Гость Эльтебер

Эстонцы

Рекомендованные сообщения

Гость Эльтебер

ЭСТОНЦЫ

Cамоназвание ээстласед, по названию страны Эстония, заимствованному из германских языков, до XVIII в. - маарахвас - "народ нашей земли". Большинство эстонцев проживает в Эстонской Республике, ставшей в 1991 г. суверенным государством. Живут также в России, Латвии, на Украине. В результате эмиграции, происходившей главным образом в I половине XX в., расселились в США, Канаде, Швеции, Австралии. Относятся к западно- и восточно-балтийским типам атланто-балтийской большой европеоидной расы.

Язык, относящийся к прибалтийско-финской группе финно-угорских языков, делится на три главных диалекта: прибрежный, северный, южный. В XX в. диалектные различия сгладились, и на основе северного диалекта сложился единый литературный язык, который становится разговорным. Письменность создана на основе латинской графики в XVI в.

Большая часть верующих - протестанты (лютеране), представители субэтнической группы сету на юго-востоке Эстонии и в Печорском районе Псковской области России - православные.

Главными занятиями эстонцев были пашенное земледелие по трехпольной системе (основные земледельческие культуры - рожь и ячмень, бобовые, картофель, лен и конопля), животноводство (крупный рогатый скот, свиньи, овцы), а на побережье - рыболовство.

Традиционная культура западной и островной частей Эстонии испытала влияние Скандинавии, восточной и южной - славянское влияние. Древнейшие сельские поселения - деревни кучевой и рядовой планировки. Для южной Эстонии характерны однодворные и разбросанные поселения, со II половины XIX в. широко распространились хутора. Традиционное жилище представляет собой срубную трехкамерную постройку с высокой соломенной крышей и полом из утрамбованной глины или плитняка. Центральное жилое помещение, отапливаемое по-черному (рига), использовалось для просушки снопов. К риге примыкали подсобные помещения - холодная камора с дощатым полом и гумно. У зажиточных крестьян в XIX в. в каморах появляются печи с дымоходами, часто жилье строят отдельно, сохраняя за ригой только хозяйственное значение. В XX в. распространяются дома типа коттеджей. Традиционное жилище сету сходно с русским. В городах, появившихся в Эстонии в XI- XIII вв., сохраняется средневековая архитектура.

Народный женский костюм состоял из рубахи туникообразного покроя с наплечными вышивками, полосатой юбки, тканого пояса, верхней кофты в талию или безрукавки. Праздничный наряд замужней женщины включал передник и покрывало, отделанное цветным шнуром. Традиционный головной убор девушек - венок или лента, замужних - типа кокошника (на севере) или полотенчатый (на юге), а также чепцы. Праздничная одежда украшалась серебряными нагрудными фибулами. Для сету характерны рубаха славянского типа и глухой сарафан, в сочетании с элементами эстонского костюма. Мужчины носили рубаху, длинные или до колен штаны, куртку, войлочную шляпу, зимой - меховую ушанку. Верхней одеждой у мужчин и женщин был кафтан, зимой - шуба, вязаные узорчатые варежки. Универсальной обувью служили кожаные постолы, рабочей - лапти, по праздникам женщины обували туфли, мужчины - высокие сапоги.

В традиционной пище эстонцев основное место занимали продукты из зерна: кислый ржаной хлеб, похлебки из муки и крупы, каши, а также овощи. Круглый год употребляли соленую рыбу, мясо - главным образом осенью, кисломолочные продукты - летом. Распространенный напиток - квас, у сету - можжевеловый, в праздники - пиво. Разнообразны были праздничные и ритуальные блюда: кровяные колбасы на рождество, студень на свадьбу и др.

