Лидеры
Популярный контент
Показан контент с высокой репутацией за 03/24/24 во всех областях
-
Я тоже не понял это заявление. Когда каракалпаки вошли в орбиту алшинов, то алшины уже существовали к тому времени. Если бы это было наоборот, то еще можно было бы понять.2 балла
-
Обсуждение того, кто сейчас является по настоящему независимым, а кто нет - это политика.2 балла
-
Мне интересно, если Жаксылык покажет документы с фамилиями, подтверждающие позорную для Монголии ситуацию, то вы признаете провокацию со стороны Монголии? По мне, так у него среди казахов больше врагов, настоящих монголофобов, не признающих современных монгол, как потомков народа Чингисхана. Как то плохо вы владеете информацией.2 балла
-
2 балла
-
Не со всем что говорит он, я согласен. Давно писали и до него писали, что Жетесу - это не семь рек, а именно сторона Жете (в мазандеранском фарси су - "народ", т.е. Жетесу - народ Жете).1 балл
-
нет, монголы подтверждают, что лексика связанная с лошадьми, заимствована у тюрков1 балл
-
К сожалению, нет на форуме очень грамотного участника Le Raffine, но я отвечу на его правильно сформулированные вопросы: 1. Основной базис сформировался раньше. 2. Именно они и/или скорее всего Барак-хан являлись создателями нового полит. образования в Могулистане. 3. Не было никакой откочевки. Дети и родственники Барак-хана оказались вместе с ним в Могулистане в 1426 году. Смотрим письмо ордынского Улуг Мухамеда османскому Мураду 2 от 1428 года, где он пишет, что Барак и Мансур бежали еще в 1426 году. А куда именно и как далеко бежали смотрим на другие источники. О перемещении Барака к границам тимуридов, а также о его смерти в Могулистане писал не только Самарканди, но и Хавафи, Абру (другой вопрос кто и сколько заимствовал друг у друга, но все они были современниками эпохи Барака). О том, что Барак вынужден был уйти к границам Тимурленка писал и Бадратдин Айни. 4. Да. 5. Без комментариев. 6. Было именно возникновение отдельного Казахского ханства, здесь историки абсолютно правы!1 балл
-
1 балл
-
Север думаю тут ни при чем. Монгольское "ой" (лес) возможно связано с тюркским "ой" (низина). У нас лесные (тугайные) поймы называют "ой". И не только рек и озер, но и вообще местности с впадинами, низины, ложбины. Там собственно и присутствуют заросли, потому что низина это всегда более влажная и плодородная почва для деревьев и кустарников.1 балл
-
1 балл
-
Не хочу оценивать Шокана, Абая и т.д. Это очень чувствительный вопрос для казахов, потому что и Шокан и Абай были, в первую очередь, рабами империи. Исходя из этого и нужно понимать, что могли они писать, а что не могли, а возможно думали они совсем о другом.1 балл
-
Нашел сведения о Ноорузе среди кыргызов: Получается, что Нооруз/Оруздама/чон кёжё — кёжё (көжө 1. взвар пшена или пшеницы) все таки праздновался кыргызами в старые времена.1 балл
-
Спросил у старших. У многих. В советское время кыргызы знали и праздновали Орозо Айт и Курман Айт несмотря на гласный и негласный запрет. Про Навруз вообще не знали.1 балл
-
1 балл
-
ибн АКБ лучше занимайтесь вышивкой! Видимо вы родились в китайских глиянных домах. А я родился в юрте и вырос в юрте. Хорошо знаю юрту.. Кидани ,каракидани это ваши предки и заклятые враги монголов..Род хятад у монголов есть только среди западных мянгатов.И их нет нигде больше в Монголии .1 балл
-
1 балл
-
Приставка "май" в казахском языке всегда означает удачу, позитив, благополучие. Май көтөн - счастливая девочка, родившаяся между мальчиками Майкөт - удачливый Май шелпек - легкая удача Аузыңа май - чтоб сбылись твои слова и т.д. и т.п. Наверно из этой же традиции кормление джалаирами самцов верблюдов жиром и мазание Кадан-тайши воинского бунчука и туга жиром, о чем нам поведал Рашид ад-Дин. Если это так, то собачья кличка "май табан" это "удачные, легкие лапы". Кличку "майтабан" казахи раньше наверно давали быстроногим, резвым собакам.1 балл
-
1 балл
-
1 балл
-
