Перейти к содержанию
Rust

Кангюй, Печенеги, Канглы, Баджанак.

Рекомендуемые сообщения

А может ли казахский глагол ҚАҢҒЫРУ - скитаться, быть как-то связанным с названием рода КАҢЛЫ? Если телега канглы, то глагол кангыру произошел от от слова канглы или наоборот, может КАНЛЫ употреблялось в значении скиталец, кочевник???

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А может ли казахский глагол ҚАҢҒЫРУ - скитаться, быть как-то связанным с названием рода КАҢЛЫ? Если телега канглы, то глагол кангыру произошел от от слова канглы или наоборот, может КАНЛЫ употреблялось в значении скиталец, кочевник???

Ведь название происходит не от слова кангыр, а от слова "ҚАҢ", название канг+ир, канга+киши, канг+улы (кангские мужи, сыновья или люди), канг+лы (канглинец), кангар+улы, кангар+лы - эти названия уже вторичны (от кангир), также как и названия в орхонских надписях "кенг+ер+ес". Важно что означает корень слово, и какой корень более правильный "ҚАҢ", ҚАҢҒ", "канг", "канк" или "кынык"( тоже вроде однокоренное). И с какого языка? Хотя это не столь важно. Например слово калмак (калмык) тюркское, по монгольски ничего не означает, но это вовсе не значит что калмыки не монголы , а тюрки. Таких самоназваний не мало: русский (руосы), болгар, бошняк (боснийцы), французы(франки). И насчет письменности тоже очень спорно. Ведь сельджукские султаны свои надписи оставили на фарси (персидском), и что они иранцы. Возможно это был язык говорящего на восточном иранском языке оседлого народа, который подчинялся кангюйцам. Ведь китайцы же пишут про две столицы их царя: зимнее, который скорее всего был завоеван на юге у оседлых иранцев, и свое далеко на севере. Поэтому кангюйцы и усуни похожи на больших юэчжий, а те подобны гуннам. Большинство потомков гуннов, усуней и кангюйцев сегодня тюркоязычные.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да всем канглы МИРА думаю надо обьединиться против киятов, кыпчаков, огузов и найманов?

МЫ ЕСТЬ КАНГЛЫ!!!! Мы потомки пуштунов? Кангюй значит... Они арийцы, а не бун-турки?

Давайте! :tw2:

Есть крупное племя канглы у башкир.

Хватит этой ничем не обоснованной "кипчакизации" всей тюркской истории. Это заметно особенно в Казахстане. Почему не понятно, кипчаки занимали сперва только Сев.-Восток Казахстана. Потом бурным потоком прошли через Арало-Уральские ворота на запад, в сторону совр. Украины. Граница между Кыпсаками и Канглы в 13 в. это нижнее течение реки Яйыk- Урал. Канлы жили от р. Урал до оз. Балхаш. Большая часть и географ. центр совр. Казахстана. Хотя кипчаки всего лишь одно племя в составе Средного Жуза. Тюркские народы кроме кипчаков обьединяет ещё одно племя - канглы. Всех от Якутии до Турции. Роль канглы не менее важная чем кыпсаков. При этом нисколько не хочу уменьшит роль кыпсаков.

Кангар, кангха, кангюй, кенгерес, кангарулы, кангарлы, кангулы, канглы это всего навсего разные названия одного и того же народа, или народов и племён с общими корнями и происхождением в разное время.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кангар, кангха, кангюй, кенгерес, кангарулы, кангарлы, кангулы, канглы это всего навсего разные названия одного и того же народа, или народов и племён с общими корнями и происхождением в разное время.

забыл ещё - ПЕЧЕНЕГИ

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Также у башкир племени Айли сохранилось историческое предание "Узак-Тузак последний из племени Бала-Башняков". Таких преданий у нынешних тюркских народов сохранилось очень мало.

Вкратце сюжет такой: когда то башняки-печенеги жили где-то возле Алатау. Но вынуждены были покинуть свою родину. По пути на запад они долгое время пожили на склонах Урала. О чем всегда помнили и пели песни. Когда на их страну снова напали враги- Балаусаны или Балаусы, разорив всю страну, захватив города и крепости башняков, многих истребив, башнякям снова пришлось покинуть свою родину. Но некоторые вспомнили что их предки когда то жили на Урале, предложили вернуться туда обратно. Ну и вернулись те которые выжили после эпидемии какой то болезни, называемой йот, которая их настигла по пути на Урал. Может чума?