Традиционные виды декоративно-прикладного искусства: узорное ткачество и вязание, резьба по дереву и выжигание, обработка кожи, ювелирное искусство и др. Народные мотивы используются в производстве декоративных тканей и ковров, серебряных украшений, вязаных изделий. Сохраняются некоторые народные обычаи, например, зажигание костров на Иванов день. С I половины XIX в. начинается сбор и изучение традиционного фольклора: песен, преданий, сказок, пословиц, поговорок. На их основе были составлены эстонский эпос "Калевипоэг" (1857 - 1861) и сборник "Старинные эстонские народные сказки" (1866). Давние традиции имеет музыкальный фольклор; традиционный струнный инструмент типа гуслей - кантеле. С середины XXI в. Существуют певческие хоры и ансамбли народных инструментов, проводятся певческие праздники.

Список литературы:

1. Историко-культурный атлас Республики Коми. Москва, 1997

2.Сородичи по языку. Будапешт, 2000

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Гость Саткявичюс

При генетическом исследовании литовцев допущена грубая ошибка.

В северо-западной Литве в северо-западной Жмуди жили финские племена. Литовцы их покорыли в 8-10 веке. С этого времени началась литуанизация языка. При генетических исследованиях взяты литовцы финского происхождения и получена большая близость к эстонцам, чем к западным русским и словакам.

Литовские фамилии имеют сословное происхождение и тесно связаны с разными генотипами, но властью оплачиваемые историки и лингвисты это и языковую инквизицию скрывают выполняя требования католической христианской церкви.

При сравнении генетического и языкового наследия не учитывается христианская языковая инквизиция, которая славянизировала большинство народов Европы. Шире об этом в моей книге

Эдвардас Саткявичюс. Гальские языки (иное об индоевропейских языках). -Каунас, 1999. - 64 с.

satkedva@takas.lt; satkevichius@net.davgita.lt

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Гость Керим-хан
На побережье океана, там, где через три гирла поглощаются воды реки Вистулы, живут видиварии 114, собравшиеся из различных племен; за ними берег океана держат эсты 115, вполне мирный народ.
ИОРДАН

О ПРОИСХОЖДЕНИИ И ДЕЯНИЯХ ГЕТОВ

А вот одно из первых упоминаний эстов. Из какого языка происходит слово Ээсти (Эстония) и что значит? :huh:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Гость Вячорка

Aestii вблизи Вислы (соседи видивариев) вероятно, никак не связаны с современными эстонцами и эсты (айсты, Hestii), упоминаемые Иорданом вовсе не те жители небольшого балтийского государства, о которых можно сейчас подумать. Эсты - не самоназвание и к слову, современные эстонцы взяли его для обозначения своей нации лишь в сер. 19 - нач. 20 в. (в период национального возрождения) - ээстласед. До этого они сами себя именовали маарахвас (букв. народ своей земли).

Конечно, эсты - как отдельный народ финно-угорского происхождения упоминался в ливонских хрониках (в частности, у Генриха Латвийского в его хронике, 13 в.), но своим названием обязан термину "восток". "Восточная земля" - Эстланд. В русских летописях предки эстонцев, наряду с некоторыми др. племенами фигурируют под названием - чудь.

По мере продвижения "западного влияния" на восточные земли вдоль побережья Балтики, менялись и носители этого названия. Поэтому у Тацита и Иордана - эсты (эстии) или аэстии - племена у Вислы, летто-литовские (балтские племена) и затем только современные носители этого этнонима, оказавшиеся самыми восточными в этом направлении.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Интересно, что эстонский по каким-то тестам по мелодичности занал второе мэсто после Италянского.

И деиствително, эстонский очен красивий и мелодичний язик.

Песни на эстонском звучит лучше чем на родном.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Эстонцы хоть и относятся к Фино-угорскому этносу , а на фестиваль за обиду причиненую нам русским на фестивали не пустили эстонского призидента и правильно я считаю сделоли!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Эстонцы хоть и относятся к Фино-угорскому этносу , а на фестиваль за обиду причиненую нам русским на фестивали не пустили эстонского призидента и правильно я считаю сделоли!
Ну на этот показушный фестиваль и марийских и эрзянских национальных лидеров не пустили (не угодили они Володе Путину чемто) .