Касательно казахского абақ - "ядро невода", "тюрьма" и т.д. в свете сообщения ув Акб сделаю поправку. https://eurasica.ru/forums/topic/3353-монгольские-казахи/?do=findComment&comment=467627 Монгольское абху-абах-авах (брать, получать, овладевать), казахское абақ, абақты (тюрьма и т.д.), древнетюркское аб-ав-ау (охота, невод) генетически связаны между собой, ибо замкнутый, контролируемый периметр/загон ав-аб-аба-абақ как раз и ассоциировался с процессом добычи зверя (получения, захвата, овладевания) во время облавной охоты. То же самое касается и рыбы, пойманной в сеть, невод и т.д. Поэтому в казахском языке есть и такие значения абақ, абақты как қыспақ, азап, қиын-кыстау и т.д. - "в тисках", "в лишениях" и т.д. По сути тюрьма - это и есть замкнутый контролируемый периметр, или "тиски", "неволя" и т.д. В этой теме писалось, что название Бааридай-Баарин связано с монгольским "bari"- "to seize, capture, abduct", ("захватывать", "овладевать"), так как предок бааринов согласно генеалогии был рожден женщиной, захваченной в плен. Или можно сказать, что она была представителем племени, которое попало в зависимость от племени Бодончара. Термин алман/албан-албат в контексте "объект", т.е. в значениях "облагаемый данью, повинностью" или "подданный, подвластный, зависимый, крепостной" тоже подходит к низкому, "подчиненному" статусу племени матери родоначальника Баарин. В позднем калмыцком фольклоре, зафиксированном Г.С. Лыткиным, мать родоначальника Баарин названа Будан (не важно, это имя, прозвание или эпитет и т. д.). Согласно ДТС "бодан" означает в целом "подданные", "народ", а в казахском языке более конкретное значение - "покоренный", подчиненный", "зависимый" народ. Таким образом, термины Баари-Абақ-Бодан-Албан/Албат характеризовали "подчиненный", "подконтрольный" статус племени матери родоначальника племени баарин.1 балл
-
я в своей статье про это написал. https://www.academia.edu/111693148/Каратаев_А_А_Касательно_версии_о_ногайском_происхождении_племени_Алшин_ вот отрывок: "Первое упоминание об алшинах в Большой Орде относится к 1485 году, в письме беклярбека Большой Орды - мангыта Темир бия великому князю литовскому Казимиру [13, 34]. В письме указано, что Темир отправляет к Казимиру своего посла – князя (бия) Айтолмыша из племени Алшин, который издавна служил прежним государям Большой Орды, и занимал при них особое «Алшиново место», и является важным человеком."1 балл
-
Пропустил этот важнейший пост. Теперь понятно, почему в казахском языке абақ,абақты связывают с тюрьмой, зинданом. На самом деле, изначально это замкнутое, узкое контролируемое пространство или периметр, куда загоняли зверей во время охоты или куда попадала рыба, в случае с сетями. Казахи начали связывать этот термин с тюрьмой значительно позднее, возможно даже и в 19 веке. Также понятно, почему лингвисты связывают монгольское абху-абах-авах (брать, получать, овладевать) с древнетюркским аб-ав-ау - охота, ловля, добыча зверя, рыбы, а также невод, сеть. (аб-абақ, орта-ортақ, жол-жолақ, айыр-айрық, иір-ирек (извилистый) и т.д.) Ибо этот замкнутый, контролируемый периметр/загон ав-аб-аба-абақ как раз и ассоциировался с процессом добычи зверя (получения, захвата, овладевания) во время облавной охоты.1 балл
-
Да пусть еще 100 лет спорят от кого казахские чингизиды: от Орда Ежена или Тука-Тимура. Нет проблем, это их "хлеб", ремесло. Таких "узких" вопросов может быть миллион. Возможно, многочисленные частные кейсы вполне успешно были разобраны, за это честь и хвала им. Я же говорю о другом - я говорю о научном фундаменте, базе, основе, т.е. истории основания казахского проекта/ханства Керея и Джанибека или даже Барак-хана. Здесь, если оценивать картину целиком и подходить предельно справедливо, они не добились результата, сами запутались и в итоге всех запутали.1 балл
-
Среди суанов Старшего жуза есть подроды Ханбагыс, Есбагыс, Досбагыс. Один багыс точно оказался носителем старкластера (вероятнее уйсунский кластер)1 балл
-
В истории с Аметом Алау фигурирует. В Дафтари Чингиз-наме он также есть среди беков Джанибека1 балл
-
1 балл
-
1 балл
-
