Перейти к содержанию
Гость БОЗГУРД

Происхождении Киевской Руси

Рекомендуемые сообщения

Гость БОЗГУРД

ОТ АСОВ К "РУС"АМ

Алекпер АЛЕКПЕРОВ,

кандидат исторических наук

_______________________________________

В науке существует традиционная мысль о том, что во второй половине IX века в Восточной Европе складывается но­вое государство, впоследствии ставшее известное как Киевская Русь. Реликтами этого полиэтнического государства ныне яв­ляются русские, украинцы и белорусы.

Начиная с XVIII в., история формирования этого госу­дарства интересует многих историков, с того времени разделив­шихся на два лагеря - норманистов и антинорманистов. Первые из них утверждают, что название "русь" и государственность в данный ареал привнесли норманы-викинги. Вторые же ратуют за славянское происхождение "руси". Однако необходимо от­метить, что не последнее место в формировании государствен­ности Киева играли и различные тюркские племена. Но при господстве европоцентризма в дореволюционной российской историографии, взятой на вооружение советскими историка­ми, влияние тюрок на славянский мир в целом всегда своди­лось к минимуму.

Согласно письменным источникам, русы на протяжении 864/884-1035 гг. совершили на Каспий и Азербайджан около 11-ти известных нам походов (Минорский В.Ф. Русь в Закавка­зье (Новые данные). «Acta Orientalia Hungarica”, t.III, fase 1-2, 1953, pp. 207-210).

Следует отметить, что с утверждением арабов на Каспий­ском море Волжский путь становится основной водной магис­тралью, который связывал Восток с Севером. Основным видом экспорта мусульманского Востока на Север было серебро. Пер­вый этап его проникновения в северные районы Европы дати­руется 40-ми годами VIII в. Второй этап охватывает промежу­ток с 833 г. по 900 г. Ранний приток восточного серебра харак­теризуется значительным притоком монет африканской чекан­ки. Но уже в первой половине X в. (905-960 гг.) преобладающее большинство всех европейских кладов состоит из саманидских дирхемов. Уменьшение притока серебра в период его второго проникновения в район Причерноморья, поскольку он остался в стороне от главной торговой магистрали, по времени совпада­ет с активизацией в этом районе русов (839 г. - русы в сообще­нии Вертинских анналов; 842 г. - нападение русов на Амастриду; 864-884 гг. нападение русов на Каспийское побережье в правление Хасана ибн Зейда). Однако, анализ этих же источни­ков свидетельствует о том, что походы, совершенные русами на Каспий и в Азербайджан, не имели никакого отношения к Ки­еву, ибо в то время, как о них сообщают арабские историки и путешественники, а также албанский хронист Моисей Каланкатуйкский, исключительно все славянские летописи о них молчат, т.е. если эти походы были предприняты на государст­венном уровне, как это традиционно трактуется в науке, то ме­стные источники, хоть вкратце, должны были бы зафиксиро­вать их. Тогда как Нестор - автор славянской летописи "По­весть временных лет" (ПВЛ) (писал между 1100-1113 гг.) стара­ется упрятать истинное происхождение "руси" и для него это "... варяги, славяне и прочие, прозвавшиеся русью" (ПВЛ. М.-Л., 1950, т. 1, с.216, 232) (все выделено нами - автор). Греки называют их скифами или тавроскифами, а арабы однозначно причис­ляют их к тюркам, и во всех источниках, впервые упоминаю­щих русов, данный этноним пишется с одним "с".

Подробнее >>>

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В китайской хронике "История младшей Хань", завершенной в пятом веке н.э., сказано, что район аланов прежде именовался Антсай (Ан-тсай) [+14]. Провинция Антсай впервые упомянута в отчете китайского посланника Чанг-Киена в 128 г. до н.э. Она, возможно, находилась вблизи Аральского моря. Поскольку Чанг-Киен не посещал эту территорию лично, он должен был позаимствовать информацию относительно нее у йю-ки. Я считаю, что само имя провинции Антсай - тохарское, исходящее из тохарского слова "ант", которое означает "равнина", "низина". Если это так, то и народ ант (анты) получил такое название, поскольку он жил на равнинах или в степях [+15]. В таком случае имя русского племени поляне вероятно произошло от слова "поле".

Народ анты впервые упомянут в западных источниках римским географом Помпонием Мела, работа которого была написана около 44 г. н.э. Согласно его информации, анты жили где-то "выше" гипербореев и амазонок [+16]. Плиний, который завершил "Естественную историю" в 77 г. н.э., также упоминает антов [+17]. Греческие авторы этого периода не упоминают их, но мы можем предполагать, что те же люди подразумеваются греками под именем асии (), асэи () или ассэи () [+18]. Асии могут быть отождествлены с ас ("асы" или "иясы" русских летописей), т.е. прародители осетинов. Ас были иначе известны как аланы. Итак, как мы видели, китайские хроники отождествляют аланов с антсай. Отсюда следует, что анты римских авторов и асии греческих были различными транскрипциями одного имени. Сокращение имени ант в ас может быть объяснено на базе фонетических законов греческого языка (сравните  и ) [+19]. Полагаясь на авторитет донесения Чанг-Киена, мы можем предположить, что около 127 г. до н.э. анты или ас жили поблизости Аральского моря, т.е. в современном Казахстане.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В китайской хронике "История младшей Хань", завершенной в пятом веке н.э., сказано, что район аланов прежде именовался Антсай (Ан-тсай) [+14]. Провинция Антсай впервые упомянута в отчете китайского посланника Чанг-Киена в 128 г. до н.э. Она, возможно, находилась вблизи Аральского моря. Поскольку Чанг-Киен не посещал эту территорию лично, он должен был позаимствовать информацию относительно нее у йю-ки.

Ув. Василий,

видимо Вы пользовались английским текстом, и европейская транскрипция ввела Вас в заблуждение ;) В русской транскрипции принято передавать страну в Приаралье Antsai как Яньцай, имя Cang Kien как Чжан Цянь, народ yu ki, к которому он был послан, как юэчжи. Т. е. в Яньцай никаких антов не было. В той же "Хоу Хань шу", на которую Вы ссылаетесь :) говорится, что страна Яньцай сменила название на Алань. Многие авторы считают эту местность одним из очагов, откуда начались сарматские миграции на запад. (Хотя есть предположения, что экзоэтноним славян "анты" имеет иранское или тюркское происхождение).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ув. занатоки китайских источников.

Надо не фантазиями заниматься, на тему фонологических интертрепаций на основе сообщений источников письменности, у которой нет никаких реальных возможностей передавать звуки однозначно.

Надо читать вдумчиво сообщения античных авторов. А там достаточно информации, чтобы понять: анты - это лесное население, которое никакого отношения не имеет ни к Кавказу, ни непосредственно к аланам.

Игра в слова сейчас в моде, а вот обращаться к смыслу самого сообщения после такой игры, забывают.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Надо не фантазиями заниматься... бла бла бла...

Надо читать вдумчиво сообщения... бла бла бла...

Игра в слова сейчас в моде... бла бла бла...

Почтеннейший, а неплохо бы вам давать позитивную информацию, а не бросать нам, грешным, поучения. Мы почти все здесь уже вышли из школьного возраста <_<

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ув. Василий,

видимо Вы пользовались английским текстом, и европейская транскрипция ввела Вас в заблуждение ;) В русской транскрипции принято передавать страну в Приаралье Antsai как Яньцай, имя Cang Kien как Чжан Цянь, народ yu ki, к которому он был послан, как юэчжи. Т. е. в Яньцай никаких антов не было. В той же "Хоу Хань шу", на которую Вы ссылаетесь :) говорится, что страна Яньцай сменила название на Алань. Многие авторы считают эту местность одним из очагов, откуда начались сарматские миграции на запад. (Хотя есть предположения, что экзоэтноним славян "анты" имеет иранское или тюркское происхождение).

С небольшой поправкой - страна сменила название на Аланьляо, не Алань. Бретшнайдер когда-то по ошибке или из-за дефектного текста написал Аланья. Это не может быть ант или алан, конечно, в древности первый слог имел гортанную смычку и передавал слоги вроде га- или ка-.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для krig.

Извините, погон не разглядел.

Но надо бы понимать, что если кто-то встрянет в такой разговор, то он тоже не школьник. Правда, всегда рад поучиться чему хорошему.

А теперь давайте позитив.

Прошу Вас сделать хронологическое, пространственное и лингвистическое совмещение всего сказанного относительно антов в единую табличку.

