Перейти к содержанию
Гость Эльтебер

Славяне

Рекомендуемые сообщения

Гость Эльтебер

Славяне (древнее название - словене)

Славяне - группа родственных по языку народов, живущих главным образом на территории Европы и Азии.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость БОЗГУРД

Вообще название "славянин" пошло от греков. Они называли саклабов "sklavin"-ами. В дальнейшем буква "k" вылетела.

Ну, а по поводу саклабов .... это уже совсем другая история.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вообще название "славянин" пошло от греков. Они называли саклабов "sklavin"-ами. В дальнейшем буква "k" вылетела.

Ну, здрасьте! :o "Славяне" - самое что ни на есть самоназвание, и притом совершенно прозрачное - от "слово" (т.е. люди, говорящие на понятном языке, в отличие от "немцев") и от "слава" (ну, здесь все не прочь себя возвеличить :D). Кстати, эти две этимологии друг другу не противоречут, потому что исторически это слова однокоренные.

Греческое (и латинское) "склавины" (или "склавены") - акономерное искажение, потому что в этих языках начальное сл- не встречается. Ну а арабы уже от греков заимствовали, еще раз исказив, потому что у них два (а тем более три) согласных в начале слова вообще невозможны...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

СЛАВЯНСКИЕ ЯЗЫКИ, группа языков, принадлежащая к индоевропейской семье, на которых говорят более 440 млн. человек в Восточной Европе и в Северной и Центральной Азии. Тринадцать существующих в настоящее время славянских языков делятся на три группы: 1) восточнославянская группа включает русский, украинский и белорусский языки; 2) западнославянская включает польский, чешский, словацкий, кашубский (на котором говорят на небольшой территории на севере Польши) и два лужицких (или серболужицких) языка – верхнелужицкий и нижнелужицкий, распространенных на небольших территориях на востоке Германии; 3) в южнославянскую группу входят: сербскохорватский язык (на котором говорят в Югославии, Хорватии и Боснии-Герцеговине), словенский, македонский и болгарский язык. Кроме того, имеется три мертвых языка – словинский, исчезнувший в начале 20 в., полабский, вымерший в 18 в., а также старославянский – язык первых славянских переводов Священного писания, в основе которого лежит один из древних южнославянских диалектов и который использовался в богослужении в славянской православной церкви, но никогда не был повседневным разговорным языком (см. СТАРОСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК).

В современных славянских языках имеется множество слов, общих с другими индоевропейскими языками. Многие славянские слова похожи на соответствующие английские, например: сестра – sister, три – three, нос – nose, ночь – night и др. В других случаях общее происхождение слов менее очевидно. Русское слово видеть родственно латинскому videre, русское слово пять родственно немецкому fnf, латинскому quinque (ср. музыкальный термин квинтет), греческому penta, которое присутствует, например, в заимствованном слове пентагон (букв. «пятиугольник»).

Важную роль в системе славянского консонантизма играет палатализация – приближение плоской средней части языка к нёбу при произнесении звука. Почти все согласные в славянских языках могут быть как твердыми (непалатализованными), так и мягкими (палатализованными). В области фонетики между славянскими языками также имеются некоторые существенные различия. В польском и кашубском языках, например, сохранились два назализованных (носовых) гласных – и , исчезнувшие в других славянских языках. Славянские языки сильно различаются ударением. В чешском, словацком и лужицком ударение обычно падает на первый слог слова; в польском – на предпоследний; в сербскохорватском ударным может быть любой слог, кроме последнего; в русском, украинском и белорусском ударение может падать на любой слог слова.

Все славянские языки, кроме болгарского и македонского, имеют несколько типов склонения существительных и прилагательных, которые изменяются по шести или семи падежам, по числам и по трем родам. Наличие семи падежей (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, местный или предложный и звательный) свидетельствует об архаичности славянских языков и близости их к индоевропейскому языку, в котором было предположительно восемь падежей. Важной особенностью славянских языков является категория глагольного вида: всякий глагол относится либо к совершенному, либо к несовершенному виду и обозначает, соответственно, либо завершенное, либо длящееся или повторяющееся действие.

