Jump to content



Leaderboard


Popular Content

Showing content with the highest reputation since 06/07/20 in all areas

  1. 4 points
    Есть только один геном жужаня с нормальным качеством и у него Y-хромосома определена как C2b1a1b/F3830. Вот статья: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/abs/10.1002/ajpa.23491
  2. 3 points
  3. 3 points
    Только вот потомки Едиге тестировались. Они относятся к гаплогруппе С2-старкластер и совпадают с одной стороны с монголами-нирунами, а с другой стороны сидят в одном кластере с каракалпакскими мангытами, которые тоже С2-старкластер.
  4. 3 points
    Источник бы, учитывая вашу наклонность сочинять, не помешал. То, что он ушел от казахов и означает, что он ушел именно от казахов. Вернулся он между прочим тоже к казахам. Там упомянут и его отец Батыр/Бахадур-султан, который пришел с казахами и выручил сына из Хивы. Или он тоже каракалпак? В общем ясно, что очередная попытка присвоить казахского хана окончилась неудачей.
  5. 2 points
    Доктурбек Кыдыралиев кыргызский актер. Вы его спутали с казахским актером Досханом Жолжаксыновым, который тоже снимался в этом фильме "Потомок Белого Барса" Т. Океева. ПС. Интервью Кыдыралиева https://www.azattyk.org/a/25776150.html
  6. 2 points
    У меня есть связь с Эльдаром Айтматовым. Могу переговорить.
  7. 2 points
    Да и это основано на Гумилеве в первую очередь.
  8. 2 points
    Жаксылык Сабитов 10 декабря 2014 г. · Нашли предположительно захоронение Коркуза онгута и сделали его палеоДНК. Гаплогруппа Q/ Identification of kinship and occupant status in Mongolian noble burials of the Yuan Dynasty through a multidisciplinary approach The Yuan Dynasty (AD 1271–1368) was the first dynasty in Chinese history where a minority ethnic group (Mongols) ruled. Few cemeteries containing Mongolian nobles have been found owing to their tradition of keeping burial grounds secret and their lack of historical records. Archaeological excavations at the Shuzhuanglou site in the Hebei province of China led to the discovery of 13 skeletons in six separate tombs. The style of the artefacts and burials indicate the cemetery occupants were Mongol nobles. However, the origin, relationships and status of the chief occupant (M1m) are unclear. To shed light on the identity of the principal occupant and resolve the kin relationships between individuals, a multidisciplinary approach was adopted, combining archaeological information, stable isotope data and molecular genetic data. Analysis of autosomal, mitochondrial and Y-chromosomal DNA show that some of the occupants were related. The available evidence strongly suggests that the principal occupant may have been the Mongol noble Korguz. Our study demonstrates the power of a multidisciplinary approach in elucidating information about the inhabitants of ancient historical sites. https://royalsocietypublishing.org/doi/full/10.1098/rstb.2013.0378?fbclid=IwAR19lyno7wlPSLQcOoCMZLTQKhVY7GCLK8IFcPszRjAT8OLsUJqnn3qeMTc
  9. 2 points
    http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/M.Asien/XVI/1580-1600/Kazach_rus_16_18/141-160/141.htm http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/M.Asien/XVI/1580-1600/Kazach_rus_16_18/161-180/167.htm Вот из русских документов про Каип-хана и Батыр-султана.
  10. 2 points
    Интересно, автор пишет о черных татарах: "Рассказывал мне хорасанский факих, прибывший из Багдада, известный как Бурхан, сказал: “Был мой брат с ним, Хорезмшах очень доверял ему, при- близился к нему [брату] и расссказывал: «Хорезмшах терял разум при словах “Кара татар келди”, значащее “Черные татары пришли”."
  11. 2 points
    То есть ваши. Ведь больше обиженных казахами на всю жизнь и носящегося со своими обидами по всему интернету нет .Который не имеет никакого отношения к Каипу казахскому хану Хивы, о котором пишут Агехи и русские документы. Смешно.
