Гость Эльтебер

Тюркский Каганат

Рекомендованные сообщения

Гость Эльтебер

Тюркский Каганат (545-745 н.в.)

Первый Каганат

Династия Ашина

545 - 552 Бумын Иль-каган

552 - 553 Кара Иссык-каган

553 - 572 Кушу Мугань-каган

572 - 581 Арслан Таспар-каган

581 Амрак

581 - 587 Ышбара-каган

587 - 588 Чоллинг Бага-ябгу-каган

588 - 599 Йоллыг Дулянь-каган

599 - 604 Кара Чурин Тюрк

Западный Каганат

554 - 576 Истеми-хан

576 - 600 Кара Чурин Тюрк

600 - 604 Нили-хан

604 Басы-Тегин

604 - 611 Чуло-хан Таман

611 - 618 Шегуй-хан

618 - 630 Тун-ябгу-хан

630 - 631 Кюлюг-Сибир-хан

631 - 633 Сы-джабгу-хан

633 - 634 Нишу Дулу-хан

634 - 639 Ышбара Толис-шир-хан

639 - 640 Иль-Кюлюг-шад Ирбис-хан

640 - 641 Ирбис Ышбара-ябгу-хан

638 - 642 Ирбис Дулу-хан

642 - 651 Ирбис Шегуй-хан

651 - 659 Ышбара-ябгу-хан (Хэлу)

С 659 - 676 вассалы Китая

659 - 662 Мише Сылиби Дулу-хан

659 - 667 Бучжень Дулу-ябгу-хан

676 - 679 Дучжи

С 677 - ок.700 вассалы Китая

679 - 693 Юанькин

679 - 699 Хушело Кумрак

682 Кибу-гур

693 - 694 Суйцзы

С 699 носили номинально титул хана

704 Хуай

714 - 716 Xян

740 - 742 Синь (Хинь)

ок.755 Чен-цин

ок.756 Цзун-ли

Восточный Каганат

604 - 608 Жангар Толис-хан

608 - 619 Шибир-хан

619 - 620 Чулу-хан

620 - 634 Кат Иль-хан

С 630 носили номинально титул хана

634 - 639 Толис-хан

639 Хелоху-тегин

639 - 649 Ими Нишу Сылиби

630 - 636 Шэни (в Бишбалыке)

630 - 650 Чеби-хан (на Алтае)

Второй Каганат

679 - 680 Нишубег-каган

680 - 681 Фкнянь-каган

682 - 693 Ильтериш-каган (Кутлуг-чора)

693 - 716 Капаган-каган

716 Кучук-каган

716 - 734 Бальге-каган

734 - 739 Ижань-каган

739 - 741 Тенгри-каган

741 Сюань-каган

741/2 Гуду-джабгу-каган

741/2 - 743 Озмыш-каган

743 - 745 Баймэй-каган

В 745 разгромлен уйгурами

ТЮРКСКИЙ КАГАНАТ - государство племенного союза тюрок в 552—745 на территории Центральной Азии, Северного Китая, значительной части Средней Азии (до р. Амударья). В начале 7 в. распался на Западный Тюркский Каганат(среднеазиатский; до 740) и Восточный Тюркский Каганат (центральноазиатский; разгромлен уйгурами в 745).

Виталий Салькун

http://alexhistory.narod.ru/

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Есть ли ошибки в генеалогиях тюркских каганов из Гумилева Л.Н.

П.С. Есть ли генеалогия ветви правителей Второго тюркского каганата до Бумыня?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Мне кажется, что историю тюрок надо вести с 439 года, когда Ашина с пятьюстами семей хуннов откочевал на Алтай и подчинился жужаням. К сожалению, о тюркских правителях того времени почти ничего неизвестно( И все же стоит добавить:С 439-545 - вассалы Жужаньского каганата.

Позволю себе исправить некоторые имена тюркских каганов, приведенные Эльтебером:

1) по-моему все-таки Жангир, а не Жангар, если ошибаюсь, то извините

2) не Фкнянь, а Фунянь, это наверное была опечатка

3) что за Кучук-каган? Он разве не Богю-каган?

4) не Бальге-каган, а Могилян Бильге-каган

5) не просто Ижань-каган, а Йоллыг-тегин Ижань-каган

6) не просто Тенгри-каган, а Бильге Кутлуг Тенгри-каган

7) не просто Озмыш-каган, а Озмыш Пан-кюль-каган

Вроде бы все. Если есть ошибки, пожалуйста помогите их исправить.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Нам известно, что Гок-Тюрки Ашина не автохоны Алтая. Однако, они основали государство чьё название по их этнониму. 

У меня несколько вопросов по Тюркскому Каганату:

1. Где конкретно кочевали/находились Ашина? В каком городе/ставке?

2. Были ли на Алтае другие тюркские племена до переселения 500 семей Ашина на Алтай? Перефразирую: это были только Теле и Енисейские Кыргызы? Есть конкретика по племенам и народам?

3. Кто из народов нетюркского происхождения тогда жил на Алтае?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
21 час назад, Uighur сказал:

Нам известно, что Гок-Тюрки Ашина не автохоны Алтая. Однако, они основали государство чьё название по их этнониму. 

У меня несколько вопросов по Тюркскому Каганату:

1. Где конкретно кочевали/находились Ашина? В каком городе/ставке?

2. Были ли на Алтае другие тюркские племена до переселения 500 семей Ашина на Алтай? Перефразирую: это были только Теле и Енисейские Кыргызы? Есть конкретика по племенам и народам?

3. Кто из народов нетюркского происхождения тогда жил на Алтае?

1. Клан Ашина или все племя Ашина? Между ними была разница. Первые были рассеяны по всему каганату везде где были центральные ставки основных регионов которыми надо было управлять. Племяже Ашина как ядро коктюрок видимо с большинством самого племени назодились сперва на Алтае, потом в долине реки Тамир, потом во Внутренней Монголии, потом в Отюкене.

2. Помимо телесцев там еще согласно Вэйшу какая то немалая часть северных хуннов обреталась. Коркретики вообще говоря увы мало.

3. Вот тут я ничего увы сказать не могу, не сведущ.

  • Одобряю 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 27 May 2004 в 21:42, Гость Эльтебер сказал:

Тюркский Каганат (545-745 н.в.)

Первый Каганат

Династия Ашина

545 - 552 Бумын Иль-каган

552 - 553 Кара Иссык-каган

553 - 572 Кушу Мугань-каган

572 - 581 Арслан Таспар-каган

581 Амрак

581 - 587 Ышбара-каган

587 - 588 Чоллинг Бага-ябгу-каган

588 - 599 Йоллыг Дулянь-каган

599 - 604 Кара Чурин Тюрк

Западный Каганат

554 - 576 Истеми-хан

576 - 600 Кара Чурин Тюрк

600 - 604 Нили-хан

604 Басы-Тегин

604 - 611 Чуло-хан Таман

611 - 618 Шегуй-хан

618 - 630 Тун-ябгу-хан

630 - 631 Кюлюг-Сибир-хан

631 - 633 Сы-джабгу-хан

633 - 634 Нишу Дулу-хан

634 - 639 Ышбара Толис-шир-хан

639 - 640 Иль-Кюлюг-шад Ирбис-хан

640 - 641 Ирбис Ышбара-ябгу-хан

638 - 642 Ирбис Дулу-хан

642 - 651 Ирбис Шегуй-хан

651 - 659 Ышбара-ябгу-хан (Хэлу)

С 659 - 676 вассалы Китая

659 - 662 Мише Сылиби Дулу-хан

659 - 667 Бучжень Дулу-ябгу-хан

676 - 679 Дучжи

С 677 - ок.700 вассалы Китая

679 - 693 Юанькин

679 - 699 Хушело Кумрак

682 Кибу-гур

693 - 694 Суйцзы

С 699 носили номинально титул хана

704 Хуай

714 - 716 Xян

740 - 742 Синь (Хинь)

ок.755 Чен-цин

ок.756 Цзун-ли

Восточный Каганат

604 - 608 Жангар Толис-хан

608 - 619 Шибир-хан

619 - 620 Чулу-хан

620 - 634 Кат Иль-хан

С 630 носили номинально титул хана

634 - 639 Толис-хан

639 Хелоху-тегин

639 - 649 Ими Нишу Сылиби

630 - 636 Шэни (в Бишбалыке)

630 - 650 Чеби-хан (на Алтае)

Второй Каганат

679 - 680 Нишубег-каган

680 - 681 Фкнянь-каган

682 - 693 Ильтериш-каган (Кутлуг-чора)

693 - 716 Капаган-каган

716 Кучук-каган

716 - 734 Бальге-каган

734 - 739 Ижань-каган

739 - 741 Тенгри-каган

741 Сюань-каган

741/2 Гуду-джабгу-каган

741/2 - 743 Озмыш-каган

743 - 745 Баймэй-каган

В 745 разгромлен уйгурами

ТЮРКСКИЙ КАГАНАТ - государство племенного союза тюрок в 552—745 на территории Центральной Азии, Северного Китая, значительной части Средней Азии (до р. Амударья). В начале 7 в. распался на Западный Тюркский Каганат(среднеазиатский; до 740) и Восточный Тюркский Каганат (центральноазиатский; разгромлен уйгурами в 745).

Виталий Салькун

http://alexhistory.narod.ru/

Зная современные реконструкции имен, внесу некоторые поправки к гумилевскому списку:

Мугань он по Бугутской надписи Мухан-каган.

Арслан Таспар по той же надписи просто Татпар-каган.

Амрак по тому же источнику Умна-каган.

"Ышбара" полное имя Шету Ышбара, в Бугутской надписи его имя Нивар-каган.

Дулянь-хан в среднекитайском было Туран-хан.

Кара-Чурин Тюрк это все же фикция, основанная на вольном толковании Наршахи. Его подлинное имя по византийским источникам и монетам Западного каганата - Тарду-каган.

Нили-хан по его же надписи из Восточного каганата звался Нири-хан.

Жангар Толис он со среднекитайского будет Тули/Тульдих-каган.

Кат Ильхан опять гумилевский полет фантазии, реконструируют его на самом деле как Иль или Иллиг-каган.

И наконец не могу обойти того в честь кого я взял ник: Ашина Шэни он по более распространенной транскрипции в современном китайском будет Ашина Шээр, но в среднекитайском восстанавливается как Ашина Жанэ. То есть Шэни к оригинаоу все равно поближе, потому я имею полное право использовать именно сей вариант в качестве ника своего:lol: Кстати тут еще и прослеживается интересная параллель с именем Ашина у Масуди - Шанэ. От Шанэ до Жанэ рукой подать.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
21 минуту назад, Ашина Шэни сказал:

1. Клан Ашина или все племя Ашина? Между ними была разница. Первые были рассеяны по всему каганату везде где были центральные ставки основных регионов которыми надо было управлять. Племяже Ашина как ядро коктюрок видимо с большинством самого племени назодились сперва на Алтае, потом в долине реки Тамир, потом во Внутренней Монголии, потом в Отюкене.

2. Помимо телесцев там еще согласно Вэйшу какая то немалая часть северных хуннов обреталась. Коркретики вообще говоря увы мало.

3. Вот тут я ничего увы сказать не могу, не сведущ.

Спасибо за помощь. 

Меня ещё волнует вот что. Эти 500 семей должно быть вели кочевой образ жизни на Алтае. Но это же горная местность - кочевать там сложновато, да и климат мерзковат. У кок-тюрков была вся средняя азия, не логичнее ли было находиться много южнее? Там где тепло, да и несущие пастбища получше?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вопрос снимается. Ашина кочевали не на Алтае, а в Монголии. Если точнее на юге Монгольского Алтая. В принципе, это уже похоже на правду. От Турфана до юга Монголии два шага. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
38 минут назад, Uighur сказал:

Спасибо за помощь. 

Меня ещё волнует вот что. Эти 500 семей должно быть вели кочевой образ жизни на Алтае. Но это же горная местность - кочевать там сложновато, да и климат мерзковат. У кок-тюрков была вся средняя азия, не логичнее ли было находиться много южнее? Там где тепло, да и несущие пастбища получше?

Да нет, пастбища на горных склонах очень даже хорошие. Отсиживался же там Чеби-хан со всей ордой в 630-646.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
29 минут назад, Ашина Шэни сказал:

Да нет, пастбища на горных склонах очень даже хорошие. Отсиживался же там Чеби-хан со всей ордой в 630-646.

За Алтайскую теорию говорят многочисленные памятники и рунические надписи того времени? Коли так, то как я понимаю, спорить за неимением более весомых фактов бессмысленно. Кок-тюрки Ашина были на Алтае, потом откочевали в Монголию, потом во внутреннюю. 

P.S. Ашина Шени, прочитай работу которую я скопировал в тему об Кок-тюрках. Не обращай внимания на акцент в сторону башкир, работу видимо они писали :) Меня интересует критика материала в целом.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
13 часов назад, Uighur сказал:

За Алтайскую теорию говорят многочисленные памятники и рунические надписи того времени? Коли так, то как я понимаю, спорить за неимением более весомых фактов бессмысленно. Кок-тюрки Ашина были на Алтае, потом откочевали в Монголию, потом во внутреннюю. 

P.S. Ашина Шени, прочитай работу которую я скопировал в тему об Кок-тюрках. Не обращай внимания на акцент в сторону башкир, работу видимо они писали :) Меня интересует критика материала в целом.

Памятников как раз с Алтая маловато. Работу позже прочту, но кажись Сабитов этого Муратова ужо бомбил вовсю:lol:

  • Одобряю 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Так полагаю лайк от самого Жаксылыка Сабитова это подтверждение того что таки бомбил:lol: Короче не хочется чо то мне это больше читать:D

  • Одобряю 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
5 часов назад, Ашина Шэни сказал:

Памятников как раз с Алтая маловато. Работу позже прочту, но кажись Сабитов этого Муратова ужо бомбил вовсю:lol:

Я думаю Алтай это переферия, а не резеденция Кок-тюрков.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
2 часа назад, Ашина Шэни сказал:

Так полагаю лайк от самого Жаксылыка Сабитова это подтверждение того что таки бомбил:lol: Короче не хочется чо то мне это больше читать:D

Ув. Asan-kaygy, может вы тогда предоставите своё "фи" на данный материал :D Или дайте ссылку на свою научную статью.

  • Одобряю 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
1 час назад, Uighur сказал:

Ув. Asan-kaygy, может вы тогда предоставите своё "фи" на данный материал :D Или дайте ссылку на свою научную статью.

Я писал про монографию автора

https://www.academia.edu/11916292/РЕЦЕНЗИЯ_НА_МОНОГРАФИЮ_Б.А._МУРАТОВА_ЭТНОГЕНЕЗ_БАШКИР_ИСТОРИОГРАФИЯ_И_СОВРЕМЕННЫЕ_ИССЛЕДОВАНИЯ_ЗОЛОТООРДЫНСКОЕ_ОБОЗРЕНИЕ._3._2014._С.215-227

А его статья про генетику Ашина это больше фантазии, а не реальные факты.

  • Одобряю 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
4 минуты назад, asan-kaygy сказал:

Я писал про монографию автора

https://www.academia.edu/11916292/РЕЦЕНЗИЯ_НА_МОНОГРАФИЮ_Б.А._МУРАТОВА_ЭТНОГЕНЕЗ_БАШКИР_ИСТОРИОГРАФИЯ_И_СОВРЕМЕННЫЕ_ИССЛЕДОВАНИЯ_ЗОЛОТООРДЫНСКОЕ_ОБОЗРЕНИЕ._3._2014._С.215-227

А его статья про генетику Ашина это больше фантазии, а не реальные факты.

Спасибо, жаль плюсы закончились :) 

  • Одобряю 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Слово каган возможно произошел от ага хан(ага-старший брат и хан то есть старший хан).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Уважаемые форумчане у кого есть информация о том в каком историческом источнике и когда появилась упоминание гёк (синие) тюрки,именно форма гёк?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Так себя называли тюрки Второго тюркского каганата, вот надпись в честь Кюль-Тегина:

ïdï oqsuz : Kök Türük : anča : olurur ermis : bilge : qaγan ermis : alïp qaγan ermis : bujruq jeme : bilge ermis erinč : alïp ermis erinč : begleri jeme : budunï jeme : tüz ermis : anï üčün : Еlig : anča tutmus : erinč : Еlig tutup : Тörüg : etmis : üze anča :

http://bitig.org/?lang=r&mod=1&tid=1&oid=15&m=1

  • Одобряю 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
13 часов назад, Shamyrat сказал:

Уважаемые форумчане у кого есть информация о том в каком историческом источнике и когда появилась упоминание гёк (синие) тюрки,именно форма гёк?

Наверно это связано с небом?у монголов тоже есть выражение,кек монголы,т.е синие,небесные монголы.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В китайских источниках правда это не отражено почему то. Насколько знаю названия 藍突厥 лань туцзюэ или 天突厥 тянь туцзюэ у китайцев не было.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
4 часа назад, Rust сказал:

Так себя называли тюрки Второго тюркского каганата, вот надпись в честь Кюль-Тегина:

ïdï oqsuz : Kök Türük : anča : olurur ermis : bilge : qaγan ermis : alïp qaγan ermis : bujruq jeme : bilge ermis erinč : alïp ermis erinč : begleri jeme : budunï jeme : tüz ermis : anï üčün : Еlig : anča tutmus : erinč : Еlig tutup : Тörüg : etmis : üze anča :

http://bitig.org/?lang=r&mod=1&tid=1&oid=15&m=1

Уважаемый Рустам вы знаете примерную датировку этой надписи?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ув. Шамурат, Кюль-Тегин умер в 731 году. Это его поминальный памятник.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Возможно название гёк происходит из за разделения тюрков по вере тюрк иманы(тюрки мусулмане)и гёк тюрки(приверженцы традиционной религии гёк тенгри).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
21 минуту назад, Shamyrat сказал:

Возможно название гёк происходит из за разделения тюрков по вере тюрк иманы(тюрки мусулмане)и гёк тюрки(приверженцы традиционной религии гёк тенгри).

В то время почти все тюрки были тенгрианцами. Ислама там не было.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас