Лидеры
Популярный контент
Показан контент с высокой репутацией за 03/19/24 во всех областях
-
Я тоже не понял это заявление. Когда каракалпаки вошли в орбиту алшинов, то алшины уже существовали к тому времени. Если бы это было наоборот, то еще можно было бы понять.2 балла
-
Обсуждение того, кто сейчас является по настоящему независимым, а кто нет - это политика.2 балла
-
2 балла
-
Мне интересно, если Жаксылык покажет документы с фамилиями, подтверждающие позорную для Монголии ситуацию, то вы признаете провокацию со стороны Монголии? По мне, так у него среди казахов больше врагов, настоящих монголофобов, не признающих современных монгол, как потомков народа Чингисхана. Как то плохо вы владеете информацией.2 балла
-
Читал книгу Ахмета Вали Заки и увидел интересную информацию. Например про то как Ахмет Вали в Румынии встретил семью из племени Алшын Едисанской орды, так же в книге сказано что поэт Бедиль был из племени Алшын? Бухарест 18 мая 1925 года. Мы искали ресторан и гостиницу. Абдулла Эфенди принял нас. Здесь мы узнали, что здесь присутствуют семьи из Ногайского Едисана,ветви Кинегес и Алчин. Ага Ислам Али Эфенди и Адил Юсуф Ага послали гонца в соседнюю деревню Али Ага и привели к нам человека по имени Нуреддин. Он читал "Шора батыр", "Эдиге" и "Орак мамай", которые я тоже хорошо знал. В 1920 году на севере Хорезма, среди каракалпаков, я встретил еще одного чтеца по имени Нуреддин. Он читал те же дастаны с еще большими подробностями. Мы были поражены тем, что оба озана носили имя Нуреддин. Адиль Юсуф Ага оказался представителем Едисанской орды ветви Кимсиклинской руки. Он рассказал ногайский афоризм: "Алчиннин алеви дегинче, танринин талави десене". Я слышал это от своего великого дяди Вели Молла. У них было три ветви: Едисан, Едискил и Чимбойлук. Семь рук Едисана - это: Кинегес, Мангит, Ачиген, Алчин, Ялтир, Дерсенги и Масгар. Что означает "Алчин Алау", так это то, что Бием ветви Алчин был Алау; он считался бичом Божьим. В той среде мы слышали много прекрасных шуток. Мы также перекликались с ними. Эти диалоги были даже слаще, чем венгерские вина в Будапеште. Будучи этнографом, мой друг Абдулкадир предоставил обширную информацию о сильном племени Алчин, Казаках кичи жуз об их тамгах, найденных в Бухаре, Самарканде и их подветвях Мангит и Кинегес, Хотя мы не знали даты жизни Алчин Алау, я узнал других людей, которые были из ветви Алчин; например, поэта-философа Бидила, жившего во времена императора Аурангзеба в Индии; Ялантуса Аталика, который был врачом правителей Самарканда Озбека и покровителем двух из трех тамошних изразцовых медресе. Затем, обращаясь к Исламу Али Эфебди, Адил Ага сказал: "Он тот человек, которого древние называли шежиреши" Ислам Али и Адиль Ага были так счастливы беседовать с нами, что настояли на том, чтобы мы остались в Констанце еще на несколько дней, так как у них есть еще люди, с которыми они хотели бы встретиться. В общем, что бы мы им ни говорили, все было привязано к знакомым им традициям. Они сказал что "сан" означает сто тысяч. Таким образом, "Едисан" означает большую орду с населением в семьсот тысяч человек. Это был самая сильная орда. Часть из них жила в Юго-Восточном Башкурдистане под началом потомка Аслана Мирзы по имени Бей, а также потомка Кучук Хана. Во времена войны с Калмаком Аюке Ханом часть мигрировали в Крым и присоединились к своим родственникам, жившим там ранее. Они служили Османской империи в качестве верных солдат. Часть из них осталась в окрестностях Хивы. В Юго-Восточном Башкурдистане, в районе Ирендика, есть деревни, где проживают их остатки. Адил Ага слышал название Ирендик его предки, служившие Кучумогуллари, имели контакты с этими Едисанскими ногайцами. В разговоре с Адиль-агой и Нуреддином я вспомнил рассказы о том, что мы происходим от ногайцев, которые присоединились к юрматинским башкуртам. Кроме того, я сталкивался с доказательствами при встрече с ногайцами, проживавшими в окрестностях Астрахани в 1908-1909 годах. Адиль Ага тоже высказал здесь такую мысль.1 балл
