Jump to content



Leaderboard


Popular Content

Showing content with the highest reputation since 09/22/20 in Posts

  1. 2 points
    Не был Чингисхан киргизом, никак не мог быть. Хотя бы потому что киргизов в том виде как мы их знаем сейчас тогда не существовало.
  2. 2 points
    Ну с Акеровым все сложно Я знаком с ним, он очень скор на разные глобальные выводы
  3. 1 point
    Сообщения, касающиеся политики, удалены. такие вещи можно обсуждать в личных сообщениях.
  4. 1 point
    Мне кажется, кыргызы стали проникать в Тянь-Шань во время войн Ахмед султана. У него же, когда он бежал от отца в Моголистан, было небольшое количество моголов. Но каким-то образом, он смог победить всех своих врагов и ещё удачно воевать с калмаками. Читая Дуглати, складывается впечатление, что число моголов в результате бесконечных войн сильно поубавилось к тому времени. Так кыргызы стали новой силой в регионе имхо
  5. 1 point
    Интересный момент. Инга-тюра, по данным некоторых историков именуется также Баймурат-чериком. Племенная принадлежность могольского Инга-Тюра неизвестна. Известно только то, что он был племянником Хаджи-бека аркинута. В этой связи интересные данные по черикам приводит Маргулан: В кыргызских санжыра насколько я помню Черик называется еще одним сыном Наалы? Получается Наалы, Тагай-бий, Адыгене жили на Алтае?
  6. 1 point
    Согласно санжыра, у Кылыч-хана, правителя нойгутов (в некоторых версиях кыпчаков), обитавших в Или-Иртышском междуречье, было два сына (в некоторых версиях внуки) Коке-батыр (Көк Бука) и Тахир (Дайыр), которые волею судьбы скрывались у легендарных родоначальников кыргызов — Тагая и Адигине. Коке-батыр женился на Наалы-эже (в некоторых версиях женился Дайыр), старшей сестре Тагая и Адигине. Наалы-эже родила ему сына, которого назвали Моңол. От сына Коке-баатыра и Наалы-эже произошли Монолдор. Тахир, обидевшись на своего брата Коке, ушел к казахам-жалаирам (в некоторых версиях коныратам или аргынам). По всей видимости сюжет основан на исторических событиях. Пытаемся отыскать параллели и интерпретировать сюжет.
  7. 1 point
    Ув. Elimkaz, всё эти проделки колониальной эпохи, когда всё решалось извне и при поддержке местных приспешников. Я очень понимаю ув. Kamal'а и всех каракалпаков, которым ненавистен любой притеснитель, будь то узбек или казах. Им, как и многим другим народам, не имеющим своей государственности внутри других государства (КНР, РФ, Иран, Турция, Сирия, Ирак, Испания и т.д.) нужна независимость, а не автономия. Но это в ближайшие десятилетия проблематично. Если только в далеком будущем, когда мировое сообщество, государства, имеющие в своем составе коренные народы возможно придут к единому решению дать независимость коренным народам. Это вполне возможно когда-нибудь, ведь менталитет меняется, а свободы улучшаются. Поэтому спор между юзерами на эти вопросы, имхо, беспочвенный, никто из нас не причастен ни к прошлым событиям, ни к настоящим.
  8. 1 point
    Смейтесь на здоровье, ув. Владимир, смех полезен. Чаган вполне себе тюркское слово, означает ослепительно белый цвет. У того же Рашид ад-Дина перечисляются татарские роды (в разных написаниях и чтениях): Куин, Алчи (анчи, анджи), Тутуклиут (тутукулйут, тутуклинут и др.), Трат (терат, нраит), Баркуй (иукуй, нркуй). Судя по звучанию все они тюркские. Хойн (если вы клоните к халх. "хойт", бур. "хойто" - северные) в источниках нет, это ваша натяжка.
  9. 1 point
    Возможно, роль Дайыра как спутника брата в санжыра, в реальности была выполнена Тахиром. В результате его деятельности какая-то часть моголов (не все монолдор), стали кыргызами.
  10. 1 point
    ПС. Забыл напомнить, что моя мать, то есть дайы журт из муйтенов, в период 1873 и 1924 годов оказались разделенными в два государства, а в последующем присоединились друг-другу, но так и остались разделенными. С Камаловыми (муйтенами, родней мамы) у нас никогда не было ничего общего, по крайней мере я их не знал, а встретился с Камаловым (первым секретарем) лишь перед отъездом в Россию. Вот такое знаменательное событие в моей жизни. Ну, для каракалпака это считается событием.
  11. 1 point
    Стране т.е. Москве нужен был хлопок. Из-за хлопка пострадало ваше море (крупные ирригационные проекты). Из-за хлопка произошел [был затеян] голодомор. Туркестан был колонией РИ и СССР.
  12. 1 point
    А. Харузин упоминает о каракалпаках, входивших в состав казахской Букеевской орды, которая в 1801 г. выделилась из состава Младшего казахского жуза и перекочевала в междуречье Урала и Волги. Ранее эта группа казахов и каракалпаков кочевала на правобережье Урала, между реками Большой и Малой Узень. В 1817 г. из состава Букеевской орды выделилась небольшая группа из 133 каракалпаков, поселившаяся в низовья Волги, около г. Черного Яра Астраханской губернии. Всесоюзная перепись 1926 г. отметила каракалпаков в низовьях р. Урал, в Букеевском уезде Уральской губернии и ЧЕЛКАРСКОМ уезде Актюбинской губернии[146]. 6-10 декабря 1917 года. Кочевавшие на территории Хивинского ханства казахи разорены и ограблены туркменами. Они тоже голодают. Многие переехали в Темирский и Актюбинский уезды. Нуждаются в помощи. https://www.inform.kz/lenta/alash/ru/part2/index.html Шалкар ( чалкар ) Бозой граница с Каракалпакистаном. Там как раз живут Кыяты и шанышыкылы подрод Сары и Кара.
  13. 1 point
    Ув. Елимкас, историю мы никак не переделаем. Нам лишь остается признать нашу общность и уважать друг-друга в нынешнем виде.
  14. 1 point
    Я все понимаю что это исторический факт и его не отрицаю. Просто "если бы" нагайская орда и сибирское ханства да еще татары были бы сейчас победителями то у нас было бы все по-другому но к сожалению все иначе а винить русских, калмык, джунгар и еще кого-то это неправильно . Видать судьба такая у нас у тюркских народов.
  15. 1 point
    Есть прекрасная статья Колонизаторы с партийными билетами. https://muse.jhu.edu/article/538640/summary Единственно значимым экспортным товаром ЦА всегда был хлопок. Еще до завоевания, Туркестан поставлял на российские рынки пряжу, текстиль и хлопок-сырец. К 1913 году 1/5 орошаемых земель была засеяна хлопком, Туркестан обеспечивал примерно половину потребностей России в хлопке. Увеличение посевных площадей под хлопок было дорогостоящей затеей, поскольку требовала постоянных поставок зерна из европейской России. Начиная с лета 1927 года, районы, которые раньше могли прокормить себя, теперь периодически испытывали нехватку продовольствия. Из-за нехватки продовольствия и сокращения поставок зерна из России после 1927 года, большевики начали искать продовольствие в тех частях Центральной Азии, которые были непригодны для выращивания хлопка, таких как Юго-Восточный Казахстан и Северный Кыргызстан. После зернового кризиса 1927-28 гг. большевики в Кыргызстане начали конфискацию зерна для того чтобы прокормить хлопководческие районы. По мере осуществления первой пятилетки советские чиновники постоянно требовали выполнение плана даже в годы неурожая и гибели скота. Отчасти из-за этого, зерновые и животноводческие районы испытали сильнейший голод 1932-34 годов в Казахстане и Кыргызстане. Ради хлопка в жертву была принесена продовольственная безопасность всего региона.
  16. 1 point
    «Өзбек – өз ағам, сарт - садағам"», – деп атам қазақ өзбек ағайындарға ізеттілікпен сыйластығын білдірген. выражаясь в вашем духе тогда бы мы с озбеками объединились бы и ..... Это зря так писать про узбеков ваш народ всю жизнь живёт с ними и с нами а вы вот такие не лестные слов про нас с узбеками пишете .
  17. 1 point
    Кстати интересный пример обратного заимствования: https://ru.wikipedia.org/wiki/Обратное_заимствование Орхоно-енисейский: ülüş (share, portion) → Монгольский: ulus (country, division) → Турецкий: ulus (nation)
  18. 1 point
    Или эта девушка? Только по седлу, стременам и подстриженной гриве можно узнать, что халха монголка.
  19. 1 point
    Для автора МаТ потомки Анга-торе, могли стоять выше Тагая и его сестры. Ну и мусульманские традиции. Обычно женщины упоминаются, если они из чингизидов или тимуридов
  20. 1 point
    Вы считаете, что Тагай и Кёкё жили во время улуса Анга-торе, как указано в МаТ? Как я понял, по вашей версии консолидация с кыргызами происходит после разгрома улуса Анга-тюры на Алтае. Если продолжить вашу мысль, то даже через сто лет потомки тех моголов могли ещё не считать себя кыргызами. Ведь могольские роды тогда продолжали доминировать в Моголистане. Это кыргызов наоборот называют частью моголов. Возможно, поэтому они упоминаются Аксикенди отдельно, но уже как близкие родственники
  21. 1 point
    Даже если Моңолдор зашли в состав кыргызов позже (эпохи МаТ), это никак не опровергает теорию о том, что Моңолдор происходят от людей/потомков Анге-торе.
  22. 1 point
    Я имею ввиду, что на момент событий общность кыргызов включало эти племена. Раньше состав был другой, позже другой. Я спорю только с вашим утверждением, что племена в источнике не называются кыргызами. Привёл цитату
  23. 1 point
    Я про рассказ о нашествии Тамерлана, где кыргызские роды указаны могулами. Сахибкиран, захватив улус Анга торе, пленив сотню семейств значимых могулов, увели в Самарканд. Четыре тысячи из них отправили в лес Мазандарана. Еще одну тысячу семейств из могулов отправили в Ларстан. Десять тысяч семейств, бежав, ушли в город Булгар. Семь предводителей кыпчаков (Жетикашка кыпчак) попали в плен. Хызыр-ходжа Чагатай, Акмат-ходжа (сын Хызыр ходжи), Дамбур-буга попали в плен. Алусу Ялгачи приказали отправиться к Ак огулу. Он, придя туда, вступил в сражение. Салусбек Булгачы попал в плен. Охотники с беркутами, с соколами и другие охотники тоже попали в плен. Четверо сыновей Отуз огула – Адина, Мункуш, Карабагыш, Тагай тоже попали в плен. Всех их вместе с войском отправили в Самарканд. Анга торе с Даулати-Йар кыпчаком (один из Жети кашка-кыпчаков) бежали в горы Тениза. Четыреста семейств из могулов отправили в Куляб. Пятьсот могулов оставили в Самарканде. В МаТ Моңолдор могли быть указаны как могулы. Генеалогические предания о моголах приводятся в связи с рассказом о том, как Ахмад Могол разграбил Касан и увел многих жителей этого города в плен, но потом освободил их по увещаниям эмира Хасана (сына Сейида Мухаммада Маулана Кази), отправившегося к Ахмаду Моголу в Ходжендские горы. Ахмад Могол раскаялся, признал вместе с другими моголами своим духовным наставником эмира Хасана.и дал разъяснение «по историческим книгам» о своих предках, служивших касанским сейидам, и о предках моголов. Эта генеалогия, во многом сходна с генеалогией Ак Огула.
  24. 1 point
    Это от арабского джуз - часть, компонент, секция, сегмент. К цифре 100 не имеет отношения. Простые аульские казахи обычно не употребляют это слово, а чаще спрашивают руың кім? Им пофигу какой там джуз. Главное из какого ты рода-племени. Поэтому джуз это я считаю чисто политическое понятие, которое раньше употребляли высокопоставленные и образованные люди (ханы, беки, муллы). Такие люди могли знать арабский или чагатайский, в котором тоже много арабских слов.
  25. 1 point
    Я имел в виду что «могол (моол)», «моодор» - не тянь-шаньские этнонимы, а возникли у алтайских киргизов (или киргызов из Монголии)
  26. 1 point
    Скорее всего это этнонимы остались на Алтае, где и возникли. Просто бОльшая часть носителей ушла на Тянь-шань
  27. 1 point
  28. 1 point
    Военные соединения, оказавшиеся в "неродном" Улусе, в отрыве от основного племени/племен и создавали новое племя, сильно отличающиеся по У-составу. Этноним мог остаться от этнонима преобладающей группы, или перейти от названия части (как халх, уак, кешиктен и т.д.) и т.д.
  29. 1 point
    Каракалпакский фольклор, 88-100 тома (ссылка должна быть рабочая) http://down.instagrampp.com/dl/9772
  30. 1 point
    Генонимы Монолдор: Наалы-эже - Нал эжы (бурят) «ласковая мать» — почтительное обращение к богине солнца Бөгөнөк - бөөгнөх (монг.) - объединять, группировать, скучивать Алагар — Оло (н) + гар (монг.) - множество рук (читай «войск») Чолок Туума — Тумат Куусөөк — küdegu + сеок или куда сөөк - сваты Эштек — Иштяк Баакы-бий — Байку-нойон Баймоңол — непосредственно само племя «монгол» внутри монголов или баят-монгол Улуу кыйра, орто кыйра — кереит
  31. 1 point
    Можно вставить свои 5 тиынок? Имхо, речь идет о времени и об известных людях, когда современные национальности еще не сформировались, когда разделение еще шло по принадлежности к роду, племени. Отсюда все рассуждения про Чингизхана казаха или халхасца, про Аксак Темура узбека или казаха, а равно про Дулати казаха или уйгура - это, имхо, перебор.
  32. 1 point
    Каракалмык еще сошел бы за казаха, а вот китаец совершенно не похож. Явно что-то дальневосточное в лице.
  33. 1 point
    Манджуры вообще то многое переняли у монголов из обычаев, поскольку долго находились под властью монголов. А не будь раздрая среди монголов, то тунгусо-манджуры и не смогли бы выйти из под этой власти.
  34. 1 point
    Мнение о связях кыргызских монолов с могольским улусом Анга-Тюры высказал С.М. Абрамзон. В "Маджму ат-Таварих" упоминается Мухаммед-бек по прозвищу Кёк-Буга. Более того, в генеалогии Анга-Тюра имена предков совпадают с наименованиями подразделений кыргызского племени монол. Так что теория вполне исторична. Однако при этом надо доказать, что Угэчи-кашка был кыргызом. Многие историки считают керегутов - кереитами. Улус Анга-Тюра был могольским улусом, он сам был вроде из аркинутов. На тот момент, имхо они не были кыргызами. И только позднее вошли в состав кыргызских племен.
  35. 1 point
    Перенес вопрос ув. Samatg из темы про алтайцев сюда: На первых страницах темы я процитировал пост Амыра, нашего экс-юзера из Горного Алтая, алтаец из рода иркит. Он писал, что пробовал валить баранов и по-монгольски путем надрыва аорты и собирания крови и по-мусульмански путем перерезания горла и выпуска крови. Отзывается о вкусе мяса от двух способов забоя, какое лучше. Но как режут алтайцы он вроде не писал. Лично я сам предполагаю, что по-монгольски, потому что у них в рационе есть кровяная колбаса "кан", а значит кровь не выливают. Хотя кто его знает, кровь можно ведь собрать и при мусульманском способе. А еще можете спросить у юзера Amani, он казах из Горного Алтая. Правда он не заглядывал на форум с июля месяца.
  36. 1 point
    У нас, у казахов, тоже так же: мулла - молда, аллах - алда (в именах, например, Алдаберген), халал - адал, бисмилля - пысымылда (у нас некоторые так говорят) и т.д. Барекелді на севере страны не говорят.
  37. 1 point
    Пес Чингисхана Джебе нойон был цагаан гэрүүд -белым кергудам/белым кыргызам/.Его звали Киргутай..Имя Киргутай в монгольском означает- человек из рода кергут, т. е киргиз... https://forum-eurasica.ru/topic/5786-кыргызское-происхождение-джебе-ноиона/
  38. 1 point
    Да, думал об этом. Как сдам, дам знать.
  39. 1 point
    Иллюстрированный сборник "Монголчууд XVII - XX зууны эхэн үе" (Монголы нач. 17 - нач. 20 в.в."). На халха-монгольском языке. Гл. редактор С. Чулуун. В этой серии книг изложены события в Монголии в период нач. 17 - нач. 20 веков при цинско-маньчжурском, а затем русском влиянии. Как менялся образ жизни монголов за эти 300 лет. С многочисленными архивными документами и документальными фото. Пруффы на выходные данные: http://koha.pl.ub.gov.mn/cgi-bin/koha/opac-detail.pl?biblionumber=32756&shelfbrowse_itemnumber=165534 https://www.goodreads.com/author/show/15249752._ В ОНЛАЙН-доступе есть Оглавление: http://www.monsudar.mn/books/view/75/
  40. 1 point
    Одним из первых решений Умар-хана (правил в 1809-1822 гг.) стало упразднение корпуса горных таджиков. Это помогло ему восстановить доверие узбекских беков. Однако новый правитель не стал ограничиваться лишь военной реформой. Эксплуатируя народную популярность Амир Тимура и тимуридской культуры, для дальнейшей легитимации правления шахрухидов Умар-хан стал продвигать легенду Алтун Бешик. Согласно данной легенде, тимуридский правитель Бабур (основатель династии Великих Моголов в Индии), был вынужден оставить своего новорожденного сына в Ферганской долине. Спасаясь от врагов, Бабур поместил ребенка в золотую колыбель, алтун бешик, а сам отправился в Кабул. Ребенок был впоследствии найден представителями четырех кланов: Мингов, Юзов, Кыпчаков и Кыргызов, которые совместно вырастили тимуридского принца. Легенда утверждает, что именно от этого сына Бабура и пошла династия кокандских ханов. https://caa-network.org/archives/20332?fbclid=IwAR2AyifEAHMoFPu5h9J3DM0JIPfWudANOxB0S98yhb5UyQ9X4dkcuqNlzg0
  41. 1 point
    Монгольский сатирический рисунок лета 2020 года на злободневную тему - две опасности рядом, вирус короны и вирус чумы - оба из-за употребления носителей в пищу. Ув. админ, честное слово не я рисовал.
  42. 1 point
    Джебе нойон был потомкам киргиза Киргизского каганата. Его род цагаан гэрүүд т.е. белый киргиз .По РАД-у Киргутай т.е киргиз.
  43. 1 point
    Писал ведь, для калмыков мир клином не сходился на казахах и туркменах за Яиком, на западе и проблем было больше, и противники посерьёзнее.
  44. 1 point
    Угу, " трусость" Джучи и Чагадая? Вы не попутали слова - Трусость и Ярость? А ярость Джучи и Чагадая , думаю испытал весь ваш регион и ваша степь , и ваши города
  45. 1 point
    Не надо преувеличивать, междуречье Урала и Волги казахи заняли только после ухода калмыков. Нисколько не сомневаюсь в отваге и доблести алшинов, но также не сомневаюсь и в храбрости и доблести предков. С Эмбы и Мангышлака ушли не только из за алшинов, калмыки всё время были заняты в бесконечных войнах России на западе, Крым ,Кавказ, шведы, турки , поляки, сил на восток банально не хватало, если будете чуть обтективней то поймёте это, поймите что глобус не вращалмя вокруг вашего Мангышлака и Эмбы,: у калмыков хватало и других более опасных проблем на западе.
  46. 1 point
    Ну в общих чертах похоже с ойратами, наши тоже никого не признавали кроме своих родовых нойонов, и Чингизидов в том числе. Конечно склонились перед самим Чингисханом, а кто не склонился перед ним при его жизни? Кто не склонился тех он сломал, хоть китайского императора, хоть султана Хорезма, но его потомкам наши тоже не подчинялись.
  47. 1 point
    Ничего не кажется. На тюркских языках, в том числе на казахском, такая взаимозаменяемая фонетика норма для языка. Например: суур и суғур (сурок), сыйыр и сығыр (корова), қан и қаған (хан), сойым и соғым (забой скота), ұл и ұғул (сын), ұлу и ұғлу (великий), дулат и дұғлат, моал и мұңғұл (этнонимы), Шадай и Шағатай, Торыл и Тұғрул (имена личные) и т.д. и т.п. Таких примеров масса. А это значит, что те татары говорили по-тюркски и, вероятно, были одной из ветвей тюркских кочевых скотоводов. На монгольских языках сурок - тарвага.
  48. 1 point
    То, что "болод, болд" - сталь всё ясно. Мой пост: "... не логичен смысл приведенных вами имен: Солнце-Сталь (Наранболд) и Богатство/Богатый-Сталь (Баянболд) и др. Вероятно, приставкой в них служит тюркская лексема "болат-болод" - будет, да будет, значение которой ныне монголами утеряно. Если же применить тюркскую форму то все сходится: Наранболд - Пусть будет Солнцем (да будет Солнцем или подобным Солнцу), Баянболд - пусть будет богатым. Ведь очевидно...". Вот я о чём.
  49. 1 point
    Мне нравятся такие аргументы как фильм "Монгол" Бодрова, сериал "Чингиз-хан" , а также мой любимый фильм-сказка "Кочевник"


×
×
  • Create New...