Активность
- Последний час
-
Вы специально пропустили мимо ушей, в каком контексте использовалось "авах" в монгольских исторических текстах ("овладеть", "захватить силой" или "захватить в плен")? Я же привел конкретные примеры от Скрынниковой Т.Д. https://eurasica.ru/forums/topic/4339-вопросы-монголам/?do=findComment&comment=467248 Абақ может быть и "тюрьма", может быть и "обок", может быть и "дядя", может быть и "пугало", "оберег" абақы и т.д. Но также Абақ (авах-авх-абаха-абху-abqu) использовался в исторических текстах в значениях "овладеть", "захватить силой" или "захватить в плен". Это все как пальцем в небо тыкать и играть в угадайку. Но как-то пытаться обьяснить мы должны. На каком основании уйсынский Абақ - это "дядя"? Почему именно "дядя" или "племянник", а не "овладеть", "захватить силой" или "захватить в плен"? Обьясните, почему уйсынский родоначальник Абак - это "дядька"? Есть версия что "абақ" связана с тамгой, но это может быть следствием, вторым "производным" от названия. Например у кипчаков тамга - два ножа, екі пышақ или кос пышақ, но мы то знаем что первоначальная этимология кипчак связана именно с полым деревом. Почему казахские уйсыны связаны именно с бааринами я писал много. По совокупности причин думаю, что уйсынский родоначальник Абақ - это все таки Баарин-Бааридай, а Ақсақал - это старец Усун, который был в белой одежде и на белом коне. Даже если все это не так и я ошибаюсь, то другие связи каз.уйсынов с бааринами старца Усуна (баарино-чоносский микс) остаются.
-
К вашему сведению, "держатели" или вернее "задерживающие" туткаулуты или тудауты (тутмак, туткаламак - "держать") - это как раз были "заставщиками", погранцами, мытарями, среднквековыми "гаишниками". Подробнее здесь https://eurasica.ru/forums/topic/6412-этимология-и-семантика-названий-алшынских-племен-что-означало-в-свое-время-алимулы-жаманак-шекти-и-тд/?do=findComment&comment=458344 Потом, причем тут вообще "построить"? То, что авах-абаха и барих - синонимы в значении "брать", "получать" (в физическом смысле) написано здесь. (В третий раз тыкаю на эти данные) https://en.m.wiktionary.org/wiki/авах Verb авах • (avax) (Mongolian spelling ᠠᠪᠬᠤ (abqu)) to take, to grab, to seize to appropriate, to claim, to assume to obtain, to acquire to receive, to accept to buy (after verb in -ж (-ž) or -н (-n)) to do for one's own benefit to take off (clothing, body parts) (after verb in -аад (-aad)) to do once to be hit (by wind, light) Synonyms (to take physically): барих (barix), -дах (-dax
- Сегодня
-
Мне интересно как там сформулировано.
-
Главная страница сайта со статьями на исторические темы теперь недоступна, только форум остался?
-
Я уже это писал, и наверное всем надоел... но некоторые слова в казахском, как те же всем надоевшие 'Нағашы' и 'Абысын' ближе к оригиналу ('Naghachu', 'Abisun') нежели современные монгольские аналоги 'Нагац' и 'Авсан'. Я прав как вы думаете? 😀
-
Ни разу не специалист, но разве близость образцов к тибетцам и нанайцам не неожиданность?
-
Меня очень заинтересовал один момент в рукописи "Муиз аль ансаб", в котором автор рукописи утверждает, что клан Орда Эжена назывался Кок Орда. Затем заострим внимание на момент из рукописи "Хосров и Ширин" Кутба. Думаю это не простое совпадение, когда ставку обозначают лексикой обозначающие цвета. Если вы хоть раз интересовались историей тюрко-монгольских племен, то вспомните, что племена также делились на цветовые обозначения, хотя там оно означало уже переносный смысл. На вроде кара-кыпшак, сары-кыпшак, ак-кыпшак и т.д. Итак к чему я клоню то, матери Орда Эжена и Бату обе они происходили из племени конырат. Можно предположить, что тогдашние коныраты также делились на ак конырат и кок конырат. Ак конраты ушли вместе с Бату, а кок конраты остались с Орда Эженом. Косвенно это подтверждается этнографическими заметками Радлова записанные им в его труде "Фонетика тюркских языков". В частности он пишет: Они подразделяются на двенадцать колен, шестеро называются алты ата Көктіңұлы, другие шестеро называются алты ата Көктөңші. Подметим, что в шежире Шакарима и всех других издаваемых до сегодняшнего дня изданиях Көктөңші пишут, как Көтенші. Это либо неправильное восприятие источника и подхватившие это любители издавать родословия, либо это фонетическое изменение произошедшее за последний 19 век. В любом случае необходимо обратить внимание на корни слов. Оба восходят к нашим кок конратам. Описываемое в "Муиз аль ансаб" Орда Эженовское кок орда, описываемое в "Хосров и Ширин" ак орда принадлежавшее Тинибеку (Батуиду) не простое совпадение. По каким то причинам племенное обозначение ак и кок перенеслось на обозначение ставок. Ставка Бату всегда была главенствующей в Джучиевом улусе, отсюда и становится понятным обозначение ставок термином "Ак Орда" казахскими ханами в 18-19 веках. Чокан Валиханов также это подтверждал в свое время. А после того, как потомки Орда Эжена ушли с политической арены, то и с ними "Кок Орда" сгинуло в небытие. Лично я из источников не видел, чтобы Караханидские ханы или другие ханства до потомков Чингизхана использовали термин "Ак Орда" для обозначения своих ставок. Поэтому свою версию я считаю обоснованной.
-
https://www.mongolianguideschool.com/info1/detail/612
-
Гора Лах баян .Дашинчилэн сомон.Булганский аймак.
-
бари-, бариху - тут-, туту и значит на монгольском и казахском означает "брать, держать, построить и т.п.". "Баарин, Бааридай" - "Тутылган, туткулгыш" или что то похожее (я на казахском не очень поэтому приблизительно импровизировал)
-
Мы говорим "уяа" последняя "а" не произносится как в монгольском "уяа", она очень короткое и строгое.
-
Значит эти "кыргыс"-ы террозировали очень значит. Они не тюрки и монголы по происхождению как я думаю. Помню один рассказ моей бабушки "тыт иштинде кыргыс кижи турган" и объяснила он что этот "кыргыс кижи" отличается с татуировкой на лице или шее?. Наверное последние могиканы были ... бандиты в душе вселяющие ужас у простых. 😃
-
😁 Может и быть, мы өөлеты и среди халха-монголови среди тывинцев (как я) отличаемся немножко волосотастью в лице и теле, и как я замечал өөлеты среди халха-монголов много бывают большими носами, т.е. носатые . Может всё таки смешанность с средне-азиятами??? как я думаю өөлэты это народ из могулистана которые отошли к ойротам.
-
Оборот инфинитива глагола в монгольском как "-ху" это точно соответствует казахскому "-у". Этому я удивлялся кстати. аб- ал- ... взя- (я не лингвист и здесь очень дурацкое сопоставление глагола на русском и поэтому вставлю смайлик) абху- алу- взять бари- тут- ... бра- бариху- туту- брать Так что в монгольском языке в глаголе "-ху" соответствует казахскому "-у". А на моем тывинском языке будет скорее как "-ыр,-ар", а в большинстве других тюркских языках как "-мак". Интересно...
-
И ещё этот слово "авга" произносится как "авыг" или точнее "авык" ну этот последний "к" что я написал как казахский "г" с чёрточкой. И гласные после первого слога у монголов почти не слышны. Мы пишем "батга" а читаем как бат(ы)г или батг. Современном кириллик-монгольском очень почти на 100% приближенный на разговорное произношение - это калмыцкая письменность на кириллице. Например они пишут "авсн" что соответствует на наше разговорное, но мы монголы пишем как "авсан" что более близко к классик-монгольскому написанию как "абугсан". авсн - авсан - абугсан === алган по тюркски. абу - алу - взять, брать.
-
кстати род хятад/китай/ среди монголов есть только у западных ойратов-мянгатов .
-
Кучлук хан завоевал каракиданьев и заставил их называть себя найманами. Это отличие от найманов, которые перешли на сторону Чингисхана. Я считаю,что олет есть бывшие среднеазиатские каракидани. Так что вы ЭНХД есть потомок каракитай Елюй Даши.😂
-
Замечу что на современном кириллик-монгольском пишется как авга, а на класкик-монгольском как абага. Грамматика - это вещь письменности и очень консервативная по сути.
-
Средневековые найманы как я думаю скорее были потомками киданьцев или каракитайцы. Ну прям были очень цивилизованными были (всё таки прибыли же из цивилизованного государства чем дикие кочевники) и презирали монголов как диких 🤣.