Славянские языки пользуются двумя основными типами письма. Наиболее распространенный кириллический алфавит используется в России, на Украине, в Белоруссии, в Югославии, Македонии, Болгарии и, частично, в Боснии и Герцеговине. Он был создан на основе греческого алфавита и принят в тех странах, которые были обращены в христианство Греческой церковью. В других славянских странах – в Польше, Чешской республике, Хорватии, Словении и частично в Боснии и Герцеговине – пользуются латинским алфавитом. Чтобы приспособить его к каждому языку, были добавлены разные диакритические знаки. Его принесли западным славянам католические миссионеры еще в 11 в. Кроме того, древний алфавит глаголица (бывший, по всей видимости, первым славянским алфавитом) применяется в католическом богослужении в Черногории и в нескольких прибрежных районах в Хорватии. В Боснии в течение некоторого времени параллельно с кириллицей и латиницей использовался также арабский алфавит. См. также ГЛАГОЛИЦА И КИРИЛЛИЦА.

Территория обитания славянских племен в Восточной Европе в 5–8 вв. н.э. быстро расширялась, и к 8 в. общеславянский язык распространился от севера России до юга Греции и от Эльбы и Адриатического моря до Волги. Вплоть до 8 или 9 в. это был в основном единый язык, но постепенно различия между территориальными диалектами становились более заметными. К 10 в. существовали уже предшественники современных славянских языков.

Все славянские языки, особенно в их письменной и литературной форме, испытали сильное влияние языка, который называется старославянским. В середине 9 в. два грека, братья Кирилл и Мефодий, создали алфавит (скорее всего, это была глаголица) и начали переводить религиозные книги для обращенных в христианство славян. Они создали литературный язык на основе древнего македонско-болгарского диалекта, который лучше всего знали, и отчасти чешского диалекта Моравии, где их новый язык раньше всего начал использоваться. На протяжении двух веков старославянский язык оставался литературным языком всех славян, а в некоторых южнославянских и восточнославянских регионах его наследник – церковнославянский – продолжал быть литературным языком вплоть до 17 или 18 в.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Мухаммад б. Текеш

БОЗГУРД вы "тюркский" Фоменко? <_<:lol:

Вообще название "славянин" пошло от греков. Они называли саклабов "sklavin"-ами. В дальнейшем буква "k" вылетела.

Откуда вы вобще это взяли? Приведите источник, только не статью или книгу, а именно древнегреческий источник, где это написано!!! :unsure::P

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Как только не издеваются над этим этнонимом - немцы уверяют, что "славянин" (slave) - это "раб германцев"! Большей чуши и допустить нельзя.

Славянин=словен ="говорящий на понятном языке" (напр. свенска=швед=свой народ).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Балтийцы

Балтийцы - народы говорящие на балтийских языках индо-европейской семьи языков. К ним относятся латышы и литовцы.

---

Балтийские языки - самостоятельная ветвь индоевропейской семьи языков. К балтийским языкам относятся современный латышский язык и литовский язык, а также мёртвый древнепрусский язык коренного населения Восточной Пруссии, истребленного или искусственно онемеченного уже к концу 17 веку. Существовали и бесписьменные балтийские языки, упоминаемые в русских летописях: языки ятвягов и голяди, куршей (куров, или куронов). Происхождение балтийских языков и их отношение к славянским языкам, с которыми у них много общего в лексике и грамматике, представляют собой сложную проблему.

Большая советская энциклопедия

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Боэмунд

Есть версия, что балтийская группа - это предок славянских языков, сосуществующий со своим потомком.

В древности балтийцы были широко распространены, охватывая территорию современной Москвы и Москворечья и доходя до Среднего Поднепровья.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Керим-хан

Балтийские языки не то чтобы предок славянских, а скорее брат-близнец. Дело в том что у балтийцев и славян были не только похожие языки но и одна мифология-одни боги. Например верховным богом у балтийских племён был Перкунас (или Перконс) - славянский Перун. Балтийские языки занимают по отношению к славянским то же положение какое иранские к индийским. То есть ещё не так давно - 2-3 тысячелетия назад балтийские и славянские языки составляли одну языковую группу. Однако в отличие от арьяских языков, которые можно проследить по памятником письменности до времён языкового единства, славянские и балтийские обрели письменное выражение довольно поздно, когда языковые группы уже разделились.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Возможно (именно возможно, так как это версия) балтийские языки находились в меньшем контакте с соседями. чем, например, славянские, и, поэтому, сохранили с наименьшими изменениями архаическую базу древнего индоевропейского языка. По этой причине некоторые исследователи считали балтийские языки предком славянских.

Возможно я сильно ошибаюсь.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У меня, после изучения проблемы, воникла такая версия:

Славянские языки - это южно-балтийские диалекты, подвергнутые сильному иранскому вляиянию.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

славянский Перун

насколько он славянский, если перун c тюркского 'бир ун' (дай успех) и похоже является калькой тюркского 'багана' (столб) от корня которого прорицатель-багуче и русский Бог, пахан, поганный ?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Перконс (Pērkons здес о - уо) - на латишском бог грома или гром (с глагол, почти идентично), вот и Перун. Интересно навьи, на латышском наве (nāve) - смерть. Вобще крайне похожий на руский фольклёр.

А так сказать рабочий клас смерд, на латышском смирдс (smirds) явно происходит от слова смирд (перевод - воняет), получаетсья вроде вонючка, понятно. Баярин, на латишском - баярс (bajārs), тоже похоже, или это заимствование.

А что это за такое чудо, ген балтов?

Наибольшое концентрацыя "гена балтов" на територии Латвии, а также по мере уменшение он обнаружен в жителях Литвы, в Эстонии, севера скандинавии, Полши и Венгрии. В России иследование проводилис мало, однако "ген балтов" обнаружили даже в Вологодской области. Правда в Латвии гдето 40% рускоязичных, иньтересно у кого был этот ген.

Что это за чудо ген?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А что это за такое чудо, ген балтов?

Наибольшое концентрацыя "гена балтов" на територии Латвии, а также по мере уменшение он обнаружен в жителях Литвы, в Эстонии, севера скандинавии, Полши и Венгрии. В России иследование проводилис мало, однако "ген балтов" обнаружили даже в Вологодской области. Правда в Латвии гдето 40% рускоязичных, иньтересно у кого был этот ген.

Что это за чудо ген?

речь об y-хромосомном аллеле tat-c. только это признак не балтов а ФИННОВ И БАЛТОВ. В латвии максимум только относительно трех балтийских групп, абсолютный европейский максимум у финских групп (включая финнов и саами) а общеевразийский максимум - у якутов.

>Правда в Латвии гдето 40% рускоязичных, иньтересно у кого был этот ген.

ценю ваш юмор. однако в популяционные выборки включают не мигрантов а сельских жителей нативных не менее чем в 3х поколениях. У русских tat-c достигает частоты 30% только на севере, где популяция в основном и состоит из "субстрата".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Может быть чтото другое, ведь там было написанно и о финно-угров, финны и саами уж точно север Скандинавии.

Вообше сколько я знаю нативные Латиши - это условно, вроде когда то было шутка, типа: искали чистово латыша, нашли только одного, а тот самый оказалсья в тьюрме.

Даже в глухой деревни чистых латишей - минимум, и также нет чёткого антропологического типа латишей.

Хотя вероятно просто совпадение.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ладно написал политическую чуш. Там было написано ген латвийцев (это как россияни) и правильный взгляд на национальный вопрос.

А ген был вроде в 20% случии.

Все финны и балты произошли от нас!

А кто это мы?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Tat-C Frequencies

Yakuts..........87%

Eskimos.........61%

Chukchi.........58%

Finns...........55%

Buryats.........52%

Tofalars........47%

Lithuanians.....47%

Lapps...........42%

Estonians.......37%

Maris...........33%

Latvians........32%

Nenets..........30%

Tuvans..........18%

Chuvash.........18%

Russians........14%

Ukrainians......11%

North Swedes.....8%

Gotlanders.......6%

Norwegians.......6%

Poles............4%

Germans..........3%

Armenians........3%

Slovakians.......3%

Danes............2%

Belarusians......2%

Turks............1%

7C Frequencies

Nenets..........50%

Tofalars........47%

Tuvans..........28%

Buryats.........15%

Maris...........17%

Czechs...........6%

Estonians........4%

Russians.........4%

Finns............2%

Yugoslavians.....2%

Cypriots.........2%

Poles............1%

Slovakians.......1%

Turks............1%

(Kittles et al. 1998, Rosser et al. 2000, Dupuy et al. 2001,

Wells et al. 2001, Lell et al. 2002 and Puzyrev et al. 2003)

Так много, особенно у литовцев.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
насколько он славянский, если перун c тюркского 'бир ун' (дай успех) и похоже является калькой тюркского 'багана' (столб) от корня которого прорицатель-багуче и русский Бог, пахан, поганный ?

А почему "дай успех"?

Может "бир ун" - "один звук"? Это ближе к богу грозы, не правда ли?

Или может пёрюн или пёрю - волк, значит "волчий бог"?

Может "бер ун" - дай муки? Красиво - "дай муки мне бог грозы, т.е. дай дождя для урожая из которого получится мука"?

Подходит также:

"бий урун" - "господин бейся",

"бери ун" - "сюда [тащи] голос [муку]"

и т.д. и т.п.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Перун - слово однокоренное, извините меня, со словом пердун. Бог молнии и грома, понимаешь. Кроме шуток.

Всё что естественно, то не безобразно. :D

В русских подлежащих суффикс принадлежности "ун" часто встречается:

прыгун, лгун, шалун...

Поэтому этот "ун" передаёт смысл "он".

Индоевропейские языки по своему строю принадлежат к фузионным системам, которые с течением времени теряют звуки.

Более старый балтийский Перкунас, Перконс стал русским Перуном.

В слове ПЕРДУН выпал звук "О" или "У", то есть ПЕРД=ПЕР+ОД=БЕР+ОД=ВЕР+ОД=БЕРУ+УД-----дай огня,дающий огонь.

ПЕРКУНАС это не ПЕРДУН!

Убираем литовский ас подобный греческому ис и латышскому с.

Получаем ПЕРКУН.

Вот он шумерско-тюркский кун,гюн.

kun [sHINE]

PA: kun2.

1. to shine brightly светить ярко

Akk. nabaˆtu “shine”

Дающий свет

Перкун-----Перку----Пераку

Дающий свет, сияющий

Маг

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот он шумерско-тюркский кун,гюн.

kun [sHINE]

PA: kun2.

1. to shine brightly светить ярко

Akk. nabaˆtu “shine”

Хорошее слово. ;)

Сразу вспоминается вот этот КУН:

http://sozdik.kz/

Казахский

Русский

кун

дата

день

жизнь

погода

солнце

число

Long-range etymologies :

MEANING: dawn, light

Eurasiatic: *gojn/V

Sino-Caucasian: *[k]wa>n/h|V

Afroasiatic: ?*gin- 'fire' ? *kVhan- 'light' ? (+ WChad *kw|Vn- 'day')

REFERENCE: МССНЯ 342; ND 701 compares Sem. *gVwh_- 'dawn' and Cush. (Oromo) guyy- 'day' (?); ND 1080.

--------------------------------------------------------------------------------

Nostratic etymology :

Nostratic: *gojn/V

Meaning: dawn

Altaic: *gi_a:\jn/u

Uralic: koj[n/]e [2]

Indo-European: *gw|hei- 'мерцать' (Pok. 488-489)

References: МССНЯ 342, ОСНЯ 1, 230-231; ND 701 *goXyV 'light, sunshine, dawn'; 905 *Kun:yaHl/E 'sunshine, daybreak'; ND 1080 *K.u"n:V ~ *K.un:E 'sun, day' (hardly distinguishable; but cf. also Ural. *kun|e 'moon').

--------------------------------------------------------------------------------

Altaic etymology :

Proto-Altaic: *gi_o\jn/u

Meaning: dawn, daylight

Russian meaning: рассвет, дневной свет

Turkic: *gu"n(el/) / *gun/al/

Mongolian: *gegeg|e < *geg|eg|e

Tungus-Manchu: *gian/am

Korean: *ku/i

Japanese: *ka(i)

Comments: Лексика 78, Doerfer MT 143. Cf. also Mong. geji- 'to dawn' (KW 137), proving that *geg|e- < *geje-. The Korean form points to a cluster with *-j-, therefore a reconstruction *gi_o\jnu (with subsequent assimilative palatalization -jn- > -jn/-) is perhaps more plausible; cf. also the variation *n/*n/ in PT. The Jpn. reflex is somewhat problematic: loss of final resonant here may be explained by a standard development before a velar suffix (*ka < *gi_o\jn(u)-gV, cf. Mong. *gege-g|e, Man. gen|-g/e); but one would rather expect a PJ form like *ku(i). The irregular vowel may be due to contraction, cf. a similar case in PJ *ka/ 'mosquito' < PA *ku/n/e.

-------------------------------------------------------------------------------

Turkic etymology :

Proto-Turkic: *gu"n(el/) / *gun/al/

Meaning: 1 sun 2 day 3 sunny place 4 sun-heat

Russian meaning: 1 солнце 2 день 3 солнечное место 4 солнечный жар

Old Turkic: ku"n 1, 2 (Orkh., OUygh.), ku"nes^ 3 (YB), isig qujas^ 4 (OUygh. - Br.)

Karakhanid: ku"n 1, 2, qujas^ 4 (MK), ku"nes^ 3 (Tefs.)

Turkish: gu"n 2, gu"nes^ 1, (dial.) gujas^ 1

Tatar: ko"n 1, 2, qojas^ 1

Middle Turkic: qujas^ 1 (Sangl., Abush., Pav. C.), ku"nes^ 1 (Pav. C., Abush., Бор. Бад.), ku"n 1, 2 (Pav. C., MA)

Uzbek: kun 1, 2, qujo|s^ 1

Uighur: ku"n 1, 2, (dial.) qojas^ 1

Sary-Yughur: kun 1, 2

Azerbaidzhan: gu"n 1, 2, gu"na"s^ 1

Turkmen: gu"n 1, 2, gu"nes^ 1, 4, quja:s^ 1 (dial.)

Khakassian: ku"n 1, 2

Shor: ku"n 1, 2, qujas^ 1

Oyrat: ku"n 1, 2, dial. qujas^ 1 (Kumd., Leb.)

Halaj: kin, ku"n 1, 2, kina"s^ 'sonnig'

Chuvash: kon 2, x@w|vel 1

Yakut: ku"n 1, 2, kuj̃a:s 'heat'

Dolgan: ku"n 1, kun/a:s 'heat'

Tuva: xu"n 1, 2

Tofalar: xu"n 1, 2

Kirghiz: ku"n 1, 2

Kazakh: ku"n 1, 2

Noghai: ku"n 1, 2, qyjas 4

Bashkir: ko"n 1, 2, ko"na"s 4, qojas^ 1

Balkar: ku"n 1, 2

Gagauz: gu"n 1, 2, gu"nes^ 1

Karaim: ku"n 1, 2, ku"nes^ 1, qujas^, qujas 1

Karakalpak: ku"n 1, 2, qujas^ 1

Salar: gu":n 1, 2

Kumyk: gu"n 1, 2 gu"nes^ 1

Comments: VEWT 301, 309 (Ra"sa"nen separates *gu"n and *gun'al', which is hardly justified); EDT 679, 725, 734, ЭСТЯ 3, 100-104, 6, 112-113, Лексика 20-21, 64-65, 77-78, Федотов 1 306-307, Stachowski 161, 164. The forms *gu"n/el/ and *gun/al/ must be old dialectal variants.

--------------------------------------------------------------------------------

Mongolian etymology :

Proto-Mongolian: *gegeg|e < *geg|eg|e

Meaning: dawn, daylight

Russian meaning: рассвет, дневной свет

Written Mongolian: gege(n), gegege(n) (L 373)

Middle Mongolian: gegejen (HY 53, SH), gegen (SH), geji- 'to become light' (SH), giga"n (MA)

Khalkha: gege:(n)

Buriat: gege:(n)

Kalmuck: ge:n, gege|:n

Ordos: gege:(n)

Baoan: gegan|

Dagur: gege:n (Тод. Даг. 131, MD 149), geji- 'to get light (about the sky)' (MD 149)

Monguor: g@ge:n (SM 132)

Comments: KW 132, 135, MGCD 290.

--------------------------------------------------------------------------------

Tungus etymology :

Proto-Tungus-Manchu: *gian/am

Meaning: dawn

Russian meaning: рассвет, заря

Evenki: ge:^wan

Even: ga":wu.n

Negidal: ge:^wan

Ulcha: Ge:^wa(n)

Orok: Ge:^wa(n)

Nanai: Gi.wã

Oroch: ga":awan

Udighe: ge:^a"wa

Comments: ТМС 1, 145. The reflexes match almost exactly those of *mian/am 'heart', which makes us reconstruct *gian/am with a later assimilative development > *giawan. Cf. perhaps also Jurch. gen-gien 'light, clear' = Man. gen|g/en, SMan. gin|iN id. (a contamination with PTM *gen|g- 'clean, clear'? - or the same root?), see ТМС 1, 177.

--------------------------------------------------------------------------------

Korean etymology :

Proto-Korean: *ku/i

Meaning: dawn

Russian meaning: рассвет

Modern Korean: ha"k:wi

Middle Korean: ha>/is-ku/i

Comments: Nam 484, KED 1815.

--------------------------------------------------------------------------------

Japanese etymology :

Proto-Japanese: *ka(i)

Meaning: day, period of time

Russian meaning: день, период времени

Old Japanese: ke

Comments: The root is also attested as a suffixed -ka (patu-ka '20 days', itu-ka '5 days' etc.), see JLTT 430, 448.

--------------------------------------------------------------------------------

Indo-European etymology :

Proto-IE: *gw|hai-

Meaning: light, bright

Old Greek: phaio/-, pha/i_dimo- `gla"nzend, stattlich', phai_dro/- `hell, klar, heiter, fro"hlich, vergnu"gt', phai_du":/no: `hell machen, reinigen, waschen; erheitern, erfrischen'

Baltic: *geĩd-r-a:^, *gei^d-r-a:^, *gaid-r-a:^ f., *geĩd-r-a-, *gaĩd-r-u- adj., *gaĩd-s-a- c., *gid-r-a- adj.

Albanian: (?) zi 'black'

References: WP I 665, Buck 60.

--------------------------------------------------------------------------------

Pokorny's dictionary :

Root: (*gw|he:i- :) gw|h@i-, gw|h@id- : gw|hi:d-

English meaning: bright, shining

German meaning: `hell, leuchtend'

Derivatives: gw|h@i-d-ro-s ds.

Material: Gr. φαιδρός `klar, hellgla"nzend, leuchtend; heiter, vergnu"gt' (= lit. giẽdras), woneben φαιδι- im φαίδιμος `gla"nzend, stattlich'; φαιός `schummerig, da"mmerig, bra"unlich, grau' (Gdf. *φαι-ός oder -σός); φαικός λαμπρός Hes.;

    lit. giẽdras, gaidru\s `heiter, klar' (davon giedra\, gaidra\ f. `scho"nes Wetter'), lett. dziedrs `azurblau', ablautend dzi:drums `Klarheit'; lit. gaĩsas (*gw|h@id-so-s), gaisa `Lichtschein am Himmel', lett. ga\iss m. `Luft, Wetter', gais^s (*gaisus) `klar', ga\isma f. `Licht', lit. gaĩsras m. `Lichtschein am Himmel, Feuersbrunst; Zorn', gaĩzdras m. `Lichtschein am Himmel'; wohl auch apr. gaylis `weis|'.

References: WP. I 665, Trautmann 75.

Pages: 488-489

--------------------------------------------------------------------------------

Baltic etymology :

Proto-Baltic: *geĩd-r-a:^, *gei^d-r-a:^, *gaid-r-a:^ f., *geĩd-r-a-, *gaĩd-r-u- adj., *gaĩd-s-a- c., *gid-r-a- adj.

Meaning: hell, clear

Lithuanian: gaidra\, giedra\, gi/edra `wolkenloser Himmel, heiteres, scho"nes Wetter, Trockenheit', giẽdra-, gaidru\- `hell, heiter (vom Wetter)'; gaĩsa-s `Lichtschein, Ro"te am Himmel'

Lettish: ga\iss `Luft; Atmospha"re; Wolke', ga\is^s `leuchtend, hell, klar', dzidrs `klar, hell', dzi:drs 'azurblau; hell, klar'; dzi\edrs2 `azurblau'

Old Prussian: gaylis `weiss' V. 459, gaidis `Weizen' V. 259, Grunau 9

--------------------------------------------------------------------------------

Sino-Caucasian etymology :

Proto-Sino-Caucasian: *h|a>kwan/V/

Meaning: light

North Caucasian: *kwa>nh|V ( / *h|a>kwanV)

Sino-Tibetan: OC 光 *kw|a:n| 'light'

Yenisseian: *g@?n-

Burushaski: [*gon ]

Comments: HGC 39, WFR 125. PY *-?- here is irregular (does not correspond to lax phonation in PNC). Bur. g- is also irregular (obviously under the influence, of another root, see *G|wen|V/].

--------------------------------------------------------------------------------

North Caucasian Etymology :

Proto-North-Caucasian: *kwa>nh|V ( / *h|a>kwanV)

Meaning: light, torch

Avaro-Andian: *kw|an?i

Tsezian: *kw|ã

Laki: c^ani

Dargwa: *=alkw|Vn-

Lezghian: *?_akw|a(n)

Comments: Reconstructed for the PEC level. The initial *h|- (reflected in the PL form) may be a trace of the old derivational prefix. The root is mostly used as a noun or adjective, but there are some traces of its verbal usage (cf. the Darg. form and the Av.-And. evidence).

--------------------------------------------------------------------------------

Andian Etymology :

Protoform: *kw|an?i

Meaning: 1 torch 2 light (n.) 3 bright, light (adj.)

Avar: kan 1

Chadakolob: ka/n-ti 2

Andian language: kw|ana- 3 (Khaidakov)

Akhvakh: kw|ani 2

Chamalal: kw|a:̃ 1

Tindi: kw|a:̃ 1

Karata: kw|ano 2

Godoberi: kw|ãji 1

Comments: The noun and adjective 'light' in Av.-Andian languages are derived from the noun *kw|an?i 'torch'. Cf. also Av. kan- 'light' (adj.), ka/n-l|i 'light' ( = Chad. ka/nti, Cham. kw|ana-l|i, Gig. kun-l|ir) > Tsez., Gin., Inkh., Gunz., Bezht. kanl|i; Tind. kw|ana 'light' (n.), Cham. kw|anu- (Gig. kuni), God. kw|anu 'light' (adj.).

    There also exists a very close verbal root: Av. =ak- (Chad. =ak-) 'to set fire', PA *=ikw|V(n)- > And. =ikw|- 'to catch fire', Akhv. Tseg. =uk- 'to set fire', Cham. =ikw|Vn- (Gig. =ikVn-) 'to set / catch fire', Tind. =uk- 'to burn', Kar. =ekw|-, God. =uk- 'to set fire'.

--------------------------------------------------------------------------------

Tsezian Etymology :

Proto-Tsezian: *kw|ã

Meaning: torch

Tsezi: kw|a

Khvarshi: kw|a (Radzhibov)

Bezhta: kã

Gunzib: kã

Comments: PTsKh *kw|a; PGB *kã (obl. base *kana- > Bezht., Gunz. kana-).

--------------------------------------------------------------------------------

Lak Etymology :

Lak root: c^ani

Meaning: light (n.)

Lak form: c^ani

Comment: Cf. Khosr. c^ani id.

--------------------------------------------------------------------------------

Dargwa Etymology :

Proto-Dargwa: *=alkw|Vn-

Meaning: to set fire

Akusha: =alkw|Vn- (Ur.)

--------------------------------------------------------------------------------

Lezghian Etymology :

Proto-Lezghian: *?_akw|a(n)

Meaning: 1 light (n.) 2 dawn

Lezghian: ekw| 1

Tabasaran: akw| 1

Agul: ?|akw| 1

Rutul: jakw| 1

Archi: ak:on 1

Udi: kaj 2

Comment: 4th class in Rut. and Arch. Cf. also Ag. Bursh. ?_akw|, Fit. ek/w|, Burk., Tp. ?_a"kw| 'light', Arch. ak:u-kes 'to dawn' ( = Tab. aku xuz id.). External data show that the original form *?_akw|an (retained in Arch., possibly also in Ud., where kaj may reflect *(?_a)kw|an with phonetic loss of -n) was reinterpreted in most Lezghian languages as the oblique base from *?_akw|a (cf., e.g., the Lezg. paradigm: ekw|, erg. eku"ni).

    See Бокарев 1961, 63; Лексика 1971, 199; Гигинейшвили 1977, 80.

--------------------------------------------------------------------------------

Yenisseian Etymology :

Proto-Yenisseian: *g@?n-

Meaning: light

Ket: kY?n 'light'; kъ:n/e1, South. kъ:n/ 'dawn'

Yug: kY?n 'light', kъ:n/ 'dawn'

Kottish: kinig, *kini:x, pl. kini:ga:n, (Бол.) knik 'dawn'; tegan, *teka/n, pl. teganan| 'light' (te- < *de- 'eye'); kana/n|ic^iba/n (М., Сл., Кл.), kanan|gic^iban (Срсл.) 'lightning'; Ass. kanan-az^|ujban (М., Сл., Кл.), kanan-ic^iban (Кл.) "lightning", tygana/ (М., Сл., Кл.), tukantu (Кл.) "light"

Comments: ССЕ 226. Ket kъ:n/e, Yug kъ:n/, Kott kinig reflect a compound *g@?n + xi?G "light + day". One should also note Ket kYn/in| "people (name of the Kets in "bears' language")" - lit., "the light ones" ( > Selk. qo|:nnyn| "Ket", see Helimski КС 241). Werner 1, 474 (without reconstruction), 2, 257 (with some hesitation about Kott. tegan).

--------------------------------------------------------------------------------

Burushaski Etymology :

Common Burushaski: *gon

Meaning: dawn

Yasin: gon

Hunza: gon

Nagar: gon

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ар,

Те же смыслы и у нашего азербайджанского гюн.

У нас на солнце также говорят гюнящ, как и на орхоно-енисейском(два варианта как и у нас).

Вопрос в том не произошла ли эволюция слова гюн от гюнящ, гюнещ?

Этот "гю" сидит в гюдж(Japan)-сила, гюль-смейся, цветок.

Эщ как бы тут источник какого-то гю=энергия.

Как в гюдж(Japan)-сила

или шумерском:

gu [FORCE]

GU2: gu2.

1. force

Akk. emu¯qu “strength; force”

дж-в аккадской фонетике нет.

Маг

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...