Гость Эльтебер

Джунгарское Ханство

Рекомендованные сообщения

Гость Эльтебер

Джунгарское Ханство (1626-1757 н.э.)

1626 - 1653 Эрдэни Батур-хунтайджи

1653 - 1670 Сенгэ

1670 - 1697 Галдан Бпшокту-хан

1697 - 1727 Цэван Рабдан

1727 - 1746 Галдан Церен

1746 - 1749 Цеван Дорджи

1749 - 1753 Лама Дорджи

1753 - 1755 Даваци

1755 - 1757 Амурсана

Завоевано Китаем

http://alexhistory.narod.ru/

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Гость borifer

Города ойратов???? Подскажите пожалуйста кто что знает о существовании городов у монголов в период с XIV - XVIII вв

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Улан-Батор, по-моему.

В смысле, Урга? А при чем тут ойраты?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Аблайкит и Семь палат на Иртыше.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Тут в качестве даты образования ханства приводится 1626 г. Откуда она взялась, непонятно.А кто-нибудь может указать на источник общепринятой даты-1635г? Я читал у Златкина, что факт образования Джунгарского ханства зафиксирован в Черепановской летописи. Однако она ни разу не издавалась и не выкладывалась в интернете.Может, ещё где-то что-то есть о 1635, неужели дата образования крупнейшего государства Центральной Азии датируется по одному-единственному позднейшему источнику?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Я читал у Златкина, что факт образования Джунгарского ханства зафиксирован в Черепановской летописи. Однако она ни разу не издавалась и не выкладывалась в интернете.Может, ещё где-то что-то есть о 1635, неужели дата образования крупнейшего государства Центральной Азии датируется по одному-единственному позднейшему источнику?

У Черепанова сказано, что Джунгарское ханство "начало свое возимело... с того времени, как в 1635 г. он, Батур тайша, стал именоваться контайша". Значит, начало отсчитывалось от времени, когда далай-лама наделил его титулом (Эрдэни-Батур-) хунтайджи.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А разве Батур получил титул хунтайджи с благословения Далай-ламы? Не сам ли он провозгласил себя ханом? Насколько я знаю, (опять же сошлюсь на Златкина), подтверждённым верховным иерархом Тибета титулом хана обладал только Галдан Бошокту-хан.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Гость Жентос

3/02/2006 Поздние монгольские государства

История

Западные монголы (ойраты). Потомки Чингисхана и Хубилая, изгнанные в 1368 из Китая, вернувшись на родину, оказались под властью других монгольских племен, ойратов. Победив Улдзий-Тэмура, праправнука последнего юаньского императора, ойраты в 1412 нанесли удар на запад, где разбили восточных Чагатаидов. Ойратский правитель Эсен-хан владел обширной территорией, простиравшейся от озера Балхаш, а на юге до Великой китайской стены. Получив отказ на брак с китайской принцессой, он преодолел Стену, разгромил китайцев и взял в плен китайского императора. Созданное им государство не надолго пережило его. После смерти Эсен-хана в 1455 наследники перессорились, и восточные монголы оттеснили их на запад, вновь объединившись под верховенством Даян-хана.

Хошуты. Одно из ойратских племен, хошуты, осело в 1636 в районе озера Кукунор, на территории нынешней китайской провинции Цинхай. Здесь им было суждено сыграть решающую роль в истории соседнего Тибета. Гуши-хан, правитель хошутов, был обращен в буддизм тибетской школы Гелуг или, как ее еще называли, «желтошапочников» (по цвету шапок, которые носили священнослужители этой школы). По просьбе главы школы Гелуг Далай-ламы V Гуши-хан захватил в плен главу соперничающей школы Сакья и в 1642 объявил Далай-ламу V полновластным владыкой всех буддистов центрального Тибета, став при нем светским правителем вплоть до своей кончины в 1656.

Торгуты, дэрбэты, хойты и их потомки калмыки. В течение 16 – начала 17 вв. западные монголы, вытесняемые со своих земель соседями, китайцами – с юга, монголами – с востока, казахами – с запада, занялись поисками новых территорий. Получив разрешение от русского царя, они несколькими потоками с 1609 по 1637 пришли в Россию и осели в южнорусских степях между Волгой и Доном. В этническом отношении ушедшая в Россию группа представляла собой смесь нескольких западномонгольских народностей: торгутов, дэрбэтов, хойтов и некоторого количества хошутов. Численность группы, которую стали называть калмыками, составляла более 270 тыс. человек. Судьба калмыков в России сложилась непросто. Сначала они имели достаточно независимое в своих внутренних делах Калмыцкое ханство. Однако притеснения со стороны правительства России вызвали недовольство калмыцких ханов, и те в 1771 решили вернуться назад в Западную Монголию и увели с собой около половины своих подданных. Почти все погибли в пути. В России ханство было ликвидировано, а оставшееся население подчинено Астраханскому губернатору.

Джунгары и Джунгария. Часть ойратов – чоросы, несколько родов торгутов, баяты, туметы, олеты создали на западе Монголии ханство, получившее название Джунгарского (от монг. «джун гар», – «левая рука», когда-то – левое крыло монгольского войска). Все подданные этого ханства назывались джунгарами. Территория, на которой оно находилось, называлась (и называется) Джунгарией. Самый великий из джунгарских ханов Галдан (годы правления 1671–1697) был последним монгольским завоевателем. Его карьера началась неприметно, он был буддийским монахом в Лхасе. Получив от Далай-ламы VI освобождение от своего обета, чтобы отомстить за смерть брата, он основал государство, простиравшееся от западного Синьцзяна до Восточной Монголии. Но в 1690, а затем в 1696 его продвижение на восток было остановлено войсками маньчжурского императора Канси.

