Гость Prasha

Музыкальные инструменты народов ЦА

Рекомендованные сообщения

Гость Prasha

el2.jpg

Эстебес Турсуналиев, кыргызский акын-импровизатор

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ай, домбырадан артык аспап жок кой!

( .>===^

:)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Гость Курица

Интересная фотка. Это я про ту, что в посте Prasha Sep 8 2002, 04:18 PM

kamnat1.jpg

Убожество! Отголоски советского дурацкого стиля - инкубатор. К тому же явно стилизованные пиджачки и головные уборы. Спасибо, если хоть поют и играют аутентику, что вряд ли... А то ведь тоже, поди, в классической трехчастной форме, с вступлением и замедлением в коде изображают. А? Филармония, блин! Виолончель с эфами подпилили, а смычки и вовсе фабричные.

Нет, никуда это не годится. Стыдно. И потом, когда это у степняков (или кто они там... ) оркестры были? В древние времена у настоящего музыканта от силы один помощник(ученик)-мальчишка в хвосте плелся... Ну еще может щипковый с ударным объединялись. А если и играли большим кодлом, то только раз в году на больших сборах, да и то наверное особо не стремились к этому. Потому как конкурировали между собой - кто лучше.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Гость Altinai
Интересная фотка. Это я про ту, что в посте Prasha Sep 8 2002, 04:18 PM http://philharmonia.host.net.kg/pic/kam/kamnat.jpg

Убожество! Отголоски советского дурацкого стиля - инкубатор. К тому же явно стилизованные пиджачки и головные уборы. Спасибо, если хоть поют и играют аутентику, что вряд ли... А то ведь тоже, поди, в классической трехчастной форме, с вступлением и замедлением в коде изображают. А? Филармония, блин! Виолончель с эфами подпилили, а смычки и вовсе фабричные.

Нет, никуда это не годится. Стыдно. И потом, когда это у степняков (или кто они там... ) оркестры были? В древние времена у настоящего музыканта от силы один помощник(ученик)-мальчишка в хвосте плелся... Ну еще может щипковый с ударным объединялись. А если и играли большим кодлом, то только раз в году на больших сборах, да и то наверное особо не стремились к этому. Потому как конкурировали между собой - кто лучше.

Да ... ты конечно эпатажная, но безусловно интересная личность...Но что ты хочешь..ведь культура меняется ...адаптируется..это то что считается современной национальной одеждой..я думаю у всех народностей с веками она меняется.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Гость sanj

недавно послушал диск с казахской домброй - очень интересно сделано, мне понравилось. правда кое-где русские мотивы явно проглядывают и 2-3 тарантиновские мелодии в концe исполненные на домре мне кажется уж слишком.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Гость Кыргызбай

to Prasha,

Эстебес Турсуналиев это не тот который постоянно состязается на айтыше с братьями казахами??? Потому что я видел несколько раз айтыш, но не могу вспомнить он это или не он. Если он то играет он блестяще! Несколько раз помню когда казахский акын переходил на унижения, он так тактично выходил из положения и не разу не опустился до унижения. Блестящий акын! Просто нет слов!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Гость Altinai
to Prasha,

Эстебес Турсуналиев это не тот который постоянно состязается на айтыше с братьями казахами??? Потому что я видел несколько раз айтыш, но не могу вспомнить он это или не он. Если он то играет он блестяще! Несколько раз помню когда казахский акын переходил на унижения, он так тактично выходил из положения и не разу не опустился до унижения. Блестящий акын! Просто нет слов!

А знаете анекдот про Эстебеса Тусуналиева? Когда делегация из Киргизской ССР (это происходило в 80-е годы) поехала с культурным визитом в Швецию - он украл в тамошнем супермаркете джинсы, не удержался - весь товар лежал не на витринах и охраны не было в обозримом пространстве. А как он потом сказал гиду-шведке: "Мало мы Вас при Петре 1 гнали, надо будет еще погоним". Если джинсы шведы простили , то за это послу СССР пришлось официально извиняться.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Гость Shalkar
недавно послушал диск с казахской домброй - очень интересно сделано, мне понравилось. правда кое-где русские мотивы явно проглядывают и 2-3 тарантиновские мелодии в концe исполненные на домре мне кажется уж слишком.

