Гость

Правители Монгольской империи

348 сообщений в этой теме

читая посты в разных темах, заметил - люди обсуждают в основном более-менее известные этнические группы, но вниманием обходятся малочисленные и малоизвестные народы (баоань, монгор, дахур; кайтак, могол, чараймак и пр.) малочисленные и малоизвестные монгольские народы - осколки некогда единой монгольской империи. все что нашел в разбросанном виде решил сбросить сюда. по мере накопления материала можно будет сделать отдельные темы, так, как это сделано для потомков улуса хулагу

пост анонимного автора

Монголы

Монголы (самоназвание — монгол), в широком смысле — историческое название всех народов, говорящих на монгольских языках [монголы МНР и КНР, баоань, дунсян, ту (монгоры), дауры, моголы Афганистана, буряты, калмыки]; в узком смысле — собственно М., живущие в МНР и КНР. В антропологическом отношении М. — представители главным образом центрально-азиатского типа монголоидной расы.

Впервые этноним М. (мэн-гу, мэн-гу-ли, мэн-ва) встречается в исторических хрониках эпохи Тан (7—10 вв.). В этнической истории М. ещё многое неясно, однако установлено, что монг. этническая общность сложилась на территории Монголии и Северо-Восточного Китая на основе древнего аборигенного населения. Потомки хунну (гуннов), и (дун-и), дун-ху, обитавшие на данной территории, в течение многих веков оттесняли, сменяли и частично ассимилировали друг друга. В 10 в. значительная часть этой территории оказалась под властью монголоязычных киданей. В начале 13 в. ряд племён и ханств (тайджиуты, найманы, кэрэиты, мэркиты и др.) объединились или были объединены силой под властью Чингисхана и образовали единое монгольское государство (см. Монгольская феодальная империя), в рамках которого завершилось образование монгольской народности. В 15 в. М. распались на западную и восточную группы, а в 16 в. восточная разделилась на северную и южную. Их этнические и исторические судьбы сложились по-разному. Западные М., известные под названием ойратов, образовали в 30-х гг. 17 в. Ойратское ханство. Их потомки частично вошли в состав М. МНР, М. Китая и калмыков. Восточная (северная) группа в 16 в. приняла наименование «халха». Средневековые монгольские хроники «Эрдэнийн тобчи», «Эрдэнийн эрихэ», «Алтан тобчи» и др. сообщают о 12 халхаских поколениях, которые были поделены после смерти (около 1543) Даян-хана между его сыновьями: 7 достались Гэрэсэндзэ, 5 — Алчу Болоду. Потомки первых — современных халха МНР, вторых — группы джарутов и баринов в составе М. Китая. В состав халха влились другие этнически разнородные элементы: древнемонгольские (борджигин, горлос, олхонуд и др.) и немонгольские по происхождению (тангуты и др.). Южные М. в подавляющей своей части вошли в состав М. Китая, признав в 1636 сюзеренитет маньчжурской династии. Впоследствии монгольские земли в составе Китая стали называться Монголией Внутренней. Ойраты появились на территории Китая во 2-й половине 18 в. как беженцы из Ойратского ханства. В 16 — начале 17 вв. М. приняли ламаизм. Основное занятие всех групп М. — скотоводство, в прошлом кочевое, а ныне — полуоседлое, отгонно-пастбищное. Подсобную роль играли земледелие, известное на территории Монголии с эпохи бронзы, а также охота.

Монголы МНР — сложившаяся социалистическая нация, ядром которой являются халха. Численность 901,2 тыс. чел. (1969, перепись). Практически с халха слились дариганга, хотогойты, сартулы, узумчины, хорчины, чахары и другие этнографические группы. Консолидируются вокруг халха и западных М., сохраняющие отличия в языке и культуре: дэрбэты (34,7 тыс. чел.), байты (25,5 тыс. чел.), захчины (15 тыс. чел.), олёты (6,9 тыс. чел.), торгуты (7,1 тыс. чел.). Язык халха входит в восточную группу монгольских языков, он лег в основу современного монгольского литературного языка. После победы Монгольской народной революции 1921 монгольский народ пошёл по некапиталистическому пути; были заложены основы промышленности, созданы условия для развития культуры, возникли национальный рабочий класс и интеллигенция. (Об истории, хозяйстве, культуре М. см. в ст. Монгольская Народная Республика.)

Монголы КНР. На территории КНР расселено несколько монгольских народностей (преимущественно в автономных районах Внутренняя Монголия и Синьцзян-Уйгурском, частично в провинции Хэйлунцзян, Гирин, Ляонин, Цинхай, Юньнань). Они говорят на различных диалектах южных, западных и восточных групп монгольских языков. Среди них: хорчины, джаруты, барины, оннюты, хэшигтэны, харачины, тумуты, узумчины, хучиты, суниты и др., относящиеся к южным М.; торгуты, олёты, дэрбэты, хошуты, тумэты (входили в прошлом в состав западных М. — ойратов); барга, буряты, хухунорские и юньнанские М. Многие из них сохраняют свои самоназвания. Общая численность М. в КНР 1680 тыс. чел. (1953, перепись). С конца 1950 — начала 1960-х гг. китайскими властями в отношении М., как и других национальных меньшинств, проводится политика дискриминации и насильственной ассимиляции. Основное занятие М. в КНР — скотоводство, частично — земледелие. В хозяйстве и материальной культуре заметно влияние соседей — китайцев и маньчжуров.