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Гость Арий
Ну на этот показушный фестиваль и марийских и эрзянских национальных лидеров не пустили (не угодили они Володе Путину чемто) .

Ну, во первых, державному Володе многие неугодны. Что поделаешь, Россией часто правили полицейские или такого типа люди.

А насчет эстонцев опять в "темной комнате ищут черного кота". Дело в том, что изучая историю Европы без самого старого языка (живого) в Европе, никак не обойтись, а такие попытки приводят всегда в тупик. В таких случаях и находят "ученые мужи" эстонцев на южном берегу Балтии. Знали бы литовский язык сразы бы поняли в чем тут дело. А дело- то в том. что корень eiti (eisti) значит движение (идти). И эти аести-еисти-еисчшай всего навсего торгоши рыскавшие по всей обширной територии (Янтарный Торговый Путь). Русские летописи его правельно называют (Из варяг в грени), но его начало указывают не верно (Нрмандию). Теперь серъезные историки уже не оспаривают того, что викинги не норманы. Тем аести совсем не важна национальность. Поэтому их встречали во многих местах по всей Европе.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Ну, во первых, державному Володе многие неугодны. Что поделаешь, Россией часто правили полицейские или такого типа люди.

А насчет эстонцев опять в "темной комнате ищут черного кота". Дело в том, что изучая историю Европы без самого старого языка (живого) в Европе, никак не обойтись, а такие попытки приводят всегда в тупик. В таких случаях и находят "ученые мужи" эстонцев на южном берегу Балтии. Знали бы литовский язык сразы бы поняли в чем тут дело. А дело- то в том. что корень eiti (eisti) значит движение (идти). И эти аести-еисти-еисчшай всего навсего торгоши рыскавшие по всей обширной територии (Янтарный Торговый Путь). Русские летописи его правельно называют (Из варяг в грени), но его начало указывают не верно (Нрмандию). Теперь серъезные историки уже не оспаривают того, что викинги не норманы. Тем аести совсем не важна национальность. Поэтому их встречали во многих местах по всей Европе.

Вообще то эстиями (айстиями) еще римляне называли балтские племена на побережье Балтийского моря - большинство исследователей считают, что это древние пруссы - точнее "сембай" или "самбяй" - такое у них было самоназвание, а название "пруссы" им (и другим балтским племенам, соседям сембов) присвоили поляки примерно в 9 веке.

Название Эстония может происходить от слова «Aestii», которое впервые упоминается римским историком Тацитом в 98 году н. э. в трактате «О происхождении германцев и местоположении Германии». Так, по его словам, германцы называли народы, жившие на северо-восток от реки Висла.

Корень ei -ti на самом деле в литовском означает движение (eiti - идти). Но с "eisti" и отсюда выводимой этимологией названия "эстии" это слово (eiti - идти) ничего общего не имеет.

Слово "эстии" ("восточные") вообще то не балтского происхождения - так своих тогдашних восточных соседей пруссов называли германцы.

В средние века название "эстии" постепенно "перекочевало" дальше на север - так немцы из Ливонского ордена начали называть предков нынешних эстонцев, но сами эстонцы тогда себя называли иначе - у каждого племени было свое самоназвание (однако теперь это название уже "прижилось" и у нынешних эстонцев самоназвание "eestlased").

Примечание 1 - прусские купцы и вправду уже в 1-8 веках возили свои товары (особенно янтарь) в южные районы нынешней Украины и в Римскую империю. По этому вопросу имеются и письменные источники (у готов).

Примечание 2 - литовский язык не самый "старый", а самый архаичный из ныне живых индоевропейских языков, то есть в литовском языке сохранилось большое число древнеиндоевропейских языковых свойств.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.)