  12. 2 points
    Этой теории нельзя отказать в логике. Хоть здесь вы с АКБ придерживаетесь одной позиции.
  13. 2 points
    Винсент из Бовэ (1190-1264) "Историческое зерцало" "Татары суть люди наибезобразнейшие и в большинстве своем маленькие, глаза имеют большие и навыкате, в основном прикрытые веками, так что лишь небольшая часть [глаз] остается открытой. Лица имеют широкие, а лбы низкие и носы плоские. Бороды у них нет, за исключением редких, как у юноши, волос на подбородке. В поясе они, в общем, тонки, за исключением немногих, и росту все невысокого. Разуру делают чуть пониже темени, спускающуюся ниже к затылку от одного уха к другому, и запечатлевается разура на их челе совсем как у лошадей. Бреются также сзади, а длинные волосы и косы оставляют за ушами. Точно так же разуры носят все, кто живет с ними: команы, сарацины и другие, но лица этих людей не похожи на лица татар. Сами татары весьма быстры и подвижны и в большинстве своем хорошие наездники: с раннего детства учатся ездить на лошадях, следуя за стадами лошадей и прочих животных, а когда становятся старше, то во время сражений скачут рядом со своими отцами в качестве оруженосцев. И никто из них не ходит пешком, но все, едва подрастут, садятся на лошадей или меринов, у которых самые быстрые ноги. И поэтому [татары] ходят неуклюжей походкой и не в силах целый день ходить пешком. Жены у них наибезобразнейшие и ездят на лошадях совсем как мужчины... Кроме того, татары разговаривают отрывисто и кратко, издавая горлом неистовые и страшные звуки. Песни они мычат, словно быки, или воют, словно волки, и выводят голосами, не приспособленными для пения, и повсеместно и наиболее часто распевают вот такой напев: "Алай, алай!" То что найдено в нете. За достоверность не ручаюсь. В переводе на ВостЛите ничего подобного нет. Возможно в будущем кто-нибудь дополнит эти цитаты фактическими ссылками или копией переводов из настоящей книги.
  14. 2 points
    Давно читаю форум. Решил зарегистрироваться. Кыргыз Кытай Төңтөгөр Кыргызстан Бишкек
  15. 2 points
    1. Вы статьи и летописи лучше почитайте. Черные клобуки возникают из ниоткуда, а если посмотреть на их состав то понятно как они появляются 2. Ну так если пока ничего не найдено то не стоит утверждать что там что то есть 3. Я помню, вот только не пойму откуда первоисточник этих данных? вы видимо тоже вполне возможно это вообще историографический миф. Надо разбираться
  16. 2 points
    У Касым-хана вроде не было киргизов в подданных или союзниках. Первым ханом, кто установил тесные связи между казахами и киргизами был Тахир, если смотреть источники. Термин кыргыз-ва-казак появляется во второй половине 16 века т.е. условно говоря при Хак-Назаре.
  17. 2 points
    джуз это не от тюркского слова сто, а от арабского слова джуз https://en.wiktionary.org/wiki/جزء#Arabic означающего часть, компонент, фракция, раздел, сегмент.
  18. 2 points
    ДНк это доказательство в суде, а слова это слова которые еще надо проверять. Так что прекращайте бред про ДНК писать
  19. 2 points
    Мусахир-ал-Билад «После смерти Абдаллах-хана и ‘Абд ал-Мумин-хана каракалпакский народ в Туркестане нарек Абд ал-Гаффаром человека, имевшего некоторое сходство с султаном Абд ал-Гаффаром, и посадил его на престол правления. Бахадур-хан и Ишим-хан, и казахские султаны, прибыв с войском из Ташкента и Сайрама, двенадцать дней сражались с Абд ал-Гаффар-султаном. На тринадцатый день казахи потерпели поражение, а Абд ал-Гаффар захватил в свои руки вилайат Туркестан и Сайрам, и Ташкент, и Ахсикент, и Андиган и сделал столицей Ташкент. В 1012/103–104 году, соответствующем году Барса, осенью он выступил. В 1013/104–105 году, соответствующем году Зайца, весной оставил Ташкент и разбил [лагерь] на поляне Кара-Камыш, находившейся в пол-фарсахе от ворот [города]. Бахадур-хан и Ишим-хан подошли из Ала-Тага к Ташкенту с большим числом мужей с целью [нападения] на Абд ал-Гаффара, захватив одного человека, они расспросили у него об обстоятельствах Абд ал-Гаффара, и он рассказал обо всем. После того они поспешно поскакали и на рассвете напали на его шатер в Кара-Камыше. Абд ал-Гаффар спал. От конского топота он проснулся и в испуге выбежал из шатра. В тот же миг появился Ишим-хан и громадной саблей пронзил ему брюхо»
  20. 2 points
    Адиль торе сын Аблая извинялся за своего предка Тохтамыша перед кокандским правителем, который себя считал потомком Тамерлана.
