Jump to content



Leaderboard


Popular Content

Showing content with the highest reputation since 04/05/19 in Posts

  1. 5 points
    Ув.Меченосец, давно пора перестать реагировать на "сказку про Белого бычка" от ув. АКБ. Ему не нужны доказательства, даже если Вы приведете Бортэ Чино лично с белым войлоком. Возможно, его ухо так слышит слова, в любом случае, ему приятно его собственное мнение... не мешайте хорошему человеку наслаждаться. Если понадобится моя помощь, только свистните... я на каждый подобный пост ув.АКБ буду отвечать, что ЧХ и его войско РУССКИЕ. Пусть спорит на здоровье... хоть от монголов отстанет...
  2. 5 points
    Кайрат — может хватит обобщений? Здесь еще внутриказахских разборок не хватало. А вы ведь специально провоцируете, даже до аркука это уже дошло, что вы специально тролите южан, показывая свою региональную культуру как эталонную для казахов. Отсюда и кимешеки и седла и еда. У нас в КР одна дурочка написала в фейсбуке пост, разжигающий вражду между южанами и северянами, сегодня ее закрыли в КНБ. Я считаю, что правильно сделали. Надеюсь поймете.
  3. 5 points
    Ну надо иметь очень богатую фантазию, чтобы сказать, что для татар и казахов Золотая орда это чужая история.
  4. 5 points
    Ув. Рустам, если можно еще один моментик. Бан послужит всем нам горьким уроком, из которого каждый сделает свои выводы и впредь будет держать себя в определенных рамках. За добрый жест всеобщего разбанивания и помилования еще раз вам респект. Но в целях недопущения в будущем подобной ситуации хочется достичь с вами, как с админом форума, хотя-бы символических договоренностей. Например, мы (не только подвергшиеся бану и "помилованные", все!) держим себя в определенных рамках культуры ведения дискуссий не перешагивая через них, не оскорбляя собеседников. А вы разрешаете желающим участникам форума (их совсем немного) излагать и обосновывать свои альтернативные взгляды на историю с их обязательным обоснованием. При этом если вы лично будете включаться в их обсуждение, то не будете оскорблять их авторов (нас) «фольками», «дилетантами», «включающими дурачка», наши версии «хотелками», возомнившими «всех дебилами и тупыми, а себя умными», наши версии «казахским/тюркским глобусом», «примазыванием к чужой истории, к Чингизхану» и прочими эпитетами. Юмор и иронии в спорах давайте, ув. Рустам, разрешим, типа высказываний «кыпшаковед», «ибн-Отрари», «маньчжуровед», «юристы-трактористы», «выдавать статьи как горячие пирожки», «тапочки маньчжуроведа» и т.д. в таком ракурсе и духе, с ними веселее жить и общаться, но при обязательном условии, что они будут применяться в адрес собеседника в дружелюбном контексте и тоне автора, и обязательно с добрыми смайликами, на что я думаю никто обижаться или оскорбляться не станет. Лично я если таковые адресовались мне никогда не обижался. На то он и юмор, чтобы его понимать, а не оскорбляться. Без них обсуждения будут скучными и сухими. Надеюсь, мое предложение поддержат не только мои единомышленники, но и мои принципиальные оппоненты. У меня всё. Пошёл в темы, где наверно по мне соскучились mechenosec, Steppe Man и другие ребята.
  5. 5 points
    Во все времена мы недооценивали калмыков, на различных мероприятиях поднимая вопрос только об исторической войне между калмыками и казахами, и наши фильмы были только на эту тему. Кто же для нас калмыки? Говоря словами Магауина, «разве многие дочери калмыков, представителей иной для нас религии, не являются уважаемыми нами матерями»? Матери Тауке-хана, Кабанбай-батыра – дочери калмыков. Мать Шыгай-хана – Абайхан-бегим – в молодости была калмыкской красавицей. Мать Малайсары, одного из известных батыров Аблая, - тоже была калмычкой. Топыш-ханым, подарившая казахам Касыма-султана, такого же батыра, как Кенесары, также была дочерью калмыков. Бозтуган, мать Казтугана-жырау, - дочь калмыкского родоначальника. Остановимся на каждой из них... Одна из калмыцких девушек – Абайхан-бегим. Любимая жена Жадика-султана, сына Жанибек-хана. От их брака родились Шыгай-хан и Малик-султан. Об этом в свое время писал Кадыргали Жалаир: «Во времена правления Касым-хана жил и Жадик-хан. Во время столкновения на горе Жыланды его убил один из сыновей Шыгым-мырзы. Могила его находится в Ургенчи в местечке Бакырган ата. У Жадика-хана было много жен и детей, самые известные из его сыновей – Тогым-хан, Бокей-султан, Малик-султан. Матерью последнего и была Абайхан-бегим». Это подтверждает и Мухтар Магауин: «Шыгай-хан – первенец Жадика-султана, седьмого сына Аз-Жанибека- хана. Мать его, калмычку, звали Абайхан-бегим». У Есима-хана был сын Касым-хан, оставивший в истории известный всем свод законов. Касым родился от жены Есима-хана - калмычки Дилхаш. Дилхаш была дочерью первого калмыцкого родоначальника Хо-Урлика (Койырлыка). В 1628-1632 годах Койырлык возглавив несколько калмыцких родов, сравнял с землей Ногайскую орду и образовал ниже реки Едиль Калмыцкое ханство. Сватовство к Дилхаш-ханум, дочери Койырлыка, показало единство и взаимопомощь казахов и калмыков того времени. Говоря о Койырлыке, нельзя не сказать о Казтугане, потому что Казтуган-жырау приходится внуком с женской стороны семейству Койырлыка. Кандидат исторических наук, Владимир Тепкеев, старший научный сотрудник Исторического центра Калмыкии, относящегося к Российской Академии наук, подтверждает, что мать Казтугана-жырау – калмычка. В своем толгау (размышлении) Казтуган-жырау сам говорит, что к матери его – Бозтуган – были посланы сваты. Сказанное им подтверждается архивными документами. Так, в 1647 году ногайские мырза и калмыцкие родоначальники создали династийный союз. В результате этого, калмыцкий хан Дайчин, сын Койырлыка, отдал замуж свою дочь за жетисанского мырзу Салтамурата Тинбайулы. А брат Дайчина, родоначальник Лузан, просватал свою дочь за Суинши Абдоллаулы. Приведя в пример данные сведения, В. Тепкеев пришел к заключению, что мать Казтугана – Бозтуган – калмычка. Кто такой родоначальник Лузан? Сын Койырлыка, один из батыров, истребивших Ногайскую орду. В 1643 году ногайская волость Жетисан была колонией Калмыкской орды. С этого времени отец Казтугана-жырау Суинши Абдоллаулы служил калмыцким ханам. В феврале 1673 года калмыкский хан Аюке (правнук Койырлыка) со своими родоначальниками встретился с правителями Астрахани и скрепил русско-калмыкский союз. Калмыки, учитывая честность ногайских мырза по отношению к русским и праведное служение царю Суинши Абдоллаулы, попросили освободить сына Суинши из заточения в дворце Аманат. По записям В.