Перейти к содержанию
Гость Эльтебер

Туркмены

Рекомендуемые сообщения

Гость Эльтебер

Туркмены - народ тюркского племени. Верующие — мусульмане сунниты, кочевники-скотоводы. Проживают в Туркмении, Афганистане, Иране, Турции и Ираке.

Язык туркменский огузской группы тюркских языков.

mIMG0067-turkmen-women.jpg Туркменские девушки

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Красавицы :P

У меня тоже есть несколько таких платьев. Они их шьют в основном из пан-бархата и кетене(материал такой деревянный, после первой стирки пропадает его сущность). А так обожаю туркменские народные украшения. Их вывозить очень трудно. Последний раз понабрала их 2 кг, на границе хотели забрать ( серебро нельзя вывозить), но подруга доказала им что это мельхиор, представляете, надули на базаре что это серебро ;) . Ковры там тоже классные, всю квартиру застелила, на Европу перешла теперь :D , родственникам отправляю. Ашхабад обалденный город. Молодец Туркменбаши, уважаю его за размах. На 11 этаже можно увидеть пальму в кадушке, дом весь облицован мрамором и еще подсветка фантастическая.

Особенно меня поразила стоимость бензина, представляете 60 литров стоит 1,5$ дешевле чем вода :rolleyes: В сравнении в Турции литр бензина стоит чуть больше 1 доллара. Еще есть знаменитая тропа здоровья , их 2 даже. Примерно протяженность 8,5 км и вторая 28 км. Представьте в себе в горах такая тропинка облицованная шикарным мрамором и красивыми светофорами.

( вот бы нам на гору Сулеймана в Оше такую). Так вот в какой то определенный день связанным с днем здоровья все дружно начинают всходить по этой тропинке, кто дружно кто грузно. В начале все энтузиасты с мешком за спиной в которой продовольствие дружно идут в гору. Потом постепенно начинаю разгружаться прямо на ступеньки :) .

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

О происхождении туркменского народа:

Племена бозок

Трем старшим по возрасту братьям Огуз дал имя бозок. Иркыл Ходжа каждому из их сыновей дал свой лакаб и свое имя. И каждый, кто происходил из их племен, назывался по этому лакабу — по родовому имени (102).

ДЕТИ КЮН-ХАНА—САМОГО СТАРШЕГО ИЗ ВСЕХ СЫНОВЕЙ ОГУЗА

1. Кайи, т. е. могущественный (103); [его рода] тамга: онгон — белый сокол (104), доля мяса — правая лопатка (105).

2. Байат, т. е. богатый, полный благодати (106); [его рода] тамга: онгон — белый сокол (107), доля мяса — правая лопатка (108).

3. Алкаравли (109), т. е. в каком бы месте он ни был, всегда удачливый и достигающий благоденствия (110); [его рода] тамга: онгон — белый (111) сокол , доля мяса — правая

лопатка (112).

4. Кара-Ивли (113), т. е. по чернотропу прекрасно ездил (114); [его рода] тамга: онгон — белый сокол (115), доля мяса — правая лопатка (116). [65]

ДЕТИ ВТОРОГО СЫНА АЙ-ХАНА

1. Йазыр (117), т. е. люди многих стран будут на твоей стороне (118); [его рода] тамга: онгон — орел (119), доля мяса — передняя правая лопатка.

2. Догер (Дока) (120), т. е. ради общения (121); [его рода] тамга: онгон — орел (122), доля мяса — передняя правая лопатка.

3. Додурга (123), т. е. завоеватель страны и устанавливающий порядок (124); [его рода] тамга: онгон — орел (125), доля мяса — передняя правая лопатка.

4. Япарлы (126), т. е. великий. Его настоящее имя было Ягма (127).

Когда во время [одного] сожжения он допустил ошибку, [Огуз] был вынужден наказать его. Существовал суровый ветер, который дул со стороны Хитая (Китая). Этот ветер, который именовался Сам (128) Сюйрек , очень беспокоил [людей]. Ему (Ягме) сказали: «Ты садись на месте, откуда дует этот ветер, и перекрой его отдушину. Этим преследовалась цель его гибели и поэтому его и послали туда. [В настоящее время в этой стране туркменов из его рода нет. Они живут только в стране Хитаи] (129). [Его рода] тамга: онгон — орел (130), доля мяса — передняя правая лопатка.

ДЕТИ ТРЕТЬЕГО СЫНА ЮЛДУЗ-ХАНА

1. Авшар, т. е. проворный в деле и страстный охотник (131); [его рода] тамга: онгон — тавшанджил (132), доля мяса—правое бедро.

2. Кызык (133), т. е. сильный, знаток законов и битв (134); [его рода] тамга: онгон тавшанджил (135), доля мяса — правое бедро.

3. Бегдили, т. е. всегда дорог, как слово старших (136); [его рода] тамга: онгон— тавшанджил (137), доля мяса — правое бедро. [66]

4. Каркын, т. е. имеющий много пищи и утоляющий голод народа (138); [его рода] тамга: онгон — тавшанджил (139), доля мяса — правое бедро.

Племена учок

Трех младших по возрасту братьев Огуз назначил в левое крыло (войск) и дал им имя учок. Иркыл Ходжа дал каждому из них свой лакаб в следующем порядке:

СЫНОВЬЯ ГЕК-ХАНА

1. Байандур (140), т. е. всегда живущий в полном (141) довольствии ; [его рода] тамга: онгон — кречет (142), доля мяса— левое бедро.

