Перейти к содержанию
Гость HunT

Горловое пение

Рекомендуемые сообщения

приветствую!

Горловое пение Дзю-ке у Тибетцев имеет тот же "корень", что и кай ( у Алтайцев) каргыраа ( у Тывинцев) а так же Чакршраа ( у Монголов) так же нечто похожее встречается у некоторых племен индейцев Канады. Я имею ввиду, что процесс звукоизвлечения одинаков, отличается только "ньюансами" ( различным сжатием горла, а также сжатием в разных местах)

есть ли какинибуть легенды по поводу такого переселения народов? ( с юга на север)

есть ли каконибуть подтверждение подобному родству с Тибетцами?

(Тывинцы, утверждают, что все они родом из Тибета - например у них похожая обувь с Тибетцами )

спасибо

Андрей

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Хангыл_Хангылбай

Например у нас у Якутов,нет горлового пения....но под влиянием Тунгусского горлового пения,некоторые думают,что это наше национальное пение,но это не так.

У нас нет такого однозначного названия....называют Хабырга ырыата.

дословно-Песня горла.

Зато есть Кылыhах...типа восточного пения,ну поет же Авраам Руссо типа такого.

Я могу отправить вам какую нибудь нашу песню с "кылыhахом".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Спасибо за ответ! если можно пришлите, пожалуйста -> info@overtone.ru

Насколько я знаю сейчас так запели кажется казахи... или киргизы... притом тоже утверждают, что это их пение. На мой взгляд это абсолютно неважно национальное это искусство или нет - я тоже не отношусь не к тюркам, не к скифам ;) разве происхождение запрещает это использовать? Другое дело выдавать это за собственную культуру... это да. Хотя Вы уверены, что Якуты никогда так не пели? Кстати - относилась ли Якутия к Шелковому пути? На мой вгляд гипотеза распространения ГП лежит именно в шелковом пути, хотя остается вопрос как оно попало в Канаду и на Аляску....

а на что похоже Хабырга ырыата? на "гортанные звуки" или обертоновые?( двузвучье)

Спасибо

Андрей

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Л.Р. Кызласов предположил связь между наличием в родоплеменном составе этноса подразделения "кыргыз" и распространением ГП. Т.е. по нему, у кого есть "кыргызы", то и ГП тоже наличчествует. Хотя у хакасов есть определенные легенды о том, что хай-ээзи (дух-хозяин ГП) пришел в Хакасию с юга, скорее всего из Тувы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Горловое пение Дзю-ке у Тибетцев имеет тот же "корень", что и кай ( у Алтайцев) каргыраа ( у Тывинцев) а так же Чакршраа ( у Монголов) так же нечто похожее встречается у некоторых племен индейцев Канады. Я имею ввиду, что процесс звукоизвлечения одинаков, отличается только "ньюансами" ( различным сжатием горла, а также сжатием в разных местах)

Что то я не припомню горлового пения среди современных кыргызов, хотя у нас есть "кюй". Интересно было бы узнать алтайский "кай" и кыргызский "кюй" это одно и тоже?

Я думал якуты переселились на север спасаясь от монголов, а Хангыл_Хангылбай привел пример горлового пения Хабырга ырыата. Слово "Ыр"(Песня) ведь монгольского происхождения, так же как слово "Хабырга"(Ребро). Может якуты у монголов и тувинцев переняли горловое пение, а не у тунгуссов?

Якутский язык очень даже близок к кыргызскому, по крайней мере грамматика и базовые слова.

Опять таки современный кыргызский язык относится к кыпчакской группе, а якутский вроде нет!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

простите за серость но вы говорите о тунгусах - кто это??

и по поводу хакасов - можно ли поподробнее об этой легенде? у них вобщем отдельное направление такое я бы сказал не на что особо не похожее или если быть точным - имеющее свои собственные черты, которые ни у кого не встречаются

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Хакасский "хай" представлен тремя основными стилями. Радикальное отличие в том, что хакасы хаем исполняют длинные (1,5-3 суток звучания)героические сказания (алыптых нымахтар) под аккомпонемент чатхана (род лютни, напоминает японский котто). Называется все это "конная сказка", если есть аккомпонемент. Заказывают исполнение во время похорон и на поминках, говорят это нравится "темненьким" силам и покойному.

Для Кызласова это (ГП) был одним из аргументов для отрицания родства м/у кыргызами и тюрками Южной Сибири.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У меня вопрос к обществу знатоков ГП.

Никто не слышал о продолжении работы новосибирцев Чернова и Маслова с рентгенограммами?

А то с 1980 года после их сообщения ничего не появилось.

Пытаюсь восстановить башкирское узляу со стороны теории.

Удалось составить очень приблизительную систему, если кому интересно - пишите folk48@mail.ru

Равиль

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

простите за серость но вы говорите о тунгусах - кто это??

Тунгусы - устаревшее название эвенков, употреблявшееся до 20-30-х гг. 20 в.

Тунгусы, охотничий, кочевой народ в Вост. Сибири, от Енисея до Вел. ок. (66270 челов.); делятся на 10 отдельных племен.

Якутское горловое пение "Хабырга ырыата" тоже самое что тувинское "Карг-Ыраа"? Звучит схоже!!

Нашел два упоминания о горловом пении в Кыргызстане:

___________

"Бишкекский музыкально–этнографический театр “Саймалуу–таштар” (“Узоры на камнях”) был создан в начале 1999 г. и начал свою деятельность с успешной премьеры спектакля <Саймалуу - Таштар>. Спектакль повествует о кочевых племенах кыргызов, и затрагивает извечные темы добра и зла, любви и ненависти, войны и мира.

Узоры на камнях - сохранившиеся с давних времен - единственные свидетели того, как жили древние кыргызы в доисламский период. Благодаря этим незатейливым узорам стали известны быт, культура, история наших предков.

Коллектив театра стремится воссоздать мироощущение кыргызов, запечатлеть его в музыке и передать слушателю его уникальность.

Для воссоздания полноты звучания были восстановлены древние кыргызские музыкальные инструменты, которые были почти забыты и горловое пение, впервые продемонстрированное в кыргызском музыкальном искусстве. Вкупе с классическими инструментами они придают неповторимый национальный колорит звучанию."

_____________

"Курмангазы Азыкбаев ,руководитель оркестра "Энесай"(Мать-Река), мечтает вернуться к корням и истокам, возродить забытое носовое пение, одновременную игру на двух инструментах. Сейчас, кроме Азыкбаева, никто, пожалуй, не играет сразу на чопо–чооре и продольном сыбызгы. Многие народные инструменты музыканты делают сами, ищут и секреты забытых. Курмангазы хочет создать школу, где мог бы приобщить детей к настоящей народной музыке со всем разнообразием ее мелодий и средств выражения."

Полностью статью можно прочитать на:

http://www.vb.kg/2000/09/29/06.htm

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Рентген все-таки не очень полезен для здоровья :) видимо, поэтому исследования прекратили. Было бы интересно возобновить их, но уже на основе УЗИ (ультразвуковая томография).

Сам тоже интересуюсь горловым пением, правда, успехи довольно скромные, хотя музыкальным слухом не обижен. Может, у кого-нибудь есть ссылки на какие-нибудь хорошие методички или самоучители?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://www.overtone.ru - Клуб любителей горлового пения

заходите... но это все больше дело практики и "поиска звука" могу показать направление только.. , врятли это можно объяснить словами.. скорее показывать надо, хотя коечто конечно можно объяснить - но каждый человек это отдельный конкретный случай, почти каждый кто пробует сталкивается почемуто с разными проблемами - основная это как бы сказать - внутреннея координация если есть вопросы - задавайте .

Есть видео уроки выпущенные в америке стоят 25 уе ( интернет версия) есть уроки выпущенные во Франции ( понятно что тоже не на русском) я лично учился сам... и только недавно напал ( и собственно вступил) International Association for Harmonic Singing (IAHS) все это штаты... На западе ГП крайне популярно, музыкантов владеющих ГП огромное колличество у нас пока раз два и обчелся... Сами исполнители обычно говорят так - много слушайте, много пойте и все получится....

В Росии вот я только начал популяризацию ГП, что из этого выйдет - пока незнаю:). После НГ планирую интевью с исполнителями

Андрей

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Спасибо за ценную ссылку! Методики действуют, все мои ошибки как на ладони, хотя кое-что я, оказывается, все-таки нащупал. Очень полезно тренироваться с диктофоном ;)

Мне кажется, эту ссылку стоило бы поместить в "Интересные и полезные ссылки"

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вообще... диктофон дело хорошее.. но лучше микрофон конечно:) и лучше на 20000 hz в случае с хоомеем, а то у меня проблема - микрофон "режет" частоты и ничего не слышно в результате. Так же любая запись это не совсем то что Вы слышите собственными ушами поэтому лучше собственным ушам доверять больше.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Хангыл_Хангылбай

Хакасский "хай" представлен тремя основными стилями. Радикальное отличие в том, что хакасы хаем исполняют длинные (1,5-3 суток звучания)героические сказания (алыптых нымахтар)

Нифига схоже! "Алыптах Номохтор" это же по Сахалы -Фантастические(волшебные)сказания.

а насчет песни обратитесь http://music.ykt.ru:8080/search.php?m=c&r=...ов,%20Дьулустан

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

если кому интересно сейчас в Москве Ногон Шумаров проводит обучение горловому пению

"Любой мужчина может овладеть горловым пением, это может каждый, в любом возрасте!" Ногон Шумаров

Ногон Шумаров - Народный кайчи республики Алтай дает частные уроки Кхая в Москве. (алтайского горлового пения). Стили: кархара, кюмей, сыбысхы (сыгыт).

Занятия индивидуальные - желающие - > пишите info@overtone.ru

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Дорогой Hunt, простите за молчание!

Я сейчас бесконечно далек от хая, но вот языковед Татаринцев (из Тувы) опубликовал целую брошюру. Я беру соцобязательсво просканировать и выложить здесь текст, укажите - на русском или английском?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

не совсем по теме конечно... у меня один англичанин на форуме написал вот что

"When I was in Tuva I was given a Moscow University produced book which translated stories from the Rune stones which were found throughout that country. The book is written in "Russian" so I am struggling to read it. However, I am informed that the rune characters are very similar to the runes found in Britain and indeed one or two are the same. I understand that runes are found throughout the northern hemisphere. Tuva seems to be rich in examples and I was told by one of the State employees that many of the original stones are in the yard behind the old museum. A new museum was being built when I was there in 2001, but work had temporarily come to a halt. I would hope that the museum is completed now. I found out about the runes and stones too late to take this into my visiting itinerary, but I would recommend that future visitors explore this theme. Does anyone have any further information about this subject "

грубо говоря - в книге он нашел упоминание о "рунах в камне":)) сравнил и оказалось у них в Англии такиеже...

чего ему ответить... незнаю есть какаянибуть закономерность? нет? на ваш взгляд

там же он привел изображения рун

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Насчет рун.

Изображения тюркских рун стали известны в Европе в начале XVIII в. через Ф.Страленберга (Philipp Tabbert von Strahlenberg). Он был шведским офицером и под Полтавой попал в плен к Петру I. Петр отправил его - в порядке ссылки - в научную экспедицию изучать Южную Сибирь. Там Страленберг увидел непонятные надписи, которые внешне были очень похожи на хорошо известные ему древнегерманские скандинавские руны. Поэтому он, когда вернулся в Швецию и издал там в 1730 г. книгу "Das Nord- und Ostliche Teil von Europa und Asia", говоря об этих надписях, тоже назвал их руническими. С тех пор их так все и называют... Кстати, Страленберг, хотя и не мог прочесть эти тексты, с самого начала считал их тюркскими, и ни в коей мере не связывал происхождение этого письма с германскими рунами. И именно принятие предположения о тюркском характере орхоно-енисейских памятников помогло в 1893 г. датскому ученому В. Томскну (Wilhelm Thomsen) дешифровать их.

Согласно наиболее распространенной точке зрения, происхождение тюркскиго рунического письма связано с согдийским алфавитом (который, в свою очередь, происходит от арамейского). Вообще говоря, с этой версией не все гладко, так что, возможно, более справедлива альтернативная теория, которая считает тюркскую рунику местным самостоятельным изобретением. В любом случае, с германской руникой она никак не связана, хотя случайные совпадения отдельных знаком и могут встречаться. Слишком уж разная у них структура... В подробности вдаваться не буду, скажу только, что если германские руны - обычный (для нас) алфавит типа латинского или русского, то тюркские руны, по большому счету, - нечто среднее между алфавитным, консонантным и слоговым письмом.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...