Тепкеева, этим сыном и был Казтуган. Поэтому детство Казтугана, кажется, прошло в Аманате в Астрахани. Но сведений о точном времени заточения во дворце Аманат нет. Родоначальник Лузан – первый калмык, вошедший в состав Крымского ханства. В 1643 году он во главе 2000 калмыков и 500 ногаев напал на Крымское ханство. В 1651 году этот же Лузан тайшы во главе 15000 калмыков и ногаев ворвались в Крымское ханство, в феврале 1652 году Лузан засвидетельствовал Астрахани завоевание Крыма калмыками. Автор «Жети жаргы» Тауке-хан, живший в одно время с Казтуганом, тоже родился от калмычки. Шакарим Кудайбердыулы об этом писал: «Аз-Тауке сын Салкама Жангира от жены-калмычки». Точнее, Тауке-хан родился от брака казаха Салкама Жангир-хана и дочери начальника калмыцкого рода хошоуыт Кунделена. Доктор исторических наук, профессор Ахмет Токтабай пишет: «старый хан Батур пришел к родоначальнику Кунделену с предложением объединиться, говоря, что дружит с Жангир-султаном и считает его своим сыном». Из этого видно, что зять родоначальника Кунделена уважает Жангира. У калмыков до сегодняшнего времени есть словосочетание «Ахаин табун барс». В браке правителя Хошоуыта Ханай Хонгора с Ахан-хатун родилось 5 сыновей. В истории калмыков они остались как «пять барсов Ахай-ханум». Это были Байгабас-батыр, Кунделен Убаши, Гуши Номын-хан, Засакту чинг-батыр и Баян Отхон. Кунделен – второй из пяти барсов, в результате разрушительных жизненных перепитий лишился всего и уехал в Тибет. Там он состарился и умер в возрасте 120 лет. Из истории известно, что пятый потомок Салкама Жангира – Абылай-хан имет 12 жен. Семеро из них – калмычки. Самая известная из жен-калмычек хана – Топыш-ханым. Она была сестрой джунгарского феодала Калдана Серена, дочерью Хошу-мергена. В 1741 году джунгары взяли в плен Аблая и держали его два года. Позже Калдан Серен освободил его и выдал за Аблая сестру Топыш. Так Топыш стала пятой женой Аблая. У Топыш родились Касым и Камбар султаны. От Касыма продолжили род Саржан и Кенесары –султан. Когда Аблай скончался, преемниками на трон были выдвинуты одновременно Уали и Касым. Родившийся от калмычки Касым-султан многое в своей жизни прошел ради дела независимости казахов. И внуки Топыш-ханым сложили свои головы ради дела Независимости. Мать одного из доверенных соратников Абылая, известного Малайсары-батыра, тоже была калмычкой. Отец Малайсары Токтауыл – богатырь, известный, как человек, поднявший верблюда и задушивший змею голыми руками. Он женился на калмычке Молдыр. Об этом писал краевед Женис Марданов: «У Токтауыла-батыра от жены-калмычки Молдыр родились Малайсары, Кайдауыл, Багыс, а от жены-казашки Алмы родились Карнак и Кобес». Малайсары и Гаухар родились от этой Молдыр. Сестра Малайсары Гаухар – жена Кабанбай-батыра. Может быть, являясь по матери родственником калмыков, Малайсары и завершил казахско-калмыские битвы и начал устанавливать дружеские отношения между двумя ханствами, и даже пошел послом к джунгарам. Чокан Валиханов писал, что джунгарский феодал Калдан Серен дал ему титул «Тархан». Поэтому и Малайсары старался построить так называемый «золотой мост» между своими родными и родственниками матери. Мы упомянули имя Кабанбай-батыра. Не только теща, но и мать Кабанбая-батыра были калмычками. У калмыков был батыр Босмойын, погубивший жизни большого количества казахских мужей. На средней дочери Кунбике этого Босмойына был женат Кожагул-батыр. От этого брака и родился известный Кабанбай-батыр. У хана младшего жуза Каратай-султана, внука Абилхаир-хана, мать тоже была калмычкой. Каратай родился от брака Нуралы-султана с калмычкой по имени Рыс. К тому же, у Абилхаира-хана была жена-калмычка по имени Баян, от которой родился Шынгыс-султан. Об этом упоминал А.И.Тевкелев в совем труде «Поколенная роспись династий казахских ханов и султанов и описание родоплеменного состава трех жузов». И.Ерофеева в своем труде «Хан Абулхаир» дает конкретные сведения: «Чингиз-султан был сыном волжской калмычки Баян (Баяны), захваченной Абулхаиром в плен, вероятно, во время его походов против калмыков в 1723-1726 годах». Как можно забыть многих калмыкских девушек, впоследствии ставших матерями, давшими жизнь и достойно вырастившими известных казахских личностей? Значит не зря восхвалял их Бухар-жырау, говоря, «пусть жена твоя будет из калмыков, а соратник-друг - из казахов». История останется историей, но как поколение XXI века сегодня мы наблюдаем дружеские отношения двух соседних стран, в том числе и в области образования и молодежной политики двух держав. На сегодняшний день между Калмыцким государственный университетом имени Басана Бадминовича Городовикова и университетами Казахстана, а именно ВУЗами Уральска, Атырау и Караганды заключены двусторонние договоры о сотрудничестве. Студенты из Казахстана получают прекрасное образование и имеют поддержку со стороны руководства Калмыцкого университета. Согласно двусторонним договорам между Калмыцким госуниверситетом и университетами Западного Казахстана и города Атырау по программе академической мобильности студентов в КалмГУ приезжают студенты для обучения и обмена опытом, магистранты из Казахстана в том числе проходят здесь практику. Можно сделать вывод, что тесное взаимообщение двух государств имеет положительный характер и предопределяет будущее этих отношений. Сайрагүл ТУРЖАНОВА, Магистр гуманитарных наук, преподаватель Атырауского государственного университета им. Х.Досмұxамедова
  6. 5 points
    Не стоит сравнивать тех монголов и современных казахов, это как минимум некорректно. Само собой что монголы Чингизхана были совсем другой веры и говорили на другом языке, однако то что многие казахские рода имеют прямое происхождение от племен которые пришли вместе с Чингизханом, а династия казахских ханов это прямые потомки Джучи, это уже давно всем очевидные факты, и отрицать их глупо) Никто не отбирает у монголов их историю(не беру в расчет отдельные личности, а говорю в целом), но и не стоит считать что вся эта история принадлежит только монголам и ни кем другим. Например, к Улусу Джучи(Золотой орде) казахи, татары, узбеки, ногайцы имеют намного больше отношения нежели современные монголы, а калмыки вообще не имеют отношения к ним.
  7. 4 points
    Согласно преданию, Турсын хан был ханом каракалпаков, владение которого находился в соседстве со владением казахского хана Есим хана. После. некоторых политических событий, происходивщихся в Туркестане, Есим хан со своими войсками нападает на ханство Турсын хана и разоряет каракалпаков. Диссертации по гуманитарным наукам - http://cheloveknauka.com/otrazhenie-v-legendah-i-narodnyh-predaniyah-istorii-karakalpakov-xiii-xvii-vv#ixzz6HzdMO6U3
  8. 4 points
  9. 4 points
    Это источники не современного времени, только это лишь имеет значение. В русских и европейских источниках 16-18 веков так же название "казак". А. И. Левшин. Описание киргиз-казачьих или киргиз-кайсацких орд и степей. 1832 год: Для непонятливых очень показательный пример: https://ru.b-ok.cc/book/3192659/6c5eee https://www.studmed.ru/haruzin-a-n-stepnye-ocherki-kirgizskaya-bukeevskaya-orda-_74aa054b4bf.html Алексѣй Харузинъ. Степные очерки (Киргизская Букеевская орда) : Странички изъ записной книги съ 13 фототипными таблицами. 1888 год.СТР 87-88: — Вот вы, Утэш-гали, говорите: «киргиз», разве вы сами себя так называете?— Нет, это называют нас русские так, и откуда это пошло, мы не знаем, а сами себя мы называем кхазак.— Казак?— Да, кхазак.— Какая же разница: вы казак и в Ставке казак из Астрахани? — Я имел в виду астраханских казаков.— Нет, тот казак, а я кхазак.Я попросил повторить еще раз.— В Ставке казак, а я кхазак, — повторил он.Тут мне стало ясно «х», выговариваемое лишь слегка после «к». Я десятки раз впоследствии проверял это на других киргизах, наконец, просил посторонних прислушиваться внимательнее к выговору и пришел к окончательному заключению, что киргизы-букеевцы называют себя «кхазаками», а не казаками и еще менее кайсаками, как их часто называют у нас. Для наглядности я выделил и название русских казаков, что самоназвание казахов и казачьего сословия для русских одинаковы-однозвучны.
  10. 4 points
    вот это правильно: нужно разделять народ и его правителей, народ и уродов, которые есть в каждой семье. то, что у РИ были свои геополитические, экономические и иные взгляды на ЦА, под которыми и были все взаимоотношения с каракалпаками, казахи и др., не касается простого русского мужика, жившего где то в губернии. он такой же заложник "империи и его амбиции". страдал не меньше, а может и хуже свободного степняка. поэтому нужно подчеркивать что вопрос к верхушке, политической системе а не к народу ногайцев сейчас ок. 100.000, калмыков чуть больше. одни откинуты в предгорья, другие в пески. ничего не слышно о них, у ногайцев даже республики своей нет. пусть по численности и полит. влиянию эти народы не "большие", но этого они не стали "маленькими". их предки доказали делом кто они. пока нынешние будут помнить и если надо - напоминать, слава их предков не померкнет. также и вам нужно избавиться от этого комплекса "маленького" народа и всеми имеющимися средствами прославлять свой народ: писать, развивать, воспитывать. ну разумеется без "преувеличивания", только истину. конечно, без развитого хотя бы автономного государства, это все тяжело. но это уже другой уровень. главное не стать "маленьким" народом или вовсе вымершим. пока вы не те и не другие. чего стоит один ваш эпос Едыге! я уже говорил вам: напишите Историю каракалпаков. и не нужно провоцировать казахов, с которыми у вас часто перепалки из-за столкновений между нашими предками. не было ничего личного, такие времена были. так же и к ойратам я не имею зла, были такие времена, выживали как могли и были конкурентами. плюс многое зависело от правителей, интересы которых не всегда совпадали с мнением простого народа
  11. 4 points
    Майор М.Д. Перемышльский, основатель Верного - один из первых, кто использует "Алматы" в русском языке. В своих рапортах во время выдвижения его отряда за р. Или и основания укрепления Заилийское (позже Верное) он пишет из места под названием Алматы: 24 июля, 1853 года. Алматы Г. Корпусному Командиру Рапортом моим от 18 июля № 140 я имел честь доносить о переправе через р. Или... ...Лесистая местность ущелий, откуда вытекает Иссык, заставила меня тотчас же приступить к обозрению их. По осмотру я двинулся к Талгару и, осмотрев вершины его, в настоящее время я обозреваю Алматы. 8 августа, 1853 г. Каргалы Г. Корпусному Командиру Я имел честь доносить Вашему Высокопревосходительству о намерений моем обозреть вершины Алматов. Осмотрев с инженер-поручиком Александровским первыя и вторыя Алматы и долину между ними, мы нашли по удобству добывания леса, большому количеству прекрасной, изрезанной арыками хлебопахотной земли, пажитей и сенокосных мест, далеко превосходящими урочища на Иссыке и Талгаре, почему и предложили Алматы местом будущего поселения.
  12. 4 points
    Если брать в целом - монголы и казахи окажутся в разных ветках монголоидных групп. Это показывают замеры черепов и т.д. Искать схожие типажи - это очередной фольк.
  13. 4 points
    Ув Акб. Если честно, все это никакого отношения ни к истории ни к этнографии не имеет. Всё это ситуация на сегодняшний день. По объективным причинам вся наша традиционная кухня однообразна по сравнению с оседлыми соседями. Было бы действительно интересно, если бы вы находили этими различия между казахами скажем в том же 19 веке. Источников (русских в первую очередь) по 19 веку ведь полно. Но там различий особых нет. Вы это и сами знаете, поэтому в ход идут только фоторепортажи из интернета.
  14. 4 points
    Я же говорю, что на форуме случайных людей нет, только большие любители истории. Как только вышел указ, так сразу все прибыли на сборный пункт. Всем привет!
  15. 4 points
    Форумчане подтвердят, что юзер Le Raffine пишет только то , что может подтвердить ссылками на источники. И таких на этом форуме единицы.
