Перейти к содержанию

Рекомендуемые сообщения

http://www.eposmanas.ru/?page=511/

"...Богатырский конь Манаса Аккула наделяется такими же сказочно-гиперболическими чертами, как и сам Манас..."

Получается, что масть коня Манаса "бело-буланая".

Считаю, что кулан получил свое название от "кула"-буланый,

также возможно "каракуль" произошло от "кара-кула", т.е. возможно овцы этой породы имели такую масть

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Примечательным является факт того, что все племена Баргутской общности имели тюркоязычных предков: баргуты произошли от байырку; хори от тюркоязычного народа, имевшего тотемом лебедя; туласы являлись выходцам с Алтая, вполне возможно, это алтайские тёлёсы; туматы являлись потомками телеского племени дубо*.
 
*Б.Р. Зориктуев. Об этническом составе населения Западного Забайкалья и Предбайкалья во второй половине первого тыс. н.э - первой половине второго тыс. н.э. // Этническая история народов Южной Сибири и Центральной Азии. – Новосибирск: Наука, 1993. – С. 122. 

 

пo утверждению известного монголоведа Г. Н. Румянцева , байырку- баргуты ,  поколение монголов , 

Народное понимание термина «тумат/тумэт» развил Г. Д. Санжеев, обосновавший теорию о том, что туматы были войсковой организацией тех же хоринцев. Он же обратил внимание на тот факт, что в «Сборнике летописей Рашид ад-Дина» туматы названы «племенем и войском». Отсюда проистекал тезис о том, что «племя и войско» в данном случае это хори и тумат. Близкую позицию занимает сейчас Д. Д. Нимаев.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Хонгор - один из основных персонажей Джангара. Будет весело, если докажется близость ойратов к енисейским киргизам, а тянь-шан.киргизов назовут "некиргизами"

Кстати все время забывал об этом упомянуть..Читал где-то,что в эпосе "Джангар" ближайшим сподвижником и союзником гл.героя является пришлый иноземец Хонгор..Видимо - это отголосок союза ойрат и кыргызов в средневековье..И видимо это тесное сотрудничество стало причиной возвышения кыргызов в среде ойратов..действительно весело .. :lol:

 

sredi tuvincev esti rodovoe Hongor- Halha ,Turan navernaa знает ))

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Любовь Манаса кыз-Сайкал

Жил в Уч-Турфане Карача —

Калмыцкий славный аксакал.

Гордился очень старичок

Красивой дочерью Сайкал.

Но то, что девушка она,

В округе всей никто не знал.

Упрятав волосы под шлем,

Она, как истинный жигит,

Носила меч, копье и щит.

Когда убил себя Текес

И ханом избран был Тейиш,

Сайкал в доспехах боевых

Пришла к отцу и говорит:

— За честь и родину свою

Ценою жизни постою!

Манаса юного вот здесь

На эр-сайыше я убью!

Бурутов, взявших город наш,

Я из Турфана прогоню!

.................................

интересно что слово Сайкал казахский словарь переводит

сайқал

ар.

1) развращенная; гулящая (о жен­щи­не)

сайқал әйел → гулящая женщина; потаскуха; шлюха

2) перен. обманчивый; непостоянный

===============

Киргизский словарь

icon.pngКиргизско-Русский словарь Юдахина (kg-ru)

entry_p.pngсайкал

ар. южн.

полировка;

сайкал бер- полировать, придавать блеск;

әйнәгә берген сайкалдай ачылган жәштәр бизде бар фольк. у нас (есть) светлая молодёжь, будто полированное стекло.

expand_hide.png

icon.pngКыргызча-орусча сөздүк (Асанов Э.) (kg-ru)

entry_p.pngсайкал

полировка

сойку- гулящая девка по-кыргызски, думаю что по-казахски примерно также

По-калмыцки "сайглх"- идти мелкой иноходью.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Считаю что эпос "Манас" - чисто ойротский народный эпос наравне с Жангаром.

 

Надо выбросить исламские вкрапления и поздние добавления насчет врагов калмыков, то останется богатырский эпос ойротских народов которых сочиняли много лет назад и обогатели через поколения.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Из Вики:

"..Среди памятников эпического творчества тюркского народа огузов, переведенных академиком В. В. Бартольдом по рукописи XVI века, озаглавленной «Книга моего деда Коркуда» («Китаби деде Коркуд»), имеется «Рассказ о Бамси-Бейреке, сыне Кам-Бури», который совпадает с «Алпамышем» по сюжетy и именам некоторых действующих лиц. В этом огузском варианте"Алпамыша" нет ни Конграта, ни локализации действия в Байсуне, ни калмыцкой темы,..."

Про "калмаков" насочиняли потом казахо-узбеки.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Считаю что эпос "Манас" - чисто ойротский народный эпос наравне с Жангаром.

Надо выбросить исламские вкрапления и поздние добавления насчет врагов калмыков, то останется богатырский эпос ойротских народов которых сочиняли много лет назад и обогатели через поколения.