-
https://eurasica.ru/forums/topic/4146-добу-мэргэн-добун-баян-и-бодончар/?do=findComment&comment=4597491 балл
-
Не хочу оценивать Шокана, Абая и т.д. Это очень чувствительный вопрос для казахов, потому что и Шокан и Абай были, в первую очередь, рабами империи. Исходя из этого и нужно понимать, что могли они писать, а что не могли, а возможно думали они совсем о другом.1 балл
-
1 балл
-
Соседствующие узбеки-найманы, казахи-найманы и таджики-найманы Найманы составляют сплошной массив от восточных и северных окраин г. Самарканда до Нураты, где в районном центре и ряде селений проживают таджики. Судя по всему, таджики Нураты находились под сильным культурным влиянием узбеков. Так, в отличие от большинства самаркандских таджиков, они занимаются скотоводством и имеют большие отары овец; таджики Нураты имеют развитую родо-племенную структуру, возникшую под влиянием соседствующих с ними узбеков и казахов. Среди их генонимов встречаются чисто тюркские, как, например, табагды (кабаклы) и курами. Часть зеравшанских найманов продолжила переселяться далее на восток и запад, образовывая населенные пункты в степных и горных районах Навоийской и Джизакской областей. Эти группы очень подробно изучены и описаны А. Шевяковым. Он выявил, что узбеки-найманы Навоийской области соседствуют с казахскими найманами, проживающими в селе Узункудук. Этнограф приходит к выводу, что они родственны между собой, а национальная принадлежность – продукт сравнительно недавнего времени. Жители села Найман Самаркандского района считают себя ирани. В материалах Комиссии по районированию указано, что во время обследования 1924 года в ряде местностей жители к названию своей национальности «таджик» присоединяли название того или иного узбекского племени. Так, зафиксировано 115 таджиков балгалы, 435 таджиков-найманов, 1640 таджиков тартулы и т.д. О группе «дахбеди» упоминает Б. Кармышева: «По данным Е. М. Пещеревой, в нем (Каратаге – А.Э.) живут таджики, часть которых также считает своих предков выходцами из Дахбида, однако говорит, что они были узбеками-найманами. Предания о найманском происхождении предков части каратагцев не лишена основания, так как к югу и юго-западу от Дахбида простиралась полоса преимущественного расселения узбекского племени найман. Зафиксированы узбеки-найманы и в долине Каратагдарьи. На востоке от г. Каратага, на южных склонах Гиссарского хребта, а также далее на восток и юго-восток, в Бальджуане и Кулябе, где в горах и предгорьях таджики жили сплошным массивом, преобладал процесс полного перехода узбеков на таджикскую речь». Хотя чаще всего, найманы Самаркандской и Ферганской областей говорят на переходных (карлукских с заметными кыпчакскими элементами) диалектах узбекского языка. Источник: Э. Асанов. Узбекское племя Найман #Узбекистан #История1 балл
-
Нашел сведения о Ноорузе среди кыргызов: Получается, что Нооруз/Оруздама/чон кёжё — кёжё (көжө 1. взвар пшена или пшеницы) все таки праздновался кыргызами в старые времена.1 балл
-
1 балл
-
1 балл
-
1 балл
-
Касательно казахского абақ - "ядро невода", "тюрьма" и т.д. в свете сообщения ув Акб сделаю поправку. https://eurasica.ru/forums/topic/3353-монгольские-казахи/?do=findComment&comment=467627 Монгольское абху-абах-авах (брать, получать, овладевать), казахское абақ, абақты (тюрьма и т.д.), древнетюркское аб-ав-ау (охота, невод) генетически связаны между собой, ибо замкнутый, контролируемый периметр/загон ав-аб-аба-абақ как раз и ассоциировался с процессом добычи зверя (получения, захвата, овладевания) во время облавной охоты. То же самое касается и рыбы, пойманной в сеть, невод и т.д. Поэтому в казахском языке есть и такие значения абақ, абақты как қыспақ, азап, қиын-кыстау и т.д. - "в тисках", "в лишениях" и т.д. По сути тюрьма - это и есть замкнутый контролируемый периметр, или "тиски", "неволя" и т.д. В этой теме писалось, что название Бааридай-Баарин связано с монгольским "bari"- "to seize, capture, abduct", ("захватывать", "овладевать"), так как предок бааринов согласно генеалогии был рожден женщиной, захваченной в плен. Или можно сказать, что она была представителем племени, которое попало в зависимость от племени Бодончара. Термин алман/албан-албат в контексте "объект", т.е. в значениях "облагаемый данью, повинностью" или "подданный, подвластный, зависимый, крепостной" тоже подходит к низкому, "подчиненному" статусу племени матери родоначальника Баарин. В позднем калмыцком фольклоре, зафиксированном Г.С. Лыткиным, мать родоначальника Баарин названа Будан (не важно, это имя, прозвание или эпитет и т. д.). Согласно ДТС "бодан" означает в целом "подданные", "народ", а в казахском языке более конкретное значение - "покоренный", подчиненный", "зависимый" народ. Таким образом, термины Баари-Абақ-Бодан-Албан/Албат характеризовали "подчиненный", "подконтрольный" статус племени матери родоначальника племени баарин.1 балл
-
я в своей статье про это написал. https://www.academia.edu/111693148/Каратаев_А_А_Касательно_версии_о_ногайском_происхождении_племени_Алшин_ вот отрывок: "Первое упоминание об алшинах в Большой Орде относится к 1485 году, в письме беклярбека Большой Орды - мангыта Темир бия великому князю литовскому Казимиру [13, 34]. В письме указано, что Темир отправляет к Казимиру своего посла – князя (бия) Айтолмыша из племени Алшин, который издавна служил прежним государям Большой Орды, и занимал при них особое «Алшиново место», и является важным человеком."1 балл
-
Да пусть еще 100 лет спорят от кого казахские чингизиды: от Орда Ежена или Тука-Тимура. Нет проблем, это их "хлеб", ремесло. Таких "узких" вопросов может быть миллион. Возможно, многочисленные частные кейсы вполне успешно были разобраны, за это честь и хвала им. Я же говорю о другом - я говорю о научном фундаменте, базе, основе, т.е. истории основания казахского проекта/ханства Керея и Джанибека или даже Барак-хана. Здесь, если оценивать картину целиком и подходить предельно справедливо, они не добились результата, сами запутались и в итоге всех запутали.1 балл
-
В истории с Аметом Алау фигурирует. В Дафтари Чингиз-наме он также есть среди беков Джанибека1 балл
-
1 балл
-
Казахи были природными «душками» и всё ещё ими остаются по инерции. Пока. Причина в природе и образе жизни предков, расписывать не буду. Чем ближе к природе тем люди лучше и гостеприимнее, но с соответствующими минусами конечно. Быт определяет сознание, к последнему и относятся традиции и законы. Со временем с урбанизацией произойдут изменения, но все же мы будем погостеприимнее других( не буду указывать на север, запад и восток) и щедрее дастарханом – всё по той же инерции. В начале 70х прошлого века наша семья переехала в районный центр. Жили около 40 национальностей, но казахов было мало мы были единственной семьей на всей улице. На пересечении нескольких улиц был большой инкубатор, где был ажиотаж с весны до середины лета. Очередь была с раннего утра до глубокой ночи. Приезжали и казахи с дальних аулов. С транспортом, тем более личным, было тяжело в те времена. С коробками цыплят, утят и прочих или без , но с номерком очереди кто-то не мог добраться до аула. Спрашивали у прохожих где дом казахов, указывали на наш дом. По закону гостеприимства наша летняя кухня на этот период становилась гостиницей причём бесплатной. Если успевали к ужину, то и гости садились за общий стол, сопровождавшийся долгими беседами про откуда и ру. Если нет , то заварка сахар и хлеб прилагались. Как то мать пожаловалась отцу: может не стоит пускать всех подряд уже, ибо иногда после некоторых исчезает весь чай и сахар, даже пиалки. На что отец жёстко: тебе что чая не хватает или сахара, так я тебе куплю коробками и мешками, больше такое мне не говори, если не хочешь опозорить меня на весь район.1 балл
-
1 балл
-
@Murat Monkeuly он бы ссылался на Бахр, если там было написано об этом. Тут он просто свою версию уже излагает. Тем более он ярый сторонник Орда Эженского происхождения казахских ханов1 балл
-
1 балл
-
Записки и письма капитана Н. М. Изразцова История Казахстана в документах и материалах: Альманах. Вып. 1. Алматы: «Издательство LEM», 2011. – 436 с. (Стр 241) " Охранительные обычаи Нарушение права ведет за собой имущественную ответственность в виде штрафа, аипа. Например, обида словом, действием наказывается аипом в пользу обиженного и т. п. Одни ли бии могут, по обычаю, разбирать дела? Нет. По обычаю всякий, к кому бы стороны ни обратились, становится судьей и разбирает дела. В доброе старое время стороны чаще обращались к посторонним, чем к бию, которых у киргизов южного участка и не было. Обращались же киргизы к тем, кто был известен за хорошего, честного человека и кому они доверяли. Этот выслушивал их, свидетелей, вообще старался уяснить себе дело, уговаривал, примирял стороны или назначал очистительную присягу, или, если свидетельские [показания] надежны и достаточны, приговаривал ответчика к уплате. До нас киргизы не знали книг и процедура решений была такова: решавший дело давал сторонам в руки прут и по окончании разбора разрубал его пополам. Это значило, что дело кончено..."1 балл
-
Танаш -> Тарышы, Сибан, Балта, Көшебе Тарышы -> Смайыл Смайыл -> Ақсары, Күрсары Күрсары -> Есбол, Есенәлі, Бесқара Есбол -> Сақал, Сары, Бұраз, Құрман, Дуадақ, Төбет Төбет -> Асан, Үсен, Өтебай, Бәйімбет Өтебай -> Төлебай Төлебай -> Баубек, Дулат, Тоқберді, Бекберді Дулат -> Қуат, Игілік, Қадыр, Медет Игілік этой мой жетінші ата (7-ой предок) Дальше перечислять не буду 😄. Мы расходимся с Вами на сыновьях Күрсәрі. Это довольно рано, что может быть и хорошо 😄. Есбол Күрсарыұлы (1550-1654) http://kerey.kz/?p=12608 Бәйімбет в шежіре это Бәйімбет-батыр. Похоронен в Туркестане https://kk.wikipedia.org/wiki/Бәйімбет_батыр_Төбетұлы Моя мать происходит по прямой линии от него. Мой отец, как видите, происходит от другого сына Төбета, от Өтебая. Төлебай - сын Өтебая был богатым человеком, имел рабов, как я слышал от стариков.1 балл
-
@АксКерБорж Что понятно? То, что вы не смогли свой тезис аргументировать? Ну тогда действительно все понятно.1 балл
-
1 балл
-
Замечу что на современном кириллик-монгольском пишется как авга, а на класкик-монгольском как абага. Грамматика - это вещь письменности и очень консервативная по сути.1 балл
-
1 балл
-
Хэй - Кара Шуй — Суу/Суг/Суб/Сув Кара-Суу — черная река(черная вода). Возможна ли такая транскрипция иероглифов ? Мне кажется да1 балл
-
Богтог-свадебный головной убор .Само название богтог произешло от монгольского слова "богтлох" ( брак по договору обеих сторон). халха-монгольский богтог малгай .18 век. Монголия.1 балл
-
Вот еще один любитель версии "Младший жуз - ногайцы, Средний жуз - узбеки, Старший жуз - Моголы". Человек явно не интересуется историографией источников. Давно уже известно, что жузы упоминаются до 17 века, а он говорит, что до 17 века жузов не было.1 балл
-
1 балл
-
1 балл
-
Спустя много столетий потомки монголов Чх или карататаров Чх или монголо-татаров Чх, здесь не суть важно как их величать, продолжали повторять манихейские легенды (разумеется с искажениями, но общий сюжет сохранился), которые были в ходу в Уйгурском каганате. Образ раба баяута Маалиха (баят малик можно перевести как "божественный владыка"), который оказался у вдовы Алангоа, напоминает часть биографии пророка, "апостола света" Мани https://eurasica.ru/forums/topic/6910-маалих-баяудаецмаалих-баяудаймаалих-баяут-кто-мог-стоять-за-этим-именем/ Интересно, что в генеалогиях алшынского племени Адай тоже упоминается происхождения от луча света, а также некое ДЕРЕВО с плодами. Про связь названия алшынского Беріш с тем самым манихейским "наростом на дереве", т.е. с субстанцией, из которой согласно источникам родился эдизский Богук-каган (или наймано-уйгурский Буку-хан) писал здесь https://eurasica.ru/forums/topic/6412-этимология-и-семантика-названий-алшынских-племен-что-означало-в-свое-время-алимулы-жаманак-шекти-и-тд/?do=findComment&comment=4651901 балл
-
"Кыргызские могилы" - хиргисүүр. Могила некоего Загал батыра.1 балл
-
4400 лет разница между алшинами и эвенками. Примерно как между нанайцами и Рюриковичами.1 балл
-
1 балл
-
Все таки это исторический форум, давайте не будем называть среднеазиатских или бухарских мулл узбекскими, узбеки до 20 века были кочевым и полукочевым народом. то что большинство персизмов пришло с татарскими муллами я считаю мифом от русского имперца и исламофоба Уалиханова. это его мнение не подкрепленное письменными артефактами, он даже в своих письмах на казахском использует персизмы и арабизмы. персидский был канцелярским языком во многих тюрксих державах, казахи как минимум с войн Шейбанидами тесно взаимодействовали с оседлыми тюркоязычными и персоязычными Средней Азии. если упрощенно, то я считаю, что персизмы пришли с бухарскими муллами + взаимдейтсвие с оседлым населением.1 балл
-
Давненько я не брал в руки шашек постил в эту тему. Следующие персизмы, которые хочется рассмотреть это дуст и маст. дуст - друг маст - пьяный От них происходят казахские слова дос (друг) и мас (пьяный). Сначала остановимся на слове дуст. Слово это присутствует в иранском, таджикском и афганском диалектах персидского языка. В некоторых тюркских это слово сохранило конечную Т: узбекский дўст, туркменский dost, турецкий dost. Как тюрки раньше называли друзей? Вопрос остается открытым (потому что единой картины в других тюркских я не увидел). Теперь о маст. Точнее о том, как другие тюркские народы называют пьяного человека. Тут вырисовывается такая картина: исерек (татарский) итирик (якутский) эзирик, эзирээн (тувинский) эсирген (карачаево-балкарский) В казахском есть похожее слово есірген - пьяный. Слово происходит от ЕС (разум) + ІРІГЕН (скисший, сгнивший, испорченный, разложившийся).1 балл
-
1 балл
-
1 балл
-
кстати в хиргисурах наиболее часто встречаются черепа европеоидные .1 балл
-
zindan - фарси. монгольское слово гяндан, восходит к персидскому зиндан через тюркские языки?1 балл
-
1. если бы это было действительно интересно и имело основания то лингвисты планеты бы не считали тот письменный язык именно монгольским на протяжений уже пары столетий 2. наверное нет. никому кроме монгольского казаха в голову не приходило заниматься письменным языком каких то монголов, покоривших пол Евразии проблема всех этих "ЧХ-тюрк"-истов, АКБ и его последователей в том, что они не удосуживаются разделять лингвистически и исторически все эти народы, кот. населяли ту Большую Монолию. все прогрессивные ученые уже давно разобрались и большинство не сомневается в тюркоязычности (или тюркском происхождении как минимум) найманов, онгутов, части татар, кереитов, баргутских народов, джалаиров. а ваше "движение" особо не заморачивается и использует аргументы, касающиеся тюркоязычности найманов и др., и для собственно монголов. давайте не отвлекаясь на эти народы (заметьте: со своей государственностью и внешней политикой) будем разбирать самих монголов1 балл
-
Что вам именно нужно? Больше слов? Гичгэ-Кушик-щенок Эл-Эль-государство Чүү-Чу\говорят чтобы конь пошел вперед\1 балл
-
Адис (благословение) – Бата (благословение) Азрага (жеребец) – Айғыр (жеребец) Алгана (окунь) – Алабұға (окунь) Амаа (прадед, прабабушка) – Ата, Апа (дедушка, бабушка) Ард (народ) – Қалық, Халық (народ) Бог (мелкий) – Уақ, Усақ (мелкий) Бороо (дождь) – Жаңбыр (дождь) Бөж (марал) – Марал (марал) Бэртэх (пораниться, повредить, покалечиться) – Мертігу (пораниться, повредить, покалечиться) где схожесть? Бэр (невеста) – Келін (невеста), от қыз Беру, кыз Берісу? явная подгонка1 балл
-
родственница (сестра или жена брата) Turkic: *jeŋe Mongolian: *nagaču Также с бөле, это монголизм. Родственное тюрк. слово было бөшүк. Существование в казахском языке слов монгольского происхождения для вас новость?1 балл