Перейти к содержанию
Гость Эльтебер

Салары

Рекомендуемые сообщения

Салары

Самоназвание салыр

salar.jpgsalar.jpg

Салары (сала) проживают в Сюнъхуа-Саларский автономном уезде китайской провинции Цинхай, а также в провинциях Ганьсу и Синьцзян-Уйгурском автономном регионе. Саларский язык относится к тюркской группе алтайской языковой семьи. Диалекты: западные, восточные, переходные.

Салары считают, что их предки перекочевали из района Самарканда в конце 14 века. Самые ранние этногенетические связи устанавливаются с огузским племенем салгур (11 век). Испытали кыпчакское, в дальнейшем китайское, монгольское и отчасти тибетское влияние. Салары исповедуют ислам суннитского толка.

Главные занятия - пашенное земледелие (пшеница, ячмень, овес, гречиха чумиза) и скотоводство (овцы, коровы, лошади, ослы, мулы), приусадебное садоводство и огородничество, ремесла (кузнечное, гончарное и др.). Семья чаще всего малая, сохранились традиции общинной организации. Поселения линейной планировки, расположены на берегах арыков. Жилище прямоугольное, глинобитное, с земляным полом, плоской крышей и внутренним двориком. Почти половину комнаты занимает теплая лежанка (типа кан), на которой спят, едят, (стол на низких ножках), здесь же у стены стоят сундуки. Мужчины носят рубаху с жилетом или курткой и штаны, матерчатые туфли, на голове – шапочку; женщины – халат и штаны. Зимняя одежда – ватные халаты или овчинные тулупы. Повседневные пища – лапша с мясом, чай с молоком и хлебом. Едят палочками. Брак патрилокальный. Для традиционных верований характерны обычаи гаданий, заклинанья, молений о дожде и т.д. В культуре сильно китайско-мусульманское, а также тибетско-монгольское влияние.

Численность: 87 500 чел.

-----

Салары

Численность: 87 697 человек

Салары живут в основном в Сюнхуа-саларском автономном уезде провинции Цинхай, Цзишишань-баоань-дунсян-саларском автономном уезде провинции Ганьсу и других близлежащих регионах. Незначительная часть салар живет разрозненно в Цинхае, Ганьсу, Синьцзяне в смешанных общинах с ханьцами, тибетцами, хуэйцами, уйгурами, казахами и другими народностями.

Саларский язык относится к тюркской языковой группе алтайской языковой семьи. Большинство саларов владеют китайским языком. Собственная национальная письменность отсутствует, используется китайская письменность.

Салары исповедуют ислам.

Предки саларов мигрировали из среднеазиатского Самарканда в восточную часть провинции Цинхай и поселились в районе Сюньхуа. В процессе длительного развития салары непрерывно смешивались с ханьцами, тибетцами, хуэйцами, постепенно формируя народность салар. В китайских исторических летописях саларов называли "сацыр", "шала", "салахуэй" и другими названиями по звучанию самоназвания народности – "салыр". Главное занятие саларов – сельское хозяйство, скотоводство и садоводство. После образования КНР, в 1954 году Сюньхуа получил статус автономного уезда саларской национальности, в 1980 году был основан Цзиши-баоань-дунсян-саларский автономный уезд. Салары стали полноправными хозяевами своего края. В полной мере используя права национальной автономии, салары прилагают усилия для развития хозяйственного производства, добиваются непреклонно поднятия экономики, образования, культуры, здравоохранения, а также улучшения уровня жизни народа.

http://www.chinadata.ru/salar_eth.htm

http://china.worlds.ru/info/min/salar.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Трудолюбивая и веселая народность салар

Исток китайской реки матери Хуанхэ находятся на Цинхай-Тибетском нагорье в провинции Цинхай. Когда река течет через эту территорию в восточном направлении, ее фарватер становится широким, а воды -- тихими, на поверхности реки дрожит рябь изумрудной воды. По обеим берегам реки растет зеленый, густой лес. Когда наши корреспонденты прибыли сюда, уже спускались сумерки. Мягкие лучи солнца позолотили этот прекрасный пейзаж. Именно здесь среди этой чудесной природы на западе Китая, живет трудолюбивая, веселая и жизнелюбивая народность салар.

