Перейти к содержанию
Гость Эльтебер

Тибетская Астрология

Рекомендуемые сообщения

Гость Эльтебер

Тибетская Астрология

Осенью 1999 года мы совершили поездку в Индию. Основной целью было участие в астрологическом семинаре, проводившемся Институтом тибетской астрологии и медицины в Дхарамсале (небольшой городок в Гималаях, в котором находится резиденция Далай-ламы, по соседству с долиной Кулу).

...Помимо этого мы посетили несколько буддийских монастырей, неожиданно для себя получили аудиенцию у Его Святейшества Далай-ламы, поработали в Библиотеке тибетских архивов и в Институте традиционного знания Индии – Бхаратья Видья Бхаван, приобрели гору астрологических текстов (старались отыскать их, где только возможно, на протяжении всего путешествия) и, наконец, съездили в Южную Индию к уникальному астрологу, держателю традиции Бхригу. Из всей массы необыкновенных впечатлений, обрушившихся на нас в путешествии, последнее оказалось, пожалуй, самым сильным – именно о таких событиях говорят, что они могут кардинально повлиять на течение всей жизни. Однако, об этом более подробно рассказывается в очерке К. Диланян “Предсказание, сделанное после захода солнца”. Здесь же мы поговорим о предмете, который, собственно, и послужил главным поводом для поездки – о тибетской астрологии.

Уникальность и привлекательность системы тибетской астрологии состоит в том, что в ней параллельно существуют, и гармонично сочетаются две совершенно разные традиции – китайская и индийская. Конечно, сейчас уже нельзя их воспринимать в чистом виде – за прошедшие века тибетские астрологи кое-что творчески переработали, привнесли много своего (кроме того, считается, что заимствованное астрологическое знание Индии и Китая легло на уже имевшийся фундамент традиционной астрологии местной тибетской религии Бон-по). Тем не менее, такое уникальное сочетание двух главных, не прерывавшихся в течение тысячелетий, восточных астрологических традиций в одной стройной системе практического знания, не может не привлечь внимания глубоко интересующихся астрологией исследователей. Еще больший интерес, и даже некоторый драматизм ситуации придает то обстоятельство, что тибетская астрология сейчас находится на грани исчезновения. Это не преувеличение, – наша поездка в официальный центр традиционного тибетского астрологического образования и исследований, находящийся под личным патронажем Далай-ламы, подтвердила самые худшие опасения (в глубине души я надеялся на обратное). Сейчас в живых остались буквально единицы настоящих тибетских астрологов, прошедших полное традиционное обучение (по крайней мере, хочется верить, что действительно полное). И все они, к сожалению, уже немолодые люди, живут очень далеко друг от друга (в разных частях Индии, в Непале и Бутане) и может случиться, что они так и не передадут ключевые знания никому из молодежи.

Еще в 1994 году наш учитель Чагдуд Тулку Ринпоче сказал нам в частной беседе, что тибетская астрология практически уже умерла. “Старики пересекретничали, – говорил он, – не хотели отдавать тайное знание в случайные руки, а теперь тибетцы спохватились, да уже поздно... Кто-то погиб во время оккупации в Тибете, кто-то уже умер от старости, а большинство уцелевших владеют лишь частью знания. Текстов, таблиц существует огромное количество, они пока еще доступны, однако никто не имеет к ним ключей. Традиционные тексты без устного наставления опытного мастера – мертвы. Это всего лишь зашифрованные конспекты, понятные лишь посвященному”. Тогда же Ринпоче, впечатленный нашими астрологическими познаниями и искренним интересом к тибетской астрологии, благословил нас на работу по сбору материалов и восстановлению целостной системы тибетского астрологического знания, используя для этого те ,,ключи’’, которые еще сохранились в традиционной западной астрологии. Задача не из легких, и неизвестно, хватит ли жизни для ее завершения, однако, игра стоит свеч. Знание западной системы, владение ее разнообразными техниками помогает обнаружить аналоги в тибетской астрологии. Что-то, что утрачено современными тибетскими астрологами, оказывается живо в западной системе, и – наоборот. Неоценимую помощь здесь, конечно же, дает и владение индийской астрологией. До настоящего высокого профессионализма в ней нам, разумеется, еще далеко, однако, даже овладение основами – уже открывает такие горизонты, о которых раньше и не помышляли.

