoe-khanstvo-1918-20-gg-k-istorii-grazhdanskoy-voyny-v-turkestane-arkhiv/ два. Тема очень интересная, а ссылок нема, есть какая-то информация по этому поводу?
    3 балла
  10. Не считаю это бредом. Я нахожу мало отличий между литературным казахским и северо-восточным говором. В плане грамматики особенно.
    3 балла
  11. Казахи Ирана
    3 балла
  12. Аккуратнее следует относиться к подобным статьям. Часто там сплошная мифологизация. Как пример, в приведённой статье есть такие строки: "русский поэт — знаменитый партизан генерал-лейтенант Денис Давыдов о казахских воинах отзывался так: «Росту они невысокого, сухощавые, цвету лица бронзового, волосу черного, как крыло ворона, взора орлиного. Характер ярый, запальчивый и неукротимый, предприимчивости беспредельной, сметливости и решимости мгновенных. <… > Судьбоносные старые времена… свидетельствуют, что этот народ богат живительными силами, что он проснулся и после татарского ига с новыми силами и славой" Тут аж двойная ложь! Первая часть фрагмента - описание Д. В. Давыдовым своего офицера-партизана, черкеса родом из Чечни, не казаха и уж тем более не воинов во множественном числе, а вторая часть фрагмента - это письмо литовского православного архиепископа Иоанна Поммера, обращенное к жителям советской России из Латвии в начале 30-х гг. 20 века. Как после такой наглой лжи верить этой статье?
    3 балла
  13. Татарские племена были противниками монголов, они убили Есугея и потом вырезались Чх. Читайте РАДа про татар, которые точно не монголы. Экзоэтноним "татар", которым китайцы именовали монголов это не самоназвание.
    3 балла
  14. Может быть тему нужно переименовать в "Фольк-хистори в Монголии 21 века"?
    3 балла
  15. Мне интересно, если Жаксылык покажет документы с фамилиями, подтверждающие позорную для Монголии ситуацию, то вы признаете провокацию со стороны Монголии? По мне, так у него среди казахов больше врагов, настоящих монголофобов, не признающих современных монгол, как потомков народа Чингисхана. Как то плохо вы владеете информацией.
    2 балла
  16. Надо теперь приложить «титанический» труд, чтобы найти эту традицию у того единственного народа, который с благоговением и почитанием относится к перьям этой птицы, которую считают святой. Хотя эта традиция могла быть и не связана с Чингисханом, просто связали почитатели... ибо с кем еще.
    2 балла
  17. 2 балла
  18. Уважаемые друзья, форум переехал на другой сервер/хостинг. В связи этим периодически возникают сбои в его работе. Сейчас стараемся все отладить. Приношу извинения за неудобства.
    2 балла
  19. а женщины в белых жаулыках как типичные казашки
    2 балла
  20. ИМХО, данные У-ДНК могут только подтвердить имеющуюся версию происхождения или опровергнуть. А если у халха или узумчина будет нирунский днк о чем это говорит? Там же не понятно были его предки бесудами, урутами, нуякинамии и др. у них у всех старкластер должен быть. Там сравнение с казахами не поможет, у нас нет этих родов. По дарлекинам тем более, у нас нет многих дарлекинских племен для сравнения. Если у казаха алшина найдется найманская гг он не станет найманом от этого. Нет сомнения что монголы от монгольских племен происходят. А если утратили родовую преемственность значит утратили, они все равно остаются монголами.
    2 балла
  21. Воссоздано лицо женщины с искусственно деформированным черепом из Раннего Средневековья Бразильский исследователь и 3D-дизайнер Сисеро Мораис (Cicero Moraes), специализирующийся на компьютерной реконструкции внешности древних людей, вместе с исследователями из европейских стран реконструировал лицо женщины с искусственно деформированным черепом. Ее останки обнаружили в Швейцарии почти полвека назад В 1970-х археологи исследовали раннесредневековое кладбище V века, которое, предположительно, было связано с древнегерманским племенем бургундов, и обнаружили там искусственно деформированный женский череп. Вероятно, женщина происходила из восточных кочевых племен, связанных с гуннами или аланами, которые появились на территории современной Швейцарии во времена Великого переселения народов. https://naked-science.ru/community/913422
    2 балла
  22. Н.Я. Словцов. Путевые заметки, веденные во время поездки в Кокчетавской уезд Акмолинской области в 1878 году.
