Перейти к содержанию

Лидеры

  1. asan-kaygy

    asan-kaygy

    Admin


    • Баллы

      15

    • Постов

      28374


  2. Zake

    Zake

    Пользователи


    • Баллы

      8

    • Постов

      16916


  3. кылышбай

    кылышбай

    Пользователи


    • Баллы

      6

    • Постов

      10915


  4. Rust

    Rust

    Admin


    • Баллы

      4

    • Постов

      18814


Популярный контент

Показан контент с высокой репутацией за 03/19/24 во всех областях

  1. Я тоже не понял это заявление. Когда каракалпаки вошли в орбиту алшинов, то алшины уже существовали к тому времени. Если бы это было наоборот, то еще можно было бы понять.
    2 балла
  2. Обсуждение того, кто сейчас является по настоящему независимым, а кто нет - это политика.
    2 балла
  3. У казахов-южан или переняли гос. праздник РК, так же навязанный казахам Павлодара
    2 балла
  4. Мне интересно, если Жаксылык покажет документы с фамилиями, подтверждающие позорную для Монголии ситуацию, то вы признаете провокацию со стороны Монголии? По мне, так у него среди казахов больше врагов, настоящих монголофобов, не признающих современных монгол, как потомков народа Чингисхана. Как то плохо вы владеете информацией.
    2 балла
  5. Читал книгу Ахмета Вали Заки и увидел интересную информацию. Например про то как Ахмет Вали в Румынии встретил семью из племени Алшын Едисанской орды, так же в книге сказано что поэт Бедиль был из племени Алшын? Бухарест 18 мая 1925 года. Мы искали ресторан и гостиницу. Абдулла Эфенди принял нас. Здесь мы узнали, что здесь присутствуют семьи из Ногайского Едисана,ветви Кинегес и Алчин. Ага Ислам Али Эфенди и Адил Юсуф Ага послали гонца в соседнюю деревню Али Ага и привели к нам человека по имени Нуреддин. Он читал "Шора батыр", "Эдиге" и "Орак мамай", которые я тоже хорошо знал. В 1920 году на севере Хорезма, среди каракалпаков, я встретил еще одного чтеца по имени Нуреддин. Он читал те же дастаны с еще большими подробностями. Мы были поражены тем, что оба озана носили имя Нуреддин. Адиль Юсуф Ага оказался представителем Едисанской орды ветви Кимсиклинской руки. Он рассказал ногайский афоризм: "Алчиннин алеви дегинче, танринин талави десене". Я слышал это от своего великого дяди Вели Молла. У них было три ветви: Едисан, Едискил и Чимбойлук. Семь рук Едисана - это: Кинегес, Мангит, Ачиген, Алчин, Ялтир, Дерсенги и Масгар. Что означает "Алчин Алау", так это то, что Бием ветви Алчин был Алау; он считался бичом Божьим. В той среде мы слышали много прекрасных шуток. Мы также перекликались с ними. Эти диалоги были даже слаще, чем венгерские вина в Будапеште. Будучи этнографом, мой друг Абдулкадир предоставил обширную информацию о сильном племени Алчин, Казаках кичи жуз об их тамгах, найденных в Бухаре, Самарканде и их подветвях Мангит и Кинегес, Хотя мы не знали даты жизни Алчин Алау, я узнал других людей, которые были из ветви Алчин; например, поэта-философа Бидила, жившего во времена императора Аурангзеба в Индии; Ялантуса Аталика, который был врачом правителей Самарканда Озбека и покровителем двух из трех тамошних изразцовых медресе. Затем, обращаясь к Исламу Али Эфебди, Адил Ага сказал: "Он тот человек, которого древние называли шежиреши" Ислам Али и Адиль Ага были так счастливы беседовать с нами, что настояли на том, чтобы мы остались в Констанце еще на несколько дней, так как у них есть еще люди, с которыми они хотели бы встретиться. В общем, что бы мы им ни говорили, все было привязано к знакомым им традициям. Они