Перейти к содержанию

Активность

Лента обновляется автоматически

  1. Последний час
  2. Kenan

    Жагалбайлы

    Типо того, но не особо активный в этой теме.
  3. В этой теме активничает?)
  4. Алау сын брата Айсы? Амет его брат?
  5. Контаминация здесь не может быть? Столкнулся с ней
  6. Сегодня
  7. Лего может иметь отношение: Хойн - лесной, ХоиД - Лесные. Хоид - северный.
  8. Прочитал обсуждение. Вряд ли "хойт" имеет отношение к терминам "баран", "север" и "лес".
  9. https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Mongol/Lunnij_svet/primtext6.phtml#34 Комментарии 34. Приволжские ойраты говорят: название Йобогон Мерген (йобогон — пеший, мерген — умный) произошло оттого, что он был тяжел, никакая лошадь не могла выдерживать его на себе, почему он принужден был даже на войну ходить пешком, что для ойрата, который без коня ни шагу не делает, обстоятельство весьма важное. Белошапочники же (как рассказывают) назвали его Темур Лан потому, что он носил железную кольчугу (лан?). Приволжские ойраты прибавляют, что ойратские нойоны из зависти и ненависти преследовали, причем его ранили в ногу (вот и железный хромец, как Темурлана величают русские летописи!), и что от приалтайских стран хойты кочевали при верховьях р. Или, в Юлдусе и в странах Тарбагатайских; гора Богдо была в их пределах; он не раз принужден был удаляться в страну приуральскую. Этот рассказ наводит меня на мысль, что Йобогон Мерген жил не в XVI столетии, но гораздо раньше. Отчего же не считать его за Темурлана, родившегося в году Гал Хулугуна (1336 год по Р. X.) или Гал Укер (1337 год по Р. X.)? Если же взять во внимание упоминаемый нашим автором год Гал Гахай, то он соответствует годам нашего летосчисления: 1347, 1407, 1467 и 1527. 1347 год может соответствовать тому времени, когда Темурлан заставил товарищей детских игр своих присягнуть себе в верности и повиновении, не этот ли год и был запамятован ойратами? В 1407 году Темурлана уже не было в живых, он за год перед тем скончался. (См. соч. проф. Грановского.) Что Йобогон Мерген должен был жить в более отдаленное время, чем полагает нойон Батур Убаши Тюмень, я заключаю из следующего обстоятельства: в прошлом году в Петербурге я пересматривал изданную китайским правительством "Историю монгольских и туркестанских ванов и гунов" (на монгольском языке), принадлежащую А. В. Попову, и собирал материалы для генеалогических таблиц монгольских и ойратских владельцев; там из 68 и 101 тетрадей извлечено мною следующее: "Йобогон Мерген; его сын Удана (Утха) нойон; в 10-м от него колене был Орлик хошучи; его дети Даши, Чжимба и Омбо..." Последние жили в половине XVII столетия. От Орлик хошучи считается 10 колен до Йобогон Мергена в продолжение каких-нибудь 250 лет. По этому счислению Йобогон Мерген жил в конце XIV столетия, а известно, что Темурлан жил с 1336-1406 год. Итак, хойтский Йобогон Мерген есть Темурлан? Не имея под руками "Истории татар", соч. Абулгази, впрочем, не решаюсь признать их тождество тем более потому, что Темурлан родился в Самарканде. В "Сказании" Батур Убаши Тюменя нет ли ошибки? Указывая так часто на год Гал Гахай (1527 год по Р. X.), автор также не смешивает ли личность Йобогон Мергена и Темурлана с личностью Султан Бабера? Вообще этот XVII отдел требует строгой проверки с другими источниками, которых у меня нет под руками.
  10. Йабаган мерген ("пеший мерген") можно иначе перевести? Кто был его прототипом, как думаете?
  11. Черные клоубоки язычниками были
  12. Rust

    Каракорум

    Не надо путать людей буддийскими артефактами, которые могли быть связаны с буддийским монастырем Эрдэнэ-цзу. К Каракоруму имеют прямое отношение монеты с надписью Каракорум, найденные там же и надпись про основание Каракорума, найденная там же. Все остальное гадание на кофейной гуще.
  13. Лимфоцит

