Перейти к содержанию

Лидеры

  1. Rust

    Rust

    Admin


    • Баллы

      147

    • Постов

      18801


  2. Zake

    Zake

    Пользователи


    • Баллы

      127

    • Постов

      16801


  3. asan-kaygy

    asan-kaygy

    Admin


    • Баллы

      121

    • Постов

      28303


  4. Bir bala

    Bir bala

    Пользователи


    • Баллы

      104

    • Постов

      2888


Популярный контент

Показан контент с высокой репутацией за 03/28/23 во всех областях

  1. Постер с конференции, про исследование палеогенетики тюрков: https://twitter.com/DanTabin/status/1719933938355834981 Среди авторов исследования - Леонид Вязов и Дэвид Райх. Основной вывод - практически у всех тюркоязычных народов обнаруживается генетический компонент булан-кобинской культуры(Алтай, II вв. до н. э. — V в. н. э.). По нему можно отличить тюрков от монголов - у тюрков булан-кобинский компонент больше хуннского, у монголов - наоборот.
    6 баллов
  2. Я казашка которая родилась в Монголии в Баян Ульгей, но сейчас проживаю в Казахстане. У них нет шежире, они не понимают что это такое вообще. Монголы в Монголии не знают свою принадлежность к племени/роду/субэтносу. И я просто шокирована сколько вранья здесь в форуме пишут от их имени калмыки и буряты. Видимо думают что казахи из Монголии в этот форум не зайдут и можно сколько угодно сочинять про них. Какие хэрээды? Какие хатагины? какие жалайры залайыри? Какие вообще хонгирады? Почему казахи в Монголии о них ничего не знают? Почему мы про их существование узнаем не от монголов в Монголии, а от форумов всяких и от постов на фейсбуке? Если такие есть в Монголии и если, калмыки и буряты этого форума, знаете их то скиньте им приглашение на этот форум. Я хочу с ними поговорить и узнать где именно они проживают в Монголии, какой именно они подрод хэрээдов, хатагинов и хонгиратов они. Скиньте им ссылку на этот форум давайте поговорим с ними если такие вообще в мире реально существуют.
    4 балла
  3. Бартольд "Очерк истории Семиречья": Подобно своим предшествен­никам, Галдан воевал с казаками и киргизами. В 1681 и 1683 гг. он ходил на Сайрам; в 1683, 1684 и 1685 гг.— против киргизов и ферганцев; в 1684 г. Сайрам был взят и разрушен его полководцем Рабтаном. С тех нор власть калмыков в Семиречье, насколько известно, никем не оспаривалась и многочисленные войны их с казаками, монго­лами и китайцами не имели отношения к этой области.
    4 балла
  4. Мне тоже кажется что перемешивание и переформатирование племен Чингисханом это миф. В Золотой Орде все племена так и продолжали существовать. Легче предположить что Чингизиды создали организованную армию в которой не учитывались племена, НО ВНЕ АРМИИ племена продолжали существовать, и потом люди все равно возвращались в свое племя. То есть племена как были до Чингисхана, так и остались после. ЧХ перекроил политическую карту Степи, переместил племена, одних возвысил над другими, но не пытался уничтожить племена как явление или переформатировать их как-то. Интересно было бы узнать мнение @asan-kaygy об этом.
    3 балла
  5. Спасибо за вашу оценку! Я, конечно же, польщен, но казахские коллеги сделали вид, что ничего необычного. Книгу в Казахстане не заметили почему-то, несмотря на то, что там много чего нового.
    3 балла