Племянник и преемник Галдана Цэван-Рабдан (годы правления 1697–1727) расширил государство на запад, захватив Ташкент, и на север, приостановив продвижение русских в Сибири. В 1717 он попытался помешать китайскому проникновению в Тибет, но китайские войска изгнали его и оттуда, посадив в Лхасе удобного для Китая Далай-ламу VII. После периода гражданской войны китайцы в 1757 сместили последнего джунгарского хана и превратили джунгарские владения в китайскую провинцию Синьцзян. Народность чоросы, откуда были родом все джунгарские ханы, была почти полностью истреблена китайцами, а на их землях были поселены тюрки, монголы и даже маньчжуры, к которым присоединились близкие родственники джунгар калмыки, возвратившиеся с Волги.

Восточные монголы. После победы ойратов над Улдзий-Тэмуром представители дома Хубилая почти истребили друг друга в кровавой междоусобице. Мандагол, 27-й преемник Чингисхана, погиб в бою со своим племянником и наследником. Когда три года спустя последний был убит, единственным оставшимся в живых членом когда-то многочисленной семьи остался его семилетний сын, Бату-Мэнгэ из племени чахаров. Брошенного матерью, его взяла к себе молодая вдова Мандагола, Мандугай, которая добилась его провозглашения ханом восточных монголов. Все его молодые годы она была регентшей и женила его в 18 лет. Он вошел в историю под именем Даян-хана (годы правления 1470–1543) и сумел объединить восточных монголов в единое государство. Соблюдая традиции Чингисхана, Даян-хан разделил свои племена на «левое крыло», т.е. восточное, непосредственно подчинявшееся хану, и «правое крыло», т.е. западное, подчинявшееся одному из ближайших родственников хана.

Принятие буддизма. Новое монгольское государство ненадолго пережило своего основателя. Распад связан, вероятно, с постепенным принятием восточными монголами пацифистского буддизма тибетской школы Гелуг.

Первыми обращенными стали ордосы, племя «правого крыла». Один из их вождей обратил в буддизм своего могущественного двоюродного дядю Алтан-хана, правителя тумэтов. Глава школы Гелуг был приглашен в 1578 на собрание монгольских правителей, где учредил монгольскую церковь и получил от Алтан-хана титул Далай-ламы (Далай – монгольский перевод тибетских слов, означающих «широкий как океан», что следует понимать как «всеобъемлющий»). С тех пор преемники главы школы Гелуг носят этот титул. Следующим был обращен сам великий хан чахаров. С 1588 обращаться в новую веру стали также халха. В 1602 глава буддийской общины Монголии, ее верховный иерарх, был объявлен инкарнацией Джебцун-дамба-хутухты, одного из первых проповедников буддизма в Тибете. Институт «живых богов», уже сложившийся к тому времени в тибетском буддизме, привился и в Монголии. С 1602 по 1924 – год, когда была провозглашена Монгольская Народная Республика, – во главе церкви, по очереди сменяя друг друга, стояли 8 «живых богов». 75 лет спустя появился 9-й «живой бог». Обращением монголов в буддизм объясняется, хотя бы отчасти, быстрое подчинение их новой волне завоевателей – маньчжурам. Перед нападением на Китай маньчжуры уже господствовали в области, позднее названной Внутренней Монголией. Чахарский хан Лигдан (годы правления 1604–1634), носивший титул Великого хана, последний независимый преемник Чингисхана, попытался подчинить южных монголов, но те перешли в вассальную зависимость к маньчжурам. Лигдан бежал в Тибет, а чахары тоже подчинились маньчжурам. Халха держались дольше, но в 1691 маньчжурский император Канси, противник джунгарского хана Галдана, созвал правителей халхаских кланов на встречу, на которой они признали себя его вассалами.

Вассальная зависимость Монголии от Китая продолжалась до начала 20 в. В 1911–1912 в Китае произошла революция, в ходе которой была свергнута манчьжурская династия Цин и провозглашена Китайская Республика. Внешняя Монголия (территориально совпадающая с нынешней Монголией) объявила о своей независимости. То же самое хотела сделать и Внутренняя Монголия, однако ее движение за независимость было подавлено и она осталась в составе Китая.

Взято с www.krugosvet.ru

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ойрад, давно хотел спросить, какова была численность населения Джунгарского ханства? В старых источниках обычно пишут миллион. В современных 600 тысяч, но насколько я помню эта цифра всегда увязывается с другой, а именно 200 тысяч семей. Но ведь 200 тысяч семей это не 600 тыс. человек, а как раз миллион или даже больше.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Гость Жентос

Я знаю что больше миллиона!

Точно не знаю, но наши предки ушли на Волгу их было порядка :tw2: 150000 чел., около миллиона вырезали китайцы и небольшая часть рассеилась на севере и Ср.Азии (Казахстан, киргизия и пр.).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Таких данных (о численности ойратов Джунгарии) не может быть, п.ч. их быть не может. :D Но Колесник В.И. определяет численность ойратов в 200-250 тыс.чел. на конец 16 в. - во время войн с Убаши хунтайджи. (Колесник В.И. Последнее великое кочевье, 2003, с.232) На Волгу с Хо-Урлюком ушло 50 тыс.кибиток. Более поздних данных нет. Действитедьно, по некоторым данным, китайцы истребили миллион ойратов в 1755-58 гг..Ну, это дело тёмное..