Лит.: Народы Восточной Азии, М. — Л., 1965; Татаро-монголы в Азии и Европе. Сб. ст., М., 1970; История Монгольской Народной Республики, 2 изд., М., 1967.

Н. Л. Жуковская.

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Нашел в Интернете в некоей хронологической таблице по истории Китая (без ссылок, без всего), что хотя династия Юань покинула Китай в 1368г., из Юньнани монголов выбили только в 1381 или 1382г.

По имеющейся информации в 1271-1280гг. там правил сын Хубилая Хугачи, с 1281 по 1307 - его сын Есун-Тэмур (так у Марко Поло и его комментаторов); т. е. провинция была не из самых незначительных, если там правителями были принцы крови (так же как в Монголии или Тангуте).

А что было потом, до 1381/1382г.: каким образом осуществлялось управление, кто именно правил.

Буду признателен за любую информацию.

С уважением,

Бату

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Один интересная ссылка о монголах юннани:

О религии и пр.

http://www.antioch.com.sg/mission/asianmo/...a/mongolyu.html

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

из Юньнани монголов выбили только в 1381 или 1382г.

V Yunani mongoli soprotivlalis' okolo 70 let posle padeniya Yuan ulus, i ih nevibili a sami sdalis v vidu polnoi otorvanosti ot metropolii. offitsalno tam okolo 10000 mongolov hotaya v pamyatke samoi provintsii pryamo skazano chto neznayut tochnoe chislo mongolov, i chto oni zivut pochti vovseh raionah yunani i vidimo chislo ih bolshe chem 10000. v yunani mnogo mongolskih pamyatnikov(na mongolskom yazike), v tom chisle i memorial Khubilai khaganu.Jal' chto v mongolii net polnogo kataloga pamyatnikov v kitae, hotay tolko ofitsalno ih neskolko sot.

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

примерно год назад у меня была небольшая дискуссия по поводу кого можно считать монголом,

вот одно мнение оттуда

Слушай, Сандж, зачем мы должны считать за своих каких то афганских или китайских духов когда есть масса других народов гораздо более достойных называться монголами?

Взять тех же тувинцев или алтайцев, чем они не монголы? Язык правда тюркский, ну и хрен с ним. Культура то у них наша?

Можно еще добавить. Те же дауры, неокитаившиеся маньчжуры и эвенки, целый ряд кочевых тибетских народов, все они в той или иной мере восприняли монгольскую культуру.

При несколько иных исторических обстоятельствах они органично вошли бы в состав монгольской нации, но не получилось, к сожалению.

Пока не получилось.

я же придерживаюсь несколько другого мнения. различные монгольские группы когда то входившие в состав монгольской империи и сейчас являются монгольскими. в этой связи я и проявляю интерес к монголам китая (помимо живущих в синцзяне и вн. монголии) дунсян (дунсян (хотя может сейчас путаю) читал, что потомки монгольских солдат и китайских женщин. конечно тяжело их считать настоящими монголами. но кто же они тогда?), баоань и пр.; потомкам монгол в иране хазара (и/или моголы); на кавказе и др. ассимилированным или полуассимилированным группам.

думаю, что все народы считающие себя монголами ими и являются. т.е. те моголы, мугулы, монгоры, дунсяны и прочие - монголы. ведь даже в большинстве этих групп самоназвание монгол сохранилось.

например моголы моголистана - отюреченные потомки монголов ни за что не хотели причислять себя ни к кому и цеплялись за свое самоназвание - т.е. их самосознание так и работало - они монголы.

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

по поводу потомков монголов на кавказе

Ne znayu pro Dagestan. No v Azerbajdzhane est takie mestnosti gde naselenie javljajutsja potomkami mongol'cev. Eti punkty naxodjatsja v osnovnom v Mugane i v Talyshe. V takix rajonax kak Gjojchay, Shamaxy, Dzhavanshir, Zangezur, Dzhabrail, Shusha, Zaqatala (istochnik Muxammed Xasan Baxarli, Baku 1921). Dazhe u goroda gde ja rodi'sja i viros est' takoj posjolok kak Dzhorat. Eto tozhe imeet mongol'skie korni. A v Talyshe takie selenija kak Shingadulan, Turbabin, Turkoba, Tatarmexle.

S uvazheniem

--------------------

Dr. Vasif Ismailoglu

IP: [ 62.29.64.1 ]     Report this post  

Эл Posted: Jul 3 2002, 04:44 PM 

Group: Members

Posts: 13

Member No.: 11

Joined: 18-May 02

кто то где то на старом форуме говорил, что в дагестане есть есть какая то группа потомков монголов вышедших из ирана, и даже сейчас у них есть монгольские слова, чем они и отличаются от соседей. но кто они я не помню. может тут кто нибудь знает?