    2 балла
  23. шиизм ограничил их брачные стратегии. С суннитами не часты браки
    2 балла
  24. может есть. Из 10миллионного народа мало тестировалось. плюс только несколько регионов
    2 балла
  25. Средневековые татарские племена упоминаются с древних времен, встречаются еще в рунических надписях - те же отуз-татары. Татары по легендам связаны с Кимакским каганатом. Упоминаются во времена сельджуков на Мангышлаке. ИМХО говорили на тюркских языках. Монголы Чх именовались татарами соседними народами, теми же китайцами. Возможно всех кочевников именовали татарами. В ССМ и в других источниках упоминается истребление татар ЧХ, причем сохранившиеся от татарских жен дети считались метисами, не монголами. Их называли кара-татарами и отношение к ним было не очень. Язык средневековых монгольских племен был монгольским. Версия Викторовой о том, что среднемонгольский это вариант киданьского не принимается как аксиома. О монгольском языке родных племен ЧХ самым красноречивым образом говорят термины у армянских источников, Джувейни, у РАДа и т.д. При большом количестве тюрков в ордах Чх неудивительно заимствование большого числа тюркских слов. И кстати последующее быстрое отюречивание. Словарь Мукадим - это яркий пример того, что был необходим монголо-тюркский словарь РАЗГОВОРНОГО языка, а не типа киданеязычной письменности. Версия того, что Чх якобы говорил на тюркском языке — это реальный "Чх головного мозга" - обычный фольк с максимальными историчесикми хотелками и желанием приобщиться к великому Чх. Неудивительно, что и страна ЧХ притягивается поближе к своей земле. Любой адекватный человек, который увидел своими глазами монету откопанную в Каракоруме с надписью "Каракорум", не будет воспринимать аргументы типа "рек, текущих на восток".
    2 балла
  26. С самого начала появления политонима/этнонима "казак" (применительно к нынешним казахам) его носители в источниках и народном фольклоре связывались с монголами Чингисхана. Генет. данные начали появляться только в последние пару десятков лет. Они здесь вообще не при чем. Без этих данных казахи, в целом, знали кто они.
    2 балла
  27. Телеу как род плохо изучен в генетическом плане.Возможно определенный подрод J2.Там я видел и С2 среди них
    2 балла
  28. @Zake не совсем понял этимологию. Люди смотрели на луну, и на луне было их отражение? Или от круглой формы придумали.
    2 балла
  29. Витсен собирал сведения из разных источников, описавших события в диапазоне почти 100 лет. Поэтому, упоминаемый в данной цитате Ишим султан может быть как казахский Ишим султан начала 17 века, так и каракалпакский хан Ишим Шуак (Кучумович, в источниках часто Ишим Чювак) середины 17 века. Но, скорее всего здесь речь о последнем. Упоминаемый в тексте Кучук хан это уже преемник Ишим Шуака. Кстати, здесь и ответ, кто же всё-таки похоронен в этом мавзолее.