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Аблайкит и Семь палат на Иртыше.

Уважаемый Стас, скажите, пожалуйста, почему ойраты, обладая достаточно большой территорией, построили Аблайкит и Семь палат недалеко друг от друга?

Почему ламаистские храмы Аблайкит и Семь палат были построены именно в этом месте?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Уважаемый Алтай!

Ой, я профан вообще. По Иртышу вроде. Как ламы решили. :)

А может примерно по тем соображениям, по которым русские впоследствии разместили городки сврей укрепленной линии. Вот взяли бы УК и Кузнец и ответили. В конце концов ведь не главное - с админами общаться. :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Уважаемый Алтай!

Ой, я профан вообще. По Иртышу вроде. Как ламы решили. :)

А может примерно по тем соображениям, по которым русские впоследствии разместили городки сврей укрепленной линии. Вот взяли бы УК и Кузнец и ответили. В конце концов ведь не главное - с админами общаться. :)

Ламы построили несколько скромных сооружений по линии китайских пикетов. Я знаю два таких сооружения: одно было на Рахмановских ключах, второе - в Чуйской котловине на месте современного поселка Кокоря. Но то были небольшие постройки.

Еще на Укоке нашли довольно большие по площади средневековые фундаменты. Но таких масштабных сооружений, как, например, Аблайкит там не строили.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Историко-архитектурный памятник ХVIII в. - крепость-монастырь Аблаинкит

(Аблаинскит, Аблайкит, Аблайскит)

Остатки джунгарской крепости монастыря Аблайкит представляют собой памятник архитектуры ХVII в.

Постановлением Совета Министров КазССР №133 от 17 февраля 1949г. принят под государственную охрану с республиканской категорией, зарегистрирован в государственном списке за №9.

Памятник основан в 1654г., находится в 15 км юго-восточнее с.Никитинки Уланского района в долине р.Аблакетки, охранная зона 200 м., разрушен до основания, археологические и реставрационные работы не проводились. Вся площадь, на которой находятся развалины принадлежит совхозу "Никитинский", охранное обязательство от 2 января1979 г, подписано председателем исполкома Крутского сельсовета народных депутатов Ю. Бердниковым.

В науке монастырь стал известен с 1720 г., можно смело сказать, что никакой другой памятник края не пользовался такой широкой известностью в научных кругах. Cведения об Аблаинките находим в "Статейном списке" Ф. И. Байкова (1675-1678).

Наиболее полное описание находим у участника Первой академической экспедиции Г. Ф. Миллера:

" ... местность представляет красивую долину, которую c C. И З. замыкают высокие скалы. Скалы же, через которые проведены стены, местами сами заменяют стены, местами доставили камень для сооружения стен, местами окружают озеро, доставлявшее жителям воду; вследствие этого окружность местами похожа на пятиугольник. Самые стены вышиной в 1 1/2 cажени, толщиной 3 1/2 локтя. Ворота южной стороны украшены колоннами из жженного кирпича, на которых, как и на воротах восточных, покоились своды из такого же кирпича, cо временем обрушившихся. Cтены же повсюду сохранились. Входящим через южные ворота тотчас бросаются в глаза два здания, построенные на возвышении, которое в виде четырехугольника.

С юга на возвышение идет крыльцо. Взойдя на него входишь в первое здание старинной постройки, которое, по моему мнению, служило сенями следующего затем второго здания. Кирпичные стены, покрытые составом из беловатой извести, возвышаются на 1 1/2 сажени. Пол выстлан кирпичом. В двух углах находятся две крошечные круглые плавильные печи, сверху и снизу оканчивающиеся узенькими трубами c отверстиями, в которые вставлялись меха; за исключением верхних частей, служивших для выхода дыма, они хорошо сохранились. Кроме указанного в этой комнате ничего нет ни окон, ни крыши. Если же местами и проглядывают кое-какие следы крыши, то они казались как бы перегоревшими.

Второе здание, которое построено на том же возвышении, так же состоит из одной комнаты, четырехугольной и более щегольской, переполненной идолами, рисунками и священными письменами. Это было само святилище... Вход в него со стороны первого здания или сеней; он прикрыт створчатой дверью, и так устроен, что открыв дверь, свободно можно видеть святилище. По каждую сторону створок наши насчитали по 6 окон. Стены вышиной в 5 локтей, состоят из жженого кирпича, а потом на сажень из деревянных брусьев, которые постепенно соединяются в крышу. Посредине стоит четырехугольный пьедестал, вышиной в 3 1/2 локтя, расписанный разными цветными орнаментами; на нем некогда стоял идол, изображавший стоящего и растопырившего голые ноги человека, c обнаженной головой. Наши нашли его разбитым на множество мелких кусков, тогда как еще несколько лет тому назад он был цел. Повреждению идол подвергся или по невежеству, или по неуместному усердию солдат из соседней крепости, часто посещающих эти места ради охоты...

Шестнадцать других идолов такого же вида и устройства, но меньших размеров находились на меньших подставках, но к сожалению, уцелели только одни подставки, вышиной в два локтя. Cтены от самой подошвы до крыши разукрашены разными изображениями, из которых фигуры на восточной и западной стенах отличаются как величиной, так и формой тела. Что касается двух фигур на восточной стене, то одна изображает мужчину, другая - женщину; на западной стене - фигуры женские. Все они изображены прямостоячими. Мужские фигуры особенно обращают на себя внимание множеством голов и ног. Из двух фигур на западной стене: у одной 4 головы и 24 руки, у другой 2 головы и 8 рук. Первая, кроме того, правой ногой наступает на волосы другого человека, поверженного к ногам ея , и смотрит на колени людей. У третей мужской фигуры, изображенной с противоположной стороны, также 2 головы и 4 руки; двумя руками она обнимает находящуюся возле ея женщину, другая же голова и остальные две руки ея находятся в прямом положении. Наконец, на северной стене изображен целый ряд сидящих женщин, c подогнутыми к лону ногами; их груди, руки и подошвы ног обнажены; у одних цвет тела натуральный, у других пурпуровый, у некоторых грязноватый, у иных зеленоватый. Несмотря на различные положения рук, они вообще очень сходны между собой. Кроме того, и весь потолок был украшен такими изображениями женщин, нарисованными на четырехугольных планках в 1 локоть величиною; хотя большая часть их в то время уже была сорвана и унесена, но их, по словам наших людей, осталось еще несколько сот....

Заслуживает внимания, что на большей части картин фигуры, особенно головы, окружены световыми лучами или так называемым нимбом, которым, как известно, и римляне окружали некогда свои божества, и у нас украшают изображения святых.

В той же комнате, у северной стены, стоял значительной величины шкаф, со многими выдвижными ящиками, в которых хранилось священное собрание тангутских и монгольских рукописей. С тех пор как нечестивые руки опрокинули его, они (то есть рукописи) разбросанными по всей комнате, и хотя в течение стольких лет при всяком случае сильно растаскивались русскими солдатами охотниками, в наше же время в иртышских острогах употреблялись для завертывания товаров и заклейки окон, а наконец, и нашими были увезены в значительном количестве, все-таки, как говорят, осталось там столь, что их едва ли можно бы было увезти на 10 лошадях.

Возле восточных ворот построено другое здание, в котором, кажется жили жрецы. Оно состоит из одной большой комнаты и нескольких отдельных помещений по бокам....Стены здесь, как и в прочих зданиях, кирпичные, без всяких украшений живописных, покрыты беловатым глинистым составом. Вот все, что от него уцелело. Говорят, что сделанные из китайского шелка ковры, которыми они были украшены в этом и предыдущем здании, сильно пострадав уже от времени, увезены первыми находчиками. Следует, впрочем, заметить, что эти три, описанные нами, здания так построены, что дверями обращены на юг. Такого расположения дверей калмыки и монголы, по унаследованному от предков обычаю строго придерживаются при постройке не только священных, но и остальных своих зданий, как об этом свидетельствует Рубруквис.

Наконец уцелели еще развалины какого-то меньшего здания на запад от двух первых. Стены его едва выше полуроста человеческого; посредине видны

следы очага..

Таким образом, на пространстве, обнесенном стеной, было всего три здания:

1. На высоком искусственном фундаменте с кирпичными перилами стоял храм с пристройкой перед ним. Верх стены и крыша этой пристройки, видимо были деревянные, сгоревшие при взятии крепости. Окна находились в деревянной части стены. Сам храм построен из белого кирпича, имел деревянный верх и крышу из черепицы, покрытую зеленой и голубой глазурью. Пол в храме кирпичный.

2. Второе здание кирпичное, с деревянным вторым этажом, также уничтоженное пожаром, судя по планировке было жилым. Мнение Миллера о том, что это был дом лам, вероятно, соответствует действительности.

3. Наконец, на запад от храма находилось невысокое сооружение явно хозяйственного назначения, какого именно - не известно.

Вся свита Аблая, а также и он сам, предпочитали войлочную юрту (вполне основательное предположение Палласа.)

Представление о современном состоянии памятника дает обследование, выполненное сотрудниками Восточно-Казахстанского историко-краеведческого музея в 1990г.

Местность для крепости выбрана очень удачно. Это отрог гранитных гор со всех сторон окруженный долинами р.Талды и р.Талды-Булак. Таким образом крепость господствует над долиной р. Аблакетки, Сибинскими озерами и закрывает путь с Запада в долину Таргына и далее к Иртышу. Храм и жилые постройки были расположены у подножия отрога и обнесены стеной, которая тянется вокруг всего отрога по вершинам гор.

По данным топографической съемки: общая площадь крепости составляет 203470 м2 ( 20, 35 га), максимальная протяженность с севера на юг - 760 м, с запада на восток - 385 м, длина насыпи - 700 м , а стена по периметру 2125 м, ( в том числе 1960 м без учета участка, показанного пунктиром, размеры подиума под пагоду - 70 х32 м.

Главное возвышение, на котором стоял храм, представляет собой правильный четырехугольник, ориентированный с севера на юг. Южная его сторона находится прямо напротив ворот, по расположению осыпавшихся камней можно предположить, что здесь была лестница. Западная сторона более сглажена. Поверхность состоит из серой земли с большим количеством обломков кирпича в изломе серого цвета. Встречается и красный кирпич. В юго-восточном углу возвышения заметны следы раскопок в виде ямы. На 38-ом метре от южной стороны проходит неглубокая канава. Приблизительно в 30 м. к северо-западу от возвышения находятся 2 ямы.

Стены крепости были сложены из плит сланца и гранита, с преобладанием последнего. В южной части стена разрушена и заплыла, а там, где она идет по гранитному отрогу (северо-западная и северная стена) - сохранилась лучше. При постройке стены были удачно использованы естественные преграды. Во многих местах стена прерывается скалистыми глыбами и затем продолжается вновь. Северная, северо-западная, северо-восточная стены идут по самому гребню, а на поворотах и между скалами (С-З) выступают полукругом. Вероятно, это были самые укрепленные места крепости.