А затем указать, что из источниковой базы, а что от себя. Источники мы оставим в стороне, а вот над предложениями поработаем.

Греческое письмо. Факт наличия термина в них не означает, что до нас дошла истинная форма самоназвания упоминаемых племен. Нет пока никаких достоверных подтверждений, что этот термин передает самоназвание неких людей или это обобщенное название, данное им грекам из расхожих словес, не дошедших до нас.

Греки часто писали с контрактациями, то есть пропускали некоторые буквы: ГСГ = ГГ или ГСГ = ГС. Всегда есть большая вероятность, что на стыке согласных пропущена гласная - это остаточные методы консонантного письма, но и новобретенные приемы скорописи на полной алфавитной базе. Учитывая это можем иметь вариант: ??C???. Как вариант, можно рассматривать и ?????? и другие. Что в результате получиться? Матрица исходного текста с вероятными подстановками в лакунах, которые с полным основанием имеют право на существование и рассмотрение. Как определим меру истинности в поиске фонетического прототипа?

Чем вы еще оперируете – китайскими источниками? Прелесть. С конца владычества Цинь-Ши Хуана наука в Китае находилась под землей - ведь он всех ученых закопал, а книги сжег, оставив самые прагматичные направления. По истории ситуация была еще хуже. Завоевав все сопредельные государства и уничтожив правящие дома, он, естественно, постарался и память о них уничтожить. Ну а после смерти его – разброд, восстания и войны, уничтожение всей системы и построение ее заново. Ведь к власти пришли простые люди – от корыта. Не было тупее первых правителей династии Хань, заклеймивших себя необузданным тиранством.

А к чему это все? А к тому, уважаемые, что на протяжении столетий(!) в Китае перетряхивалась тонюсенькая культурная среда, еле выжившая в период гонений.

А что письменность? Коль гибнут массово грамотные люди, то и с ней не здорово. Вспомним основной принцип сегодняшнего кит. письма: отсутствие семантического и фонетического значения с определенным графическим знаком. Это сейчас, после долгих лет нормирования как-то устоялся набор фонетических соответствий и тоновых распределений на матрицу слогов и графики. А кто даст гарантию, что не происходило подвижек в этих соответствиях и что фонетика, оторванная от знака не жила своей полнокровной жизнь в период завоеваний, глупости и забвения?

Конечно, можно ссылаться на обширную работу по поиску терминологических соответствий в китайской иероглифике и других писм. памятниках. А где независимые критерии, или достаточно авторитета китайских исследователей?

Посему, результаты подобного рода изысков напрямую зависят от длинны языка говорящего, потому как договориться можно до абсурда. Пример простой: некий Вентрис, решил утереть нос всем и «дешифровал» минойское письмо В с помощью греческого языка. Тоже сопоставлял, мудрил с иными знатоками. Итог: аплодисменты, лавры! Некое время спустя – наши дни: так называемое слоговое письмо В, «дешифрованное Вентрисом», возымело свойство передавать знаки несколькими звуками (для некоторых число озвучиваний доходит до десятков). И все нормально, микенология расцветает. Главное результаты не проверять и себя любить. Да еще не забывать гнать назойливых вопрошателей.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Этот отрывок скопирован с электронного адреса, чтобы хоть с чего-то начать. К нему добавляется, уже данные с академических изданий.

Вопрос о «ранних антах», которые, по сообщению Иордана, были в конце IV в. союзниками или подданными гуннов, осложняется особой точкой зрения, высказанной впервые в работе А.Ольрика. Автор заявил, что анты Божа были не анты-славяне, а кавказские аланы, которые сами называли себя антами и которые имеют в своей (осетинской) традиции воспоминания о борьбе с племенем “Gut”. Вслед за Ольриком стали считать антов Божа аланами Л.Шмидт, который вообще весь эпизод войны Винитария с Божем склонен рассматривать как миф, и Г.В.Вернадский, который сводит “ант” к “ас” – осетин, алан и пытается обьединить сообщения Аммиана Марцеллина о войне остроготов с аланами с данными Иордана о войне остроготов с антами. В обобщающей статье о древних славянах Г.В.Вернадский изменил толкование этнического имени “анты”, название “анты” – аланского происхождения, потому что в осетинском языке слово “anda” значит “вне”, слово “andag” значит внешнее, а в санскрите «anta», значит «конец», «граница». «Некоторые из этих «внешних» племен, осевшие в Восточной и Средней Европе, были чисто аланскими, другие были славянами, которые подпали под господство аланских родов, но со временем ославянили своих владык. Еще другие не были ни иранцами, ни славянами, но тоже находились под аланским владычеством, вроде “Andi” на Северном Кавказе”.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Н.И.Васильева Великая Скифия.

Киммерийцы обитали в южнорусских степях еще в начале железного века (1 тыс. до н.э.), но конечно, их культура сложилась намного раньше. Археологические исследования показывают, что в позднем бронзовом веке, в 1600-1000гг. до н.э., степную и лесостепную зону Восточной Европы занимала СРУБНАЯ культура, принадлежавшая земледельческо-скотоводческим народам "индоевропейского" (арийского) типа. Поскольку именно в этих местах письменные источники и помещают "место жительства" киммерийцев, надо полагать, что Срубная культура и представляет собой реальный след "киммерийского царства".2

Срубная культура обнаруживает полную преемственность с более древними КАТАКОМБНОЙ (2000-1600г. до н.э.) и ЯМНОЙ культурами 3 тыс. до н.э., занимавшей те же земли Южной России. Ямная культура считается "протоарийской": именно от нее исходили те импульсы, которые привели к сложению на обширных территориях Европы и Северной Азии в 3 - начале 2 тыс. до н.э. многих народов индоевропейской языковой семьи 3.

Все эти культуры отличались одним и тем же обрядом погребения в курганах, различавшимся лишь в деталях (сначала под курганом делали обычную яму, затем - более сложную конструкцию в виде катакомбы, а в эпоху поздней бронзы укрепляли ее деревянным срубом; в связи с этим этапы культуры южнорусских степей 3-2 тыс. до н.э. и получили соответствующие названия). На протяжении всей эпохи бронзы сохранялись преемственность типа керамики, жилища и других характерных признаков. Тип хозяйства (смешанного, сочетавшее оселое скотоводство с пашенным земледелием) в этот период не претерпевал существенных изменений. Наконец, как показали антропологические исследования, физический тип населения также оставался постоянным.

Очевидно, что Срубная культура эпохи поздней бронзы, в ареале распространения которой древнейшие источники упоминают киммерийцев, сложилась на старом месте обитания ариев, на их "исторической прародине". Киммерийцы как носители Срубной культуры оказываются прямыми наследниками степных ариев Восточноевропейской равнины; их предки предпочли остаться "дома", тогда как другие расселились по всем направлениям в Европу и Азию. Неудивительно, что древняя традиция, представленная в Библии, называет киммерийцев старшим из народов индоевропейской семьи!

Само название киммерийцы/кимры, скорее всего, означает просто "степняки" (в одном из древних арийских языков анатолийской группы "степь" - это "гнмра"). Память о степной, киммерийской прародине долго сохранялась в северной Европе...

У Геродота сказано ясно:

"ОБЩЕЕ ЖЕ ВСЕХ ИХ (СКИФОВ) НАЗВАНИЕ-СКОЛОТЫ, ПО ПРОИМЕНОВАНИЮ ЦАРЯ; СКИФАМИ ЖЕ НАЗЫВАЮТ ИХ ЭЛЛИНЫ".10

Подчеркнем, что название "сколоты" носила не какая-то малая часть скифов (как утверждают некоторые историки 11), но имено все скифы в целом; ничего другого из сообщения Геродота вывести нельзя. Почему возникло желание "сократить" ареал распространения имени "сколоты" и свести его к самоназванию небольшой приднепровской группы "скифов-земледельцев"? Да потому, что выясняется: к названию СКОЛОТЫ восходит современный этноним СЛАВЯНЕ...

В самом деле, название "сколоты" образовано от древнего славянского слова "коло", круг. Это слово было связано с солнечным культом и имело смысл "солнечный круг"; этот смысл и отразился в этнониме. Хорошо известно, что древнейшие источники употребляют термин "славяне" в форме "склавены; такая форма сохранилась и в некоторых языках (например, в испанском - "эсклаво"). Понятно, что к корням типа "слово" или "слава" (позднейшие псевдонаучные этимологии) происхождение названия "славян" свести нельзя, зато отчетливо выявляется связь: СКОЛО - СКЛА (по закону, сохранившемуся и в современном русском языке), плюс замена древнего суффикса на новый.