  6. Здравствуйте форумчане! Случайно забрел на сайт, не заходил очень долгое время, а тут такая заваруха Времени нет на полемику, но все таки решил оставить ответ, так как меня очень задели высказывания некоторых участников в мой адрес, которые бросают тень на весь мой труд в целом и на его перевод в частности. Начнем с того, что ко всем знакам типа {}, <> и тд. в критическом тексте конечно же есть пояснения. Темой вашего обсуждения является только одно предложение, о котором я в примечании написал, что "дословно оно должно переводиться следующим образом:"(Некто по имени) Фетке Нуакрат, пришедши, разрушил область Джанибек-хана". Извините конечно, но как видите, никакой фальцификации с моей стороны или же "как хочу так и строчу" здесь нет. Более того, я написал, что вопрос трактовки данного предложения остается открытым. Я же в свою очередь предпочел вариант предложенный Ж. Сабитовым. Мне его трактовка показалась более убедительной, нежели то, что в свое время предлагал М. Усманов, который и сам сомневался в своей интерпретации. Вот и все. Буду рад, услышать ваши замечания и отзывы по книге в целом. Всем удачи! P.S. Электронный вариант книги обещали в новом году, но если кому интересно, то пишите, пришлю ее пилотный вариант.
    3 балла
  7. тоже как и бир бала страдаете жиырманшизмом? эти суффиксы уже прочно вошли в грамматику казахского языка и используются в письменном и разговорном языке не менее 50 лет, а то и больше. Морфологиялық стилистика. Морфологиялық (emirsaba.org) устройтесь на работу в НИИ изучения казахского языка, попроситесь в написание книги по новому стандарту грамматики казахского языка и вот там меняйте правила официального языка. тогда этот разговор будет иметь содержательное наполнение контент на казахском не создаете, книги не пишите, статьи не пишите. лишь килобайты траффика тратите ни на что, лучше бы переводом источников занимались меня больше на эту тему не тэгайте, пожалуйста
    3 балла
  8. Даже если это и гидроним, то какой смысл писать рядом с татарским названием реки русский вариант? В источниках обычно писали на вроде "в таком то языке так называется...", а тут даже и в помине нет. Это все равно, что писать "Біз Еділ Волгаға барып шомылдық". https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Вятка_(река)
    3 балла
  9. Супер, в хазарское время монголоиды с R1А, R1B, G и европеоиды с С.
    3 балла
  10. в конце 1917 -начале 1918 г. в степях Атбасарского уезда Акмолинской области было объявлено об образовании Киргизского ханства, объединявшего несколько волостей. Ханство просуществовало, по крайней мере, до начала 1919 г. О нем в 1919 г. писала омская ка- детская газета «Сибирская речь». Первым ханом был Хассен-Хож-Бек-Ходжин, один из влиятельных киргиз Атбасарского уезда и кандидат в Учредительное собрание от «Киргизской коммунистической партии Уш Жуз», господствовавшей в степи во времена большевиков. Показательно, что богатый влиятельный киргиз Хассен-Хож-Бек-Ходжин, не нашедший себе достойного места среди членов Алаш-Орды, по сообщению газеты, «был командирован Омским совдепом для агитации в степи, для объединения всех киргиз Атба-сарского уезда, чтобы приобщить их к «святейшей совдепии», по его выражению. И, так как киргизам не чуждо слово «ханство», то большевистский посол пришел к несколько неожиданному заключению, назвать его объединение ханством, а себя провозгласить ханом». Первый хан, по сообщению газеты, со временем был свергнут, а на его место был избран более влиятельный и богатый [9]. В итоге нашел только два источника: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhrodovaya-borba-kazahskoy-kirgizskoy-intelligentsii-v-gody-revolyutsii-i-grazhdanskoy-voyny-v-rossii раз, и архив https://ia-centr.ru/publications/neizvestnoe-kazakhskoe-khanstvo-1918-20-gg-k-istorii-grazhdanskoy-voyny-v-turkestane-arkhiv/ два. Тема очень интересная, а ссылок нема, есть какая-то информация по этому поводу?
    3 балла
  11. Не считаю это бредом. Я нахожу мало отличий между литературным казахским и северо-восточным говором. В плане грамматики особенно.
    3 балла
  12. Казахи Ирана
    3 балла