Мне по крайней мере другой такой эпос, у других народов неизвестен.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Брокгауз Ефрон

Некогда Печенеги кочевали в степях Средней Азии и составляли один народ с торками и половцами. О родстве этих трех народов и общем их тюркском происхождении свидетельствуют и русские, и арабские, и византийские, и западные писатели.

Один народ они не составляли,так как печенеги(предположительно) и торки были огузами,а половцы-кипчаками.В степях южной Украины произошла история,которая имела место и в степях Казахстана и южной России-кипчаки потеснили огузов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Печененги и огузы были врагами, именно огузы выгнали печенегов (баджанак, канглы) на Запад с Приаралья

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Печененги и огузы были врагами, именно огузы выгнали печенегов (баджанак, канглы) на Запад с Приаралья

Да,они были врагами,но печенеги предположительно были огузоязычными.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да,они были врагами,но печенеги предположительно были огузоязычными.

это такой новояз?

Тюркоязычными знаю, а вот насчет огузоязычными, это с потолка взято.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

это такой новояз?

Тюркоязычными знаю, а вот насчет огузоязычными, это с потолка взято.

Предположительно огузоязычными.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Печенежский_язык

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

забыл ещё - ПЕЧЕНЕГИ

Масуди пишет про родственные народы башняк (печенеги), баджны, башкорт, наукерт которые вышли из страны кангар, когда проиграли войну против коалиции кимаков, огузов, карлуков и хазар. После поражения ушли на запад и сев.-запад. печенеги тоже с ними "одного поля ягоды".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Предположительно огузоязычными.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Печенежский_язык

Сведений о печенежском кот наплакал, так что судить к какому тюркскому языку он ближе нельзя.

На Вики ссылаться нельзя, так как там редакторы сами знаете кто а данные о рашидаддине и Кашгари говорят лишь о отом, что часть печенегов вошла в состав огузов (и кипчаков), но не о том, изначально их язык огузский.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сведений о печенежском кот наплакал, так что судить к какому тюркскому языку он ближе нельзя.

На Вики ссылаться нельзя, так как там редакторы сами знаете кто а данные о рашидаддине и Кашгари говорят лишь о отом, что часть печенегов вошла в состав огузов (и кипчаков), но не о том, изначально их язык огузский.

Думаю, что изначально печенегский язык представлял из себя отдельную, промежуточную между всеми остальными группу.

Доводы такие: 1)каждая из тюркских обьединений (огузы, карлуки, кипчаки и хазары) стали базой для отдельной крупной группе тюркских языков. Печенеги-кангары же вместе с родственными народами(башкорт, башна, наукерд и сами башняки) проживали в очень древней историко-культурной области, стране Кангар-Кангюй. Которая существовала ещё с тех времен, когда ни про один из этих тюркских народов небыло известно. 2)Тюркизация кангаров тоже произошла ( если такое и происходило) отнюдь не под воздействием кипчаков, карлуков или огузов. На каком языке разговаривало на севере кочевое население Кангюя, но оседлое население подчинённых областей на юге скорее на восточно иранских языках. 3)После поражения в IX в. и раскола единого этно-политического обьединения кангаров, они взаимодействовали с разными народами, в большинстве тюрками, поэтому утверждать только потому, в составе каких народов имеются группы-племена башняк или канглы будет очень спорным. Оставшая часть на Сыр-Дарье и Арале печенегов вошла в состав государства Огузов. Здесь они испытали влияние огузов, но при этом и сами в немалой степени повлияли на огузов. После огузы были разбиты кипчаками и отошли часть на запад( торки-огузы), кто на юго-запад( кангаро-огузы составившие ядро тюрок-сельджуков) и юг( туркмены), а кто остался в подчинении. Оставшаяся огузо-печенежская "смесь" вошла во взаимодействие с кипчаками. Но большая часть кипчаков на севере Арала не задержалась, гоня перед собой торков-огузов устремилась на запад. Бежавшие торки-огузы это скорее всего гагаузы и есть. Кипчако-огузы это кумыки, карачаевцы, балкарцы и крымцы. В XII в. теперь уже печенежско-огузско-кипчакская "смесь" стало известно почти под своим старым названием Канглы, но под правлением уже других рода( албури) и племени(Уран). Судить о языке канглы очень трудно, но скорее всего это основа для таких языков как: казахский, астраханско-татарский, ногайский и каракалпакский. Ушедшие на запад печенеги в конце концов оказались в Венгрии и Боснии(бошняки). Из всех родственных печенегам народов под своим самоназванием сегодня известны( или остались) только башкиры. Башкиры сегодня хоть и говорят на языке кипчакской группы, но вместе с казанскими татарами, мишарями ( в их составе есть племя-группа кара зыпындар, печенежское племя кара чопон) и сибирскими татарами отличаются от классических кипчаков казахов и ногаев. Постепенную "кипчакизацию" волжских болгар надо начинать не с 13 в. с приходом кмпчаков, а с 9-10 в.в. с приходом печенегов и башкир в заволжье и приуралье. Многие из них вошли в состав волжских болгар. И именно печенежским влиянием должно быть отличие этих народов от классических "кипчаков". Хотя моё утверждение и не претендует на 100% точность, хотелось услышать что остальные думают об этом.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Выдержки о Кангюе из книги Н.А.Аристова «Усуни и кыргызы или кара-кыргызы» стр.92-93.

