Sign in to follow this  
Guest Эльтебер

Монгольская армия в 20-ом веке.

Recommended Posts

Guest Эльтебер

Халхин-Гол

hakhingol1.jpg

Комкор Г.К. Жуков (справа), Маршал МНР Х. Чойбалсан (в центре), командарм 2-го ранга Г.М. Штерн проводят совещание в степи у Халхин-Гола

В мае-сентябре 1939 г. на берегу маленькой реки Халха (Халхин-Гол, "гол" - по-монгольски "река") на восточном выступе Монголии полыхали боевые действия между частями Красной и Квантунской армий, усиленных, соответственно, монгольскими и баргутскими (баргуты - жители Внутренней Монголии, входившей в состав Маньчжоу-го) частями.

По советским официальным источникам, ко времени заключительной боевой операции 57-тысячной советской армии противостояла 75-тысячная, хорошо оснащенная японская. С каждой стороны были задействованы сотни самолетов, танков и орудий. И хотя дипломатические отношения между СССР и Японией не были разорваны, это была настоящая война с многочисленными для обеих сторон потерями.

Ссылаясь на Хунчуньский договор 1867 г., по которому было определено территориальное разграничение между Россией и Китаем, Япония, выступив защитницей интересов Маньчжоу-го, утверждала, что граница должна проходить по реке Халха. Подтверждая свои претензии соответствующими картами, японцы волевым порядком передвинули границу Маньчжурии с Монголией на 20 км на запад. Монгольская же сторона называла эти карты, изготовленные японцами в 1935 г., поддельными.

Ситуация была так запутана еще и потому, что до 1947 г. Монголия формально считалась протекторатом Китая и как самостоятельное государство была признана только Советским Союзом.

До поры до времени эти пустынные холмы никого не интересовали, их использовали для пастбищ только скотоводы-кочевники - монголы и баргуты.

Когда же японцы приступили к строительству железной дороги из Солуни на Ганьчжур (с юга на север в направлении советской границы), которая должна была проходить в непосредственной близости от Номонханской возвышенности, спорная территория неожиданно приобрела важное оперативное значение. Японцы хотели отодвинуть границу с Монголией на запад и тем обезопасить будущую железную дорогу.

Советская же сторона восприняла это строительство как непосредственную угрозу Забайкалью, а Внутреннюю Монголию (Барга) рассматривала как удобный плацдарм для нападения японцев на СССР, тем более что японцы в спешном порядке создавали Хайларский укрепленный район.

Вооруженному столкновению на Халхин-Голе (или событиям на Номонхане, как их называют японцы) предшествовало общее обострение советско-японских отношений.

Боевые действия на Халхин-Голе проходили на маленьком плацдарме шириной в 70 км по фронту и глубиной до 20 км. Район боевых действий отстоял от ближайшей советской железнодорожной станции Борзя на 750 км. Это был пустынный участок без дорог и источников воды.

11 мая 1939 г. восточнее р. Халхин-Гол начались стычки разведывательного характера, которые продолжались около двух недель.

К 27 мая японцы подтянули сводный японо-бургутский отряд, который первоначально значительно превосходил советско-монгольские части - как по количеству живой силы, так и по вооружениям. Японцы также господствовали в воздухе и активно использовали бомбардировочную авиацию.

В боевых действиях 28 и 29 мая обе стороны понесли немалые потери, но остались на старых позициях. В июне обе стороны начали стягивать в район боевых действий дополнительные силы. Одновременно продолжались воздушные бои.

В начале июля командиром 57-го особого стрелкового корпуса был назначен комкор

Г. К. Жуков. Позже из всех войск, сосредоточенных у Халхин-Гола, была создана 1-я армейская группа с Военным советом во главе. Командование группой возглавлял комкор Г. К. Жуков.

23 июля японцы после сильной артиллерийской подготовки перешли в атаку, однако все их попытки добиться перевеса над советскими войсками закончились неудачно. 25 июля японцы прекратили наступательные действия и перешли к обороне. Продолжались только воздушные бои.

В преддверии решительных боев японцы принимали меры по укреплению своих позиций. 10 августа была сформирована 6-я армия, командующим которой был назначен генерал-лейтенант Р. Огису. За счет боевых частей из различных военных округов были пополнены и советские войска.

20 августа началось наступление советских войск по всему фронту, и к 23 августа японская группировка была окружена.

С 24 по 27 августа войска 1-й армейской группы выдерживали яростные контратаки противника, стремившегося деблокировать окруженную группировку. Но к утру 31 августа, как докладывал в Москву Г. К. Жуков, "территория Монгольской Народной Республики была полностью очищена от японских захватчиков".

15 сентября 1939 г. в Москве народный комиссар иностранных дел В. М. Молотов и Посол Японии в СССР Того Сигэнори подписали соглашение о прекращении военных действий.

Был произведен обмен военнопленными, а для урегулирования спорных территориальных вопросов была создана четырехсторонняя смешанная комиссия (СССР, МНР, Япония и Маньчжоу-го).

Энциклопедия "Япония от А до Я"

Share this post


Link to post
Share on other sites
Guest Эльтебер

Политическая география Халхин-Гола

В.И.Евдокимов

hakhingol2.jpg

Советско-монгольские войска переходят в

наступление у Халхин-Гола (июль 1939 г.)

22 июня 1939 г. (ровно за два года до начала Великой Отечественной войны) в районе Халхин-Гола произошел беспримерный в истории авиации воздушный бой, продолжавшийся более 2,5 часов. В нем участвовали 95 советских и 120 японских самолетов. Противник потерял более 30 самолетов, потери советской авиации составили 14 самолетов. Это была первая крупная победа наших летчиков над японскими асами, летавших на самолетах И-97 новейшей конструкции.

Общая численность советско-монгольских войск, занимавших оборону у Халхин-Гола, составляла 12 541 чел. В их распоряжении было 139 пулеметов, 86 легких и тяжелых орудий, 23 противотанковых орудия, 186 танков, 266 бронемашин и 82 самолета. К 1 июля японцы сосредоточили в районе конфликта около 38 тыс. солдат и офицеров. На вооружении они имели 158 станковых пулеметов, 186 легких и тяжелых орудий, 124 противотанковых орудия, 135 танков, 10 бронемашин и 225 самолетов

Официально началом Второй мировой войны считается 1 сентября 1939 г. — нападение Германии на Польшу. Не все с этим согласны сейчас, и тем более не все были согласны ранее. В 1938 г. в СССР считали, что Вторая мировая война уже началась, ее зачинателями являлись Германия, Италия и Япония. На Западе выжидали, полагая, что сначала в военные действия в Европе и Азии втянется СССР, а потом, когда воюющие страны истощат друг друга, можно будет и подключиться для наведения порядка.

Но так не получилось, несмотря на усилия Запада. Круто изменили ход мировой истории события на никому дотоле не известной реке Халхин-Гол. Удивительная география этого места позволила сыграть ему значительную, до сих пор в полной мере не оцененную роль в истории ХХ в.

Река Халхин-Гол расположена на крайнем востоке Монголии, течет по ее территории с юга на север на протяжении 70—80 км примерно в 20 км от границы. Ширина реки — 40—130 м, глубина на отдельных участках до 2,5 м. Скорость течения — до 1 м/cек, питание преимущественно дождевое. Долина неширокая, 2—3 км. К западу от реки — плоская, песчаная равнина, покрытая ковылем и редким кустарником, к востоку же, до границы, — перемежающиеся песчаные холмы высотой до 50 м, ложбины и впадины глубиной 30—40 м. Постоянных населенных пунктов нет. За границей Монголии начинается Барга — территория в Маньчжурии: степная равнина, ограниченная на востоке и юго-востоке Большим Хинганом. На северо-востоке Барги — оз. Далайнор и граница с СССР, станция Маньчжурия бывшей Китайской Восточной Железной Дороги (КВЖД).

hakhingol3.jpg

Ситуация возле границ СССР, Монголии и Маньчжоу-Го в 1939 г.

Железная дорога Халун-Аршан—Ганьчжур, проектируемая Японией дополнительно к КВЖД для дальнейшего наступательного движения на СССР, зажата между отрогами Большого Хингана и монгольской границей

События 1939 года

В 1939 г. Германия после раздела и оккупации Чехословакии стала сильнейшей военной державой Европы. Великобритания и Франция уже заключили с ней договоры о ненападении. Германию поощряли создавать тысячелетний рейх за счет жизненного пространства на востоке.

В 1939 г. Япония стала сильнейшей военной державой Азии. Она уже оккупировала Корею, Маньчжурию (создав там марионеточное государство Маньчжоу-Го), вела активные военные действия в Китае.

Наметилась перспектива повторения интервенции 1918 г. против СССР, только поэтапной. Но пока задача состояла в том, чтобы выжидать. Поэтому в Москве летом 1939 г. представители Великобритании и Франции, не имевшие полномочий что-либо подписывать, вели переговоры с СССР о создании союза против Германии.

А на востоке уже произошли события у оз. Хасан, маловразумительно разъясняемые сейчас. Здесь единственное место, где можно было построить морской порт для выхода Маньчжоу-Го к Японскому морю. Дело за малым — взять под контроль советскую территорию в районе оз. Хасан и строить порт на реке Туманной (Туманган, Тумыньцзян). В боях в районе Хасана в 1938 г. японцы потерпели поражение.

Интерес японцев к Халхин-Голу также определялся необходимостью решения транспортных задач с помощью новых коммуникаций.

hakhingol4.jpg

Маршал Х.Чойбалсан, лидер монгольских коммунистов

Почему Халхин-Гол?