Сохранившаяся часть стены достигает высоты 2 м, ширина-1,7м, в кладке 7-11 слоев, но есть участки с 12-14 слоями. В восточной и южной части сохранились остатки трех ворот.

В южной части, по-видимому, размещалось двое ворот. В стене - два прохода шириной по 4 м на расстоянии 5 м друг от друга.

Таково современное состояние памятника.

Исторические сведения

Для исследования памятников Центральной Калбы ценны записки путешественников ХVII в., в частности посольства в Китай Ф.И.Байкова (1654-1658 г) В 1654 г Московское правительство посылает для переговоров с Китаем посольство во главе с Ф. И. Байковым. Российское посольство едет в Пекин через владения тайши Аблая, передает ем у "государево жалование", и зимует у него. Всего Ф.И.Байков пробыл у Аблая 7 месяцев и 7 дней, причем застал начало строительства Аблайкита. Из его записок следует, что оно было начато в 1954 г и окончено, вероятно через 1 или 2 года.

Ф.И.Байков первым упоминает и описывает древние архитектурные сооружения, каменные палаты и хоромы. Эта записка давно привлекла внимание ученых. Еще в середине ХVIII в она была опубликована Г.Ф.Миллером в изданиях Академии наук, затем издавалась Н.И.Новиковым, Г.И.Спасским, Н.И.Ивановым, Н.Сахаровым. Сведения об Аблайкитском замке имеются в книгах голландского географа и юриста Николая Витзена.

В первой четверти ХVIII в к Казахстану и Средней Азии усилился интерес Петра I, считавшего казахские степи "вратами всем землям Азии" В связи с этим сюда было организовано несколько экспедиций, в том числе И.Д.Бухгольца, (1715-1716г.) и И.М. Лихарева (1720) к верховьям Иртыша. Именно с 1720 г., после основания Усть-Каменогорской крепости рукописи, доставленные с Аблайкита были посланы Петру I, науке стал известен этот памятник. Первое описание самих зданий содержится в работах В де Геннина, выдающегося инженера, артиллериста одного из лучших знатоков горно-металлургического дела в России в ХVIII в.

Витзен отмечает Аблайкит на карте и дает историческую справку "В этой местности из скал вытекает речка Беска, при которой князь Аблай велел построить два каменных здания и укрепил их стенами, выбрав место между скал и отправив туда мастеров из Китая.

Первое описание

Первые краткие сведения о памятниках древности Центральной Калбы исходят от путешественников ученых .ХVIII в - Страленберга. (1730) Миллера (1750), Гмелина (1751), Палласа (1786), Фальке (1824) Все они обращали преимущественное внимание на развалины Аблайкита.

В 1811 г. Г.И.Спасский - неутомимый собиратель древностей, издатель замечательных журналов "Сибирский вестник" (1818-1824 гг), "Азиатский вестник" (1825-1827 гг) - посетил Аблайкит, сделал подробное описание памятника и рисунок развалин, из которых видно, что в то время стены храма и ворота были еще целы.

Ледебур, побывавший в Аблайките в 1826 г, дает краткое описание уцелевших стен и фундамента главного здания и прилагает рисунок обломка растительного орнамента стены из обоженной глины Он сообщил также, что некоторые казахские могилы были сделаны из кипича Аблайкита.

В 1851 г. А.Влангали произвел детальное обследование Аблайкита с небольшой разведочной раскопкой фундамента главного возвышения.

В 1865 г. В.В.Радлов обследовал Аблайкит и провел пробную раскопку на главном возвышении, на котором кое-где видны были еще следы стен в виде "лежащих в порядке гранитных плит, довольно тщательно обсеченных".

Кстати, почти у всех авторов ХIХ в, так или иначе касавшихся географии и истории Верхнего Прииртышья: Левшин, Гумбольдт, Ремюза, Гуляев, Кастанье, Семенов-Тянь-Шанский и др., есть сведения об Аблайките.

Исследователей края по-прежнему привлекают остатки крепости Аблайкит. Вслед за Адриановым А.А., обследование памятника было проведено в 1935, 1937 гг археологом С.С. Черниковым, был составлен путем глазомерной съемки (1935) план крепости-монастыря. В 70-е годы осмотр проводился сотрудником музея Чариковым А.А., в 1980 г. отделом охраны памятников установлены охранные доски, проведены осмотр и фиксация состояния, в 1980 г. был составлен схематический план и новая учетная документация. В 1990 г. экспедицией музея было проведено тщательное обследование памятника, впервые проведена топографическая съемка расположения крепости на местности со 120 точек, дающая точный план крепости.

Историческая справка

Во второй полови ХV в. Восточный Казахстан захватывают западно-монгольские племена-джунгары. Это была последняя в истории попытка образовать большую кочевую империю. Джунгарские феодалы-тайши пытались прочно освоить этот край, возводя крепости и буддийские храмы. Едва заметные развалины их сохранились и сейчас. В Калбинском хребте у Сибинских озер тайша Аблай в 1654г. построил укрепление, а в нем буддийский храм с богослужебной библиотекой. Но положение самого Аблая среди других джунгарских феодалов не было, по-видимому достаточно прочным. Уже в 1660 году Аблайкит осаждает Уэцен-хан, родной брат Аблая. С 1663 по1665 год между ханами идет ожесточенная борьба за первенство, в результате которой власть получает Сэнгэ из племени Дурбэн, сын Батыра хун -Тайчжи. Главный соперник его Цэцэн вовлек в эту борьбу и Аблая. В 1671 г. Сэнгэн был убит Цэцэном и Цзоба Батыром и претендентом на владычество над ойротами выступает знаменитый Галдан-Бошухту, единокровный брат Cэнге. В том же году Галдан берет Аблайкит и заставляет Аблая покинуть Верховья Иртыша. Подробности осады неизвестны. Во время штурма в Аблайките сгорел только верхний этаж дома, где жили ламы. Галдан, сам только что сложивший с себя в Тибете звание ламы, не тронул храм (пострадала только немного пристройка перед зданием). Храм с его библиотекой и крепостные стены остались стоять, обреченные на медленное разрушение.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Откуда статья, Алтай? Что-то мне подсказывает, что судя по наименованию Цзотба-Батура "Цзоба Батыр'ом", ветер дует из Казахстана :D Побывавшие в 1639/1640 г. в Джунгарии русские служилые люди Кузьма Абрамов и Хожамамет Итеев по ямышевской дороге впредгорьях Саурского хребта "наехали на речке Ясыти ... в трёх днях пути от урочища Кубаксары", ставку ойратского хунтайджи Батура:"поставил-де он контайша на мунгальской границе, в урочище Кубаксарах городок каменный и заводит пашню и хочет в том городке жить.." (Миллер Г.Ф. История Сибири,т.2, приложение 122) Современный населённый пункт Хобоксар расположен как раз к югу от хребта Саур километрах в семи от левого берега р. Кобук (СУАР)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Откуда статья, Алтай? Что-то мне подсказывает, что судя по наименованию Цзотба-Батура "Цзоба Батыр'ом", ветер дует из Казахстана :D Побывавшие в 1639/1640 г. в Джунгарии русские служилые люди Кузьма Абрамов и Хожамамет Итеев по ямышевской дороге впредгорьях Саурского хребта "наехали на речке Ясыти ... в трёх днях пути от урочища Кубаксары", ставку ойратского хунтайджи Батура:"поставил-де он контайша на мунгальской границе, в урочище Кубаксарах городок каменный и заводит пашню и хочет в том городке жить.." (Миллер Г.Ф. История Сибири,т.2, приложение 122) Современный населённый пункт Хобоксар расположен как раз к югу от хребта Саур километрах в семи от левого берега р. Кобук (СУАР)

Да, все верно. Статью прислал мой друг из Усть-Каменогорска. Кто автор - я не знаю. Вот - еще одна:

ИСТОРИЯ №01, 2007 г.

АБЛАЙНКИТ - БУДДИЙСКИЙ ХРАМ-КРЕПОСТЬ НА ВОСТОКЕ КАЗАХСТАНА

Сибинский горный массив находится всего в 80 км к югу от Усть-Каменогорска и окружен долинами рек Сибинка и Урунхайка. Этот чудесный уголок природы привлекает к себе не только живописностью рельефа, чистым горным воздухом, прохладой речек и озер, но и тайнами, загадками прошлого. Одной из них, до конца не исследованной и не познанной, считается Аблайнкит. Попытаемся и мы, прикоснувшись к его святыням, приоткрыть завесу тайны...

Дорога к храму

Буддийский храм-крепость Аблайнкит действовал в районе Сибинских озер триста лет тому назад... Сейчас от него остались лишь величественные развалины, хранящие следы давней эпохи. К ним безошибочно приведут каракши - каменные башенки, неизвестно кем построенные на вершинах гор. Зачем построили каракши, местные жители не знают, но постоянно их подновляют.

Путешественник Николай Ядринцев описывал подобные нехитрые сооружения из камня, увиденные им во время путешествия по Горному Алтаю в начале прошлого века. Здесь их называют обо-таш. Он предполагал, что они появлялись там, где начинали исповедовать буддизм. Буддизм был государственной религией некогда могущественных джунгар.

Стремясь закрепить за собой территории, по которым они кочевали, джунгары в 17 веке стали строить здесь, на землях Восточного Казахстана, монастыри и крепости. А по пути к ним, возможно, складывали каменные башенки, бывшие ориентирами.

Около них принято было приносить жертвоприношения духам гор, благодарить их за удачное восхождение. Поднявшись на вершину горы или холма, путник оставлял около каракши монетку, бусинку или выливал на землю немного молока. Каракши или обо-таш обозначали еще и то, что вершина покорена, она уже во власти человека, помощница в его делах.

Кочевники понимали, что осваивать новые территории нужно не только политически и экономически, но и духовно, поэтому строили не только крепости, но и создавали храмы и монастыри.

Из истории Аблайнкита

Аблайнкит был монастырем-крепостью, возведенным на подступах к Иртышу джунгарским тайшой Аблаем в 1654 году.

Место для храма выбрали недалеко от Сибинских озер, где Аблай построил укрепление, а в нем буддийский храм Аблайнкит с богослужебной библиотекой. Храм был обнесен каменной стеной. Ее строили китайцы. Она проходила то прямой линией по равнине, то взбиралась на горы, петляя от вершины к вершине и делая их неприступными. Даже ее развалины впечатляют и чем-то напоминают Великую китайскую стену. Поднимаясь к развалинам крепостных стен Аблайнкита, ощущаешь встречу прошлого и настоящего, зримо представляешь себе изнуренных китайцев, затаскивающих камень за камнем на гору, а рядом властных джунгар, заставляющих их работать быстрее.