сказал что "сан" означает сто тысяч. Таким образом, "Едисан" означает большую орду с населением в семьсот тысяч человек. Это был самая сильная орда. Часть из них жила в Юго-Восточном Башкурдистане под началом потомка Аслана Мирзы по имени Бей, а также потомка Кучук Хана. Во времена войны с Калмаком Аюке Ханом часть мигрировали в Крым и присоединились к своим родственникам, жившим там ранее. Они служили Османской империи в качестве верных солдат. Часть из них осталась в окрестностях Хивы. В Юго-Восточном Башкурдистане, в районе Ирендика, есть деревни, где проживают их остатки. Адил Ага слышал название Ирендик его предки, служившие Кучумогуллари, имели контакты с этими Едисанскими ногайцами. В разговоре с Адиль-агой и Нуреддином я вспомнил рассказы о том, что мы происходим от ногайцев, которые присоединились к юрматинским башкуртам. Кроме того, я сталкивался с доказательствами при встрече с ногайцами, проживавшими в окрестностях Астрахани в 1908-1909 годах. Адиль Ага тоже высказал здесь такую мысль.
    1 балл
  6. https://eurasica.ru/forums/topic/4146-добу-мэргэн-добун-баян-и-бодончар/?do=findComment&comment=459749
    1 балл
  7. Не хочу оценивать Шокана, Абая и т.д. Это очень чувствительный вопрос для казахов, потому что и Шокан и Абай были, в первую очередь, рабами империи. Исходя из этого и нужно понимать, что могли они писать, а что не могли, а возможно думали они совсем о другом.
    1 балл
  8. Так критики я не увидел. только обиду
    1 балл
  9. Соседствующие узбеки-найманы, казахи-найманы и таджики-найманы Найманы составляют сплошной массив от восточных и северных окраин г. Самарканда до Нураты, где в районном центре и ряде селений проживают таджики. Судя по всему, таджики Нураты находились под сильным культурным влиянием узбеков. Так, в отличие от большинства самаркандских таджиков, они занимаются скотоводством и имеют большие отары овец; таджики Нураты имеют развитую родо-племенную структуру, возникшую под влиянием соседствующих с ними узбеков и казахов. Среди их генонимов встречаются чисто тюркские, как, например, табагды (кабаклы) и курами. Часть зеравшанских найманов продолжила переселяться далее на восток и запад, образовывая населенные пункты в степных и горных районах Навоийской и Джизакской областей. Эти группы очень подробно изучены и описаны А. Шевяковым. Он выявил, что узбеки-найманы Навоийской области соседствуют с казахскими найманами, проживающими в селе Узункудук. Этнограф приходит к выводу, что они родственны между собой, а национальная принадлежность – продукт сравнительно недавнего времени. Жители села Найман Самаркандского района считают себя ирани. В материалах Комиссии по районированию указано, что во время обследования 1924 года в ряде местностей жители к названию своей национальности «таджик» присоединяли название того или иного узбекского племени. Так, зафиксировано 115 таджиков балгалы, 435 таджиков-найманов, 1640 таджиков тартулы и т.д. О группе «дахбеди» упоминает Б. Кармышева: «По данным Е. М. Пещеревой, в нем (Каратаге – А.Э.) живут таджики, часть которых также считает своих предков выходцами из Дахбида, однако говорит, что они были узбеками-найманами. Предания о найманском происхождении предков части каратагцев не лишена основания, так как к югу и юго-западу от Дахбида простиралась полоса преимущественного расселения узбекского племени найман. Зафиксированы узбеки-найманы и в долине Каратагдарьи. На востоке от г. Каратага, на южных склонах Гиссарского хребта, а также далее на восток и юго-восток, в Бальджуане и Кулябе, где в горах и предгорьях таджики жили сплошным массивом, преобладал процесс полного перехода узбеков на таджикскую речь». Хотя чаще всего, найманы Самаркандской и Ферганской областей говорят на переходных (карлукских с заметными кыпчакскими элементами) диалектах узбекского языка. Источник: Э. Асанов. Узбекское племя Найман #Узбекистан #История