  13. Аккуратнее следует относиться к подобным статьям. Часто там сплошная мифологизация. Как пример, в приведённой статье есть такие строки: "русский поэт — знаменитый партизан генерал-лейтенант Денис Давыдов о казахских воинах отзывался так: «Росту они невысокого, сухощавые, цвету лица бронзового, волосу черного, как крыло ворона, взора орлиного. Характер ярый, запальчивый и неукротимый, предприимчивости беспредельной, сметливости и решимости мгновенных. <… > Судьбоносные старые времена… свидетельствуют, что этот народ богат живительными силами, что он проснулся и после татарского ига с новыми силами и славой" Тут аж двойная ложь! Первая часть фрагмента - описание Д. В. Давыдовым своего офицера-партизана, черкеса родом из Чечни, не казаха и уж тем более не воинов во множественном числе, а вторая часть фрагмента - это письмо литовского православного архиепископа Иоанна Поммера, обращенное к жителям советской России из Латвии в начале 30-х гг. 20 века. Как после такой наглой лжи верить этой статье?
    3 балла
  14. Татарские племена были противниками монголов, они убили Есугея и потом вырезались Чх. Читайте РАДа про татар, которые точно не монголы. Экзоэтноним "татар", которым китайцы именовали монголов это не самоназвание.
    3 балла
  15. https://kazakh.academic.ru/13881/өтпек
    3 балла
  16. @АксКерБоржто что у одного народа есть слово или нету для обозначения одной вещи не означает, что этой вещи у них не было. В деревне тюркском языке есть слово обозначающее штаны? Если нет, обозначает ли это то, что они ходили голым? Конечно нет
    3 балла
  17. Вы сначала сравните все версии этого эпоса, вы похоже только по одной версии эпоса делаете свои гипотезы. Во вторых, пока неизвестно когда оформился союз жетыру , самая сильная версия что во время Тауке-хана. В третьих, например, тама были в ЗО во время Узбека и Жанибек ханов. В четвертых, ваша гипотеза больше походит к ногаям (караногаям), у которых зафиксирована легенда об их переселении с Мавераннахра. Если у каракалпаков нету, значит скорее он возник позже, уже после того как они вышли из ногаев, и сформировались в каракалпаки. У последних многих эпосов которые есть у нас нету, судя по их Бабалар сози.
    3 балла
  18. Может быть тему нужно переименовать в "Фольк-хистори в Монголии 21 века"?
    3 балла
  19. Раньше считалось, что эти печи появились в древнетюркскую эпоху в VI–X вв. нашей эры, однако радиоуглеродный анализ показал, что они возникли на 300 – 400 лет раньше – в III–IV вв. нашей эры, то есть еще до того, как сложился Тюркский каганат. Это открытие кардинально меняет представление о развитии древней металлургии. Археологи ТГУ при поддержке гранта РНФ "Генезис черной металлургии в Южной Сибири" изучают, кто, когда и каким именно способом стал добывать железо на Алтае и в Шории. Первая часть проекта – исследование древних железоплавильных печей Горного Алтая (Россия). Всего там было открыто 15 печей кош-агачского типа – это крупнейшие для того времени печи во всей Центральной Азии. Исследования велись в 1970 – 1980-х годах, и тогда их появление связали с первым Тюркским каганатом. После этого больше 40 лет на территории Горного Алтая исследования по археометаллургии железа не велись. В 2018 году археологи ТГУ провели раскопки древних мастерских по выплавке железа на берегу реки Куяхтанар. Для обнаружения печей и рудных выработок ученые использовали аэрофотосъемку и магнитную разведку. Именно с помощью магнитной разведки была обнаружена печь прекрасной сохранности, что впервые позволило полностью восстановить конструкцию и понять древнюю технологию выплавки железа. "Проведенная работа позволила провести переоценку дат возникновения печей данного типа на Алтае. Радиоуглеродные даты показали, что печи кош-агачского типа появились уже в III-IV вв. нашей эры. Очень похожие печи встречаются позднее в Юго-Восточной Азии, – рассказал руководитель проекта, сотрудник лаборатории социально-антропологических исследований ФИПН ТГУ Евгений Водясов. – Это переворот представлений о развитии металлургии. Раз такие сложные и производительные печи появились на Алтае раньше, чем в Юго-Восточной Азии, то теперь нужно переосмысливать существующие представления о распространении технологий. В этом нам могут очень помочь исследования на пограничных российскому Алтаю территориях Монголии, Казахстана и Китая". В печах кош-агачского типа можно было получить за одну плавку железную крицу весом около одной тонны. Для сооружения печи использовалось 1500 кг глины и каменные плиты весом 1200 кг. "Мы изучили подземную камеру и наземную часть печи, где происходил процесс восстановления железа из руды. В этом году будем искать место, где обрабатывали полученную крицу, и надеемся найти кузницу", – пояснил Евгений Водясов. Результаты своей работы томские ученые представили на международной конференции Archaeometallurgy in Europe в Мишкольце (Венгрия). Доклады томских ученых получили высокую оценку и вызвали оживленную дискуссию. Несколько зарубежных лабораторий предложили им рассмотреть возможность совместных проектов. tsu.ru
    2 балла
  20. Юсупов Ю.М., Асылгужин Р.Р., Сабитов Ж.М. Башкирские ете ырыу и казахские жетыру: данные этногенетических легенд и преданий и результаты генетических исследований//Проблемы востоковедения. 2023. № 4. С. 22-28. https://www.academia.edu/111410149/Юсупов_Ю_М_Асылгужин_Р_Р_Сабитов_Ж_М_Башкирские_ете_ырыу_и_казахские_жетыру_данные_этногенетических_легенд_и_преданий_и_результаты_генетических_исследований_Проблемы_востоковедения_2023_4_С_22_28
    2 балла
  21. Ок, пишите свои генетические вердикты где захотите.
    2 балла
  22. Валиханов так писал. по Y гаплогруппам: старкластер где то у 40 процентов, но в целом восточноевразийских гаплогруп (С2-F4002, C2-M48, O2a2b1-М134,C2c1a1a1-M407 ) большинство, из западноевразийских относительно крупные R1a, R1b, G1 по митохондриальным гаплогруппам также большинство восточноевразийского происхождения, хотя не такое подавляющее как по Y гаплогруппам, где то 60 на 40. по шежире и Y гаплогруппам выходит, что существенная часть предков пришли с Чингисханом в 13 веке. были ли они все монголоязычными вопрос дискуссионный. старкластер, жалаиры и хунгираты скорее всего да, а вот найманы, алчи татары возможно были тюркоязычными. из самых ранних авторов Рузбихан называет казахов потомками татар Чингисхана: “казахское войско в прежние времена, когда появился на арене истории Чингиз-хан, называли татарским войском, это упомянуто арабами и персами”. также хочу отметить, что схожая история по гаплогруппам и родам также у каракалпаков, ногайцев и кыргызов и скорее всего у узбеков. но если по самому тезису, то мы абсолютно не монголы, вполне типичный тюркоязычный этнос. есть некоторые слова монгольского происхождения, но это нас монголами не делает.
    2 балла
  23. По Старостину, эти слова явно тюркского происхождения
    2 балла
  24. Еще раз чингизханказахист демонстрирует никчемность своих фантастических утверждений. Не хотел вообще тратить время на очередного этимолоха-фолька. Придётся объяснить. 1. Теперь слушайте сюда, сначала различайте среднемонгольское имя Dağaritai / Daaritai دَاريتای у Рашид ад-дина от персидского دارو‎ dâru “лекарство” (от среднеперсидского dārūg "лекарство, медикаменты"). От последнего и происходит казахское дәрі. А имя монгольское Даритай происходит от среднемонгольского daari / dari которая восходит к прамонгольскому *daɣari 1 холка 2 ссадина на спине животного. Ниже варианты данного слова из современных монгольских языков с сайта Сергея Старостина: Письменный монгольский: dajira 1 (L 222: dajir 2), daɣari 2 (L 218) Среднемонгольский: da'ari 1 (SH), dari 2 (MA) Халха: dajr 1, 2 Бурятский: dāri, dajr 2 Калмыцкий: dǟrǝ 1 Ордосский: dāri 2 Дунсянский: daru-san 2 Дагурский: dāre (MD 131), dāri, dāŕ (Тод. Даг. 135), dār 2, Шарыюгурский: dārǝ 2 Монгорский: dārǝ, dāri (SM 45) 2 2. Также нелепым образом вы приплели арабское قَبُول‎ qabūl к среднемонгольскому имени Кабул “сильный”, которая восходит к прамонгольскому корню *kab- “распухать, пухнуть; сила”. Письм.-монг. qabu, qaba “сила”, ср.-монг. qabu “сила”, халха. xav “сила”.