  16. 4 points
    Оплатил Биг У 2 2 узбекских кыпчаков
  17. 4 points
    Видел док фильм про заселение Юж Америки , монголоидные индейцы отнюдь не были первопоселенцами там , вначале с островов на плотах и лодках типа Кон -тики прибыли негроиды, но были уничтожены воинственными пришельцами с севера , которые двигались с севера , сухопутным путем - монголоидами.
  18. 4 points
    Вышли результаты моего БигУ. Подтвержденная гаплогруппа R-Y5977. Kit № IN69562 на проектах https://www.familytreedna.com/groups/alash/dna-results и https://www.familytreedna.com/groups/istyaki-z2123/dna-results
  19. 4 points
    ташкентские, ферганские, сайрамские, самаркандские - это все городские узбеки, исторически они автохтоны. а вот переселенцы с Дешта обосновались в основном к югу от Самарканда, пригодные к скотоводству да и вообще лучшие для обитания долины, в сторону предгорий ТШ, вплоть до территорий совр. Афганистана и Таджикистана. там и были юрты самых многочисленных племенных узбеков - кунгратов, кенегесов, мангытов, катаганов, локайцев. можно еще вспомнить долину Зарафшана (кытай-кыпчаки), Ферганскую долину (кыпчаки, минги), но численность оседлых автохтонов была в разы больше и поэтому лучше всего свою дешти-кыпчакскую идентичность сохранили на юге. там и бахши, и юрты, и джокающий говор, и более туранидные фейсы. отдельно нужно отметить кураминцев, узбеков Хорезма. а у нас в Ташкенте самые что ни есть стереотипные узбеки-памиро-ферганцы в тюбетейках карта от Брегеля, специалиста по узбекским ханствам
  20. 4 points
    К эпическим преданиям надо всё-таки критически относиться. Я например так и не видел убедительных доказательств тому что эпос Манас старше 15 века. Нигде раньше он не упоминается.
  21. 4 points
    Всех мусульманских юзеров с праздником Орозо-майрам!
  22. 4 points
    Вы лично, кроме оказания моральной поддержки Админу (в том числе дифирамбы), стабильной вялотекущей грызни с казахскими юзерами и (чуть не забыл!) избирательного цитирования историков-любителей типа Томпиева больше ничего не можете? Если накипело, конструктивно аргументируйте!
  23. 4 points
    Arсен четко вам ответил. И я тоже хочу вам еще раз сделать акценты: 1) Чингизиды = Төре = Алтын ұрұқ (золотой род) = Ақ сүйек (белая кость). 2) Чингизиды или род Чингизхана - это неотъемлемая часть истории и происхождения большей части татарских родо-племен, позже образовавших ханство, позже названное Казахским, а его население - казахами. 3) Чингизидов приглашали управлять в качестве ханов над собой многие другие народы (хан көтеру), и даже казахские родо-племена приглашали чингизидов султанов управлять над собой (төре қыламын). 4) Узурпаторами верховного титула "хан" согласно нормам Обычного права считались те народы и племена, которые избирали ханов из черной кости (қара сүйек) - это калмыки, кыргызы и кокандцы (последние двое со слов админа Рустама). По этому поводу у меня возник вопрос, а может быть последний хан чингизид на земном шаре и последний наш хан Кенесары пытался наказать кокандских ханов и кыргызского Ормон-хана за нарушение заветов Чингизхана? За грубейшее нарушение Обычного права (әдәт)? Кто как думает?
  24. 4 points
    Сделано. Самтат и Кошой также стали модераторами всего раздела "Генетика".
  25. 4 points
    N1a1 гаплогруппа якутов, а также многих финнов, прибалтов и немалого числа русских. Первые яркие монголоиды, вторые нордические блондины. Очевидно, что прямой связи между гаплогруппой и антропологией нет. А так столько дураков есть которые придумывают идиотические термины типа генетический монголоид или этнический европеоид.
  26. 4 points
    Касательно генетики ногайцев. Недавно статья вышла, The genetic history of admixture across inner Eurasia, https://www.nature.com/articles/s41559-019-0878-2. Статья денег требует, но можно скачать препринт тут: https://www.biorxiv.org/content/10.1101/327122v1.full Там среди прочего исследовались и ногайцы. Так вот, иследованные ногайцы чётко разбиваются на два кластера, Nogai1 и Nogai2. Nogai1 далековаты от казахов, а вот Nogai2 наоборот, ближе всего каракалпакам и казахам. Я посмотрел где набирали образцы ногайцев, оказалось в Астрахской области и Ставропольском крае. Почти 100%, что Nogai1 - это ставропольские, а Nogai2 - астраханские. Выводы 1) Ногайцы генетически очень неоднородны 2) Астраханские ногайцы генетически близки каракалпакам и казахам.
  27. 4 points
    Насчет самоназвания и самосознания казахов: Е. Л. Марков. Россия в Средней Азии: Очерки путешествия по Закавказью, Туркмении, Бухаре, Самаркандской, Ташкентской и Ферганской областям, Каспийскому морю и Волге. — СПб., 1901. 2 том СТР 83-84 https://runivers.ru/lib/book19612/578963/ Теперешние киргизы — несомненно, потомки Чингисовых, Тамерлановых и других воинственных полчищ, проносивших огонь и меч по городам и весям Средней Азии. Хотя в них огромная доля монгольской крови, судя по характерному типу их лица, который наш русский солдатик метко прозывает «калмыковатым», — однако между ними и настоящим монголом, как, например, калмыком или китайцем, разница громадная. Хотя и наша русская и общеевропейская история приучила нас называть монголами победоносные орды Чингисхана, тем не менее они никогда не были монголами, в строгом этнографическом смысле этого слова. Сарт и киргиз никогда не скажут, что Чингисхан был монгол. Для них он узбек, и ничего больше. Киргизы тоже не называют себя киргизами, а узбеками или казаками. Узбеки были — и турки-сельджуки, узбеки были — татары и ногаи, вероятно, также половцы, печенеги и многие другие народы, окружавшие с юга и востока юную Русь в древний период ее истории. А вот этот источник я уже приводил в этой теме, но пусть будет еще раз: П. И. Пашино. Туркестанский край в 1866 году. Путевые заметки. — СПб., 1868. СТР 83 https://play.google.com/store/books/details?id=rJNPAAAAcAAJ&rdid=book-rJNPAAAAcAAJ&rdot=1 Чрезвычайно были хороши три киргизских джигита, скакавшие стороною, со своим оружием, копьями; это все потомки Алача-хана, как рассказывали мне киргизы. У этого Алача-хана было много детей, и от каждого сына пошел особенный род; сам Алача-хан жил тысячу лет тому назад, до Чингиза. Чингиз, сын непорочной Алангу, направил свои орды на юго-запад и завоевал полсвета. «Мы теперь, — говорили мне киргизы, — потомки этих завоевателей; на нас нельзя просто смотреть: у нас Чингизханова яса, его обычаи; словом, мы узбеки — чего еще больше?!» — Как, вы узбеки? Вы биштамгалинцы, не больше; узбекский народ особенный. — Нет, туря; мы все узбеки; начиная от Оренбурга, куда ни поедешь — все будут узбеки. У нас у всех свои бии есть [уз бийлярымыз бар]. — А сарты кто же такие? — спрашивал я, когда мне доводилось говорить об этом с киргизами. — Сарты? Они ни рода, ни племени не имеют, — они по городам называются. Спроси сарта, кто он такой; он тебе ответит: ташкенлик [ташкентец] или, еще проще, мусульман [мусульманин]. А спросите, как его зовут — Мухаммед-Керим какой-нибудь. А какого рода? «Рода у меня нет, — ответит он, — я ташкентец — чего же еще надо?» Между тем каждый киргиз имеет свой род.