Уезд Сюньхуа провинции Цинхай является единственным в Китае саларским автономным уездом, его площадь составляет две тысячи сто квадратных километров, средняя высота над уровнем моря превышает две тысячи метров, численность населения -- 110 с лишним тысяч, 80 с лишним тысяч из которых – салары. По преданию, тотемом народности салар является верблюд. Как говорят, семьсот с лишним лет назад предки народности салар под предводительством двух братьев Долэмана и Ахэмана отправились из Средней Азии искать свободные земли; они вели с собой белого верблюда, навьюченного водой, землей родного края и драгоценной копией священной книги "Коран". Пробравшись через Гоби, через реки, они в конце концов добрались до нынешнего места своего будущего расселения Сюньхуа.

Темнело, в результате чего в густые сумерки верблюд потерялся. После рассвета предки саларов обнаружили родник с кристальночистой водой, подле лежал потерянный верблюд, превратившийся в белый камень. Люди зачерпнули воды руками и взяли пригоршню землю с того места, и с удивлением обнаружили, что цвет и плотность воды и земли точно такой же, как у той, что они принесли с собой из родного края. И с этого времени салары поселились там, вступали в браки с местными жителями -- тибетцами, хуэй, хань. Впоследствии здесь сформировалась своя самобытная национальная культура. И до сих пор этот родник белого верблюда бьет из земли в этих местах.

Саларский народ почитает верблюда как символ своей национальности и чтит память братьев Долэмана и Ахэмана. В саларском языке "Долэ" означает "черный", а "Ахэ" – "белый". В небольшом Сюньхуаском уезде по-прежнему ухаживают за могилами братьев. Как рассказала гид, саларка Хань Лили, об этих двух могилах тоже существует волшебное предание.

"Умирая, оба брата велели сородичам не засыпать землей их могилы, сказав, что спустя определенное время могилы закроются сами собой. Действительно, прошло немного времени, и из могил выросли два вяза: на могиле Долэмана нынче растет вяз черного цвета, а на могиле Ахэмана – вяз белого цвета."

В этом предании отражено уважение народности салар к своим предкам. В настоящее время, унаследовав дух выносливости и трудолюбия от своих предков, салары активно трудятся в разных областях экономической жизни. Расположенное в сиюньхуаской промышленной зоне провинции Цинхай объединение "Сюечжоу" является молодым предприятием, занимающимся главным образом обработкой, снабжением поставками и продажей изделий из овечьего пуха и ворсистой байки, нубука. За три года со дня своего создания объединение предоставило местным саларам места в трудоустройстве. Хань Цзюйюй – выпускница средней школы повышенной ступени, ныне работает на этом предприятии. Она говорит:

"Здесь я научилась многому, например, работать на прядильном станке, а также на компьютере. Здесь имеются большие возможности для развития производства. Объединение также послало меня в Пекинский университет иностранных языков на двухгодичные курсы английского языка".

По сравнению со средними доходами местных жителей зарплата служащих этого объединения считается высокой. В объединении "Сюечжоу" можно заработать, овладеть техникой и получить профессиональные знания, поэтому сюда приезжают в поисках работы большое количество местных молодых людей, едут также из провинции Ганьсу, Синьцзян-Уйгурского автономного района. Это объединение также открыло свой сайт, пропагандируя свое производство, ведя прием кадров; вскоре будет открыть сайт заказа товаров. Это уже можно отнести к передовым явлениям в северо-западных деревнях Китая, где пока еще не очень распространен.

В районе Сюньхуа климат теплый и влажный, солнечного тепла в изобилии, что очень благоприятствует развитию сельского хозяйства. Возделываемые здесь перцы и желтодревесники славятся по всему Китаю. В 2001 году несколько владельцев личных предприятий инвестировали средства на создание совместной компании с ограниченной ответственностью по изготовлению пищевых продуктов из местного сырья. На основе отличного экологически чистого сырья, в частности перца, компания освоила 12 видов серийной продукции. Исполнительный директор компании, господни Ма Чэнлинь говорит:

"Наше предприятие стимулирует процесс сельскохозяйственной индустрии, внедряя форму хозяйствования "компания плюс крестьянские дворы", и тем самым реально решает проблемы крестьян."