Про Кайтагцев говорили, что они потомки толи Одаргинившихся Монголов, толи Омонголившихся Даргинцев. На самом деле считается что Кайтагцы (самоназвание хайдакьлан, хайдакь) – это родственный Даргинцам народ, который, отделившись от общей массы, спустился на равнину, где испытал сильное влияние в том числе и Монголов (в кайтагском диалекте действительно много заимствований из монгольского). Со временем Кайтагцы обрели отдельное от Даргинцев самосознание, а кайтагский диалект (язык?) стал сильно отличаться от даргинского (говорят, что при разговоре Кайтагца с Даргинцем они почти не понимают друг друга). При переписи населения Кайтагцев отнесли к Даргинцам.

по поводу монголов в бирме

пост Chuluu

Aug 28 2002, 03:43 AM v Birme(M'yanma) na severe strani est' narod kotorii schitaet sebya potomkami mongolov i govoryashih chto prikochevali syuda iz Altaya, kogda mestnie diplomati skazali ob etom mongol diplomatu on toje skazal chto oni ne mongoli, tak chto vse zavisit ot urovnya znaniya istorii.

Aug 30 2002, 06:23 AM Uznal o birmanskih mongolah u vishe upomyanutogo diplomata, na ego prosbu o vstreche s nimi burmanskie vlasti nesmogli pomoch' v vidu togo chto oni jivut nasevere strani gde idet grajdanskaya voina za avtonomiyu s kachintsami(kajetsya tak zovutsya povstantsi) v oblasti Kachin, etu mestnost tsentralnaya vlast nekontroliruet; sredi kachintsev i jivut potomki mongolov neto sostavlaya chast kachintsev neto somostoyatelnuyu grupu.Kachin granichit s provintsiei Yunan (china) gde jivut okolo 50,000 mongolov, tam daje potomki uigurskogo namestnika(yuan ulus) dosih por jivut, pokazivali po TV.

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вопрос: Являются ли дауры прямыми потомками татар 13 века? Если нет, то чьими?

P.S. И вообще есть тут кто нибудь даур, пусть расскажет что-нибудь про своих.

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Монгольская Империя 1206-1405 н.э.

После долгой борьбы Темужин (приблизительно 1167-1227 н.э.) сумел обьединить монгольские племена и был провозглашен Чингизханом. Так начилась одна из самых крупных и успешных империй мира.

Источник: Атлас Всемирной Истории. Автор: Джеффри Барракло, Харпер Коллинз Издательство: Бордер Прэсс, 2003

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Интересно, откуда автор взял 1405г., как год окончания существования Монгольской империи? ;)

Если уж следовать исторической традиции, то нужно брать 1388г., когда погиб последний великий хан Тогус-Тэмур, и началась эпоха т. н. "малых ханов". Или 1634г., когда умер Лигдан (кстати, тоже носивший титул Чингис-хана, как и основатель империи), и монголы признали власть манчжурского Абахая.

Похоже, автор издания смешал Монгольскую империю и Государство Тимуридов, которое, кажется, и в самом деле распалось после смерти Аксак Тимура. :rolleyes:

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Похоже, автор издания смешал Монгольскую империю и Государство Тимуридов, которое, кажется, и в самом деле распалось после смерти Аксак Тимура.  :rolleyes:

Вы правы.

Читаем:

Тимур, последний великий монгольский завоеватель, как ни парадoксально, разрушил последнии остатки Монгольской Империи: Золотую Орду и Чагатайский Каганат.

Золотая орда разрушенная и ослабленная атаками Тимура исчезла в 1502 году.

Чагатайский Каганат распался после смерти Тимура в 1405 году.

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Логике западных авторов я просто умиляюсь: оказывается, это Тимур разрушил Золотую Орду, которая, как тот же автор указывает, исчезла через сто лет после смерти самого Тимура и распада созданного им государства. Просто перл! :D

Если уж брать работы такого популярного толка, то я бы сослался хотя бы на книгу Ф. М. Лурье "Российская и мировая история в таблицах" (СПб, 1997). Там он, хотя бы, сообщает о присоединении Внутренней и Внешней Монголии к Манчжурам в 1696-1697 гг. (тоже не вполне корректно, конечно: как известно, Внутренняя Монголия, вернее Чахар, подчинилась Абахаю в 1634, а Внешняя, т. е. Халха - в 1691), но, по крайней мере, нет громких фраз насчет "прекращения", "разрушения" и пр.: просто констатируется факт, что эти области к Цин присоединились. ;)

Может быть, лучше обсудить работы профессионалов, а не обзоры научно-популярного характера? Навскидку предлагаю:

1. Груссе Р. Степные империи (есть на французском языке, у меня - на английском). Конечно, следует учесть, что работа писалась в 1939г., а дополнения - в 1952, так что поправки, конечно, будут.

2. Кляшторный С. Г. Султанов Т. И. Государства и народы евразийских степей (вышло 2-е издание в 2004г., так что вероятно - самая новейшая работа обзорного плана по истории тюркских и монгольских государств).