  28. 3 points
    Ну обычно генетики полагаются на мнение археологов, так что это вопрос того как археологи определяют кто хунну, а кто кёктюрк.
  29. 3 points
    Вот, что пишет в своей статье ув. Роман Храпачевский:
  30. 3 points
    передергиваете. я не отрицаю прямую связь между сорв. монголами и средневековыми а лишь отметил что совр. халха-монголы не на 100% такие же (во всем) как средневековые. у вас появилась религия, которая сильно повлияла на вашу культуру и быт, в вас кроме крови чистых ойратов, дарлекинов, баргутов и др. монголов есть мощный тюркский компонент от найманов, онгутов, части кереитов и т.д., язык ваш тоже отличается от того, на кот. писали и говорили в 13 в. т.е. эти ваши отличия такие же как между совр. казахами и кочевниками Золотой орды времен Узбека. отличия есть, но они не фундаментальные вот вас прорвало! за всех казахов говорить ни один даже казах не может. конечно много казахов, которые за возвращение Алма-Аты, как и тех, кто против. глупо кидаться сарказмом мол сами казахи хотят Ату а ищут корни Аты. одно другому не мешает. полезнее будет вам, как профессиональному историку, писать по теме и разбираться какие корни у топонима а не ковыряться в белье тех кто топит за Алма-Ату и тех, кто топит за Алматы. кстати, у казахов есть имя Алмат
  31. 3 points
    Ещё одна статья с Y-ДНК древних венгров: https://link.springer.com/article/10.1007/s12520-019-00996-0 Original Paper Open Access Published: 14 January 2020 Genetic analysis of male Hungarian Conquerors: European and Asian paternal lineages of the conquering Hungarian tribes Erzsébet Fóthi, Angéla Gonzalez, Tibor Fehér, Ariana Gugora, Ábel Fóthi, Orsolya Biró & Christine Keyser Archaeological and Anthropological Sciences volume 12, Article number: 31 (2020) Abstract According to historical sources, ancient Hungarians were made up of seven allied tribes and the fragmented tribes that split off from the Khazars, and they arrived from the Eastern European steppes to conquer the Carpathian Basin at the end of the ninth century AD. Differentiating between the tribes is not possible based on archaeology or history, because the Hungarian Conqueror artifacts show uniformity in attire, weaponry, and warcraft. We used Y-STR and SNP analyses on male Hungarian Conqueror remains to determine the genetic source, composition of tribes, and kin of ancient Hungarians. The 19 male individuals paternally belong to 16 independent haplotypes and 7 haplogroups (C2, G2a, I2, J1, N3a, R1a, and R1b). The presence of the N3a haplogroup is interesting because it rarely appears among modern Hungarians (unlike in other Finno-Ugric-speaking peoples) but was found in 37.5% of the Hungarian Conquerors. This suggests that a part of the ancient Hungarians was of Ugric descent and that a significant portion spoke Hungarian. We compared our results with public databases and discovered that the Hungarian Conquerors originated from three distant territories of the Eurasian steppes, where different ethnicities joined them: Lake Baikal-Altai Mountains (Huns/Turkic peoples), Western Siberia-Southern Urals (Finno-Ugric peoples), and the Black Sea-Northern Caucasus (Caucasian and Eastern European peoples). As such, the ancient Hungarians conquered their homeland as an alliance of tribes, and they were the genetic relatives of Asiatic Huns, Finno-Ugric peoples, Caucasian peoples, and Slavs from the Eastern European steppes. Согласно историческим источникам, древние венгры состояли из семи союзных племен и разрозненных племен, отколовшихся от хазар, и прибыли из восточноевропейских степей для завоевания Карпатской котловины в конце IX века нашей эры. Дифференциация между племенами невозможна на основе археологии или истории, потому что артефакты венгерских завоевателей демонстрируют единообразие в одежде, вооружении и военном искусстве. Мы использовали Y-STR и SNP анализы останков венгерских завоевателей мужского пола для определения генетического источника, состава племен и родственных связей древних венгров. 19 особей мужского пола по отцовской линии принадлежат к 16 независимым гаплотипам и 7 гаплогруппам (C2, G2a, I2, J1, N3a, R1a и R1b). Наличие гаплогруппы N3a интересно тем, что она редко встречается у современных венгров (в отличие от других финно-угороязычных народов), но была обнаружена у 37,5% венгерских завоевателей. Это говорит о том, что часть древних венгров была угорского происхождения и что значительная часть говорила по-венгерски. Мы сравнили наши результаты с общедоступными базами данных и обнаружили, что венгерские завоеватели происходили из трех отдаленных территорий евразийских степей, где к ним присоединились разные этносы: Байкал-Алтайские горы (гунны/тюркские народы), Западная Сибирь-Южный Урал (финно-угорские народы) и Причерноморье-Северный Кавказ (кавказские и восточноевропейские народы). Таким образом, древние венгры завоевали свою родину как союз племен, и они были генетическими родственниками азиатских гуннов, финно-угорских народов, кавказских народов и славян из восточноевропейских степей. Переведено с помощью www.DeepL.com/Translator (бесплатная версия) Sample code Y-DNA haplogroup prediction by NEVGENa Y-DNA subgroup prediction based on network analysis Tested SNPs BB3 N-Tat 100% N3a4-Z1936 > Y13850 L1034− KEI/3 G2a1-L293 94.3% G2a1-L293 KEII/14 N-Tat 100% N3a4-Z1936 > Y13850 L1034− KEII/16 I2a1b3-L621 100% I2-L621 > CTS10228 KEII/29 N-Tat 100% N3a4-Z1936 > Y13850 Z1936+b, L1034− KEII/52 I2a1b3-L621 99.8% I2-L621 > CTS10228 KEII/60 C2-M217 99.4% C2-L1370 > F12970 KEII/61 R1a 100% R1a-Z93 Z93+ KEIII/11 I2a1b3-L621 100% I2-L621 > CTS10228 NF/1 J1a3-Z1828 77.9% J1-M267 (xL620) P58−, L620− NF/2 R1a 100% R1a-Z93 Z93+, M558−, Z280− NM/6 N-Tat 100% N3a4-Z1936 > Y13850 Ö52/50 N-Tat 100% N3a2-M2118 > PH1612 PH1896− RT/7 G2a1-L293 97.9% G2a1-L293 RP/1 G2a2b2a1 98.5% G2a2-U1 > L1266 RP/2 G2a2b2a1 99.9% G2a2-U1 > L1266 TBa/13 R1b 100% R1b-L23 > Z2106 TÓ/1 N-Tat 100% N3a4-Z1936 > Y13850 > L1034 L1034+ TBo/6 N-Tat 100% N3a2-M2118 > PH1612 > PH1896 PH1896+
  32. 3 points
    Для ув. Карай новая партия казахских кукол из далекого 19 века. Судя по моделям это куклы, передающие женский пол разных возрастов, от изящных и хрупких девушек до женщин в возрасте (вид спереди и сзади). Музей Петра Великого (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург. К.В. Щенников. 1910 год. Куклы (кууршак). Павлодарский уезд. Кызылагашская волость (нынче примерно Иртышский район). Даже куклы наших краев подтверждают мою региональную классификацию ак жаулыков - кимешеков. Павлодарский "ак жаулык": А это наверно ругающаяся апайка судя по повязке платка и агрессивно разведенным рукам. ))) Павлодарский уезд. Муздыкольская волость. Незамужняя девушка судя по количеству косичек? Это наверно куклы шаманки (бакъсы). Петропавловский уезд. И конечно же казахские куклы "БАРБИ": Невеста. 1. Петропавловский уезд. 2. Павлодарский уезд, Кызылагашская волость.
  33. 3 points
    Рад приветствовать уважаемых админа Рустама и всех наших форумчан! За амнистию очень признателен, спасибо большое, ибо форум для меня очень интересная площадка, ведь как и все остальные на форуме, я тоже Большой любитель истории. Прошу прощения, но хотел бы как можно коротко ответить на заочные обвинения и реплики в мой адрес, как на отрицательные, так и на положительные, с которыми я ознакомился в теме "Обращение к администратору". Например, не согласен, что причиной моего бана послужили разборки, которые якобы я устраивал во всех темах, и что в последнее время якобы я перешел в общении все границы, перестал внимать контраргументам и начал обзывать всех историков направо и налево фольками. Это не так. Так называемые разборки в темах, если даже таковые были, это результат крайне эмоциональных возмущений некоторых юзеров на мои альтернативные взгляды и версии, которые им были не по нраву и непривычны в русле существующих академических установок. Ничего преступного в этом я не вижу. По поводу якобы имевших место оскорблений мной всех историков. Оправдываться не хочу, но скажу, что я такого себе никогда не позволяю, чтобы оскорблять незнакомых мне и к тому заслуженных людей. На форуме такие случаи были и не раз, например, на память, напрямую задевались личности летописца Рашид ад-Дина, ученого Л.Н. Гумилева и других, которые назывались сказочниками, фантазерами, лжецами и т.д. Я всегда стараюсь обсуждать не личности, а их научные версии, что я считаю вполне допустимым будь даже я не профессиональным историком. Например, могу в который раз повториться, что на мой взгляд, сложившийся на основе изученного материала и анализа, что некоторые переводы источников имеют искажения средневековых топонимов страны Чингизхана и окружавших его татарских племен, при этом за искажениями следуют вольные отождествления с современными топонимами. Поэтому составленную на таких географических ориентирах карту Тэкстона расселения средневековых татарских (монгольских) племен я действительно назвал и считаю недостоверной, что я не раз пытался обосновать ссылками на источники. На вскидку здесь достаточно привести один единственный факт, что никто из современников 12 - 13 вв. в пути как в страну Чингизхана и татарских племен, так и по пути обратно из нее (на запад), не переходил Алтай, Хангай и Иртыш (за исключением слов Гетума). А это войска, путешественники и т.д. Кылышбаю с Nurbek'ом скажу лишь одно, что вы не администрация форума, а потому вам не следовало бы обсуждать в негативном свете и навешивать беспочвенные ярлыки и оскорбления на отсутствующего на форуме юзера, тем более прекрасно зная, что он не может и никогда не сможет вам ответить (если бы не амнистия, о которой тогда никто даже не помышлял). Аналогичные реплики нашего алматинского земляка Uigur'а в разных никах не комментирую. Всем нашим ребятам, поддержавшим меня – многоуважаемым Zake, Arkuk, Cossack, Kamal, TurkmenAday, Le_Raffine, RedTriangle – низкий поклон и уважение! Очень рад, что я не одинок в своих взглядах и версиях, и что все же есть те, кто не боится критично относиться к существующим стереотипам и оспорить их в целях поиска исторической истины. Всем спасибо!
  34. 3 points
    В российских письменных источниках казахи наверное наиболее чаще всех номадов связываются с ЧХ и средневековыми монголами. Про память об Алан-гоа как минимум 2-4 источника привести можно, может и больше. По казахам не получится сочинять байки как к примеру про монголов "которые ничего не помнят про ЧХ и о своем великом прошлом, они это только от русских буквально вчера в 20 веке узнали об этом"
  35. 3 points
    Не знаю чем это обьяснить? Но что- то в этом есть, не читал про такое у других народов, возможно это чисто ойратское явление? Читал что в одной из последних битв с манджурами , ойраты в пылу, ярости боя срывали с себя куяки и бросались на врага , возможно уступая в численности понимали что победить уже невозможно, предпочитали смерть плену? Или клятва богатырей в эпосе Джангар : "... груди свои ОБНАЖИМ и вынем сердца, и за народ свою кровь отдадим до конца..."
  36. 3 points
    Сохранились уйгурские тексты, как из Монголии, так и из Восточного Туркестана. Все тексты тюркоязычные. Про "незнакомый" язык - это по всей видимости санскрит, так как уйгуры были буддистами.