Казахи были природными «душками» и всё ещё ими остаются по инерции. Пока. Причина в природе и образе жизни предков, расписывать не буду. Чем ближе к природе тем люди лучше и гостеприимнее, но с соответствующими минусами конечно. Быт определяет сознание, к последнему и относятся традиции и законы. Со временем с урбанизацией произойдут изменения, но все же мы будем погостеприимнее других( не буду указывать на север, запад и восток) и щедрее дастарханом – всё по той же инерции. В начале 70х прошлого века наша семья переехала в районный центр. Жили около 40 национальностей, но казахов было мало мы были единственной семьей на всей улице. На пересечении нескольких улиц был большой инкубатор, где был ажиотаж с весны до середины лета. Очередь была с раннего утра до глубокой ночи. Приезжали и казахи с дальних аулов. С транспортом, тем более личным, было тяжело в те времена. С коробками цыплят, утят и прочих или без , но с номерком очереди кто-то не мог добраться до аула. Спрашивали у прохожих где дом казахов, указывали на наш дом. По закону гостеприимства наша летняя кухня на этот период становилась гостиницей причём бесплатной. Если успевали к ужину, то и гости садились за общий стол, сопровождавшийся долгими беседами про откуда и ру. Если нет , то заварка сахар и хлеб прилагались. Как то мать пожаловалась отцу: может не стоит пускать всех подряд уже, ибо иногда после некоторых исчезает весь чай и сахар, даже пиалки. На что отец жёстко: тебе что чая не хватает или сахара, так я тебе куплю коробками и мешками, больше такое мне не говори, если не хочешь опозорить меня на весь район.1 балл
-
@Murat Monkeuly он бы ссылался на Бахр, если там было написано об этом. Тут он просто свою версию уже излагает. Тем более он ярый сторонник Орда Эженского происхождения казахских ханов1 балл
-
О беспристрастном судье казахи говорили: "Қара қылды қақ жарған" - "Рассекающий пополам (конский) волос" http://kaz.slovopedia.com/197/53914/2225838.html1 балл
-
1 балл
-
1 балл
-
Записки и письма капитана Н. М. Изразцова История Казахстана в документах и материалах: Альманах. Вып. 1. Алматы: «Издательство LEM», 2011. – 436 с. (Стр 241) " Охранительные обычаи Нарушение права ведет за собой имущественную ответственность в виде штрафа, аипа. Например, обида словом, действием наказывается аипом в пользу обиженного и т. п. Одни ли бии могут, по обычаю, разбирать дела? Нет. По обычаю всякий, к кому бы стороны ни обратились, становится судьей и разбирает дела. В доброе старое время стороны чаще обращались к посторонним, чем к бию, которых у киргизов южного участка и не было. Обращались же киргизы к тем, кто был известен за хорошего, честного человека и кому они доверяли. Этот выслушивал их, свидетелей, вообще старался уяснить себе дело, уговаривал, примирял стороны или назначал очистительную присягу, или, если свидетельские [показания] надежны и достаточны, приговаривал ответчика к уплате. До нас киргизы не знали книг и процедура решений была такова: решавший дело давал сторонам в руки прут и по окончании разбора разрубал его пополам. Это значило, что дело кончено..."1 балл
-
Танаш -> Тарышы, Сибан, Балта, Көшебе Тарышы -> Смайыл Смайыл -> Ақсары, Күрсары Күрсары -> Есбол, Есенәлі, Бесқара Есбол -> Сақал, Сары, Бұраз, Құрман, Дуадақ, Төбет Төбет -> Асан, Үсен, Өтебай, Бәйімбет Өтебай -> Төлебай Төлебай -> Баубек, Дулат, Тоқберді, Бекберді Дулат -> Қуат, Игілік, Қадыр, Медет Игілік этой мой жетінші ата (7-ой предок) Дальше перечислять не буду 😄. Мы расходимся с Вами на сыновьях Күрсәрі. Это довольно рано, что может быть и хорошо 😄. Есбол Күрсарыұлы (1550-1654) http://kerey.kz/?p=12608 Бәйімбет в шежіре это Бәйімбет-батыр. Похоронен в Туркестане https://kk.wikipedia.org/wiki/Бәйімбет_батыр_Төбетұлы Моя мать происходит по прямой линии от него. Мой отец, как видите, происходит от другого сына Төбета, от Өтебая. Төлебай - сын Өтебая был богатым человеком, имел рабов, как я слышал от стариков.1 балл
-
Если вы так настойчиво отстаиваете празднование наурыза на севере, то можете дать ссылки не про степной край и скотоводов, а хотя бы о наурызе в Сибирском юрте/ханстве, где сарты с караванами были частыми гостями. Если не сможете, то про степных номадов и речи быть не может. И что меня всегда удивляет, так это то, что чуть ли каждый второй казахский юзер форума персо-арабофил и одновременно казахо-тюрко-номадофоб.1 балл
-
Просто время жалко на все это, искать, доказывать. Но я уверен, что наурыз был незнаком в наших краях до 1990-х годов. Думаю на этом закончим мини-полемику.1 балл
-
https://www.academia.edu/116842990/Сабитов_Ж_М_Каратаев_А_А_О_происхождении_казахского_племени_Найман_1 балл
-