По «Истории северных дворов» «Чжеше есть владение Кангюй», от Полоны на северо-западе». По «Т’ан-шу» владение Ши, иначе называется Чжечжи и Чжеши, при Ханях «составляло северные пределы Давани»; «на юго-запад через 500 ли Кан»; «владетель прозывается Ши, пребывание имеет в городе Чжеси. Это место принадлежало городу Юйни малого кангюйского владетеля. На юго-западе есть река Иоша, которая уходит (?) в Срединное государство и называется Чжень-чжу-хэ или Чжи-хэ». По всему этому Юйни и Ши разных времен соответствуют одинаково Шашу мусульманских писателей, т.е. Ташкенту, река же Иоша или Чженьчжу есть шашская река (Сырь-дарья), которой начало (Нарын) при династии Тан находилась во владениях западных турок, считавшихся вассалами Китая.

Таковы же заключения составителей «Си-юй-т’у-чжи», которые полагают, что восточная граница владения Ши должна была доходить до Таласа, а на юго-востоке простираться за Ташкент. Переводчик замечает (Recucil de documents etc.p.147), что ши (che) по китайски значит камень и китайские названия владения Tche tche, Tche tchu, Tcho Che соответствуют Шашу и значению слова Ташкент: каменный город.

Возвращаясь к ханьским временам, находим, что граничившее с Даванью, которая лежала от него на юг, владение Кангюй (Канцзюй по первоначальной транскрипции о.Иакинфа) имело население в 120 000 семейств (кибиток) или 600 000 душ и могло выставлять 120 000 войска. Правитель жил зимою в Битянь, в стране Лоюени, откуда до летнего местопребывания его было семь дней пути, а до китайской столицы 12300 ли. Все это по «Цянь-Хань-шу», в которой значится еще, что «Кангюй на востоке подчинен хуннам». По докладу Чжан Цяня Кангюй, смежный с Даванью и лежавший от нее в 2000 почти ли на северо-западе, «по малосилию своему признает над собою на юге власть юечжысцев, на востоке власть хуннов». Чжань Цзянь называет Кангюй кочевым владением, сходным по обычаям с юечжи.

У Абеля Ремюза столицею Кангюя при Ханях был город Pi thian в стране Lo-yovei-ni.

По «Цянь-Хань-шу» «Кангюй имеет под собою пять мелких владений», из которых самое восточное было, по-видимому, Юни (очевидно, Юйни, т.е. Ши, Шаш);….

Можно думать, что Юни или Юйни китайцев есть тюркское слово Яны – новый: яны-шаров, Яны-кентов, Яны-курганов перебывало и существует множество.