Как стало известно, эта компания также предоставляет крестьянам техническое обеспечение и послепродажное обслуживание, помогает им в выращивании качественного перца, что способствует избавлению от бедности нацменьшинств.

Как и многие нацменьшинства Китая, салары очень любят цветы. Почти во всех дворах есть фруктовые сады и цветники. В уезде Сюньхуа мы посетили господина Хань Чжаньсяна. Хотя его двор небольшой, но очень чистый и аккуратный, а на клумбе в центре двора растут разнообразные цветы; птицы весело поют среди цветов.

Подняв голову, мы увидели многоярусную стреху его домика, украшенную изящной резьбой с изображением цветов и птиц. Хозяин сказал нам, что северные комнаты были построены в начале проведения в Китае политики реформ и открытости, тогда они считались неплохими, а теперь выглядят не так внушительно. А конструкцию и отделку только что заново построенных западных помещений, более высоких и современных, проектировал он сам. Среди местных саларов господин Хань Чжаньсян является знаменитым, он любит изучать историю, культуру, обычаи и нравы своей национальности. Вот что он рассказывает:

"Благодаря преимуществам климата и географического положения в своих дворах салары выращивают цветы и деревья. Где бы вы ни были в гостях, у саларов повсюду растут цветы – это уже стало их привычкой".

На территории уезда Сюньхуа, где климат теплый, а пейзажи чудесные, простая и добрая народность саларов, великодушных и активных, своими трудолюбивыми руками возводит свои красивые очаги, поют переливчатые песни о цветах, живут простой, но веселой жизнью.

http://russian.cri.com.cn/russia/2003/Dec/139552.htm

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если из города Хэ-чжоу, на правом берегу Хуан-хэ, перевалить через хребет Хара-ула, то попадешь в земли, занятые тюркским племенем — саларами. Эти салары, по Потанину, называются Па-гун, в отличие от саларов левого берега, называемых Вэй-ву-гун. Последние уже забыли родной язык и говорят по-тангутски, хотя и сохранили мусульманскую веру. Тюркский язык сохранился у саларов Па-гун в большей чистоте, чем монгольский — у широнголов. Мужчины-салары носят китайский костюм, женщины — широкие шаровары, белую кофту с широкими рукавами и широкий балахон с рукавами; ног не уродуют и носят высокие башмаки. Живут салары в фанзах из сырцового кирпича, управляются ахунами и отчасти родовыми старейшинами (ту-сы). Все салары мусульмане; мечети — китайской архитектуры; книги получают из Шан-хая, азбука тюркская (арабская). Всего у них считается до 6000 домов, разделенных на 12 общин (гун), с имамом во главе каждой.

Литература. J. В. du Halde, "Description g éographique...de l'Empire de la Chine" (1735); Grosier, "Description géné rale de la Chine" (1785; 2-е издание, 1818—20); J. F. Davis, "The Chinese: A General Description of the Empire of China..." (1836); S. Wells Williams, "The Middle Kingdom" (несколько изданий); von Richthofen, "China"; H. Cordier, "Вibliоtheca Sinica" (t. I); Леонтьев, "Кратчайшее описание городам, доходам и прочему Китайского государства" (СПб., 1778); Иакинф, "Статистическое описание Китайской империи" (СПб., 1842); его же, "Китай" (СПб., 1840); M. Венюков, "Очерки современного Китая" (СПб., 1874); Иакинф, "Китай в гражданском и нравственном состоянии" (СПб., 1848); С. Георгиевский, "Принципы жизни Китая" (СПб., 1888); Д. В. Путята, "Китай" (СПб., 1895). Здесь указаны только общие описания всего Китая; список сочинений по различным вопросам можно найти у Cordier и у Межова, в "Библиографии Азии"..

http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/007/051/51509.htm

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Эльтебер

Писменные примеры саларского языка с английским переводом:

В этих текстах буква Х читается как Ш, буква Q - К или возможно Ч.

ohoolde, sujinigi voylir aghelde, hama kixor qihmix, kixqih adini boylir boko galibar. Boylir bokoghe hal hama varara, bilini ixgi ux ming omen gher saghatni kutjani, bex alte aghaxili yolni yursi vubar, daxe bir yughurtuh chulisi orni gigarbar. kix neqe qihsi da galal yoha diba anigi barni yaxisi, Salarde ad voghan barkixa, altun gumix harsinde dulbar, mali jambade dulbar.

Long ago in Boylir village of Suji there was a strong man and his name was Boylir Boko. Boylir Boko was very strong, carrying a load of 2 - 3 thousand omen, he could alk five to six aghaxili down a road. If he hit a stone with his fist, he could make a dent in it. It is said no matter how many people came to compete, they were no match; talking about his wealth, he was a well known wealthy man in the Salar areas. Gold and silver filled his boxes.

отрывок из Корана:

oholde yakhubeynigi gangying vumix, yakhubeynigi gangying vumixma, yakhubeyghe oor yidi vumix, oor yidi volsi, bur gunor balanigi amasi ulmix. baleleghe ayor vara, amasinigi singni ira, ani yakhubeyghe almix, aljani nene kiji oor doghmix, anigi adini yiusufu qalamix.

Long ago it was the time of Jacob,yes it was the time of Jacob. Jacob had seven sons, one day the children'sm other died The children had an ayi. she was their mother's younger sister. Jacob married her and she bore another son. his name was Joseph.

Салары считаются антропологически близкими к тибетцам. В Китае о саларах сложился стереотип как о бестрашных воинах, которые постоянно восставали против Маньчжурской Цинской Династии. В коммунистическом Китае многие саларские мужчины имеют тенденцию к военной карьере.

Несколько фотографий народа салар:

salar2.jpg

salar3.jpg

Примеры женского костюма.

salar4.jpg

Мужской костюм. Белая рубаха и тюбетейка как у народа хуэй/дунган.

salar5.jpg

Многие саларские мужчины носят бороды.

salar1.jpg

Саларские дома имеют квадратную форму с внутренним двором в центре. Видно сильное влияние ханьского архитектурного стиля. Деревянные узоры дома похожы на хуэйские. Белые камни ставятся по углам как у тибетцев.

Материалы взяты с форума The Steppes History Forum.

http://free.phpbb-host.org/phpbb/index.php?forum=steppes

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А созвучи САЛАР - ДЖАЛАИР случайное или нет?

Вспоминается Салор-Казан туркменского эпоса

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Все это очень интересно :rolleyes: Ведь салоры (салар, салыр) принадлежали к древним огузским племенам, а сейчас считаются одним из главных туркменских племен.

Самые ранние этногенетические связи устанавливаются с огузским племенем салгур (11 век).

- именно в такой форме они впервые упоминаются у Махмуда Кашгари. Дастаны об Огузе и Коркуде рассказывают, что когда-то салоры были правящим племенем ("бой") огузов, но ничего не говорят о верблюде как тотеме и о таких далеких переселениях на восток. Видимо, в подборке Эльтебера в самом деле отразилась история после 14 в., когда эти мигранты оторвались от основной массы туркмен.

Вспоминается Салор-Казан туркменского эпоса

Так и есть :) Салор-Казан - легендарный предок салоров, главный герой эпоса "Китаб-и Деде Коркуд".

А созвучи САЛАР - ДЖАЛАИР случайное или нет?

Скорее всего связи между ними нет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вообще салары или салыры - это туркменское племя салыр, которое входило в состав 24 огузско-туркменских племен согласно традиции "Огузнаме". Салырское (салгирское) государство существовало в средние века на Среднем Востоке, название реки Салгир в Крыму происходит от названия племени салыр. Салыры, как известно, попали в Китай в 14 в. с территории Центральной Азии. Племя салыр по-прежнему живет в Туркменистане.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Подразделения и роды туркменского племени Салыр

Туркменское племя САЛЫР состояло из трех крупных подразделений:

КАРАМАН, КИЧИАГА И ЯЛАВАЧ

Подразделение КАРАМАН включало в себя следующие родовые объединения, состоявшие из родов:

Бегболюк – сапалак, коджек, анна, келлекер.

Оджук – инджалды, корлер, гараюсуп, байлар, ходжамбазлы, чурулер, чепбелер.

Окурджикли – душаклы, арабачы, гок, чурре

Гедек – одекбай, аладузлы, шых, омар, зомммук, аймаклар, моиджилер, пеллечи, мамаклар, пендживар.

Халылчулум – гызыл, багшы, кадиби, байлар, джеле, ерга, маптак, моллаомар, аннагулы, марджа.

Аджгам – кеки, чокаллар, эшеклер, байлар, геонпер

Кущи-Бока – яхрынчы, кер-дурнок, беглер, дэли, керлер, суйтхорлар

Подразделение КИЧИАГА включало в себя следующие родовые объединения, состоявшие из родов:

Бокаш –бокаш, торедемир, муса, гара кичиага

Яджы – бегенджага, исмаил, хав-зага, хеллейин, хобез-ага

Бокгара – юнель, гуланчы, аннагайшак, сопулар

Ейкебашарджа – ейке, башарджа

Якуп – арык, аман

Саят – джаинш, одекбай

Арслан – оушид-джем, ибраим-ходжа, иссма, бедем

Подразделение ЯЛАВАЧ включало в себя следующие родовые объединения, состоявшие из родов:

Ордугоджа – гекборук, гултак, егенсейит, алла-ялджик, кыр

Юсуп – дэли, эрам-берды, юсуп

Бегсакар – бег, сакар, аджал, егенаджы

Кесе – кесе, исмаил, гара-овлята

Гурт – гурт, хебип

Керимага – шатарык, токегаз-букук, керимага

Источник: Г.И. Карпов, 1925 г.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тогуз-огузы – вот кто истинный предок гагаузов, азербайджани Ирони, Москуба, туркменов, салыров, уйгуров, найманов, тубасцев, телеутов с теленгетами и мекритов!

«Главный богатырь огузов — Казан-бек, или Салор-Казан (т. е. Казан из племени Салоров). Он — глава витязей (VIII), «бек беков Баюндур-хана» (IX). Его называют и «ханом Казаном» (II); приветствуя его, старый Аруз-коджа опускается «на оба колена» (II). Он глава внутренних огузов, но ему подчиняются и огузы внешние (XII). Он — «счастье могучих огузов», «опора могучих джигитов» (в переводе В. В. Бартольда: «остальных джигитов»), «надежда для нас бедных» (так неоднократно). Он — самый могучий и самый прославленный из огузских богатырей.

Салор-Казан — «сын Улаша» и «зять Баюндур-хана», «владелец каурого коня». Сказитель неоднократно величает его: «детеныш птицы Тулу», «столп Туркестана», «лев племени Амида», «тигр Караджука» (в переводе В. В. Бартольда: «лев племени и рода», «тигр черной толпы», см. прим. II, 1). Не все эти прозвания, закрепленные народно-поэтической традицией, одинаково поддаются разъяснению. Первое восходит, по-видимому, к древним тотемистическим представлениям. Как уже было сказано (см. выше, стр. 132), каждое из огузских племен имело священную птицу (онгом); однако, по Абулгази, онгоном салоров является беркут, тогда как в рукописях Рашид-ад-дина название тотемной птицы пропущено».

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Салары

Самоназвание салыр

Главные занятия - пашенное земледелие (пшеница, ячмень, овес, гречиха чумиза) и скотоводство (овцы, коровы, лошади, ослы, мулы), приусадебное садоводство и огородничество, ремесла (кузнечное, гончарное и др.). Семья чаще всего малая, сохранились традиции общинной организации

Совершенно размытая характеристика. Подходит к кому угодно. К тем же русским, например.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Саларов в китае казахи и уйгуры считают близким к дунганам почему-то. Называют их салал или салол.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Салары оторвались от сельджуков и мигрировали на восток в XIV веке (ранее, согласно преданиям, салары жили околоСамарканда)

 

https://ru.wikipedia.org/wiki/Салары

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...