Хотеть не вредно и вредно не хотеть :D

Если выбросить исламские вкрапления и врагов калмыков,то получится как в известной летучей фразе "брюки превращаются в элегантные шорты".В вашем же случае получится "эпос превратится в фолько-фейкт от endh-а".. :lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Так какого роду-племени Манас ?

Ясно, что не кипчак и получается, что киргизы по эпосу получились из: кипчаки+Манасовцы+"кто еще ?"

Если как Алпамыш конырат, то будет "сдвиг" происхождения в сторону ойратства.

Хотя предположу, что Алпамыш из "банды саврасых", а Манас из "бело-буланых".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://textarchive.ru/c-1186256-p5.html

"...Роль кыпчакского компонента хорошо прослеживается и по данным более позднего источника — рукописи «Маджму ат-таварих». В описываемых здесь событиях действуют сыновья Ак-Тимур кипчака, которых назвали Джети-Кашка (ср. выше — итти кашка), затем кошун (войско) Ульмас-Кулана (ср. выше подразделения сарт-кыпчаков ульмас и кулон). Наряду с ними в событиях участвуют кипчаки Каркары (сын Каркары — Якуб-бек, сын Якуб-бека — Манас). Эти последние жили в Кара-Кишлаке. Как отмечает В. А. Ромодин в связи с переводом извлечений из названной рукописи, Кара-Кишлак находился, очевидно, в районе современного города Мерке (Казахстан); на современных картах там же показана р. Каракыстак. По преданию, относящемуся примерно к середине XVIII в., к западу от гор, расположенных поблизости от Мерке, находился город Кара-кыштак, в котором жил калмыкский хан Контааджы113. Хотя в одном месте рукописи и отмечается, что кипчаки Джети-Кашка были того же происхождения, что и Каркара, но все же, очевидно, речь идет о разных группах кыпчаков, тем более что Каркара назван дедом Манаса — легендарного героя одноименного киргизского эпоса. Поскольку мы коснулись эпоса, следует сказать, что некоторые из произведений «малого» эпоса (поэмы «Эр-Тёштюк», «Курманбек», «Олджобай и Кишимджан») воссоздают картины жизни именно племени кыпчак. В эпосе «Манас» видную роль играет соратник Манаса кыпчакский хан Урбю..."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Эпос Манас - вариант ойротского героического сказания (легенды) на кыргызском которые являются потомками алтайских ойротов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Foel.bik.org.kg%2Fru%2Fdownload%2F268%2F〈=ru&c=5778e5a7c5a7&page=3

С.18

".. Обращение к эпической поэзии якутов и алтайцев позволяет отметить, что в основе такого мироустройства киргизского сказания лежит более полное древнее мифологическое представление о трехчленном строении мира и о космической оси, связывавшей три зоны вселенной между собой. В роли космической оси в мифологии народов Южной Сибири выступает священное дерево.

В эпической поэзии якутов и алтайцев священное дерево имеет прямое отношение к биографии богатыря. Исследователь эпоса якутов, И.В.Пухов, отмечал, что священное дерево в олонхо не только олицетворяет космическую основу мира, но выполняет также функции покровителя членов рода1. Отсюда и

второе название этого мифологического образа – родовое дерево. В алтайских эпических поэмах родовое дерево часто

становится прибежищем осиротевшего малолетнего героя, недоступной твердью для врагов, стремящихся уничтожить последнего члена рода» Такой сюжетный ход имеет место в эпосе «Маадай Кара».

В киргизской эпической поэзии этот образ почти утратил свое прежнее космогоническое значение, частично сохранив лишь функции покровителя малолетнего богатыря. В эпосе «Семэтей» упоминается священное дерево Байтерек, под которым укрываются от преследователей овдовевшая Каныкей, и малолетний сын Манаса.

В эпосе «Эр Тештюк» сообщается, что на священном дереве гнездится птица Алпкаракуш. Герой убивает дракона, ежегодно пожиравшего птенцов этой птицы и, в благодарность за это, она выносит его на своих крыльях из подземного мира..."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Foel.bik.org.kg%2Fru%2Fdownload%2F268%2F&page=3〈=ru&c=5778ec7f77e9

С.24

"...Тештюк упоминается в «Манасе» как один из соратников богатыря. Он является важным действующим лицом в эпизодах» повествующих о поминках по хану Кокотою и заговоре семи ханов против Манаса. Кроме этого, по версии С.Каралаева, Бокмурун является сыном Тештюка и пери Айсалкын. Он был подброшен Кокотою пери Айсалкын и усыновлен им.

Упоминание о богатыре Тештюке в эпизоде поминального пира имеется в варианте другого крупнейшего сказителя-манасчи С.Орозбакова. Согласно этому варианту, во время поминального пира устраиваются соревнования пеших борцов.

Со стороны калмыков и китайцев на поединок выходит богатырь Джолой, обладающий неимоверной силой.

Ни один из киргизских богатырей не решается вступить с ним в борьбу. Тогда старец Кошой обращается с просьбой к Тештюку. Богатырь дает согласие, но мудрый старец все же не решается подвергнуть опасности, героя, только что вернувшегося из далекого похода и не окрепшего после перелета на крыльях птицы Зымырык /Симург/..."

"Джолой" объединенный контингент войск ойратов и киданей ?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Эпос Манас - вариант ойротского героического сказания (легенды) на кыргызском которые являются потомками алтайских ойротов.

Бла-бла-бла..и ничего больше..ни фактов в свою пользу,ни аргументов..очередной нескончаемый поток несуразных голословий от нашего endh-а.. :D:lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Участницы :1. Раиса Атамбаева –Первая леди 2. Шайгуль Алсеитова – Заслуженная артистка КР , актриса 3. Венера Эсеналиева – учительница 23 школы, «Отличник образования» 4. Жамбы Карыбекова- Председатель совета ремесленников КР. 62 года. Многодетная мать. Нарынская область 5. Элина Абай кызы- актриса, Награждена медалью “Данк” . 25 лет 6. Аяна Касымова- певица. Финалист российского ТВ шоу “ Народный Артист” 17 лет. 7. Сарыкеева Гульжамал – Победительница чемпионата КР по тогуз коргоол 2016 года в командном зачете, 4-х кратная победительница Универсиады

В сюжете ролика - фрагмент из эпоса "Манас", когда жена Манаса Каныкей за одну ночь перешила штаны друга Манаса Кошоя перед битвой с Джолоем, и он в свою очередь благословил ее. Он символизирует следующее: при возникновении проблемы, кыргызский народ сплочается и решает ее сообща. И в этой взаимопомощи рождается новая, еще большая сила народа. Кандагай (штаны) сшитые Каныкей вдохновил Кошоя на победу, а его благословение - на рождение ребенка-баатыра.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Примечание: кандагай

мужские штаны из кожи горного козла (для эпического богатыря обязательны);
төрө Манастан калган кандагай фольк. кожаные штаны, оставшиеся от господина Манаса;
кара боюн тыңданып, кандагайын шымданып фольк. подтянув свой стан и заправив рубашку в кожаные штаны.

Толубаев М. О значении слова «кандагай» из эпоса «Манас»

http://www.eposmanas.ru/?page=547

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 23.05.2016 в 18:29, Мерген сказал:

http://www.istmira.com/novosti-istorii/6155-buddizm-kushanskaya-imperiya.html

"...Кушаны жили на территории современного Афганистана (сердце Евразии). Вес оставался тот же, а на обеих сторонах монет изображались боги: индийский бог Шива, бог солнца и хранитель народа Ирана – Митра, греческий бог неба и

воздуха – Анемос.

Кушаны контролировали и морской Шелковый путь. Благодаря весьма удачному расположению империя постоянно обогащалась. Канишка считался покровителем буддизма. Эта религия была близка кушанскому населению....Буддизм стал государственной религией.."

http://broukgauzefron.slovaronline.com/Д/ДУ/38317-DUSHA

"...в случае смерти Д. покидает тело окончательно. Эту расстающуюся с телом субстанцию народная мысль представляет себе как дыхание, дуновение, легкое облачко, пар, тень, летающую бабочку или птичку; но особенно распространено сравнение с дыханием, следы которого сохранились и теперь в языках культурных народов (anima, греч. anemos, санскрит. atman — дух, дыхание, Д.: spiritus, ψυχή, πνεΰμα и т. д.).."

http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1022614

""Манихе́йство — составленное извавилонско-халдейских, иудейских,христианских, иранских (зороастризм)гностических представленийсинкретическое религиозное учение перса Мани, или Манеса (род. 14 апреля 216, Мардину, Селевкия-Ктесифон, Вавилония — ум. 273 или 276, Гундишапур, Вавилония: убит по требованию священников — последователей Заратустры брошенным в него камнем) периода античности. Наряду с зороастризмом и митраизмомманихейство было одной из самых влиятельных иранских религий.""

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://kghistory.akipress.org/unews/un_post:7340

 "во всех версиях сказания одним из главных врагов Манаса указан эпический герой Жолой, имя которого ученые отождествляли с именем гурхана кара китаев Елюй Даши, основным противником Ван хана. Очевидно, в данном случае мы обнаруживаем в сказании отражение эпохи противостояния двух великих держав Центральной Азии кара китаев и кераитов, которые сыграли немаловажную роль в судьбе кыргызского народа и эпоса «Манас»."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
В 18.03.2017 в 01:42, Noghay сказал:

Хотелось-бы посмотреть более долгие по продолжительности видео-сказания эпоса Манас. Можете скинуть? Особенно вы Rust. 

В смысле видео-сказания? В ютубе много отрывков. Надо посмотреть дома был какой-то диск.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...