И росли каменные стены, и делалась каменная кладка для основания храма, и засыпался холм землей, и возводились стены, и поднимались колонны, и вот уже взметнулась ввысь крыша-пагода. Внутри храма были сделаны росписи и установлены статуи Будды. По некоторым свидетельствам, их было шестнадцать. Например, такое предположение делает Миллер, насчитывая именно столько постаментов для статуй.

В этот храм заезжали многие путешественники и ученые. Геодезист Василий Шишков в 1739 году сделал план-чертеж Аблайнкита. Он сохранился, являясь наиболее авторитетным свидетельством того, что когда-то здесь было.

Первым же из значительных гостей Аблайнкит посетил по дороге в Китай "боярский сын" Федор Иванович Байков, посол русского царя Алексея Михайловича, когда храм еще не был до конца завершен. Время было уже холодное, стоял ноябрь 1654 года. Из "отчета" посольства Байкова известно, что он зазимовал в Аблайнките.

Почти все, кто посещали Аблайнкит, описывают его наиболее укрепленную северную часть, где среди гор до сих пор есть удивительное озеро. Оно, видимо, имело стратегическое значение. Здесь можно было находиться в осаде несколько дней и не заботиться о воде. Хотя Паласс пишет, что "вода в нем столь гадка и черна, что пить ее нет возможности". А Василий Шишков утверждает, что вода в озерке "скусна и студена".

Положение самого Аблая среди других джунгарских феодалов, по-видимому, не было достаточно прочным. В 1660 году Аблайнкит осаждает Уэцен-хан, родной брат Аблая. С 1663 по 1665 год между ханами идет ожесточенная борьба за первенство, в результате которой власть получает Сэнгэ из племени Дурбэн, сын батыра Хун-Тайчжи. Главный соперник его Цэцэн вовлек в эту борьбу и Аблая. В 1671 г. Сэнгэ был убит Цэцэном и Цзоба Батыром, а претендентом на владычество над джунгарами выступает знаменитый Галдан-Бошухту, единокровный брат Сэнге. В том же году Галдан берет Аблайнкит и заставляет Аблая покинуть Верховья Иртыша. Подробности осады неизвестны. Во время штурма в Аблайнките сгорел только верхний этаж дома, где жили ламы. Галдан, сам только что сложивший с себя в Тибете звание ламы, не тронул храм, который вместе с его библиотекой и крепостными стенами остался стоять, обреченный на медленное разрушение. По легенде во время осады Аблай утопил в озере золотую статую Будды высотой в человеческий рост.

Легенды Аблайнкита

О золотом Будде и других сокровищах храма до сих пор ходят легенды. Несколько лет тому назад нашими проводниками к Аблайнкиту были мальчишки из Алгабаса Аслан Тугельбаев и Руслан Сабиев. Они рассказывали, что местные мальчишки до сих пор пытаются найти сокровища, ныряют в озеро или пытаются достать их при помощи магнита, но пока безуспешно...

По пути, остановившись около восьми огромных камней, Аслан и Руслан рассказали местную легенду, как спорили казахский и джунгарский джигит о том, кто здесь будет жить, и решили поступить следующим образом: кто принесет самый большой камень, тому и достанется эта земля с необыкновенно красивыми горами, благодатными степями и озерами. И приносили богатыри камни, один больше другого. Наконец, казахский джигит принес такой огромный валун, что джунгар вынужден был признать свое поражение...

Мы сфотографировали мальчишек около этих камней. Сейчас Руслан Сабиев работает преподавателем НВП в местной школе, об этом мы узнали, когда в мае 2006 года опять побывали на Аблайнките с группой студентов ВКГУ им. С. Аманжолова. Студентка Саша Киняпина нашла на территории монастыря обломок металла, который напомнил о предметах, обнаруженных здесь же много лет назад школьниками из Ленинки и до сих пор хранящихся в местном музее.

Предметы из Аблайнкита

Обломок, найденный Сашей, мы привезли в школьный музей Ленинки и приложили к металлическому котлу. Он точно совпал по форме, размеру и фактуре. Находка эта очень важна, так как она подтверждает, что котел, хранящийся в этом школьном музее, был найден на Аблайнките.

В музее нам рассказали о том, что поисковую работу в их школе начали с 1965 года под руководством директора Михаила Федоровича Чурсина. В одном из музейных альбомов можно увидеть фотографии тех лет. На одном снимке запечатлен постамент одной из статуй, на другом - момент извлечения стенки сундука из-под камней. В музее есть обломки кирпичей, из которого были сделаны постройки храма-крепости, а также наконечники стрел того времени. А совсем недавно коллекция этого музея пополнилась двумя новыми интересными находками. Одну из них принес в музей своей школы Арман Каирбаев. Ему посчастливилось на берегу речки Сагырки, в зарослях чия, заметить бронзовую медальку с изображением Будды и китайскими иероглифами. Как пояснила учитель истории Галия Окасова, на старинном амулете содержится пожелание счастливого пути, а также обращение к Будде: сохрани меня. А Азамат Чекабаев нашел наконечник стрелы, который, вполне возможно, относится ко времени, когда здесь сражались воинственные джунгары.