  21. 2 points
    То что переняли имя, это встречается даже сейчас. Но, генетика этим и ценна что с ее помощью можем всех узнать кто откуда. Поэтому истина где то посередине.
  22. 2 points
    Причем тест потомка Едиге совпадает с каракалпакскими мангытами и относится к нирунскому С2-старкластеру
  23. 2 points
    asan-kaygy, вы маньяк какой то. столько страниц обсуждения а вы такой аргумент придерживали. я например не знал про караборуклу 1. прмяой связи совр. каракалпаков с черными клобуками нет. чтобы признать их связь нужно привести аргументы. приводить должен тот кто утверждает а не тот кто ставит под сомнение 2. вы уверены что это самоназвание а не экзоэтноним? казахов, узбеков и др. так называли соседи а не они сами. со временем это стало самоназванием 3. предлагаю выложить хронология и сведения о черных корбуках после монгольского завоевания. есть ли о них сведения? они разве не ушли в Венгрию (что то такое в памяти отложилось, может путаю)?
  24. 2 points
    Залил сюда.Каракалпаки Ферганский долины.pdf
  25. 2 points
    Памятник Едиге (г. Акмангыт, Нукусский район, Каракалпакстан)
  26. 2 points
    Снимаю шляпу перед вашей выдержкой. Порой удивляюсь откуда у вас столько терпения )))
  27. 1 point
  28. 1 point
  29. 1 point
    А-а-а! Оказалось это та жа самая работа ...
  30. 1 point
    и сколько у тюрков, если не знаете не пишите фигню. У тюрков тоже немного если смотреть в размере народов Вот вы не разбираясь в теме бред пишите. сначала изучите тему потом пишите, а не так чтобы сначала делаете заявление оно оказывается не верным и потом вы начинаете с апломбом еще больший бред писать. Насчет крутиться мир, я изучаю Кипчакское ханство, Золотую орду и Казахское ханство. Это сфера моих интересов а не ваша проекция своих комплексов на мою личность.
  31. 1 point
    В СУАР КНР живут прямые потомки по мужской линии калмыцких правителей из рода керяд
  32. 1 point
    АКБ - чемпион?
  33. 1 point
    Честно, я не знаю. Зачем Вы паритесь, пусть каракалпакские мангыты будут монгольскими, конраты, кенегесы, кияты и мало еще кого, пусть все будут монголами - это же плюс для калмыков. Зачем Вам не принять альтернативную сторону, которую Вам предлагают, и у Вас рейтинг пошел бы в гору... Но Вас губит такая же честность, как мои знания по каракалпакам. Это наш предел, ибо нас нынче ничтожно мало. Бедные ногайцы - вообще перестали выходить в "эфир".