    2 балла
  25. Телеу как род плохо изучен в генетическом плане.Возможно определенный подрод J2.Там я видел и С2 среди них
    2 балла
  26. Вряд ли у них были аутосомы казахских казахов
    2 балла
  27. Витсен собирал сведения из разных источников, описавших события в диапазоне почти 100 лет. Поэтому, упоминаемый в данной цитате Ишим султан может быть как казахский Ишим султан начала 17 века, так и каракалпакский хан Ишим Шуак (Кучумович, в источниках часто Ишим Чювак) середины 17 века. Но, скорее всего здесь речь о последнем. Упоминаемый в тексте Кучук хан это уже преемник Ишим Шуака. Кстати, здесь и ответ, кто же всё-таки похоронен в этом мавзолее.
    2 балла
  28. Как типичный русский имперец. https://ru.m.wiktionary.org/wiki/имперец
    2 балла
  29. У вас какое-то своебразное понимание именно этого слова. Жиырмасыншы давно легитимное слово в Казахстане, оно уже, как минимум, несколько десятилетий "правильное", как бы вы не понимали это относительное понятие. Углубляться и искать правильность слова - гиблое дело. Но, никто вас не заставляет отказываться от жиырманшы, пишите, если душе удобно, можете писать и говорить қытап, как более сингармоничное для вас слово и тд.
    2 балла
  30. Нисколько не умаляя достоинства других языков хочу сказать следующее: Тюркский язык стройный, логичный и простой. Поэтому у него такая обширная география. Тюркский язык можно сравнить с языком Кечуа в южной Америке. В прошлом Кечуа был языком межнационального общения между различными племенами из-за своей стройности и простоты. То же самое случилось в Дагестане. Кумыкский был языком межнационального общения между многочисленными нациями Дагестана из-за своей стройности и простоты. Так и ЗО вначале говорила на монгольском, но постепенно перешла на тюркский потому что он проще и стройнее. Из Вики про кечуа: Однако пришедшие с юго-востока инки, сами говорившие на другом языке капак сими, быстро оценили редкое сочетание богатства и простоты изучения кечуа и сделали его государственным языком своей империи. Распространению языка по империи содействовало то, что его использовала в своих торговых операциях культура Чинча, создавшая обширную торговую сеть на территории будущей Империи Инков. Благодаря этому язык кечуа легко вытеснил местные языки даже в тех местностях (например, в современном Эквадоре), где власть инков продолжалась считанные десятилетия.
    2 балла
  31. Возможно это от татар-кимаков? Ведь 3 татарских рода ушли на запад, смешались с кыпчаками. На родине остались 6 родов: тутуклйут, алчи ....
    2 балла
  32. Вы же сами нагуглили где-то выражение "түлкі құрсақ" и везде его пихаете. Лично я понимаю его в буквальном смысле по-казахски как "құрсақ как у лисицы", вероятно в том регионе, где оно используется, это означает "тонкая талия", точно так же как у русских выражение "осиная талия". Рука лицо.
    2 балла
  33. The Belegutai descendants of abaga banner (brother of Genghis Khan) have a type of C-Y4541 - laitimes
    2 балла
  34. У нас так не говорят. Мы говорим шыңғыру с тем же значением, что и ваше қышқыру - визжать, вопить.
    2 балла
  35. Да просто уже надоело объяснять разным, что 1.это китайский обычай 2.китайский обычай не разрезание пут, а выбор предметов.
    2 балла
  36. Можно, например, сказать учителю мынау балаға білім беру керек. И это будет правильно)) Я был свидетелем одного случая, когда один молодой русский парень доказывал другому русскому человеку, что говорить ходить по грибы по ягоды неправильно. Тут тоже такой случай, отклонение от учебников и словарей воспринимается со скрипом в мозгах))
