Jump to content



Leaderboard

Popular Content

Showing content with the highest reputation since 01/20/21 in Posts

  1. ГЕНОФОНД ЮГО-ВОСТОЧНЫХ ТУВИНЦЕВ В КОНТЕКСТЕ ОКРУЖАЮЩИХ ПОПУЛЯЦИЙ Л.Д. Дамба1,2, Е.В. Айыжы3, Ж.А. Кагазежева4,2, Е.В. Балановская2,5 1 ГБУ «НИИ медико-социальных проблем и управления Республики Тыва», г. Кызыл 2 ФГБНУ «Медико-генетический научный центр им. акад. Н. П. Бочкова», г. Москва 3ФГБОУ ВО «Тувинский государственный университет», г. Кызыл 4ФГБУН «Институт общей генетики им. Н.И. Вавилова» РАН, г. Москва 5АНО «Биобанк Северной Евразии», г. Москва Полиморфизм Y-хромосомы изучен в популяции юго-восточных тувинцев Тере-Хольского кожууна (N=90) в сравнении с ген
    3 points
  2. Понятно что Бодончар - предок Есугея. Это есть и у РАДа. Но РАД конкретно указал, что род борджигин имеет отношение только к сыновьям Есугея.
    2 points
  3. Видимо много хороших источников на Западе и в мире, а наше мировоззрение ограничено востлитом , и то накрылся
    2 points
  4. Мангуты и Мангыты - одного корня и происхождения лишь с одной разницей, что последние полностью тюркизированы при смешении монгольской капли с огромным населением Дешти-Кипчака в период существования Золотой Орды. Все каракалпакские племена с монгольскими названиями имеют идентичное с поздними мангытами происхождение. Это то же самое, что современные узбеки не являются биологическими потомками Узбек хана, а ногайцы не потомки темника Ногая. То есть, все тюркоязычные мангыты это своего рода политоним не доросшие до отдельной нации.
    2 points
  5. Ереке конечно погорячился, но по факту Ялангтуш действительно может и не узбек, но точно не считал себя казахом, мало того воевал с ними, иногда наоборот помогал. Да пусть и считал он себя узбеком, но речь не о современных узбеках, а о тех, которые ментально, генетически, по языку, культуре были еще не так далеки от казахов. Кому я это говорю: нужно иметь хоть немного мозгов чтобы отличать оседлых сартов или современных узбеков от тех узбеков, которые были полукочевой этно-политической группой, доминировавшей политически по всей Средней Азии
    2 points
  6. Если конечно верить вашей ссылке, если она у вас не выборочная )), то ув. К. Бектаев не учитывал региональную специфику казахского языка, а это немаловажно, когда работаешь над составлением словаря. Потому что везде кладбище или отдельные могилы казахи называют по разному. По этой причине я про названия в других регионах ничего утверждать не могу, хотя и слышал, но с точностью на 100% могу описать названия, использующиеся в Северо-Восточном Казахстане и в смежных областях Российской Федерации, населенных издавна казахами: Мола - название для русских кладбищ. Зират - названи
    2 points
  7. Есть китайский источник 13 века Мэн да бэй лу. https://ru.wikipedia.org/wiki/Мэн-да_бэй-лу Там есть описание Чингисхана: https://ctext.org/wiki.pl?if=en&chapter=730764 韃主始起:今成吉思皇帝者,甲戌生。彼俗初無庚甲,今考據其言而書之,易以見彼齒歲也。其俗每以草青為一歲,人有問其歲,則曰幾草矣。亦嘗問彼月、日,笑而答曰:初不知之,亦不能記其春與秋也。每見月圓而為一月,每見草青遲遲,方知是年有閏月也。成吉思少被金人虜為奴婢者,十餘年方逃歸,所以盡知金國事宜。其人英勇果決,有度量,能容眾,敬天地,重信義。所傳忒沒真者,乃小名爾,初無姓氏,亦無名諱。今年以來,有女真叛亡之臣為用,所以譯曰成吉思皇帝,或曰成吉思者,乃譯語天賜兩字也。 Перевод на русский: http://www.vostlit.info/Texts/rus13/Menda/text.phtml?id=4407 НАЧАЛО ВОЗВЫШЕНИЯ ТАТАРСКОГО ВЛАДЕТЕЛЯ Нынешний император Чингис родился в [году] цзя-сюй
    2 points
  8. Тайди Т.Ю. Союз черных клобуков (тюркское объединение на Руси в ХІ - ХІІІ вв.) Глава. Выводы. Современные представления о черных клобуках значительно шире и полнее. Историческая наука сегодня проводит комплексные и сравнительные исследования, учитывая данные разных дисциплин – археологии, этнографии, лингвистики и т.д. При рассмотрении отношений Древнерусского государства с черными клобуками, нами были прослежены основные этапы формирования союза. Как показывает анализ летописных свидетельств, это происходило постепенно, на протяжении почти целого столетия, с 60-х годов Х
    2 points
  9. Словаря мало? Указано - мазар (гёр), зиярат. Эта поговорка есть и у кыргызов - "Балалуу үй — базар, баласыз үй — мазар...." - смысл простой, "дом с детьми базар (шумный), дом без детей - мазар (т.е. тишина, как на кладбище). А теперь хочет услышать ваш перевод.
    2 points
  10. На Уфулл загрузил 7 бамов R1b1a1 из разных народов статью по кипчакам реанимировали
    2 points
  11. Далай 1. море, океан и т.д. 2. 1) атр. уподобительно; далай ехэ беспредельный, бескрайний; далай ехэ бэлшээри сабшалан беспредельные пастбища; далай ехэ найр пир на весь мир, пир горой; далай ехэ таряалан бескрайняя нива; 2) перен. о большом количестве; далай дабирхай олон зон масса народу; далай дабирхай мяхан горы (или груды) мяса. далайса - размах; барилгын далайса размах строительства; далайса ехэтэй размашистый;
    1 point
  12. Здравствуйте, проехали. asan-kaygy по косточкам разобрал личность этой персоны в своей статье еще аж 4 года назад, потом здесь обсуждали. Не вижу смысла еще раз обсуждать "казах он или узбек" У нас, у ташкентских казахов, в быту, между собой, широко используется по отношению к узбекам. Прямо обращаются так только если ругаются. В первом случае как типа "хохол" по отношению к украинцам, во втором это уже оскорбление
    1 point
  13. Прочитали только потому что интересуемся историей предков.
    1 point
  14. Здесь Урум — Византия, Константинополь
    1 point
  15. Там черным по белому написано же, что "народились" от Есугея. Причем тут род Бодончара?
    1 point
  16. Не хочется опять мусолить эту тему, но служил он узбекскому хану. По его приказу нередко воевал и с казахами. Он не узбек и не казах в совр. понимании, он алчин, потомок золотоордынцев, которые в трудные времена из Дешта уходили в Казань, Русь, Крым или Среднюю Азию Топонимы Алчин имеются в густонаселенных районах Хорезма и Зарафшана, которые традиционно были оседлыми и навряд ли казахи могли там оседать. Не слышал именно о роде алчин у узбеков, но не исключено что таковые были
    1 point
  17. https://www.facebook.com/photo/?fbid=1330105780688691&set=gm.2814049372196814 Kairat Beketov 12 ч. · Нашел РhD диссертацию посвященную Rashīd al-Dīn and the making of history in Mongol Iran, Stefan T. Kamola, 2013, University of Washington. Автор дал ссылки на использованные источники, как оказалось что был Чагатайский тюркский перевод Tārīkh-i mubārak-i ghāzānī, подготовленный анонимным писателем и завершенный в 1641 году, где описывается ранняя карьера Чингисхана и г
    1 point
  18. В транслитерации ССМ у Лигети "нируу" есть хребет/позвоночник/поясница: "Büri-bökö ulus-un bökö Belgütey-ye niru’u-ban ququldaǰu ükübe"
    1 point
  19. Еще вариант. Хорошо видно, что имеется в виду поясница. Нижняя часть хребта. Так что монгольский вариант термина безупречен.
    1 point
  20. Нашел этот фрагмент в работе Ж. Сабитова: "Alan-Goa (the legendary progenitor of the Mongols), according to the opi-nion and confirmation of the Mongols, after the death of her husband she became pregnant from a ray of light,and three sons appeared after; and those who belong to the genus of these sons, called the Niruns. Meaning of the word has nirun loins. Pointing to these pure loins that they descended from supernatural sons of light." Нас интересует это предложение: "Meaning of the word has nirun loins" - "Значение слова нирун есть чресла" Loins - мед.сущ. поясница
    1 point
  21. Все просто, особого различия между казахами и узбеками до буквально недавнего времени не было, кроме как политического. Өзбек оз ағам, сарт садағам (Это просто цитата, я не призываю к травле по происхождению/cословию): Узбек мой брат, сарт моя жертва. Не этично это говорить, но все же меньшинство было от кочевых узбеков, большинство от местного автохтонного населения.