    1 балл
  10. Нашел сведения о Ноорузе среди кыргызов: Получается, что Нооруз/Оруздама/чон кёжё — кёжё (көжө 1. взвар пшена или пшеницы) все таки праздновался кыргызами в старые времена.
    1 балл
  11. Где степи Казахстана тогда ? На западе и юге?
    1 балл
  12. Султанов Турсун Икрамович
    1 балл
  13. Касательно казахского абақ - "ядро невода", "тюрьма" и т.д. в свете сообщения ув Акб сделаю поправку. https://eurasica.ru/forums/topic/3353-монгольские-казахи/?do=findComment&comment=467627 Монгольское абху-абах-авах (брать, получать, овладевать), казахское абақ, абақты (тюрьма и т.д.), древнетюркское аб-ав-ау (охота, невод) генетически связаны между собой, ибо замкнутый, контролируемый периметр/загон ав-аб-аба-абақ как раз и ассоциировался с процессом добычи зверя (получения, захвата, овладевания) во время облавной охоты. То же самое касается и рыбы, пойманной в сеть, невод и т.д. Поэтому в казахском языке есть и такие значения абақ, абақты как қыспақ, азап, қиын-кыстау и т.д. - "в тисках", "в лишениях" и т.д. По сути тюрьма - это и есть замкнутый контролируемый периметр, или "тиски", "неволя" и т.д. В этой теме писалось, что название Бааридай-Баарин связано с монгольским "bari"- "to seize, capture, abduct", ("захватывать", "овладевать"), так как предок бааринов согласно генеалогии был рожден женщиной, захваченной в плен. Или можно сказать, что она была представителем племени, которое попало в зависимость от племени Бодончара. Термин алман/албан-албат в контексте "объект", т.е. в значениях "облагаемый данью, повинностью" или "подданный, подвластный, зависимый, крепостной" тоже подходит к низкому, "подчиненному" статусу племени матери родоначальника Баарин. В позднем калмыцком фольклоре, зафиксированном Г.С. Лыткиным, мать родоначальника Баарин названа Будан (не важно, это имя, прозвание или эпитет и т. д.). Согласно ДТС "бодан" означает в целом "подданные", "народ", а в казахском языке более конкретное значение - "покоренный", подчиненный", "зависимый" народ. Таким образом, термины Баари-Абақ-Бодан-Албан/Албат характеризовали "подчиненный", "подконтрольный" статус племени матери родоначальника племени баарин.
    1 балл
  14. я в своей статье про это написал. https://www.academia.edu/111693148/Каратаев_А_А_Касательно_версии_о_ногайском_происхождении_племени_Алшин_ вот отрывок: "Первое упоминание об алшинах в Большой Орде относится к 1485 году, в письме беклярбека Большой Орды - мангыта Темир бия великому князю литовскому Казимиру [13, 34]. В письме указано, что Темир отправляет к Казимиру своего посла – князя (бия) Айтолмыша из племени Алшин, который издавна служил прежним государям Большой Орды, и занимал при них особое «Алшиново место», и является важным человеком."
    1 балл
  15. Да пусть еще 100 лет спорят от кого казахские чингизиды: от Орда Ежена или Тука-Тимура. Нет проблем, это их "хлеб", ремесло. Таких "узких" вопросов может быть миллион. Возможно, многочисленные частные кейсы вполне успешно были разобраны, за это честь и хвала им. Я же говорю о другом - я говорю о научном фундаменте, базе, основе, т.е. истории основания казахского проекта/ханства Керея и Джанибека или даже Барак-хана. Здесь, если оценивать картину целиком и подходить предельно справедливо, они не добились результата, сами запутались и в итоге всех запутали.