Надо проверить композицию. Названия не помните? Недавно один зарубежный армянин сказал, что одна домбровая композиция очень похожа на балет "Танец с саблями". Оказалось, это произведение Курмангазы, родился чуть ли на сто лет раньше Арама Хачатуряна.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Гость Эльтебер

МОНГОЛЬСКИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Самым распространенным народным музыкальным инструментом является моринхур. Грифы моринхуров гордо венчают одна, две или три выразительных, прекрасных лошадиных головы, под ними иногда вырезали голову дракона. По бокам квадратного корпуса, на ушках-колках, на смычке вырезали красивые орнаменты. Монгольский музыкальный инструмент моринхур (монгольская виолончель) включен авторитетным жюри ЮНЕСКО в сокровищницу культуры в числе 28-ми народных инструментов. Корпус и дека моринхура выделаны из сосны и кедра, зачастую обтягиваются тончайшей кожей козленка. Струны и смычок изготавливаются из конского волоса, обработанного специальными веществами и выдержанного в тени при определенной температуре. Издревле он был непременным атрибутом резиденций правителей Монголии. Более того, каждая семья стремилась иметь свой домашний моринхур - символ духовности, элемент причащения и защиты от неприятностей. Считается, что моринхур издает звуки окружающего мира - дуновение ветерка, шелест листьев, журчание ручья, пение птиц, тончайшие лады человеческих чувств, способные вызвать у слушателя восторг и грусть.

http://baikal.irkutsk.ru/php/statya.php?ra...&nomer=01_5.txt

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Гость Qaraqalpaq

Музыкальные инструменты каракалпаков

Важное значение в музыкальной культуре каракалпаков имеет устная песенная и эпическая традиция. Еще в XIX в. об этом в форме поэтической легенды писал казахский ученый Чокан Валиханов: "Песнь, путешествуя по миру, однажды остановилась ночевать в стойбищах каракалпаков, по ту сторону реки Сыра. Весть о прибытии невиданной и неслыханной гостьи разнеслась с быстротой стрелы во все стороны. Бесчисленное множество каракалпаков, собравшись в счастливом ауле, слушали дивную гостью с самого начала вечера и до самой утренней зари, пока наконец Песня устала и легла спать. Тысячи рассказов, повестей, песен и историй голосистой гостьи сохранили в памяти бесчисленные каракалпаки" (1, с. 235). И еще Ч. Валиханов писал: "Каракалпаки почитаются в степях первыми поэтами и песенниками".

Кобыз. Инструмент древнего происхождения, широко распространенный у тюркских народов, - кобыз (4, с. 72-73). Его можно с полным правом считать символом традиционной каракалпакской музыкальной культуры. Особенностями этого смычкового инструмента являются его строение, способ звукоизвлечения и особое звучание. Две толстые струны кобыза, сделанные из множества конских волос, издают многочисленные обертоновые подголоски, которые в совокупности придают звучанию инструмента неповторимый "космический" колорит.

Изображение кобыза в многочисленных живописных и графических вариантах очень популярно в современном Каракалпакстане и легко ассоциируется с национальной эпической традицией. Его применение - прерогатива творческой деятельности каракалпакских жырау-сказителей. Если в казахской традиции кобыз преимущественно связан с практикой шаманского камлания, то у каракалпаков - это инструмент эпических сказаний. Жырау и кобыз формируют единый, цельный образ сказителя. Однако если жырау исполняет инструментальные мелодии вне эпического сказания, то в этом случае он может называться кобызшы (музыкант-кобузист) (5, с. 161).

Кобызу посвящены многочисленные проникновенные поэтические строки, созданные жырау и современными каракалпакскими поэтами и писателями. Одним из первых воспел кобыз Жиен-жырау, посвятив своему инструменту особое сочинение, варианты которого известны в жанре толгау (Кобыз толгау) (6, с. 101-102), а также в традиции айтыса.

Дуутар - инструмент более широкой сферы применения, и, как правило, связан с различными традициями и видами музицирования: с исполнением эпоса, различных фольклорных жанров. Он известен также как инструмент домашнего музицирования. Его можно увидеть в числе обязательных атрибутов традиционной жизни каракалпаков, в том числе как часть "интерьера" традиционного жилища - юрты, а ныне - в обычной современной квартире, где дуутар висит на ковре. Конструкция этого инструмента отличается от его аналогов у узбеков и таджиков более коротким грифом и, соответственно, - иным объемом и параметрами звукового строя. Его ладки - надвязанные, жильные (в настоящее время - капроновые). Дуутар также получил богатое отражение в устном поэтическом творчестве каракалпаков.

http://www.sanat.orexca.com/rus/archive/2-...ksi_jyrau.shtml

____________________________________________________________

Жигит болсанг арысландай тууылган, хызмет еткин удайына халык ушын! ( Бердах)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
МОНГОЛЬСКИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Самым распространенным народным музыкальным инструментом является моринхур. Грифы моринхуров гордо венчают одна, две или три выразительных, прекрасных лошадиных головы, под ними иногда вырезали голову дракона. По бокам квадратного корпуса, на ушках-колках, на смычке вырезали красивые орнаменты. Монгольский музыкальный инструмент моринхур (монгольская виолончель) включен авторитетным жюри ЮНЕСКО в сокровищницу культуры в числе 28-ми народных инструментов. Корпус и дека моринхура выделаны из сосны и кедра, зачастую обтягиваются тончайшей кожей козленка. Струны и смычок изготавливаются из конского волоса, обработанного специальными веществами и выдержанного в тени при определенной температуре. Издревле он был непременным атрибутом резиденций правителей Монголии. Более того, каждая семья стремилась иметь свой домашний моринхур - символ духовности, элемент причащения и защиты от неприятностей. Считается, что моринхур издает звуки окружающего мира - дуновение ветерка, шелест листьев, журчание ручья, пение птиц, тончайшие лады человеческих чувств, способные вызвать у слушателя восторг и грусть.

img_b_32.jpg

Калмыцкий национальный театр танца "Ойраты"

«Байрта тег» исполняет оркестр, соло на мёрн-хуре Тавкин Намжил

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Добыла домбру. Не знаю, что на ней играть! И как. Для меня инструмент новый, до этого на гитаре училась. Я слышала, что есть несколько манер игры на домбре, есть знаменитые кёи. Если у кого-либо есть информация об этом, вы не могли бы ответить мне? Или пишите andyousay@mail.ru .

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Не нашел на форуме соответствующей ветки для размещения этой статьи, но полагаю, что место ей здесь.

Судьба немецкого пианино "Беккер" связана с историей Центрально-Азиатского региона (Хорог, Бадахшан, Памир)

Старый "Беккер" - свидетель культурной революции на Памире (история)

00:01 24.10.2009

Старый "Беккер" - свидетель культурной революции на Памире

Пианино в Хорогском музее. В историческом музее Хорога в таджикской части Памира хранится уникальный музыкальный инструмент - старое пианино. В конце XIX века его привезли с собой русские казаки, охранявшие рубежи Российской империи.

Пианино "Беккер" 1875 года выпуска украшает центральный зал исторического музея в Хороге. Потрепанный временем музыкальный инструмент сразу привлекает внимание посетителей. Их здесь бывает не так много - чаще всего, учителя приводят своих учеников на экскурсии, или заходят заезжие туристы. Многие из них останавливаются у черного пианино. У всех, как правило, возникает один вопрос - почему этот инструмент хранится в музее?

На руках по горным тропам

Bildunterschrift: Großansicht des Bildes mit der Bildunterschrift: Вокруг "Беккера" сложилось немало легенд. Может потому, что нет точных данных о том, как и когда инструмент оказался на Памире. Уроженец Бадахшана Джамшед Шомахмадов, занимаясь историей русских казаков на берегах Пянджа, попытался провести некоторые исторические параллели.

На основе собранных материалов он вычислил примерную дату появления пианино на "крыше мира". По его словам, в конце XIX века на далеких памирских постах появились гарнизоны царских войск. Русские казаки стали охранять подступы к юго-восточным рубежам Российской империи. "Именно в эти годы по капризу дочери коменданта Хорогской крепости на высоты Памира привезли пианино, - рассказывает Шомахмадов. - Вернее, более 20 носильщиков, подгоняемые прикладами конвойных солдат, протащили инструмент по нагорьям и высочайшим перевалам из самого города Ош. Можно только представить, какой путь проделали люди с инструментом. По более ровным тропам они использовали силу яков. А на холмистой дороге приходилось нести тяжелый инструмент на руках".

Таким образом "Беккер" оказался в одной из самых высоких точек Центральной Азии, поясняет исследователь. Это был первый европейский музыкальный инструмент на Памире.

"Переливающиеся звуки фортепиано заполняли тишину гор"

По материалам хроники тех лет, местные жители вечерами собирались под стенами казачьего укрепления и слушали диковинные мелодии. "Сохранилась фотография того времени, где бравые русские офицеры, собравшись вечером в пограничной крепости, слушают музыку", - продолжает Шомахмадов, показывая потрепанный временем черно-белый снимок.