    1 point
  22. Да я понял. Как по мне в слове "нирун" кроется термин "имя" - нэрэ, допустим "нэрын" - именной, либо "на самом деле/реально/вправду" - нээрээ. А по поводу "от луча солнца" и так понятно, что из космогонических мифов, на право власти.
    1 point
  23. Самое главное, совпадают ли ваши объяснения с объяснением Рашид ад-Дина?
    1 point
  24. Тут в Насабнаме из XVI-XVII в.в. указаны и адаи и олчины. Как мы знаем, по шежире и генетически, адаи отделились от остальных байулы раньше
    1 point
  25. http://kazneb.kz/site/catalogue/view?br=1544197 Сарысунама. Жетиру, Алшыны. Южный регион Казахстана Пернебай Дуйсенбин
    1 point
  26. Не с кыргызского, а с общего языка 15-16 вв. Как бы это не новость. Любой кто немного в тюркской лингвистике разбирается знает про это. Лето на исконно тюркском т.е. кыргызском «жай» как и в азербайджанском «йай». Жаз - весна. от жай - жайляу. Кыш - кыштак, кишлак, кыштоо.
    1 point
  27. Точно так было и у нас, у казахов, до 20 века. Когда была первая документизация было много головняка, записывали год и месяц наугад, бывало что на внешний вид. Спрашивали мол хоть что-то знаете? Отвечали обычно так, мол моя апашка рассказывала, что я родился, когда было то-то или то-то , а дни так вообще не писали.
    1 point
  28. ОДИН ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ 120 страниц за 850 тысяч фунтов стерлингов! "Интересно, что в 1980 году фрагмент объемом в 120 страниц одной из иллюстрированных рукописей «Джами' ат-таварих» [Рашид ад-Дина], написанный по-арабски продали на аукционе Сотбис, куда его передало Британское Королевское Азиатское Общество. Купило его лицо, пожелавшее остаться неизвестным, за… 850 тысяч фунтов стерлингов. Такая сумма была впервые заплачена за арабский манускрипт".
    1 point
  29. Не понимаю куда вы клоните, а главное зачем вам это? То пытались термин "мола" (могила, кладбище, мавзолей) подменить значением "мол" (достаток) - не получилось. Потом пытались подменить значением "горы", "возвышенность", "холмы" - тоже не получилось. Теперь в ход пошла уже третья подмена "крепость", "укрепление". Чокан Чингизович значит смешивает понятия, а Башгирд его поправляет? Не смешите тапочки маньчжуроведов, кыпшаковедов, огузоведов и тёзковедов нашего форума.
    1 point
  30. http://drevlit.ru/texts/b/beneveni_text2.php#34 Реляция из Бухары от 10 марта 1722 года Петру I Ежели хивинского Ширгасы хана не станет, [то] и здесь спокойнее будет и все дороги свободны станут. Ибо оной с бухарскими озбеками списывался непрестанно и уповал чрез их посредство также и бухарским ханом устроиться, чего ради приуготовления чинил войною на Бухары подыматься. Однако ж хивинцы того не допустили. Оной Ширгасы хан по сю пору еще держится в Хиве, для того что имел великую казну и оную всю озбекам роздал, дабы за него стояли крепко против претендента Темир Султана 34, бывшего
    1 point
  31. Часть ЧК, которая переселена монголами на Волгу, Урал и есть предки современных каракалпаков, к которым в золотоордынский период примкнули и другие этнические элементы. Пришлые каракалпаки конца 18 века пришли именно с Волги и Урала через казахские степи и Туркестан, о чем имеются у них устоявшие предания, которые зафиксированы в документах 18-19 веков (архивный сборник Под стягом России).
    1 point
  32. Эти графики построены на уровне больших гаплогрупп. По ним каждый может увидеть то родство, которое хочет По набору и распределению самых частых гаплогрупп кыргызы мало отличаются от казахов (не считая, что у вас много R1a, у нас много G1)
    1 point
  33. Термин приведен из словаря Агишева, а не Ахмерова: Такого бреда давно не читал. "Употребили для рифмы... поэтический образ..." А что в топонимах не могли использовать исконный смысл? Или этот топоним создан в недавние времена?
    1 point
  34. Надеюсь все-таки на лучшее
    1 point
  35. Статья по алшинам зависла с декабря из-за технической проблемы. Обещают скоро вывесить
    1 point
  36. И позвать АКБ в качестве консультанта
    1 point
  37. Кабак свое ДНК прятал, так как полученные генетические результаты противоречили его концепции. Шежире тут правдивее чем лингвистические "реконструкции"
    1 point
  38. Почему вас смущает такое название? Те же Байоглу были у ногаев. Ну дети, а могли быть просто подвластные алшыны Бая по имени Кыдырходжа. Часть дети, другие просто сородичи Бая, позднее в шежире уже все могли оказаться Детьми одного. В шежире четко прописаны, кто кирме например, адаи, от Елтая, значит он не прямой потомок Кыдырходжи, а лишь сородич потомок другого алшына.
    1 point
  39. Переговорил с представителями южных регионов. Есть версии, что вхожденцы среди этих указанных четырех родов и эта Ваша версия тоже высказана ими была. Кроме того, некоторые рода Жагалбайлы возможно жиены Катаганам, есть высказывания об этом в прошлом.
    1 point
  40. Макуров Ю.С. Сабитов Ж.М. Родовая принадлежность казахов степной зоны Челябинской области в середине XX - начале XXI в., по результатам исследований мусульманских кладбищ (предварительное сообщение)// Расулевские чтения: ислам в истории и современной жизни России. Челябинск, 2020. С. 84-86. https://www.academia.edu/44931723/Макуров_Ю_С_Сабитов_Ж_М_Родовая_принадлежность_казахов_степной_зоны_Челябинской_области_в_середине_XX_начале_XXI_в_по_результатам_исследований_мусульманских_кладбищ_предварительное_сообщение_Расулевские_чтения_ислам_в_истории_и_современной_жизни_России_Челябинск_20
    1 point
  41. Повторю, название алимулы я связываю именно с со сбором дани для "хитайских императоров", а не с арабским словом "алим". Также название "шекты" связано именно с выполнением "пограничных" функций для Ляо и Цзинь. Эти названия характеризуют их проф. деят-ть, не более. Также я дал свою версию месторасположения Буир-Нура (Алтай, плюс рядом находятся другие алшынские этнотопонимы). Я не считаю нужным здесь опять всё это расписывать и кому-то что-то доказывать. В соответствующей теме я дал свою аргументацию. Кому интересно, тот сам будет разбираться.
    1 point
  42. И конечно легенда об Огуз-хане основана на реальных событиях. Модэ-хан тут не при чем. Имхо.
    1 point
  43. А Вы зачем привязали коня к своему поясу? И непонятно, откуда тянется эта веревочка? У нас узда - хазар - обычно одевается на голову коня... У казахов Павлодара иначе???
    1 point
  44. Ув. Ермолаев,не знаю на кого вы учитесь,и чем занимаетесь,конечно это не мое дело.надеюсь имею право высказать свое мнение? мне кажется история ваше призвание,стать профессиональным историком,ученым.на форуме они есть,вы знаете о ком я.от них , по крайней мере не услышишь бреда,спорные моменты конечно есть,они же не боги, мы имеем право на мнение отличное от них .мне кажется вам прямая дорога в китай,и тогда вам станет многое доступно, в силу знания языка. сейчас много (относительно конечно)калмыков учится в китае,к сожалению история им как и большинству побоку.
    1 point
  45. Теперь можно и с титулом "шанью" попробовать разобраться: "Предположительное чтение: ЗХань tān-wa. Обычно интерпретируется как тюрк. *darxan (из иранского, см. ниже), с передачей конечнослогового r финалью n, ср. ЗХ *kraś-pin ‘Кашмир’ (Старостин 1989, 457), и опуще- нием конечного -n, ср. ниже о qagan и xatun77 . Как относиться к замеча- нию в Хань шу, что «титул шаньюй означает ‘обширный’ и показывает, что носитель этого титула обширен подобно небу», неясно. Ср., впрочем, др.-уйг. tarqan- ‘рассеиваться, распространяться’, tarqar- ‘распространять’ (čin kertü nom erdeni tarqarmiš erür «он
    1 point
  46. Соглашусь, дорогой сайн-аха, у провессора Дыбо и других ученых все же есть очень сомнительные моменты (так насчет "[сосуда] с пробкой": неужели не лучше будет связать "bök-lüg"с протомонг. "*бөглөгө/бөглэгэ", а не с прототюрк. "бөк"). Но не думаю, что это какое-либо натягивание. Просто Дыбо часто делает свои заключения на основе данных от других лингвистов, а лично я что-то не припомню что бы кто-нибудь из ученых всерьез занялся рассмотрением хуннуских слов с позиции монгольского языка (если не считать Шабалова, но он ищет связь со словами совр. произношения, что не есть правильно; однако
    1 point


×
×
  • Create New...