2. Беджене (143), т. е. проявляющий ревностное (144) старание ; [его рода] тамга: онгон — кречет (145) доля мяса—левое бедро.

3. Чавулдур (146), т. е. помогающий всякому в его деле, борющийся, беспокойный (147); [его рода] тамга: онгон — кречет (148), доля мяса—левое бедро.

4. Чепни (149), т. е. везде, где есть враг, немедленно вступающий в сраженье (150); [его рода] тамга: онгон — кречет (151), доля мяса — левое бедро.

СЫНОВЬЯ ТАК-ХАНА

1. Салур (152), т. е. куда бы ни пришел,везде сражаешься мечом и палицей (153); [его рода] тамга: онгон—... (154), доля мяса—голень задней левой ноги.

2. Эймур (155), т. е. имеет много воинов и богатый (156); [его рода] тамга: онгон—..... (157), доля мяса — голень задней левой ноги.

3. Алаюнтлу, т. е. всегда имеющий много прекрасных животных (коней) (158); [его рода] тамга: онгон —... (159), доля мяса — голень задней левой ноги.

4. Урегюр (160), т. е. его дела всегда на (161) высоте ; [его рода] тамга: онгон — .... (162), доля мяса — голень задней левой ноги.

СЫНОВЬЯ ТЕНГИЗ-ХАНА

1. Йигдыр (163), т. е. прекрасный и великий (164); [его рода] тамга: онгон — сокол (165), доля мяса — ляжка.

2. Бюгдюз (166), т. е. по отношению к другим кроткий и услужливый (167); [его рода] тамга: онгон —... (168), доля мяса — ляжка.

3. Йива (169), т. е. его названия (степени) всегда прекрасны и высоки (170); [его рода] тамга: онгон —... (171), доля мяса — ляжка.

4. Кынык (172), т. е. уважаемый везде, где бы не находился (173); [его рода] тамга: онгон —...., (174), доля мяса — ляжка.

И он (Иркыл Ходжа) определил, какую часть мяса лошади должен получить каждый род в отдельности, чтобы в будущем не возникали между ними споры и недоразумения. Во время праздничного пира (той) они должны зарезать двух лошадей, а так как лошадь рассекается на 12 частей, то одна лошадь должна достаться племени Бозок, а другая — племени Учок. Прилегающая к шее спинная кость, близкий к спине позвоночник и одна правая нога должны принадлежать владыке (падишаху) народа. Другие части [мяса] были выделены каждому колену и сыновьям Огуза в виде особой доли (хас улюш) (175). Это для того, чтобы никто не имел права съесть долю другого.

Фазлаллах Рашид ад-Дин. "Огуз-наме". Баку. 1987

(пер. Р. М. Шукюровой)

Туркменский героический эпос

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Давно уже известно, что огузо-туркменские племена играли огромную роль в политической истории древнерусских княжеств, а особенно - в Киевской Руси. Русские летописи фиксируют, что племена огузов-туркмен беренди (баяндыр), боуты (баят), ковуи (кайы), тиверцы (тувер), печенеги (бечене), которые прибыли на Русь, в X-XII вв., создали там целый ряд городов. Вот что по этому поводу писал академик Б.А.Рыбаков, участвовавший в раскопках этих городов: «По берегам реки Роси возникли города, заселенные черноклобуцкой знатью (черные клобуки - союз огузских племен - О.Г.), Юрьев, Торческ, Корсунь и др. Черные клобуки играли важную роль... и нередко влияли на выбор того или иного князя».

Полный текст статьи можно найти на странице Туркменский след в древнерусской топонимике

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У Минорского есть, Киев основали куны. Там обитало племя кун,

когда мимо них проходили мадьяры. Куны прикочевали из

Забайкалья на аргамаках, это огузское племя курыкан (курень),

более известные как гулигане.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Одна из гипотез о происхождении сакаров связывает их с древними саками. Скажем, династия парфянских царей Арсакидов ведет свое название от основателя Арсака - ар (мужчина) + сак. Арсакиды разгромили римлян, а небезисвестный полководец Марк Красс, по всей видимости, погиб на территории Туркменистана. После падения Парфянской империи, одна из ветвей Арсакидов правила в Армении. Сакары по-прежнему живут на территории Туркменистана, являясь неотъемлемой частью туркменского народа.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Красавицы :P

У меня тоже есть несколько таких платьев. Они их шьют в основном из пан-бархата и кетене(материал такой деревянный, после первой стирки пропадает его сущность). А так обожаю туркменские народные украшения. Их вывозить очень трудно. Последний раз понабрала их 2 кг, на границе хотели забрать ( серебро нельзя вывозить), но подруга доказала им что это мельхиор, представляете, надули на базаре что это серебро ;) . Ковры там тоже классные, всю квартиру застелила, на Европу перешла теперь :D , родственникам отправляю. Ашхабад обалденный город. Молодец Туркменбаши, уважаю его за размах. На 11 этаже можно увидеть пальму в кадушке, дом весь облицован мрамором и еще подсветка фантастическая.

Особенно меня поразила стоимость бензина, представляете 60 литров стоит 1,5$ дешевле чем вода :rolleyes: В сравнении в Турции литр бензина стоит чуть больше 1 доллара. Еще есть знаменитая тропа здоровья , их 2 даже. Примерно протяженность 8,5 км и вторая 28 км. Представьте в себе в горах такая тропинка облицованная шикарным мрамором и красивыми светофорами.

( вот бы нам на гору Сулеймана в Оше такую). Так вот в какой то определенный день связанным с днем здоровья все дружно начинают всходить по этой тропинке, кто дружно кто грузно. В начале все энтузиасты с мешком за спиной в которой продовольствие дружно идут в гору. Потом постепенно начинаю разгружаться прямо на ступеньки :) .

Ашхабад, действительно, очень красивый город. Предлагаю посмотреть его фотоаграфии на сайте Город Ашхабад

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Туркмены - народ тюркского племени. Верующие — мусульмане сунниты, кочевники-скотоводы. Проживают в Туркмении, Афганистане, Иране, Турции и Ираке.

Язык туркменский огузской группы тюркских языков.

mIMG0067-turkmen-women.jpg Туркменские девушки

В средние века туркмены были очень многочисленным народом. С образованием Туркмено-сельджукской империи в середине 11 в., массы туркмен переселяются в Иран, Азербайджан, Сирию, Ирак, Анатолию. В 13 в. после начала завоеавния Средней Азии монголами, миграция на Средний и Ближний Восток усиливается. Во второй половине 13 в. группа туркмен племени кайы во главе с Артогрулом переселяются из Мерва (Туркменистан) на запад Анатолии, где сын Артогрула Осман основывает в 1299 г. османский беглик, который со временем вырастает в самое могущественное за всю историю мусульманское государство - Османскую империю.

Турки, по-происхождению на 70% являются потомками туркменских племен, а тюркская составляющая азербайджанского народа также является туркменской.

История Туркменистана и туркмен

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Еще немного о туркменах...

"ПЕЧЕНЕГИ, тюркоязычный этнос, оторвавшийся от основных мест проживания. Печенеги – выходцы из Кангюя (Хорезма), поэтому их называли кангарами или кенгересами. Печенеги делились на две ветви – хазарскую и тюркскую. Свое название «тюркские» они получили от огузов, в состав которых входили под именем б е ч е н е. Их этноним до сих пор остается нерасшифрованным. Г.А.Федоров-Давыдов склонен видеть в этом слове значение «шурин, свояк», т.е кангары – свояки (баджанаки) огузов. С.А.Плетнев считает «бечене» производнным от имени тюркского вождя Бече. С.П.Толстов выводил их от имени древних жителей Хорезма – саков-пасианов, что более убедительно. Печенеги отделились от огузов и хазар, и на границах Хазарии (в Северном Прикаспии) объединились в союз племен, превратившийся впоследствии в ханство. Вытесненные огузами в 898 г., печенеги ушли на запад, прогнав мадьяр (венгров) с междуречья Днестра и Днепра. В 915 г. Они впервые появляются на Руси. Византийский император Константин Багрянородный в трактате «Об управлении государством», подробно описал (в 948 г.) места обитания печенегов и их орды.

Печенеги делились по тюркскому образцу на два крыла, в каждом из которых состояло по 4 рода. От Днепра до Волги располагалось правое крыло (Куэрчи Чур, Сары Кулбай, Бери Дилмач, Чопон), левое крыло – непосредственные соседи Руси и Болгарии (Йазы Гопон, Кабугшин Йула, Кара Бай, Йабды Эртим). Некоторые из этих родов находят аналогии с современными туркменскими родовыми названиями: эртем (у сарыков), гапан (у эрсари, геклен, эпрели, теке), не считая самого названия бечене среди 24 огузских племен. Под свои старым названием – кангар, они указываются в составе туркмен: канглы, конгур (гонур) у текинцев.

«Должно знать, - писал Константин Багрянородный, - что пачинакиты называются также кангар, но не все, а народ трех фем (областей): Йавдиирти, Куарцицур и Хавуксингила, как более мужественные и благородные, чем прочие: ибо это и означает прозвище кангар».

В 40-х годах X века печенеги учавствовали в союзе с русами в войне против Византии, которая поспешила откупиться золотом. В 964-965 гг. Печенеги состояли в войске Святослава, но, приняв на себы основной удар византийцев, отступили. Затаив обиду на князя, печенежский хан Куря захватил на Днепре Святослава и приказал изготовить из его черепа чашу.

С начала XI века печенеги уже выступают постоянными созниками киевлян и оседают на Руси. Одна из печенежских группировок в 1116 году потерпела поражение на Дону от кыпчаков и откочевала в Чехию, Словакию, Венгрию, Византию. Их роль в политической жизни этих государств огромна. Так, венгерский князь Токсон отдал в управление печенежским ханам – братьям город Пешт (нынешний Будапешт), а печенежский хан Мог занимал высшую должность в Венгрии – палатина и бачского жупана. О большой роли печенегов в европейских странах говорят названия томонимов: Печенисе, Печени и т.д.

В Киевской Руси печенеги составили вместе с другими огузскими племенами союз, выросший в Огузское княжество. После монгольского нашествия печенеги составили в Поросье основной костяк казачества. Еще в XVII веке говорится о печенежских черкасах, возглавляемых атаманом Серко. Печенеги вошли в состав туркменского, каракалпакского, татарского, украинского, венгерского и др. народов.

О.Гундогдыев

Историко-культурное наследие Туркменистана

Под редакцией О.Гундогдыева и Р.Мурадова

UNDP, Стамбул, 2000 г. "

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Подразделения и роды туркменского племени Салыр

Туркменское племя САЛЫР состояло из трех крупных подразделений:

КАРАМАН, КИЧИАГА И ЯЛАВАЧ

Подразделение КАРАМАН включало в себя следующие родовые объединения, состоявшие из родов:

Бегболюк – сапалак, коджек, анна, келлекер.

Оджук – инджалды, корлер, гараюсуп, байлар, ходжамбазлы, чурулер, чепбелер.

Окурджикли – душаклы, арабачы, гок, чурре

Гедек – одекбай, аладузлы, шых, омар, зомммук, аймаклар, моиджилер, пеллечи, мамаклар, пендживар.

Халылчулум – гызыл, багшы, кадиби, байлар, джеле, ерга, маптак, моллаомар, аннагулы, марджа.

Аджгам – кеки, чокаллар, эшеклер, байлар, геонпер

Кущи-Бока – яхрынчы, кер-дурнок, беглер, дэли, керлер, суйтхорлар

Подразделение КИЧИАГА включало в себя следующие родовые объединения, состоявшие из родов:

Бокаш –бокаш, торедемир, муса, гара кичиага

Яджы – бегенджага, исмаил, хав-зага, хеллейин, хобез-ага

Бокгара – юнель, гуланчы, аннагайшак, сопулар

Ейкебашарджа – ейке, башарджа

Якуп – арык, аман

Саят – джаинш, одекбай

Арслан – оушид-джем, ибраим-ходжа, иссма, бедем

Подразделение ЯЛАВАЧ включало в себя следующие родовые объединения, состоявшие из родов:

Ордугоджа – гекборук, гултак, егенсейит, алла-ялджик, кыр

Юсуп – дэли, эрам-берды, юсуп

Бегсакар – бег, сакар, аджал, егенаджы

Кесе – кесе, исмаил, гара-овлята

Гурт – гурт, хебип

Керимага – шатарык, токегаз-букук, керимага

Источник: Г.И. Карпов, 1925 г.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Туркмены (огузы)на протяжении нескольких тысячелетий основали большое количество малых и больших государств. Предлагаю их неполный список:

Государство Хунну

Тюркский каганат

Государство огузских ябгу

Кимакский каганат

Государство Караханидов

Государство Газневидов (Себук-тегин - представитель туркменского племени кайы)

Великая Сельджукская империя

Государство атабеков Азербайджана

Румский султанат

Государство иракских сельджуков

Государство Великих хорезмшахов

Государство Айюбидов в Египте (основатель Салах-ад-дин ввел туркменский язык в качестве государственного)

Мамлюкское государство в Египте (первым султаном был Айбек-ат-Туркмени)

Делийский султанат в Индии (основан представителями туркменского племени халадж)

Государство Кутубшахов в Индии (султан Мухаммедкули Кутуб-шах, представитель туркменского племенного союза Гарагоюнлы, был основателем индийского города Хайдарабад)

Бенгальский султанат в Индии

Кашмирский султанат в Индии

(По утверждению индийского историка Р.Л. Наглу "навряд ли существуют какая-либо часть индийской цивилизации, которая не была бы отмечена туркменским присутствием")

Османская империя

Бейлик Салтуков (1092-1202 гг.)

Бейлик Менгджук (1118-1250)

Ветвь Кемах-Эрзинджан (1142-1128 гг.)

Ветвь Дивриги (1142-1250)

Бейлик Данишмендов (1092-1178)

Бейлик Дилмачогуллары (1085-период Аккоюнларов)

Бейлик Иналогуллары (1098-1183 гг.)

Династия Эрменшахов

Бейлик Артуклу (1107-1409)

Бейлик Чобаногуллары

Бейлик Беи Алаие

Бейлик Айдыногуллары

Айдыноглу Гази Умур Бей

Бейлик Джандарогуллары (или Исфендиярогуллары)

Анкарский бейлик Ахи

Бейлик Дулкадырогулары

Бейлик Эретнаогуллары

Бейлик Эшрефогуллары

Бейлик Гермияногуллары

Бейлик Хамидогуллары

Государство Кады Бурханеддин Ахмеда

Бейлик Карасыогуллары (1303-1345)

Бейлик Караманогуллары

Бейлик Ладик (Денизли) или Инанчогуллары

Бейлик Ментешогуллары

Бейлик Перванеогуллары

Бейлик Рамазаногуллары

Бейлик Сахиб-Атаогуллары

Бейлик Саруханогуллары

Бейлик Таджеддиногуллары

Бейлик Бейлики Эфеса и Измира (1081-1097 гг.)

Государство туркмен Гарагоюнлы

Государство туркмен Акгоюнлы

Государство Сефевидов

Правление Надир-шаха в Иране

Правление династии Гаджаров в Иране

Империя Великих Моголов (основана туркменом Байрам-ханом, который был атабеком малолетнего могольского султана)

и др.

Источники: www.ozturkler.com, Рухнама и др.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да впечатлающий список. Надо было еще включить державу огузского

племени уч-курыканы. Почти не уступает списку монгольских династий.

:ph34r:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да впечатлающий список. Надо было еще включить державу огузского

племени уч-курыканы. Почти не уступает списку монгольских династий.

:ph34r:

Урянхаец! А нельзя ли по-подробней рассказать про державу уч-курыканы? Наверное речь идет о племени гаркын?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Урянхаец!

Если не ошибаюсь, Вы из Якутии. Не могли бы немного рассказать, о происхождении якутов, так как я где-то читал, что якуты раньше жили на территрии Средней Азии (может даже Туркменистана) и отделились от огузов (туркмен) около тысячи лет назад. Это правда?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да уж тройной договор! Гурхан, курэкэн, кэргэн, куркан - в разных

языках означает "зять", "владыка".

Курыкан примазывают к саха, постольку те считаются самым северным

огузким племенем. Но они обитали севернее местности Ханьхай, что в

общем означает пустыню Гоби и ездили на очень быстрых скакунах,

похожих на верблюда, что А.П.Окладников не без основательно связывал

с ахалтекинцами.

Огузы (уйгуры) - родиной их является Монголия и Забайкалье.

Именно здесь обитали огузские племена гулигань (курыканы?), тунло, байырку (байауты или баяты?), байси (кайи или кимаки?), уйгур (ойраты?), сйеяньто (сойоты?) и т.д. Отсюда они уходили в разных направлениях.

Кто на Далекий Запад, оттуда в Европу через Идиль или Каракумы,

кто на Юг в землю бекринов (Уйгуристан). Кто оставался на родине

вплоть до монгольских времен, постепенно принимая татарский язык.

Это найманы (секиз-огузы?), туматы (дубо), меркиты (милиге), ойраты

(уйгуры?), баргуты (байырку), баяуты (байси?) и собственно монголы

от уйгурского слова - герой. Потом некоторые в ходе внутренных разборок

оказались далеко на Севере. Вот так то.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да уж тройной договор! Гурхан, курэкэн, кэргэн, куркан - в разных

языках означает "зять", "владыка".

Курыкан примазывают к саха, постольку те считаются самым северным

огузким племенем. Но они обитали севернее местности Ханьхай, что в

общем означает пустыню Гоби и ездили на очень быстрых скакунах,

похожих на верблюда, что А.П.Окладников не без основательно связывал

с ахалтекинцами.

Огузы (уйгуры) - родиной их является Монголия и Забайкалье.

Именно здесь обитали огузские племена гулигань (курыканы?), тунло, байырку (байауты или баяты?), байси (кайи или кимаки?), уйгур (ойраты?), сйеяньто (сойоты?) и т.д. Отсюда они уходили в разных направлениях.

Кто на Далекий Запад, оттуда в Европу через Идиль или Каракумы,

кто на Юг в землю бекринов (Уйгуристан). Кто оставался на родине

вплоть до монгольских времен, постепенно принимая татарский язык.

Это найманы (секиз-огузы?), туматы (дубо), меркиты (милиге), ойраты

(уйгуры?), баргуты (байырку), баяуты (байси?) и собственно монголы

от уйгурского слова - герой. Потом некоторые в ходе внутренных разборок

оказались далеко на Севере. Вот так то.

Урянхаец, спасибо, очень интересно. А какова этимология самоназвания якутов "саха"?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

От сака - что на сакском (скифском) означало олень. Саки-массагеты от

них сакары обитали в Туркмении, некоторые саки дошли до Забайкалья,

оставив там оленные камни, от них произошли динлины - т.е. теле - огузы!

Они произошли от байди - белых ди, смешавшихся с хуннами-хорами.

:unsure:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

От сака - что на сакском (скифском) означало олень. Саки-массагеты от

них сакары обитали в Туркмении, некоторые саки дошли до Забайкалья,

оставив там оленные камни, от них произошли динлины - т.е. теле - огузы!

Они произошли от байди - белых ди, смешавшихся с хуннами-хорами.

:unsure:

Спасибо. Племя сакар живет в Туркменистане в Лебапском велаяте (бывш. Чапджоуская область), а наши ученые объяснют этимологию назавния племени как сочетание двух слов: "сак" и "ар"- "är" - мужчина, человек.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кто даст информацию о сакарах, каркынах в составе туркмен?

А также о родах сахгар, саки и т.д.

САКАРЫ

В сведениях о сакарах, собранных в Саятском и Чаржоуском районах (1931 год) Юсуп Егенмурадовым, жителем Серахского района аула Караман, говорится:

"Бекмурад Танрыберды-оглы из Саятского района, аула Ул-Арык, племени Сакар и Бабаших Оразберды-оглы из того же племени, рода Мерье, аула Хазареук и Шири Баба-оглы из племени Ходжа, колена Инебег, кишлака Сия сообщили (мне), что племя Сакар делится на 4 больших улуга (колена): 1. Мерье, 2. Кызан, 3. Кара-Махмуд, 4. Ходжа-инебег (или Сиядаг-Сакар).

В племени Сакар старшим подразделением является род Мерье. Объясняется это тем, что когда племеня Сакар переселилось из Мангышлака в Чарджоуский район на Амударью, начались междуусобные столкновения с племенем Баят. Тогда из кишлака Улы-Арык, рода Мерье некий Курбан Язбек был предводителем племени Сакар. Когда хивинский хан Медамин (Мухаммед-Эмин) пришел в Чарджоу, то повел переговоры о переселении племени Сакар в Хиву. Курбан Язбек вел переговоры от имени племени.

После переселения в Хиву Курбан Язбек был назначен от имени хивинского хана главой племени Сакар.

До настоящего времени (1931 год) сохранились следующие подразделения племени Сакар: 1. Мерье, 2. Кызан, 3. Кара-Махмуд, 4. Ходжа-Инебек (Сиядаг-Сакар). Из мелких подразделений племени известены в колене Мерье следующие: 1. Алтын, 2. Хазарек, 3. Курт, 4. Петте-Арык, 5. Яиджи, 6. Улы-Арык.

По словам Шири Баба-оглы, племя Сакар делится на две части: Сакары, пришедшие с Мангышлака и Сиядаг-Сакары, называвшиеся в старину Даг-Сакар. Эти последние переселились с реки Сыр(-Дарьи), но откуда они происходят неизвестно.

По рассказам Бекмарада Танрыбердиева, Сакары прибыли в Чарджоу 150 лет назад. После 12-ти лет пребывания в Чарджоу, Сакары имели враждебные отношения с племенем (тайфа) Баят и находились с ними в состоянии войны. Наконец, победив Баятов, Сакары ограбили их имущество и скот. В этой войне отличились хан Гельды Батыр из сакарского тире (колена) Кызан и Маят Курбан-Сердар, (а также) Курбан из (подразделения Бек) Артык-Шакир, Комек-Сердар и Нурмяты Ших.

После разгорома племя Баят бежало в Хиву и там основалось среди йомудов.

Спустя 25 лет после (этого) события хан хивинский Медамин предложил враждующим сторонам установить мирные взаимоотношения и, с целью переселения в Хиву Сакаров, отправился с войском в Чарджоу. К этому времени к Сакарам переселились с Сыр-су (Сыр-Дарьи) Даг-Сакары. Явившийся в Чарджоу хивинский хан Медамин, желая повести переговоры о переселении туркмен-сакаров в Хиву, пожелал узнать кто является старшиной племени и спросил: "Кто худший в племени?" Тогда Курбан Язбек ответил, что он худший. Хан заявил: "Или вооружайтесь, чтобы воевать с нами, или соглашайтесь быть нашими подчиненными, не переселяясь в Хиву". Так как вооружения и продовольственных запасов было мало, то Курбан Язбек ответил, что ответ будет дан на следующий день.

После этого были разосланы верховые, созвать людей на Совет старейшин. На совете участвовали: от тире (колена) Ходжа-иныкбек, Джамалак, Музе-Бахши; от Улы-уруга (большого колена): Ходжагельды Аннаберды-оглы; от колена Кара-Махмуд - Солтан Ишан-бахши; от колена Сиядаг-Сакар - Нурмат Ших и от колена Артык-Шахир: Гельды Батыр, Маят Курбан-Сердар и Комек-Сердар. На собраниях, проведенных в народе, было выясненно, что сил для противодействия хану нет, а потому решено было согласиться с предложением хана хивинского переселиться в Хиву.

Как передают старики, 117 лет назад (от 1931 года), по совету Курабн Язбеги, племя переселилось в Хиву.

Там прожили 14 лет, а затем между Баят и (сакарскими) йомудами началась вражда, которая переросла в войну. Полагают, что это было начато со стороны Баят, чтобы отомстить за прежние обиды. В этой борьбе йомуды были в союзе с Баят и одержали победу над Сакар. Старейшина Курбан Язбеги был убит в этой войне. После этого, по совету оставшихся старейшин (Комек-Сердара, Хангельды Батыра, Мяткурбан-сердара, Нурмят-шиха), признав своими родственниками текинских туркмен, тайно послали к этим туркменам, проживающим в Серахсе, просьбу, чтобы они помогли переселиться из Хивы. В ответ на это текинский Коушут-хан выслал сакарам в помощь 500 верховых под командой Сердара (военноначальника) Амансахат-сердара и Атлы-баши, командира конного отряда Аннакули Кельджа.

Теке помогли племени сакар уйти из Хивы. Погоня, организованная йомудами не настигла бежавших. После того, как сакары прибыли в Серахс и прожили (там) 3-4 месяца, хивинский хан решил пойти войной на теке и стал собирать для этой цели вооруженных людей, так как счел для себя тяжелой обидой увод текинцами сакаров.

По сообщению Бегмурада Танрыкули-оглы, йомуды подошли к крепости Коушут-хана, находящейся в Серахсе. Узнав об этом, Коушут-хан отправил Амансахат-сердара с одним ишаном и переселившимся вместе с Сакарами Сеид-Джамал-ишаном, чтобы они узнали о причине прихода Мадамин-хана (хивинского). Причем, он просил воздержаться от кровопролития, указав, что обе стороны мусульмане. Но со стороны хана был получен ответ, что он прибыл для войны. Теке ответили, что, хотя у них небольшое войско, но бог будет им помощью. Хан обиделся на это и сказал: "И бог из вашей среды и пророк из вашей среды и тот виднеющийся святой Туе-Моюн ("Верблюжья шея") тоже из вашей среды". С этим ответом ишаны и сердары возвратились к Коушут-хану.

Решено было принять вызов хивинского хана. Но, зная, что сил у них мало текинцы решили укрепить крепость. Коушут-хан сидел в воротах крепости со своими ишанами. Амансахат-сердар, Аннакули-Кельджа, Комек-сердар и Артык-Шахир стояли и советовались между собой. В это время одна женщина из числа Теке по имени Хумса-бай, проходя мимо Амансахат-сердара сказала, что если бы у нее было такое мужество, как у Амансахат-сердара, то она давно бы уже разделалась с этими "татами". После таких слов Амансахат был охвачен яростью, направился в аул и набрал себе 300 всадников. С ними он подъехал к воротам крепости, где находился Коушут-хан со своими ишанами и попросил у него разрешения пойти на врага.

Видя малочисленность отряда, старейшины обратились с вопросом к самим всадникам: согласны ли они идти в неравный бой? Получив утвердительный ответ и уступая просьбам Амансахат-серадара, старейшины благословили отряд на выход из крепости и разрешили им идти в атаку на врага. На последнем сговоре отдельных частей (сотен) отряда Амансахат-сердар сказал своим товарищам, что если он погибнет, то пусть его прах ищут у знамени врага, "так как, если я даже и умру, - заявил он, - то и тогда я доберусь до знамени".

После этого отряд разбился на части и двинулся в атаку отдельными колонами, одну из которых вел Комек-сердар, другую - Артык-шахир, третью - Аннакули-кельче, четвертую - Амансахат-сердар. Последний, поражая насмерть всех, кто был на его пути, ринулся к знамени (противника). И когда он уже был готов взять знамя, оно 4 раза передавалось знаменосцами из рук в руки, чтобы спасти знамя от Амансахата. Но он убил всех четырех знаменосцев и завладел знаменем.

Войско Мадамин-хан, получившее об этом сообщение, разбудило хана. Он вышел из шатра и увидев, что противник приближается, решил помолиться богу. Пока он сидел за молитвой до него доскакал Аннакули-кульче и обнажил шашку. Он хотел зарубить хана, но один из охранников хана - Алиджан - бросился под удар шашки и погиб на месте. После этого был убит и хан хивинский. Узнав об убийстве хана, войско бросилось в бегство (1855 год).

На протяжении всей этой схватки та самая женщина - Хумсы-бай, которая родила своим замечанием ярость Амансахата, имея при себе 5-10 верховых, снабжала во время боя отряд Амансахата водой и хлебом, оказывала другую помощь.

После победы над Мадамин-ханом, его имущество было распределено среди всадников победившего отряда. Коушут-хан успокоился. Но, чтобы избежать частых набегов иранцев, он решил откочевать в Мерв. Переселились с ним и Сакары.

Через два месяца после прибытия в Мерв, старейшины племени Сакар пригласили к себе старейшин племени Теке и сказали им о своем желании уйти на старые свои места, на берег Аму-Дарьи, в Чарджоу. Теке не противостояли этому желанию Сакаров. Поэтому эти последние переселились в Чарджоу. Тут они узнали, что и племя Баят переселилось из Хивы в Чарджоу. Тогда оба племени помирились и, как передает Шири Баба-оглы, это переселение состоялось 75 лет назад (от 1931 года).

(...) Все сакарское племя проживает на территории 6 аульных советов. Каждый аульный совет объединяет по несколько мелких аулов. Таких аулов насчитывается до 50-ти. Наименования аульных советов следующее:

Мерье с центром в Хазареке. От районного центра отстоит в 22 километрах. В этот аульный совет входит три аула, в которых проживает 2315 человек.

Другой аулсовет - Дженгель, с центром в ауле Чопан-Ата. Этот аулсовет объединяет 10 аулов с населением 2230 человек. Так как оба эти аулсовета состоят из племени Мерье, то всех аулов этого племени 13-ть. К ним следует прибавить и аул Улу-Уруг в Саятском районе и тогда все племя будет состоять из 14 аулов с населением 4837 человек.

Что касается Кызан (Гызан), то эта часть племени входит в состав аульного совета, объединяющего 11 аулов с центром в ауле Мюльк, отстоящего от райцентра на 30 км и с населением 2969 человек.

Третье подразделение племени - Кара-Махмуд, объединяет 8 аулов и составляет аулсовет с центром Веливай. От райцентра отсоит на 19 км.

Население - 1313 человек.

Четвертая группа - племя Ходжа-инебег (Сиядаг-Сакар) размещается на территории двух аулсоветов: 1. Кичи-Азан, находящегося в 22 км от райцентра, с населением 2452 человека и 2. Кете-Сия, в 26 км от райцентра, с населением 4462 человека. Во всех 50 аулах племени Сакар имеется 2641 хозяйство с населением 15 032 человека. (Данные административного деления 1931 года - Г.К.).

Большая часть приведенных здесь данных записана со слов Бекмурада Танрыберди-оглу из аула Улу-Ачик Саятского района. Кроме того, эти же данные проверены в распросах (жителей) аулов Сакар и Хазарек (информатор Баба-ших), а (по) племени Ходжа-инебег записи были проведены со слов Шири Баба-оглы из Сиядаг-Сакаров.

Так как все рассказы стариков сходились на одном, то здесь приведены записи, которые сделаны первыми. Записано в 1934 году в июле месяце в Саятском районе, в ауле Улы-Арык и 1 августа в Старо-Чарджоуском районе, на участке Сакар, в тире Мервие, в ауле Хазарек.

В быте женщин и их говоре есть сходство с салырами. Но, так как племя уже давно проживает в Чарджоуском округе, в форме одежды, в известной мере, чувствуется узбекское влияние. В говоре же значительно сохранились особенности салырского шиве: "этдур", "койдур" и др. Женщины носят достар и называют его "лечек". Платье же носят из ситца в узбекских тонах.

Сакарское племя исстари считает родственым себе племя салыр, но в силу того, что после переселения из Мангышлака в Чарджоуский район племя было

постоянно связано с Теке и ввиду того, что Теке оказали помощь сакарскому племени, Сакары считаю Теке родственным себе племенем. Исторически наиболее близким к Сакарам племенем является племя Огурджик.

Я здесь привел только те сведения о племени Сакар, которые я сумел собрать о нем. Но каждый кишлак этого племени делится на 10 частей. Сведения о таких мелких родовых подразделениях я собрать не имел возможности".

О Сакарах в "Материалах по истории туркмен и Туркмении" (с.422, 524, 528, 530, 536) говорится, что в 1821/22 году Сакары проживали около Чарджоу имея там свою крепость (с.422). 30-ю годами поздже военноначальники из племени Сакар Шахмурад-инак, Сеидназар-бай и Эрнияз-мехрем (27/VIII 1850 г.) были направлены хивинским ханом в сторону Теджена для производства грабежа (с.524), за что и были облечены хивинским ханом ласками (с.528). В 1852 году часть Сакаров вместе с войском джемшидов вторично были направлены ханом хивинским для ограбления Теджена (с.530). 4 января 1854 года Сакары вместе с Имрели, Али-Или, Арабачи и другими были направлены в Мерв "для оказания поомщи Мирмухаммед-хану" (с.536).

Родовые подразделения Сакар, проживающих в ТССР, по данным на 1936 год, таковы:

1. РОД - Ходжа-инэ-бег. 2. КОЛЕНО - Ходжа-инэ-бег. ПОДКОЛЕНО: 3. Чагатай-паян. 4. Ещек-Арык. 5. Кичи-Алпак. 6. Кельте-яб. 7. Чагатай-Бала. 8. Шор. 9. Топчи. 10. Кичи-Гёз. 11. Курре.

12. РОД - Сиядаг-Сакар. 13. Гоши. 14. Лебапи. 15. Ших. 16. Хорасан. 17. Орта. 18. Кавунчи. 19. Кичи-Сия. 20. Кете-Сия.

21. РОД - Кара-Махмуд. 22. Ших-Эрбазар. 23. Ченги. 24. Новбирь. 25. Кул-Баш. 26. Кавли. 27. Вели-Бай. 28. Вахим. 29. Белеке.

30. РОД - Гузан (или Гызан? Ред.). 31. Мал. 32. Кичи-Сеид-Джамал. 33. Гавули. 34. Коюнды (м.б. Коюнлы? Ред.). 35. Бахим. 36. Рот. 37. Кичи-Алпан.

38. Кетте-Сеид-Джамал. 39. Кельте. 40. Ишан. 41. Мулин.

42. РОД - Мерие. 43. КОЛЕНО - Ченгед. 44. ПОДКОЛЕНО: Петде-Арк. 45. Ашхана. 46. Чичи. 47. Янд-Чандыр. 48. Гарры-кукэин. 49. Курит. 50. Аккан. 51. Чопан-Ата. 52. Коне-Чанлыр.

54. РОД - Хазарек. ПОДКОЛЕНО: 55. Хазарек. 56. Хош-Депе. 57. Алпан.

Из приведенных выше названий родов и колен, записанных Егенмурадовым и в таблице (за 1935 год), к более ранним родовым названиям можно отнести следующие: а) Ходжа-Ине-Бег, Кара-Махмуд, Ших-Эрназар, Чопан-Ата. Представители этих родов, в своих писанных и устных родословных относят свои роды к потомкам арабов (VII-VIII вв.); в) Сакар, Сиядаг-Сакар и Янджи - упоминаются в "Родословной туркмен" Абульгази (XVII век). Остальные позднейшего формирования, на названиях которых виден отпечаток бухарского влияния (Чагатай-Паян, Чагатай-Бала, Топчи, Лебапи, Ишан, Петте-Арык и др.).

У Абульгази в его "Родословной туркмен" о Сакарах говориться, что у Севарджика был сын по имени Хуршид. Племя Олам-Ургенчли из его рода. Уруг Азлар из рода Дудека, племя Сакар из рода Кабаджика (с.66). И дальше: "Много лет они (т.е. Кара-Ойли-Хелель) давали упомянутым (эрсаринцам Г.К.) вещи (дань). В настоящее время (XVII век) их называют Таг (Даг) -Сакары, т.к. они потомки Кашка-Джуре, а Кашка и Сакар смысл один и тот же" (с.73).

Из приведенного выше материала Абульгази обращает на себя внимание прошлое название Сакаров - Кара-Ойли-Хелель), совпадающее с названием одного из племени туркмен-огузов (XI век), упоминаемого в спике М.Кашгарского: "Кара-Булюк". У Рашид-ад-Дина, в несколько измененном виде - "Кара-эвли". В цитированном труде Абульгази (с. 34) приводится название того же племени - "Кара-ейлю". Таким образом, последовавшие изменения в названиях племени представляются в следующим виде: Кара-булюк (XI век), Кара-овли (XIV век), Кара-ейлю (XVII век) и Сакар (или Так-, Даг-Сакар) - с XVII века и до наших дней.

Источник: Г.И.Карпов "Родоплеменной состав туркмен"

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А кто расскажет про родовые ветки северокавказских туркмен, которые говорят уже на ногайском языке, а не на родном туркменском.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...