Эсты — коренные обитатели Прибалтийского края и прибрежных островов — Эзеля, Моона и др.; принадлежат к западной группе финно-угорского племени (см.). Известны в летописях под именем "чуди", но это же имя применяется и к другим финским племенам. Сами себя называют Tallo poeg — сын земли; у латышей известны под названием "igganni", т. е. "изгнанники", что указывает, вероятно, на оттеснение их (в начале XIII в.) на север; у русских известны под именем чухон, чухонцев; в Псковской губернии Эсты, бывшие издавна под русским влиянием, получили название setud или setukesed (= кляча) — "полуверцев". Площадь, заселенная Эсты, около 38500 кв. км, с населением около 950000 душ, в том числе в Лифляндской губернии (перепись 1881 г.) 482613, в Эстляндской губернии (перепись 1881 г.) 329687, в Псковской губернии (перепись 1897 г.) 25458, в С.-Петербургской губернии (1897 г.) 64116, в Витебской губернии 906. По вероисповеданию Эсты большей частью лютеране, в Псковской губернии — православные, в Витебской — католики.

Прародиной угро-финской семьи считают центральную Азию, откуда в доисторические времена совершилась миграция через северо-восток Европы в занимаемые ныне угро-финнами области. Разделение на отдельные племена можно отнести к VII веку, так как уже с этого времени археологические раскопки дают указания на обособленность финнов, эстов, ливов и куров. Прибалтийские находки указывают на знакомство с металлами (железные топоры, ножи, бронзовые нагрудные украшения). Образ жизни Эсты того времени кочевой, охотничий, но уже с зачатками земледелия. Некогда Эсты занимали всю Лифляндскую и Курляндскую губернии, на что указывают названия местностей с окончанием на k ü ll (деревня) и jerw (озеро), но уже в историческое время были оттеснены латышами и славянами в занимаемые ныне пределы; еще в 1111 и 1178 г. новгородская летопись упоминает об "Очеле" (Adselle, на северо-запад от Мариенбурга), как о стране, занятой Эсты С этого времени Эсты подвергались постоянным нападениям скандинавских князей, славян и, наконец, немцев (меченосцев), которые, с помощью Дании, покорили Эсты и обратили их в христианство около 1227 г. Эта борьба была тем более упорна, что, чуждые института рабства, Эсты всеми силами отстаивали свою исконную свободу. После немцев Эсты подпали под власть сначала Польши, затем Швеции, а в 1710 г. были окончательно присоединены к России. Со времени освобождения от крепостной зависимости культурная жизнь Эсты начала быстро развиваться.

В антропологическом отношении Эсты значительно отличаются от других угро-финнов. Череп Эсты мезоцефальный (тогда как лопари — брахицефалы, а чуваши — долихоцефалы); очень резко выдающиеся в сторону скуловые кости, длинный узкий нос, с четырехугольными надбровными дугами. Женский череп имеет характерные отличия: он значительно меньшего объема и относительно своей длины шире. Эсты роста выше среднего (нередко 170 см), крепкого, коренастого телосложения. Женщины имеют характерные особенности как в строении таза, так и в общей массивности телосложения, отличаясь здоровьем и силой. Цвет кожи белый, волосы чаще всего светло-русые, нередко и светло-коричневые; глаза светлые, серовато-голубого цвета. Волос ни женщины, ни мужчины не стригут, а носят под платком или под головным убором распущенными по плечам. Бороду и усы Эсты бреют. Одежда мужчин состоит из полотняной рубашки, застегиваемой на шее металлическими, большей частью серебряными пряжками (этот обычай начинает исчезать и остался по преимуществу у островитян и у полуверцев Псковской губернии), чулок, высоких сапог, коротких штанов, обыкновенно черного цвета, жилета и серой или зеленой куртки вроде пиджака; на шее повязывается платок, часто шелковый; на голове войлочная шляпа с широкими полями, зимой — шляпа из лисьего меха и овечья шуба без покрышки. Женский костюм — длинная холщовая рубашка, застегиваемая на груди пряжками, полосатые темные юбки, синий лиф и кисейный вышитый фартук. Женский головной убор довольно разнообразен. Живут Эсты в очень простых бревенчатых, большей частью курных избах, но за последнее время и в этом отношении замечается большой прогресс. С 80-х годов замечается стремление покупать в собственность земли и развитие мызного хозяйства. Пища главным образом растительная; особенно любимы у Эсты капуста и репа, которую они разводили еще в доисторические времена. Лакомством служит свиное мясо. Отличительные черты характера Эсты — упрямство и злопамятность, несмотря на терпеливость и общую душевную мягкость; выведенный из себя, Эсты становится жестоким и мстительным. Эсты решителен, смел, находчив в опасности, очень честен, но не чужд лени и беспечности. На женщину Эсты смотрит исключительно как на работницу, не заботясь особенно об ее нравственном поведении. Нравы довольно свободны. Число незаконнорожденных доходит до 6 процентов. Разводы крайне редки. Обряды и пережитки старины все более и более забываются. Большую стойкость обнаруживают обряды свадебные и похоронные, особенно у северных Эсты и у Эсты псковских. Так, например, по их мнению, человек не должен умирать на постели, вследствие чего умирающего кладут на соломенную подстилку (pikka ö llile panuema — лежать на длинной соломе), на которой он и остается до смерти; весь уход за ним в это время состоит в том, что его стараются по возможности больше накормить. Гроб с покойником ставят на телегу, на которую усаживаются все близкие, и скорой рысью едут на место погребения. В полной силе еще и доныне во многих местах вера во всевозможных добрых и нечистых духов и связанное с ней колдовство (см. Эсты мифология).

См. библиографию по антропологии и археологии эстов статью Вейнберга в "Русском Антропологическом журнале" (1901, № 3); Richter, "Geschichte der Ostseeprovinzen" (1857); Риттих, "Материалы для этнографии России" ("Прибалтийский край", 1873); Alquist, "Culturw örter der Finnen"; Wiedemann, "Aus dem inneren und ausseren Leben des Esten" (1876); Schrö der, "Die Hochzeitsgebrauche der Esten" (Б., 1888); Mikkola, "Ber ü hrungen zwischen den Westfinnen u. d. Slaven" (Гельсингфорс, 1894); Майков, "Культурная жизнь западных финнов по данным языка" (по Alquist'y); Трусман, "Введение христианства в Лифляндии" (1884); его же, "Чудско-литовский элемент в Новгородских пятинах" (Ревель, 1898); Благовещенский, "Остров Эзель и его обитатели" ("Сборник Археологического Института", 1881); В. Миллер, "Сист. опис. Дашковского Музея" (там же отчасти указана библиография). Много ценного в "Sitzungsberichte u. Verhandlungen der Gelehrten Estn. Gesellschaft.".

M. E.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Эстами в позднеантичной и ранневизантийской историографии называли балтов. Эстами эстонцы (которые прибалтийские финны) себя не называли, они называли себя maarahvas. Чудью их называли русские. Эсты это название принесенное с запада и обозначало эстонцев как людей живущих на востоке. В значении соотвествующем современным эстонцам употреблялось Генрихом Латвийским. Святой Кнут Свейнссон оборонял страну от куров, самбов и эстов. В 1170 г. эсты и куры опустошили остров Эланд. Генрих Латвийский называл их суда pyraticae. Король Свейн Эстридсен поручил Хакону Ивварссону защиту королевство от вендов, куров и народов Восточной Балтики (Austrvegr). Эсты в эпоху викингов вообще предпочитали селиться вдали от берегов поддерживая сообщение с морем только через реки. Но смена эпох принесла и смены в поведении эстонцев. Жители Вирумаа (Виронии) и Сааремаа (Осилии) были известны как морские пираты. Виронцы совершали набеги на земли суоми (финнов) и вся Эстония получила у финнов и карелов название Viro (Viromaa). Осилийцы же совершали походы на Швецию. Генрих Латвийский упоминал о том, что у эстов Осилии были рабы из шведов. Вирумаа это северо-восточная Эстония. В этом крае находились городища Каупсааре-Садам, Тосбург, Пурц, Тгарванпе (Раковор) и Нарва (Ругодив).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас