Перейти к содержанию
Гость Аноширван

Туран и пантюркизм

Рекомендуемые сообщения

Гость Аноширван

Вред от пантюркизма состоит

из целого ряда подпунктов. Для начала первые 4 пункта.

1. Пантюркизм не признает наличие разных тюркоязычных наций.

2. Пантюркизм не признает наличие тюркоязычных государств как отдельных единиц.

3. Пантюркизм уделяет огромное внимание удержанию Турцией этих государств в своих руках, так как считает их ПЕРЕМЫЧКОЙ для тюркского мира и мифического "Турана"

4. Идеологи пантюркизма являются одними из основных сторонников искоренения национальных культур как таковых, считая их нетюркскими, и этого не скрывают.

Теперь о самой идеологии.

Пантюркизм изначально выдвинут как нац. идея среди националистически настроенных булгар (волжских и казанских татар), основой теории которых являлось создание мифического тюркского каганата Туран. Позднее сия теория была развита так называемыми "младотурками" в Турции, и доведена до рабочего состояния внесением ряда корректив.

Идеологи пантюркизма, а также их этническая принадлежность:

Зия Гёк Альп (настоящее имя Зияддин Мехмет) - основатель идеологии, этническая принадлежность: курд

Кемаль Ататюрк (настоящее имя Кемаль Мустафа) - основатель Турецкой Республики, этническая принадлежность: еврей

Прочие:

доктор Назим-бей, идеолог партии Иттиада, еврей.

Энвер-паша: курд

Мевлан Рифат: турк

Талаат бей, министр внутренних дел (Турция), еврей

Талаат (великий визирь): турк

Бехаетдин шакир: курд

Джемаль: турк

Политики, писатели, террористы, и прочие СОВРЕМЕННЫЕ деятели

пантюркистского толка:

Тургут Озал, бывший президент Турции, курд

Сулейман Дэмирель, бывший президент Турции, еврей по матери

Махмуд Инону, бывший президент Турции, курд

Месут Йылмаз, курд

"Альпарслан Туркеш", основатель партии "Бозгурд", известный террорист, курд

Искандер Гамидов, террорист, основатель азербайджанского крыла "Бозгурд", курд

Халил Рза Улутюрк, писатель-пантюркист, азери

Абульфаз Алиев ("Эльчибей"), бывший президент Азербайджана,азери

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Я допускаю, что пантюркизм, как всякая пан-идеология не способствует сохранению каких-то уникальных черт этнической культуры.

С другой стороны, Вы ведь пишите о том, что как раз представители различных (зачастую даже не тюркоязычных) народов апеллируют к этой идее. Один из родоначальников - бывший мэр Бахчисарая Измаил Гасприни (вероятно, крымcкий татарин, а может и караим, крымчак, еврей, украинец etc).

Сейчас, по моему мнению, пантюркизм становится более либеральным и недаром его постепенно заменяют "тюркизмом". Он может стать неким адекватным ответом на миф глобализации, поиском общих истоков, дружбе между людьми тюркских наций, других культурно-исторически близких народов, "евразийски" ориентированных движений.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

vse perechislennie vredi panturkizma mozhno izbezhat, no ideya Turana ochen i ochen interesnaya. Neobyazatelno, chto v Turane budut zhit tolko tyurki, no i netyurki (mongoli, kazaho-kyrgyzi, tadjiki itd.) i razvivat svoyu kulturu, etnicheskoe proishozhdenie perecheslinnih ideologov turana dokazivaet, chto ideya privlekatelnaya i dlya drugih natsionalnostey.

Tak chto VIVA Turkistan + VIVA Turkiya = TuRAN!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не знаю, откуда это вычитано, но автор-первоисточник - явный дилетант в предмете и в интернете

По пунктам.

1. Пантюркизм не признает наличие разных тюркоязычных наций.

- на сайтах пантюркистов с гордостью перечислятся все тюркские народы, в тч самые многочисленные, досадно, что иногда по невежеству или по упрямству к тюркам причисляются венгры и даже кеты. см. например http://pc12.soc.metu.edu.tr/rarchive.html

2. Пантюркизм не признает наличие тюркоязычных государств как отдельных единиц.

- на тех же сайтах размещены все государственные символы тюркских государств и все сведения о них см. например www.turkiye.net/sota/homepages.html

3. Пантюркизм уделяет огромное внимание удержанию Турцией этих государств в своих руках, так как считает их ПЕРЕМЫЧКОЙ для тюркского мира и мифического "Турана"

- то есть тот, у кого вы это взяли, видимо хотел сказать, что турки через тюркские народы стремятся к мифическому, воспетому Фирдоуси Турану? По моему, это прекрасно. В чем криминал?

4. Идеологи пантюркизма являются одними из основных сторонников искоренения национальных культур как таковых, считая их нетюркскими, и этого не скрывают.

На сайте http://pc12.soc.metu.edu.tr/rarchive.html - турецкий канал, вещающий на тюркские регионы бывшего ссср - беседа о караимах - исчезающей нации иудейского вероисповедания - я не нашел здесь ничего, чтобы говорило о предложениях по переходу караимов на турецкий язык и в турецкую веру. Наоборот, очень бережное и сочувственное отношение к исчезающему народу. А то, что в Чебоксарах создан лицей, где первым предметом преподавания был введен чувашский язык - это что тоже политика искоренения?

Теперь о самой идеологии.

Пантюркизм изначально выдвинут как нац. идея среди националистически настроенных булгар (волжских и казанских татар), основой теории которых являлось создание мифического тюркского каганата Туран. Позднее сия теория была развита так называемыми "младотурками" в Турции, и доведена до рабочего состояния внесением ряда корректив.

- Бред сивой кобылы - националистически настроенные булгары - группа Ваисова как раз противопоставила себя татарам и тюркам в целом. С тем и загремела в психушку к Бехтерову, дедушке известной Бехтеревой из питерского Института Мозга

Идеологи пантюркизма, а также их этническая принадлежность:

Зия Гёк Альп (настоящее имя Зияддин Мехмет) - основатель идеологии, этническая принадлежность: курд

- действительно мрачная личность, призывал ассимилировать армян, ассирийцев и курдов. вот его программа:

Зия Гек-Альп, основоположник пантюркизма, намечает в своей извечной книге "Основы тюркизма" (1923 г.) три ступени достижения своего идеала: 1) туранизм в самой Турции - ассимиляция, или, в случае отказа от нее, удаление всех нетурецких элементов, очищение турецкого языка от арабских примесей, создание турецкой национальной культуры; 2) огузианизм, то есть объединение стран, населенных потомками Огуза: Турции и двух Азербайджанов, персидского и русского; 3) федерация прочих тюркоязычных народов

Как видите, даже на Туркмению Альп не претендует.

Кемаль Ататюрк (настоящее имя Кемаль Мустафа) - основатель Турецкой Республики, этническая принадлежность: еврей

- Ну это уже патология в стиле Трех Сионских Мудрецов, биографий Ататюрка - целая библиотека, о предках его, кстати, осчень родовитых известно с 17 века, так что если закрался какой яхуди, то видимо очень древний

Прочие:

доктор Назим-бей, идеолог партии Иттиада, еврей.

- Вот это действительно мрачная личность, активист партии "Единение и Прогресс" (Иттихад), секретарь Младотурецкого комитета, неоднократно бывал в Германии, а после суда будучи в тюрьме восторгался Гитлером. При всем цинизме некоторых евреев, назвать друга Гитлера евреем я бы смог. Однако кроме оголтелости к армянам, я в его цитатах ничего пантюркистского не нашел

Энвер-паша: курд

- опять ляп, Энвер-паша был турком, но дед его был азербайджанцем выходцем из Иранского Азербайджана

Мевлан Рифат: турк

Талаат бей, министр внутренних дел (Турция), еврей - бред, предки его были принявшие ислам греки с острова Корфу. Кстати, министр как всякий манкурт очень зверствовал именно против греков.

Талаат (великий визирь): турк

Бехаетдин шакир: курд - полутурок/полуараб

Джемаль: турк

Политики, писатели, террористы, и прочие СОВРЕМЕННЫЕ деятели

пантюркистского толка:

Тургут Озал, бывший президент Турции, курд

- на четверть

Сулейман Дэмирель, бывший президент Турции, еврей по матери

- Сулейман Демирель родился 1 ноября 1924 года в маленькой деревушке в уезде Исламкей провинции Испарта на юге Турции. Интересно, какие народы жили в Турции в маленьких деревушках? Демирель последовательно проводил антикурдскую политику, что его мягко оворя не красит, но про пантюркизм я его высказываний не нашел

Махмуд Инону, бывший президент Турции, курд

-Кстати, не Махмуд, а Исмет Иноню, сажал в тюрьмы туранистов, в том числе башкира Заки Валиди. Может быть, за это его надо причислить к пантюркистам. Но курдов Иноню тоже давил

Месут Йылмаз, курд - Й. на словах был за разрешение ограниченого функцционирования курдского языка на уровне местных администрации, однако не дал возможность умеренным курдам создать курдское теле- и радиовещание

"Альпарслан Туркеш", основатель партии "Бозгурд", известный террорист, курд

- Наибредовейший бред. Тюркеш возглавлял группу волков, которая в конце декабря 1978 напала на религиозную процессию курдов-шиитов в Кахранмараше, убив 101 человека, ранив 1052. Было сожжено 210 зданий. Эти столкновения вызвали волну курдских выступлений, прокатившихся по всей стране.

Искандер Гамидов, террорист, основатель азербайджанского крыла "Бозгурд", курд

- бред. Искандер и его брат Сердар участвовали в операции против курдов в Лачинском районе

Халил Рза Улутюрк, писатель-пантюркист, азери

Абульфаз Алиев ("Эльчибей"), бывший президент Азербайджана,азери - а вот тут как раз наоборот. И Абульфаз, и его троюродный брат Гейдар - стопроцентные курды из Лачинского района

Что мы имеем в итоге? Имеем татаро(+крымскотатаро-)башкирских пантюркистов-туранистов, имеем их последователей из числа турецкой интеллигенции и имеем турок-державников (Ататюрк, Иноню), прчем иногда державники в угаре доходили до фашизма как Назим-бей, Талаат-бей и др в том числе обаятельная вампирша Тансу Чилер. Но причем к этим последним пантюркизм?

Или давайте назовем паниранистом аятоллу Хомейни, который едва прийдя к власти созвал на переговоры лидеров требовавших автономии белуджей, курдов и азербайджанцев и по средневековому их вырезал.

Или назовем панславянами тех, кто воевал в Боснии и Косово (точнее участвовал в зондеркомандах), а также на Балканах. Нет, это панславянизмом почему то не называют. А называют ПАнславянское общество, созданное в 19 веке, чтобы помогать славянам Австро-Венгрии и Германии. Тоже ведь была экспансия

Так что раздуваемая (за деньги и блага) сегодня Центром химера Пантюркизма (а хорошо наваривают на этом профессора Баскаков и Алпатов, историч писатель Котошихин) остается только химерой, способной поразить только профана. Грозит ли Турция тюркским народом ассимиляцией? - Да, если эти народы вновь отправят туда в изгнание, как было с татарами Поволжья и Крыма, ногайцами и кумыками карачаево-балкарцами в 19-нач. 20 вв. Опасна ли Турция вообще? - Да, пока там у власти имперцы, зараженные идеей Великой Турции, Турция опасна существованию например курдского народа.

Но при этом в имперскости своей Турция мало отличается от таких госуд. машин как Израиль, Россия, Китай и Иран и многих др стран, где давят меньшинства морально и физически

кстати, не оплаченный бред из кремля, а более серьезную информацию о пантюркизме и тюркском единстве можно найти на сайте www.turkoman.btinternet.co.uk/turkism.htm

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемый Айрат,

Случайно набрел на Ваш старый пост с коментариями о «зеленчукской надписи». Я сам ее читал на сохранившейся копии зарисовки. Дело в том, как я понял, сам камень, видимо, ушел на строительство одной из дорог. Согласно зарисовке, я мог прочитать надпись на дигорском диалекте осетинского языка. При этом, пожалуйста, примите во внимание тот факт, что я не филолог, не историк и образование мое очень далеко от исторического. Я – физик. Надпись читается легко если положить эпсилон как дигорское «ае» и омега+опсилон как дигорское «у». Напомню, в осетинском языке есть три разные «у» и видимо их было бы логично отличать. Комбинации букв в разных и повторяюшихся словах соответствуют одному и тому же звуку. Другими словами, я не нашел никаких изъянов в надписи за исключением того, что отдельные буквы стерты и одна буква где-то, помню, действительно, была «пропушенна». Но это не разрушает единство текста, помню. Также нашел, что версия перевода, основанного на дигорском диалекте тоже иная, чем приводилось Вами. Те варианты перевода, которые приводят противники «осетиноязычности» алан – стары и основанны на, видимо, «иронском» титульном осетинском или неправильном чтении. Я помню по памяти, что-то такое «Истури фурт Бакатар, Бакатари фурт Анбалан, Анбалани фурт Лаг. Ани цирт аей.», что переводится «Сын Истура Бакатар, сын Бакатара Анбалан, сын Анбалана Лаг. Это их могила.» Хочу Вас убедить в том, что современные осетины-дигорцы делают надписи на могилах именно таким образом. На каждой могиле написанно «Уой цирт аей» (если один человек похоронен) и «Ани цирт аей» если похороненно несколько членов семьи. Если это семья, то перечисление имен производится именно таким образом – от старшего к младшему. Сами имена – все осетинские. И то, что у осетин нет имени Анбалан – не похоже на правду. Оно упоминается на каждом осетинском застолье и переводится «мы друзья». Напротив очень странным выглядит перевод Мизиева о распаде какого-то племени или перевод Баксана о какой-то войне. Какой смысл писать об этом на могильном камне? И Исус Христос, видимо, также должен быть похоронен в другом месте. Чушь, какая-то. У меня нет источника с этой надписью. Я живу в США и не имею доступа к литературе. Но я уверен, что я докажу Вам, что осетинский перевод намного более реальный, чем тюркский или вайнахский, если Вы мне представите надпись. Это только одна зеленчугская надпись. Касаясь других аргументов Мизиева – они еще менее очевидны. Например, то, что балкарцы обрашаются к друг другу «алан» или осетины называют балкарцев «ассон» – тоже неважно. У меня бабушка балкарка и большинство дигорских фамилий имеют балкарских братьев. Значительная часть лексикона балкарского языка – имеет дигорские корни. Посчитайте до десяти по балкарски и Вы усомнитесь, что балкарцы «обычные» тюрки. Скорее они когда-то были дигорцами, как говорят дигорцы. Много других аргументов также сомнительны. Вообше в работе Мизиева отобранны какие-то «самые слабые» аргументы «иранской» теории алан. Если упоминать труды профессора Абаева, то следовало бы упомянуть его трехтомный «этимологический словарь осетинского языка», в котором приведенны десятки тыс слов, анализированны их корни и исследованны их источники, миграционные процессы и аналогии с европейскими языками. Я сам считаю, что если бы аланы были бы тюрками, то исходя из того, что они приняли большое участие в формировании множества европейских народов, логично было бы предполагать множество «тюркизмов» в языках Западной Европы. Тогда я бы ожидал от г-на Мизиева проделать подобную работу. Уж очень неубедительно выглядит его работа, где ведется игра с несколькими словами и именами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Отрадно видеть, что идеи тюркского единения кому-то очень мешают.

Если же смотреть реально, то подобное объединение наиболее реально между Казахстаном и Кыргызстаном при всей явной невыгодности этого для первого. В случае же раскола РФ, что трудно и не приведи Аллах, но вполне реально, то и Идель-Урал в стороне не останется.

:wink: Всегда нравилась такая идея в сторону башкир/татар.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

- Посчитайте до десяти по балкарски и Вы усомнитесь, что балкарцы «обычные» тюрки. Скорее они когда-то были дигорцами, как говорят дигорцы.

- Ну чсто же, посмотрите сайт http://kcr.narod.ru/dictionary/slovarex.htm

- есть некоторые числительные, а все я могу представить по книге "Языки Российской Федерации и соседних государств", Москва, Наука, 2001

Карачаево-балкарский язык

Числительные:

один - бир

два - эки

три - юч

тёрт - четыре

беш - пять

алты - шесть

жети - семь

сегиз - восемь

тогъуз - девять

он - десять

В чем вы, уважаемый Анбалан, видите необычность и отличия балкарских числительных от любых других тюркских? Если вы помните язык своей бабушки?

2. по поводу Зеленчукской надписи. Если вы видели зарисовку Всеволода Миллера, то я как многие сомеваюсь в ее подлинности. А подлиник я вам представить не могу, так что спор бессмысленный

3. имя то анбалан у осетин все-таки нет. А было имя Анбал у асов, один из которых прибыл к Андрею Боголюбскому в свите булгарской невесты В летописях описывается, что он разговаривал с ней по-булгарски. В Булгарии же имя Анбал было распространено среди асов - первой волны булгар, суасов (нынешних чувашей (суасла-мари по марийски и мордовски) и буртасов - предков татар мордовии и пензенской обл.

- И то, что у осетин нет имени Анбалан – не похоже на правду. Оно упоминается на каждом осетинском застолье и переводится «мы друзья».

- по той же книге "мы" по осетински - мах, мы сами - наехаедаег. В то же время в карач.-балк. есть возглас Анбалани, который отлично переводится "Вот Аланы" (ан - вот, б - соединительная согласная по типу асиани - басиани, название карачаевцев у грузин)

4. Если упоминать труды профессора Абаева, то следовало бы упомянуть его трехтомный «этимологический словарь осетинского языка», в котором приведенны десятки тыс слов, анализированны их корни и исследованны их источники, миграционные процессы и аналогии с европейскими языками.

- как мог абаев что-то доказать против тюрок, если сам он признавался, что ни одного тюркского языка не знал

5. зафиксированные тюркские заимствования в европейских языках на конец 19 века (цит. по Якобу Гримму)

в венгерском - более 800 ед.

в сербохорватском - около 700 ед.

в немецком - около 350

в английском - около 200

в французском - около 300

в итаьянском - около 200

6. - Извините, но слабых сторон у осетино-аланской теории очень много, как много слабых сторон и у Мизиева.

- Например, то, что балкарцы обрашаются к друг другу «алан» или осетины называют балкарцев «ассон» – тоже неважно.

- а многим важно

- У меня бабушка балкарка и большинство дигорских фамилий имеют балкарских братьев.

- Кстати, почему то многие дигорцы имеет тюркские фамилии, например, Абаев. Видимо, оттого, что как пишите вы, "Скорее они когда-то были дигорцами, как говорят дигорцы".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемый Гость,

Я, наверное, зря приплел балкарский язык, если его не знаю. Мать моей бабушки из балкарского рода. Дело в том, что она меня даже учила балкарскому, но было это лет тридцать назад. Не имея практики я его забыл, как и немецкий. Но я даю Вам голову на отсечение, что те последнии цифры произносились иначе. Пять было «фондж» и десять было «даш». Бабушка говорила, что плохо понимает молодое поколение. Она говорила, что «балкарцы стали говорить иначе после сылки в Казахстан». Она могла разговаривать с казахами и говорила, что казахский ближе к балкарскому, чем туркменский и азербайджанский. Последних она почти не понимала. Но это все лирика. Вы, тюрки, думаете вы такие все одинаковые? Нет, дорогой, даже я знаю, что вы разные. Не особо верю в идею пантюркизма. Нет ничего обшего между киргизами и балкарцами. Но, поверьте, очень много близкого между дигорцами и балкарцами. То, что Абаев – тюрское имя, я не оспариваю. Большинство осетинских фамилий – тюркские. Дело в том, что у осетин есть традиция давать экзотические и редкие имена. Потом христиане дают христианские, а мусульмане – мусульманские. Потом из этих имен идут названия фамилий. Из современных осетинских имен я знаю только одно - Зарина. Поэтому, сама идея копания в осетинских именах – очень глупа. Когда кто-то из историков твердит, что у осетин нет имени Анбалан – я не верю. Никто из дигорцев в это не поверит. Он просто не встречал человека с таким именем – не более, не менее. Представьте нам перепись всех дигорцев за последнии двести лет. Я разговаривал с одним стариком, чье имя Тембол и кому было 102 года в 1982 г. Его дядю звали Анбалан или Анбал – не помню точно. Но даже, когда кто-то теории строит на том, что у осетин нет имени Алан – тоже чепуха. Если у осетин есть имя «Чинганчкуг Большой Змей» или «Луис Альберто», то логично предполагать, что любое имя существующее в природе – можно найти у осетин. Потом непонятно почему эти историки цепляются к имени «Алан», если у осетин есть имя «Сармат». Последнее – старое имя упоминаемое осетинскими классиками и существовало до «сарматских» теорий. Если игра со словам «алан», может и приносит какие-то идеи, то слово «ас» – популярно у осетин и сегодня. Имена Таймураз, Батраз, Ас-темур, и много др распространенны имено у осетин. «Ас» – означает великий или большой. А на Востоке алан называли именно «асами», «ясами» да «осами». Не стоит далеко идти в Венгрию, если рядом в Грузии осетин именуют «осами». Грузины, поверьте, хорошо знают кто им создавал проблемы. Поэтому то, что дигорцы называют балкарцев «ассон» – маловажно. По поводу «зеленчукской надписи». Если оригинал существует, то есть тема для спора. Если его не существует – забудьте. Теория «осетиноязычности» алан, поверьте «висит» на этой надписи. Даже если Вы найдете оригинал и на нем будет написанно на современном татарском, то даже это – не аргумент. Эта надпись, вероятнее всего, сделана чужаком, каким либо монахом из того «каталикоса». Изначально неочевидно, что она должна быть осетинской. Но если она осетинская, то она является аргументом в пользу. Если же нет, то это нисколько не исключает эту теорию. Если нет оригинала, то это означает, что у Вас нет аргумента, а не у меня. Еще о имени Анбал. «Анбал» – по дигорски «товарищ». Слово идет от слова «бал» – войско. «Ан» – приставка обшности. Есть грузинские сведения, что у осов войско – «бал» и воин – «анбал». Далее «ан» – всего лишь артикль как и английское «are». Вы же ишете слово «мы» в осетинском словаре. Вы правы мы – «мах». Но так осетины не говорят. Осетины говорят «мах анбал ан» или «анбал ан». Упоминая словарь Абаева, то видно, что этот словарь – словарь осетинского языка. В том случае Абаев разделил осетинские слова на группы. Там слова кавказкого, тюркского и осетино-иранского происхождения. Он очень легко отличал одни от других. Потом он сравнивал эти осетинские слова с другими из других языков. Вот, например, у осетин два слова со значением «рука» – къох и арм. Он берет слово «къох» и находит аналог вайнахских языках. Идея в том, что это слово пришло из кавказких языков. Слово «арм» – нет в кавказких языках, но есть в английском, что тоже рука. Потом «мать» по осетински «нана» и «мада». «Нана» - и у чеченцев. А «мада» у англичан. «Дверь, порог» у осетин «дуар» и «къасар». Рыба форель у осетин «ласаг», у русских «лосось», у норвежцев «ласа» и тд. Это рыба на европейских языках, а на древнеперсидском это «пятно». Абаев приводит рассуждения как появилось название рыбы форель. Мое описание обывательское. Но там приводится анализ не одного десятка тыс осетинских слов. Все проанализированны подобным образом. Поэтому я и предлагал Мизиеву проделать подобную работу, а уж потом выходить с теориями.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Еще о именах. У осетин есть женское имя «Милиуан». Имя это означает «милион» и пришло от генуэзцев в где-то 13-14-м веках. У итальянцев нет такого имени, но оно есть у осетин. Но это не значит, что именно осетины придумали слово «милион». Соседа моего деда звали Матрос. Матрос – это член экипажа корабля. У русских нет такого имени. Но оно есть у осетин. Но это не значит, что слово это осетинское. У осетин множество имен по типу «Олечка», «Маруся», «Коля» и тд. Русские не пишут имена так в паспортах, а осетины пишут. Потом осетины очень хорошо знают свои родословные, но, почему-то, никто из пантюркских мыслителей в них не копался. Мой род произошел от Гулу. Того самого Гулу, который упоминался итальянским врачем Темура Тамерлана вместе с братом Тавасом. У Владыки Востока падала шапка с головы, каждый раз, когда он смотрел вверх на их крепости, писал летописец. Крепости были, говорят, в Балкарии. Гулуевы и Тавасиевы – дигорские фамилии. Два рода считают себя братьями и исходят от двух братьев Гулу и Тавас. «Гулу»-лысый и «Taw-as» – "горный осетин" имя у дигорцев и сегодня. Это пример того, что имена могут иметь и тюркское происхождение, однако изначально неправильно, что «осетиноязычные» аланы не имели право иметь тюркские имена и наоборот тюрки не могли иметь «осетиноязычные» имена. Люди всегда предпочитают «импортные» имена. О самоназваниях. Осетины называют себя «ирон», но дигорцы так себя уже не называют. Дигорцы называют себя «дигорон». Это название исходит из имени Дигора-Кобана, который, якобы пришел из Венгрии и принес огнестрельное оружие. Так же и кабардинцы исходят от князя Кабарэ. Когда кто-то начинает муссировать эти самоназвания и доказывать, что эти народы не имеют прошлое – очень и очень сомнительно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

///5. зафиксированные тюркские заимствования в европейских языках на конец 19 века (цит. по Якобу Гримму)

в венгерском - более 800 ед.

в сербохорватском - около 700 ед.

в немецком - около 350

в английском - около 200

в французском - около 300

в итаьянском - около 200///

Это очевидно явление влияния Османской Империи. Чем дальше от Османской Империи - тем меньше тюркских слов. Потом надо смотреть, что это за слова. Если это "тюрбан" или "султан", то это абсолютно не доказывает Вашу теорию. Я имею в виду "фундаментальные" слова из основ языка. Потом, я снова аргументирую, что в словаре Абаева речь идет о тысячах слов в таких "нетюркских" языках как английский, испанский или даже норвежский.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Нет, дорогой. Все связанно. Балкарцы - наши братья. У нас одни предки, фамилии, на одной земле живем и одну и туже воду пьем. А вы, пантюркисты, хотите их оторвать от нас разными своим теориями.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Здесь все тюрки выступают за все же за тюркизм как родство. Пантюркистких идей никто не вынашивает, об этом говорит и опрос на заглавной странице сайта. Если я говорю с балкарцем на одном языке, значит мы родственники. Если Вы имеете с балкарцами общие обычаи и культуру/эпос значит и вы родичи, но с другой стороны.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я совсем не против пантюркизма и готов породниться. Я против отдельных "модных" теорий. Я считаю балкарцев народом родственным осетинам. Есть популярное мнение, что балкарцы какие-то аланские племена, которые "отюрчелись" в той или иной степени в виду каких-то обстоятельств. Есть мнение, что аланы очень тесно жили с кипчаками, братались и имели смешанные браки. Осетины и балкарцы и внешне неразличимы. Но речь была о том, что некоторые теоретики делают теории, что аланы - тюрки, потому, что балкарцы обрашаются к друг другу "алан" и осетины их называют "ассон". А осетины появились на Кавказе из помойки. То мне не нравится. Вот и хотел высказаться.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я совсем не против пантюркизма и готов породниться. Я против отдельных "модных" теорий. Я считаю балкарцев народом родственным осетинам. Есть популярное мнение, что балкарцы какие-то аланские племена, которые "отюрчелись" в той или иной степени в виду каких-то обстоятельств. Есть мнение, что аланы очень тесно жили с кипчаками, братались и имели смешанные браки. Осетины и балкарцы и внешне неразличимы. Но речь была о том, что некоторые теоретики делают теории, что аланы - тюрки, потому, что балкарцы обрашаются к друг другу "алан" и осетины их называют "ассон". А осетины появились на Кавказе из помойки. То мне не нравится. Вот и хотел высказаться.

Ни у кого нет сомнений, что осетины и балкарцы имеют общие корни. Однако трудно опровергать и то, что в этногенезе балкарцев не самую последнюю роль сыграли тюрки. Наша задача выявить к примеру у тех же балкарцев тюркские пласты или выяснить степень участия в происхождении балкарцев протоосетин.

Ну а по поводу появления осетин на Кавказе, как Вы выражаетесь "из помойки", по-моему очень хорошо выразился соплеменник Дени Баксана уважаемый Эл - не стоит верить популярной литературе, надо доверять источникам.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Извиняюсь, что позавчера в сердцах разозлившись по поводу счета, не назвал себя

До 1917 года балкарцы называли свою страну Малкъарны беш тау эли -пять горских обществ Балкарии. (См. http://balkaria.narod.ru/smi/tere2393.htm) Кроме того почему то есть гора Бештау, а не Фонджтау. С другой стороны, любой узбек поймет таджикское слово "пяндж" (пять), но сам скорее скажет по-узбекски "биш"

Между дигорцами и балкарцами действительно много общего по крови, в обычаях, но согласитесь был и 1944 год, когда осетины-добровольцы помогали отрядам НКВД выселять с Кавказа карачаевцев, балкарцев, ингушей и чеченцев, а также захватывали их дома и мущество. Согласитесь, такое не скоро забудется. Другое дело, что то, что, осетины появились из помойки - ваши слова, никто так не говорит. Появились они в результате сложного процесса смешения пришлых иранских и местных племен с добавлением тюрксой крови. ПРичем иранские предки вышли из сарматского союза, но не факт, что предками были именно аланы

по поводу заимствований: например, слово coach и соотв кучер появилось в европе намного раньше появления османов. По поводу словаря Абаева - он активно пользовался Этимологическим словарем русскго языка Макса Фасмера, но почему то выкинул постоянно подчеркиваемую мысль Фасмера о том, что что большинство древних иранизмов, возможно, являются просто реликтами общего индоевропейского языка и появились у европейских и азиатских индоевропейцев одновременно

Род Гулуевых сейчас - самый влиятельный чеченский род в Аргунском районе

Тау-ас - одно из племен асов, плативших дань хазарским каганам. То, что они именно тау-горные по-тюркски - еще одно свидетельство тюркского происхождения асов. То, что фамилии Гулуевых и Тавасиевых есть у дигорцев значит лишь то, что дигорцы были подданными вайнахских князей Гулуевых и балкарских князей Тавасиевых. Оба рода описаны, например, в истории покорения Кавказа кн. Барятинского. Кстати, гулу - никакой не лысый, а "тот, кто носит шапку гула" (смушковая остроконечная шапка горцев, в ней кстати постоянно ходил имам Шамиль.

* Дигорцы называют себя «дигорон». Это название исходит из имени Дигора-Кобана, который, якобы пришел из Венгрии и принес огнестрельное оружие. Так же и кабардинцы исходят от князя Кабарэ. Когда кто-то начинает муссировать эти самоназвания и доказывать, что эти народы не имеют прошлое – очень и очень сомнительно.

- Кстати, Дигор-кобан - хан булгар-утигуров, пришедший из Центральной Европы на Кавказ

*Но даже, когда кто-то теории строит на том, что у осетин нет имени Алан – тоже чепуха. Если у осетин есть имя «Чинганчкуг Большой Змей» или «Луис Альберто», то логично предполагать, что любое имя существующее в природе – можно найти у осетин. Потом непонятно почему эти историки цепляются к имени «Алан», если у осетин есть имя «Сармат».

- Имя алан появилось только в советское время, а имя Сармат - раньше, но не в жизни, а как "желательное" в пьесе Саламова - "Сармат и его сыновья", в поэме Косты Хетагурова. Живьем, с этим согласен и Абаев, у осетин были только русские, арабские, персидские замствованные и имена окружающих народов: тюркские и кавказские

Да будет вам известно, что имя Теймураз появилось у осетин в благодарность кахетинскому царю Теймуразу I, разрешившему осетинам жить на его землях. Имя же древнеиранское и встречается в Шах-наме. Теймуразов в Грузии больше, чем всех осетин вместе взятых! (Вспомните фильмы Мимино, Кин-Дза-Дза и мн др)

Про ас просто не буду повторяться, по второму кругу пошло, в тч и про грузин, которые осетин зовут овсами, а балкарцев асами

По поводу анбалана непонятно. Получается: мы-товарищ, а анбалон/анбалан - мы-товарищи - можно ли такое имя давать одному? Или анбал надо все-таки переводить как сотоварищ? И если имя Анбал есть у осетин, почему в Интернете упоминается только ключник Андрея Боголюбского яс Анбал, зарезавший князя? А Анбалы -осетины - предприниматели, ученые, простые граждане вообще не упоминаются ни в одной поисковой системе?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

кстати посмотрел фильм ведьмак - книга конечно лучше, но интересно - еще раз убедился как хорошо воспринимается польский язык русскоговорящим. при том, ячто чешский язык менее понятен говорящему по-русски, но хорошо понятен говорящему по-польски. А голландский язык понятен без перевода жителю Северной Германии, но менее понятен - Южной. А якутский - понятен хакасам, тувинцам, более чем балкарцам. Но сравните с китайским языком, где 9 диалектов переходят друг в друга, и соседи понимают друг друга, а более дальние - абсолютно не понимают. Но говорить о китайских языках - табу, также как табу - говорить о диалектах тюркского языка, хотя почему-то допускается, что разные диалекты туркменского языка принадлежат к разным группам тюркских языков.

И о дигорцах

Ногайцы и кабардинцы, дигорцы и балкарцы, аварцы и кумыки всю свою историю брали жен из аулов друг друга, чтобы не воевать и жить дружно, чтобы знать языки друг друга для торговли и др совместных действий. Сформировалась единая расовая группа, но языки остались свои. Возникли суржики, на котором например говорила бабушка уважаемого Анбалана - она, видимо, проживая в дигорском, или смешанном балкаро-дигорском селении и настолько привыкла к своему двуязычию, что стала воспринимала его как свой родной язык - баларский. Точно также "русские" Краснодарского края воспринимают свою мову как русский язык, а жители Киева и Днепрпетровска - свой суржик - как украинский язык Тараса Шевченко

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы
А те "пантюркисты", носящие выдуманные тюркские псевдонимы для пущей важности типа "Ататюрк", "Альпарслан Тюркеш" и т.д. кажущиеся крутыми ребятами безграмотной неймято-эльчибейской толпе, для которой под видом красивой вывески и предназначены сайты подобного рода, на которые вы ссылаетесь.

Наверное, в Азербайджане, действительно, все приняло несколько гипертрофированные и политизированные формы. И Вы утомлены всей этой риторикой. Но сайты неплохие - есть толковый научный аппарат. У Вас есть национальная государственность - берегите ее. У тюрков России нет, поэтому нам вообще важно ощущение того, что мы не недоумки, недостойные своей государственности, а люди как люди с добрыми родственниками и из приличной семьи:)

Автор этих строк сам является на четверть курдом, поэтому о ваших познаниях в курдской культуре умолчу, дабы не обсуждать их публично - судя по вашему посту, вы не знаете ни курдского языка, ни традиций (замечу к сведению: Озал - курдская фамилия/имя, в переводе означает "благороднейший", парс. Авзали и т.д.), ни о курдах Азербайджана и Гарабахском конфликте тем более.

Я, например, недоумеваю, почему весь накал курдской проблемы да еще в лице КРП обрушился на сравнительно демократическую Турцию. Где традиции Барзани? Почему КРП так активно не воевала с иракским режимом, который травил их газом? Впрочем ответы очевидны и найти их можно в Университет П. Лумумбы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я написал со слов самого Озала, что он курд на четверть

Автор этих строк сам является на четверть курдом, поэтому о ваших познаниях в курдской культуре умолчу, дабы не обсуждать их публично - судя по вашему посту, вы не знаете ни курдского языка, ни традиций (замечу к сведению: Озал - курдская фамилия/имя, в переводе означает "благороднейший", парс. Авзали и т.д.), ни о курдах Азербайджана и Гарабахском конфликте тем более.

- В чем причина гнева? Кто спорит с происходением фамилии Озал? А хотите обсудить Карабахский конфликт, давайте обсудим. Вы открыли этот форум с не очень вежливых обвинений тюркам, и почему-то считаете что это всем должно здесь понравиться. А то что народы, а особенно, соседи, должны дружить, с этим никто спорить не будет. Только можно было сказать это нормально и без заявлений типа Ататюрк - еврей

Но тем не менее, Аноширван, вы, не зная тюркских языков, пытаетесь судить об их родстве/неродстве. Так вот, родство это близкое, курд по крови и азербайджанец по должности Гейдар Алиев общается в Анкаре без переводчика

Надеюсь, что не обидел, как вы меня

С уважением, Айрат.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Аноширван

Салам алейкум, эзиз форумдакилар!

Стасу:

Вы, конечно же, понимаете, что наивно полагать, будто бы объединение по языковому признаку является аналогом Евросоюза. Заметьте, там объединены высокоразвитые, в полной мере независимые, светские государства. Когда якобы объединяются (а не сотрудничают на равных) несколько стран со слабой экономикой, то самое развитое из них (в нашем случае - Турция) будет играть роль "старшего брата", диктуя всем свои правила, тем самым превращая остальных в своих вассалов. "Помощь" турков, "добрых родственников из приличной семьи" будет заключаться в открытии в вашей стране дёнерных и забегаловок, и завозе в массовом порядке низкосортной продукции компаний типа "Юлькер" и т.д. Поймите, все это не моя выдумка, это реальные плоды того, что сегодня навязывают тюркоязычным государствам и автономиям "пантюркисты", "бозгурды" и т.д. С этим всем пока столкнулись только мы, в других тюркоязычных странах подобного пока еще нет, а в Азербайджане "псевдопантуркофашистская" власть уже была и привела к потере Гарабаха и к установлению авторитарного трайболистского режима.

В многонациональной стране, каковой является Азербайджан, пантюркизм, также и остальные пан...измы очень опасны. Пантюркизм для Азербайджанской Республики - зло. Для Азербайджана больше подходит Азербайджанизм, подразумевающий верховенство понятия "ВЭТЭН" ("РОДИНА") над этническими различиями. Это понятие нас всех - тюрков, талышей, лезгинов, татов, курдов и др. объединяет, а вот эти пан...измы - разъединяют.

Касаясь же вопроса турецкой пропаганды, то она довольно обширна, собираюсь рассказать о ней позже, если будет время.

Курдский вопрос весьма неоднозначен, да и центральноазиатский форум не совсем подходящее место, для этого существуют соответствующие сайты, но и его при желании и разрешении администрации форума также можно обсудить.

Айрату:

Обвинения не могут быть грубыми или вежливыми. Они могут быть либо лживыми, либо справедливыми. Где в моих словах вы увидели хоть одно оскорбление в адрес тюрков? О том, что Мустафа Кемаль - еврей написано в "Летописях еврейского нарда", это уже "бозгурды" вывели его родословную чуть ли не до Чингизхана. Кстати, никто из тюрков ни в Турции, ни в Азербайджане не знает ничего о таком неотъемлемом тюркском атрибуте как "санжира", каковой у Кемаля, разумеется, не было.

Немного о себе: я не являюсь тюрком по происхождению, но, разумеется, владею тюркско-азербайджанским языком, который действительно имеет много общего с туркменским и турецким. Но это вовсе не означает, что надо искоренить понятия "туркмен", "башкир", "татарин" и т.д., заменив их на "тюрк". Каждый народ имеет право на свою собственную, пусть в чем-то схожую с соседней, но самобытную культуру. Именно с этим и борется сегодняшний пантюркизм, о некоторых последствиях которого я выше написал Стасу. Теперь более конкретно:

Ни для кого не секрет, что мы без малого 10 лет находимся в состоянии конфликта с Арменией. Если мне не изменяет память, союзником нашего врага является РФ. Надеюсь, вы не станете отрицать, что РФ, которая держит в Армении военные базы, передает армянам оружие и строит оборонные предприятия - их союзник? Или вы предложите мне надеть розовые очки и сказать "Россия - участник Минской группы и один из инициаторов переговорного процесса"? РФ во время боевых действий предоставила Армении регулярный полк - 366-ой, снабжала боеприпасами, и поставляла какие угодно разведданные. Была какая-либо помощь со стороны Турции? Были ли поставки оружия, я не говорю про турецкие части, группы, войска? Только не надо лекцию читать, мол, сами должны освобождать и пр., в том и трудность, что в одиночку мы пока не в состоянии воевать на равных против Армении и тех, кто за ее спиной. И не надо опять про единственного мифического турка, который якобы воевал в Шуше.

Ну хорошо, черт с ним, с турецким правительством, а как насчет добровольцев? К примеру, с районов, прилегающих к Джебраилу, Горадизу и Физули с иранской стороны пришло свыше 500 добровольцев, а где были "братья"-турки? Ну, хотя бы, те же самые "крайние националисты" - "бозгурды"? Кроме того, почему Турция не участвует в переговорном процессе? Был бы, по крайней мере, еще один лишний голос на нашей стороне. Почему РФ, откровенно занимающая сторону Армении, может принять участие в переговорах, а вот Турция - не может. Может быть - не хочет? Первый союзник Азербайджана, "братский" до потери пульса закрыл, вернее даже не открывал никаких границ и дип. отношений с Арменией, но в то же время Турция является вторым источником дохода армян, и дает солидную часть всемирного валового продукта армянской "диаспорной" экономики. В Турции функционируют десятки и сотни армянских предприятий, заводов, фабрик, зон отдыха, курируемых армянами (практически все острова в Мраморном море) и т.д. Теорема проста - туристов из США и Европы в Турцию привлекают армянские туристические компании, и если турки пошлют армян подальше - туристов не будет. Однажды беседовал на эту тему с турком, и все это услышал от него, плюс фразу "онлары ордан чыкарсак - 40% туристик эканоми чёкяр…". Кроме того, армяне заправляют сутенерским бизнесом в Турции. Как известно, Турция единственная мусульманская страна в мире с легализованными публичными домами. Так вот, львиной долей этих предприятий владеют армяне, преуспевающие "мама Розы", одна из которых, кстати, недавно умерла. Другая некогда получила почетную грамоту от самого Дэмиреля "Самый Примерный Налогоплательщик Года" - это та самая знаменитая владелица сети борделей, в "работницы" которых набираются исключительно россиянки и украинки, более известные как "Наташи". По различным данным в Турции проживает свыше полмиллиона армян, если не больше. Только в Стамбуле их больше 300 000. "Священная Константинопольская Армянская Апостольская Церковь" находится в одном из фешенебельных кварталов Стамбула. В Турции функционируют десятки армянских СМИ, в числе которых есть газеты, журналы, веб-сайты, телеканалы.

И хотя любой конфликт имеет над собой злой рок восприниматься локально, но что Вы обо всем этом думаете, уважаемые участники форума? И какой после всего этого пантюркизм?

С уважением, Аноширван

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Салам алейкум, эзиз форумдакилар!

Уалейкюм Эсселям, азиз мухтерем достум! Нетерсин, гагащ?

Поймите, все это не моя выдумка, это реальные плоды того, что сегодня навязывают тюркоязычным государствам и автономиям "пантюркисты", "бозгурды" и т.д.

Никто никому ничего не навязывает. Плоды имперской пропаганды еще не скоро увянут. Казахи настроены против узбеков, узбеки против казахов, киргизов и даже спокойных и добродушных туркмен, кыргызы не любят узбеков и втайне недолюбливают казахов. Разделяй и властвуй! Вот нас разделили и нами властвуют.

Более или менее удовлетворительными можно назвать взаимоотношения между казахами, кыргызами башкирами с татарами. Причем в идель-уральской паре существуют свои заморочки, но с казахами не "ругаются" все трое. Не зря Заки Валидов с М.Чокаевым проектировали единое государство именно из этих четырех плюс узбеки-тюрк (узкоглазая разновидность современных узбеков)

А в вашей гремучей смеси из персидско-кавказско-балканских кровей разбираться и смысла нет. Не об османах с сафевидами здесь спорят, а надо бы. Слишком запутано, да и тюркского в вас только реформированный Ататюрком язык остался. Образ жизни, бытовая культура - хоть в чем-то похожи на нас, центральноазиатов, разве что йорюки в горах Западной и Южной Анатолии.

О том, что Мустафа Кемаль - еврей написано в "Летописях еврейского нарда", это уже "бозгурды" вывели его родословную чуть ли не до Чингизхана.

Это не плод авторского коллектива небезызвестных "Протоколов"?

Кстати, никто из тюрков ни в Турции, ни в Азербайджане не знает ничего о таком неотъемлемом тюркском атрибуте как "санжира", каковой у Кемаля, разумеется, не было.

Ошибочка. У йорюков такое имеется, правда сильно ревизионированное.

Немного о себе: я не являюсь тюрком по происхождению, но, разумеется, владею тюркско-азербайджанским языком, который действительно имеет много общего с туркменским и турецким. Но это вовсе не означает, что надо искоренить понятия "туркмен", "башкир", "татарин" и т.д., заменив их на "тюрк".

Ну тогда ваше возмущение и выкрики просто некорректны. Не можете этого делать со своими этническими родственниками, не мешайте другим. Дружить надо, а не делиться.

И хотя любой конфликт имеет над собой злой рок восприниматься локально, но что Вы обо всем этом думаете, уважаемые участники форума? И какой после всего этого пантюркизм?

Проблемы Турции и Азербайджана пока что далеки от нас, и не только геграфически. "Великолепная четверка" не успела ни ассимилировать кого-то со стороны ни ассимилироваться сама. Сидим вот, здесь, корни свои копаем. Этнические, исторические и языковые.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы
Курдский вопрос весьма неоднозначен, да и центральноазиатский форум не совсем подходящее место, для этого существуют соответствующие сайты, но и его при желании и разрешении администрации форума также можно обсудить.

Айрату...

Ни для кого не секрет, что мы без малого 10 лет находимся в состоянии конфликта с Арменией. Если мне не изменяет память, союзником нашего врага является РФ. Надеюсь, вы не станете отрицать, что РФ, которая держит в Армении военные базы, передает армянам оружие и строит оборонные предприятия - их союзник? ....

И хотя любой конфликт имеет над собой злой рок восприниматься локально, но что Вы обо всем этом думаете, уважаемые участники форума? И какой после всего этого пантюркизм?

Коллеги! Я, как человек национально далекий на 4 тыс. км и как бы удаленный от проблематики, все же предлагаю спокойно поговорить о курдском вопросе. Он, очевидно, уже играет все усиливающуюся роль в Центральной Азии. Он и аналогичный армянский вопрос мешает тюркскому териториальному объединению.

Мне больше была доступна информация о том, что разваливающийся ссср ПОДДЕРЖИВАЛ Азербайджан. Так получилось, что моими зятьями стали 2 азербайджанца из оккупированных районов. Живут на таежной реке, ловят хариусов (рыба, похожая на форель). Граждане Азербайджана, ну, а точно не было других выходов, кроме помощи тюркского мира?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Айрату:

Немного о себе: я не являюсь тюрком по происхождению, но, разумеется, владею тюркско-азербайджанским языком, который действительно имеет много общего с туркменским и турецким.

Ни для кого не секрет, что мы без малого 10 лет находимся в состоянии конфликта с Арменией. Если мне не изменяет память, союзником нашего врага является РФ. Надеюсь, вы не станете отрицать, что РФ, которая держит в Армении военные базы, передает армянам оружие и строит оборонные предприятия - их союзник? Или вы предложите мне надеть розовые очки и сказать "Россия - участник Минской группы и один из инициаторов переговорного процесса"? РФ во время боевых действий предоставила Армении регулярный полк - 366-ой, снабжала боеприпасами, и поставляла какие угодно разведданные. Была какая-либо помощь со стороны Турции? Были ли поставки оружия, я не говорю про турецкие части, группы, войска?

- То есть вы, Ануширван, против пантюркизма как союза тюркских народов, но за пантюркизм, если это выражается в поддержке Турцией Азербайджана в войне против Армении? При том, что курды в этой войне были между молотом и наковальней, и при том, что доставалось курдам Лачина и от тех, и от других? А как насчет того, что какой-нибудь "частично курд" из Армении или НКР начнет говорить патриотические антиазербайджанские тексты? Прошла, а теперь тлеет страшная война, зачем вы, "специалист по курдам" разжигаете неприязнь против курдов Армении?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Пантюркизм первоначально возникает в 1880-х гг в России в виде культурно-либерального течения тюрко-татарской интеллигенции. У истоков этого течения стоял крымскотатарский просветитель, публицист и реформатор традиционного уклада жизни российских мусульман Исмаил бей Гаспринский (1851-1914). Он разработал программу борьбы с отсталостью мусульманских масс Российской империи. Достижение цели предусмаривалось с помощью просвещения, что подразумевало, во 1-х, реформу образования путем внедрения новых методов обучения (например, при обучении чтения Корана, ученикам предлагалось запоминать арабские звуки, а не выучивать арабские слова целиком как раньше), а также путем преподавания не только богословских, но и светских наук. Во 2-х, предусматривалось создание тюркской печати. Пропагандистом идей просвещения стала первая в России тюркская газета "Тарджиман" (Переводчик). Гаспринский выработал в газете особый стиль тюркского языка, в корне отличавшийся от языка стамбульских литераторов своей простотой, краткостью, ясностью. Это был тот язык, посредством которого он мечтал объединить весь тюркский мир. Именно в этом Гаспринский выгодно отличался от многих мусульманских мыслителей пореформенной России, в том числе и Ш.Марджани, которого считал своим духовным учителем. Если Ш.Марджани излагал свои мысли тяжеловесным философским языком, перенасыщенным арабизмами и фарсизмами и понятным лишь узкому кругу читателей, то яркий публицистический язык "Тарджемана", будучи для большинства тюркского населения понятным, позволил Исмаил-бею завоевать огромную читательскую аудиторию.

Гаспринский свободно владел и писал на русском языке, что позволяло ему распространять свои идеи, не замыкаясь в узконациональной среде. Его идеология, влияние на тюркский мир не могли быть не замечены в консервативных имперских кругах России. Так, Н.Ильминский, ярый враг просвещения нерусских народов империи, резко бичевал Гаспринского. По его убеждению, "...фанатик без русского образования и языка сравнительно лучше, чем по-русски цивилизованный татарин, а еще хуже аристократ, а еще хуже - человек университетского образования".

Благодаря кропотливой работе над каждым номером газеты, привлечению к сотрудничеству образованных, талантливых, преданных идее пантюркизма-туранизма авторов престиж "Тарджемана" был высок. "Влияние этой небольшой газеты было в тысячу раз значительней, чем то, что было у "Нового времени" или даже у знаменитой британской "Таймс", - отмечал не без гордости Д.Валиди.

На страницах газеты большое место занимала пропаганда среди мусульман России великого наследия, оставленного в культуре и истории предками современных тюрков. Без сомнения, это способствовало росту самосознания, чувства единства тюркского мира. На страницах "Тарджемана" освещались преимущества западной цивилизации, анализировались научно-технические достижения европейских стран. Другой важной задачей была пропаганда среди русского населения России тюрко-мусульманской культуры.

Чтобы дискредитировать эту идею в глазах населения России, царская охранка начала приписывать тюркизму несвойственные ему цели и черты, а именно: агрессивность и экспансионизм. Определение "тюркизм" стало употребляться с приставкой "пан" (от греческого pan - всё) - "пантюркизм". Тюркские народы России стали пугать турецкой экспансией, И.Гаспринского и его единомышленников называли "турецкими шпионами".

К сожалению, и позднее, после Октябрьской революции 1917 г., отношение к тюркизму мало чем отличалось от отношения к нему царских властей. Оно было официально сформулировано на Х съезде ВКП(б) в 1921 г., на котором партия "осудила пантюркизм как уклон в сторону буржуазно-демократического национализма". Появление жупела "пантюркизм" в советской пропаганде объясняется тем, что в СССР была поднята на щит идея создания некой аморфной безнациональной советской нации. И поскольку существования наряду с ней иной общности никак не предусматривалось, "пантюркизм" стал одним из самых страшных политических ярлыков в СССР. Самым распространенным обвинением, по которому репрессировали в 1930-е гг. татарскую интеллигенцию, было обвинение в "пантюркизме".

Был правда сразу после Октября момент заигрывания с пантюркистами, когда Ленин ждал Революцию Востока и активно дружил с Ататюрком, взявшего на вооружение как госидеологию "тюркизм", который он определял как "особую тюркску политику с учетом определенной культурно-исторической общности всего тюркского мира и интересов каждой отдельно взятой тюркской народности". Одновременно татарским большевикам Султан-Галиеву и Вахитову разрешалось мечтать о единой автономии всех тюркских народов европейской России. Позже Султан-Галиев был расстрелян как агент Турции, ведущий подрывную работу по созданию "Государства Туран". На деле же действительно убежденному большевику Султан-Галиеву досталось за противодействие сталинскому плану создания унитарного государства.

По обвинению в пантюркизме как шпионаже в пользу Турции сажали и расстреливали за пропаганду Золотой Орды, за пропаганду тюркских эпосов, в т.ч. Идегея и Манаса.

Интересно, что если в Советском энцикопедическом словаре 1985 года пантюркизм преподносится как "реакционно-шовинистическая доктрина турецкой буржуазно-помещичьей верхушки, возникшая в начале XX века, которая проповедует объединение под властью Турции тюркоязычных народов", то это же определение перекочевало в Политилогический словарь, изданный уже в "Свободной России" в 1993 году. А в Российск Энциклопедическом словаре 1997 года пантюркизма уже нет!

А в 1994 году в Москве Национально-республиканская партия России провела 1-ую Международную научно-практическую конференцию "Пантюркизм национальная безопасность России". Эмблемой форума был избран Георгий победоносец поражающий своим копьем серого волка, символизирующего злобный и хищный пантюркизм. Кстати, очень интересны методы борьбы с пантюркизмом на территории бывего СССР при том, что здесь на своих родных исконных местах проживали до 1991 года почти все тюркские народы кроме турок и уйгуров

Ясно, что если сверху (Независимая газета - "реакционная сущность", "Время Новостей - "щупальца Турции") нам пытаются доказать, что пантюркизм тюркам опасен, то нам, тюркам, надо разобраться с этим самим - без подсказок!

Мое мнение, пантюркизм еще должен заявить о себе как сила, способная объединить максимально все тюркские народы независмо от вероисповедания в борьбе за их национальные интересы, можно сказать, как "тюркский профсоюз", причем этот профсоюз должен быть без мафии и без подкормки-диктовки из Москвы, Анкары и откуда бы то ни было. Впрочем в отношениях тюркских народов с Турцией должны разобраться опять таки сами тюрки - без помощи России, США, Всемирного еврейского конгресса, университета Аль-Азхар - то есть, без добрых и недобрых советчиков!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...