Jump to content



All Activity

This stream auto-updates     

  1. Past hour
  2. Я вел речь про историческую родину, коренной юрт рода Чингизхана, чингизидов, найманов, керейтов, меркитов и других основных татарских племен. Все эти земли до сих пор населяют те же самые одноименные казахские племена и чингизиды торе. Вам надо больше читать чтобы вступать в такие дискуссии, вы, к сожалению, совершенно не знакомы с основными источниками по Чингизоведению. Отсюда у вас искаженные представления якобы о халха-монголе Чингизхане, который в реальности по роду своему был черным татарином.
  3. Для выяснения вопроса о разном подходе к хранению и приготовлению казахами разных областей конского брюшного жира "казы" на ребрах я специально обратился к прошлому казахского народа, чтобы не рассуждать современными изменившимися реалиями - осели или не осели на землю, подверглись влиянию соседей или не подверглись и пр. Для это обратился к трудам наших этнографов 19 века, которые подтвердили "казы" в кишках на юге и отсутствие таковой на севере. Например. В подробнейших этнографических трудах Ибрагимова Шахмардан Мирасовича (этнический башкир, Шагимардан Мрясович) и Букейханова Алихана Нурмухаммедовича, исследовавших и писавших о казахах Степного края и Сибкрая, есть скрупулезное описание всех продуктов из конины, баранины и пр., но нет ни слова о колбасах "казы". Напротив, в этнографических трудах Узбекали Джанибековича Джанибекова (20 век), писавшего о юге Казахстана, есть прямое упоминание колбасы "казы": "... Казы, жужык – колбасные продукты... Своеобразны и способы их приготовления. Например, для казы от лошадиной туши отделялись ребра, причем целиком, от позвоночника до конца вместе с меж­реберной тканью, затем их засыпа­ли солью и выдерживали двое-трое суток, после чего просоленные конские ребра вымачивали и вместе с другими нарезанными жирными кусками мяса вкладывали в кишечные оболочки. Подготовлен­ную таким образом бурами казы, дугообразной за счет кривизны ребра формы, перевязывали шпагатом, особенно туго в концах кишок и слегка сушили".
  4. В тылу, в районе нынешнего Павлодара в том числе, монгольские тумены отдыхали, женились, создавали семьи. В молодое пополнение ведь приходили из Монголии совсем еще юнцы. Если сохранили древние этнонимы, то официальные дети. Это монголы, говорящие на языке матерей, на кыпчацком. Конечно, язык матери в то время был языком большинства, на нем говорили тети, бабушки, соседки и т.д. Язык матерей тоже достоин уважения, тем более это язык большинства. У АКБ генетика подтверждает, что он по происхождению нирун, то есть коренной монгол по формулировке РАДа. Потомок Бодончара. Борджигин по первопредку. Вы не замечали его ревность по отношению к халха-борджигинам? Как его коробит неправильное написание современных боржгонов, боржгинов и т.д.? Обратите внимание на третью часть его ника: Борж. Подсознательное использование рода предков. Голос крови.
  5. Вы правы, в Горно-Алтае в целом тепло, микроклимат, но Кош-Агачский район, где компактно проживают казахи, приравнен к крайнему северу, потому что район расположен на высокогорном плато и зимой температура доходит до -50, а -40 держится иногда месяцами, зима очень долгая, лето короткое.
  6. Нашел хорошую старинную поговорку у чингизида Алихана Нурмухаммедовича Бокейханова, когда на рубеже 19 - 20 в.в. наш народ еще кочевал со скотом: "Көше берсе - мал семіз, көшпесе - қатын семіз" - "Если кочуешь - скот жирнеет, если не кочуешь - женщины жирнеют".
  7. Ув. Amani, в Горном Алтае гораздо теплее, чем на севере и северо-востоке (в Сибири и в Степном Алтае) Казахстана, уверяю вас и даже не хочу спорить по этому поводу Пока на форуме только один казах Almaty-Momyn-Тирион утверждал, что в Сибири погода одинаковая с Джамбульской областью (Таразом).
  8. Во всех источниках Чингисхан - монгол. С какой стати чингизиды станут моноэтничными тюрками? Или татарами? Руководство Йэхэ Монгол Улуса и 4 улусов детей ЧХ - чисто монгольское. И руководство войсками - тоже. Полководцы - не монголы - могли возвыситься, используя свои личные умения и качества. Но выполняли приказы монгольского руководства. Во всех источниках пишут, что монголы знают тюркский язык, хотя между собой разговаривают на другом языке. Проще выучить язык подчиненных, чем учить подчиненных своему языку. Про смену родины разговора не было, вы и ваши предки родились и живете в Дэшт-и-кипчак, только гаплы и этнонимы отцовские, а язык матерей.
  9. Today
  10. На Алтае (Россия) намного холоднее, чем на севере Казахстана, на востоке КЗ, в западной Монголии холода стоят месяцами, но мы все "запихиваем" казы в кишки.
  11. Консервируют брюшной жир различными специями и закладывают во внутрь кишков, а затем коптят на дыму, из-за климата, не позволявшего во времена без холодильников хранить его долгие месяцы, а не из гастрономических пристрастий. Где консервация не требовалась и не требуется из-за подходящего климата, так не делают. Других причин нет.
  12. Примеры тюркской "прямой" речи средневековых татар (монголов) по личным именам и прозвищам самых главных героев пьесы. 1) Имя, данное при рождении, Темурджин, Темурчин, вполне вероятно, Темурчи - кузнец, железняк. 2) Прозвище, данное при восшествии на великоханский трон - Чингис. 3) Его родной младший брат - Джучи-Хасар - в рукописи Джуджи-Ксар (летописец поясняет: Джуджи - имя, а значение слова ксар - хищный зверь. Так как он был человеком весьма сильным и стремительным, то стал обозначаться этим эпитетом) - очевидно, что это древний тюркский эпитет "Кäсäр", "Кесер", напарник второго неразрывного эпического имени двух псов - "Басар".
  13. Во всем Казахстане казы готовят одинаково, только на севере КЗ казы не закладывают в кишки, с чем связано не понятно, но точно не из-за климата.
  14. Почему тогда вы не можете опровергнуть ни одной моей ссылки, ни одной цитаты из источников, если они искажены мною?
  15. Подпись плохо читается, попытался увеличить с хорошим качеством. Но все равно не могу разобрать что за слово в нижней строе слева. Речь там идет о названии интересного головного убора на мужчине слева - как он назывался? Здесь понадобится умение одного юзера писать и читать на латыни медицинские рецепты с неразборчивыми почерками врачей.
  16. Музей МАЭ РАН (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург, РФ. Дудин С.М. Семипалатинская область. Павлодарский уезд. Баянаул. Саумал-коль. 1899 год. Мужчины в традиционных костюмах.
  17. Вы сперва согласуйте между собой единую позицию. Общепринятую этимологию "лес + народ" здесь активно, но к сожалению безграмотно, защищает наш уузовед. В этой "народной этимологии" у существительного "ард" (народ) нет никакого окончания множественного числа. Тогда вы о чем, Володя? Поясните пожалуйста. Вы не согласны с принятой этимологией с позиции монгольских языков?
  18. Это в книжках так. А по существу вся совокупность племен была моноэтничной и моноязычной, кроме языка письменного. Это в книжках так. Никто языки, этничность, этнонимы не менял, кстати родину тоже не поменяли, она у нас до сих пор почти та же, что и в 12 - 13 в.в.
  19. Не в этом дело. Он владелец популярного форума, который у всех на виду, читаем и допускаю, что даже контролируем. Отсюда и политика форума. Его можно и нужно понять. А вас, Володя, понимать не надо, потому что вы натягиваете кыпшакскую сову на потомков тюрков татар.
  20. Живые носители тангутско-тибетской моды - Кукунорские монголы Китая, которым собственно и пытаются подражать представители искусства и творческие люди Монголии 21 века:
  21. Не совсем подходящий, но свежий пример. Вчера в республиканских новостных каналах прошла информация, что в г. Аксу Павлодарской области утонула девушка, дословно: "... Трагедия произошла в городе Аксу на реке Белая". Хотя на самом деле это не так: "... Трагедия произошла в городе Аксу на одноименной реке".
  22. Не могу согласиться с такими выводами автора статьи, Мурата Уали: "... Считается, что слово Жетысу состоит из казахских слов «жеты» (семь) и «су» (вода). Точный перевод выглядит как Семиводие. Если быть непредвзятым – явная нелепость. Употребление слова «су» с любыми числительными крайне маловероятно и больше нигде не встречается. Дело в том, что слово «су» (вода) относится к категории вещественных существительных (песок, земля, снег, нефть, золото и т.п.), которые употребляются в единственном или множественном числе и не имеют числительных форм. Т.е. не говорят два песка, три снега, семь нефтей… Для водных источников объектами счета (счетным множеством) являются не вода / су, а реки, озера, болота, протоки, родники. В казахской топонимике это древний город Екиогус/Екиагыс (Две протоки), располагавшийся при слиянии рек Коксу и Каратал и упоминаемый французским монахом Рубруком, как Эквиус; село Косозен при слиянии рек Каскелен и Бол. Алматинка; гидроним Ушкуйган (Три слившиеся) при слиянии трех горных речек в урочище Бельжайляу в Джунгарском Алатау; местность Беш-тамак (пять питающих) при слиянии четырех речек в реку Илек; местность Бесколь (пять озер) в Аныракайских горах и много других. Конечно, слово «су» в гидронимике тоже используется, но исключительно для обозначения свойств речной воды (цвета, вкуса, температуры, текучести, происхождения) речек, проток, родников, ледников, и т.п.: Аксу, Карасу, Сарысу, Ащысу, Тескенсу, Суыксу, Туюксу и т.п. Из этого вытекает, что трактовка Жетысу, как Семиводия, невозможна из законов языка (хоть казахского, хоть русского). Этот чисто умозрительный вывод подтверждается тем, что ни в Казахстане, ни в соседних тюркских регионах нет гидронимов типа «екису», «ушсу», «бессу» и т.п. , хотя мест слияния нескольких рек достаточно. Сторонники ‘cемиводия’ выходят из положения, подменяя в слове «су» значение ‘вода’ на значение ‘река’ (иногда даже «озеро»). Получается Семиречье – красивое и удобное слово, получившее широкое распространение. На это можно возразить, что страну Семи рек казахи назвали бы Жетыозен (вспомните ставший известным Жанаозен). А предшествовавшие им тюркские племена назвали бы местность Жетыагыс (от древнетюркского «агыс» – ‘протока, река’)". Полагаю, что в казахской, да и в общетюркской гидронимике термин "су" это рядовой синоним термину "река", "речка" и не только для обозначения свойств речной воды. На вскидку примеры: Егізсу - двуречье Қоссу - двуречье Үшсу - трехречье Алтысу - шестиречье Көпсу - многоречье
  23. В нижней сводке дана неверная информация по казахам. Не у всех казахов "қазы" - это сырокопченая колбаса. У северных и северо-восточных казахов значение "қазы" такое же как в древнетюркском - конский брюшной жир на ребрах полосами и кушанье из него. arkuk, ну как, порушенную честь местного патриота, над которой надругались авторы словарных статей, защищать будем? А обзывать их врунами, разделяющих тюрков на униженных и на превосходящих со своей исключительностью будем?
  24. Хороший вопрос по потомкам басмылов и этимологии "басмыл". Скорее всего они растворились в других племенах под другими именами.
  1. Load more activity


×
×
  • Create New...