Например, в XIII-XVI столетиях город или вся местность на р.Талас именовалась Яны и выходцы оттуда янылыками («Тарихи-Рашиди»). Весьма возможно, что Шаш и его местность в 1 веке до Р.Х. назывались новыми, быть может вследствие возобновления города, перед тем разрушенного….

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кангюй можно еще приравнять как Кунгей,что и подкрепляется географическим названием гор Кунгей Алатау(Кунгейский Алатау(пестрогорье))

Озеро Иссык-Куль окружено с северной стороны хребтом Кунгей Ала-Тоо, а с южной Терскей Ала-Тоо.

КУН по-кыргызски переводится СОЛНЦЕ. Отсюда солнечная сторона (кунгей, кунгой) хребта именуется как Кунгей Ала-Тоо.

И, вряд-ли, значение Кунгей здесь сопоставимо с Кангюй.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Озеро Иссык-Куль окружено с северной стороны хребтом Кунгей Ала-Тоо, а с южной Терскей Ала-Тоо.

КУН по-кыргызски переводится СОЛНЦЕ. Отсюда солнечная сторона (кунгей, кунгой) хребта именуется как Кунгей Ала-Тоо.

И, вряд-ли, значение Кунгей здесь сопоставимо с Кангюй.

Я тоже что-то не припомню чтобы тюркские народы брали за самоназвание названия городов, озёр, рек и гор, чаще наоборот от самоназвания идут названия рек и гор. Например река в Башкирии Ай, от названия племени Айле, река айлинцев, а не наоборот.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

О могуществе государства Кангюй свидетельствуют строки от письма наместника Западного Края Го Шуня:

В царствование Чен-ди (32-28 гг. до Р.Х.), кангюйский владетель завязал с Китаем дружественные сношения, послав ко двору сына и дары. Тогдашний наместник западного края Го Шунь представил двору, что хотя кангюйский государь отправил сына «в службу при китайской дворе, но это только хитрый предлог, под которым он желает производить торговлю». Кангюй, по словам Го Шуня, «горд, дерзок и никак не соглашается делать поклонение пред нашими посланниками». Чиновников, посылаемых к нему от наместника, сажает ниже усуньских послов. Князьям и старейшинам его подают кушанье прежде, а потом уже посланным от наместника. Сим образом, он ничего не упускает, чтобы выказаться пред соседними владетелями».

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Выдержки о Кангюе и Канглах из фундаментального труда Н.А.Аристова «Усуни и кыргызы или кара-кыргызы» (С.-Петербургъ, 1893 г., стр.122-123).

«…когда тукиюесцы подчинили себе канглов, то вынуждены были, после непродолжительного сопротивления, покориться им и сами иданьцы. Силы последних, не встречая уже опоры в кангюйских кочевниках, так ослабели, что Вахрам-Чубин, в конце VI века, мог взять Балх и опустошить кушанские земли даже на севере Аму-дарьи. После этого туркам уже нетрудно было сделаться полными хозяева Мавераннагра. Легкость подчинения тукиюесцам кангюйских кочевников зависела, вероятно, от одноплеменности их с турками. Если доверяться сходству имен, то, без сомнения, кангюйцы были предками канглов, тюркского племени, остатки которого поныне существуют между родами казаков и узбеков. Кангюйцы, покоренные тукиюесцами, перешли потом в VIII столетии под власть карлыкских ханов и появляются на страницах истории под именем канглов лишь в начале XII столетия, когда один из ослабевших карлыкских илеков, не имея сил укротить набеги канглов на свои земли у подножия Александровского хребта, призвал на помощь каракиданьского Гурхана. В начале XIII века канглы составляли главную часть армий Султана-Мухаммеда Харезм-шаха, неудачно защищавших от монголов Отрар, Самарканд и Харезм. Печенеги, узы (гузы), команы (половцы), кипчаки – все это, вероятно, лишь роды и отделы канглов, подвигавшиеся на запад и юг из кангюйской степи.»

Абель Ремюза переводит имя Khang-kui «жилище канов» (demeure des Khang). Полагая со своей стороны, что имя Кангюй не имело, по всей вероятности, ничего общего с именем Kangli, он замечает, что по странной случайности оно служило при династиях Суй и Тан для обозначения страны канглов.

(ссылка на Recherthes sur les langues turtares, Paris, 1820, t.1, p.315).