  34. 1 point
    Абулхаир-хан был не только «хан кара-калпацкий и башкирский». Какое-то время он занимал хивинский трон. Затем его сын Нуралы правил в Хивинском ханстве, где «киргиз-кайсакам опасность и трудность от зюнгор и персиян», поскольку к этому времени в события в Хиве стал активно вмешиваться Надир-шах - правитель Персии. Это также стало предметом переговоров Не-плюева с Абулхаир-ханом: «Напоследок хан объявил о сыне своём Нурали-солтане, что он был в Хиве ханом, а потом де Персидский шах из Хивы его выслал, не показав ему никакого озлобления, и то де знатно учинил он за дружбу с Её И[мператорским] В[еличест]вом, ведая, что тот его сын Нура-ли-солтан зимою намерен на Хиву иттить и, прогнав персиян, оною таки овладеть; на что требовал совета.» Казахский хан просил русских о поддержке, «на что т[айный] с[оветник]к ответствовал ему, что о том надлежит донести Её В[еличест]ву, и обнадёжил доносить. Между тем бы он приказал тому своему сыну оного не чинить (т.е. похода на Хиву. - Авт.), на что хан и согласился.
  35. 1 point
    Где каракитай и территория современной Монголии? Географически они в разных местах , если они пересекли Иртыш , то на территории КНР (СУАР)
  36. 1 point
    это осколки, остатки племен. У РАДа харанут не встречал? Дурлайцы сразу после прихода в 17 веке 700 воинов на зэгэтэ-аба выставляли А гушитский род хоринцев пришли 8 человек, 7 братьев и бабушка. 2 брата остались западней Байкала, 5 ушли на восток, в Бурятию. Большинство вернувшихся в 16-17 веках ни к эхиритам ни к булагатам не относятся. Возможно среди них есть потомки племянников Булган-хара (3 ушли на запад, 3 - на юг еще молодыми), или потомки призывников в монгольское войско, они этого не помнят
  37. 1 point
    В этом случае нужно дёрнуть волосок у enhd , он начал про ДНК писать , а не ваш любимый оппонент
  38. 1 point
  39. 1 point
    Какой вы нирун! И вы не керейт .Все знают это. ибн АКБ! Что означает санырау?
  40. 1 point
    Есть такое мнение: Этноним «татары» действительно состоит из двух слов: «тат» и «ар». Прототюркское слово «тат», как отмечалось выше, в форме «датань» фиксируется в китайском письменном источнике IV в.н.э., как название монгольского племени «жуань». Можно предположить, что «датань» и есть китаизированное тюркское слово «тат». При этом мы исходили из следующего: когда китайцы затрудняются в освоении иностранного слова по смыслу, тогда данное слово воспринимается ими по звучанию. Подобное произошло и со словом «тат». В процессе его усвоения китайцы к последнему согласному «т» присоединили «ан» («ань») и слово приобрело форму «татань». Прототюркское слово «тат» первоначально означало «ржавчина». Кстати, подобная форма и семантика слова сохраняется и у современных алтайцев, хакасов и уйгуров. Слово «тат» первоначально применяется и в значении «пробовать», «вкушать». В обоих случаях оно передаёт смысл нарушения качественно нейтрального состояния предмета или явления (ржавчина разъедает металл, проба пищи изменяет вкус во рту), т.е., объект нечистый. В последующем слово «тат» употреблялось и в социальном значении. Если термин «тюрк» означал «избранный», то все зависимые от тюрков монгольские племена назывались «тат», т.е. «негосподствующий – платящий дань». Эти этнонимы употреблялись в значении «мы» и «они»: подобно этому арии (арийцы), имя которых означало «благородные», называли иноязычные племена Индии «млечхас» («варвары») или «дасы» («враги»), а эллины всех иноязычных называли «варварами». Социальное значение этнонима «тат» особенно четко проявляется в тюркской пословице: «Татсыз тюрк болмаз, башсыз борк болмаз» («Не бывает тюрка без татов (данников), как шапки без головы»). Вполне закономерно предположить, что орхонские тюрки своих вассалов – пастухов коров из северо-западных монгольских племен – называли «таты». Уйгуры определяют их в конце VIII века уже как “отуз татар” (41,с.13). В зависимости от обстоятельств термин «тат» употреблялся и в значении «иноземец». Например, «таталашмакъ», т.е. говорить между собой на чужом языке. «Таттавгъач» означает – «всякий» или «иноземец», «татыкъ» – «становиться иноземцем». В письменном источнике «Кутадгу Билик» (XI в.) слово «тат» имеет значение «пришлый», «чужой». Орхонские тюрки Центральной Азии в VI в. часть подчиненных им монголов называли, перечисляя племена, к которым они относятся, «уч», «докъуз», «он» и «отуз» (три, девять,десять и тридцать) «татары». Китайцы именовали их до конца IV в «шивэй» (зависимые). Это была уже калька на значение этнонима «татары». После падения уйгурского государства (842 г.) слово «татары» в форме «тата» (звук «р» выпадает) появляется в китайских источниках. В дальнейшем под влиянием китайцев народы Средней Азии, арабы, иранцы и др. этноним «татары» распространяют на все монгольские племена. В то же время арабские и персидские географы, соблюдая библейскую традиционную схему родословной народов, происхождение и родство племен определяли по их отношению к сыновьям Ноя, который после Всемирного потопа раздал земли. Одному из сыновей Ноя – Яфету достались земли Севернее Ирана, Ирака. Опираясь на эту концепцию, мусульманский анонимный автор X века сообщает, что к потомству Яфета относятся: Арменина (Армения), ал-Шибан (Испания), ал-русы, ал-Бурджан (дунайские болгары), ал-хазар (хазары), ал-турк (тюрки). Вслед за ним, Махмуд Кашгарский (XI в.) писал, что двадцать племён турков (тюрков – примеч. автора) произошли от Тюрка, сына Яфета (Яфеса), сына Нухи. Затем перечисляются племена рода тюрк: беченег (печенег), кыфчак (кыпчак), йемек, огуз, башкырт, басмылы, кай, йагма, татар, кыргыз, тангут, хытай, тавгач. В своём словаре «Диван и лугъат ит-тюрк» он подчеркивает: «Татар – Тюрк халкъларынын бир ыругы» («Татары – один из родов Тюрка»). Не вызывает сомнений, что речь идёт о племени «татары», происходящем от библейского рода Яфета, его сына Тюрка. Но, опираясь на библейскую традицию, средневековые учёные при определении происхождении и родства племён не учитывали их этническую характеристику. Махмуд Кашгарский после своего объяснения происхождения племён группирует их по отношению степени знания тюркского языка. Первая группа имеет один язык – тюркский, распадаясь на наречия: уйгур, кыргыз, кыфчак (кыпчак), огуз, тухси (тохси), уграк (ыграк), йагма, чигиль, булгары, сувары, беченег (печенег). Вторая группа (народы Чин – внутренний Китай и Мачин – нижний Китай) говорит на своих языках, но вместе с тем хорошо знает и тюркский: это кай, йагма, татар, басмылы. Тибетцы, тангуты по своей этнической характеристике отличаются от тюркских племён и их языки относятся к китайско-тибетской семье языков. Однако, автор словаря подчёркивает, что народы Чин и Мачин, в том числе и татары, и тангуты, знали хорошо тюркский язык, но они все знали и свой родной язык. Махмуд Кашгарский объясняет уровень знания тюркского языка длительностью пребывания этих племён в среде тюрков. Он отмечает, что тибетцы и тангуты бывали в городах, и позже прибыли на эту тюркскую землю. Согласно историческим материалам, представители племени татар и уйгур могли появиться в регионе, где находился и работал Махмуд Кашгарский, после поражения уйгурского каганата от кыргызов в 840г. Возможно поэтому, как отмечает Э.Н. Наджип, слова, которые принадлежат языку татар, в словаре встречаются редко. Следует отметить, что к моменту работы Махмуда Кашгарского над словарём, татары были двуязычными (знали свой монгольский, часть говорила по-тюркски). Необходимо особо подчеркнуть, что по данным орхонских памятников (VIII в.) «Сокровенного сказания» монголов (1240г.), сообщений китайских хронистов VIII – XIV вв. и Рашид-ад-Дина (начало XIV в.), татары относятся к монголоязычным племенам восточной Монголии, которые там обитали до похода монголов на запад (1218 г.).