  37. 3 points
    Рустам, все эти гипотезы не стоят бумаги на которой они написаны. Почему? Да, потому что они опираются на законы фонетических изменений слов для ИЕ языков. В наших тюркских языках слова хотя и претерпевали ряд изменений, но все же эти изменения обусловлены другими причинами, которые связаны напрямую с его агглютинативным строем. Для того чтобы понять законы фонетических изменений в тюркских языках стоит задаться вопросом - Как вообще появились отдельные лингвистические единицы в нем. Например, как появились суффиксы в тюркских языках? Что они представляют собой? Хороший пример, всем известный суффикс множественного числа -лар. Он является фонетическим вариантом слова они - алар. То есть к любому слову ед.ч. добавление слова они приводит к мн.ч. основы. Если мы призадумаемся о происхождении других суффиксов, то окажется, что и они связаны с другими словами. Чтобы было убедительно приведу суффикс вин. падежа -не/ны, который происходит от слова его - ане. Ну и так далее суффикс профессии -чи-чы от причастия делающий - ясы. В современных тюркских языках слово ясы выступает глаголом, но еще в булгарском языке оно совпадало с причастием. (Булгарский прошу не путать с суварским, который действительно был р-типа). Вот опираясь на фонетические изменения в этих лингвистических единиц еще можно было бы строит какие-то гипотезы о распространения языков. Но все равно информации маловато. Анализируя изменения в местоимениях и суффиксах можно еще получить материал для раздумий. В тюркских языках суффикс мн.ч. -лар не единственный, имеется еще один, который считается его фонетическим вариантом, я говорю о суффиксе -нар. Очевидно, что он может происходить от слова анар. Если в первом слове алар форма единственного числа(основа) сохранилась в тюркских языках в форме слова ул, претерпев небольшие изменения, то во втором слове анар форма ед.ч. утерялась. В пользу ее существования говорит то, что она используется как основа при спряжении по падежам в тюркских языках, вместо слова он -ул. Действительно, когда спрягаем слово ул мы всегда используем основу ан. Таким образом, мы пришли к выводу, что в пратюркских языках должно быть два слова ал и ан обозначающее местоимение он. Когда мы высказываемся о родстве каких то языков, тем более, строим временное дерево, мы должны доказать это. Должны доказать наличие общих слов, которые выпали из языка, их закономерности фонетических изменений. К примеру, я могу доказать, что в пратюркском языке исходный падеж задавался повтором, так как еще задается превосходная степень. Суффикс исходного падежа -нан происходит от слова от него, которая прежде задавалась повтором слов ан ан. Если существовал подобный механизм, бананированием, задания исходного падежа, то он должен сохраниться в тюркских языках в виде выражений. И он действительно сохранился, мы говорим вакыт вакыт повтором, а переводим время от времени, т.е. в исходном падеже. В пратюркском языке исходный падеж задавался повтором слов или выражений, факт доказанный. Если в других так называемых родственных языках подобное? Во всем должна быть логика и причинно следственная связь. Из выше приведенного отрывка А.Б.Дыбо верно следующее " Мартина Роббетс в ряде статей связывает распространение алтайских языков с гипотезой о распространении языков вместе с земледелием". Но говорить о родине тюркских языков преждевременно и не убедительно.
  38. 3 points
    Во всех тюркских 100 это жуз/йуз.
  39. 3 points
    1) Что-то я не понял в каком месте мне выбирать выражение? Или лучше тебе, который с легкостью переходит на "ТЫ"! 2) По поводу культа личности я уже тебе ответил. Нет у казахов культа (кроме одного современника) личности и не было. 3) Это было что как не оскорбление: 4) Ну если сам Админ себе такое позволяет то, что можно говорить об обычных юзеров! 5) Это, что было пацанские разборки? Мы вообще где находимся на форуме или на базаре? Или ты решил меня попугать?! 6) Смотри пункт 2. Ну если даже на то пошло, казахи переназвали горы Наймантау в честь Чингисхана. Это как не сойдет?
  40. 3 points
    Волков В.Г., Каримов А.А., Сабитов Ж.М. Юсупов Ю.М. Происхождение и родственные связи башкир рода Кыпчак по данным генетических исследований// История башкирских родов. Кыпчак. Том 34. Уфа: ИИЯЛ УНЦ РАН; Китап, 2019. С. 295-310. https://www.academia.edu/40018155/Волков_В.Г._Каримов_А.А._Сабитов_Ж.М._Юсупов_Ю.М._Происхождение_и_родственные_связи_башкир_рода_Кыпчак_по_данным_генетических_исследований_История_башкирских_родов._Кыпчак._Том_34._Уфа_ИИЯЛ_УНЦ_РАН_Китап_2019._С._295-310
  41. 3 points
    Мне об этом говорили сами казахи, что кожа от арабов и этим объясняется их "узбекский" - так они называли типаж. Сейчас в тему придет АКБ и мы увидим 1000 фото кожа похожих на корейцев.
  42. 3 points
    Да, не дело указывать на национальную принадлежность или идентичность, тем более когда у человека есть интерес к своему народу.
  43. 3 points
    Думаю, все мы иногда не сдерживаемся в спорах на разные темы, горячие азиатские парни понимаешь ли, но упрекать парня своей национальности ,а он именно -казах, как и вы, для меня как для нейтрала это абсолютно очевидно,это последнее дело. Мало ли кем были его предки? Но он то не они? Как вы думаете? Как и у вас , если предки по папе были монголы, это не значит ,что вы тоже монгол, вы пошли уже по другой культурной и языковой линии, по кыпчацкой, он так же. Или ему брать пример с вас и записывать семиреченцев в тюрки-казахи, из-за того что он сам такой?
  44. 3 points
    Не люблю петь дифирамбы кому бы то ни было, но промолчать не могу, накипело. Админ человек который знает о чём говорит и это видно и понятно из его грамотных и точных постов. В отличии от вас вместе с АКБ, вот уж действительно у которых красный диплом по забалтыванию и доведению до абсурда любого источника. Лично Админа уважаю, одно его признание, что для него монгольские народы ближе и роднее чем некоторые тюркские, дорогого стоит.