    2 балла
  30. В документе от 1698 года сообщается, что в низовьях реки Сырдарьи каракалпаки добывают свинец и красную медь, селитру и изготовляют порох, хотя ружей сами не выделывают, а привозят их из Бухары [7,с.49]. В других источниках отмечают, что гора Каратау богата свинцовыми рудами, и на этом месте осуществляется добыча и переработка свинцовых руд. В 30-е годы XVIII века каракалпаки совместно с казахами, добывают свинец в горах около Сырдарьи и льют из него пули [7,с.49]. Недостаточны эти сведения, все же следует полагать, что длительное соседство со старыми городскими центрами на Сырдарье не могло не оказать влияния на уровень развития ремесла у каракалпаков. Для первой половины XVIII века это подтверждается в частности Рычковым, который сообщает, каракалпаки продают казахам порох, свинец и ружья, изготовляемые ими самими [9,с.173-175]. К 1720 г. относятся также астраханские известия об изготовлении ружей и пороха каракалпаками [7, с.50]. 7. Материалы по истории Каракалпаков. Труды института Востоковедение. Том.7. -М-Л.: 1935. 9. Рычков П.П. Топография Оренбургская. -СПб. 1762.
    2 балла
  31. Персизмы хотя бы звучат почти как тюркские слова. Почему-то в казахском например и в других прижилось персидское намаз а не арабское салят. Персидское пайғамбар а не арабское наби. Персидское періште вместо арабского слова маләк. Таких примеров много.
    2 балла
  32. На МолГене кинули инфо : ДНК-ФЕНОТИПИРОВАНИЕ ОСТАНКОВ ИЗ ЭЛИТНЫХ ПОГРЕБЕНИЙ ЮГА РОССИИ ХАЗАРСКОГО ВРЕМЕНИ https://www.researchgate.net/publication/372079855_DNK-FENOTIPIROVANIE_OSTANKOV_IZ_ELITNYH_POGREBENIJ_UGA_ROSSII_HAZARSKOGO_VREMENI Очень интересны результаты. Особенно соотношение гаплогрупп и антропологии
    2 балла
  33. Нисколько не умаляя достоинства других языков хочу сказать следующее: Тюркский язык стройный, логичный и простой. Поэтому у него такая обширная география. Тюркский язык можно сравнить с языком Кечуа в южной Америке. В прошлом Кечуа был языком межнационального общения между различными племенами из-за своей стройности и простоты. То же самое случилось в Дагестане. Кумыкский был языком межнационального общения между многочисленными нациями Дагестана из-за своей стройности и простоты. Так и ЗО вначале говорила на монгольском, но постепенно перешла на тюркский потому что он проще и стройнее. Из Вики про кечуа: Однако пришедшие с юго-востока инки, сами говорившие на другом языке капак сими, быстро оценили редкое сочетание богатства и простоты изучения кечуа и сделали его государственным языком своей империи. Распространению языка по империи содействовало то, что его использовала в своих торговых операциях культура Чинча, создавшая обширную торговую сеть на территории будущей Империи Инков. Благодаря этому язык кечуа легко вытеснил местные языки даже в тех местностях (например, в современном Эквадоре), где власть инков продолжалась считанные десятилетия.
    2 балла
  34. https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/X/Van_Pu/frametext.htm Лошади [племени] гу-ли-гань 1 по обычаю тамг не имеют, а вместо клейма отличаются по ушам и морде. На гу-ли-гань’ских лошадей похожи лошади [племени] цзе-гу 2; разница в малом. Тамга [цзе-гус’ких лошадей]. Лошади [племени] си-ми 3 похожи на цзе-гус’ких. Отличие в небольшом. Тамга - [пропуск]. Лошади [племени] гэ-ло-лу 4 одной породы с си-ми’скими; находятся на западе от Цзинь-шань 5. Тамга - [пропуск]. Вышеназванные племена общего родства. Лошади [племени] чжан-и-гу 6 одной породы с лошадьми [племени] гу-ли-гань. На крупе множество черных пятен; они пеги и по раскраске подобны леопардам. Находятся от Хань-хай 7 на юге, от гор Ю-лин-[шань] 8 на востоке, в долине реки Чжан-и-гу 9. 6. Чжан-и-гу. Здесь «чжан» стоит вместо сходного с ним по написанию «ба». Надо: ба-и-гу, обычно отождествляемое с байырку; одно из уйгурских племен, упоминаемое в орхонских рунических надписях (Малая надпись памятника в честь Кюль-Тегина, строки 4, 34). У баргутов пегие лошади. Сравните: "долина Бангу" с пегими лошадьми. Никак не Югра.
    2 балла
  35. Если девушка скажет мне құрсағым ашты, то возможно я пойму ее по другому
    2 балла
  36. Да просто уже надоело объяснять разным, что 1.это китайский обычай 2.китайский обычай не разрезание пут, а выбор предметов.
    2 балла
  37. Да, но это скорее влияние чагатайского. Но сам суффикс мақ мек в современном казахском есть в формах типа "бармақ, бармақшы, келмек, келмекші". Например "Сен енді о жаққа бармақшы болдың ба?". А так же выражение "Айтпақшы" (айтмақшы) - кстати.
    2 балла
  38. Делать такие далеко идущие выводы на основе одного рукописного словаря написанного даже не лингвистом это по меньшей мере легкомысленно.
    2 балла
  39. Нет. Я скидывал сюда цитату из отчета русского посла в Джунгарию за 1723 г. там он также упоминает бижбармак.
    2 балла
  40. На окраине Ташкента есть кафе «BeshBarmak №1 у Азамата» У кафе есть странички в фейсбуке, инстаграме. Казахский бешбармак и баурсаки. Хорошее оформление. Видео 16 минут
    2 балла
  41. Это не от региона зависит и никаких сдвигов не было. Повторюсь, что это разнообразие и богатство казахского языка. Опять же выражение "краснее, чем ..." можно сказать по-разному - қызылрақ, қызылдау. А вы, как точно подметил ув. s_kair, всегда заморачиваетесь избирательно на одной из форм, а другие отрицаете.
    2 балла
  42. Что тут вникать, көкШЕ -синеватый, сарША - желтоватый и тд. Следите за своей хамской речью. Оборот речи сарша тамыз не образовано от какого-то левого слова, исходное слово - сары. Осы құбылыстарға байланысты бұл айды кейде "сарша-тамыз" деп қосарлап айтады. Яғни "сарша" сөзінің арғы тегі - "сары шақ", ежелгі түркі сөзі.
    2 балла
  43. Лучшие результаты от чего? Лёгкая кавалерия выполняет свои положенные ей функции. За все время наполеоновских войн лишь раз русская лёгкая кавалерия серьёзно рубилась с тяжёлой кавалерий французов, но то были Лейб-казаки - охрана Александра I.
    2 балла
  44. Использование умных фраз типа "судя по смыслу совокупности письменных источников" не делает ваш лжеисторический бред про тюркоязычность монголов и навязанность им киданьского языка более правдоподбным
    2 балла
  45. У тяньшанских кыргызов не было ойратской знати. Есть данные, что в состав кыргызов вошли представители енисейских кыргызов и телеутов, возможно их бии были в составе кыргызской элиты. Однако это единицы. Своеобразная "боязнь" калмак-кыргызов (три-четыре села на Иссык-Куле) — это обычное для людей предвзятое мнение об "удачливости, работоспособности" соседей. Выходцы из сарт-калмаков считаются предприимчивыми и способными, типа они заняли много "хороших" должностей. Говорить о какой-то ойратской знати у кыргызов это бред.
    2 балла
  46. Вы сначала сравните все версии этого эпоса, вы похоже только по одной версии эпоса делаете свои гипотезы. Во вторых, пока неизвестно когда оформился союз жетыру , самая сильная версия что во время Тауке-хана. В третьих, например, тама были в ЗО во время Узбека и Жанибек ханов. В четвертых, ваша гипотеза больше походит к ногаям (караногаям), у которых зафиксирована легенда об их переселении с Мавераннахра. Если у каракалпаков нету, значит скорее он возник позже, уже после того как они вышли из ногаев, и сформировались в каракалпаки. У последних многих эпосов которые есть у нас нету, судя по их Бабалар сози.
    2 балла
×
×
  • Создать...