  41. 1 point
    Я участвовал в этой экспедиции. Из ученых там был только я. Когда спрашиваешь кипчаков по роду кто они, они обычно и отвечают что кипчаки. Если бы режиссер опрашивал бы найманов, едисанов, асов или других, он бы мог получить совсем другой ответ.
  42. 1 point
    то что жужане тюрки , это уже хотелки , видите ли гаплы не те оказались у элиты (Q и N )
  43. 1 point
    Не слишком громкие заявления? Кыргызские найманы также сохранили свою родовую идентичность - и что, менее гордо несут свое имя? Более того - они считают себя прямыми потомками Кучлук-хана, он по их данным захоронен в из землях. Майманы/найманы алтайцы тоже сохранили свою родовую идентичность, есть у них свои зайсаны и т.д. Какой-то детский лепет про "гордо носят имя, а остальные лишь какие то вкрапления". Нехорошо пахнет все это.
  44. 1 point
    Кстати, совсем недавно, в кипчакской теме кажется, указывали на состав зарафшанских узбеков. А это и есть ответ. Спасибо, Хакан.
  45. 1 point
    Много лет назад об этом я писал.Но наш калмак из Элисты хотят, чтобы он был чистым лесным ойратам ,никакого отношения к найманам не имеет. На самом деле значительная часть нынешних калмыков -найманы и татары.
  46. 1 point
  47. 1 point
    Тут уже в дело вступает не наука,а политика.
  48. 1 point
    Ув.Кылышбай, чтобы привести мнение одного из разумных и вменяемых представителей казахского народа, разрешите привести цитату Назарбаева. не знаю, как лично Вы к нему относитесь: " «… Естественный интерес к своему прошлому, — отмечает в своей книге „В потоке истории“ Н.А. Назарбаев, — принимает уродливые формы, когда за дело принимаются недостаточно компетентные специалисты, использующие период динамичного роста национального самосознания, всеобщей эйфории в результате начального этапа становления независимой государственности как возможность беспрепятственного свободного сочинительства, индивидуального самовыражения или возвеличивания своей родоплеменной группы. В первые два года независимости Казахстана это явление приобрело самые широкие масштабы. Всюду и в угрожающих количествах появились доморощенные историки, с позиций „родовой кочки“ пытавшиеся писать этногенез народа, его историю». Вряд ли можно заподозрить Назарбаева в неуважении к своему народу...
  49. 1 point
    Я поместил Махсум-хана в ЖЗЛ, т.к. его деятельность для каракалпаков имеет большое значение. Он человек, в полном хаосе 1917 года, способствовавший образованию в 1924 году ККАО. Захвати хивинцы всю территорию нынешнего Каракалпакстана, возможно речь о ККАО и вовсе не велась бы, каракалпаки стали бы частью Хорезмской народной советской республики и в дальнейшем были бы включены в единый узбекский этнос. Каракалпакам нужно помнить об этом. Кстати, помню, что дед с опаской, но все же проговорился об участии лично моих предков в контрреволюционной деятельности Махсум-хана за что многие в последующем поплатились репрессиями.
  50. 1 point
    ПОЛЕВЫЕ ЗАПИСИ О СУДЬБЕ МАКСУМ–ХАНА (УБАЙДУЛЛЫ БАХАУАДДИНОВА) http://oaji.net/articles/2016/3996-1476959506.pdf В статье описывается жизнь и деяния любимого сына каракалпакского народа Максум–хана (Убайдуллы Бахауаддинова), который сражался за свободу народа против большевиков в 1917 году на территории Амударьинского отдела Туркестанской АССР. Биография, особенно трудовая деятельность Максум–хана, до сих пор остается мало исследованной с научной точки зрения, чем вызывает различные кривотолки у широкой общественности. В письменных источниках старой историографии он представлен как религиозный фанатик и главарь местного басмаческого бандформирования [1]. Однако, в устных сообщениях его родни, земляков и просто знавших его при жизни людей, Максум– хан открывается как лидер народного ополчения, преданно выполнивший свой общественный долг перед обществом (полевые материалы автора–исследователя за 2009– 2012 г. г.). Итак, кем же он был на самом деле? Собранные в ходе наших полевых исследований за последние годы материалы проливают на это свет. Убайдулла Бахауаддинов родился в 1887 году на территории аула Ишан–кала в среде религиозных деятелей. Он является потомком знаменитой в Хорезмском оазисе каракалпакской религиозной династии ишана Имама. Прадед — ишан Имам (в быту — Имаматдин Каипназар–улы, 1754–1838 г. г.), выпускник Бухарского медресе Мир–Араб и воспитанник Центра ишанства при Бухарском эмирате. Наряду с религиозными деятелями — ишанами — хивинцем Курбаназаром, хазараспцем Юсупом и куня–ургенчцем Ногайлы, считается одним из четырех основателей аналогичного Центра ишанства при Хивинском ханстве. Основатель каракалпакской школы ишанства (1805–1999 г. г.). Особым ярлыком хивинских ханов воспитанники ишана Имама при его жизни и даже после его смерти освобождались от уплаты различных видов налога, воинской повинности и участия в общественно–принудительных работах (казу). Дед — ишан Кумозек (ишан Атагулла, 1801–1877 г. г.), один из восьми сыновей ишана Имама, занимает второе, после отца, место в списке каракалпакской школы ишанов, основатель первого в истории каракалпаков крупного религиозно–просветительного центра «Кумозек ишан», названного в честь его религиозного псевдонима. Однако, ишан Атагулла в общественной среде более известен как крупный землевладелец — меценат, нежели религиозный деятель. При поддержке хивинского правителя — Аллакулы–хана (1825–1843 г. г.) и, копируя знаменитые хивинские Ичан–калу и Дашан–калу на каракалпакский быт, на собственные средства построил историко–мемориальный комплекс Ишан–кала, что считается историческим наследием каракалпаков первой половины XIX века. Отец — ишан Пари (ишан Бахауаддин, 1838–1912 г. г.), один из восьми наследников — сыновей ишана Кумозека. Имел частную религиозную школу (мектеп), работал преподавателем (мударрисом) в медресе отца. В народной памяти имя ишана Пари отождествляется с реформацией учебного процесса в медресе, где наряду с традиционными религиозными предметами обучались русскому языку и арифметике. Нововведение давало возможность выпускникам наниматься к местным чиновникам — представителям царской России в качестве секретарей волостных управителей, толмачей, гидротехников и т. д. Таким образом, происхождение Максум–хана не могло не отразиться на познании окружающей среды и формировании мировоззрения в период его взросления. Он получил религиозное образование — сперва в начальной школе, затем в медресе отца. Однако, вопреки семейным традициям, избрал светскую деятельность, работал мурапом маленькой, затем правителем (арык аксакалы) больших оросительных сетей. Руководил строительством оросительных сетей местного значения, в 1908–1910 г. г. «Махсум жап», в 1910–1912 г. г. «Тентек арна». Выставил свою кандидатуру на выборах 30 мая 1920 г. на должность волостного управителя, хотя итоги были неудачными. Революционные потрясения 1917 г. коренным образом изменили жизнь Убайдуллы. В условиях, когда на всем правобережье нынешней Каракалпакии царило полное безвластие (декабрь 1917 — ноябрь 1918 г. г.), усилилась угроза внешней агрессии со стороны Хивинского хана, внутри региона поднимала голову организованная преступность — разбойники (баспашы), грабители (каракшы), коне– и скотокрады, воришки. Данное обстоятельство заставило правителей, знатных людей