  45. 3 points
    Не совсем, татарам и казахам за Золотую орду по рукам били в 1944 году, Маргулан аж свою книгу про Едиге либо сознательно уничтожил либо у него полностью ее изъяли и он с исследований Золотой орды переключился на археологию, в 1970-1980-ых годах запрет не был сильным (но историки помнили что за такую тему не похвалят), но его осмелились тогда нарушить только два человека, Ильяс Есенберлин, написавший роман Алтын орда и Вениамин Юдин начавший в 1980-ых годах писать про Утемыш-хаджи, но его аудитория (думаю людей в 1980-ых годах читавших его статьи было не более 50 человек) была предельно мала. П.С. при этом не надо ставить знак равенства между империей Чингиз-хана и Золотой ордой
  46. 3 points
    Во-первых, у него очень богатый словарный запас, во-вторых, он очень эффективен в выражении эмоций, настроения, чувств. Так, в современном турецком языке есть только два слова, применяемые в настоящем времени, «иор» и «макомекте». В казахском же языке их много, и они могут изменятся: «жатыр» (лежит), «тұр» (стоит), «жүр» (ходит), «отыр» (сидит) и т. д. Слова, изменяясь в зависимости от описания ситуации, наполняют содержание произведения особым смыслом. На мой взгляд, все тюркские народы должны признать это преимущество казахского языка. Ведь не зря Магжан Жумабаев, которого я считаю духовным вождем, в заключительных строках стихотворения «Қазақ тілі» написал: «…Таралған түрік балаларын бауырыңа, Ақ қолыңмен тарта аларсың, сен тілім…» («…разошедшихся по свету тюркских детей, Язык мой, ты соберешь чистыми руками…»). Эти стихи Магжан написал, когда его страна была колонией, а сам он находился в заключении. Но несмотря на это, он свято верил в будущее родного языка. Поэтому я тоже верю, что казахский язык станет объединяющим фактором всех тюркских народов. Он остер и могуч. Так, в казахском языке есть десятитомный толковый словарь, такого словаря нет ни у одной страны, ни у одного народа. Иногда, чтобы унизить казахов, некоторые говорят: «Казахи были кочевым народом и ничего кроме баранов не видели». Однако когда начинаешь углубленно изучать словарный запас казахского языка, убеждаешься в несостоятельности подобных утверждений. Я начал изучать и исследовать казахский язык еще со школьной скамьи. Позднее, когда учился на факультете тюркологии в магистратуре, начал изучать пословицы и поговорки кочевых казахов, ногайцев и крымских кочевников. На основании их сравнения защитил несколько диссертаций. В этот период я часто приезжал в Казахстан, встречался с лингвистами и исследователями, собирал пословицы и поговорки среди жителей казахских аулов. Именно тогда я понял, что казахский – единый для всех тюрков язык, я стал свидетелем мудрости казахских пословиц и поговорок и могущества казахского слова. Самое примечательное, Ведь не зря Магжан Жумабаев, которого я сч итаю духовным вождем, в заключительных строках стихотворения «Қазақ тілі» написал: «…Таралған түрік балаларын ба уырыңа, Ақ қолыңмен тарта аларсың, сен тілім…» («…разошедшихся по свету т юркских детей, Язык мой, ты соберешь чистыми руками…»). --------------------------------------------------------------- Мне нравится, что кандидат в президенты РК А. Косанов начал свое турне именно с аула Магжана Жумабаева
  47. 3 points
    Ув. Азбаяр! Ознакомился с вашей новой темой и вот что хочу вам сказать. Эта тема только лишний раз доказывает, что современные монгольские языки имеют огромный пласт тюркизмов, которые вы по привычке воспринимаете за монголизмы. Об этом свидетельствует не только присутствие заливаемых вами слов в современных тюркских языках, но и их словообразование (этимология) и присутствие их в древнетюркских письменных документах. Я пробегусь по вашим примерам только с позиции современного казахского языка. Уверен, что аналогичная ситуация и в других тюркских языках. Понятно и логично, что в казахском языке некоторые слова из ДТС в силу времени и исторических событий заменились арабизмами и персизмами, точно также как у вас многие исконные монгольские слова нынче заменились тибетизмами и словами из санскрита. И вполне нормально для любого языка, что некоторые слова забылись, это правило характерно для любого языка. Но основная масса приводимых вами древнетюркских слов у нас налицо (хотя ваши примеры "субъективно-выборочные" ). И я удивляюсь, даже поражаюсь, почему ни один казахский участник темы до сегодняшнего дня об этом не написал. Ведь в теме "Казахский язык" они горазды спорить со своим соотечественником АКБ выдавая себя за профессиональных казаховедов, а здесь поймали тишину молчаливо соглашаясь, что ваши примеры это монголизмы в казахском языке и в древнетюркском языке. Повторяю, ув. Азбаяр, я буду приводить примеры только с одного языка, казахского. И только на вскидку, ведь это всего лишь форум, да и время жалко. По ходу к вам замечания: 1) Вы в некоторых местах неверно читаете буквы из ДТС, тем самым искусственно приближая звучание некоторых слов к халха-монгольским словам; 2) Вы зачем-то залили сканы из ДТС, в которых четко написано, что это эти слова китаизмы, персизмы, арабизмы, санскрит. Поэтому их я комментировать не буду. Мои посты заодно будут ответом радостным (но естественно ошибочным) возгласам и лайкам mechenos'ца и Duwa-Soqor'а.
  48. 3 points
    Рад вас снова приветствовать уважаемый Админ. Если бы в источниках слова описываемого народа звучали бы фонетически правильно по многим моментам вопросов не возникало бы . По данному слову надо смотреть в корень, а он ӨТУ –проходить. Проверил другие тюркские языки , это слово есть, а на современном монгольском проходить - дамжин өнгөрөх, проход – зам. Тюркского слова Букуркэ не нашел ни в одном современном тюркском. Что то концы с концами не сходятся? Странно как то, РАД называет СР. монголов тюрками при этом разделяет их язык от тюркского, при этом данное слово тех монголов есть и прекрасно обясняются с совр. тюркских и никак с совр. монгольских. Тут или антитюркский заговор переводчиков, или неправильная фонетика, или ошибки переписчиков РАДа неправильно записавших буквы в словах. Если приближать Букурке к слову проход, то это может быть Арка полукруглая в смысле Букур – горбатая или Бу(л)кирме – дословно это вход и т.д. Но зачем гадать, когда УТКУХ –ӨТКӨК все объясняет.
  49. 3 points
    Насчет "натравливания" китайцами, есть только косвенный момент. Видел у Моисеева письмо Канси, где он говорит о том, что после выигранной войны c Галданом-Бошокту, император уступил Цеван-Рабдану его подданных дабы усилить против неприятелей хасаков.
  50. 3 points
    Чтобы установить время жизни общего предка нужно протестировать ВСЕГО ДВУХ самых дальних родственников в родословной. Для этого следует изучить структуру родословной и выделить из нее наиболее дальних родственников, которые разошлись самыми первыми. Их и следует тестировать. Если делать иначе и тестировать близких родственников, то можно протестировать хоть СТО ЧЕЛОВЕК при этом время жизни общего предка у родословной так и не получить. Упомянул для общего понимания.


×
×
  • Create New...