Наконец, название "роксаланы", "россомоны", которое справедливо связывают с именем "рос", Россия, имеет больше соответствия с древне-индийским ruksa, чем с иранским rauxsna (оба слова со значением "светлый"). Топоним, встречавшийся в древности на западном берегу Крыма - Rossotar - можно перевести с санскрита как Белобережье.71

Занятно, что один из древнейших славянских этнонимов, "анты", имеет хорошее обяснение из санскрита: anta в древнеиндийском - конец, край... В таком случае, "акты" в точности соответствует современному "украинцы" (если учесть, что древние анты обитали от Днестра до Днепра, это, в общем-то, и не удивительно). А вот древние бастарны, обитавшие на рубеже н.э. в восточном Прикарпатье и являвшиеся, судя по всему, тоже славянами, явно получили свое имя при каких-то нехороших обстоятельствах: bast-arna в древнеиндийском означает "дети рабов"... Не удивительно, что со временем это название вышло из употребления.

Из санскрита можно объяснить многие "скифские" и боспорские личные имена. В причерноморской эпиграфике упоминаются: Бутунат, Магадава, Майасара, Камасарон. Первое и второе в Индии известны как имена бога Шивы, второе образовано от слова "майа" (мать), третье - от "кама", любимый (тоже имя индийского бога). Скифский царь Палак, сын Скилура, имеет "родственников" в Индии: в древне-индийском "палака" - защитник, принц; это имя носили несколько индийских принцев, известных из истории. Имя царя Таксака также находит соответствие в древне-индийском.

Давление "общепринятого мнения" оказывается порой сильнее научной мысли, и О.Н.Трубачев все же так и не смог отказаться от идеи ираноязычия скифов... Согласно его концепции, индоарийский язык был в южной России реликтом древнейшей эпохи; на нем говорили только "старые скифы" - приазовские синды и меоты, тогда как собственно скифы, пришельцы с востока в начале 1 тыс. до н.э., были-таки ираноязычны. С "индоарийскими" синдами и связана, по Трубачеву, древняя культура земледелия в Причерноморье, скифам же остается только "кочевание"...72

Однако же собранные им самим факты противоречат этому выводу. Как же могли быть скифы "ираноязычны", когда установлено, что многие имена их царей и богов никак нельзя объяснить из иранского?73 А ведь кроме этих имен, бесспорных образцов "скифского языка" у нас нет. Притом следует напомнить: с точки зрения современников, все жители Приазовья - Причерноморья говорили на одном и том же языке и были одним народом. Источники античной эпохи нисколько не отделяют меотов и синдов от скифов-сарматов, так что названия этих народов соответствуют скорее территориальным, чем этническим подразделениям. "Скифский" и "синдо-меотский" языки - это одно и то же.74

Так что же, выходит, что скифы говорили на санскрите?... Очевидно, что это не так. Выявленные в последнее время скифо-индоарийские связи нисколько не отрицают обнаруженных прежде скифо-нранских связей. Следует вообще отказаться от попыток найти на территории Русской равнины как "индоязычие", так и "ираноязычие". Первое сложилось в Индии, второе - в Иране. Не было в русских степях никаких "индийцев" или "иранцев", которые взяли, да так целиком и переселились на юг вместе со своими языками. На самом деле здесь существовала самостоятельная этническая общность, очень сильно отличавшаяся от южноазиатских; индийская и иранская ветви - ее порождения, эманации, возникшие при культурном контакте, взаимодействии двух несхожих миров. Исходная "протоарийская" общность Русской равнины никуда не "утекала", пребывая сама собой, но управляющие импульсы, посланные ею на юг, оказали сильное воздействие и дали толчок "дочерним" цивилизациям.

"Лингвистический дурман" рассеялся благодаря серьезным исследованиям, и стало ясно, что отразившийся в южнорусских топонимах и личных именах СКИФСКИЙ ЯЗЫК ЕСТЬ НЕ ЧТО ИНОЕ, КАК "ПРОТОАРИЙСКИЙ" ЯЗЫК, ТОТ САМЫЙ, ОТ КОТОРОГО В СВОЕ ВРЕМЯ ПРОИЗОШЕЛ И ЯЗЫК "ВЕД", И ЯЗЫК "АВЕСТЫ".

Итак, древний скифский язык все же сохранился. Правда, не в исходном состоянии, но в виде двух "боковых ветвей", во многом близких "основному стволу". Более того, он сохранился в виде двух хорошо известных памятников письменности, представляющихо собой, помимо прочего, огромную культурную ценность. Однако есть еще одна проблема. К какому времени относятся эти памятники, в сущности, совершенно неизвестно. А это значит, неизвестна и та эпоха в развитии "скифского языка", которую эти памятники отражают...

"Веды" были записаны в современном виде примерно в 11-9вв. до н.э., когда среднеазиатские арии только-только пришли в Индию; "Авеста" - на несколько веков позже. Известно, что как индийская, так и иранская цивилизация имела жестко сословный, "кастовый" характер. Благодаря этому элитарные слои долго сохраняли принесенную извне традицию (хотя в конце концов, конечно, тоже подверглись местному влиянию).

С тех пор "Веды" и "Авеста" не менялись. Но у нас нет никаких оснований полагать, что эти памятники были созданы в самый момент миграции ариев в Индию и Иран. Наоборот: все указывает на то, что они существовали намного раньше, еще на арийской "прародине" (правда, считается, что Авеста-"авторское" произведение, однако ее автор, скорее всего, переработал более древние тексты). Между тем хорошо известно, что язык, на котором написаны религиозные тексты, может сохраняться в неизменном виде сколь угодно долго. Например, современная католическая церковь использует латынь, которая вот уже полторы тысячи лет как вышла из употребления. И наверняка будет использовать этот мертвый язык и дальше, пока вообще не прекратит свое существование...

Учитывая эту особенность религиозной традиции, датировать "Веды" и "Авесту" 1-м и даже 2-м тысячелетием до н.э. не представляется возможности. Скорее всего, эти тексты уходят в еще более древние времена... Как полагал выдающийся индийский исследователь Бал Гангадхар Тилак, "Веды" были созданы еще на североевразийской прародине ариев, около 6 тыс. до н.э.;75 но даже и эта дата, в целом согласующаяся с традиционной индийской хронологией, может оказаться слишком поздней.

То же самое, в принципе, можно сказать и о других реликтах "скифского языка" - именах и топонимах, которые обнаруживают родство с санскритом. В самом деле, личные имена обычно имеют свойство сохраняться, пока жива поддерживающая их религиозная традиция (введение новой религии, христианства, например, сопровождалось и тотальной сменой имен). Вообще имена - это самая консервативная часть языка. Не удивительно, что "скифские" имена обнаруживают родство с языком "Вед": они наверняка восходят к той черезвычайно отдаленной от нас эпохе, когда этот памятник и был создан.

А что касается топонимов... Если скифы были автохтонами, потомками "изначального" населения Южной России (а они ими и были), то к какому же времени должны относится данные ими географические названия? В настоящее время антропологическую и культурную преемственность населения южной России можно установить вплоть до эпохи 20-30 тыс. лет назад, то есть до времени верхнепалеолитических кроманьонцев - людей белой расы, охотников на мамонтов, оставивших на Волге, Дону и Днепре так называемую Костенковскую культуру (отсюда около 20 тыс. лет назад они расселились по Европе и значительной части Азии). Может быть, и многие географические названия в этих краях восходят к этой же эпохе - ведь какая-то часть "кроманьонцев" Костенковской культуры никуда не ушла, осталась на территории Русской равнины, и от нее-то и произошли позднейшие "арии"?..

Очевидно, что сохранившиеся реликты "скифского языка"-религиозные тексты "Вед" и "Авесты", личные имена и топонимы - не отражают тот язык, на котором говорили "исторические" скифы железного века. Они относятся к каким-то очень ранним этапам его развития, и уходят, как это сейчас становится ясно, в глубь тысячелетий.

Тем не менее оба памятника, и особенно "Веды", представляют собой очень важный источник по "скифскому языку", пусть и древнейшему. Поэтому, для правильного представления о "скифском языке", нам необходимо знать место санскрита в индоевропейской семье. Место это давно установлено: БОЛЕЕ ВСЕХ ДРУГИХ, САНСКРИТ ОБНАРУЖИВАЕТ РОДСТВО С ЯЗЫКАМИ СЛАВЯНСКОЙ ГРУППЫ...

При первом же взляде на санскрит становится очевидным его глубокое родство с современным русским языком. Сходство настолько сильное, что один индийский санскритолог при знакомстве с Россией воскликнул: "Вы все говорите здесь на какой-то древней форме санскрита!"76 Но скорее, наоборот-санскрит представляет собой форму древнейшего русского... то есть "скифского" языка!

Насколько древнейшую - пока установить нет возможности. Ясно только, что уже в 1-м тысячелетии до н.э. для исторических скифов и сарматов язык, на котором звучали их религиозные гимны и на котором "имели смысл" их имена, представлял собой уже седую старину. Точно так же не следует думать, что современный русских человек свободно понял своих предков, живших около 3-х тысячелетий тому назад: язык ведь меняется со временем... К сожалению, от собственно "скифской" эпохи настоящих языковых памятников не осталось, так что промежуточные этапы превращения "санскрита" в современный русский нам не известны.

Нет ничего странного в том, что русский язык сходен с санскритом, языком древних степных ариев, пришедших некогда в Индию. В большинстве своем русские - прямые потомки ариев-скифов, не удивительно, что некогда они говорили на скифском - "ведическом" - языке.

***

Если русский народ и его язык преемствен со скифским, то такая связь должна была проявиться и в его названии. И действительно, бросается в глаза, что среди скифо-сарматских этнонимов можно найти много таких, которые в средние века носили славяне и русские. Рассмотрим некоторые из них.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну и к чему пространное цитирование ошибочных рассуждений этой барышни?

На Украине археологи очень четко разделяют и катакомбную, и ямную, и срубную культуры. А уж киммерийцы отличаются от них радикально. А скифы тем более. Это разные сообщества и по организации, и по антропологии, не говоря уже о культуре. Приемственность есть, но до киммерийцев. Они пришлые, как и скифы. Говорить о языке любимое занятие любого болтуна. Нет фактов лингвистики этих эпох для упомянутых сообществ.

А все остальное от лукавого.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Этноним анты имеет арийский характер, ср. др.-инд. anta «край», «конец», осет. attija «задний», «позади», т. е. анты — буквально живущие на окраине, украинцы. Имеются веские основания сделать вывод о том, что потомки симбиотического славяно-иранского населения черняховской культуры – анты, приняли самое активное участие в формировании южной части восточных славян, сложившейся на основе сармато-аланского субстрата.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Симбиоз славян с .... ;)

Кроме упомянутого Фаррухом "иранского" варианта этимологии этнонима АНТ от индоевропейского корня *ant, от которого кстати происходит английское слово END = "конец" (упомянутое Василием тохарское слово , по-видимому, относится к этому же корню, так как у тохарского слова одно из значений - ПОВЕРХНОСТЬ. Упомянем тут же и вариант О.Сулейменова, который видимо в юношеском задоре выдвинул версию о том, что АНТЫ это просто ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ , ЧУЖИЕ от АНТИ , или АНТИЧНЫЕ, ДРЕВНИЕ. Прикол в том что и слово АНТИ = "противоположный" и слова АНТИЧНЫЙ = "древний" происходят все от того же ИЕ корня), имеется и "алтайский" вариант - от слова АНТ, АНДА = "клятва, побратимство". Кстати это алтайское слово ВПОЛНЕ подходит по смыслу (ну и по звучанию, конечно) к индоевропейскому слову, так как у него имеются значения ДРУГОЙ, ВРАГ (у японцев), ну и сами значения ДРУГ, ТОВАРИЩ, БЫТЬ ВМЕСТЕ предполагает ДРУГОГО, т.е. "анти" = ПРОТИВОПОЛОЖНОГО.

Тюркский вариант особо приколен в свете версии известного специалиста по восточным славянам В.Седова о т.н. "ирано-славянском симбиозе", представителями которого по его мнению и являлись АНТЫ. Таким образом согласовывается смычка между земледельческим и кочевым миром.

В. В. Седов,   ЭТНОГЕНЕЗ РАННИХ СЛАВЯН

В области территориального смешения славянского населения со скифо-сарматским (лесостепные земли между Днестром и Днепром, наиболее пригодные для земледелия) складывается славяно-иранский симбиоз. В результате процесса постепенной славянизации аборигенов формируется новообразование, известное в исторических источниках как анты - это иранский этноним, унаследованный славянским образованием, пережившим симбиоз со скифо-сарматами. Их памятники составляют подольско-днепровский регион черняховской культуры, в котором проявляются такие элементы домостроительства, погребальной обрядности и лепной глиняной посуды, которые стали весьма характерными для раннесредневековой славянской культуры Днепровско-Днестровского региона.

К периоду славяно-иранского симбиоза относится целый ряд языковых и культурных элементов, воспринятых или унаследованных юго-восточной частью раннего славянства из иранского мира. Языковое влияние проявляется в материалах лексики, элементах фонетики и грамматики. Это дало основание В.И. Абаеву утверждать, что в этногенезе рассматриваемой группы славян участвовал скифо-сарматский этнический субстрат [11]. Анализ языковых иранизмов позволяет говорить о том, что в римское время складывается антская диалектная область [12]. Иранское наследие в юго-восточной части расселения славян выявляется также в духовной культуре и антропонимике [13-16].

Анты неоднократно упоминаются в исторических трудах VI-VII вв. Согласно Иордану, анты заселяли области между Днестром и Днепром. Используя сочинения своих предшественников, этот историк освещает и более ранние события. когда анты враждовали с готами. Сначала анты сумели отразить нападение готского войска, но через некоторое время готский король Винитарий все же разгромил антов и казнил их князя Божа и 70 старейшин.

В данном случае идет просто ссылка на патриарха "иранской" версии происхождения скифов-сарматов-аланов -антов В. Абаева. Т.е. в чистом виде "этимологическое" доказательство.

С другой стороны слова о "симбиозе" - побратимстве видимо сильно повлияли на умы исследователей :D , так что появилась версия с упомянутым алтайским словом АНТ - "побратим". Якобы прибывшие на ПМЖ гунны обратили внимание на этот симбиоз и назвали ПОБРАТИМОВ по своему. Или , наоборот, гунны побратались с антами и вломили готам.

Этой паре слов, иранскому и алтайскому, наверное, предстоит еще долго быть упоминаемыми вместе. Например, в просторах интернета обнаружилась статья про этимологию этнонима УДМУРТ - и тут эта пара слов соперничает друг с другом, теперь уже по финно-угорскую душу :D (Причем авторы увлеклись настолько, что спокойно упоминают значение СОЮЗНИК и в иранском и в алтайском варианте - это к теме просто ВОЗМОЖНОГО соответствия этих двух слов)

ЭТНОНИМ удмурт: ИСЧЕРПАНЫ ЛИ АЛЬТЕРНАТИВЫ?

Итак, есть основания полагать, что этноним *odo-mort, ставший самоназванием удмуртов, бытовал первоначально (и возник ?) среди групп, живших на юго-западной окраине пермского ареала и наиболее интенсивно контактировавших с южными соседями — тюрками и иранцами. Вероятно, в результате контактов сформировались специфические собственно удмуртские черты языка южных пермян, которые постепенно распространились на территорию сегодняшнего обитания удмуртов: аналогичным образом на этой территории мог получить распространение и общий этноним.

Такой вывод позволяет предположить заимствованное – тюркское или иранское – происхождение имени*odo. Оно тем более вероятно, что ряд названий финно-угорских народов Поволжья являются иранскими по про­исхождению: мари (самоназвание марийцев), меря и (?) мурома русских летописей (Merens Иордана) < иран.: авест. mairya ’юноша, член воинского союза’, др.-перс. mar1ka ’подданный, член воинского союза’, др.-инд. marya- ‘юноша’ (Décsy 1965 : 236; Joki 1973 : 280); мордва (Mordens Иордана) < (?) морд. мирьде ’мужчина, муж’, удм. мурт ’человек’ (то же – в самоназвании удмурт), коми морт ’человек’ (то же – в самоназвании коми морт) < иран.: авест. marкta ’человек, смертный’ и т.д. (Décsy 1965 : 236; UEW 702); морд. эрзя (самоназвание) (возможно – Arisu в письме кагана Иосифа) < иран.: др.-перс. arAa(n) ’мужчина, самец, герой, бык’ (Décsy 1965:232).

Думается, приведенные предварительные замечания позволяют предложить две этимологии для древнеудм.*odo, причем вторая представляется более предпочтительной.

1. Тюрк. *ant ’клятва (в верности), присяга’: куман., чагат. и др. ant то же, др.-тюрк., турец., караим, and то же, тат. ant то же и т.д., монг. anda ’клятва, присяга’ (> тунг. andag1 ’товарищ, друг’) (Räsänen 1969 : 20) > древне­удм. *ant > *od, отсюда *odг-mort ’человек клятвы, присягнувший на верность’. Этимология, однако, вызывает возражения как фонетического (древнеудмуртская форма реконструируется как *odo, а не *od – см. выше, тюркские же языки повсеместно дают консонантный ауслаут; возможна, однако, суффиксация в древнеудмуртском: *ont-a > *od-o ’с клятвой, обладающий клятвой’ – типа удм. вало мурт ’лошадный человек, имеющий лошадь’, вал ’лошадь’), так и историко-семантического рода (у нас нет свидетельств о том, что какие-то удмуртские группы до IX-XI вв. были связаны с какими-либо тюрками присягой, находились в союзнических отношениях). Кроме того, конструкция *od(o)-mort заставляет предполагать, что в древнеудмуртском было известно слово *od ’клятва, присяга’ — в современном удмуртском языке такого слова нет.

2. Иран.*anta: осет. чddч, чndч ’снаружи, вне’, авест. antкma ’крайний’, др.- [стр.285] инд. anta- ’близкий, последний, край, предел, граница’, antamс ’последний, крайний’, сntama ’ближайший, соседний’ – cp. также нем. Ende ’конец’, др.-греч. ¥nt… ’против’, латин. ante ’до, перед, напротив’ (Абаев 1958 :103—105; Кочергина 1987: 47-48) > др.-удм. *anta > *odo. Вполне допустимо заимствование всего композита: иран. *anta-marta > др.-удм. *odo-mort ’житель пограничья, окраины’ – что объясняло бы и отсутствие нарицательного значения у удм. odo, и наличие в реконструируемой форме и в топонимах огубленного *-o во втором слоге, вряд ли возможного в абсолютном исходе слова в прапермском (а именно о прапермском должна идти речь, если имеются в виду контакты с иранцами). Фонетически соответствие безупречно. С точки зрения семантики показательно др.-инд. сnte-vяsa ’сосед, союзник’ (букв. ’соседнее жилище’) (Кочергина 1987 : 48). Возможно, на использование этого слова для именования жившего на границе степной зоны населения ираноязычными жителями нижнего Поднепровья указывает этноним анты (Седов 1988 : 79). С типологической точки зрения cp. Украина, украинцы. Находившиеся в тесных контактах с ираноязычными жителями степей-лесостепей Среднего Поволжья южные пермяне могли еще в древности (до IV-VI вв. н. э.) заимствовать иранский термин *anta-marta > *odo-mort ’житель окраины, пограничья; сосед’ и начать называть себя так – в отличие от северных соседей-пермян. Поскольку слово мурт имело нарицательное значение, этноним воспринимался как композит, что привело к тому, что его первый элемент мог использоваться отдельно – но не в своем исконном значении ’край, граница’, не известном пермянам, а исключительно как показатель этнической принадлежности – ’удмурт’, ’удмуртский’ – и сохранился в нескольких топонимах и мар. oдo.

Ну и для справки ;) этимологические статьи про эту пару слов

Античный и Анти

antique (adj.) 

1536, from M.Fr. antique, from L. antiquus "former, ancient," from PIE *anti in sense of "before" (locative singular of *ant- "front, forehead") + *okw- "appearance." The noun meaning "an old and collectible thing" is from 1771; the verb meaning "to give an antique appearance to" is from 1923. Originally pronounced in Eng. like its parallel antic, but Fr. pronunciation was eventually adopted. Antiquity "olden times" is from c.1380. Antiquated in the sense of "obsolete" is from 1623.

anti- 

L. anti- from Gk. anti "against, opposite, instead of," from PIE *anti (see ante). Antisocial is from 1797. Anti-aircraft (adj.) first attested 1914; first record of anti-freeze is 1913 (adj.), 1935 as a noun; anti-matter first attested 1953. Antihistamine first attested 1933. Anti-American first recorded 1793, in ref. to parliamentary policies.

ante 

1838 (n.), 1846 (v.), Amer.Eng. poker slang, apparently from L. ante "before," from PIE *anti "facing opposite, near, in front of, before" (cf. Skt. antah "end, border, boundary," Hittite hanti "opposite," Gk. anta, anten "opposite," anti "over against, opposite, before;" O.Lith. anta "on to;" Goth. anda "along;" O.E. and- "against;" Ger. ent- "along, against").

Тохарское

A dictionary of Tocharian B [Adams] :

Tocharian B: a:nte

Word class: (n.[m.sg.])

Meaning: (a) `surface,' (B) `forehead'

Paradigm: [a:nte, -, a:nte//]

Examples: (a) su: rano s.a"p iprera"ntse a:nte snai ta"rkarwa astare klautka `and also the surface of the sky turned cloudless and pure' (350a4), s/wa:lyai [pai]yyeññe mokocintse a:ntene tuciyai tana:kkai lka:s.s.a"m. `he sees a yellow spot on the surface of the right big toe' (580b2);

   (B) pa"rwa:n=epinkt= a:nte[ne] `on the forehead between the brows' (9b3).

Etymology: TchA a:nt and B a:nte reflect PTch *a:nte from PIE *h2ento-, from *h2ent- `front, forehead' [: Hittite hant- `face,' Greek eisa/nta `right opposite' (< pre-Greek eis + *antm.), anti/ `in front of, opposite,' Sanskrit anti `in front of, opposite,' Old Irish e/tan `forehead' (< *h2entono-), etc. (P:48-50; MA:82)] (Couvreur, 1949:34; VW:163). The Tocharian word is most closely allied with Sanskrit a/nta- `end, limit.'

Ностратическое. У алтайцев кстати есть слова родственные иранскому и означающие склон горы. Напомню, к слову, в связи с КРАЙНИМИ,ПРЕДЕЛЬНЫМИ народами (украинцами, краинцами, кривичами, кыргызами ;) ), что на форуме мной предлагалась универсальная версия , объединяющая и степняков, и горцев, и кого-только не объединяющая :D . основанная на слове КЫР)

Long-range etymologies :

MEANING: front

Eurasiatic: *Hant.V

Afroasiatic: Sem. *x|ant.-, Eg. x|nt- 'front'

REFERENCE: ND 1875.

--------------------------------------------------------------------------------

Nostratic etymology :

Nostratic: *Hant.V

Meaning: front

Altaic: *ant`a

Indo-European: *ant- <PIH *H->

References: МССНЯ 354; ND 1875 *qant.V 'forehead, front'.

--------------------------------------------------------------------------------

Altaic etymology :

Proto-Altaic: *ant`a

Meaning: hill, slope

Russian meaning: холм, склон

Tungus-Manchu: *antaga

Korean: *@nt@k(h)

Japanese: *antuma

Comments: An Eastern isogloss: in Turk. cf. perhaps, Turkm. an|n|at 'sandhill, mound'.

--------------------------------------------------------------------------------

Tungus etymology :

Proto-Tungus-Manchu: *antaga

Meaning: slope of a mountain

Russian meaning: склон горы

Evenki: antag|a

Even: antъ.g|

Negidal: antag|a

Literary Manchu: antu

Nanai: antaz^|i.a

Udighe: anta

Comments: ТМС 1,44.

--------------------------------------------------------------------------------

Korean etymology :

Proto-Korean: *@nt@k(h)

Meaning: hill

Russian meaning: холм

Modern Korean: @nd@k

Middle Korean: @nth@k

Comments: Nam 366, KED 1139.

--------------------------------------------------------------------------------

Japanese etymology :

Proto-Japanese: *antuma

Meaning: East

Russian meaning: восток

Old Japanese: aduma

Comments: JLTT 389.

--------------------------------------------------------------------------------

Indo-European etymology :

Proto-IE: *ant- <PIH *H->

Meaning: forehead, foreside, end, limit; prp./adv.

Hittite: hant- c. 'Stirn', hanta 'gegenu"ber', handai- (I) 'ordnen, fu"hren'; Luw. hantili- 'erster', handa(i)- 'entscheiden, ordnen', Lyk. x|ñtawata 'Anfu"hrer, Ko"nig', Lyd. ãnTẽ- 'verordnen, bestimmen' (Tischler 149ff)

Old Indian: a/nti adv. `before, in the presence of, near', antika/- `near, proximate', n. `proximity'; a/nta- m. `end, limit, boundary', antya- `last'

Old Greek: anti/ praep. `angesichts, gegenu"ber, anstatt', hom. a/nt[a":]n, a/nta adv. `gegenu"ber, ins Gesicht'

Baltic: *añt-i

Germanic: *a/nt|-ia- n.; *and=; *und=; *u/nt|=; *andi- m.; *and-ia- m., n.

Latin: antiae pl. `muliebres capilli demissi in frontem'; ante `vor, vorher', anti:cus, -a `der vordere', anti:quus, -a `vorig, alt, wichtig(er)'; pl. ante:s, -ium `Reihen (von Berittenen, Weinsto"cken, Pflanzen) ' etc.

Other Italic: Osk ant `usque ad', antkddum `occidionem ?'

Celtic: OIr e:tan `Stirn' < *antono-

Tokharian: A a:nt, B a:nte Stirn, Front (PT *a:nte) (Adams 43)

References: WP I 65 f

--------------------------------------------------------------------------------

Pokorny's dictionary :

New query

Root: ant-s

English meaning: forward, before, outer side

German meaning: `Vorderseite, Stirn'

Derivatives: mit o-Erweiterung anto-, usw.

Material: Ai. a/nta-h. `Ende, Grenze, Rand' (davon antya-h. `der letzte');

    gr. Gen. Sg. κάταντες (= κατ' ἀντες) `die Vorderseite herab', Dat.-Lok. ἀντί (Schwyzer Gr. Gr. I 5486, 6225), Akk. εἰσ-άντα `ins Gesicht' (*ant-m.), ἔν-αντα, ἄν-αντα, κάτ-αντα usw. (W. Schulze, Kl. Schr. 669, Schwyzer Gr. Gr. I 632u.), adverbiell ἄντα `gegenu"ber', danach ἀντάω `begegne'; u"ber ἄντομαι s. Schwyzer Gr. Gr. I 722 u.; u"ber ἄντην s. Brugmann Grdr. II2 2, 687;

    air. e/tan (*antono-) `Stirn'; vielleicht hierher mcymr. enhyt, cymr. ennyd `Zeit, Augenblick' (*ant-iti- zu ai. iti/- `Gang'), mcymr. anhaw `alt' (*ant-au_o-), nir. e/ata `alt; Alter' (*ant-odi_o-?), vgl. Loth Rc. 48, 32; 50, 63;

    hitt. ḫa-an-za (ḫant-s) `Vorderseite', davon ḫa-an-te-iz-zi-is^ (ḫantezzis^)= *ant-eti_os;

    lyk. x|ñtawata `Anfu"hrer' (Pedersen Lyk. u. Hitt. 17);

    toch. A antule `aus|erhalb, bis ... vor', antus `also'.

    S. auch unter anti_os.

    Dazu als ursprungliche Kasus:

    anti `im Angesicht' > `gegenu"ber', usw.

    Ai. anti Adv. `sich gegenu"ber, vor sich, nahe', wovon antika/-h. `nahe', n. `Na"he'.

    Arm. and `dort', @nd Pra"p. `fu"r, anstatt' m. Gen. und `la"ngs, u"ber (an, auf) etwas hin' m. Akk. (vgl. got. and), in der Bed. `zur Seite' m. Abl. und `mit, bei' m. Lok. (welcher Vokal im Auslaut geschwunden ist, ist nicht bestimmbar; anl. @- aus a- infolge der Proklise), als Pra"verb `auf-'; dazu andranik `Erstgeborener, erster' (Bugge KZ. 32, 2; vgl. zur Bedeutung lat. ante `vor' und die oben genannten Worte fu"r `Stirn' als `Vorderseite'), wohl auch anc.anem `gehe voru"ber' (Pedersen KZ. 39, 425, vgl. gr. ἄντομαι; c. aus t + dem aoristischen s, vgl. den Aor. e:-anc.).

    Gr. ἀντί `angesichts, gegenu"her, vor; fu"r, anstatt' m. Gen., auch Pra"verb, z. B. ἀνθίστημι; hom. κατ' ἄντηστιν `am gegenu"berliegenden Standpunkt, gegenu"ber' ist wohl nach Bechtel Lexil. 46 aus *ἄντι-στι-ς nach ἄντην ἵστημι umgebildet; ἀντικρύ, att. ἄντικρυς `geradezu, entgegen' (Ausgang unklar), ἀντιάω, ἀντιάζω `begegne'.

    Lat. ante (aus *anti, vgl. antisto:, sowie anti:cus, antiquus) Pra"p. m. Akk. ra"umlich `gegenu"ber, vor', zeitlich `vor', auch Pra"verb (z. B. antecedo:), antid-ea:, -ha:c `vorher', antid-i:re `vorangehen' (-d nach pro:d); dazu anterior `fru"herer', anta:rium bellum `Krieg vor der Stadt', anti:cus `der vordere' (c nach posticus `hinter'), anti:quus `alt' (der Ausgang und die Verengerung auf die zeitliche Bed. nach novus; idg. *anti +*okw|- `aussehend'), ante:s, -ium `Reihen (von Soldaten, Weinsto"cken u. dgl.)', urspru"nglich etwa `Fronten' (u"ber antae s. aber unter *an@ta: `Tu"rpfosten').

    Hitt. ḫa-an-ti (ḫanti) `vorne, besonders'.

    anta `gegenu"ber hin' (Richtung); zum -a s. Schwyzer Gr. Gr. I 622 f.

    Got. and Pra"p. m. Akk. `auf-hin, u"ber-hin, entlang'. Mit davon abweichender Bed. das Nominal- und Verbalpra"fix germ. anda-, and- `entgegen, gegenu"ber' und - indem ein Dagegenhandeln in ein Trennen ausla"uft - in Verben perfektivierend gewo"hnlich `von-weg': got. anda-, and- (z. B. andniman `entgegennehmen', andane:ms `annehmlich, angenehm', andbindan `losbinden, entbinden'), anord. as. ags. and-, ahd. ant-, int-, mhd. nhd. ant-, ent- (z. B.Antlitz, Antwort, entbinden).

    Komp. anord. endr, enn `fru"her, vormals, wieder, nach' (endr = got. andiz-uh `entweder'), ags. end `vorher' (*andis), ahd. enti `fru"her, vormals' (germ. *andiaz), mhd. ent, end Konj. `ehe, vor' (z. B. Falk-Torp 192, 1455).

    Lit. añt, a"lter anta m. Gen. `nach-hin, auf'.

    U'ber gr. ἄντα s. oben.

    n&ti

    Eine schwa"chere Ablautform (*n&t-) zeigt got. und m. Dat. `ἀντί, fu"r, um', unþa- (*n&to-) in unþa-þliuhan `entfliehen', ags. od|- (*unþ-) in od|gangan `entgehen', u:d|genge `flu"chtig' = anord. unningi, undingi (*unþ-, *und-gangia-) `entwichener Sklave' (Brugmann Grdr. II2, 803).

    Andere Bed. zeigt got. und m. Akk. `bis', ahd. unt in unt-az `bis' und unzi (= untzi) `bis', as. und `bis', unti, unt (und + te `zu'), unto (und + to:), engl. unto `zu, bis', anord. unz (und es) `bis das|', ags. (mit grammatischem Wechsel) od| `hin zu, bis', osk. ant m. Akk. `bis zu' (ebenfalls aus *n&ti, s. Walde Kelten und Italiker 54; wegen der zu germ. und genau stimmenden Bed. nicht = lat. ante zu setzen, z. B. v. Planta II 443), lit. iñt `nach' (eher Kontamination von in und ant). Das| diese Formen eine Erweiterung der Pra"p. *en, *n& `in' darstellen (Schwyzer Gr. Gr. I 629 f., wo auch u"ber gr. dial. ἔντε), ist mo"glich, wie denn lit. iñt mit ĩ, `nach' in der Anwendung sich deckt. Doch ko"nnte dies eine nachtra"gliche Gebrauchsangleichung infolge der Lauta"hnlichkeit sein und idg. *n&t (-i, -a?) `bis' als `gegenu"ber hin, auf die entgegengesetzte Seite hinu"ber' zu anti geho"ren; auch die Worte fu"r `Ende' (s. u.) sind urspru"ngl. das auf der gegenu"berliegenden Seite winkende Ziel, und mit as. unt ist auch ant (and + te) Pra"p. m. Akk. `usque ad' bedeutungsgleich, was, selbst wenn nur junge Kreuzung von unt mit and- vorla"ge, doch die Begriffsverwandtschaft beider beleuchtet.

    anti_os `gegenu"ber, vor einem liegend' (vom Adverb anti gebildet):

    *anti_o/- (germ. *andja-) in got. andeis, anord. endir, as. endi, ags. ende m., ahd.anti, enti m. und n., nhd. Ende; auch gr. ἀντίος `gegenu"ber' (dazu ἐναντίον ds., ἐναντίος `gegenu"ber befindlich; Gegner') geht wahrscheinlich (vgl. Schwyzer Gr. Gr.I 379) auf *ἀντιός zuru"ck.

    Dagegen ist von *anto- (s. oben) abgeleitet a/nti_o- in anord. enni n., ahd. andi, endi n. `Stirn' = lat. antiae `capilli demissi in frontem'.

    Ein ganz verschiedenes Wort ist nhd. und, ahd. unti, anti, enti u. dgl., as. endi, ags. engl. and `und', anord. en(n) `und, aber', das mit ai. a/tha:> `darauf, dann, desgleichen', av. at|a:> `ebenso', osk. ant m. Akk. `usque ad', lit. iñt m. Akk. `nach' (aber s. oben), toch. В entwe `also' zu *en, n& `in' geho"rt.

References: WP. I. 65 ff., WH. I 53 f., Feist 46, Schwyzer Gr. Gr. I 619, 621, 629 f., 632 f., 722, 726, II (B V 2 b d 3).

Pages: 48-50

--------------------------------------------------------------------------------

Baltic etymology :

Proto-Baltic: *añt-i

Meaning: prp.

Old Lithuanian: anta

Lithuanian: añt `auf, zum Zwecke von, nach, zu, gegen etc.'

--------------------------------------------------------------------------------

Germanic etymology :

Proto-Germanic: *a/nt|jan; *and=; *und=; *u/nt|=; *andi-; *andia-z, -n

Meaning: forehead; end

Gothic: and prp. `along, through, over'; anda-, and- prf.; und prp. `up to, for'; andiz-uh conj. `either'; andi:-s m. (ja/i) `end', *andi-laus `endless'

Old Norse: enni n. `Stirn; and-; und-, unn-; adv. endr `wieder, zum 2. Mal, fru"her'; endi m., endir m.

Norwegian: ender `wieder'

Swedish: a"nne `Stirn'; a"nda, a"nde

Old English: and-; ot|; end `formerly, of old'; ende, -es m. `end; cornert, part, sort'

English: end

Old Frisian: ande, and, ende, end; ende

Old Saxon: and-; endi `fru"her, vormals'; endi

Middle Dutch: einde, ende

Dutch: einde m.

Old Franconian: ende, endi, einde

Old High German: andi, endi n. `Stirn'; ant-, int-; enti, inti `fru"her, vormals'; anti, enti m., n. (8.Jh.) `Ende, Endpunkt, Zielpunkt'

Middle High German: e|nt-; e|nde st. n., m. 'ende, ziel; richtung, seite'

German: ent-; Ende n.

Алтайское АНТ

Nostratic etymology :

Nostratic: *anTV

Meaning: to join, together

Altaic: *a:/nta

Dravidian: *an.-/*and.-

--------------------------------------------------------------------------------

Altaic etymology :

Proto-Altaic: *a:/nta

Meaning: oath; comrade, match

Russian meaning: клятва; друг, товарищ

Turkic: *A:nt

Mongolian: *anda

Tungus-Manchu: *anda

Japanese: *a/nta

Comments: EAS 153, KW 10, Владимирцов 318, Poppe 83, VEWT, ТМС. Despite TMN 2, 128, Щербак 1997, 98, there is no reason to suppose Turk. > Mong.; for TM, however, a borrowing from Mong. cannot be excluded (see Poppe 1972, 100, TMN 1, 152, Doerfer MT 37, Rozycki 18).

--------------------------------------------------------------------------------

Turkic etymology :

Proto-Turkic: *A:nt

Meaning: oath

Russian meaning: клятва

Old Turkic: ant (OUygh.)

Karakhanid: and (MK)

Turkish: ant (andy)

Tatar: ant

Middle Turkic: ant

Uzbek: o|nt

Uighur: ant

Azerbaidzhan: and

Turkmen: ant

Oyrat: ant-yq- 'to take an oath'

Halaj: a:nd

Kirghiz: ant

Kazakh: ant

Noghai: ant

Bashkir: ant

Balkar: ant

Karaim: ant

Karakalpak: ant

Kumyk: ant

Comments: EDT 176, VEWT 20, TMN 2, 128, ЭСТЯ 1, 151. Original vowel length is proved by Turk., Az. -d.

--------------------------------------------------------------------------------

Mongolian etymology :

Proto-Mongolian: *anda

Meaning: 1 friend 2 oath

Russian meaning: 1 друг 2 клятва

Written Mongolian: anda 1, andag|ar, andag|ai 2 (L 42)

Middle Mongolian: anda 1 , andaqar 2 (SH), andog|- (IM 432) 'to make an oath', anda> 1, andag|ar 2 (MA 102)

Khalkha: and 1, andgaj 2

Buriat: anda 1

Kalmuck: and@, andn. 1, and@g|@r 2

Ordos: anda 1

Dongxian: andag|a(n) 2

Baoan: and@r@G 2

Dagur: ande 1 (MD 115)

Shary-Yoghur: andaGar 2

Monguor: ndaGa (SM 261) 2, (MGCD amdaGa)

Mogol: ZM andag| (24-9b) 2

Comments: KW 10, MGCD 106, 624, TMN 1, 151-152.

--------------------------------------------------------------------------------

Tungus etymology :

Proto-Tungus-Manchu: *anda

Meaning: friend

Russian meaning: друг

Evenki: anda

Negidal: anda

Literary Manchu: anda

Jurchen: al-da-xaj (330) cf. *alda (1-31), an-dan-do (816) 'to follow'

Ulcha: anda

Orok: anda

Nanai: anda

Oroch: anda

Udighe: anda

Comments: ТМС 1, 42-43. TM (Nan. andax|a etc.) > Dag. antaka (Тод. Даг. 121).

--------------------------------------------------------------------------------

Japanese etymology :

Proto-Japanese: *a/nta

Meaning: 1 enemy 2 other

Russian meaning: 1 враг 2 другой

Old Japanese: ata 1, ata-si 2

Middle Japanese: a/ta/ 1, a/ta\-si\, ada-si 2

Tokyo: ada/ 1

Kyoto: a/da\ 1

Kagoshima: a/da\ 1

Comments: Modern dialects point to *a/nta\; RJ has a/ta/. See JLTT 376-377.

--------------------------------------------------------------------------------

Dravidian etymology :

Proto-Dravidian : *an.-/*and.-

Meaning : to join, unite

Proto-South Dravidian: *an.-

Proto-Telugu : *ant.-

Proto-Kolami-Gadba : *and.-

Proto-Gondi-Kui : *and.-

Proto-North Dravidian : *a:>nr.-s-

Brahui : han-inging

Notes : This root was heavily contaminated with *ant.- 'to stick'. This is especially well seen in Telugu, where the only archaic form seems to be an.d.a 'nearness'. Vowel length in NDR unclear (but Malto has a short variant). As for the alternation of -n.- and -nd.-, it probably goes back to PDR itself; an old suffix has to be postulated here (although the possibility of two different roots is not excluded).

--------------------------------------------------------------------------------

South Dravidian etymology :

Proto-South Dravidian : *an.-

Meaning : to approach; to join

Tamil : an.ai (-v-, -nt-)

Tamil meaning : to approach, come near, touch, come in contact with, copulate with

Tamil derivates : (-pp-, -tt-) to join, put close (as earth to a tree), embrace, hold, tie, fasten (as animals), tie up in a bunch; n. coition; a yoke of oxen; an.aippu embracing; area that can be ploughed by two pairs of oxen in one day; an.mai, an.umai, an.imai nearness, proximity; an.avu (an.avi-) to go near, approach, come close to, embrace; an.a:vu (an.a:vi-) to approach; an.a (-pp-, -nt-) to be joined, united; an.an|ku (an.an|ki-) id.; an.i (-v-, -nt-) to join with (tr.); adv. near; an.iyan_ who is near by; an.uku (an.uki-) to approach; an.ukkam, an.ukku nearness, proximity; an.ukkan_ one who is near, intimate; fem. an.ukki; an.n.u (an.n.i-) to approach, draw near, join, unite with; an.n.imai nearness; an.n.an.i in close proximity; an.mu (an.mi-), an.pu (an.pi-) to approach; an.t.u (an.t.i-) to approach, take refuge in; an.t.ai nearness, vicinity

Malayalam : an.ayuka

Malayalam meaning : to approach, arrive

Malayalam derivates : an.avu arrival, closeness, love; an.ekka to bring into contact, embrace, hug; an.a yoke, pair; an.ukuka to approach; an.accal embracing, drawing near; an.appu embracing, an embrace; an.ayam vicinity, neighbourhood; (Kaut..) an.ukkan one who is near; intimate; an.t.a nearness, proximity; an.t.uka, an.n.uka, an.puka to approach

Kannada : an.e, an.i

Kannada meaning : to come near, come in contact, touch, embrace

Kannada derivates : an.e approach; an.i joining, fitness, order; an.iyara fitness; an.asu that holds firmly together, a ferrule; a throng; an.ugu nearness; an.t.u to come or be in contact with, touch (intr., tr.), embrace; n. menses (? < Te.); an.t.isu to place in contact; an.d.isu to go near, approach, resort to, come or go to for protection; an.d.u going near, an approach, a resort; an.d.e nearness, approach, side of anything

Kodagu : an.d.a

Kodagu meaning : side

Tulu : an.epuni

Tulu meaning : to come in contact, press

Tulu derivates : anepini, anepuni to touch, hug, embrace; an.asu. a handle, hilt

Proto-Nilgiri : *and.-

Number in DED : 0120

--------------------------------------------------------------------------------

Nilgiri etymology :

Proto-Nilgiri : *and.-

Meaning : to set in place

Stems : *and.- (p. *and.-i^-), caus. *and.-Vc-

Kota : an.d.- (an.d.y-) "to be in same place with, approach, be in or move into place to seize prey"

Toda : on.c "ferrule on stick or pounder"

Additional forms : Also Kota an.d.c- (an.d.c-) to set (a thing) in place

Notes : Caus. *an.d.-Vc- > Toda on.-c ('something set on a stick').

Number in DED : 120

--------------------------------------------------------------------------------

Telugu etymology :

Proto-Telugu : *ant.-

Meaning : to touch; n. touch, uncleanness, defilement by touch, impurity, pollution

Telugu : an.t.u

Additional forms : Also an.t.alu (pl.) crowd, crowds; an.t.incu to unite, join; an.t.agu to be in menses, menstruate; an.d.a nearness, support, assistance, protection, patronage

Number in DED : 120

--------------------------------------------------------------------------------

Kolami-Gadba etymology :

Proto-Kolami-Gadba : *and.-

Meaning : bowstring; to attach (bowstring)

Parji : and.- "(S) to attach string to bow"

Poya Gadba : and.al "bowstring"

Number in DED : 120

--------------------------------------------------------------------------------

Gondwan etymology :

Proto-Gondi-Kui : *and.-

Meaning : to join, meet; to stick

Proto-Pengo-Manda : *and.-

Proto-Kui-Kuwi : *and.- (caus. *at.-)

Notes : The root probably contaminated with *at.- 'to stick', whence the meaning in PPM.

--------------------------------------------------------------------------------

Pengo-Manda etymology :

Proto-Pengo-Manda : *and.-

Meaning : to stick to, adhere

Pengo : and.- (-t-)

Number in DED : 96

--------------------------------------------------------------------------------

Kui-Kuwi etymology :

Proto-Kui-Kuwi : *and.- (caus. *at.-)

Meaning : to join, unite

Kuwi (Fitzgerald) : andali "to aid"

Kuwi (Schulze) : andinai "to join, meet"

Tekriya Kuwi : and.- (-it-) "to join, unite with"

Kuwi (Mahanti) : an.p- "to agree"

Kuwi (Israel) : an.d.- (-it-) "to mix (intr.)"

Additional forms : Also Kuwi_F an.d.atasi partner; andivi aiyali to be friendly; Kuwi_F antu: menses; Kuwi_S at.hinai to add; Kuwi_Isr at.- (-h-) to mix (tr.)

Notes : Both Kuwi_F an.d.atasi and antu: are probably borrowings. Kuwi_S andinai is probably misspelled (*and.inai should be expected; only one such case). The same problem arises with Kuwi_S at.hinai: retroflexes are extremely rare in this dialect, and we should expect (at least, in the transcription), a simple dental. This way, the retroflex here is either misspelled or, if the word itself is a new borrowing or influenced by some other dialect or language, probably obligatory in a relatively new word-formation.

Number in DED : 120

--------------------------------------------------------------------------------

North Dravidian etymology :

Proto-North-Dravidian : *a:>nr.-s-

Meaning : to arrive

Kurukh : a:̃r.sna: "to reach, arrive at, come, overtake, hear about"

Malto : an_r.se

Additional forms : Also KUR a:̃r.srna: to be within reach; a:̃r.sta:rna: to be brought up to a certain place; MLT an_r.stre to cause to arrive, convey.

Number in DED : 120

--------------------------------------------------------------------------------

Brahui etymology :

Brahui : han-inging

Meaning : to copulate (of human beings)

Additional forms : Also aninging id. (KR-23)

Number in DED : 120

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Керим-хан

Ну в науке принято считать, что славяне это носители Унетицкой культуры (17-14 вв. до нашей эры) бронзового века и являющейся её логическим продолжением Лужицкой культуры (13-4 вв. до нашей эры) поздней бронзы - раннего железа. Так что исходя из этого прародина славян - Центральная Европа.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Керим-хан

Ну не знаю называли ли они себя так. :rolleyes: А вы сомневаетесь что во втором-третьем тысячелетии до нашей эры славяне уже были вне зависимости от того как они себя называли? B)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Славяне, ведь, это некое множество этносов, которые говорят на языках близких на уровне группы. А во 2-3 тыс. до х.э. мы вряд ли обнаружим выделение славянской, германской или балтийской группы из массива "индоевропейцев".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Керим-хан
Между этими реками лежит Дакия, которую, наподобие короны, ограждают скалистые Альпы 105. У левого их склона 106, спускающегося к северу, начиная от места рождения реки Вистулы, на безмерных пространствах расположилось многолюдное племя венетов 107. Хотя их наименования теперь меняются соответственно различным родам и местностям, все же преимущественно они называются склавенами и антами.

Склавены 108 живут от города Новиетуна 109 и озера, именуемого Мурсианским 110, до Данастра, и на север — до Висклы 111; вместо городов у них болота и леса 112. Анты же 113 — сильнейшие из обоих [племен] — распространяются от Данастра до Данапра, там, где Понтийское море образует излучину; эти реки удалены одна от другой на расстояние многих переходов.

ИОРДАН

О ПРОИСХОЖДЕНИИ И ДЕЯНИЯХ ГЕТОВ

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Керим-хан

Что касается третьего тысячелетия вероятно вы правы. Во втором и даже начале первого тысячелетия славяне и балтийцы (так же как индийцы и иранцы) конечно ещё не разделились на две языковые группы. Но вероятно всё же были носителями двух разных археологических культур (не знаю какую культуру бронзы и железа связывают обычно с предками балтийцев). А что касается германцев, то они значительно раньше отделились от предков славян и балтийцев и являются носителями совсем другой культуры бронзового века.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Керим-хан
После поражения герулов Германарих двинул войско против венетов, которые, хотя и были достойны презрения из-за [слабости их] оружия, были, однако, могущественны благодаря своей многочисленности и пробовали сначала сопротивляться. Но ничего не стоит великое число негодных для войны, особенно в том случае, когда и бог попускает и множество вооруженных подступает. Эти [венеты], как мы уже рассказывали в начале нашего изложения, — именно при перечислении племен, — происходят от одного корня и ныне известны под тремя именами: венетов, антов, склавенов 375. Хотя теперь, по грехам нашим, они свирепствуют повсеместно, но тогда все они подчинились власти Германариха
ИОРДАН

О ПРОИСХОЖДЕНИИ И ДЕЯНИЯХ ГЕТОВ

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

... А вы сомневаетесь что во втором-третьем тысячелетии до нашей эры славяне уже были... ? B)

а вот наш "казанский татарин" Керим-хан нисколечко в этом не сомневается ;)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Керим-хан

Дорогой плуг или соха или как вас там. Уймитесь вы. Это форум для обсуждения истории а не для того чтобы вы на нём пытались свой комплекс неполноценности победить. ;)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

сделал вид, что не читал мой пост, где я объяснял, что означает мой ник. :D

ты ж у нас такой мудрец, как же ты до сих пор не слышал о саха.

сам еще тот ксенофоб-лицемер... дилетант-гуманитарий, нахватавшийся от всего понемногу и вообразивший о себе невесть что.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемые!

Касается обоих: прекратите пожалуйста.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...