и религиозных деятелей всех восьми волостей Чимбайского уезда Амударьинского Отдела собраться на сход, где из трех кандидатур на демократической основе ханом был избран Убайдулла Бахауаддинов. Молодой полководец, по словам очевидцев, в июле–августе 1918 года собрал народное ополчение с общей численностью 12,5 тысяч нукеров, т. е. по одному джигиту с каждых пяти семей, в том числе — 350 хорошо вооруженных, включая 40 личных телохранителей, установил союзные связи с Муйнакскими староверами — уральскими казаками во главе с атаманом Фильчевым. Два месяца было достаточно, чтобы навести порядок на территории уезда. В течение 65 дней (конец ноября 1918 г. — начало февраля 1919 г.) продлилась историческая «Ишан–калинская блокада» — набег хивинского отряда нукеров, состоящего преимущественно из хорошо вооруженных 850-ти яумытских туркмен во главе с Гоклен– батыром — полевым командиром небезызвестного Джунаид–хана — командующего тогдашней хивинской армией. Общая численность обороняющихся, по разным источникам, оценивается в 40 тысяч семей мирных жителей со средней численностью по 5 душ в каждой. Тем не менее, несмотря на вооруженное превосходство нападавших, обороняющиеся в итоге вышли победителями, благодаря умелой стратегии и тактике Максум–хана. Причем, Максум–хан не только заставил нукеров Джунаид–хана подписать акт о капитуляции, составить договор о ненападении, но и вынудил оплатить контрибуции. Возвращены были насильно вывезенные каракалпакские женщины–рабыни, предназначенные для продажи на иранских базарах. Нукеры Максум–хана, как помнят старожилы, далее принимали активное участие в борьбе с другими захватчиками — красногвардейцами в первые годы советской власти. А именно, в трех сражениях — в местности Шагал–купыр и Назархан и в осаде крепости Нукусского гарнизона, занятой красногвардейцами. Однако, осознав бесполезность дальнейшего сопротивления, «дикая дивизия» Максум–хана была расформирована. При этом, процесс расформирования прошел цивилизованно, с составлением договора, где был предусмотрен отказ от преследования бывших нукеров, в том числе и самого Максум–хана. Тем не менее, по ложным обвинениям Максум–хан дважды был привлечен к уголовной ответственности в 1922–1924 и 1929–1931 годах. Попытки вывезти его семью и родственников за пределы страны не увенчалась успехом. Были арестованы и расстреляны без суда и следствия его старший брат ишан Иният (1884–1929 г. г.), братья отца — Халил– ахун (1844–1928 г. г.) и ишан Нажим (1873–1928 г. г.) — как идеологические наставники народного восстания. Несмотря на не востребованность в новых условиях, как видно далее, у Убайдуллы Бахауаддинова было желание служить новому общественному строю. Он избирался членом Совета временного правительства в Чимбае, имеются его подписи на достигнутом мировом соглашении и в договоре, составленных между представителями народной власти и советского правительства от 18 февраля 1920 года. Даже в 1932–1934 г. г. он работал директором Чимбайского хлопкоочистительного завода. В 1934–1937 г. г. решением местных органов власти, его семья была выслана в село Амирабад без права выезда на за границу. Основной доход в то время приносили изготовление и продажа детских колясок на Турткульском базаре. Из-за нескончаемых преследований со стороны местных правоохранительных органов, Максум–хан в последние годы жизни — 1937–1956 г. г. был вынужден скрываться вдали от родного очага, в одиночестве в селении Катты–ой в Туркмении. Там же он похоронен на кладбище Мискин–Ата, где и покоится прах, витает душа отца ишана Имама — Каипназар–бия, последней, по счету четвертой, жены Максум–хана, второго сына — Дуйсека и внука — Курбаназара. Убайдулла Бахауаддинов в жизни был четырежды женат и имел 4-х сыновей и 3-х дочерей. Сыновья — Муптилла, Дуйсек и Раметулла являются участниками второй мировой войны, где без вести пропал и младший сын — Бегдулла. Дочери — Абадан, Сауле и Бийжан работали в различных сферах труда при прежнем режиме. Именно таким помнит Максум–хана его единственная ныне здравствующая 75-летняя сноха Анипа Исмаилова — жена Раметуллы. Максум–хан, из-за отсутствия в действиях состава преступления, решением компетентных органов власти страны от 29 июля 1989 г., окончательно реабилитирован и признан невиновным перед советским правительством.


×
×
  • Create New...