    1 балл
  16. В истории с Аметом Алау фигурирует. В Дафтари Чингиз-наме он также есть среди беков Джанибека
    1 балл
  17. Казахи были природными «душками» и всё ещё ими остаются по инерции. Пока. Причина в природе и образе жизни предков, расписывать не буду. Чем ближе к природе тем люди лучше и гостеприимнее, но с соответствующими минусами конечно. Быт определяет сознание, к последнему и относятся традиции и законы. Со временем с урбанизацией произойдут изменения, но все же мы будем погостеприимнее других( не буду указывать на север, запад и восток) и щедрее дастарханом – всё по той же инерции. В начале 70х прошлого века наша семья переехала в районный центр. Жили около 40 национальностей, но казахов было мало мы были единственной семьей на всей улице. На пересечении нескольких улиц был большой инкубатор, где был ажиотаж с весны до середины лета. Очередь была с раннего утра до глубокой ночи. Приезжали и казахи с дальних аулов. С транспортом, тем более личным, было тяжело в те времена. С коробками цыплят, утят и прочих или без , но с номерком очереди кто-то не мог добраться до аула. Спрашивали у прохожих где дом казахов, указывали на наш дом. По закону гостеприимства наша летняя кухня на этот период становилась гостиницей причём бесплатной. Если успевали к ужину, то и гости садились за общий стол, сопровождавшийся долгими беседами про откуда и ру. Если нет , то заварка сахар и хлеб прилагались. Как то мать пожаловалась отцу: может не стоит пускать всех подряд уже, ибо иногда после некоторых исчезает весь чай и сахар, даже пиалки. На что отец жёстко: тебе что чая не хватает или сахара, так я тебе куплю коробками и мешками, больше такое мне не говори, если не хочешь опозорить меня на весь район.
    1 балл
  18. Весёлое Вам выдалось приключение )Воспоминание на всю жизнь )
    1 балл
  19. @Murat Monkeuly он бы ссылался на Бахр, если там было написано об этом. Тут он просто свою версию уже излагает. Тем более он ярый сторонник Орда Эженского происхождения казахских ханов
    1 балл
  20. Кажется наше ботақан, қошақан и др. можно посмотреть
    1 балл
  21. Записки и письма капитана Н. М. Изразцова История Казахстана в документах и материалах: Альманах. Вып. 1. Алматы: «Издательство LEM», 2011. – 436 с. (Стр 241) " Охранительные обычаи Нарушение права ведет за собой имущественную ответственность в виде штрафа, аипа. Например, обида словом, действием наказывается аипом в пользу обиженного и т. п. Одни ли бии могут, по обычаю, разбирать дела? Нет. По обычаю всякий, к кому бы стороны ни обратились, становится судьей и разбирает дела. В доброе старое время стороны чаще обращались к посторонним, чем к бию, которых у киргизов южного участка и не было. Обращались же киргизы к тем, кто был известен за хорошего, честного человека и кому они доверяли. Этот выслушивал их, свидетелей, вообще старался уяснить себе дело, уговаривал, примирял стороны или назначал очистительную присягу, или, если свидетельские [показания] надежны и достаточны, приговаривал ответчика к уплате. До нас киргизы не знали книг и процедура решений была такова: решавший дело давал сторонам в руки прут и по окончании разбора разрубал его пополам. Это значило, что дело кончено..."
    1 балл
  22. Танаш -> Тарышы, Сибан, Балта, Көшебе Тарышы -> Смайыл Смайыл -> Ақсары, Күрсары Күрсары -> Есбол, Есенәлі, Бесқара Есбол -> Сақал, Сары, Бұраз, Құрман, Дуадақ, Төбет Төбет -> Асан, Үсен, Өтебай, Бәйімбет Өтебай -> Төлебай Төлебай -> Баубек, Дулат, Тоқберді, Бекберді Дулат -> Қуат, Игілік, Қадыр, Медет Игілік этой мой жетінші ата (7-ой предок) Дальше перечислять не буду 😄. Мы расходимся с Вами на сыновьях Күрсәрі. Это довольно рано, что может быть и хорошо 😄. Есбол Күрсарыұлы (1550-1654) http://kerey.kz/?p=12608 Бәйімбет в шежіре это Бәйімбет-батыр. Похоронен в Туркестане https://kk.wikipedia.org/wiki/Бәйімбет_батыр_Төбетұлы Моя мать происходит по прямой линии от него. Мой отец, как видите, происходит от другого сына Төбета, от Өтебая. Төлебай - сын Өтебая был богатым человеком, имел рабов, как я слышал от стариков.
    1 балл
  23. @АксКерБорж Что понятно? То, что вы не смогли свой тезис аргументировать? Ну тогда действительно все понятно.
    1 балл
  24. Живут среди атыгаев и каракесеков
    1 балл
  25. Замечу что на современном кириллик-монгольском пишется как авга, а на класкик-монгольском как абага. Грамматика - это вещь письменности и очень консервативная по сути.
    1 балл
  26. Не искалось. Археологические65 раскопки Дубо где? По сяньби есть и по одному из тобасцев
    1 балл
  27. Хэй - Кара Шуй — Суу/Суг/Суб/Сув Кара-Суу — черная река(черная вода). Возможна ли такая транскрипция иероглифов ? Мне кажется да
    1 балл
  28. Богтог-свадебный головной убор .Само название богтог произешло от монгольского слова "богтлох" ( брак по договору обеих сторон). халха-монгольский богтог малгай .18 век. Монголия.
    1 балл
  29. Вот еще один любитель версии "Младший жуз - ногайцы, Средний жуз - узбеки, Старший жуз - Моголы". Человек явно не интересуется историографией источников. Давно уже известно, что жузы упоминаются до 17 века, а он говорит, что до 17 века жузов не было.
    1 балл
  30. https://www.theytree.com/tree/R-YP682 , здесь казахи родня самого Пушкина
    1 балл
  31. Спустя много столетий потомки монголов Чх или карататаров Чх или монголо-татаров Чх, здесь не суть важно как их величать, продолжали повторять манихейские легенды (разумеется с искажениями, но общий сюжет сохранился), которые были в ходу в Уйгурском каганате. Образ раба баяута Маалиха (баят малик можно перевести как "божественный владыка"), который оказался у вдовы Алангоа, напоминает часть биографии пророка, "апостола света" Мани https://eurasica.ru/forums/topic/6910-маалих-баяудаецмаалих-баяудаймаалих-баяут-кто-мог-стоять-за-этим-именем/ Интересно, что в генеалогиях алшынского племени Адай тоже упоминается происхождения от луча света, а также некое ДЕРЕВО с плодами. Про связь названия алшынского Беріш с тем самым манихейским "наростом на дереве", т.е. с субстанцией, из которой согласно источникам родился эдизский Богук-каган (или наймано-уйгурский Буку-хан) писал здесь https://eurasica.ru/forums/topic/6412-этимология-и-семантика-названий-алшынских-племен-что-означало-в-свое-время-алимулы-жаманак-шекти-и-тд/?do=findComment&comment=465190
    1 балл
  32. "Кыргызские могилы" - хиргисүүр. Могила некоего Загал батыра.
    1 балл
  33. 4400 лет разница между алшинами и эвенками. Примерно как между нанайцами и Рюриковичами.
    1 балл
  34. Все таки это исторический форум, давайте не будем называть среднеазиатских или бухарских мулл узбекскими, узбеки до 20 века были кочевым и полукочевым народом. то что большинство персизмов пришло с татарскими муллами я считаю мифом от русского имперца и исламофоба Уалиханова. это его мнение не подкрепленное письменными артефактами, он даже в своих письмах на казахском использует персизмы и арабизмы. персидский был канцелярским языком во многих тюрксих державах, казахи как минимум с войн Шейбанидами тесно взаимодействовали с оседлыми тюркоязычными и персоязычными Средней Азии. если упрощенно, то я считаю, что персизмы пришли с бухарскими муллами + взаимдейтсвие с оседлым населением.
    1 балл
  35. Давненько я не брал в руки шашек постил в эту тему. Следующие персизмы, которые хочется рассмотреть это дуст и маст. дуст - друг маст - пьяный От них происходят казахские слова дос (друг) и мас (пьяный). Сначала остановимся на слове дуст. Слово это присутствует в иранском, таджикском и афганском диалектах персидского языка. В некоторых тюркских это слово сохранило конечную Т: узбекский дўст, туркменский dost, турецкий dost. Как тюрки раньше называли друзей? Вопрос остается открытым (потому что единой картины в других тюркских я не увидел). Теперь о маст. Точнее о том, как другие тюркские народы называют пьяного человека. Тут вырисовывается такая картина: исерек (татарский) итирик (якутский) эзирик, эзирээн (тувинский) эсирген (карачаево-балкарский) В казахском есть похожее слово есірген - пьяный. Слово происходит от ЕС (разум) + ІРІГЕН (скисший, сгнивший, испорченный, разложившийся).
    1 балл
  36. Потомки динлинов - "рыжебородых дьяволов" по китайски.
    1 балл
  37. кстати в хиргисурах наиболее часто встречаются черепа европеоидные .
    1 балл
  38. zindan - фарси. монгольское слово гяндан, восходит к персидскому зиндан через тюркские языки?
    1 балл
  39. 1. если бы это было действительно интересно и имело основания то лингвисты планеты бы не считали тот письменный язык именно монгольским на протяжений уже пары столетий 2. наверное нет. никому кроме монгольского казаха в голову не приходило заниматься письменным языком каких то монголов, покоривших пол Евразии проблема всех этих "ЧХ-тюрк"-истов, АКБ и его последователей в том, что они не удосуживаются разделять лингвистически и исторически все эти народы, кот. населяли ту Большую Монолию. все прогрессивные ученые уже давно разобрались и большинство не сомневается в тюркоязычности (или тюркском происхождении как минимум) найманов, онгутов, части татар, кереитов, баргутских народов, джалаиров. а ваше "движение" особо не заморачивается и использует аргументы, касающиеся тюркоязычности найманов и др., и для собственно монголов. давайте не отвлекаясь на эти народы (заметьте: со своей государственностью и внешней политикой) будем разбирать самих монголов
    1 балл
  40. Что вам именно нужно? Больше слов? Гичгэ-Кушик-щенок Эл-Эль-государство Чүү-Чу\говорят чтобы конь пошел вперед\
    1 балл
  41. Адис (благословение) – Бата (благословение) Азрага (жеребец) – Айғыр (жеребец) Алгана (окунь) – Алабұға (окунь) Амаа (прадед, прабабушка) – Ата, Апа (дедушка, бабушка) Ард (народ) – Қалық, Халық (народ) Бог (мелкий) – Уақ, Усақ (мелкий) Бороо (дождь) – Жаңбыр (дождь) Бөж (марал) – Марал (марал) Бэртэх (пораниться, повредить, покалечиться) – Мертігу (пораниться, повредить, покалечиться) где схожесть? Бэр (невеста) – Келін (невеста), от қыз Беру, кыз Берісу? явная подгонка
    1 балл
  42. родственница (сестра или жена брата) Turkic: *jeŋe Mongolian: *nagaču Также с бөле, это монголизм. Родственное тюрк. слово было бөшүк. Существование в казахском языке слов монгольского происхождения для вас новость?
    1 балл
×
×
  • Создать...