По мнению Неймана, истинное имя народа, который китайцы называли Кангюй и Канглы, есть Хангар (Changar), так как османские турки и теперь еще тюрков и монголов Средней Азии называют Хангар, и это же имя, по Константину Порфирородному давалось храбрейшим между печенегами (Die Volker des Suslicher Russlands, 1847, s.111).

Шотт (Ablandlungen королевской академии в Берлине, 1844) отождествлял кангл’ов с kangar’ами и с кангюй’цами Ханей. Соглашаясь с первым, Бретшнейдер замечал по поводу Кангюя, что тут только сходство звуков, ибо знаки разные (Notices, 1876, p.76). Но ведь и имя кангл’ов в «Юань-ши», в «Юань-чао-ми-ши», в «Гинь-ши» изображается самыми разнообразными знаками, однако это не мешало самому Бретшнейдеру признать, что все это одни и те же канглы (рр.73, 74 и пр.)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Выдержка из статьи АБДУМАНАПОВА Р.А. «К ВОПРОСУ ПРОИСХОЖДЕНИЯ КЫРГЫЗСКОГО ПЛЕМЕНИ КАНГДЫ»

«Представители канглийской знати, например упоминаемый "Юань-ши" некий Кайранбай, служили при дворе кераитских ханов, а китайское сочинение "Менуэр-шицзы" прямо пишет об их родстве: "Кераиты были предками канглы. Западные именовались канглы, восточные кераитами" [53].»

[53] Кадырбаев А.Ш. Тюрки и иранцы... - С. 35-36

**************************************************************************

А в книге Н.А. Аристова «Усуни и кыргызы или кара-кыргызы» есть интересные сведения, с иной точкой зрения о потомках канглов.

Стр.300 :

«Несколько более обстоятельные сведения содержатся в Itinetarium Wilhalmi de Rubruk, тоже францисканца, посланного к Мангу-хану французским королем Людовиком Святым. Он выехал с Волги, от Батыя, 15 сентября 1253 года и ехал сначала по землям канглов (cangle), «которых читают потомками римлян»[4], до 31 октября, делая ежедневно переезд, равный расстоянию от Парижа до Орлеана…».

__________________________________________

[4] Bergеron, pp.46, 47. В издании географического общества, по одной из рукописей (р.274) Cangle quaedam parentala Comanorum; в другом месте (р.265): Quidam Comani qui dicobantur Cangle

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

E.Bretschneider "Mediaeval Researches - From Eastern Asiatic Sources" v.1, 2001, originally published in 1887

с.304

...Как правило, считается (Klaproth, d'Avezac, Schott и др.), что печенеги, о которых говорится в русских летописях, которые занимали степи южной России 10 и 11 веках, и которые затем были вытеснены оттуда половцами или куманами, идентичны с канглы (Kanklys), которые во времена Чингиза проживали к востоку от Яика (Iaik) (т.е. река Урал - прим.А.). Это предположение, по-видимому, должно было быть найдено в утверждении Константина Порфирогенета (т.н. Багрянородного - прим.А.) (10 век), что три из наиболее могущественных племени Patzinakites (т.е. печенегов - прим.А.) были известны под названием Kangar. Abulfeda (ii.297) приводит цитату 10 века, в которой написано что Bedjenaks - тюркское племя - покинуло свое первоначальное местпребывание ( в Азии) и устроилось между хазарами и Румом (Византийской империей). Ibn Sayd, который жил тремя веками позже, которого также цитирует Abulfeda (ii.292) говорит, что горы Bedjnaks находятся к востоку от страны куманов. Abulfeda не упоминает Kanklys. Это имя также не появляется по-видимому у мусульманских авторов писавших в до-"монгольский" период...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Один народ они не составляли,так как печенеги(предположительно) и торки были огузами,а половцы-кипчаками.В степях южной Украины произошла история,которая имела место и в степях Казахстана и южной России-кипчаки потеснили огузов.

В те далекие времена почти наверняка не было почти никакой языковой разницы между огузами и кипчаками - у мобильных кочевников.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кангюй и канлы не одно и тоже.

Здесь такая же ситуация как с усунем.

Кангюй-иранское,а канлы-тюркское

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...