Хэй - Кара Шуй — Суу/Суг/Суб/Сув Кара-Суу — черная река(черная вода). Возможна ли такая транскрипция иероглифов ? Мне кажется да1 балл
-
Дело в том, что мы ранее размещались на немецком сервере, с которого нас попросили из-за моего гражданства. Сейчас мы в РФ, однако недавно сервер был взломан и как следствие отрубается периодически. Проблему мы пытаемся решить. Надеюсь все будет нормально.1 балл
-
Богтог-свадебный головной убор .Само название богтог произешло от монгольского слова "богтлох" ( брак по договору обеих сторон). халха-монгольский богтог малгай .18 век. Монголия.1 балл
-
Вот еще один любитель версии "Младший жуз - ногайцы, Средний жуз - узбеки, Старший жуз - Моголы". Человек явно не интересуется историографией источников. Давно уже известно, что жузы упоминаются до 17 века, а он говорит, что до 17 века жузов не было.1 балл
-
1 балл
-
Я про промежность штанин, клин - АУ: Сеть для ловли рыбы или животных - АУ - тоже имеет такой клин. Ведь смысл облавной охоты (АУ) это облава и затем ЗАГОН зверя в такое узкое место (АУЛАУ - АВЛАХ - ОБЛАВА). Ведь облавная охота по другому это ЗАГОННАЯ охота, то есть суть заключается в том, чтобы загнать зверя в определенное замкнутое, узкое место, откуда ему не выбраться.1 балл
-
1 балл
-
Нет. У всех были свои правители. А союз Хамаг монгол - все монголы, видимо касался только монголов. Найманы, меркиты, кереиты стали монголами после Чингиса, который уничтожил их государственность или полугосударственность и влил их в состав своего государства.1 балл
-
И где эти молчаливые-филологи из ТУВЫ ?! Почему не заинтересуются этимологией "этого набора" ? Можно сразу сказать: У казахов (или АКБ) не могут 3-4-лет.лошади называться так, по причине других числительных(уш и торт) в казах.языке)))1 балл
-
В XVI веке восточные монголы в лице халха гонялись за ойратами. в XVII ойраты взяли реванш и гонялись за халха. в XVIII все плачевно закончилось с уничтожением Джунгарского государства. Я говорил сибирские татары барабинцы они как и монголоязычные ойраты цокают. Цоканье и другие характерные особенности делает халхасский диалект связующим звеном между восточными монголами и ойратов. Всем напоминаю что большинство восточных монголов живут в КНР. У них язык чокающий даже местами шокающий. Они такие же буддисты гелукпинской школы как и халха-монголы но характерные тибетские звуки Ц и Дз не умеют произносить, переделывают в С и Дж. Тангуты никуда не исчезли часть сменила религию, известны сейчас как дунгане или хуй. Та часть которая кочевала инкорпировались в состав монголов, при этом утратив язык и другие характерные особенности как осетины и кыпчаки. Такой же естественный процесс происходил на западе где малочисленные пришельцы монголы растоворились лишь передав свои имена и гены своим потомкам. Никто не отрицает что казахи частью являются потомками средневековых монголов, как и некоторые монголы имеют кыпчакское, хорезмийское или даже осетинское происхождение. "Уважаемые" истинные потомки монголов будьте немного трезвее.1 балл
-
Во первых русское название "юрта" в обозначении "гэр, өг, үй, эб" - это слово чисто русское ошибочно заимствованное из тюркского. Юрта - jurt, журт, чурт - земля, место проживания. На монгольском будет "нутуг". Юрта не имеет связь с "урц".1 балл
-
Эмотиконы вообще великая вещь, могут передать чувства, отношение. Если даже предположить, что уничтоженные, разбитые и изгнанные "племена", раздавленные нарождающейся Монгольской империей, имели в своем составе нескольких человек с доселе неведомые нам "тюркскими" именами и титулами, то как они, будучи подавленными, разбитыми и изгнанными, могли одновременно образовывать "большинство" или, тем более, как-то значимее, чем рабы и обслуга, принимать участие в курултае? Да, никак. Не для того с ними воевали, чтобы теперь с ними считаться при решении важных задач. Фантазии надо отбрасывать, развивать историчность мышления.1 балл
-
Никаких "тюркских" имен и титулов так и не обнаружено. И какие же "тюркоязычные" народы были в "большинстве" в 1206 г на курултае? Какие ханы там имели возможность высказать свое мнение? Кого там вообще спрашивали? Татары уничтожены, кереиты и найманы разбиты. Самое время настало, наверное, Чингисхану поинтересоваться их авторитетным мнением?1 балл