    Узбеки

    Некоторые характеристики узбекских племен Барлас — в переводе с монгольского означает «толстый, сильный». Барласы занимали почетное положение в государствах Темуридов. Традиционно заключают браки между членами племени. Представители этого рода считают красноречивыми. Диалект барласов близок к городскому стилю общения. Юзы — самый большой и многочисленный род, судя по их родовому составу можно предположить, что они представляли собой конгломерат потомков некоторых средневековых тюркоязычных племён, слово «юз» переводится как «сто». Представители юзов живут в Ташкентской, Сырдарьинской, Джизакской, Самаркандской, Ферганской, Андижанской областях. Юзы сохранили этническое название, но частично забыли семейно-родственные групп. Катаганы родственны роду Чингизхана. Узбеки-катаганы, поселившиеся в Бухаре, образовали квартал Катаган в городе. Катаганы были одним из сильных и неустойчивых племен, проживавших в Балхе и частично в Кундузе. В начале XVII века Балх и Бадахшан стал называться краем катаганов. Кунграт — один из самых крупных узбекских родов, который имеет 500 мелких подразделений. Они проживали на территории нынешнего Хорезмского, Ферганского, Самаркандского, Бухарского, Навоийского, Кашкадарьинского и Сурхандарьинского вилоятов. Кунграты Камашинского тумана называют себя «кунгратами шестидесяти шести ата», где ата — отец, род. Узбеки-кунграты южного региона Узбекистана в основном говорят на «жокающем» кипчакском говоре узбекского языка. Большое значение в хозяйстве кунгратов имело коневодство. Кунгратские роды использовали лошадей в качестве верхового и вьючного животного, при молотьбе пшеницы, в маслобойне, конно-спортивных состязаниях. У рода найман был позывной клич «Яхши Бай». Узбеки-найманы следовали эндогамным бракам и женились на двоюродных сестрах и близких родственниках по материнской и отцовской линии. В исследованиях Г. Н. Потанина упоминается миф «Кўк буқа». Он пишет: «Часть найманов до сих пор считают себя потомками быка». #Узбекистан #история
  14. Нашел сведения о Ноорузе среди кыргызов: Получается, что Нооруз/Оруздама/чон кёжё — кёжё (көжө 1. взвар пшена или пшеницы) все таки праздновался кыргызами в старые времена.
  15. Черные клобуки это докипчакские тюрки, принявшие христианство. Печенеги. Они растворились много раз среди степняков. Гагаузы возможно их потомки. Ходят в черных папахах, христиане православные и из печенегов. Не думаю, что алшины могли взаимодействовать с ними в те времена. А вот в недавнем прошлом, то конечно.
  16. Давайте поищем старые фото с деревянными дверями. С другой стороны они могли появиться лишь в XIX в. Речь про полотна, сама коробка двери является частью несущей конструкции юрты и без нее не стянуть уыки.
  17. На западе ағаш үй, на севере кигіз үй, на юге киіз үй и қарүй. Какое то непостоянство названия основного предмета быта. Раньше других видов жилища не было кроме юрты. Может юрту в быту называли үй, а эти приставки появились позже и в каждом регионе свои? При этом отау, терме были забыты.
  18. Странно почему. Разве это не названия разновидностей юрты? Или вы считаете казахское общее название юрты "кигіз үй" новоделом или неправильным? Какие приставки с войлоком и деревом? Они (есік) были всегда.
  19. Глазные яблоки большой статуи Будды: Большой палец большой статуи Будды: Ухо большой статуи Будды:
  20. Без разницы, территория монастыря (ограждения) в прошлом могла быть больше чем сейчас. Ламаистский монастырь и городище соприкасаются.
  21. Чего тут непонятного. Мы же каракалпаки (черные шапки), существовавшие ещё в средневековье задолго до появления алшинов. Просто возьмите смелость, признайте это и всё встанет на свои места. В сети есть видео, двухчасовое выступление узбекского тюрколога Гайбуллы Бабаярова, послушайте его, многое будет понятно.
  22. К концу 19 века были какие-то казахские рода, но массово казахи переселились к нам в первой половине 20 века в годы голодомора. Поэтому, непонятно, если даже и есть алшины, то с какой волной они пришли. В любом случае, казахи среди каракалпаков не подверглись массовой ассимиляции, наоборот, для них были созданы все условия чтоб не потерять связь с родиной.
  23. Статью читал давно, там ссылки на этнографические труды учёных по преданиям и легендам отдельных родов. Но, надо знать, что у каждой легенды есть несколько версий и, вопрос во вкусе, какую из этих версий применить в конкретных случаях. Поэтому, я ещё давно высказал Вам своё мнение о том, что данная статья это сырой материал, тем более нет данных о палео-днк. Что касается конкретных карамойынов, скорее всего они кипчакские, но вошедшие в состав Конратов, так как Конрат у каракалпаков это не племя, а название Арыса, а Арыс это конфедерация разных родов и племен, то есть, может принимать в свой состав всех желающих присоединиться к ним.
  24. Вчера
  25. Казахи любят петь про своих нағашы... Интересно про кого? Про ойратских или монгольских? 😂
  1. Загрузить ещё активность
×
×
  • Создать...