    2 балла
  37. Наверно обиделись за правду о вашей ошибке с немере, раз пошел крутой переход на мою личность? У вас почему-то казахские глаголы обязательно завязаны на 2-м лице множ. числа будущего времени: "нам [надо] ____" - "____ымыз/іміз [керек]". Я не филолог и казаховед, как вы Jagalbay'ем )), но на мой взгляд казахский язык вполне допускает глаголы неопределенной формы, инфинитивы, и это никакая не калька с русского языка. Неужели я не могу сказать "Bir bala'ны сою керек" (надо поколотить Бир балу) и я должен говорить "Bir bala'ны союымыз керек" (нам надо вместе поколотить Бир балу))? Пусть рассудят нас другие, кто владеет вопросом.
    2 балла
  38. В живой речи все это используется. Говорить, например, адам на человека, особенно если он не молодой и тем более, когда он стоит рядом не очень вежливо. Кісі или үлкен кісі
    2 балла
  39. @АксКерБорж это в 19-20 веке началась разграничение саусақ-бармақ. В казахском к примеру в 1774 году все ещё было бармақ - палец.
    2 балла
  40. Нет. Я скидывал сюда цитату из отчета русского посла в Джунгарию за 1723 г. там он также упоминает бижбармак.
    2 балла
  41. Использование умных фраз типа "судя по смыслу совокупности письменных источников" не делает ваш лжеисторический бред про тюркоязычность монголов и навязанность им киданьского языка более правдоподбным
    2 балла
  42. У тяньшанских кыргызов не было ойратской знати. Есть данные, что в состав кыргызов вошли представители енисейских кыргызов и телеутов, возможно их бии были в составе кыргызской элиты. Однако это единицы. Своеобразная "боязнь" калмак-кыргызов (три-четыре села на Иссык-Куле) — это обычное для людей предвзятое мнение об "удачливости, работоспособности" соседей. Выходцы из сарт-калмаков считаются предприимчивыми и способными, типа они заняли много "хороших" должностей. Говорить о какой-то ойратской знати у кыргызов это бред.
    2 балла
  43. Д. чл. Мухамед Садыкович Рамеев в 1904 г. принес в дар музею Комиссии старинную рукопись на Джагатайском наречии, которую Комиссия переслала д. чл. проф. В. В. Бартольду с просьбой просмотреть рукопись и дать отзыв. Г. Бартольд с крайней любезностью исполнил просьбу Комиссии и отзыв его здесь помещается (см. также вып. XVI, стр. 45, прот. засед. 26 нояб. 1904 г.). С Джагатайского на русский перевод сделав д. чл. А. В. Васильевым и Г. Г. Балгимбаевым. "Аксак-темир происходил из рода Лас, приходясь племянником по женской линии одному из ханов. Вскоре по рождении родители его умерли и воспитывать его было не кому, он предоставлен был самому себе. Выросши, он ушел 32 в г. Шамаху, где и находился сначала без дела, а потом нанялся пасти телят" 32. В подлин. стоит: «казактан шыгыб, Шамгы шаарина барды». https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Zolotoord/XIII/1200-1220/Ist_cingiz_tamerlan/text1.htm
    2 балла
  44. Это уже современное толкование и домысливание. Потому что Тенгри материален, как в него верили тенгрианцы, само название за себя говорит. Вы совсем не знакомы с исламом, судя по тому что вы пишете. Дайте ссылку на полное описание вероубеждение тенгрианцев, и где сказано что Тенгри не имеет ни образа, ни ограничения во времени, и что он не является небом. Так они верили в сверхестественное, что впадая в некий транс способны что-то сделать. Вы про каких шаманов говорите? африканских? индейских? тюрко-монгольских? папуасских? Или вы считаете что есть научные доказательства что шаманское камлание это нечто естественное? Весь разговор об отсутствии верований у шаманов это маркетинг для светских людей, для которых слово "вера" или "религия" вызывает отторжение. Поэтому нечто "вне" религиозное или "над" религиозное пользуется спросом.
    2 балла
×
×
  • Создать...