Японская интервенция 1918 г. осуществлялась по линии КВЖД на Читу (чтобы перерезать Транссибирскую магистраль) с дополнительными фланговыми ударами на Благовещенск и Хабаровск; новое японское вторжение должно было направиться по этим же проторенным путям. С отдельными поправками, конечно.

Такими поправками были уроки интервенции и уже осуществленное к 1939 г. господство Японии в Маньчжурии и прилегающей части Китая. Для массированного вторжения в СССР пропускной способности КВЖД было недостаточно, да и положение дел на ней для советской разведки не было секретом. Вот если бы к ней в пару железную дорогу из глубины Китая! Поэтому еще в 1937 г. японцы приступили к строительству железной дороги от г. Солон на г. Халун-Аршан и далее, в середину Барги, в г. Ганьчжур. Эта дорога шла бы параллельно КВЖД на расстоянии 125 км от нее. Далее от Ганьчжура варианты: грунтовые автодороги или продолжение железной дороги уже до станции КВЖД Джалай-Нур.

Новая дорога проектировалась в обход отрогов Большого Хингана вдоль маньчжуро-монгольской границы. При этом «коридор» между горами и границей имел на некоторых участках ширину всего 2—3 км. Проектируемая дорога становилась доступной не только наблюдению, но и прицельному артиллерийскому огню с позиций, скрытых в холмах на монгольской территории. Эффективность такой дороги в военное время сводилась к нулю. А для вторжения в СССР дорога должна была действовать бесперебойно. Выход в Токио был найден — упорядочить границу Маньчжоу-Го и Монголии, отодвинуть ее на запад до естественного географического препятствия — р. Халхин-Гол.

Конфликт

Конфликт начался не решительными боевыми действиями и даже не пограничными провокациями, а историей с географией. Был издан приказ об уничтожении японских изданий справочного характера, где «неправильно» была показана восточная граница Монголии. Одновременно с этим японские картографы приступили к изготовлению «правильных» карт, на которых граница Монголии была показана как раз по р. Халхин-Гол. Такого рода операция давала возможность Японии именовать грядущие события на Халхин-Голе пограничным инцидентом между Маньчжоу-Го и Монголией.

Лишь когда было подготовлено это «информационное обеспечение», начались провокации на границе. В них участвовали мелкие группы кавалеристов из армии Маньчжоу-Го и японские солдаты.

СССР был связан с Монголией договором о взаимопомощи, а в Москве хорошо помнили, что такое японская интервенция, поэтому советские войска сразу пришли на помощь монгольским. К концу июня 1939 г. в районе Халхин-Гола соотношение японско-маньчжурских и советско-монгольских войск было 38 тыс. чел. к 12,5 тыс., а к 10 августа — 75 тыс. чел. к 57 тыс. Шли тяжелые бои.

Мир заинтересованно следил за событиями: на востоке СССР втягивался в конфликт с Японией, на западе вот-вот втянется в конфликт с Германией.

20 августа 1939 г. советско-монгольские войска начали большое наступление и к вечеру 23 августа окружили основные силы противника. 23 августа в Москву прилетел министр иностранных дел Германии И. Риббентроп и подписал пакт о ненападении между СССР и Германией. 28 августа японское правительство подало в отставку. 1 сентября Германия начала войну с Польшей. 3 сентября Великобритания и Франция объявили войну Германии. 16 сентября по просьбе Японии на Халхин-Голе было заключено перемирие. В этот же день польское правительство бежало в Румынию. 17 сентября СССР начал поход в Западную Белоруссию и Западную Украину — территории, отторгнутые панской Польшей от Советской России в 1920 г. Начал, имея пакт с Германией и не опасаясь быть втянутым в военный конфликт с ней.

Блицкриг в Польше продолжался месяц, о нем хорошо известно, а о четырехмесячных событиях на Халхин-Голе известно меньше. Но вот потери (убитые и раненые) свидетельствуют об ожесточенности боев: на Халхин-Голе СССР потерял 18,5 тыс. чел., Япония — около 61 тыс.; в Польше: Германия потеряла 45 тыс. чел., Польша — 200 тыс.

Как видим, потери сопоставимы.

Следствия

В 1939 г. СССР не удалось втянуть в мировую войну, втянулись в нее другие. Великобритания и Франция из сторонних наблюдателей на московских переговорах превращались, пусть в потенциальных, но все же союзников СССР.

Мрачная перспектива для Японии в случае войны с СССР стала очевидной: советские войска воевали лучше и обладали лучшей военной техникой, планы строительства железной дороги на Ганьчжур рухнули. Но это на суше. А на море? Под влиянием событий на Халхин-Голе Япония развернула свои устремления с севера на юг — на Филиппины, в Малайзию, Индонезию. Японская промышленность стала производить не танки, а авианосцы, не полевые, а корабельные орудия... В Тихом океане Япония не могла не столкнуться с США. Это значило, что на востоке СССР становилось спокойнее (в апреле 1941 г. Япония и СССР заключили договор о нейтралитете), а в мире у нашей страны появился еще один потенциальный союзник — США, хотя и далеко не сразу. Когда 22 июня 1941 г. Германия напала на СССР, сенатор Г. Трумэн заявил о том, что если будет побеждать Германия, то Америка поможет России, если будет побеждать Россия, то Германии, и пусть эти страны как можно больше убивают друг друга. 7 декабря 1941 г., когда японцы разбомбили Пёрл-Харбор — военно-морскую базу США на Тихом океане, эти слова даже потеряли свой человеконенавистнический смысл — уже США стали искать союза с СССР против Японии.

* * *

И еще об одном историко-географическом законе унаследованного развития. Во время войны с Японией (9 августа—2 сентября 1945 г.) Советский Союз со своей территории главные удары наносил по тем же, унаследованным от времен японской интервенции направлениям, только в обратную сторону: вдоль КВЖД

(от Читы и Владивостока), от Благовещенска и Хабаровска на КВЖД (соответственно на Цицикар и Харбин).

http://geo.1september.ru/2001/17/5.htm

Share this post


Link to post
Share on other sites
Guest Эльтебер

Дорогами отцов. Халхин-Гол. 65 лет спустя

Завершена миссия международной молодежной экспедиции

28 августа международная молодежная экспедиция «Дорогами отцов. Халхин-Гол. 65 лет спустя.» вернулась в Иркутск. Торжественная встреча проходила на мемориале Славы «Вечный огонь». Делегацию Иркутской области встречали руководитель администрации губернатора области Александр Веледеев, председатель комитета по молодежной политике области Виталий Барышников, заместитель военного комиссара области Юрий Меньших, ветераны отечественной войны Борис Латышев и Илья Шестерзон, родители и друзья.

Колонна, состоящая из трех военных машин-фургонов, украшенных флагами, символикой Российской Федерации и Иркутской области прибыла на площадь у вечного огня – туда, откуда начинала свой путь 9 августа этого года. Руководитель делегации, Олег Торский, доложил о благополучном окончании путешествия. Он сообщил, что за время путешествия иркутяне преодолели около 5100 км, приняли участие в торжественных юбилейных мероприятиях в 21-м населенном пункте на территории России (Иркутская область, Бурятия) и Монголии.

Александр Веледеев от имени губернатора Бориса Говорина поздравил ребят с удачным выполнением важной задачи, возложенной на них. Он отметил, что наша делегация с честью выполнила важнейшую миссию - представляла Россию в Монголии в торжественные дни празднования совместной победы. «Эта поездка, безусловно, укрепит братские связи наших государств. Вы, от имени жителей области и всех россиян, выполнили сыновний долг, почтили геройскую память наших отцов и дедов », - сказал Александр Веледеев.

Он также рассказал, что Президент РФ Владимир Путин в своем поздравлении на имя Президента Монголии Нацагийна Багабанди в связи с 65-й годовщиной победы на Халхин-Голе, подчеркнул, что традиции боевого товарищества и взаимовыручки «особенно значимы сегодня, когда Россия и Монголия активно содействуют укреплению безопасности и стабильности в Азиатско-Тихоокеанском регионе, вместе с другими странами объединяют усилия в противодействии новым глобальным и региональным угрозам».

Все члены делегации получили государственную награду Монголии – медаль «К 65-летию победы на Халхин-Голе», пять человек получили награды «За укрепление Монгольско-Советской дружбы», еще пятеро стали почетными гражданами разных аймаков (районов) Монголии.

Международная поисковая экспедиция в Монголию «Дорогами отцов. Халхин-Гол 65 лет спустя» состояла из студентов, прошедших конкурс на участие в поездке, активистов поисковых отрядов, военных, журналистов – всего более 30 человек. Участники экспедиции под руководством воинов – ветеранов боевых действий в Афганистане и Чечне, прошли дорогой отцов к тем местам, где закладывалась основа победы в Великой Отечественной войне. По дороге они участвовали в юбилейных тожествах, приняли участие в научно-практической конференции посвященной боевым событиям, проходившей в Улан-Баторе.

На пути к Халхин-Голу к нашей делегации присоединилась монгольская часть международной экспедиции – молодежь, военные, представители руководства Монголии, в частности министр обороны - генерал-майор Гурагча, послы и военные атташе России и Белоруссии и др.

Члены делегации провели на местах боев раскопки, привели в порядок мемориальные комплексы, посвященные боевым событиям, Гильзу от артиллерийского снаряда, наполненную землей с Халхин-Гола, на торжественной встрече в Иркутске ребята передали председателю комитета по молодежной политике Виталию Барышникову.

«Эта экспедиция наглядно продемонстрировала то, что наша российская молодежь озабочена не только поиском «легких» денег и «легкой жизни», как некоторые хотят представить, но помнит и чтит память своих дедов и прадедов, готова к разным испытаниям – и в физическом, и в моральном и в интеллектуальном плане. Я уверен, что такие парни и девушки, как участники этой международной экспедиции, будут достойно представлять Россию и в XXI веке», - считает Виталий Барышников

--------------------------------------------------------------------------------

Справка: Боевые действия в районе реки Халхин-Гол, на территории Монголии, проходили летом 1939 года. Союзнические войска Советского Союза и Монголии совместно сражались против захватнических военных сил Японии. 20 августа советско-монгольские войска под командованием Георгия Жукова при мощной поддержке авиации и танков перешли в решительное наступление. Захватчики были окружены и полностью уничтожены. Историческое значение тех боев очень велико: эта победа не только сохранила территориальную целостность Монголии, но и предотвратила войну на два фронта, которую пришлось бы вести СССР во время Великой Отечественной Войны 1941-45 годов.

Международная экспедиция проводилась Комитетом по молодежной политике Иркутской области в рамках реализации Распоряжения губернатора Иркутской области Бориса Говорина "Об организации и проведении мероприятий по увековечению памяти погибших при защите Отечества».

Екатерина Бешнова, пресс-служба администрации губернатора области

http://www.admirk.ru/Press-rel/inf-30-08-04-2.htm

Share this post


Link to post
Share on other sites
Guest Эльтебер

Халхин-Гол: генеральная репетиция

Алексей Степанов

События на Халхин-Голе, которые некоторые японские историки называют "второй русско-японской войной", представляли из себя ожесточенные бои, отличавшиеся чрезвычайным напряжением и длившиеся полгода - с мая до середины сентября 1939 года. В Европе к этому времени уже разворачивалась Вторая мировая война…

С начала 1939 г. в районе границы между Монгольской Народной Республикой (на территории которой в соответствии с советско-монгольским протоколом 1936 г. находились советские войска) и марионеточным государством Манчжоу-Го, фактически управлявшимся Японией, произошло несколько инцидентов между монголами и японо-маньчжурами.

Последняя стычка имела место в мае. Обе стороны стали подтягивать силы в спорный район. Монголия - за которой стоял Советский Союз - объявила о прохождении границы близ маленького поселка Номон-Хан-Бурд-Обо, а Манчжоу-Го - за спиной которой стояла Япония - провела границу по реке Халхин-Гол (именно поэтому в западной историографии последующая локальная война получила название "Инцидент у Номонхана", а в советской и российской - "Война на Халхин-Голе"). Формальная причина объяснялась наличием множества содержавших разночтения карт района, которые трактовались каждой из сторон в свою пользу, а также характером пустынной и малолюдной местности с неопределенными пограничными указателями, отстоявшими друг от друга на многие километры. Примечательно, что в начале конфликта стороны рассматривали его как обычный инцидент. Они обменялись несколькими взаимными протестами (первый из них был адресован правительству МНР). В Москве вообще узнали о случившемся лишь спустя несколько дней после начала конфликта. Но вряд ли будет правильным расценивать конфронтацию случайным стечением обстоятельств. Она назревала не только потому, что частые и мелкие пограничные инциденты накапливались и создавали благоприятную почву для противостояния.

Конфликт на Халхин-Голе, помимо военно-силового, имел явное политико-дипломатическое измерение. И Советскому Союзу, и Японии было важно продемонстрировать свою боеспособность перед потенциальными союзниками, поскольку в Европе и в США существовали довольно серьезные сомнения в способности СССР и Японии выступать в качестве надежных и боеспособных партнеров в предстоящих коалициях, состав и конфигурации которых еще не были прояснены.

Именно в эти месяцы японская дипломатия вела ожесточенный торг об условиях сотрудничества с Германией и Британией. С другой стороны, Япония в то время вела тяжелую захватническую войну в Китае, где несла ощутимые потери в живой силе и технике. В 1939 г., в частности, там использовалось около 900 боевых самолетов, из них около половины - армейской авиации. В Китае были сосредоточены лучшие силы японской императорской армии. В таких условиях японцы при всей своей агрессивности не были заинтересованы в раздувании параллельной крупной войны, отвлекающей их силы от главной цели.

Летом 1939 г. не менее важные переговоры вела и военная делегация СССР с представителями военных миссий Британии и Франции в Москве. Не надо забывать и о политической ситуации вокруг Советского Союза. Осенью 1938 года СССР даже не был приглашен на конференцию в Мюнхене, где решалась судьба Чехословакии, с которой Москва имела договор о взаимопомощи. Это означало одно - падение авторитета Советского Союза в Европе, где весной 1939 года капитулировала Республиканская Испания - последний союзник Москвы. На Западе небезосновательно полагали, что Красная Армия, ослабленная многочисленными чистками, - небоеспособна. К тому же СССР, активно помогавший Китаю оружием и военными специалистами, косвенно был заинтересован в распылении японских сил.

Таким образом, возникший конфликт, который формально был четырехсторонним - МНР и СССР против Манчжоу-Го и Японии, - на самом деле был выяснением отношений между СССР и Японией.