Итак, тибетская астрология состоит из двух главных частей – так называемой “черной астрологии” (астрология элементов, или собственно астрология, как ее называют тибетцы) и “белой астрологии” (астрология планет, или “астрономия”, как переводят ее название тибетцы). В основе астрологии элементов лежат, как сейчас принято утверждать, древние астрологические знания до-буддийской религии Бон-по, на которые позже (начиная со II века до н.э.) оказала сильнейшее влияние китайская система астрологии элементов. Это система, о которой все теперь на Западе наслышаны, благодаря популяризируемым журналистами встречам Новых годов Желтого Кролика, Белого Дракона и т.д., и т.п.

В основе “белой” астрологии лежит система Шри Калачакра-Тантры – система космологии и астрологии, и одновременно – один из высших путей достижения Освобождения в тантрическом буддизме. Текст Калачакры впервые был переведен на тибетский язык в 1027 году н.э. С тех пор ежегодно по нему рассчитываются традиционные тибетские астрологические альманахи, которые служат основным инструментом в повседневной работе тибетского астролога. Калачакра-тантра делится на три части, три уровня – Калачакра Внешнего, Калачакра Внутреннего и Калачакра Иного (или, по-другому, – Внешняя, Внутренняя и Альтернативная, или Тайная Калачакра).

Калачакра Внешнего описывает устройство нашего физического мира, дает целый ряд рекомендаций, связанных с грядущей войной Светлых и Темных сил на Земле, расчеты календаря Калачакры, хронологию, космологию, астрологические правила и вычисления.

Калачакра Внутреннего имеет дело с ,,внутренним миром’’ человека, описывает процессы внутриутробного развития и родов, строение и функционирование человеческого организма и психики, энергетические центры и каналы тела, различные праны и т.п., а также влияние внешних сил, таких как планеты и звезды, на человеческое тело и его функции.

Калачакра Иного – самая сокровенная и мало кем практически изученная, но самая важная, – описывает медитативную и йогическую практику, посвящение, визуализацию и т.д., здесь же описано и состояние Просветления – результат всего того, что надлежит проделать практикующему эту тантру. Собственно, это и есть инструкция к прохождению высшего тантрического пути Калачакры.

Уникальность тибетской астрологии в современном мире заключается, как мы увидели, еще и в том, что она является неотъемлемой частью живой религиозной практики, важнейшей составляющей одного из высших путей реализации конечной цели человеческого существования на Земле.

Кроме того, для России учение Калачакры имеет особое значение. Издавна представления о Шамбале у народов Востока связаны с северным направлением. С Севера должен прийти грядущий будда Майтрейя, на Север лицом повернулся Шакьямуни, обретя просветление. Шри Калачакра-Тантра – учение, впервые преподанное Буддой царю Шамбалы, передавалось там из поколения в поколение, и поныне считается главной “религией” этой полулегендарной страны. Несомненно, Россия самым тесным образом связана с этим “надмировым” государством – на огромных ее просторах учение Калачакры издавна было укоренено среди народов, исповедовавших буддизм. Крупнейший во всем мире храм Калачакры построен в начале ХХ века не где-нибудь, а в Санкт-Петербурге.

Вообще, глубинная связь России с эзотерическими учениями Востока, и ее активизация и обновление именно в наше время, требует отдельного серьезного разговора. Пока же можно кратко обозначить ее так: круг времени в очередной раз замыкается – народы, в незапамятные времена двинувшиеся с территории нашей страны в сторону Востока, принесли туда свой язык, свои священные знания, основали там великие государства, обогатили свою культуру откровениями и практиками местных древних культур, – создали в союзе с ними тот необыкновенный синтез, который теперь очень условно можно обозначить как индусско-буддийский культурный феномен (центром и осью которого является детально разработанная религиозно-философская практика, связанная с целым рядом священных тайных наук). Теперь начался обратный процесс – квинтэссенция сакрального знания Индии, запечатленная в учениях и практиках северного буддизма, постепенно возвращается назад – в ту страну и к тому народу, предки которого когда-то начали этот многотысячелетний виток Времени.

Несомненно, что такое возвращение к самому себе через много тысяч лет, может оказаться чрезвычайно плодотворным – как для потерявшегося в попытках найти себя великого народа, так и для последних носителей великого учения Освобождения, которые уже начали опасаться, что оно вот-вот навсегда исчезнет с нашей планеты. Кажется весьма символичным, что происходит это как раз на рубеже двух тысячелетий.

Борис Бойко

http://www.astrol.ru/tibta.htm

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...