История фотографии

Bildunterschrift: Großansicht des Bildes mit der Bildunterschrift: Та самая черно-белая фотографияТакая же фотография есть и у военного журналиста Виктора Летова. Он полагает, что снимок этот мог быть сделан в годы Первой мировой войны. На фото отчетливо видны электрические лампы, появившиеся здесь в 1914 году, после запуска первой на Памире мини-ГЭС. Автор снимка неизвестен. Фотоаппараты в ту пору были не у многих . Не исключено, что быт русских казаков мог запечатлеть на фотопленку и кто-то из ученых-географов, посещавших горный край, возможно, известный путешественник Николай Вавилов.

"Побывав на Памире в 1916 году, исследователь Николай Иванович Вавилов отметил, что офицерский состав Хорогского пограничного отряда на редкость предприимчив и энергичен. В их офицерском собрании ощущаешь себя будто находясь в Европе. Можно послушать музыку, почитать книги, отдохнуть душой и телом", - говорит Виктор Летов, на память цитируя отрывок из воспоминаний путешественника Вавилова.

Касаясь деятельности русских казаков на Памире, журналист гордо отмечает, что они сразу завоевали уважение среди местных жителей. И даже не столько тем, что защищали рубежи империи от набегов вооруженных афганцев, сколько тем, что преобразили этот край. "Кроме пианино, российские пограничники первыми завезли на Памир многие другие блага цивилизации. Они построили первую в этом крае гидроэлектростанцию, первую школу, первый больничный прием, первую библиотеку, типографию, инженерный мост. Колесная дорога, которая была пробита по Памирскому тракту, тоже появилась при помощи русских пограничников", - поясняет Виктор Летов.

История памирской Ольги

С периодом пребывания царского гарнизона в районе Горного Бадахшана да и с "Беккером" на рубеже 19-20 веков связана одна увлекательная история. Она уже превратилась в легенду, обрастая все новыми и новыми подробностями. Одна из памирских семей как-то попросила казаков взять на воспитание местную сироту и обучить ее грамоте и игре на фортепиано. Комендант принял ее, даже не предполагая, какая удивительная судьба будет у этой девочки, отмечает исследователь казачества на Памире, историк Владимир Сафаров. "Одним из первых начальников Памирского отряда был штабс-капитан Эдуард Карлович Кивекэс. При его участии, штаб-квартира Памирского отряда была перенесена с Восточного Памира в тогдашний кишлак Хорог, который стал впоследствии административным центром правобережного Бадахшана, - рассказывает Сафаров. - Из симпатий к местным жителям, Эдуард Кивекэс удочерил шугнанскую девочку – сироту Гульбегим, дав ей образование, научив ее музицировать".

После выхода в отставку штабс-капитан увез девочку к себе на родину, в Финляндию. Там она приняла православие и соответственно получила новое имя – Ольга. Впоследствии Ольга вышла замуж за полковника Густава Лойконена – будущего личного переводчика президента Финляндии Урхо Каллева Кекконена, - отметил историк.

Владимир Сафаров, ссылаясь на исторические записки, говорит, что Эдуард Кивекэс погиб во время советско-финской войны в 1939 году. Что же касается его приемной дочери, то, по рассказам местных старожил, Гульбегим, она же Ольга, находясь в уже преклонном возрасте, приезжала в Советский Союз в составе финской делегации и посещала Хорог. В родном городе она зашла в музей, чтобы еще раз взглянуть на памятный для нее инструмент.

"Беккер" и время

Bildunterschrift: Großansicht des Bildes mit der Bildunterschrift: Исторический музей в Хороге Если вновь вернуться к событиям почти столетней давности, надо сказать, что после революции служащие царского гарнизона бежали в Индию. А пианино осталось в крепости как бесполезная игрушка. Его накрыли красным сукном и забыли о нем, правда, всего лишь на некоторое время. Уже в 20-е годы один из бойцов Красной армии поднял черную крышку и заиграл героические марши Октября. Так началась вторая жизнь немецкого "Беккера". Инструмент долгое время стоял в Хорогском Доме культуры и на нем играли до середины 70-х годов. Потом, видимо, посчитали, что инструмент уже представляет собой историческую реликвию и передали его под охрану государства.

Вот уже более 30 лет старое пианино находится на хранении в историческом музее Хорога. "Беккер" 1875 года выпуска стоит как безмолвный свидетель культурной революции на Памире. "Это историческая реликвия, о которой многое приходилось слышать. Увидев инструмент впервые, рука сама потянулась к нему. Захотелось погладить его, потому что это - таджикская история, это кусочек российской истории, это часть мировой истории", - говорит исследователь Владимир Сафаров.

Автор: Галим Фасхутдинов, Душанбе

Редактор: Наталья Позднякова

23.10.2009

Источник - Немецкая волна

Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1256328060

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

у казахов есть инструмент жетиген, есть ли такой инструмент у кыргызов?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ай, домбырадан артык аспап жок кой!

( .>===^

:)

не говори... домбра - лучшее из всего, за ней - кобыз

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах



Тибетская домбра

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Баксы и жырау, дуутар и кобыз.

О традиционной музыкальной

культуре каракалпаков

Каракалпаки - один из древних, полукочевых в прошлом народов Средней Азии, обладающих богатой музыкальной культурой, формирование которой проходило под влиянием исторических перипетий его судьбы, его культурной и хозяйственной деятельности, географического и религиозного факторов. Традиционная музыкальная культура каракалпаков базируется на богатейшей мифологической, мифопоэтической, эпической традициях как Хорезмского оазиса, так и в целом среднеазиатского и средневосточного регионов. В ее древнейшем пласте прослеживаются связи с общетюркскими, в том числе шаманистскими, элементами, переосмысленными в национальной художественной практике. На определенной стадии исторического развития, по-видимому, с XVI в., на художественное сознание каракалпаков начинает оказывать заметное влияние ислам и мусульманские культурные ценности. Однако ислам в музыкальной культуре каракалпаков не занимает такого базового положения, как в культуре узбеков и таджиков. Он представлен пантеоном традиционных мусульманских личностей и персонажей, местных хорезмийских святых, образов и тем, основных понятий и принципов веры, суфийских мотивов и настроений, отдельных жанров музыки, связанных с исламскими праздниками.

baksi6.jpg

Важное значение в музыкальной культуре каракалпаков имеет устная песенная и эпическая традиция. Еще в XIX в. об этом в форме поэтической легенды писал казахский ученый Чокан Валиханов: "Песнь, путешествуя по миру, однажды остановилась ночевать в стойбищах каракалпаков, по ту сторону реки Сыра. Весть о прибытии невиданной и неслыханной гостьи разнеслась с быстротой стрелы во все стороны. Бесчисленное множество каракалпаков, собравшись в счастливом ауле, слушали дивную гостью с самого начала вечера и до самой утренней зари, пока наконец Песня устала и легла спать. Тысячи рассказов, повестей, песен и историй голосистой гостьи сохранили в памяти бесчисленные каракалпаки" (1, с. 235).

Каракалпакский эпос, устное народное поэтическое творчество - основной источник для изучения музыкально-эстетических представлений народа. Здесь содержатся многочисленные упоминания о музыкальных инструментах, видах и жанрах музыки, суждения о ее характере. Для выразителей художественно-музыкального сознания каракалпакского народа - жырау, баксы, шаиров - характерно обостренное чувство восприятия исторической действительности. Все крупные события народной истории, ее трагические страницы переосмысливались ими в устной музыкально-поэтической форме.

baksi2.jpg

Сложный этногенез каракалпакского народа, включающий в себя тюркский и частично иранский компоненты, повлиял на характер его музыкальной культуры. Развиваясь в постоянном контакте с традициями других народов Средней Азии, музыкальная культура каракалпаков творчески осваивала те достижения, которые соответствовали особенностям художественного мышления народа. Напевы, мелодии музыкального искусства каракалпаков созвучны узбекским (в особенности хорезмским), туркменским, казахским, азербайджанским и др. Это относится и к инструментарию (дуутар, кобыз, шынкобыз), закономерностям строения, репертуару (наличие вариантов) и т.п. В русле общей традиции тюркских народов развивался и каракалпакский эпос.

Терминология традиционной музыки каракалпаков имеет как древнетюркское, так и общемусульманское (персидские и арабские корни - саз, сазенде, дуутар, асбаб) происхождение. Им был известен и термин макам (в форме мукам), который применялся преимущественно в письменной литературе для обозначения музыкального тона, напева. Лексический состав музыкальной культуры в ХХ в. был пополнен русскими словами и словами народов Европы.

Особого внимания заслуживает вопрос о пересечении музыкальных традиций в Хорезмском оазисе. Случалось, что каракалпаки обучались мастерству у известных музыкантов соседних народов, которые становились популярными среди каракалпаков. Это сохраняется и ныне. Так, в пригороде Нукуса (поселок Респо) живет известный казахский жырау Аллаберген Таскенбаев (род. в 1926 г. в Муйнаке). В его репертуаре - эпос (дастаны, жыр, терме-толгау), народные песни различных жанров, инструментальные пьесы. (Аллаберген жырау, как и казахские жырау, играет на домбре). Свои сочинения А.Таскенбаев, как правило, создает в процессе живого общения со слушателями путем творческой импровизации.

В каракалпакской музыкальной культуре, как и у других народов Средней Азии, существуют два основных пласта, каждый со своей сложной внутренней структурой:

традиционная музыка, связанная с историческим развитием этноса как хранителя данной культуры в ее устной передаче;

современное музыкальное искусство профессионального (письменного) типа, основанное на синтезе закономерностей традиционной музыки многоголосной гармонической системы русско-европейской традиции.

Традиционная музыка каракалпаков в основе своей монодийна. Ей присуща устная природа бытования (на протяжении веков она передавалась от учителя к ученику) и вариантность. Она выступает в двух основных ипостасях - как органичная часть устного народного поэтического творчества и как самостоятельное искусство. Превалирует песенное начало. Развито инструментальное исполнительство на национальных музыкальных инструментах: кобызе, дуутаре, гиржеке, шынкобызе (распространен в женской среде), нае, баламане и др. - которое однако, не получило самодовлеющего значения, что наблюдается в музыкальной культуре узбеков и таджиков. Нередко в инструментальной версии пересоздается репертуар вокальной музыки, мелодии из крупных эпических композиций.

baksi3.jpg

Поэтическое творчество каракалпаков неразрывно связано с музыкой. Реальное существование во времени любого поэтического произведения могло быть обеспечено только посредством его музыкального воспроизведения. Выдающиеся каракалпакские поэты прошлого одновременно являлись музыкантами-певцами - жырау либо баксы, владели игрой на различных музыкальных инструментах: Жиен Аманлык улы (XVIII в.) - жырау-сказитель, Кунходжа Ибраим улы (1799-1880), Ажинияз Косыбай улы (1824-1878), Бердах, Отеш и другие певцы - баксы. Поэт Бердах (1827-1900) долгое время был вынужден зарабатывать себе на жизнь, выступая на свадьбах с дуутаром в руках, по этой причине он был известен в народе как Бердах-баксы.

Обращение к музыке было естественным стремлением усилить воздействие поэзии на слушателей. Известная поэма Ажинияза "Бозотау", положенная на народную мелодию, посвящена трагическим страницам истории каракалпакского народа (разорение народа в 1859). В XX в. благодаря концертному исполнению выдающейся певицы и артистки Айымхан Шамуратовой поэма стала символом трагической истории, выражением скорби своеобразным "гимном каракалпаков" (2, с. 4, 91-93).

Традиционным музыкально-поэтическим сочинением является косык (мн.ч. косыклар), "песня", основанная на простом стихотворении. Термин имеет аналогии в музыкальных культурах других тюркских народов. Сама мелодия песни, инструментальная мелодия или напев из дастана обозначаются термином нама.

Косык представлен в богатом жанровом разнообразии. Сюда относятся песни различного содержания: любовно-лирические (мухаббат косыклары), назидательно-наставительные (несият косыклары), исторические (тарийхий косыклар) и др. Ими обозначаются обрядовые и необрядовые песни. Песни жар-жар или яр-яр (жар-жар косыклары, яр-яр косыклары), оленг последовательно отражают основные этапы свадебного обряда: той баслар (зачин тоя), хаужар (или яр-яр), сынсу или кыз сынгсыу (плач невесты), коримлик (наставления невесте) и бет ашар (открытие лица невесты) и др. Они выразительны и эмоциональны, и, как правило, имеют несложное мелодическое строение в небольшом диапазоне, соответствующее куплетному строению поэтического текста, обычно семисложного. Исполняются профессиональными певцами и участниками свадьбы.

baksi5.jpg

Важное событие - обряд, связанный с рождением и укладыванием ребенка в колыбель - Баланы бесикке салыу или Бесик тойы. С рождения каракалпакский ребенок слышал колыбельную песню - бесик жыры. К обрядовым относятся также песни-причитания и оплакивания (жаклау, еситтириу), глубоко скорбные и печальные по своему характеру. Они поются обычно близкими родственниками покойного и специально приглашенными плакальщицами.

Пример религиозно-обрядовой песни у каракалпаков - ярамазан, бытующая под сходными названиями у всех народов Средней Азии. Она приурочивалась ко времени священного месяца рамазан и распевалась детьми и подростками. Религиозные песнопения, связанные с практическим лечебным назначением - бадик и гулапсан (названия болезней, соответствующих ритуалов и заклинаний с песнопениями), обычно исполнялись хором старыми женщинами в юрте, где находился больной. Практикующиеся лечебные сеансы именовались порханами (термин бытовал и у туркмен).

Одним из высоких проявлений художественного творчества каракалпакского народа считается айтыс (айтыслык) - словесное поэтическое состязание, в котором музыка выступает в качестве органичной составной части. Айтыс имеет много разновидностей. Широко распространены айтысы, устраиваемые юношами и девушками (кыз-жигит). Этот вид музыкально-поэтического творчества находит аналогию в казахской традиции, где он считается высшей формой музицирования.

В эпических поэмах можно встретить ситуацию, когда переход от прозаического к поэтическому тексту связан с началом игры на инструменте. На традиционных собраниях и пирушках исполнение инструментальной музыки чередовалось с вокальной. "Бир пасыл косык айт, бир пасыл саз ур" ("Одну часть спой, а другую сыграй на инструменте"), - говорит один из героев айтыса (3, с. 78).

Жырау и баксы. Эпическая традиция каракалпаков связана с творчеством двух основных типов носителей традиционной музыкальной культуры: жырау и баксы (бахсы). Жырау - главным образом хранители и распространители поэм и сказаний (дастанов, дестанов) различного содержания - лирических, героических, сказочно-романтических, исторических, религиозно-мифологических и др. Их творчество - синкретическое искусство. В нем взаимодействуют поэтическое слово, рассказ, музыкальное сопровождение, жестикуляция и мимика, а также другие способы воздействия на слушателя. Широко известно сравнение эпического сказителя с "театром одного актера"

baksi4.jpg

В репертуаре жырау насчитывается, по некоторым данным, более пятидесяти дастанов. Одни из них бытуют только среди каракалпаков, другие относятся к общетюркским. Есть дастаны, имеющие значение общевосточных. Большое место не только в эпосе, но и в целом в культуре каракалпаков занимает эпическая поэма "Кырк-кыз" ("Сорок девушек"). Широко известны также дастаны "Коблан", "Шэрьяр", "Курбанбек", "Маспатша", "Ер Зиуар" ("Ер Зивар"), "Алпамыс", "Гариб Ашык", "Гор оглы", "Саятлы Хамра" и многие другие. Каракалпакские жырау, так же, как и сказители других среднеазиатских народов, имеют свой институт традиции - жыраушылык, включающий систему передачи мастерства, профессиональные и этические нормы и правила, художественно-эстетические и философские представления, музыкальную традицию.

Отношение к точной передаче слов и напевов дастанов было строгим, что обеспечивало преемственность. Каждый выдающийся жырау создавал свою версию того или иного известного дастана, и она сохранялась в рамках его школы. Так складывались школы жырау, история которых нередко насчитывает несколько столетий. Широко известны десятки имен жырау и созданных ими школ: Саппаслы Сира-жырау, Халмурат-жырау (ум. около 1902 г.), Ербай-жырау, Курбанбай Тажибаев, Кулемет-жырау, Даулет-жырау Шамуратов (1882-1965), Кияс Кайратдинов (Хайритдинов) и многие другие. Старейшей считается школа легендарного Джиен-жырау Тагай-улы (иначе - Жиен-жырау; жил во второй половине XVIII в.), которая, по мнению исследователей, имеет давние связи с булунгурской школой узбекских сказителей. Среди созданных Джиен-жырау дастанов - знаменитая поэма "Разоренный народ", а в репертуаре его школы бытуют эпические поэмы "Алпамыс", "Кырк-Кыз" и др.

На вторую половину XX в. пришлось творчество жырау Джумабая Базарова (Джумабай-жырау), здравствующего и ныне. На примере его деятельности можно проследить процесс трансформации искусства жырау. Как и другие жырау и бахсы, Джумабай-жырау нередко выступал с исполнением дастанов по каракалпакскому телевидению, участвовал в концертных программах международных форумов и фестивалей традиционной музыки, что значительно расширило аудиторию почитателей искусства жырау. Одно из монументальных творений его исполнительского искусства, представленного в телевизионной версии, - дастан "Шерьяр". Вокальный стиль Джумабай-жырау, по мнению американского этномузыковеда Теодора Левина, близок традиции кашкадарьинских бахши, так называемому "внутреннему голосу" (ички овоз).

Для музыкального сопровождения каракалпакские жырау используют в основном струнный смычковый кобыз. В отличие от них проживающие в Каракалпакстане казахские жырау аккомпанируют себе на домбре или дутаре. Каждый жырау при исполнении эпических произведений имеет в своем репертуаре ряд устойчивых напевов, которые чередуются с мелодизированной декламацией поэтического и прозаического текстов.

В близкой связи с традицией жырау находится и искусство баксы. Основу их репертуара также составляют различные эпические произведения, и прежде всего - дастаны. Кроме того, баксы широко представляют в своем творчестве и другие популярные народные жанры и формы, в том числе лирические песни. Баксы в отличие от жырау, как правило, используют дуутар - двухструнный инструмент с округлым продолговатым корпусом и коротким грифом. Имена известных баксы хранятся в памяти народа: Муса-баксы, Джума-баксы, Шерназар-баксы, Курбанияз-баксы, Ходжамберген-баксы, Джапак-баксы Шамуратов и многие другие.

Кобыз и дуутар. Инструмент древнего происхождения, широко распространенный у тюркских народов, - кобыз (4, с. 72-73). Его можно с полным правом считать символом традиционной каракалпакской музыкальной культуры. Особенностями этого смычкового инструмента являются его строение, способ звукоизвлечения и особое звучание. Две толстые струны кобыза, сделанные из множества конских волос, издают многочисленные обертоновые подголоски, которые в совокупности придают звучанию инструмента неповторимый "космический" колорит.

Изображение кобыза в многочисленных живописных и графических вариантах очень популярно в современном Каракалпакстане и легко ассоциируется с национальной эпической традицией. Его применение - прерогатива творческой деятельности каракалпакских жырау-сказителей. Если в казахской традиции кобыз преимущественно связан с практикой шаманского камлания, то у каракалпаков - это инструмент эпических сказаний. Жырау и кобыз формируют единый, цельный образ сказителя. Однако если жырау исполняет инструментальные мелодии вне эпического сказания, то в этом случае он может называться кобызшы (музыкант-кобузист) (5, с. 161).

baksi1.jpg

Кобызу посвящены многочисленные проникновенные поэтические строки, созданные жырау и современными каракалпакскими поэтами и писателями. Одним из первых воспел кобыз Жиен-жырау, посвятив своему инструменту особое сочинение, варианты которого известны в жанре толгау (Кобыз толгау) (6, с. 101-102), а также в традиции айтыса.

Дуутар - инструмент более широкой сферы применения, и, как правило, связан с различными традициями и видами музицирования: с исполнением эпоса, различных фольклорных жанров. Он известен также как инструмент домашнего музицирования. Его можно увидеть в числе обязательных атрибутов традиционной жизни каракалпаков, в том числе как часть "интерьера" традиционного жилища - юрты, а ныне - в обычной современной квартире, где дуутар висит на ковре. Конструкция этого инструмента отличается от его аналогов у узбеков и таджиков более коротким грифом и, соответственно, - иным объемом и параметрами звукового строя. Его ладки - надвязанные, жильные (в настоящее время - капроновые). Дуутар также получил богатое отражение в устном поэтическом творчестве каракалпаков.

В Каракалпакстане существуют свои давние традиции изготовления музыкальных инструментов. Мастера (уста) этого ремесла имели свою тщательно разработанную технологию, передаваемую из поколения в поколение. Известным мастером-изготовителем дуутаров в ХХ в. был Сейтнияз Жармагамбетов, дуутары которого пользовались широкой известностью и славились высоким качеством (7, с. 170-172).

Традиция жырау и баксы сохраняет свою живую жизненную силу и в условиях современности. Интерес к их искусству возрождается на базе оживления национального самосознания. Творчество жырау и баксы, равно как и другие виды и жанры традиционной музыкальной культуры, вновь обретает свое культурное значение как выражение исконных национальных культурных ценностей каракалпакского народа.

Автор: Александр Джумаев

http://www.sanat.orexca.com/rus/archive/2-03/baksi_jyrau.shtml

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

История Комуза,национального музыкального инструмента кыргызов (на кырг)

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас