Перейти к содержанию
Гость Аноширван

Туран и пантюркизм

Рекомендуемые сообщения

Крошка Qasqyr к Аноширвану пришел и спросила кроха:

Почему же панславянизм/паниранизм - хорошо, а пантюркизм - плохо?

Может быть плохо именно для нетюрков? Сам не заметил, что все деятели, дискредитировавшие эту ИДЕЮ оказываются совсем не тюрками?

Никто не сможет обвинить в подобных грехах ни З.Валидова, ни С.Галиева, ни М.Шокая.

Должен огорчить вас, уважаемый Аноширван, сегодняшние лидеры турецких пантюркистов штудируют труды вышеназванных авторов и делают правильные выводы. И ошибок, подобных совершенным в Азербайджане, подобных совершенных в практике установления отношений между ЦА странами и Турцией, эти господа уже вряд ли решатся повторить. Солнце тюркского мира восстает на Востоке. И это им уже ясно, как Божий день.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

кстати обратите внимание, что "панславизм" пока не получается, потому что в москве хотят дружить только с православными народами, а не с мусульманами-боснийцами, не с католиками-хорватами и поляками. а между тем, к слову сказать ильменские словене-новгородцы и вятичи были выходцами из западных славян - и доказано это именно через их язык. чтобы сохраниться, и славяне, и тюрки, и иранцы должны в первую очередь заботиться о своей родне по крови и языку, а то, что тяга тюркских народов друг к другу - пантюркизм вызывает неадекватную реакцию у некоторых - это и есть шовинизм. Далее тюрки, монголы и тунгусо-маньчжуры должны ощущать свой паналтаизм

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ИС: Время и Деньги (Казань) 03.09.1999

На презентации татаро-турецкого Набережночелнинского лицея для девочек в 1996 году, состоявшейся в городской мэрии, президент "Фонда тюркологических исследований" профессор Стамбульского университета Туран Язган заявил, что цель - это единство всех тюркских народов, создание независимых тюркских государств, и "идти к цели надо даже тогда, когда убивают и режут".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Нет ничего плохого в том, что тюрки хотят объединиться.

А то что тюрки разные по этническому происхождению, в этом только +

С уважением Пантюркист.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

я НЕ против единения "Великой Четверки" и Турции, но причем здесь мы?

Гагащ, ты разве не заметил, что об анатолийских турках мы толком и не говорим. Никто к ним объединяться не лезет. Мы тут сами разобраться не можем у себя в Центразии. А про Туркменистан, Азербайджан и Турцию никто и не заикается. Да и вряд ли кто будет, пока здесь "танцуют" турецкие бусинесмены - в отличие от различных "идеологических" нагадили лет на 100 + упорно насаждаемый нашими русскими согражданами отрицательный образ турков вообще.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Salam, gardashlar! Yashasin turk-eli!

Бред пантюркизма... А почему не посмотреть на это с другой стороны? Европа, русские, фарсы, китайцы и многие другие НЕНАВИДЯТ тюрков, и не в силах с нами бороться, они натравливают тюрков друг на друга.

Всю историю тюрских народов резали, кромсали. Отнимите у народа его историю и он станет толпой. Русские убеждали казахов и кыргызов в их дикости, отсталости, также разжигают войну между туркменами и азербайджанцами. Фарсы иранизируют 26 миллионов азербайджанцев в Иране. Армяне в конституционном порядке объявили "айдат" (армянский джихад) 8 миллионам азербайджанцам в Азербайджане. Китайцы стирают уйгурский этнос. Тюрские народы Сибири стали Иванами. Ислам заставил тюрков влиться в мусульманский супер-этнос. Когда этому будет конец? Когда славные сыны, потомки великих воинов, займут достойное себе место?! КОгда?

Аноширван, sen ermeni deyilsen mi?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Без идеологии и умысла

Уважаемые коллеги !

Сегодня Решат Дугру находится в Ташкенте,

завтра буддет в Бишкеке.

Когда-то еще будучи студентами 60 - 70 годов, мы увлекались историей пантюркизма, цитировали наизусть младотюркские и младоиранские девизы, лозунги, тексты ...

Однако жизнь оказалась более стремительнее самой истории.

Теперь АВРАЗИЯ вещает на весь Восток вплоть до Внутренней Монголии.

Не забывают, что 300 миллионов северных китайцев - суть тюрки по происхождению.

Везде где можно открываются мужские турецкие лицеи и на их базе турецкие компании - фирмы ...

Помню как первый такой лицей организовывал талантливый разведчик из Бурсы Мустафа Йылмаз Айдын.

Кстати открытие этого заведения приурочили к посещению президентом Тургут Озалом и говорят, там же он был отравлен.

Мне приходилось писать в журнале САОДАТ о том, как на самом деле обстояла гибель одного из триумвиратов, зятя султана и военного министра Энвер-паши в Бельджуване.

Первых студентов отправлял в Турцию, преподав географию, историю, экономику республики с мусульманским этикетомм.

Обучавшиеся в Анадолу и Анкаре все вернулись.

Из Измира, Истамбула - не все.

Однако османлы молодцы.

Они на одном туризме могли бы прожить.

Даже сегодня будут полуфинал играть с бразильянцами (!)

Здесь были упомянуты их президенты. Всего лишь хотел добавить, что все они были и будут масонами.

Демографически у нации перспективы нерадужны.

Как все европейские страны Турция состоит из преимущественно пожилых людей.

Большинство детородного состава нации представляет собой германскую по присутствию диаспору.

Возвращаясь к понятиям пантюркизма хотел напомнить историческую дилемму.

Последние годы много энергии выплескали на утверждение булгарского происхождения татарского народа.

Академик Мухаммедъяров еще в семидесятые годы выступил с критикой несостоятельности такого подхода к этногенезу.

Мы неоднократно беседовали с Шамиль Патыевичем по теме.

Есть более аргументированная доказуемая Золотоордынская теория этногенеза татарского и башкирского народов.

Не говоря уж о золотоордынском происхождении казахов, крымлян, ногайцев, узбеков ...

Что думают по этому поводу коллеги ?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не забывают, что 300 миллионов северных китайцев - суть тюрки по происхождению.

Какие мы быстрые !!! Ну тогда и 150 миллионов русских надо добавить :lol:

Демографически у нации перспективы нерадужны.

Как все европейские страны Турция состоит из преимущественно пожилых людей.

Большинство детородного состава нации представляет собой германскую по присутствию диаспору.

Ха хаааа. Гурбтчилер не наберут и 5 миллионов (вместе с турецкими курдами), тогда как население Турции - 65 миллионов. Средний возраст турков падает, т.е. страна молодеет. Откуда вы берете свои данные?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Полагаю, что предыдущий постинг под ником гость писали Вы. Хочу поздравить Вас с рождением дочери, повторю свое поздравление с форума ферганы:

Кызыныз кулук болсун, менин каалаганым - узун омюр, чын ден соолук жана бакыт-таалай!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

кстати идея пансемитизма очень хорошая. надеюсь, когда нибудь евреи израиля поймут, что они не "белые" в окружении "черных" арабов, а такие же смуглые, братья арабам по крови и языку. а может быть и осетины поймут, что не по языку, но по крови они родня ингушам и другим соседям, и не будут пятой колонной сами знаете кого на кавказе

а северные китайцы - язык конечно уникальный, но родственные черты (например, порядок слов SOV) сев. китайцы получили от алтайской семьи, но скорее не от тюркской, а от маньчжурской ветви

Кстати, наши "этнографы" почему то очень негодуют о том, что Турция наладила выпуск национальных учебников для Татарстана, Башкирии и Чувашии, и даже для Гагаузии - вот уж катастрофа для России - гагаузоязычные гагаузы! Если это такой ужас, так можно было бы в Москве срочно наштамповать учебников хороших назло туркам: так нет же!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

v Mongolii a takje inner Mongolii jivuut plemya ASUUD potomki asov , voinov iz

gvardi khaanov YUAN. mojet oni jili s drevnosti v Mongolii mojet vo vremena Velikoi imperii pribili kak soyuzniki. hotya esli uchest chto v epose osetinov NARTI ochen mnogo mongolskih kornei mojet kakayata chast ih jila blizko k mongolii, ili voini alani vernulis iz mongolii posle porajeniya YUAN . Ved' dinastiya Chinggis khaana proizoshla ot Alangoo, chto mojno perevesti kak prekrasnaya Alanka, k tomuje borjigini ved' evropeiskie geni imeyut

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемые коллеги !

Наверно мне простительно как не знающему тонкости постинга.

Оказался гостем только по причине того, что не удалось отправить написанное в данный раздел: все повторялось "ваше имя уже имеется ..."

Я тогда убрал свое имя и появился как гость.

Всего лишь одну точную информацию, но полагаю существенную, хочу предложить на закуску коллегам.

В Москве живет мой приятель осетин по национальности, утверждающий свое происхождение из знатного монгольского рода.

Будучи у меня дома забрал Хронику Шох Махмуд Чураса - настолько ему понравилось созвучие фамилии автора его собственной Цорас.

Что могут сказать коллеги, человек ведь реальный.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ДОРОГОЙ РУСТАМ !

Искренне благодарю за тёплые слова Ваших поздравлений по случаю рождения моего ребенка

12 июня 2002 года !

БИЗ АЙЛАНАБЫЗДА ЧОН ДЖИГИТНИ АЖЫРАТЫП ТААНУУ АЛАМЫЗ !

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Название "Ас-тархан" город Астрахань (по одной из версий) получил от того, что в этих краях жили асы - потомки тюркских племен, получившие от хана Батыя грамоту - тархан. Асы - первая волна тюркского продвижения в Европу. Булгары, пришедшие на Среднюю Волгу с низовьев, встретили в Волго-Камском междуречьи уже перешедших от кочевничества к земледелию суасов (часть из которых позже стала чувашами, и доныне называемых финскими соседями суасла-мари) и бурт-асов (лесных асов), предков южной (мордовско-пензенской) группы татар-мишарей. Таким образом, асы - это первый слой формирования волжских татар, а булгары - лишь второй слой

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

а северные китайцы - язык конечно уникальный, но родственные черты (например, порядок слов SOV) сев. китайцы получили от алтайской семьи, но скорее не от тюркской, а от маньчжурской ветви

Здесь ничего не напутано? Насколько я знаю, у сев. китайцев порядок слов SVO - тот же, что вобще у всех китайцев. Отдельные случаи инверсии (кстати, имеющие общекитайское распространение) в счет не идут. Кстати, к числу северных относится и пекинский диалект, на котором базируется современный литературный китайский язык байхуа. И наиболее затронутыми иноязычным влиянием из китайских диалектов являются вроде бы юго-восточные.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Салам кэзерлэ дус, Аноширван.

Шири-Кишвар :?: :wink:

германцы - это германцы. Но англичане - тоже германцы. ...

- А мы ТЮРКИ. Мы тем и отличаемс, от германцев и др., что не прочь объединиться.

С уважением Урал.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Аноширван

Салам, форум иштиракчылар!

Курдский вопрос в Азербайджане, вопреки представлению многих, очень актуален. Это отдельный вопрос, требующий тщательного анализа, после армян на государственном уровне стоило заняться бы им. Долгое время курды записывались в паспортах как "азербайджанцы", что впоследствии, в результате эльчибеевской политики "сделало" их "тюрками". В отличие от Турции, в Азербайджане курдский язык постепенно утрачивается, в результате чего почти все нынешние курды тоже говорят только на тюркском. Тот факт, что, не смотря на все турецко-курдские проблемы, азербайджанские курды вступали в азербайджанский Бозгурд (и даже руководили им), говорит о многом. Если объединить тюрков и курдов, то получается гигантский, в прошлом кочевой этнос, который, возможно, составляет значительную часть населения нашей страны. Курды живут в следующих областях Азербайджана:

а) Западный (или Верхний) Гарабах. Районы - Кельбаджар, Лачин, Губатлы, Зангилан, Джабраил.

б) Нагорный Гарабах, откуда курдов-мусульман вытеснили армяне. В частности курды составляли большинство населения Ходжалов и азербайджанских сел Аскерана и Мартуни, а также Шушинского района

в) Нижний Гарабах. Районы - Физули, Тер-Тер, Геранбой, Барда.

г) Часть населения Гянджи.

д) Нахичевань

Курды-мусульмане также массово проживали в Зангезуре, который им тоже пришлось покинуть.

Основная проблема курдов заключается в том, что практически все земли, которые в Азербайджане классифицировались, как исконно курдские, захвачены армянами. Примечательно то, что те десять процентов азербайджанских земель, которые Армения оккупировала в качестве "зоны безопасности" (за исключением Агдама) также являются исконно курдскими зонами проживания. Сегодня положение курдов в Азербайджане довольно плачевно, так как 70 процентов курдов, проживающих в Азербайджанской Республике, являются беженцами.

С уважением, Аноширван

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Vasif Ismailoglu

Privet rebjata. Ja opozdal. No otvechu poporjadku.

Anushiravan:

***Вред от пантюркизма состоит

из целого ряда подпунктов. Для начала первые 4 пункта.

1. Пантюркизм не признает наличие разных тюркоязычных наций.

**

Bred.

****

2. Пантюркизм не признает наличие тюркоязычных государств как отдельных единиц.

*****

Tozhe bred.

**

3. Пантюркизм уделяет огромное внимание удержанию Турцией этих государств в своих руках, так как считает их ПЕРЕМЫЧКОЙ для тюркского мира и мифического "Турана"

****

Oshibajeshsja dorogoj. Pervye pantjurkisti vyxodili iz tatarov: Ismail bey Gaspryaly i dr.

***

4. Идеологи пантюркизма являются одними из основных сторонников искоренения национальных культур как таковых, считая их нетюркскими, и этого не скрывают.

****

Nichego ne skazhesh. Bre.

****

Зия Гёк Альп (настоящее имя Зияддин Мехмет) - основатель идеологии, этническая принадлежность: курд

****

Esli vy govorite eto tol'ko iz za togo chto on vyxozhenec iz Dijarbekira to oshibajetes'. V Dijarbekire zhivut ne tol'ko kurdy. Tam est' mnozhestvo tjurkov. Esli by vy govorili o Xakkari to ja by poveril vam. Naprimer v Azerbajdzhane est' neskol'ko sjol - vyxodcev iz Dijarbekira, naprimer Borsunlu. Borsunlu eto plemja centrom kotoromu byl Dijarbekir. Tol'ko eta plemja iz za very stolknulsja s Yavuzom Sultan Selimom i pereexali v Azerbajdzhan.

***

Кемаль Ататюрк (настоящее имя Кемаль Мустафа) - основатель Турецкой Республики, этническая принадлежность: еврей

*****

Bred. Nikakix dokazatelstv. Tol'ko islamskie fanatiki utverzhdajut eto.

****

Энвер-паша: курд

****

Hmmm. A ja dumal chto on vyxodec Azerbajdzhana. Smeshno. Sushzhij bred.

***

Тургут Озал, бывший президент Турции, курд

****

Da na chetvert'. On sam gordilsja etim. No Ozal ne byl pantjurkistom.

***

Сулейман Дэмирель, бывший президент Турции, еврей по матери

*****

Ogogogog. Suleyman bey vyzodec iz Ysparty. V Ysparte ne vstretish ni odnogo kurda.

***

Месут Йылмаз, курд

****

On urozhenec iz Rize. Tam kurdy rabotajut tol'ko letom. A to kurdy tam ne zhivut.

***

"Альпарслан Туркеш", основатель партии "Бозгурд", известный террорист, курд

***

Da Al'parslan. Ni kapli kurdskoj u nego netu. On iz Kipra. Tam kurdov voobshe netu. Da i ne dumaju chto on byl terroristom. On prosto borol'sja s kommunizmom. A dlja etogo zhak' chto byli osnovy. Pri moej simpatii k socialistam dolzhen skazat' chto socialisticheskie dvizhenija v to vremja v Turcii byli somnitel'nimy. Kak eto byli v Afganistane. Pomnite v Afganistane tozhe kommunisti pozhelali russkix. Mol' naz zdes ne dajut zanimat'sja politikoj. Scenarii vezde byli odinakovymi. Takoje zhe planirovali v Turcii. Al'parslan znal pro Chexiju. v 1980 v Turcii proizoshol perevorot. Chto mesahlo Rossii. Potomu chto ne ostalos ni kommunistov ni turanidov. Oni vse byli v tjurmax. A uzhe 1981 SSSR zaxvatil Afganistan.

***

Искандер Гамидов, террорист, основатель азербайджанского крыла "Бозгурд", курд

***

Da on byl kurdom. Vse znali eto. No on ochen ljubil svoju rodinu. V Azerbajdzhane armjane promoxnulis' tol'ko v odnoj linii. Eto severnaja linija. Pochemu?

Armjanam pomogali iz Azerbajdzhana. pravitel'stvo konechno. Pomnju nashe selo Shafak v Gjoranbojskom rayone bylo okruzheno dvumja armjanskimi naseljonnymi punktami: Karachinar, Manas. Karachinar byl posjolkom. Kogda armjane napali na nashe selo (a selo Shafak malen'koe) za tri chasa vsjo selo bylo vyseleno. No armjane vsjo taki pobojalis' vzjat selo. Cherez tri chasa junoshi sela vernulis' nazad. Netu nikakix bojepripasov. Nashi kommunisti otnjali vse. Dazhe vintovki pastuxov. Moj djadja byl raketchikom v voennoj sluzhbe. On sobral primitivnuju pushku na Kamaze pol'zujas trubami. Etoj zhe puskoj oni proderzhalis' 5 mesjacev. Do prixoda Elchibeja. Pravitel'stvo zaxotela otnjat pushku. Potomu chto Armjane pozhalovalis' Moskve. No gvardejcy iMutallibova (pervogo sekretarja) pobojalis' armjan na xolmax o sela. A nashi s pomoshju Surata Gusejnova (kurda po nacional'nosti) dobyt' xot kakie to avtomaty, granotomjoty. Boepripasy vorovali iz russkix chastej v Gjandzhe. A potom uzhe prisheol Elchibey k vlasti. Uzhe ne bylo problem s boepripasami. Nashi zhe junoshi s pomoshju Ukrainskix ljotchikov osvobodili ves' Gjoranboj ot armjan. Vplot' do 60 kilometrov.

Chto zhe sdelal Iskander. On zhitel' rajona Terter (imja odnogo iz chisto tjurkskix plemen - otsjuda proisxodit etnonim tatar). On sobral vsex zhitelej tertera. Moj otec ottuda. I skazal chto esli my ujdjom otsjuda to mozhet byt' pozhivjom neskol'ko let bol'she. No budem zhit' v palatkax bez chesti. Luchse umrjom zdes'. Ja xorosho pomnju eti dni. Iskander vnushal eto vsem sjolam. O boepripasax rech i ne shlo. U nas be bylo nichego. Semja Iskandera Gamidova neljubili v tertere. Potomu chto vse byli razbojnikami. No teper verili im. Pomnju djadja tozhe veril emu. Ne smotrja na to chto oni bily druzjami s detstva. On xorosho znal ego. No pochemu to veril. Potom stali xot' kak to dobyvat' boeprioasi. Vsja milicija tertera otkazalas' podchinjatsja k verxushki (to est' partii). On tozhe stali sobirat' otrjady. Tak oni proderzhalis' do Elchibeja. Pri Elchibeje Iskandera postavili Ministrom Vnutennix del. On potom uzhe vse ustroil. Segodnja vse eti sela ljubjat Iskandera. Potomu chto on byl ix liderom. Segodnja ne smotrja na to chto nyneshnee oravitel'stvo derzhit Iskandera kak politzakljuchonnogo ljudi vse ravno ego pomnjat.

On ne davil na kurdov. Potomu chto kurdy borolis' vmeste s nami. V tertere zhivut kurdi urozhency iz Kelbedzhjara. Dazhe mush moej tjotii iz etogo sela. Oni zhivut do six por v etom sele.

****

Халил Рза Улутюрк, писатель-пантюркист, азери

*****

On vyxodec iz Saljana. Po moemu on kypchak. Potomu chto vse kypchaki zhivut pri reki Kura. Allah rehmet elesin!

****

Абульфаз Алиев ("Эльчибей"), бывший президент Азербайджана,азери

****

Allah rehmet elesin!

S uvazheniem

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Vasif Ismailoglu

Anushirevanu:

E qaqa, sen hemyerliymishsen ki? Evvel seni qaryshdyrdym eee.

Ne ise.

*****

Ну хорошо, черт с ним, с турецким правительством, а как насчет добровольцев? К примеру, с районов, прилегающих к Джебраилу, Горадизу и Физули с иранской стороны пришло свыше 500 добровольцев, а где были "братья"-турки?

*****

Ja by tozhe zhelal etogo. No fakty govorjat drugoe. Kogda v Dzhebraile pytalis' osvobodit' ljudej ostavshixsja mezh armjanskimi vojskami po nim streljali iz Irana pushkoj. Eto uzhe zafiksirovano. Irancam bol'she podxodit imet' dlinnuju granicu s Armeniej chem s Azerbajdzhanom.

A turetckie otrjady v eto vremja borolis' v tavuze. Ty ochen xorosho znaesh eto. Dazhe pomnju v 1992 turetckim otrjadam predstavljali pasporta iz Azerbajdzhana. Xorosho pomnju v Stambule. Dazhe odin iz nix na granice vmesto "beli" otvetil "evet" za chto vyshel malen'kij krizis.

****

Ну, хотя бы, те же самые "крайние националисты" - "бозгурды"? Кроме того, почему Турция не участвует в переговорном процессе? Был бы, по крайней мере, еще один лишний голос на нашей стороне. Почему РФ, откровенно занимающая сторону Армении, может принять участие в переговорах, а вот Турция - не может. Может быть - не хочет?

*****

Dumaju ty ne znajesh sobytij.

Anbalanu:

***Нет, дорогой. Все связанно. Балкарцы - наши братья. У нас одни предки, фамилии, на одной земле живем и одну и туже воду пьем. А вы, пантюркисты, хотите их оторвать от нас разными своим теориями.

****

Pogovori ob etom s Mizievom.

Men ali bash komandan

olsam-olmasam bele

Azerbajcan adyna

emr edirem

Silahlan!

Xalil Rza Ulutjurk

S uvazheniem

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Vasif Ismailoglu

A ese.

Tem kto ne ochen to znakom s Kafkazom. V Kafkaze mnogie narody ne zavisimo ot etnicheskoj prinadlezhnosti ochen poxozhy.

V Kafkaze vazhno byt' Kafkazcem chem azerbajdzhancem ili lezginom. Ty Kafkazec? Togda vsjo.

V Stambule kogda to vstretil odnogo parnja. Chechena. Mat' byla bol'naja. Pomogal emu odin iz ingushej iz Azerbajdzhana. Ja tozhe xotel' koe chto sdelat' dlja nego. Ne znaju pochemu imenno. No on byl Kafkazcem. Eto bylo chto to drugoe. Segodnja odna iz rel'nyx teorij Kafkazkoe obedinenie. Osobenno v Severnom Kafkaze. V Stambule vstrechal gruzinov. Ix polno v Turcii. Uchatsja, rabotajut.

S uvazheniem

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Об оскорблениях:  

Я хоть и не влицеприятной форме выразил своё отношение к чеченцам, но тем не менее там не было ругательных слов и издёвок. Другое дело, что это могло кому-то очень не понравиться. Вы же в одном коротком предложении умудрились оскорбить казахов, чукчей, русских и метисов.

У Вас похоже другое понимание понятий издёвка и нелициприятная форма. Если бы Вы оскорбляли конкретных чеченцев - тогда бы я еще понял, что движет Вами. Оскорблять целый народ - это уже расизм чистой воды.

Действительно, похоже надо закрывать эту тему или попытаться найти какой-либо консенсус - я имею в виду проблему исторической родины ариев. Но это только в разделе древние народы, а не тюрки.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ИС: Новое дело, Махачкала ^ДТ: 26.06.1998 08:42

^НР: 26 ^АВ: Багаудин КАЗИЕВ ^ЗГ: ЯЗЫК МОЙ - ДРУГ МОЙ

Кумыкский вопрос в Дагестане никого не оставляет равнодушным - кто ругает, кто благословляет, но все имеют по нему свое мнение. Поэтому каждое слово, сказанное в этой области, каждая заметка - крайне важны и интересны. Тем более когда его произносит руководитель национального движения. От него требуются особый такт и особые интонации. И такой материал недавно появился. Я имею в виду появившуюся в "НД" (N16/98) статью лидера КПС Тагира Алимурзаева "О том, насколько выгодно знать тюркские языки".

Это очень познавательный, интересный, в тактичном тоне выдержанный материал. Но еще важнее то, что он наводит на размышления, дает толчок к более глубокому осмыслению непростого вопроса. Мне, например, захотелось высказаться по поводу разного рода заимствований в кумыкском языке: желательных и нежелательных, уродующих наш язык, а следовательно, и душу.

Тема эта очень актуальна. И не только для кумыков.

Кумыки - осколок огромного (130 миллионов, цифра взята из вышеупомянутой статьи) тюркского этноса - имеют тысячелетнюю историю, богатейшие истоки и традиции. Но, конечно, основное богатство кумыков - это язык. Именно он делает кумыка кумыком, позволяя безошибочно распознать его среди остальных жителей нашего Дагестана. Есть в кумыкском языке и немало заимствований.

Одни из них украшают наш язык, другие - наоборот. Меня лично больше волнуют те случаи, когда наоборот.

В основном это касается заимствований из русского языка, так как заимствования из арабского и других языков адаптировались, я бы даже сказал, мимикрировали среди наших слов, и порой их не отделишь от исконно тюркского словаря. Но прежде я хотел бы напомнить некоторые случаи заимствования из тюркского языка в русский. Их в нем, как известно, огромное количество. Выделю лишь несколько. Это ставшие хрестоматийными "лошадь" - от тюркского "алаша ат" (низкорослая лошадь), "собака" от "ийс баккан" (нацеленная на запах), это "алтын" (золото), "деньги", "чубук", "халат" и т. д. Перечислять можно бесконечно.

Но суть не в количестве. Я привел эти примеры для того, чтобы показать, как органично вписались перечисленные и неперечисленные тюркские слова в русскую языковую ткань. Их почти не отличить. Кто, к примеру, услышит, уловит тюркскую подоплеку в таком исконном - по виду - слове, как "кисет"?

А между тем оно происходит от тюркского "кисе" (карман). Кстати, так называют свои карманы даже и литовцы: "кишене" говорят они, не подозревая, откуда к ним пришло это слово. Раз уж мы вспомнили про литовцев, то вот еще несколько наблюдений. По-литовски "ухо" значит "аусис", что весьма похоже на кумыкское "ауз" - рот. Рот же литовцы называют "бурнас", так, как называют кумыки нос - "бурну" (бурун)... Похоже на то, будто кто-то взял и, крутнув пятерней, сдвинул с места кумыкские "бурун" и "ауз" и на физиономии литовца рот оказался на месте уха, а нос на месте рта... Но это так. к слову.

Как же выглядят заимствования из русского в кумыкский, ведь их тоже достаточно много? Скажем прямо: весьма нелепо. Да и заимствованиями их можно назвать лишь с натяжкой. Но вот включил же Б. Бамматов, составитель "Кумыкско-русского словаря", слово "истол" в кумыкский лексикон, следовательно, он считает его заимствованием. Но может ли считаться таковым инородное слово, которое среди своих новых собратьев выглядит как белая ворона?! Очевидно, что нет. Лишь слившись с новым языковым ландшафтом, став его органичной, неотъемлемой частью, приобретает слово статус "заимствования". А "истол" - это всего лишь изуродованное русское "стол", и не более того. Особенно обидно видеть такие "заимствования, когда знаешь, что есть исконно тюркские слова, обозначающие этот и подобные этому предметы. "Тепси" - называют стол турки. Почему бы нам не включить его в наш лексикон, тем более что в данном случае речь идет даже не о заимствовании, а лишь о возвращении своих коренных лексем.

Турецкий язык кажется мне гораздо более подходящим источником для пополнения, для совершенствования кумыкского словаря, ибо это близкий, родственный кумыкскому язык. Раз уж без заимствований не обойтись, не лучше ли делать их из турецкого, сходного в грамматическом, лексическом, фонетическом и т. д. смыслах, чем из совершенно чуждого во всех отношениях русского языка? Вместо нелепого "астанопка" я предлагаю использовать

"турак" по аналогии с выразительным турецким "дурак" (от глагола "дурмак" - стоять, по-кумыкски "турмак"). Дальше. Почему бы вместо смешного "истакан" не говорить "бардак", как это делают турки, тем более что "бардак" и "стакан" - понятия, отстоящие в российском менталитете не так уж далеко друг от друга? Самолет турки называют словом "учак", что вполне понятно каждому кумыку, ибо глагол "учмак" (летать), от которого оно образовано,

звучит по-кумыкски точно так же.

Но кроме собственно словаря, его механического пополнения и совершенствования, возникают и другие, более сложные явления, подлежащие исправлению или корректировке. Например, по-кумыкски понятия "любить" и "хотеть" выражаются одним и тем же глаголом: сюймек. Если оставить за этим

глаголом один смысл: любить, то... любить покушать никогда особенным достоинством не почиталось, если оставить второй: хотеть - опять перебор: хотеть женщину, конечно, не грех, но любить ее тоже надо. Мужчин, для которых "любить" женщину и "хотеть" ее - понятия равноценные, в излишней моральности, а тем более - галантности, никак не заподозришь. Неужели среди кумыков нет рыцарей и джентльменов? Как быть? Выход прост: надо позаимствовать турецкое слово "истемек" (хотеть) и употреблять его именно в этом смысле, а за глаголом "сюймек" оставить его исконный смысл, тогда мы "кушать" будем "хотеть", как все нормальные люди, а женщин будем любить без кавычек. И все встанет на свои места.

Во всех тюркских языках инфинитив глагола оканчивается на согласную "к":

бармак, алмак, этмек и т. д. То же и в кумыкском, но только вне текста, вне предложения. В предложении же кумыкский инфинитив почему-то теряет окончание "к", от чего полностью меняется его семантическая окраска.

Например, в предложении "Мен ашама сюемен" (Я кушать хочу) глагол, если исходить из контекста, следует перевести в форме инфинитива "кушать", но взятый сам по себе, вне контекста, он не соответствует инфинитиву, так как не имеет окончания "к". "Ашама" же, переведенное вне контекста, есть отрицательная форма повелительного наклонения: не кушай!.. Почему? Кто это может объяснить?

И последнее. В кумыкском языке, как ни странно, нет ни отрицательного слова "нет", ни утвердительного "да". Известные "ек", "бар" распространяются только на конкретные предметы. Например, на вопрос: "У тебя есть дом?"

(Сени уюнг бармы?) - мы можем ответить, употребив слово "бар" (есть,

имеется). Но при ответе на вопрос: "Придешь ли ты к нам?" (Сен бизге гелер бусан?) - утверждение "бар", как вы сами понимаете, не годится. Если по-русски в таких случаях можно сказать просто "да", то по-кумыкски надо обязательно произнести глагол "приду" (гелермен). Сказать просто "нет", если речь не идет о конкретных вещах, по-кумыкски тоже невозможно. Попросту

нет этих лексем в языке, и все. Я бы предложил позаимствовать для устранения этого пробела превосходное турецкое слово "эвет" - да и "хайыр" - нет. Кроме того, что, пользуясь ими, мы сделаем нашу речь богаче и динамичнее, мы пополним свой язык стопроцентно тюркскими словами, органично вписывающимися в ткань кумыкского языка.

У кумыков нет слова "пожалуйста", а ведь оно ключевое в любом языке, недаром внушают детишкам, что оно - волшебное. "Лутфен" - так это звучит по-турецки. Просто и изящно. А разве нельзя вместо примитивного "сав бол"

(будь здоров, до свидания) сказать "аллахаысмарладык" или "гуле гуле"?

По-кумыкски не скажешь просто "здравствуй" - надо обязательно употребить или громоздкое арабское "Ассаламу алейкум" (Мир Вашему дому), или не менее громоздкое кумыкское "Уюгюзге яхшылык" (Вашему дому мир). В обоих случаях,

как это сразу видно, наличествует слово "дом". А если двое знакомых встретились вне дома, как им прикажете поприветствовать друг друга? Но турецкий язык и тут приходит к нам на помощь: "гюн айдын", говорят турки.

Коротко и ясно, им очень понятно для кумыкского слуха.

Примеры можно продолжить. Но и этого довольно. Думаю, эта моя статья вызовет немало возражений. Что ж, давайте спорить, рассуждать, размышлять.

Ведь в споре рождается истина.

=================

Что бы я хотел добавить, может быть, тюркам бывшего СС следовало бы начать очищать с использования богатств своих диалектов, затем ближних соседей, дальних соседей и так до турецкого. Во всяком случае, по моему, в перспективе этот вопрос встанет. В татарском языке например меня бесит: это ручсское заимствование подчиняется правилу сингармонизма, потому что пришло из русского до 1917, а это - нет, потому что после 1917. Кстати, в Турции идет государственная кампания по очищению языка от заимствований: европейских (гар, панталун), арабских, фарси. Ну с последними может быть не надо бы круто, но хозяин - барин

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...