Конфликт представляет прекрасную возможность для любой из сторон не только закрепить за собой спорные территории, но и значительно поднять свой военный и политический престиж на международной арене. СССР обвинил Японию в агрессии против Монголии и заявил, что будет защищать ее границы "как свои собственные". Специфика военных действий была такова, что в боях с обеих сторон в широком масштабе применялись технические рода войск, особенно авиация.

Необходимо отметить, что самые первые столкновения с японской авиацией в мае 1939 г. вызвали тревогу у военно-политического руководства СССР. Советская авиация поначалу действовала неэффективно. Особенно показателен был в этом отношении воздушный бой, произошедший 27 мая 1939 г. Первую эскадрилью 22-го авиаполка лично лидировал исполняющий обязанности командира авиабригады майор Т.Ф.Куцевалов. При появлении в воздухе японских самолетов машина Куцевалова не взлетела из-за неисправности двигателя, а во время боя четыре машины вынуждены были выйти из боя и приземлиться по той же причине (возможно, это произошло из-за некачественного топлива при дозаправке на земле перед вылетом). Из четырех оставшихся пилотов двое были убиты и один ранен. На следующий день, 28 мая, практически полностью была уничтожена 4-я эскадрилья 22-го ИАП на И-15. Из десяти пилотов - пять были убиты или пропали без вести, включая помощника командира 22-го ИАП майора П.А.Мягкова; трое получили ранения, в том числе - комэск капитан А.И.Балашов.

Узнав о потерях среди неопытных советских летчиков, столкнувшихся с японскими асами, прошедшими школу боев над Китаем, советское руководство приняло меры по наращиванию боеспособности авиагруппировки. 29 мая началась срочная переброска из Москвы в Монголию 48 опытнейших советских пилотов, имевших опыт Испании и Китая. В их числе было 12 Героев Советского Союза во главе с замкомандующего ВВС РККА Я.В. Смушкевичем, который стал руководить советской авиацией в Монголии.

Помимо удвоения численности авиации, внимание было обращено и на ее качественное усиление. В район боевых действий срочно были направлены новейшие серийные истребители И-16 с более мощным мотором и усиленным пулеметным вооружением. Потери японцев резко возросли. О масштабах воздушных боев свидетельствует замечание командующего советской группировкой в Монголии с июня 1939 года Г.К. Жукова, который в беседе с К. Симоновым сказал, что таких сражений в воздухе, как над Халхин-Голом, он не видел даже во время Великой Отечественной войны.

Успех Красной Армии помимо прочего базировался и на работе разведки. Группа знаменитого Рихарда Зорге "Рамзай" внедрила агента Бранко Вукелича в группу журналистов, приглашенных Генштабом Японии в период 3-15 июля 1939 г. на поездку в район боевых действий. Вукелич собрал и передал важные данные об аэродромах, типах и количестве японских самолетов. Группа "Рамзай" сделала вывод, что Япония любой ценой стремится свернуть конфликт и не расширять наступление, чтобы спасти войска.

В первой половине августа из СССР в район боев прибыло новое мощное подкрепление - до 200 самолетов. К середине августа советские авиачасти насчитывали 558 боевых самолетов, что более чем вдвое превосходило японские авиасилы. В том числе мы имели 181 бомбардировщик СБ, эти машины явились основной ударной силой авиации при прорыве японской обороны во время наступления. 20 августа по японской группировке был нанесен сильнейший удар. Части Красной Армии при поддержке танков приступили к окружению и уничтожению японской группировки. Успех в ожесточенных боях во многом был достигнут ценою жизней советских танкистов из состава 11-й и 6-й танковых бригад, которые за 10 дней наступления потеряли, соответственно, 124 и 78 танков сожженными и подбитыми.

В воздушных боях впервые в мире было успешно применено ракетное оружие, установленное на истребителях И-16. О подробностях тех боев мне рассказывал наш земляк А.И. Кожевников, который был техником звена управления и непосредственно обслуживал машину комэска В.П. Трубаченко из 22-го авиаполка. Задачей его эскадрильи было прикрытие «ракетных» самолетов. «Эти истребители были новым сверхсекретным оружием, и о них не знали даже халхингольцы. Они летали в бой со специальными нанесенными «серебрянкой» кольцами на бортах, чтобы их легче было опознать в бою и прикрыть». 85 боевых вылетов, 14 воздушных боев и 13 сбитых японских самолетов при отсутствии собственных потерь – таковы были результаты успешного применения ракетных истребителей. Итогом стало решение советского военно-политического руководства о развитии ракетного оружия. Были, в частности, форсированы разработки наземных установок для ракет. В результате к началу Великой Отечественной войны на госиспытания были выведены знаменитые «катюши», сыгравшие впоследствии значительную роль в боях с немцами.

В ожесточенных боях японские элитные силы были обескровлены. Лучшие японские соединения, оснащенные истребителями «Накадзима» Ки-27 несли огромные потери. Соединение "24-й Сентай" лишилось 70% летного состава, "11-й Сентай" - 55% . Два командира "Сентай" погибли в боях, а трое были тяжело ранены. За все время боев было потеряно 113 самолетов Ки-27, на одном из них погиб лучший японский ас - Хиромичи Синохара.

Неудачи японской армии и авиации предопределили итоги конфликта – 16 сентября 1939 г. боевые действия были прекращены. Советский Союз также был заинтересован в прекращении военных действий, его внимание приковывали важные события в Европе, и еще до окончания боев с японцами срочно была переброшена на западные границы СССР группа летчиков-асов. Как вспоминал наш земляк, Герой Советского Союза генерал-майор авиации Б.А.Смирнов, летчики были вызваны в Кремль, и И.В. Сталин изъявил желание поговорить с несколькими из них в своем кабинете. Он сообщил, что каждому из них придется принять участие в операции по освобождению западных областей Белоруссии и Украины, которую в ближайшие дни надлежит выполнить частям Красной Армии.

О масштабах халхингольских боев свидетельствуют потери сторон. СССР потерял 9703 человека убитыми, пропавшими без вести и умершими от ран, 15952 человека было ранено. Из 75736 японцев, принявших участие в боях, 8632 были убиты и 9087 ранены. То, что число раненых и убитых японцев было практически одинаковым, говорило об ожесточенности боев и о том, что раненые из боя практически не выходили и дрались до конца, предпочитая смерть плену.

В воздухе и на земле ВВС РККА потеряли 249 самолетов, 174 погибших и 113 раненых летчиков. Японцы потеряли 162 самолета безвозвратно и еще 220 машин получили повреждения, 152 пилота было убито и 66 тяжело ранено.

За мужество, проявленное в боях на Халхин-Голе, 73 бойца и командира Красной Армии были удостоены звания Героя Советского Союза, из них 21 человек получил это звание посмертно. Среди удостоенных высокого звания больше всего было танкистов (33), которые опередили по количеству награждений даже летчиков (23).

Впереди были новые бои, но за плечами Советского Союза и Красной Армии была важная военная и дипломатическая победа, которая способствовала ослаблению напряженности на восточных рубежах и повышению авторитета страны на международной арене.

http://dev9.webzavod.ru/archive/press/vcomm/05.06.2004/81/

Share this post


Link to post
Share on other sites
Guest Гыук

Вспоминается фильм "Слушайте на той стороне" о работе советско-монгольских агитаторов, склонявших баргутов и чахаров к прекращению войны на стороне Японии.

Share this post


Link to post
Share on other sites

А я думал, что наоборот, МНР по заказу СССР передвинула границу на 20 км на восток из-за чего пошел сыр-бор. Вроде бы МНР хотела вернуть себе Восточную Баргу, которая входила в состав Монголии вообще всегда, и она же первая провозогласила независимость после призыва правительтсва богдо-гэгэна в 1911 году. После этого баргуты присоединились к Халхе, ранее отделившейся от Маньчжурии в связи с прекращением суверенитета дайцинской династии. Многие баргуты сыграли важную роль в становлении независимого гос-ва Монголии (в составе Халхи и Восточной Барги, если считать что вообще-то Барга или Баргуджин-Токум называется Бурятия, то та Барга, о которой тут речь пусть зовется восточной). Манлайбатур Дамдинсурэн отважный воин и полководец сыграл огромную роль в защите Монголии в 1911-15 гг., насколько я знаю, впрочем могут быть уточнения.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Советский снайпер на Халкин-Голе

post-2389-1164872581_thumb.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Японские самураи готовили провокацию старательно и давно. Начальник штаба Квантунской армии генерал Итагаки говорил тогда: «Если Внешняя Монголия будет присоединена к Японии и Маньчжурии, то безопасности Советского Дальнего Востока будет нанесен сильнейший удар...» И вот теперь 38 тыс. солдат, 310 орудий, 145 танков и бронемашин, 225 самолетов готовились к наступлению.

Но советско-монгольское командование решило опередить врага. 11-я танковая бригада, которой командовал комбриг М. П. Яковлев, 7-я мотоброневая бригада и 24-й мотострелковый полк получили приказ: нанести контрудар по японским захватчикам. 3 июля 1939 года началось сражение, вошедшее яркой страницей в историю Вооруженных Сип СССР и Монголии.

...Тяжесть боя сразу легла на танки, ибо тонкая сталь бронеавтомобилей была слишком уязвима для огня крупнокалиберных пулеметов японцев, машины зарывались в песок, перегревались двигатели. Противник успел оборудовать позиции для артиллерии, вырыл и замаскировал «волчьи ямы». Укрытые в барханах пулеметы вели ожесточенный огонь по смотровым приборам. Но танковые батальоны, искусно маневрируя, огнем и гусеницами смяли позиции артиллерии, уничтожили пулеметные точки, проложили бреши в колючей проволоке. Пехота уверенно шла по их следам, выбивая остатки вражеских подразделений из окопов и блиндажей. Как писал один из захваченных японских офицеров, «произошло страшное замешательство, лошади разбежались, таща за собой передки орудий, автомашины помчались во все стороны. Весь личный состав пал духом».

Храбро сражались советские танкисты. Во время боя машина командира 1-го танкового батальона В. А. Копцова была подбита. Экипаж до темноты отбивал атаки врага, а затем устранил повреждение гусеницы. В это время к танку подошел японский тягач и сделал попытку увести машину в расположение своих войск. Боеприпасы советский танк уже израсходовал, отбить вылазку врага было нечем. Но, как только тягач вывел танк из котлована, механик-водитель завел двигатель... С трофеем экипаж Копцова прибыл в расположение бригады.

Несколько тысяч солдат, десятки танков и много другой военной техники и имущества потеряли японцы на склонах Баин-Цагана. Основную роль в разгроме противника сыграли танки серии БТ. Стремительность автомобиля, большая дальность пробега по шоссе и проходимость гусеничной машины — эти качества объединяли в себе легкие колесно-гусеничные танки — пожалуй, самые знаменитые советские танки предвоенных лет.

post-2389-1164879653_thumb.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

БТ - 7 ТТХ

Год выпуска 1936 год

Всего произведено 4769

Масса 13,8 т

Экипаж 3 человека

Габариты

Высота 2,42 м

Ширина 2,29 м

Длина 5,66 м

Вооружение

Пушечное 45-мм 20К образца 1934 г. (132 снаряда)

Пулеметное 2×7,62-мм ДТ (2394 патронов)

Бронирование / Наклон бронелистов

Лоб 22 мм

Борт 13 мм / 90°

Корма 13 мм / 32°

Крыша 10 мм

Днище 6 мм

Ходовые характеристики

Двигатель М-17Т

Мощность 400 л.с.

Тип карбюраторный

Скорость на гусеницах — 73 км/ч;

на колёсах — 93 км/ч

Запас хода на гусеницах — 375 км;

на колёсах — 500 км

Давление на грунт 0,75 кг/см2

post-2389-1164888152_thumb.jpg

post-2389-1164888179_thumb.jpg

post-2389-1164888200_thumb.jpg

post-2389-1164888226_thumb.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

post-2389-1164889127_thumb.jpgЭТО ИНТЕРЕСНО

ПОД "БЕЛЫМ СОЛНЦЕМ" СИНЬЦЗЯНА

"19 октября 1938 года, вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении участников легендарной операции. Капитан И. Хорьков получил орден Красной Звезды, а лейтенант Б. Князьков — медаль “За боевые заслуги”. В указе не было ни слова об истинных мотивах награждения. Его текст был нейтральным: "За образцовое выполнение специальных заданий правительства по укреплению оборонной мощи Советского Союза и за выдающиеся успехи и достижения в боевой, политической и технической подготовке соединений и частей Рабоче-Крестьянской Красной Армии и войск НКВД". Создавалось впечатление, что действительно проходили широкомасштабные учения, а не военный рейд на территорию сопредельного государства."

http://bratishka.ru/archnumb.php?statnum=2004_10_2

Share this post


Link to post
Share on other sites
post-612-1142461076.jpg

My uploaded picture is not displayed. :(

how shall i upload pictures. Can somebody give me instruction how to upload pictures ..

Share this post


Link to post
Share on other sites

Господа, интересуют данные по тувинской армии первй половины прошлоого века. Любые. Как формировалась, названия и структура подразделений, имена людей, фото....

В принципе есть много материалов о тувинцах в ВОВ...Горахдо меньше известно о формированиях в годы Гражданской войны, до нее, межвоенный период.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Господа, коллеги интересует история монгольской армии в 20-30 годы прошлого века. Любые сведения о монгольских вооруженных силах. Интересно их участи в вооруженных конфликтах в Китае, на Халхин-голе и тд.

Спасибо за любоу помощь

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вы конечно же читали Жуков Г.К. "Воспоминания и размышления".

Share this post


Link to post
Share on other sites

Жукова читал

За фотографии спасибо...Откуда они? Есть ли что по биографии изображенных генералов?

Share this post


Link to post
Share on other sites
post-612-1142461076.jpg

Dandar Baatar . Geroi 1939.

Дандар Баатар. По моему его имя звучит в переводе на русский иначе.

Удивительно, но он имеет два Ордена "За воинскую доблесть" двух разных типов. Вручены они, как я понимаю до 1940 года. Вы можете сказать, когда состоялось награждение?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ж.Лхагвасурен - личность легендарная (1912-1982), военный министр. Единственный генерал авиации в 1940-е гг. Командовал первой монгольской авиабригадой.

Share this post


Link to post
Share on other sites

А на груди у него - Орден Суворова за победу над Японией, три монгольских "БКЗ", медали "За Победу над Германией" и "За Победу над Японией"

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
Sign in to follow this