3. Есть еще одна книжечка-справочник, посвященная Золотой Орде и ее преемникам, но, честно говоря, сам уже довольно долго не знаю, следует ли ее воспринимать всерьез. Это - Похлебкин В. В. Татары и Русь: 360 лет отношений. Вроде бы, приводится много интересных и полезных сведений об Орде, Казанском, Астраханском ханствах и т. д. Однако покойный Вильям Васильевич был, несомненно, умнейшим человеком, но не востоковедом, и потому некоторые вещи в его книге меня смутили. Взять, к примеру, список ханов Золотой Орды, который приверженцы Похдебкина окрестили сразу самым полным и объективным на сегодняшний день. А ведь там столько всего намешано: и имена некоторые перепутаны, и ханы правого и левого крыла, и т. д. :(

Так что, хотелось бы услышать мнения коллег по этой работе и, возможно, новые ссылки на другие работы по монгольской хронологии.

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Когда прекратила существование Монгольская империя? Мне кажется, что традиционная точка зрения - 1368 (конец Юани) приемлема. Реальное подчинение западных улусов имперскому центру прекратилось в 1260-х годах, но сам-то центр оставался, и западные ханы признавали формальное главенство каанов. Исчез центр - исчезло и символическое единство империи. На ее месте остались враждующие осколки. Кстати, падение Юани по времени совпало с острыми кризисами во всех прочих улусах.

А 1405 (смерть Тимура) - явное недоразумение.

Похлебкин В. В. Татары и Русь: 360 лет отношений.

Я обычно избегаю резких оценок. Но это беспомощная компилятивная халтура :angry:

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

НО когда возникла Монгольская империя? С 1180 г. когда три монгольские

армии под предводительством Джамухи, Тогрула и некоего юноши Темучина

внезапно напали на спящих меркитов-аристократов и полностью разгромили

их? Или с 1150 г. когда некий Олунь-бэйлэ провозгласил себя императором

Монгольской империи?

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Когда прекратила существование Монгольская империя? Мне кажется, что традиционная точка зрения - 1368 (конец Юани) приемлема.

Я бы, все-таки, назвал год 1388 - гибель Тогус-Тэмура: его брат Аюшридар (Билигту-хан) в 1370г. (кажется) провозгласил Северную Юань, и до 1388г. ряд китайских областей в том числе власть монгольских императоров признавали. А после Тогус-Тимура (Ухагату-хан) началась эпоха "малых ханов", когда претензии на трон Юань уже не выдвигались. Правда, в свое время и Эсен-Буга Ойрат, и Даян-хан (а это ведь сокращенное от "Да-Юань-хаган"!) пытались провозгласить Великую Юань, но, вроде бы, признания не получили даже во всех областях Монголии, не говоря уж о Китае.

Я обычно избегаю резких оценок. Но это беспомощная компилятивная халтура

Спасибо, Вы лишь утвердили меня в подобном же мнении.

Хотелось бы узнать мнения участников форума о происхождении монгольских ханов - родоначальников.

Так, например, в свое время Бартольд и Владимирцов сомневались в том, что Тэмуджин происходил от Хабул-хана и, якобы, вымыслил свое родство с ним, чтобы иметь больше прав на трон. Но ведь между Хабулом и Тэмуджином было всего два поколения, и при будущем Чингис-хане еще были живы, наверное, современники Хабула, легко развенчавшие бы его претензии, будь они несостоятельны. ;) Кроме того, Тэмуджина утвердили ханом потомки Хабула Алтан, Даритай, Хучар и др., в происхождении которых ни Бартольд, ни Владимирцов сомнений не выказывают. Согласислись бы они признать над собой "менее знатного" Тэмуджина, не будь он их близким родичем?

Еще современные исследователи утверждают, что не был Чингизидом и Даян-хан (вроде бы в "Истории Востока было ;) ). Привожу тот же аргумент: в тот период времени, когда наследование верховной власти потомками Чингис-хана было традицией, вряд ли представитель другого рода или откровенный самозванец мог бы занять трон и продержаться на нем так долго (по некоторым данным - более 70 лет!). Вспомним судьбу Эсен-Буги Ойрата: его убили два года спустя после захвата трона, причем убили свои же - ойраты. А Даян-хан не только безумно долго правил, но и трон передал своим потомкам, которые затем возглавляли отдельные племена и улусы аж до начала ХХ века.

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Бату:

Я бы, все-таки, назвал год 1388 - гибель Тогус-Тэмура: его брат Аюшридар (Билигту-хан) в 1370г. (кажется) провозгласил Северную Юань, и до 1388г. ряд китайских областей в том числе власть монгольских императоров признавали.

После того, как империя реально распалась в конце 13 в., время ее полного исчезновения может быть определено только условно. Можно принять и 1368, и 1388. Но у меня никак не получается увидеть в Северной Юань Монгольскую империю. Наверное, здесь вопрос критериев: после какого события империя прекращает существование? Мне кажется, после утраты каганом имперской столицы Дайду как символического центра чингизидских государств. А в период Северной Юань вся бывшая империя погружалась в хаос, и правителям бывших улусных ханств не было никакого дела до каганов-неудачников, которые удрали из Китая.

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
krig:

После того, как империя реально распалась в конце 13 в., время ее полного исчезновения может быть определено только условно. Можно принять и 1368, и 1388. Но у меня никак не получается увидеть в Северной Юань Монгольскую империю. Наверное, здесь вопрос критериев: после какого события империя прекращает существование?

Все же 1368 г. - после этого года даже территории империи не осталось, только метрополия ;)

Ведь в самом деле - кроме собственно Монголии и куска С. Китая с вассальной Кореей - вся остальная территория ИМПЕРИИ пропала. А какая империя без провинций ? :D

И кстати, указанная дата рождения Чингисхана - 1167 г. - совершенно неприемлема. Причем она кочует исключительно в западных книгах.

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
И кстати, указанная дата рождения Чингисхана - 1167 г. - совершенно неприемлема. Причем она кочует исключительно в западных книгах.

Другая версия-1155г.

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Другая версия-1155г.

Это не версия, а одна из 2-х дат из ИСТОЧНИКОВ. Другая дата - 1162 г. (происходит из китайских источников конца 13-нач. 14 в.). А 1155 г. - это единственная дата, которая известна из ПРИЖИЗНЕННОГО Чингисхану китайского источника, а также из источников Рашид ад-Дина.

Дата же 1167 г. вообще отсутствует в источниках сколь нибудь аутентичных - ее в качестве ГИПОТЕЗЫ выдвинул П. Пелльо, причем сам сомневаясь в ее доказуемости. Поэтому ее использование в каких-либо книгах сразу указывает на неумение автором разбираться в элементарном - различии между источниками и научной литературой.

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Из книги А. П. Григорьева “Монгольская дипломатика XIII – XIV век“.

Жалованная грамота тимурида Шахруха, написанная на тюркском языке уйгурицей в 1422 г.

… (в некоем месте)

... (некоему лицу)

… (некая обитель)

sojurgal berildi – пожалована была.

Lu jildan – С дракона года

bašlap – начиная,

ne kim – от кого бы то ни было

nišanlïnï – из обладателей указа,

… (такой-то обители)

šart - устава

qïlsun – придерживающихся,

kim ersä – кто бы он ни был

mal - маля

tilämäsün – пусть не добивается;

jasaqluq – ясаклык [на них]

salmasun – пусть не налагает;

kuč - насильно

avga – на (облавную) охоту

tegürmäsün – пусть не гонит;

tep – сказав,

pak nišan – благородная грамота

bermiš erdük – дана была нами.

Burungi nišan – Прежней грамоте

josunï bilä – согласно,

ud jildan – с быка года

bašlap – начиная,

… (такой-то обители)

sоjurgal - пожалованию

josunï bilä – согласно,

nažib xaηqaga – благородной обители

šart – устава [монахи]

qïlsun – пусть придерживаются

kim kim ersä – кто бы он ни был

mal – маля [от них]

tilämäsün – пусть не добивается;

jasaqluq - ясаклык [на них]

salmasun – пусть не налагает;

kuč - насильно

avga - на (облавную) охоту

tegürmäsün - пусть не гонит;

basa – а также

… (нового грамотчика)

evi barïsï – жилища все,

tutup – захватывая [их]

qonup – и поселяясь [в них],

al[ma]sun – пусть не берет;

tep – говоря,

nišan - грамота

berildi – выдана.

___________________

Думаю что здесь сделаны немножко неточностей в переводе на русский. По моему это было бы как:

… (в некоем месте)

... (некоему лицу)

… (некая обитель)

sojurgal berildi – пожалована была.

Lu jildan – С дракона года

bašlap – начиная,

ne kim – кто бы (получивший этот указ)

nišanlïnï – (этого) указа,

… (в такой-то обители)

šart – уставой

qïlsun – сделают.

Кim ersä – Кто бы он ни был

mal - маля

tilämäsün – пусть не добивается;

jasaqluq – ясаклык [на них]

salmasun – пусть не налагает;

kuč – (на) всеобщую

avga – (облавную) охоту

tegürmäsün – пусть не включают;

tep – так сказав,

pak nišan – благородная грамота

bermiš erdük – дана была нами.

Burungi nišan – Прежней грамоте

josunï bilä – согласно,

ud jildan – с быка года

bašlap – начиная,

… (такой-то обители)

sоjurgal – (данном) пожалованию

josunï bilä – согласно,

nažib xaηqaga – благородной обители

šart – устава [монахи]

qïlsun – пусть придерживаются

kim kim ersä – кто бы он ни был

mal – маля [от них]

tilämäsün – пусть не добивается;

jasaqluq - ясаклык [на них]

salmasun – пусть не налагает;

kuč - (на) всеобщую

avga - (облавную) охоту

tegürmäsün - пусть не включают;

basa – а также

… (нового грамотчика)

evi barïsï – жилища все,

tutup – захватывая [их] --> или построив

qonup – и поселяясь [в них],

al[ma]sun – пусть не берет; --> или пусть бывать

tep – так говоря,

nišan - грамота

berildi – выдана.

========================

На монгольском языке будет:

… (хэмээх газарт)

... (хэмээх хvнд)

… (хэмээх сvмд)

sojurgal berildi – соёрхол vгвэй.

Lu jildan – Луу жилээс

bašlap – эхлэн

ne kim – хэн бээр

nišanlïnï – нишланыг (зарлигийг),

… (хэмээх сvмд)

šart – зарлиг (цааз)

qïlsun – болготугай.

Кim ersä – Хэн бээр боловч

mal - малийг

tilämäsün – бvv эртvгэй;

jasaqluq – Засаг [тэд нарт]

salmasun – бvv оногдуултугай (тавьтугай);

kuč – Хvчит

avga – авд

tegürmäsün – бvv хvргvvлтvгэй (оролцуултугай);

tep – гэж,

pak nišan – эрхэм соёрхлыг

bermiš erdük – бид єгбэй.

Burungi nišan – Ємнєх соёрхол бичиг (-vн)

josunï bilä – ёсун бээр,

ud jildan – vхэр жилээс

bašlap – эхлэн,

… (хэмээх сvмд)

sоjurgal – (єгсєн) соёрхол(ын)

josunï bilä – ёсун бээр,

nažib xaηqaga – эрхэм сvмд

šart – зарлиг [санваартнууд]

qïlsun – болготугай.

Кim kim ersä – Хэн хэн бээр боловч

mal – малийг [тэднээс]

tilämäsün – бvv эртvгэй [автугай];

jasaqluq - засаг [тэдэнд]

salmasun – бvv оногдуултугай (тавьтугай);

kuč - Хvчит

avga - авд

tegürmäsün - бvv хvргvvлтvгэй (оролцуултугай);

basa – бас

… (шинэ бичиг хvртэгчийг)

evi barïsï – бvх гэрийг,

tutup – эзэлж --> аль эсвэл барьж

qonup – хонож [дотор нь],

al[ma]sun – болохгvй; --> аль эсвэл автугай

tep – гэж,

nišan - бичгийг

berildi – єгбэй.

PS: Язык грамоты Шахруха это как называется "чагатайский язык" или ещё как?

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Язык грамоты Шахруха это как называется "чагатайский язык" или ещё как?

Да, согласно В. В. Бартольду и другим исследователям, чагатайский язык (подвид тюркского) был "литературным языком" в Центральной Азии, начиная со второй пол. XIV в. А писались документы уйгурицей, хотя постепенно она стала забываться, и нередко тот же документ дублировался арабским письмом (иногда в одном и том же документе шел основной текст уйгурскими буквами, а под ними - арабская транскрипция).

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Я завершил наконец перевод "Кратких известий о черных татарах", этого важнейшего источника по монголам Чингисхана и Угэдэя, ура ! :D

Сейчас занят составлением основательного комментария к нему. В связи с чем прошу сообщество посмотреть сам текст фрагмента перевода - касательно сабж. Т.е. там приведен текст одного из авторов памятника - Пэн Да-я, побывавшего с южносунской посольской миссией в ставке Угэдэя в 1233 г. Соответственно, его сведения по "списку непокоренных народов" относятся к этому времени. После него идет текст другого автора - Сюй Тина, побывавшего с аналогичной миссией там же, но уже в весной-летом 1236 г.

Смысл вот в чем - я привожу названия стран/народов в китайской транскрипции, а хотелось бы, чтобы уважаемое сообщество привело свои соображения о том - какие народы/страны описаны и в каких исторических обстоятельствах. Дело в том, что я почти все расшифровал, но есть и разночтения с другими комментаторами - вот и хочется поставить независимый эксперимент, так сказать получит взгляд со стороны, т.е. тюркологов, а не китаистов ;)

Итак, вот эти фрагменты (тексты в круглых скобках, которые не помечены литерой "П" - это примечания Пэн Да-я, они в тексте памятника набраны мелкими иероглифами):

Пэн Да-я, 1233 г.:

Те [государства], которые еще сопротивляются и [покорение которых] не завершено, имеют [следующие] названия:

- на востоке – это Корея и [государство Пусянь] Ваньну (то есть чжурчжэньское государство Дачжэнь), его министру (в тексте просто 相 сян, П) Ван Сянь-цзо девяносто с лишним лет и [он] владеет знанием грядущего;

- на северо-востоке – это нишу и нахай-илюйюй (“Собачье государство”. [У его] мужчин квадратные физиономии и кулаки, при том на сосках имеется шерсть. Ходят [они так быстро], что могут нагнать бегущую лошадь. Их девочки красивы и изящны. Татары нападают на них, но не в состоянии победить);

- на юго-западе – это хусу-илюйюй (водяные татары) и мубо (племя на западных окраинах [Китая], управляется вождями и не имеет правителей на троне);

- на северо-западе – это кэбишао (мусульманское государство, [они] являются видом уйгур), вначале [они] подчинились, а потом взбунтовались, бежали в теснины и за реки, чтобы там сопротивляться.

Тэмочжэнь еще при жизни произнес такое установление (в тексте 常曰чан-юэ, синоним 常言 чан-янь, т.е. «афоризм, речение», с другой стороны знак 常 имеет также значение «закон, установление», очевидно тут Пэн Да-я повторяет услышанный от кого-то из монголов билик (‘изречение’ по-тюркски) Чингисхана, эти его билики после смерти вошли составной частью в свод законов «Великая Яса», П): «Хоть десять лет трудись, но обязательно заверши завоевание: если задержишься завершить завоевание, то остатки цзиньской породы вновь размножатся. Лучше уж оставить Чахэдая охранять [непокоренных мусульман], а [самим] забрать остатки Цзинь и окончательно покончить [с ними]». После того [т.е. смерти Чингисхана] этим и занялись.

В год гуй-сы (11.02.1233 – 30.01.1234 г., П) теми местностями, на которые напал Чахэдай, к тому времени ставший главным царевичем, были: Синду (черные мусульмане, в их земле нет дождей и воду продают, считается государством); а строго к северу [от него] – сяла-сишао ([это] черные кидане, иначе еще называют [просто] киданями, а некоторые зовут [их] «большие кидани», это как раз государство Даши Линь[я]). [Чахэдай] или отторгает территории этих государств, или берет в плен их население, подобно [тому как это делается] в Корее, [государстве Пусянь] Ваньну, Собачьем государстве, [государствах] водяных татар и мубо.

Все [эти государства татары] в состоянии приобрести и при том без вопросов. Только единственное государство кэбишао излишне воинственно. Если не прибить искры [их сопротивления], то [черные татары] поимеют достаточно горя от степного пожара. Они [кэбишао] как раз те, с кем татары непременно будут бороться.

Сюй Тин, 1236 г.:

[Я, Сюй] Тин, когда находился в степи, видел как их [татар] повозки начальников и простолюдинов были нагружены тяжелой поклажей вместе со стариками, детьми и имуществом, и весь народ шел несколько дней без перерыва. А еще большинству [этих татар] было 13-14 лет. Когда я спросил о [причине] этого, то получил ответ: «Эти все татары перебрасываются воевать мусульманские государства, куда 3 года пути. Тем, кому сейчас 13-14 лет, будет 17-18 лет, когда достигнут тех мест и все [они] уже будут превосходными воинами».

Мусульмане всех видов уже полностью покорились и перешли на службу [к татарам]. А эта единственная разновидность мусульман [что не покорилась] находится на другой стороне Сичуань (по-китайски - Западные реки/долины, П) и противостоит [татарам]. Столица их государства 300 ли [в размере]. [Эта] местность изобильная и [в ней] много всего производится. [Она] теплая для выращивания ‘пяти злаков’ (так в Китае издавна называют основные зерновые и сельхохозяйственные культуры: рис, просо, ячмень, пшеница и бобы, П) и плодовых деревьев, [а выращиваемые в ней] бахчевые – огромные в обхвате.

Касательно [стран], что до сих пор не соглашаются стать вассалами [татар] – Чахэдай воюет с ними уже несколько лет, поэтому [татары] еще более увеличивают [там численность] войск.

Примечание: в китайских текстах знаки 回回 хуйхуй, т.е. вообще-то "мусульмане", в XIII в. использовались как синоним для названий уйгуров –собственно 回鶻 хуйху и 回紇 хуйхэ - "уйгуры", поэтому только из контекста можно понять – говорится о мусульманах вообще, или об уйгурах в частности. Как правило эти знаки взаимозаменяемы и в данном памятнике.

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Да, еще - чтобы не смущало слово "илюйюй" в тексте, поясню его. Это на самом деле транскрипция монгольского слова иргэн, т.е. "род/племя/народ".

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Улус Толуя

Улус Толуидов (с 1252 тж. улус вел. хана):

Толуй (Тули) ум. 1232

Монкэ, сын Толуя 1232-1259, хаган 1251/52-1259

(Аригбуга, сын Толуя 1260-1264)

Хубилай (Хубилай-Сэчэн), сын Толуя (кит. посмертный титул Шицзу) 1260-1294

Тэмур Олджайту, сын Чинкима, сына Хубилая (кит. посмертный титул Чэнцзун) 1294-1307

Хайсан Хулуг, сын Дармабалы, сына Чинкима (кит. посмертный титул Уцзун) 1307-1311 Аюрбарибада Буянту-хаган, сын Дармабалы, сына Чинкима (кит. посмертный титул Жэньцзун) 1311-1320

Шидабала (Суддхибала) Гэгэн-хаган, сын Буянту (кит. посмертный титул Иньцзун) 1320-1323

Тайдин Эсэн (Есун)-Тэмур-хаган, сын Каммалы, сына Хубилая (кит. посмертный титул Тайдин-ди) 1323-1328

Араджабиг, сын Эсэн-Тэмура 1328-1329

Тог (Тогэс)-Тэмур Джайагату-хаган, сын Хайсан-Хулуга (кит. посмертный титул Вэньцзун) 1328-1329, 1329-1332

Хосэлан (Хосала, Хошила) Хутухту-хаган (кит. посмертный титул Минцзун) 1329

Динах Иринджибал (Ринчинбал)-хаган, сын Хосэлана 1332

Тогон-Тэмур (Тоган-Тэмур) Ухагату-хаган, сын Хосэлана (кит. посмертный титул Шуньди) 1332-1370

Аюширидара Билигту-хаган, сын Тогон-Тэмура 1370-1378

Тогус-Тэмур Усхал-хаган Ахмуд, сын Тогон-Тэмура 1378-1388

Энх (Энкэ)-дзоригту-хаган, сын Тогус-Тэмура 1388-1391

Элбэг-Нигулэсэгчи-хаган Ахмад, сын Тогус-Тэмура 1391-1401

Гун-Тэмур Тогогон (Тогон)-хаган, сын Элбэга 1401-1402 ойратские правители

Эл-Тэмур (Олджайту-Тэмур), сын Элбэга 1403-1410 Угэчи-хашаг (Монкэ-Тэмур ойратский?), сын Худхай Тайю 1401-ок.1420

Дэлбэг (Талба), сын Элбэга 1411-1415 Эсэху, сын Угэчи, ок.1420-ок.1422,

Ойрадтай, объявлявший себя сыном Элбэга 1416-1425 Батула, сын Худхай-Тайю, 1401/ок.1422-1425

Адай, объявлявший себя сыном Элбэга 1425-1438 Тогон, сын Батулы, правитель ойратов, 1425/1434 -1439

Дайсун Токтога-буга (Токтобуга), пасынок Адая, сын Аджая, сына Харагуцуг Тууранг-Тэмура, сына Тогус-Тэмура Усхал-хагана 1438-1452 Эсэн, сын Тогона, 1440-1452 - ойратский правитель,

(Эсэн ойратский ) 1452-1453 1452-1453 - монгольский хаган

Мага Гэргэс Ухэгэту-хаган, сын Дайсуна 1453

Молон, сын Дайсуна 1454-1463

Мандугул,- пасынок Адая, сын Аджая, сына Харагуцуг Тууранг-Тэмура, сына Тогус-Тэмура Усхал-хагана 1464-1467

Баян-Мункэ-болху-джинонг, сын Харагуцага, сына Агбарджина - пасынка Адая и сына Аджая, сына Харагуцуг Тууранг-Тэмура, сына Тогус-Тэмура Усхал-хагана 1468-1470

Бату-Мункэ болху-джинонг Даян-хаган, сын Баян-Мункэ болху-джинонга 1470-1543

http://bardguild.com1.ru/forum/index.php?showtopic=516

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Жаль, что народ не обнаружил в этом списке народ, который очень часто на форуме обсуждается - кипчаков. Это они переданы у Пэн Да-я как "кэбишао". А ведь данные Пэн Да-я уникальны - он в 1233 г. пишет про кипчаков, как единственном народе, что не покорился монголам и с которым им придется много бороться:

"на северо-западе – это кэбишао (мусульманское государство, [они] являются видом уйгур), вначале [они] подчинились, а потом взбунтовались, бежали в теснины и за реки, чтобы там сопротивляться... Все [эти государства татары] в состоянии приобрести и при том без вопросов. Только единственное государство кэбишао излишне воинственно. Если не прибить искры [их сопротивления], то [черные татары] поимеют достаточно горя от степного пожара. Они [кэбишао] как раз те, с кем татары непременно будут бороться".

И вот что еще любопытно - в 1236 г. Сюй Тин как раз и наблюдает крупное перемещение монголов в "мусульманские страны", причем основную массу составляют 13-14-летние подростки, которые по словам монголов через 3 года, необходимые чтобы добраться до места назначения, будут уже воинами. Т.е. мы видим, что есть некие "мусульманские страны", расположенные очень далеко от Каракорума (именно там все это наблюдал Сюй Тин), где монголы упорно сражаются, что им так нужно подкрепление, что они готовы бросить туда последние резервы в виде младших призывных возрастов. Кстати аналогичную картину видим и с походом Хулагу - решение о походе было принято в 1252 г., в 1253 г. выступили и только в 1256 г. он добрался до Ирана и стал там завоевывать себе улус.

Вот и возникает вопрос - куда двигались эти подкрепления, что в 1236 г. наблюдал Сюй Тин ? ЕСть 2 предположения:

1. Сюй Тин видел части, уходившие на поддержку Бату в его "Кипчакском походе" (именно так он назван в "Сокровенном сказании").

2. Это было подкрепление чагатайцам, которые воевали в Иране и Закавказье (Чормагун-нойон, например).

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Действительно, только сейчас обратил внимание на "кебишао" в этом сообщении.

Источник четко фиксирует религиозную принадлежность кыпчаков - мусульмане (по всей видимости кыпчаки казахстанских степей тесно связанные с династией хорезмских ануштегинидов, были уже мусульманизированы). Фиксируется также и тюркская языковая принадлежность кыпчаков ([они] являются видом уйгур).

Кстати, вопрос к Роману, нет ли упоминаний в "Юань ши" о религиозной принадлежности родичей кыпчакского военачальника Тутухи?

Это сообщение на мой взгляд объясняет известное стремление монголов истребить именно кыпчаков, которое они декларировали перед битвой на Калке и позднее. Разробленные по всей степи, воюющие друг с другом, кыпчаки не смогли противостоять хорошо организованным монголам Чингис-хана.

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Создать аккаунт

Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!


Зарегистрировать новый аккаунт

Войти

Есть аккаунт? Войти.


Войти