Особый интерес представляют и находки, свидетельствующие о том, что и до джунгар здесь жили люди. Например, каменные бабы, их, как известно, в наших степях ставили еще в 7-12 веках. По словам директора музея, Сании Закеновны Тлебалдиной, две каменные бабы, хранящиеся у них, были найдены в районе Сибинских озер. Похожие памятники приводятся в списке археологических находок 1935-1937 гг., сделанном Сергеем Сергеевичем Черниковым во время обследования Калбинского и Нарымского хребтов. В частности он указывает, что недалеко от Сибинских озер, в долине реки Аблакетка, на вершине кургана "вкопаны три каменные бабы тюркского типа и с изображением мужского лица". Причем, две из гранита и одна из сланца. Высота баб - 0,40 и 0, 60 м.

Многие предметы с Аблайнкита хранятся в частных коллекциях. Одно из лучших собраний - у краеведа А. Харламова. Несомненный интерес представляет бронзовый наконечник стрелы, найденный на Аблайнките, с изображением летящей птицы. По мнению археологов, такая стрела могла использоваться в культовых целях.

Памятники буддийской культуры изучал Чокан Валиханов, он оставил интересные зарисовки камней с изображениями Будды и надписями. Несомненно, что все эти находки и сведения необходимо изучать и систематизировать. А сам монастырь-крепость, который считается памятником культуры, - охранять! Когда-то около развалин Аблайнкита была поставлена табличка, но несколько лет тому назад она исчезла, а сами камни, как известно, молчат...

С. Царегородцева,

кандидат филологических наук,

доцент ВКГУ им. С. Аманжолова

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Еще об одном "городе ойратов".

В. И. Петров в книге "Мятежное сердце Азии" пишет, что нынешняя столица Алтайского округа г. Алтай был построен на месте крепости Шара-Суме, которую, в свою очередь, маньжурцы построили на месте джунгарского монастыря Шара-Сумбэ.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Est' i goroda Kulja i Karshi i tak dalee mnogo vsyakih.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Гость djungar

вообщето мои предки были кочевниками так что гарода это не про нас волжские калмыки-джунгары-ойраты стали вести оседлый образ жизни лет 100 назад

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
вообщето мои предки были кочевниками так что гарода это не про нас волжские калмыки-джунгары-ойраты стали вести оседлый образ жизни лет 100 назад

Это уж совсем невежественно, волжские калмыки может и осели недавно, но джунгары то города строили издавна. В Казахстане - не только Аблаинкит, а еще Кызыл-Кент, возле Каркаралинска. И как могли забыть столицу Джунгарии - Боро-Талу?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Это уж совсем невежественно, волжские калмыки может и осели недавно, но джунгары то города строили издавна. В Казахстане - не только Аблаинкит, а еще Кызыл-Кент, возле Каркаралинска. И как могли забыть столицу Джунгарии - Боро-Талу?

Амыр, не обращай внимания. У нас, волжских калмыков, другая проблема - огромный разрыв в восприятии народом различных пластов собственной истории. К сожалению, оторвавшись от своих корней, поменяв самоназвание и пройдя через две трагедии (1771 г. и 1943 г.), калмыки в массе своей утратили передаваемые от поколения к поколению знания о своих джунгарских предках и ойратских братьях. Сейчас этим знанием могут похвастаться разве что историки-калмыковеды, но школьная программа, вполне в русле сложившейся в советское время традиции варваризации народов Центральной Азии и Северного Кавказа, никаких сведений об истории калмыцкого (ойратского) народа доволжского периода не содержит. Приходится по крохам добирать все это уже взрослым, за что отдельное спасибо киргиз.ру и лично Русту. поэтому не стоит удивляться невежественным постам отдельных моих соплеменников, не все еще дошли до необходимости изучать историю собственного народа за пределами школьной программы.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Амыр, не обращай внимания. У нас, волжских калмыков, другая проблема - огромный разрыв в восприятии народом различных пластов собственной истории. К сожалению, оторвавшись от своих корней, поменяв самоназвание и пройдя через две трагедии (1771 г. и 1943 г.), калмыки в массе своей утратили передаваемые от поколения к поколению знания о своих джунгарских предках и ойратских братьях. Сейчас этим знанием могут похвастаться разве что историки-калмыковеды, но школьная программа, вполне в русле сложившейся в советское время традиции варваризации народов Центральной Азии и Северного Кавказа, никаких сведений об истории калмыцкого (ойратского) народа доволжского периода не содержит. Приходится по крохам добирать все это уже взрослым, за что отдельное спасибо киргиз.ру и лично Русту. поэтому не стоит удивляться невежественным постам отдельных моих соплеменников, не все еще дошли до необходимости изучать историю собственного народа за пределами школьной программы.

К сожалению, уважаемый Мингиян, и современное калмыковедение не отличается особой объективностью. Видимо многовековое противостояние тюркоязычным соседям приучило калмыков отрицать все тюркское, что есть в культуре, языке и мировоззрении, и искать родства у монголоязычных народов. Хотя может, это была идеологическая установка, навязанная "старшим братом"...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Гость Каралай
К сожалению, уважаемый Мингиян, и современное калмыковедение не отличается особой объективностью. Видимо многовековое противостояние тюркоязычным соседям приучило калмыков отрицать все тюркское, что есть в культуре, языке и мировоззрении, и искать родства у монголоязычных народов. Хотя может, это была идеологическая установка, навязанная "старшим братом"...

То же самое можно сказать о тюрках, особенно кыргызах и казахах. При одном слове калмак начинают сердито ёрзать. Это также относится к научной обьективности в КГ и КЗ. А на самом деле калмыки родственны нам в историческом, культурном и по происхождению.

Алдар Кёсе айтыптырго "Каков привет, таков ответ" :angry:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас